Научная статья на тему 'Злоключения проекта по созданию в России национальных технопарков в сфере высоких технологий'

Злоключения проекта по созданию в России национальных технопарков в сфере высоких технологий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Злоключения проекта по созданию в России национальных технопарков в сфере высоких технологий»

много примеров реализации менее крупных проектов модернизации, связанных с покупкой современного оборудования и технологий под заключенные госконтракты. Вопрос, по большому счету, при таком подходе остается за выбором - что конкретно закупать, приоритеты и кто конкретно будет нести ответственность за результат. Например, не полетел SuperJet в 2008 г. как обещали, руководитель и министр (г-да Погосян и Ливитин) в отставку. Если планируем пересесть на среднемагистральный Ан-148, то необходим твердый заказ по 100 самолетов на каждый год в течение 5 лет. Или 10 судов береговой охраны ежегодно в течение 8 лет и т.п. А для того, чтобы избежать секвестра и прочих финансовых неурядиц, устанавливаем приоритеты. Например, Ан 148 - безусловно. Корабли же при средней стоимости нефти 78 $/баррель и выше.

И еще одно важнейшее замечание. Точками приложения усилий по модернизации в рамках обсуждаемого подхода должны быть объекты, располагающие собственным потенциалом технологической поддержки. Например, одна из наиболее проблемных отраслей - гражданское кораблестроение. Верфи, кадры, технологические заделы (Архангельск, Астрахань) - практически разрушены. Здесь придется начинать «с нуля» - нечего модернизировать - возможно, опираясь на импортные технологии, но под собственные заказы и с производством на собственной территории. Та же ситуация, как кажется, и в авиационном двигателестроении. А вот космос, машиностроительный комплекс (вернее его осколки) - дают определенные шансы. Но это, к сожалению, как раз та область, где информация традиционно грифуется, что только усугубляет ситуацию [2].

И, наконец, общие выводы. Пока государственный интерес в лице своего менеджмента (корпорация «Россия») ориентирован на обслуживание экспортного сырьевого потока, ждать глобального улучшения хозяйственной перспективы не приходится. В этом смысле глобальный экономический кризис - единственный шанс для модернизации в России [2]. Причем чем более глубокий, тем больше шансы на институциональные перемены. Но этот же вывод внушает безусловный оптимизм - чтобы не произошло - нам все на пользу - и задача трансформируется в готовность к переменам: формированию стабильного спроса на продукцию отечественного производства.

Список литературы

1. Лагута В.С. Наукоемкий продукт: практические вопросы разработки и реализации // Компетентность. - 2007. - № 2.

2. Лагута В.С. Экономический кризис в России - реальный шанс для технологических инноваций // Компетентность. - 2009. - № 2.

Лаптев А.А.

к.э.н., персональный сайт: http://aalaptev.narod.ru, E-mail: alekslaptev@mail.ru

ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ В РОССИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОПАРКОВ В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Среди граждан России бытует расхожее заблуждение в том, что первые технопарки в сфере высоких технологий появились в России только в XXI-веке.

Между тем, первый технопарк в СССР был организован в городе Томске в 1988 году. При этом он был создан не по образу и подобию «Силиконовой Долины» США (как это принято считать), но на основе опыта одного из инно-регионов Франции. Затем в течение того же года в СССР появились: технопарк (научно-технологический парк) МГУ (Москва) и технопарк города Зеленоград. Технопарками, в определенном смысле, также можно считать достаточно популярные в СССР во второй половине прошлого века академгородки.

Однако системный и целенаправленный подход к созданию на территории России полноценных технопарков получил свое развитие и практическую реализацию уже в наши дни - по факту начала реализации государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной (утвержденной) распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р [1]. Информирование граждан РФ по данному вопросу осуществляется государством на Информационном портале «Технопарки России» (http://www.technoparks.ru).

В широком смысле данного понятия «технопарки» - это специальные организации, в которых объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь.

Более точные формулировки термина «Технопарк» и близких к нему по смысловой нагрузке понятий «бизнес-инкубатор» и «Инновационный центр» приводятся на Федеральном портале по научной и инновационной деятельности (http://www.sci-innov.ru/) [2] и выглядят следующим образом:

«Технологический парк (технопарк, ТП)» - субъект инновационной инфраструктуры, осуществляющий формирование условий, благоприятных для развития предпринимательства в научно-технической сфере при наличии оснащенной информационной и экспериментальной базы и высокой концентрации квалифицированных кадров. ТП является формой территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Часто технопаркам предоставляется льготное налогообложение.

