Научная статья на тему 'Зло как составляющая морали'

Зло как составляющая морали Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1714
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЛО / НЕГАТИВНАЯ СВОБОДА / КРИТЕРИИ ЗЛА / ОБОСНОВАНИЕ МОРАЛИ / ТЕЛЕГОНИЯ / РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ ЗЛА / EVIL / NEGATIVE FREEDOM / CRITERIA OF EVIL / JUSTIFICATION OF MORALITY / TELEGONY / DEHUMANIZATION / IDEOLOGY OF EVIL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Грибакина Эльвира Николаевна

В статье анализируется зло, его формы, особенности, впервые раскрываются критерии и законы зла, их содержание, вводятся в науку понятия «расчеловечивание», «переворачивание сознания», выделяются некоторые признаки зла, ставится проблема компромисса государства со злом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evil as a component of morality

The article analyzes evil, its forms, features, reveals the criteria and laws of evil for the first time, their content, introduces the concepts of “dehumanization”, “consciousness overturning” into science, highlights some signs of evil, poses the problem of compromise of the state with evil.

Текст научной работы на тему «Зло как составляющая морали»

на макроуровне. Это означает, что в целом в обществе создается атмосфера доверия.

Накопленное организационное доверие представляет собой основу общественного капитала на мезоуровне. Это означает, что организация, обладающая этим видом капитала, легче и лучше выстраивает свои интеракции как во внутреннем поле, так и во внешнем пространстве.

Поскольку в современном мире доверие связано с риском, необходимо искать возможности накопления доверия на рациональной основе, построения внутриорганиза-ционных взаимодействий на основе разумного доверия.

Буданова М.А., Коноплин Ю.С., Корнийчук М.С. Особенности формирования общественного капитала в России. В статье раскрывается процесс формирования общественного капитала в России на микро-, мезо- и макроуровнях, вычленяется его главный компонент - доверие, которое, в свою очередь, является базовым условием вовлечения граждан в практики общественного и политического участия, обстоятельно анализируются особенности формирования обобщенного (социального) и межличностного доверия. На основе вторичного анализа эмпирических исследований ведущих социологических центров РФ авторы показывают, что накопленное общественное доверие является важным социальным ресурсом на макро- и мезоуровнях, позволяющим повысить эффективность функционирования общественных систем.

Ключевые слова: общественный капитал, доверие, обобщённое доверие, межличностное доверие.

Budanova M.A., Konoplin Y.S., Korniychuk M.S. Features of the formation of public capital in Russia. The article reveals the process of formation of social capital in Russia at the micro, meso and macro levels, isolates its main component - trust, which, in turn, is the basic condition for involving citizens in the practice of social and political participation, thoroughly analyzes the characteristics of the formation of generalized (social) and interpersonal trust. Based on the secondary analysis of empirical studies of leading sociological centers of the Russian Federation, the authors show that the accumulated public trust is an important social resource at the macro and mesolevels, allowing to increase the efficiency of the functioning of social systems.

Keywords: social capital, trust, generalized trust, interpersonal trust.

Э.Н. ГРИБАКИНА почетный работник высшей школы, доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии Уральского государственного юридического университета

Зло как составляющая морали

Известно, что этика - это философская наука, объектом которой является мораль1. В свою очередь мораль, как и понятие «этика» формулируются в философском размышлении с целью обобщения тех сторон человеческой жизни, которые обозначились понятиями «добро и зло», «добродетель и порок», «справедливость и своенравность», «правильное и неправильное» и т.д.2. Мораль может концептуализироваться как сфера ценностей, задаваемая дихотомией «добра и зла»3.

Нас интересует, как в криптоционной реальности разворачиваются преимущественно тайные неофициальные начала зла. Законы функционирования и формы его проявления, целевая направленность, историческая эволюция, механизм наказания индивида за нарушение нравственности и др. Тем более, что в отечественной литературе, в истории философии, в этике акцент сделан на долженствовании в поведении человека, нравственных идеалах, принципах, т.е. исследуются в большей степени разные стороны добра.

