Научная статья на тему 'Злоупотребление должностными полномочиями'

Злоупотребление должностными полномочиями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6319
989
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ / СЛУЖЕБНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / СЛУЖЕБНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / СЛУЖАЩИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / СУЩЕСТВЕННОЕ НАРУШЕНИЕ / ВРЕД / ФИЗИЧЕСКИЙ ВРЕД / МАТЕРИАЛЬНЫЙ ВРЕД / МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД / ТЯЖКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / ABUSE OF OFFICIAL POWERS / OFFICIAL POWERS / OFFICIAL POSITION / OFFICIALS / CIVIL SERVANTS / EMPLOYEES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES / ESSENTIAL VIOLATION / HARM / PHYSICAL HARM / MATERIAL HARM / MORAL HARM / SERIOUS CONSEQUENCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давитадзе Мевлуд Демуралович

Рассматриваются злоупотребления должностными полномочиями. Дана уголовно-правовая характеристика рассматриваемого деяния. Раскрываются понятия должностного полномочия и служебного положения. С учетом анализа конструкции состава ст. 285 УК РФ предлагаются новая редакция ч.2 указанной статьи и включение в нее ч. 4, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение международного договора и общепризнанных принципов международного права, причиняющее существенный вред законным интересам Российской Федерации и ее репутации на международной арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abuse of office

The article is devoted to abuse of official authority. In it the author gives the criminal-legal characteristic of the considered act. The concepts of official authority and official position are revealed. Taking into account the analysis of the structure of Art. 285 of the criminal code, a new version of part 2 of this article and the inclusion of part 4, providing for criminal liability for violation of an international Treaty and generally recognized principles of international law, causing significant harm to the legitimate interests of the Russian Federation and its reputation in the international arena.

Текст научной работы на тему «Злоупотребление должностными полномочиями»

УДК 67 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10265

ББК 34 © М.Д. Давитадзе, 2019

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Мевлуд Демуралович Давитадзе, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, доктор юридических наук, профессор

Одинцовский филиал МГИМО (143007, Одинцово, ул. Ново-Спортивная, д. 3) E-mail: md2063@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются злоупотребления должностными полномочиями. Дана уголовно-правовая характеристика рассматриваемого деяния. Раскрываются понятия должностного полномочия и служебного положения. С учетом анализа конструкции состава ст. 285 УК РФ предлагаются новая редакция ч.2 указанной статьи и включение в нее ч. 4, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение международного договора и общепризнанных принципов международного права, причиняющее существенный вред законным интересам Российской Федерации и ее репутации на международной арене.

Ключевые слова: злоупотребление должностными полномочиями, служебные полномочия, служебное положение, должностные лица, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, существенное нарушение, вред, физический вред, материальный вред, моральный вред, тяжкие последствия.

ABUSE OF OFFICE

Mevlud D. Davitadze, professor of the Department of criminal rights, criminal procedure and criminalistics, doctor of law, professor Odintsovo branch of MGIMO (143007, Odintsovo, ul. Novo-Sportivnaya, d. 3) E-mail: md2063@mail.ru

Annotation. The article is devoted to abuse of official authority. In it the author gives the criminal-legal characteristic of the considered act. The concepts of official authority and official position are revealed. Taking into account the analysis of the structure of Art. 285 of the criminal code, a new version of part 2 of this article and the inclusion of part 4, providing for criminal liability for violation of an international Treaty and generally recognized principles of international law, causing significant harm to the legitimate interests of the Russian Federation and its reputation in the international arena.

Keyword: abuse of official powers, official powers, official position, officials, civil servants, employees of local self-government bodies, essential violation, harm, physical harm, material harm, moral harm, serious consequences.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Давитадзе М.Д. Злоупотребление должностными полномочиями. 2019;(5):114-121.

Злоупотребления должностными полномочиями занимают одно из первых мест среди преступлений коррупционной направленности. Об том свидетельствуют материалы следственной и судебной практики.