«Бизнес-инкубатор (технологический инкубатор, фирма-инкубатор)» - субъект инновационной инфраструктуры, созданный с целью образования новых предприятий, рабочих мест и экономического развития региона на

основе комплексного метода организации инновационного процесса. Различают субъекты трех типов: бесприбыльные -субсидируемые местными органами, организациями; прибыльные - частные организации; филиалы высших учебных заведений.

«Инновационный центр» - субъект инновационной инфраструктуры, осуществляющий совместные исследования с фирмами, обучение студентов, переподготовку и повышение квалификации обучающихся кадров основам инновации и организующий новые коммерческие компании, которые финансирует на стадии их становления. ИТЦ в отличие от НИИ практически реализует принцип: производить то, что можно продать. В этом случае лидером проекта становится менеджер (бизнес-лидер). ИТЦ следует требованиям рынка и востребованность (конкурентоспособность) товара заложена в нем изначально. Преимущество ИТЦ перед НИИ - это «необремененность» запасом технологий и отсюда безинерционность, мобильность, тонкое чувство рынка.

Все эти три понятия в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» [3] объединены в обобщенную категорию национальной «инновационной инфраструктуры», включающую в себя «организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации)». В свою очередь, в соответствии с «Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (утвержденными Правительством РФ 05.08.2005 № 2473п-П7) [4] эти же инновационно-ориентированные организации являются составной частью «инфраструктуры инновационной системы» - как «совокупности субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.».

Однако вернемся к ныне действующей государственной программе «Создание в России технопарков в сфере высоких технологий», функции по обеспечению координации работ по реализации которой возложены на Минин-формсвязи/Минкомсвязи России (в реализации программы также участвуют Минобрнауки России, Минфин России и Минэкономразвития России).

В соответствии с текстом данного законодательного акта понятие «Технопарки в сфере высоких технологий» законодательно конкретизировано и описывается следующим образом:

- технопарки в сфере высоких технологий объединяют предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий, научные организации, учебные заведения, обеспечивающие научный и кадровый потенциал таких предприятий, а также иные предприятия и организации, деятельность которых технологически связана с организациями указанных отраслей или направлена на их обслуживание. Инфраструктура технопарков в сфере высоких технологий состоит из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры. В технопарках в сфере высоких технологий могут осуществлять свою деятельность организации, оказывающие юридические, финансовые, информационно-технологические, маркетинговые и другие услуги, а также бизнес-инкубаторы, деятельность которых направлена на реализацию венчурных проектов в сфере высоких технологий;

- в создании технопарков в сфере высоких технологий должны принимать участие учреждения высшего профессионального и послевузовского образования и научные учреждения, которые выступают инициаторами, заказчиками и соисполнителями исследований и перспективных разработок в сфере высоких технологий и осуществляют подготовку квалифицированных специалистов в сфере высоких технологий;

- в целях обеспечения функционирования технопарков в сфере высоких технологий образуется координирующий орган, в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, отраслевых ассоциаций, научных и образовательных учреждений, а также представители инвесторов технопарков в сфере высоких технологий. Координирующий орган создается совместным решением Министерства информационных технологий и связи РФ и администрации субъекта РФ.

- функции по созданию технопарка в сфере высоких технологий и управлению им осуществляет управляющая компания. Порядок выбора управляющей компании, перечень ее функций и полномочий, а также порядок и условия взаимодействия с организациями, участвующими в создании объектов технопарков в сфере высоких технологий, и компаниями, расположенными на территории технопарка в сфере высоких технологий, определяются координирующим органом.

- важной отличительной особенностью технопарков в сфере высоких технологий, создаваемых в рамках Программы, является то, что объекты их инфраструктуры создаются в том числе за счет средств бюджета Российской Федерации. При этом средства, полученные управляющей компанией в результате своей деятельности по обеспечению функционирования и развития технопарка в сфере высоких технологий, используются исключительно на проведение мероприятий, связанных с развитием инфраструктуры технопарка в сфере высоких технологий, и маркетинговых мероприятий, направленных на поддержку российских высокотехнологичных предприятий при их выходе на мировой рынок.