Мы считаем, что зло в его первоначальных формах функционирует в рамках негативной свободы, в стороне от юридического пространства, его официального содержания. Обращает на себя внимание изначальная слитность, нераз-деленность добра и зла. Ф. Шеллинг писал: «Добро и зло -

4

одно и то же, лишь рассматриваемое с разных сторон .

* Грибакина Эльвира Николаевна, e-mail: phil@usla.ru

1 Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 808.

2 Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004, с. 525.

3 Там же, с. 527.

4 Шеллинг Ф. Философское исследование сущности человеческой свободы // Антология мировой философии. В 4 т. М., 1971, т. 3, с. 281.

Слияние добра и зла можно заметить не только на уровне повседневного общения людей, но и в научных исследованиях. Так, Т.В.Шипунова, рассматривая проблему социальной безопасности, пишет: «В обществе существует множество форм и видов насилия, которые можно типологизировать в зависимости от выбранных критериев»1. Давая классификацию форм насилия, она не разделяет государственные, т.е. юридические санкции как формы насилия, предусмотренные в законах, которые признаются легитимными, от форм насилия, не урегулированных законом, либо от насилий, связанных с принятием и исполнением неправовых законов. По мнению Т.В. Шипуновой, всё названное ею есть

государственное насилие и представляет собой зло, которое

-2

причиняет вред и унижает достоинство людей .

Перед нами образец осознания нераздельности добра и зла, используемый в целях критики существующей власти. Дело в том, что до сегодняшнего дня без насилия в виде законодательных санкций, а оно и есть государственное насилие, общество не может существовать: за уголовное преступление следует юридическое наказание, но это то насилие, которое применяется в целях предотвращения еще большего зла. Вот почему предусмотренное законом насилие в виде санкции за уголовные деяния выступает как добро. Однако причисление данного вида насилия к злу не только подрывает авторитет закона, но и ослабляет правовой порядок в стране, нарушая гармонию психики и человеческого сознания, делает то, что называют «рыхлит сознание», обрекая его на неустойчивость, податливость в целях манипулирования кем бы то ни было.

Иное дело, когда речь идёт о неправовом законе, который противоречит духу и нормам международного права и действующей конституции. Ю.А. Нискевич приводит в пример ситуацию, сложившуюся в нацистской Германии, где был принят закон, устанавливающий запрет на эмиграцию евреев, однако за взятку инспектору паспортной службы в тысячу марок еврейская семья могла получить возможность иммигрировать и спастись от уничтожения. Для большинства людей такой антиеврейский закон был злом, а уклонение

1 Шипунова Т.В. Гражданская безопасность и насилие: российские практики // Социологические исследования, 2016, № 6, с. 123.

2 Там же, с. 281.

1

от его исполнения этически оправданным» . В рассматриваемом случае зло как уголовное преступление (дача взятки, нарушение закона о запрете эмиграции) преодолевает авторитет государственного неправового закона, спасая жизни людей, выступает добром, подтверждаемым общечеловеческой моралью.

Приведем случай из повседневной жизни людей. На Большом бетонном кольце произошла авария. По отчетам ГИБДД водитель автомобиля «Опель» не справился с управлением и вылетел на встречку, где столкнулся с автовозом. В результате погиб семилетний ребёнок. Его мать, которая находилась за рулем «Опеля», - в реанимации. Из этого сообщения видно, что виновницей ДТП выставлена женщина, управлявшая «Опелем». Но свидетели утверждают, что ситуация на дороге была иной.

По встречной полосе летел белый «Порше Кайен», который обгонял весь поток, включая автовоз. Увидев на своем пути встречный «Опель» и понимая, что втиснуться между ним и автовозом невозможно, попытался уйти на обочину. Решение было принято слишком поздно. У «Опеля» не было выбора, чтобы не врезаться в «Порше, он вильнул влево и влетел как раз в автовоз. В это время «Порше» воспользовался свободным участком и умчался вдаль... Участие белого «Порше» в аварии ни в каких сводках не проходило2.