Всего на территории РФ за 2018 год был зарегистрирован 1 991 532 преступления, выявлено 931 107 лиц, совершивших преступления. Количество же нераскрытых преступлений в отчетном периоде за 2018 году составило всего 860 408, а в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом было направлено 864 353 дел. Из них 1718 дел по злоупотреблению должностными полномочиями (285 УК РФ), 2784 по получению взятки (290 УК

РФ) и 2299 по даче взятки (291 УК РФ)1.

Однако следует полагать, что указанные показатели далеки от реальной картины, так как многие преступления, особенно коррупционного характера, остаются латентными, в том числе злоупотребления должностными полномочиями.

Согласно оценке международной организации Transparency International, Россия сейчас занимает 135-е место в мировом рейтинге коррупции вместе с Гондурасом и Лаосом2.

1 http://crimestat.ru/offenses_map

2 https://www.newsru.com/russia/09oct2018/corrupt_higher.html

В Совете Европы отмечают, что в России до сих пор слишком большое число должностных лиц пользуются широким иммунитетом от судебного преследования, в том числе за коррупционные преступления, а понятие взятки в российских законах остается слишком узким.

Большинство уголовных дел против депутатов и сенаторов, судя по статистике, вообще не дошли до суда: с 2013 по 2015 год суды вынесли всего один обвинительный приговор в отношении члена федерального парламента, отмечают эксперты Совета Европы. GRECO настаивает, что Россия должна ограничить иммунитет защитой судей, депутатов или сенаторов от давления и вмешательства в их во-леизъявление1. Несмотря на высокий уровень преступлений коррупционного характера, в том числе преступлений, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями в высших эшелонах власти, такие преступления чаще всего остаются вне сферы влияния правоохранительных органов за отдельным исключением, касающимся дел, связанных с бывшими высокопоставленными лицами (министром экономического развития РФ Улюкаевым А.В., сенатором Арашуковым Р.Р., губернаторами Белых Н.Ю., Хорошавиным А.В. и.др.).

Высокий уровень преступных деяний, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями, имеет место, прежде всего, в следующих сферах: государственное управление, финансово-кредитная и банковская сфера, приватизация стратегических объектов, отдельные отрасли экономики, сфера военных заказов и Роскосмоса, строительство дорожной инфраструктуры и стратегических объектов, сельское хозяйство, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения в правоохранительной системе. Как известно, злоупотребление должностными полномочиями в указанных и иных сферах без использования служебного положения не представляется возможным.

Рассматриваемое противоправное деяние причиняет существенный вред не только интересам службы в государственных органах и органах местного самоуправления, но и, что очень важно, авторитету и репутации государственной власти в РФ на различных уровнях, в том числе на международном арене.

Учитывая необходимость и важность борьбы со злоупотреблением должностными полномочиями, законодателем в ст. 285 действующего УК РФ предусматривается уголовная ответственность за указанные действия.

Устанавливая уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями,

1 https://aqparat.info/news/2018/10/09/9010601-genprokuratura priznala_rost_chisla_korr.html

законодатель четко определил соответствующий объект уголовно-правовой охраны.

В качестве основного непосредственного объекта указанного противоправного деяния выступает нормальное функционирование государственного механизма (аппарата), т.е. органов государственной власти, интересов государственной службы и органов местного самоуправления, государственных корпораций, государственных компаний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольных пакетов акций, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований страны.

В качестве же дополнительного объекта выступают права человека и гражданина, а также законные интересы организаций и государства.

Объективная сторона данного преступления согласно ч. 1 ст.285 УК РФ выражается:

1) в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (в форме действия либо бездействия);

2) в наступлении последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3) в причинно-следственной связи между деянием и последствием.

Злоупотребление должностными полномочиями может выражаться в разнообразных формах и в конкретных действиях (бездействии), в частности: предоставление определенных льгот без законных на то оснований, нарушение финансовой дисциплины, сокрытие хищений, неосновательная передача имущества в пользование физическим и юридическим лицам без законного на то основания, покровительство и продвижение по службе и т.д.