Конкретными же Целями Программы являлись обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны. Для достижения указанных целей предполагалось:

• создать в Российской Федерации технопарки в сфере высоких технологий;

• развивать российские высокотехнологичные производства;

• стимулировать развитие других отраслей экономики, в том числе за счет использования современных технологий, высокотехнологичной продукции и услуг;

• повышать инвестиционную привлекательность высокотехнологичных отраслей экономики, обеспечивать увеличение объемов иностранных инвестиций;

• создавать условия для размещения международными высокотехнологичными компаниями своих производств на территории Российской Федерации;

• увеличивать объем экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, производимых российскими предприятиями в сфере высоких технологий.

В практической плоскости данные Цели Программы нашли свое отражение в продекларированных Правительством РФ основных этапах реализации Программы:

• 2006-2007 годы - создание органов управления технопарками в сфере высоких технологий, проведение предпроектных и проектных работ для начала строительства, подготовка базовой инфраструктуры, строительство объектов, разработка программы, направленной на продвижение российских высокотехнологичных предприятий на мировой рынок, реализация маркетинговых и других организационных мероприятий;

• 2008-2010 годы - развитие инфраструктуры технопарков в сфере высоких технологий, привлечение ведущих мировых высокотехнологичных компаний для размещения своих производств в технопарках в сфере высоких технологий, реализация программы, направленной на продвижение российских высокотехнологичных предприятий на мировой рынок.

Технопарки в сфере высоких технологий в 2006-2010 годах планировалось создать на территориях Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Кемеровской, Тюменской областей, Республики Татарстан и г. Санкт-Петербурга.

На данные цели (при обязательном условии, что размер субсидии не может превышать 50 процентов общей суммы расходов на создание и развитие объектов технопарков, предусмотренной проектно-сметной документацией) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 Декабря 2007 г. № 904 «О порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на создание технопарков в сфере высоких технологий» (в редакции 1111 РФ от 27.01.2009 № 64, от 10.03.2009 № 219, от 03.10.2009 № 798 и от 30.12.2009 « 1139) из Федерального Бюджета РФ было выделено:

Таблица 1

Распределение в 2007-2010 гг. субсидий из Федерального Бюджета РФ на создание и развитие объектов технопарков в сфере высоких технологий

Субъект РФ (город, отраслевая специализация технопарка): Размер финансирования (тыс. рублей)

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

1 2 3 4 5

1. Калужская область - технопарк «ОБНИНСК» в г. Обнинске: а) объект ИАТЭ - ядерные технологии, информационные технологии -http://www.technoparks.ru/technoparks/Kaluga б) объект РМЦ - Медицина: научные исследования, высокотехнологичного лечения пациентов со злокачественными опухолями и заболеваниями сердечно-сосудистой системы Биология и фармация; Синтез лекарственных средств и пищевых добавок; Биологические средства защиты растений и животных; Безопасность и контроль качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов; Новые материалы; Керамические и стекломатериалы; Материалы для микро- и наноэлектроники; Мембранные технологии; Программное обеспечение. http://old.admoblkaluga.ru/innov/ 513 000 409 711,3 * *

2. Московская область - технопарк в муниципальном образовании «город Черноголовка» — химия, информационные технологии 47 000 47 210 * *

Московская область - технопарк в Дмитровском районе Московской области - информационные технологии 42 500 50 000 * *

3. г. Санкт-Петербург - технопарк «Ингрия» - биотехнологии и медицина, информационные технологии и телекоммуникации, материаловедение, химия и нанотехноло-гии, экология и природопользование. http://www.technoparks.ru/technoparks/saint_petersburg http://www.ingria-park.ru/ 152 200 160 000 * *

4. Республика Татарстан - технопарки в г. Казани а) Технопарк «1Т-парк» - Связь и телекоммуникации; ИТ и программное обеспечение; Образование и обучение. http://www.technoparks.ru/technoparks/tatarstanit б) Технополис «Химград» - Химические и нефтехимические технологии ( Технологии переработки полимеров, Разработка новых материалов (нанотехнологии), Малотоннажная химия); Приборостроение: нефтегазохимический комплекс, энергетический комплекс; Машиностроение и металлообработка; Промышленность строительных материалов; Медицина. http://www.technoparks.ru/technoparks/tatarstan 209 610 596 440 769 604,7 454 623,2

5. Нижегородская область - технопарк в дер. Анкудиновке — Связь, телекоммуникации, программное обеспечение; Биотехнологии, медицинские технологии, фармация; Приборостроение, машиностроение, электронная техника; Химические технологии и разработка новых материалов. http://www.technoparks.ru/technoparks/nnovgorod 340 000 248 138,7 264 145,3 199 673,2