В рассматриваемой картине жизненных обстоятельств первоначальная слитность, неразделенность добра и зла налицо. Человеку в «Порше» было увлекательно, он упивался обгоном всего потока, чувствовал себя счастливым от того, что смог увернуться от столкновения, опять нашел «щель» и улетел вдаль, оказавшись непоправимым злом для незнакомых ему людей.

А.Н. Чащин пишет: «Если государство объявлено правовым, то с философской точки зрения в первую очередь необходимо выяснить, хорошо это или плохо? Иными словами: увязывание нашего общества с правом равно увязыванию его с добром или злом? Ответ на этот вопрос не

1 Нискевич Ю.А. Коррупция: инструментальная концептуализация // Социологические исследования, 2016, № 5, с. 63.

2 Баршев В. Провокатор умел скрыться // Российская газета, 18 октября 2016 г., № 235(7103), с. 7.

так очевиден, как кажется на первый взгляд . Подавляющее число авторов считают право категорией добра, однако есть противоположная точка зрения о том, что право связано с добром меньше, чем со злом2.

Итак, в криптоционной реальности (скрытом, потаенном, неофициальном бытии) первоначальное столкновение человека с социальным явлением, процессом, отношением обнаруживает слитность, неразделенность добра и зла. Для того, чтобы понять, где добро, а где зло, уберечь себя от жизненных ошибок, необходим известный уровень образования, жизненный опыт, гуманная атмосфера в семье, учебном коллективе и т.д. и в целом по стране. Добро может принимать форму зла, а зло рядиться в одежды добра. Для их разграничения предпринимаются попытки определить критерии добра и зла. «Добро и зло не зависят от мнений. Добро - это то, что приносит благо, зло - то, что его разрушает. В истории может меняться форма, но никоим образом не содержание данных понятий»3.

По нашему мнению, необходимо говорить о двух критериях зла: биологическом и социальном. Биологический критерий состоит в том, что в результате появления, утверждения и расширения зла происходит сокращение продолжительности индивидуальной жизни, теряются лучшие качества, свойства человеческого рода, имеем ничем не оправданную преждевременную гибель многих миллионов людей.

Социальный критерий зла: происходит деградация личности, размываются границы дозволенного и запрещенного, исчезает или ослабляется система ценностей, общество превращается в хаос.

На практике и в теории до конца не решен вопрос о наказании индивида, группы людей, наконец, миллионов за нарушение норм морали, нравственности. Расхожим считается положение о том, что в отличие от закона, который предусматривает юридические санкции за нарушение правовых норм, наказание за несоблюдение морали якобы предполагает преимущественно общественное порицание, которое имеет идеально-духовный характер. Оно выступает

1 Чащин А.Н. Философские основания права: Учеб. пособие. М., 2016, с. 120.

2 Там же, с. 121.

3 Станкевич Л.П., Полякова И.П. Абсолютный и относительный характер моральных ценностей, проблема обновления морали // Философия и общество, 2011, № 2, с. 137.

в форме не действенно-материальных мер общественного воздействия, а в виде оценки, которую человек должен сам осознать, принять внутренне и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем. При этом имеет значение не просто факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции (возмущения или похвалы), но соответствие оценки общим принципам1.

На наш взгляд, имеющиеся в литературе представления о «легкости» наказания за нарушение морали ничем не оправданы. Более того, кажущаяся сравнительная безнаказанность при этом очень опасна и обманчива. Мы склонны утверждать, что наказание за нарушение морали является более глубоким и фундаментальным, чем уголовное преследование. Наказание за нарушение морали имеет не только действенно-материальную природу, но выходит на биологические изменения в человеческом существовании, развертывает социальные законы гуманных или антигуманных отношений между людьми.

За нарушение морали и нравственности наказывают силы, не зависящие от нас. Здесь нет никакой мистики. Речь идёт о взаимосвязи обстоятельств, порожденных поступками человека, которая и определяет лик его судьбы. Это фиксируется в поговорках: «На несчастье других свое счастье не построишь», «Зло рано или поздно бумерангом возвращается», «За всё нужно платить» и др.