Совершение деяния вопреки интересам службы — это, прежде всего, его противоправность. Любое должностное преступление нарушает определенные правовые предписания. При этом само деяние формально может определяться в рамках служебных полномочий, но при этом совершение должностным лицом данного деяния вопреки интересам службы нарушает требования закона, в соответствии с которым определены цели, задачи, функции и основные направления деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и иных субъектов государственно-властных отношений и их должностных лиц.

Согласно п.15 Постановления пленума ВС РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномо-

чиями и превышении должностных полномочий» (далее — указанное Постановление), под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы судам следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями.

В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен) и т.д. При этом злоупотреблением должностными полномочиями должны быть признаны только действия соответствующих лиц в связи с осуществлением ими служебных полномочий в рамках законодательства России и его субъектов вопреки интересам службы.

Для правильной квалификации и применения нормы УК РФ о злоупотреблении должностными полномочиями необходимо установить круг и характер полномочий (прав и обязанностей) должностного лица и подробно проанализировать содержание нормативно-правовых актов, в силу которых должностные лица наделены теми или иными полномочиями, и выяснить конкретно в каких деяниях выражается злоупотребление. Важное значение при этом имеет установление мотива, цели и фактического обстоятельства совершенного противоправного деяния, а также наличие причинной связи между деянием должностного лица и наступившими последствиями, причинившими существенный вред охраняемым интересам личности, общества и государства или повлекшими тяжкие последствия.

Как известно, в действующем уголовном законодательстве отсутствует понятие должностных полномочий.

Под должностными (служебным) полномочиями следует понимать полномочия (права и обязанности) должностных (служащих) лиц, которыми они наделены соответствующими нормативно-правовыми актами в рамках занимаемой должности.

Под использованием служебных полномочий вопреки интересам службы признаются только те деяния должностных (служащего) лиц, которые

были осуществлены в рамках служебных полномочий. На наш взгляд, в качестве основания уголовной ответственности следует признать использование должностным (служащим) лицом вопреки интересам службы не только должностного полномочия, но и положения должностного лица.

Если должностные полномочия позволяют соответствующему лицу использовать их вопреки интересам службы в рамках служебного полномочия, положение и авторитет должностного (служащего) лица могут быть использованы для оказания влияния над другим субъектом государственной службы действовать вопреки интересам службы, повлекшее последствия указанной в ч.1 и 3 ст. 285 УК РФ. При этом использование лицом личных отношений, не связанных со злоупотреблением должностными полномочиями вопреки интересам службы, не должно рассматриваться как уголовно-наказуемое деяние. Если деяния должностного (служащего) лица вопреки интересам службы были совершены с целью предотвращения существенного вреда охраняемым интересам личности, общества и государства, подобные действия необходимо квалифицировать как действия в условиях крайней необходимости, исключающей уголовную ответственность.

Кроме того, согласно п. 14. указанного пленума не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ). Вместе с тем должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное статьей 285 УК РФ, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации со ссылкой на часть 3 или часть 4 статьи 33 УК РФ.

Как уже было сказано, злоупотребления должностными полномочиями могут быть совершены как путем действия, так и бездействия. Для вменения бездействия должностному (служащему) лицу необходимо установить, какие обязанности или предписания согласно и в рамках соответствующего нормативно-правового акта подлежали исполнению и имелись ли у должностного лица соответствующие условия и возможности для их исполнения.

Состав злоупотребления служебными полномо-

чиями материальный и считается оконченным, если оно повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч.1 ст. 285 УК РФ) либо тяжкие последствия (ч.3 ст.285 УК РФ).

В случае отсутствия в результате злоупотребления должностным (служащим) лицом своих служебных полномочий, указанных в ч.1 и 3 ст. 285 УК РФ последствий, т. е. признания вреда несущественным или не тяжким, ответственность в рамках ст. 285 УК РФ исключается.

Степень оценки существенного нарушения прав и тяжести вреда в рамках ст. 285 УК РФ носит ситуативный, оценочный характер и в основном зависит, во-первых, от состояния и содержания нормативно-правовых актов, регламентирующих объем соответствующих прав субъектов общественных отношений, действующих на момент совершения указанного преступления и, во-вторых, от социально-экономического положения в стране (регионе), благодаря которому и определяется уровень благосостояния общества, а также размер и вид тяжести причиненного ущерба.