1 2 3 4 5

6. Новосибирская область - «Технопарк Новосибирского Академгородка» в г. Новосибирске - информационные и телекоммуникационные технологии (программное обеспечение); биотехнологии, фармация и биомедицина; научное приборостроение и наукоемкое оборудование; силовая электроника, а так же новые материалы, машиностроение, тонкие химические технологии. http://www.technoparks.ru/technoparks/novosibirsk 342 250 388 500 311 250 194 227,6

7. Тюменская область - технопарк в г. Тюмени - геологоразведка нефтегазовых месторождений; бурение и добыча нефти и газа; хранение и транспортировка нефти и газа; переработка продуктов нефти и газа, а также - рациональное природопользование и защита окружающей среды, энергосбережение и разработка нетрадиционных источников энергии, новые материалы, строительные технологии. http://www.technoparks.ru/technoparks/Tumen 298 906 300 000 - -

8. Кемеровская область - «Кузбасский Технопарк» в г. Кемерово (с 2007 г.): Агро-технологии; Безопасность и приборостроение; Высокие медицинские технологии; Добыча полезных ископаемых; Машиностроение; Технологии строительных материалов; Угледобыча и переработка угля; Химическая промышленность; Экология и переработка отходов; Энергетика. http://www.technopark42.ru/, http://www.technoparks.ru/technoparks/kemerovo - 100 000 100 000 72 608,5

9. Республика Мордовия - технопарк в г. Саранске (с 2008 г.) - оптические (оптические и оптико-электронные приборы, приемники оптического излучения, волоконная, нано и интегральная оптика, лазерные приборы, оптоволоконное оборудование, светотехника) и электронные технологии (оптоэлектроника, лазерные технологии и наноструктуры, энергосберегающие технологии, электротехника, компоненты со сверх характеристиками, АСУ) - http://www.technoparks.ru/technoparks/mordovia - - 456 979,5 580 867,5

* по решению Минкомсвязи РФ финансирование было приостановлено

Успешная реализация вышеприведенных этапов реализации Программы на практике должна была к 2010 году привести к созданию в России многочисленных и обладающих развитой инженерной, транспортной, социальной, производственной и жилой инфраструктурой технопарков в сфере высоких технологий. При этом стоимость совокупного объема произведенных в результате деятельности технопарков в сфере высоких технологий продукции и оказанных услуг ожидалась на уровне 100 млрд. рублей.

Однако, как это, увы! традиционно происходит в национальной экономике России испокон веков, реальный ход выполнения программы, приведенный на федеральном Информационном портале «Технопарки России» (http://www. technoparks.ru/process/), имел мало общего с предварительным планом реализации государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной (утвержденной) распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р.

В частности, хронология проекта (ход выполнения программы) имеет следующий вид:

• 10 марта 2006 г.: Утверждена Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от № 328-р.);

• 20 декабря 2007 г.: Принято Постановление Правительства РФ № 904 «О порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на создание технопарков в сфере высоких технологий»;

• Декабрь 2007 г.: Из средств федерального бюджета на создание технопарков в 2007 г. выделено 1945,5 млн. рублей;

• 2007 г.: в большинстве технопарков началась разработка проектно-сметной документации;

• 17 ноября 2008 г. Утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжением Правительства Российской Федерации от № 1662-р);

• Декабрь 2008 г.: Из средств федерального бюджета на создание технопарков в 2008 г. выделено 1633 млн. рублей;

• 2008 г.: в большинстве технопарков началось полномасштабное строительство объектов инфраструктуры;

• 23 декабря 2008 г. Правительственной комиссией по транспорту и связи (Протокол № 4) Минкомсвязи России было поручено провести мониторинг степени готовности технопарков в сфере высоких технологий и представить предложения о целесообразности их дальнейшей государственной поддержки;

• 27 января 2009 г. Постановлением правительства РФ № 64 в состав субъектов, в которых осуществляется строительство технопарков по линии Минкомсвязи, включена Республика Мордовия;

• Январь-март 2009 г.: Проведен мониторинг степени готовности технопарков в сфере высоких технологий (Правительственная комиссия по транспорту и связи Минкомсвязи России 31 марта 2009 г.).