Вероятно, рассмотренная модель наказания за нарушение морали связана не только с судьбой отдельного индивида, но и с судьбой человечества. Мы не можем согласиться с тем, что невозможно научно обосновать моральные суждения, что мораль абсолютна, а значит, не может быть выведена из чего бы то ни было другого, содержит свои основания в себе2. При этом абсолютным называется то, что, существуя в данном отношении, не зависит от других отношений, не обусловлено ими, связано с идеей невыводимости морального начала из бытия человека и невозможности основания морали в сфере существующего в мире3.

На наш взгляд, вероятно, первой предпосылкой появления морали в исторической ретроспективе человечества бы-

1 Философский энциклопедический словарь, с. 987.

2 Станкевич Л.П., Полякова И.П. Указ. статья // Философия и общество, 2011, № 2, с.125, 135.

3 Там же, с. 125, 128, 130.

ли неограниченные половые связи, когда дети и родители, братья и сестры, родственники и свойственники имели половые контакты, т.е. существовал самый широкий круг партнеров по браку, возникло кровосмешение. В результате вымирали целые ветви рода человеческого. Выжила и развилась та популяция людей, которая отказалась от кровосмешения и ввела моральный запрет, в частности, на «инцест».

Мы считаем, что мораль не есть нечто искусственное, придуманное кем-то, мораль выстрадана человечеством. Так называемая сексуальная революция обращает людей назад, в эпоху неограниченных половых связей. Это путь вымирания населения, увеличения наследственных болезней, возрастания в сотни раз венерических заболеваний. Рожденный сегодня каждый второй ребёнок требует психологической помощи1. Вот почему так актуально развернуть крупномасштабные исследования, вызванные телегонией.

Телегония - это вырождение потомства, когда оно сосредотачивает в себе худшие свойства многих родов, возникающие на основе всей суммы случайных внебрачных половых контактов.

В криптоционной реальности, в скрытых, неформальных отношениях не только зарождаются начала зла. Там же оно приобретает устойчивость, принимает разнообразные формы, утверждаются законы его функционирования. Зло возникает, как правило, внезапно, неожиданно для человека. Герой сказки П. Ершова «Конек-Горбунок» безмятежно спит, когда вдруг прибегают дворяне. «... И ногами дурака / Ну толкать во все бока. / С полчаса над ним возились / Но его не добудились./ Наконец уж рядовой / Разбудил его метлой». Оказалось, что царь вызывает нашего героя, чтобы требовать: «Не достанешь мне Жар-птицу / В нашу царскую светлицу, / То клянуся бородой, / Где-нибудь, хоть под водой, / Посажу тебя я на кол. / Вон, холоп». Иван заплакал...2. Назовем эту форму «зло непосильных задач».

В разных неофициальных ситуациях неожиданность зла для индивидов проявляет себя в многообразных формах. Так, в одной из областей России люди, постепенно скапливая небольшие деньги, построили в течение нескольких лет

1 См.: Синельников Б.А. Семья и брак: кризис или модернизация? // Социологический журнал, 2018, № 1, с. 73-89.

2 Ершов П. Конек-Горбунок. Свердловск, 1977, с. 25-27.

дома в садовых сообществах. При этом оформили все необходимые по закону документы. И вдруг (как неоднократно сообщало радио «Бизнес ФМ») появилось объявление о том, что земля под садовыми участками - «охранная зона для газопровода», граждане получили уведомление о необходимости сноса их домов собственными силами. Государство сделало вид, что сложившаяся ситуация его не касается, а между тем такое обращение с населением есть произвол. Людьми воспринимается настоящим бедствием, несчастьем. Условно обозначим подобное «зло изъятий условий существования».