При оценке существенности вреда также необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.

По своему содержанию причиненный, т.е. существенный или тяжкий вред, может носить физический, моральный или материальный характер.

Под существенным нарушением прав граждан или организаций в рассматриваемом контексте понимается нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.) федеральными конституционными, федеральными, в том числе законами субъектов Российской Федерации.

Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления (или превышения) должностными (служебными) полномочиями следует понимать создание препятствий

в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих общепризнанными принципам, нормам права и общественной нравственности.

Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. от 6.02.2007) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Под имущественным же ущербом (материальным ущербом, имущественным вредом) следует понимать вред, причиненный имущественному положению юридического или физического лица вследствие злоупотребления лицом должностными (служебными) полномочиями.

В процессе квалификации содеянного по оценке имущественного вреда, причиненного физическому лицу в качестве существенного, следует учитывать как стоимостное выражение имущественного ущерба упущенной выгоды, так и материальное положение потерпевшего на момент совершения рассматриваемого противоправного деяния.

А при оценке имущественного вреда, причиненного юридическим лицам, в качестве существенного, следует учитывать стоимостное выражение материального ущерба, его значение для их функционирования, а также материальные потери и упущенную выгоду, связанные с нарушением нормального функционирования юридического лица.

Следует отметить, что стоимостное выражение такого вреда устанавливается действующим

законодательством на момент совершения преступления (в том числе и в иностранной валюте, если поврежденное имущество было приобретено на законном основании на валюте).

Под Физическим вредом следует понимать нарушение функционирования человеческого организма, связанного с причинением лицу телесных повреждений, расстройством здоровья различной степени тяжести или лишением жизни.

Под тяжкими последствиями как особо квалифицирующим признаком указанного преступления, предусмотренным частью 3 статьи 285 УК РФ, согласно п. 21 вышеуказанного пленума следует понимать последствия в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.д.

В качестве субъекта злоупотребления должностными (служебными) полномочиями выступают специальные субъекты, которые различаются между собой в зависимости от статуса и должностных (служебных) полномочий, а также содержания и объема возложенных на них полномочий. В качестве таковых могут выступать должностное лицо, представитель власти, государственный служащий и служащий органов местного самоуправления, постоянно или временно, или по специальному полномочию выполняющий /осуществляющий организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В примечании ст. 285 УК РФ в качестве субъектов указанного преступления понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (п.2), лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (п.3), государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, которые несут уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями (п.4). В качестве такого лица следует понимать только

главу муниципального образования, т.е. высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно примечания п. 1 ст.285 УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Под специальными полномочиями понимаются осуществление лицом функции должностного лица или представителя власти, или исполнение организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя).

Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени (например, функций руководителя по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации) или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии соответствующего образования, при наличии судимости препятствующее занят ту или иную должность и т.п.), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или

организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, иные лица правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Согласно примечанию к ст. 319 УК РФ представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Под организационно-распорядительными функциями, согласно п. 4. Постановлений ПВС ВС РФ от 16 октября 2009 г. N19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий», понимаются полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Под административно-хозяйственными функциями понимаются полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на

балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, осуществлению контроля за движением материальных ценностей и т.д.).

Под государственным органом понимается структурный элемент механизма (аппарата) государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.

А под органами местного самоуправления понимаются органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на конкретной территории и наделенные для этого соответствующими полномочиями.

К органам местного самоуправления относятся: представительный орган муниципального образования и глава муниципального образования.

Согласно ст. 123.22. ГК РФ, государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением, порядок финансового обеспечения которых определяется законом.

Государственной корпорацией согласно ст. 7.1 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях» признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная на оснований федерального закона для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Государственной компанией, согласно ст. 7.2 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях», признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.

А под Унитарным предприятием, согласно ч.1 ст. 2 Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или

муниципальному образованию.

Под акционерным обществом, согласно ст. 2 Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018), признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Под вооруженными силами Российской Федерации понимается государственная военная организация, предназначенная для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооружённой защиты территориальной целостности и неприкосновенности её территории.