Основные выводы:

1. Технопарки не развиваются согласно приоритетам, заложенным в Программе;

2. Направления деятельности технопарков зачастую являются не профильными для Минкомсвязи;

3. У регионов отсутствуют четкие концепции создания технопарков;

4. Имеет место избыточность проектов и смещение акцентов на создание инженерной инфраструктуры.

Решения:

1. Сокращение федерального финансирования программы строительства технопарков на 1,098 млрд. руб.;

2. Корректировка концепций и бизнес-планов развития технопарков с целью приведения их в соответствии с Программой;

3. Постоянный мониторинг хода реализации Программы;

• Апрель-Июнь 2009 г.: Разработана унифицированная система мониторинга хода реализации Программы -система бизнес-планирования. Технопарки приступили к корректировке бизнес-планов и концепций развития на 20092010 гг. с учетом установок Министерства и новых внешнеэкономических факторов;

• Июль 2009 г.: На совещании Межведомственной комиссии по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий (Протокол от 10 июля 2009 г. № П13-4-08-845вн):

1. Утверждены бизнес-планы и принято решение о продолжении финансирования строительства технопарков в субъектах: Республика Татарстан, Новосибирская область, Кемеровская область, Нижегородская область, Республика Мордовия (в сокращенном объеме);

2. Принято решение о прекращении финансирования строительства технопарков в субъектах: Тюменской области, Московской области, Калужской области и г. Санкт-Петербурга на период 2009-2010 гг. Вопрос о возобновлении финансирования строительства указанных технопарков будет рассматриваться в случае пролонгации Программы на период до 2014 г.

В результате вышеприведенного развития событий многократно скорректированный (практикой и экономическими реалиями национальной экономики) план финансирования государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» к середине 2010 года уже имел вид, приведенный в Таблице 2 (см. также http://www.technoparks.ru/terms/).

Таблица 2

Скорректированный (по фактическим результатам и по состоянию на 01.01.2010 г.) план финансирования государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков

в сфере высоких технологий»

2007 г. 2008 г. 2009 г.

Перечислено | Освоено Перечислено | Освоено План

ВСЕГО:

Федеральный бюджет 1 945 466 279 000 1 633 079 1 806 877 1 601 980

Региональный бюджет 1 361 864 559 935 2 830 319 2 018 866 0

Новосибирская обл.

Федеральный бюджет 342 250 279 000 388 500 0 311 250

Региональный бюджет 313 568 245 011 531 000 211 098 650 847

Кемеровская обл.

Федеральный бюджет 0 0 100 000 100 000 100 000

Региональный бюджет 0 0 40 000 40 000

Нижегородская обл.

Федеральный бюджет 340 000 0 248 139 322 737 264 145

Региональный бюджет 340 000 19 491 565 000 493 361

Республика Татарстан (Химград)

Федеральный бюджет 162 622 0 96 440 259 057 100 375,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Региональный бюджет 269 484 0 193 181 121 322

Республика Татарстан (1Т-парк)

Федеральный бюджет 46 988 0 500 000 546 986 519 229

Региональный бюджет 143 379 0 806 819 488 894

Республика Мордовия

Федеральный бюджет 0 0 0 0 306 980

Региональный бюджет 0 0 0 0

Тюменская обл.

Федеральный бюджет 298 906 0 300 000 568 679 0

Региональный бюджет 294 013 294 013 560 876 560 876

Московская обл. (Черноголовка)

Федеральный бюджет 47 000 0 0 0 0

Региональный бюджет 0 0 0 0

Московская обл. (г. Дмитров)

Федеральный бюджет 42 500 0 0 0 0

Региональный бюджет 0 0 0 0

г. Санкт-Петербург

Федеральный бюджет 152 200 0 0 0 0

Региональный бюджет 1 420 1 420 90 100 90 100

Калужская обл.