С. Говорухин обратил внимание на ситуацию, «когда отец со своей малолетней дочерью боится пойти в театр, в храм искусства, потому что там они нарвутся на матерный монолог или голую задницу, это значит, что общество не защищено от творческой элиты. Что допустимо, а что нет - это вечный спор... Должен быть орган типа редколлегии или художественного совета. Сама по себе творческая часть элиты неспособна договариваться»1. Перед нами зло «невежества». Дело в том, что члены художественного совета тоже могут не договориться. Проблема разрешима, когда развиваются гуманитарные науки, где вырабатываются критерии зла, применимые для анализа, в частности, театрального действа.

В неофициальных отношениях политической сферы главными инициаторами принятия решений становятся различные группы правящего класса, действующие как через более или менее оформленные структуры (лобби, группы давления), так и через латентные сетевые альянсы политической и бизнес-элиты. Здесь доминируют внутриэлитные договоренности, максимально активизируются «серые» схемы распределения ресурсов, используются дыры в законодательстве, преобладают приятельские отношения, что позволяет этим личностным сетям осуществлять захват и тихое распределение между «своими» ключевых ресурсов общества. По сути на этой площадке элитарные неофициальные сети создают новую форму власти, которая в известной степени противостоит официальному государственному управлению. Этот факт означает, что государство способно тайно нап-

1 Говорухин С. Голые задницы элиты не нужны // Жизнь, № 48, 7-13 декабря 2016 г., с. 2.

равлять свои стратегии против общественных интересов1. Назовем эту форму «зло безвозвратных превращений».

Н.Н. Панько обращает внимание на существующий в юриспруденции парадокс, заключающийся в том, что ход судебного процесса связывается с категориями «совесть», «убеждение». Однако содержание этих понятий у лиц, участвующих в рассмотрении дела, может быть разным и даже неопределенным в зависимости от задач, которые они решают. Убеждение может быть предвзятым (А.Ф. Кони). «Но отсутствие законодательной официальной трактовки внутреннего убеждения, механизмов его образования дает пищу для размышления каждому, кто сталкивается с уголовным процессом на практике и при изучении теоретических вопросов... Положение законодателя о руководстве должностными лицами, ведущими уголовный процесс, совестью, не является таким же ясным и понятным. Законодатель не определил, что такое совесть, на которую обязаны опираться должностные лица, оценивающие доказательства и принимающие решения по уголовному делу2.

Опора на то, что четко не определено в законе, выбивает почву из-под ног у лица, ответственного за судьбы конкретных людей. А если у должностного лица совесть, например, догоняющая или невостребованная или запаздывающая или отсутствует вообще, то какое решение будет принято? Перед нами зло, «маскирующееся под добро».

В научной литературе идёт полемика о том, надо ли укреплять следственную власть или институт предварительного следствия должен быть ликвидирован и заменён полицейским дознанием под руководством прокуратуры. Замечена одна характерная особенность: ученые, выступающие против укрепления следственной власти, одновременно выступают и против того, чтобы на уровне закона признать установление истины основной целью предварительного и судебного следствия, призывают отказаться от суверенной модели досудебного производства в пользу западных моделей, не апробированных в наших условиях. Установление

1 Подробнее см.: Соловьев А.И. Этика правящего класса как источник государственных стратегий // Общественные науки и современность, 2015, № 4, с. 84-85.

2 Панько Н.Н. Совесть как необходимое условие для оценки доказательств по уголовному делу // Судебная власть и уголовный процесс, 2016, № 2, с. 205.

идеологии перманентной состязательности означает, что состязательность должна использоваться не как инструмент установления истины, а как чистого рода игра. Однако игра -не цель уголовного судопроизводства, а показатель девиации уголовно-процессуальных функций, когда деятельность основных процессуальных акторов отклоняется от достижения предусмотренных законом задач1. Условно назовем эту форму «зло под видом инноваций».

Мы рассмотрели формы зла и видим, что степень воздействия на человека каждой из них различна. Поставим вопрос: каковы же главные законы функционирования зла? Не претендуя на исчерпывающий ответ, выделим для начала три закона зла: «закон переворачивания сознания», «закон беспредельности зла», «закон бескомпромиссности зла».