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями наступает только в случаях, если оно совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, что характерно указывают на вину в виде прямого умысла и которое повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства или наступлению тяжкого последствия.

Как известно, корысть или иная личная заинтересованность являются главным мотивом злоупотреблений должностными полномочиями. В связи с этим при решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) виновного данного состава преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, под признаками субъективной стороны, кроме умысла, следует понимать:

• корыстную заинтересованность — стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду, блага материального, т.е. имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.);

• иную личную заинтересованность — стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Как использование должностным (служащим) лицом своих служебных полномочий (или положе-

ний) вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

Отсутствие мотива корыстной иной личной заинтересованности при злоупотреблении должностными полномочиями исключает уголовную ответственность по ст. 285 УК РФ.

В случае, когда доказательство наличия у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности при совершении действий, повлекших существенное нарушение чужих прав и интересов, затруднительно, картина правонарушения меняется. При таких обстоятельствах виновному будут предъявлены обвинения только за те деяния, которые стали следствием злоупотребления должностными полномочиями.

Квалифицированным составом преступления (ч. 2 ст. 285 УК РФ) является совершение указанного преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления при наличии вышеуказанных признаков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особо квалифицированным признаком злоупотребления должностным (служащим) лицом своим служебным положением (ч. 3 ст.285 УК РФ) является совершение деяния указанной в ч.1 ст. 285 УК РФ, повлекшие тяжкие последствия. К подобным деяниям могут быть отнесены: крупные аварии, длительные остановки транспорта или производственного процесса, иное нарушение деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п. При этом необходимо, чтобы кроме указанных вредных последствий имелись и другие предусмотренные законом признаки состава должностного злоупотребления. Наступившие последствия должны находиться в причинной связи с совершенными должностным лицом действиями (бездействием). Отсутствие причинной связи исключает уголовную ответственность должностного лица.

В отличие от злоупотребления должностными (служебными) полномочиями (ст. 285 УК РФ) ответственности за превышения должностных (служебных) полномочий (статья 286 УК РФ), согласно п.19 вышеуказанного постановления Пленума ВС РФ, наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли су-

щественное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

Анализируя материалы судебной и правоприменительной практики, следует отметить, что нередко злоупотребление должностными полномочиями совершается группой лиц по предварительному сговору, однако такой квалифицирующий признак в конструкции статьи 285 УК РФ отсутствует, в связи с чем считаем целесообразным ч.2 ст. 285 УК РФ изложить в следующей редакции:

2. То же деяние, совершенное:

а) лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

б) группой лиц по предварительному сговору

Кроме того, с учетом современных реалий было

бы приемлемо дополнить конструкцию ст. 285 УК РФ частью 4, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение международного договора

и общепризнанных принципов международного права, причиняющее существенный вред законным интересам Российской Федерации и ее репутации на международном арене или в особенную часть УК РФ включить отдельную норму, предусматривающую ответственность за аналогичные действия.

Установление ответственности за указанные деяния позволит восполнить существенный недостаток действующего УК РФ в части защиты общепризнанных принципов международного права. Как известно, согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Положение данной нормы нашло свое отражение в ч. 2 ст. 1 УК РФ, в которой указывается, что УК РФ основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права. Соответственно, наличие нормы об уголовной ответственности за нарушение общепризнанных принципов международного права и будит являться гарантом их соблюдения.

Криминология

Криминология. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. Г.А. Аванесова. 447 с. Гриф МО РФ. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».

Учебник посвящен изучению криминологии как науки, преступности - как социально-правового явления. Рассматриваются история криминологической науки, методология и методы криминологического исследования; особенности личности преступника и механизм совершения конкретных преступлений, меры их предупреждения, факторный анализ преступности.

Наряду с общими вопросами, касающимися преступности в целом, анализируются криминологические особенности и меры предупреждения насильственной, организованной, рецидивной и профессиональной, неосторожной преступности; преступлений против собственности, преступлений в сферах экономической деятельности, преступности несовершеннолетних и женщин. Приведен словарь криминологических терминов.

Для студентов юридических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.