Федеральный бюджет 513 000 0 0 9 418 0

Региональный бюджет 0 0 43 343 13 215

Таким образом, всего на период 2007-2010 гг. из Федерального Бюджета РФ на создание национальных технопарков было запланировано (законодательно! - [5]) к выделению - 10,369 482 млрд. рублей, реально же (по данным курирующего проект Минкомсвязи России) перечислено регионам - 5,180 525 млрд. рублей, из которых, в свою очередь, к началу 2010 г. и моменту окончания самой Программы освоено (по данным того же источника) только 2 085 877 млрд. рублей. По другим источникам (со слов самого Министра Минкомсвязи РФ И.О. Щёголева, см. статью «Игорь Щёголев: технопарки - это не отдельные точки роста, а направление, которое должно вырасти в полноценную экосистему», опубликованную 4 июня 2010 г на сайте Комиссия при Президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России - http://www.i-russia.ru/ [5] и сайте самого Минкомсвязи - http:// minkomsvjaz.ru) - в 2007-2009 годах на развитие технопарков в России было выделено 4, 737 396 млрд. руб., что составляет 45%, от общего, запланированного в Программе, объёма финансирования (технопарки г. Санкт-Петербурга, Московской области и Калужской области финансирование не получают). В 2010 году постановлением Правительства Российской Федерации было выделено 1,502 млрд. руб. Итого - за период 2007-2010 гг. - 6,239 396 млрд. руб. (Правда, не совсем понятно, какими законодательными актами регулируется такое расхождение между «выделенными» Федеральным Бюджетом и фактически «перечисленными» регионам суммами?).

При этом, на наш взгляд, важно отметить тот факт, что по словам Д. А. Медведева на проект иннограда в Скол-ково в 2010 году планируется потратить 4,6 млрд. рублей. Если сравнить эту цифру с вышеприведенными фактическими затратами в период 2007-2010 гг. на создание технопарков в 9 регионах России (Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Кемеровской, Тюменской областей, Республики Татарстан и г. Санкт-Петербурга), то можно прийти к весьма неутешительному выводу о том, что современная российская национальная экономика, как легендарный Боливар О'Генри, не вынесет «двоих». Особенно - в условиях все ещё продолжающегося социально-экономического кризиса.

Другими словами, основным выводом данной статьи является то, что, несмотря на неоднократные заявления Министра Минкомсвязи РФ И.О. Щёголева о том, что общий объём потребностей в субсидиях федерального бюджета (региональным бюджетам субъектов РФ) в случае продления Программы оценивается на период с 2011 до 2014 года в сумму 13,6 млрд. рублей (заявок уже поступило на 20,7 млрд. рублей), перспективы пролонгации в 2010 г. государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» весьма и весьма туманны.

А это, на наш взгляд, означает только одно: каким бы успешным («рентабельным», «эффектным» - с точки зрения иностранных наблюдателей и участников) не был единичный проект иннограда в Сколково, он по определению не способен полностью заменить собой комплексный, глобальный (с точки зрения равноускоренного и эквивалентного инновационного развития всех регионов РФ, а не только одной, отдельно взятой Московской области) процесс ин-новатизации национальной экономики России. Ведь, как известно - один (даже если он и инноград) в поле - не воин. Особенно, если под «полем» нами подразумевается многоукладная экономика такой огромной и неординарной (со всех точек зрения) страны, как Российская Федерация.

Список литературы

1. Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р.

2. «Федеральный портал по научной и инновационной деятельности» - http://www.sci-innov.ru/law/base_terms

3. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы».

4. «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года», утверждены Правительством РФ 05.08.2005 № 2473п-П7.

5. Постановление Правительства РФ от 20 Декабря 2007 г. № 904 «О порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на создание технопарков в сфере высоких технологий» (в редакции ПП РФ от 27.01.2009 № 64, от 10.03.2009 № 219, от 03.10.2009 № 798 и от 30.12.2009 № 1139).

6. «Игорь Щёголев: технопарки - это не отдельные точки роста, а направление, которое должно вырасти в полноценную экосистему», электронная публикация от 4 июня 2010 г на сайте Комиссия при Президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России - http://www.i-russia.ru/ и на сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФ -http://minkomsvjaz.ru

Приложение 1

Наиболее известные технопарки в РФ, не получавшие финансирования из федерального бюджета РФ

• Технопарк «Алабуга» (Татарстан)

• Технопарк «Ворсино»

• Технопарк «Грабцево» (Калуга)

• Технопарк «Калуга-Юг» (Калуга)

• Технопарк «Дубна» - http://www.ntpdubna.ru/

• Технопарк «Дубна» Консалтинг - http://www.imade.ru/

• Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа (Тюмень)

• Технопарк «Идея» (Татарстан) - http://www.tpidea.ru/

• Технопарк ИрГТУ (Иркутск) - http://www.istu.edu/ru/technopark/

• Технопарк «Нагатино-Зил» - Московский бизнес инкубатор (строящийся)-http://www.nagatino-iland.ru/