Закон «переворачивания сознания» связан с превышением обычного объема зла. Обычный объем зла укладывается в рамки такого воздействия на психику и сознание человека пока он остаётся жив и относительно здоров. Превышение обычного объема зла означает, что преодолен предел жизнеспособности человека. Присущая всем гармония духовного и физического состояния перестает работать как равновесная составляющая, теряется понятный до сего смысл жизни, а элементы душевной гармонии превращаются в хаос. Психика индивида лихорадочно прокручивает вновь и вновь «как было» и «что стало», ее тянет к прежнему, но прежнего больше нет.

Перевернутое сознание лишает индивида главного - устойчивости матрицы жизни, когда он в изменяющейся ситуации ежесекундно оказывается в поиске опоры: материальной, духовной, социальной. Наиболее яркие картины жизненных невзгод, которые переворачивают сознание индивида - это тяжелая болезнь, смерть близкого человека, смена общественного строя страны, в которой живёт индивид, нарастающая парадоксальность в профессиональной деятельности, катаклизмы семейных отношений, столкновение с преступлением, война и др. Процесс переворачивания сознания может происходить как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества в целом.

1 Багмет А.М., Цветков Ю.А. Кому мешает следственная власть? // Российский следователь, 2016, № 23, с. 4,7.

Закон «переворачивания сознания», его название фиксирует результат воздействия зла, сосредотачивает внимание на последствиях зла. Картина последствий зла включает в себя разновеликие составляющие. Первые известия, в частности о смерти близкого человека, отторгаются, не принимаются сознанием. Смерть Евгения Мартынова - певца, композитора, поэта, в воспоминаниях его брата: «Женя умер! - эти страшные, непонятные, невозможные слова вдруг прозвучали в Женином доме. Прозвучали в стенах, в сердцах, в умах - и тут же были отринуты всей человеческой сутью: этого не может быть, это ошибка, недоразумение. Я не терял надежды на чудо до тех пор, пока не увидел на кушетке накрытое белой простыней тело брата, а вернее его лицо, показанное мне безучастными ко всему санитарами - чистое, наивное, красивое и спокойное... Только теперь и только здесь я наконец впустил в свою душу эти слова: «Женя умер». Только теперь и только

здесь я принял их как факт, как объективную реальность во

1

всей ее жестокости, неотвратимости и несправедливости .

Картина последствий зла вмещает в себя также кризис

2

смыслоутраты , т.е. невозможность осознать смысл своего существования. Такое состояние перевернутого сознания наступает, как правило, не сразу, а по прошествии некоторого времени, когда зло неудержимо заявляет о себе. Кризис смыслоутраты нередко связан с самоубийством. Переворачивание сознания в этом случае описал, на наш взгляд, Э. Шнейдман: самоубийство является результатом внутреннего диалога. Сознание рассматривает варианты, всплывает тема самоубийства, оно отвергает ее, ищет другие решения. Мысль о самоубийстве возвращается и вновь отвергается, а затем, в конце концов, сознание принимает суицид в качестве выхода из существующего положения, потом планирует его и останавливается окончательно на самоубийстве как единственно возможном варианте3.

В результате действия зла у индивида часто меняется мировоззрение, система ценностей, а поступки могут быть непредсказуемыми. Так, Александр Потеев с 2000 г. возг-

1 Евгений Мартынов. Яблони в цвету. М., 2000, с. 156-157.

2 Термин, который употребил Ж.Т. Тощенко. См.: Тощенко Ж.Т. Смысл жизни: опыт анализа с позиции социологии жизни // СОЦИС, 1916, № 11, с. 9.

3 Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М.,2001, с. 138.

лавлял отдел по работе с разведчиками-нелегалами в Америке. Как выяснилось позже, с 2003 г. был завербован американской разведкой. Есть версия, что его завербовали после того, как в квартиру Потеевых в Москве ворвались грабители и сильно избили сына. Мол, полковник внезапно осознал свою незащищенность, да и преступников не нашли. Несколько лет он готовил свой побег, постепенно на Запад перебрались его супруга и взрослые дети. Сам Потеев выехал через Украину в Германию, а потом в США по поддельному паспорту. Потеев после бегства сдал несколько наших нелегалов, в том числе Анну Чапман и Михаила Васенкова1.