• Технопарк «Строгино» - http://www.tpstrogino.ru/

• Технопарк РХТУ им Д.И. Менделеева (Москва) - http://www.enviropark.ru/

• Саровский технопарк (Саров) - http://www.itechnopark.ru/

• Технопарк Самарской области - http://technopark-samara.ru/

• Технопарк «Смоленка» (Санкт-Петербург) - http://www.techno-smolenka.ru/

• «Технопарк высоких технологий» (Ханты-Мансийск) - http://www.tp86.ru/

• Переславский технопарк (Ярославская область, г. Переславль-Залесский) - Отраслевая специализация: Нанотехнологии; Упаковка и полиграфия; Переработка пластмасс; Химические технологии и фармакология; Фотохимия; Сверхчистые материалы; Антикризисное управление и реинжиниринг производственных площадок предприятий из сферы высоких технологий - http://logopark.su

Лещёв С.В.

д.филос.н., профессор МИФИ

КОНВЕРГЕНТНАЯ ПАРАДИГМА ИСКУССТВЕННОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НЮАНСЫ

Коммуникативная предельность среды и опосредование в философской антропологии

Паллиативом подлинного существования, истинной витальности в истории мысли выступает «инструментальный разум»1, обнаженная рациональность, чьим прямым воплощение является технология. Но именно в кантианской мере независимости разума от опыта совершается глубинный экзистенциальный порыв - быть «самостью», противопоставленной инертной материи мира. Характер человеческого бытия в любую эпоху определяется мерой его стремления к свободе - и по свободе, обретаемой культурой, следует судить об эволюции ее разумности. Тем не менее, человеческая свобода всегда ютится в области исторического бессознательного, индивидуальность вечно опутана тенями социальных, исторических, духовных левиафанов, - государства, революции, абсолюта. Ткань истории, инкрустированная фрагментами случайности - индивидуальными судьбами - предпочитает вечное конечному, коллекцию экземпляру, метанарратив событию. Нигде в истории экзистенция одиночного духа не обретает в бытии опору той же степени безусловности, в какой оно является ее препятствием.

Безусловность онтологического выбора человека долгое время придавала его существованию особую весомость. Действительно, любая историчность мнится судьбоносной, коль скоро пространство человеческого бытия ограничивается надындивидуальной программатикой социальных институтов, а биологический фундамент взаимодействия человека с космосом представляется незыблемым. Но что если телесная организация, соматическое давление материи на идею не являются окончательными, гармонично предустановленными форматами существования, а категории «предельности», «ограниченности», «конечности» подвержены предсказуемым метаморфозам?

Иллюзия свободы «вещи мыслящей» от отграничений «субстанции протяженности» родилась с открытием внутреннего измерения субъективности (пусть и, до Декарта, в иных терминах). Интроспективная власть воображения в его собственной епархии казалась безграничной, однако, ментального простора хватало до тех пор, пока аналитика разума не привела к дифференцированному пониманию модусов воображения, сознания, психики, их соотношений и нюансов функционирования. Трансцендентальная дедукция категорий, феноменологическая редукция, концепция языковых игр явились примерами столкновения сознания в его ментальном полете с коммуникационной предельностью среды, с невозможностью для разума преодолеть аналитическую, психологическую, нейрофизиологическую, логоцентрическую конечность индивидуального сознания, и для мозга - биологическую константность нервной системы в таксономической ячейке.

Тем самым, проблема коммуникационной предельности среды, примером которой является «ограниченная ра-циональность»2, стала смыслообразующей в вопросах связности когнитивного пространства, созерцательно-рассудочной соизмеримости, селективной и рефлексивной целостности феноменального мира сознания, культурной матрицы и сфер выражения - в самом широком круге антрополого-когнитивных вопросов. Философская антропология не имеет возможности абстрагироваться от среды реализации человеческого существа как такового (именно в этом отношении проекты феноменологии Э. Гуссерля и М. Хайдеггера могут быть рассмотрены как ветви антропологии; обращение к Хайдеггеру, тем не менее, было бы в данном случае иррелевантным, поскольку экзистенциалы «здесь-бытия» (Dasein), не рассматриваются в фундаментальной онтологии как сопровождаемые соответствующим соматическим проводником экзистенциального потока). Конечность и опосредование перестают быть метафизически синонимичными категориями и проявляются в виде естественных морфологических селекций организма. В пределах жизненного единства организма конечность и опосредование каузально взаимосвязаны. Морфологический фундамент подобной

1 М. Хоркхаймер.

2 Г. Саймон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.