Переворачивание сознания как закон последствий зла в социуме связан с процессом расчеловечивания. Понятие «расчеловечивание» употребил В. Бушин2, пытаясь показать некоторые моменты этого сложного явления. Расчеловечивание постепенно охватывает все области общения людей, становясь обыденным атрибутом жизни. Оно проявляется в том, что люди перестают понимать, где добро, а где зло в каждом единичном поступке индивида. В условиях человеческой трагедии они сталкиваются с тем, что акценты делаются на вопросах о компенсации за погибших, причём скрупулезно, принародно проводится и градация этой компенсации в зависимости от количества погибших в семье. Гибель людей нередко замалчивается в официальных сводках, а разрыв во времени трагических событий используется как зона покоя, игнорируется тенденция нарастания в стране катастроф с человеческими жертвами.

Люди начинают не воспринимать, что прилично, а что неприлично. Думают не о предотвращении зла, а о мере его дозволения, находят аргументы для утверждения зла, причём на самом высоком уровне власти. Перед нынешними жертвоприношениями России меркнут жертвы страшных мифов древности. Расчеловечивание означает, что враги страны восхваляются, им сочувствуют, их награждают как достойных, перечеркивая нравственный смысл правительственных премий истинным труженикам России3. Газета «Жизнь» на первой странице на фоне полуголой

1 Барова .Е. Жизнь и смерть предателей // АиФ, № 24, 2018, с. 34.

2 Бушин В. Расчеловечивание. Причины бесконечных катастроф // Завтра, 2018, № 15(1271), с. 6.

3 Там же.

актрисы, призывающий к сексу, печатает рядом портрет Героя России1. В этих условаях средства массовой информации эту жизненную слитность добра и зла призваны разъединить и разоблачать каждый миг зла. Индивид, не желая того, приходит к выводу: власть стремится к полному расчеловечиванию народа2.

Расчеловечивание также включает следующие акции: под предлогом добра проводятся такие изменения в системе высшего образования, которые это образование превращают в фикцию; в искусстве брошен лозунг: ради творчества оправдаем преступления, аморальность поведения, а спор о том, что позволительно, а что требует осуждения, не уместен; в науке те, кто ею руководят, соревнуются в установлении преград для научных изысканий, публикаций, признаний. На темы производства говорить не принято, лучше, если средства массовой информации будут нацелены на сообщения о преступлениях, здесь тебе и известность, и пристальное внимание всего общества. Власть вроде бы скромно борется с коррупцией, а в это время «преступности всё подвластно, если есть для неё хоть самая малая зацепка или щель. Она способна присоединяться к любой объективной ситуации, превратив ее в выгодные для себя условия. Свою выгоду... особенно преступники от власти... умеют находить всюду: в революции и контрреволюции, в войне и мире, в экономических успехах и банкротствах, реформах и застое, человеческих трагедиях и гуманитарной помощи»3.

Расчеловечивание делает социум слабым, лишает его морали. Расчеловечивание означает раздвоение действительности, когда главное официальное лицо произносит правильные речи, а реальная жизнь далека от подобных утверждений. Социум слабеет, а зло в нем усиливается, принимает самые изощренные формы. Ослабляется действие таких категорий как совесть, честь, сопереживание, сочувствие, взаимопомощь, поддержка, благородство, красота человеческих отношений, честность, мягкость, осторожность, понимание бесценности человеческой жизни, альтруизм, патриотизм, гордость за свою нацию, свой народ и

1 Жизнь, 6-12 апреля 2016 г. № 13, с. 1.

2 Бушин В. Указ. статья // Завтра, 2018, № 15(1271), с. 6.

3 Лунеев В.В. Социальные последствия, жертвы и цена преступности // Государство и право, 2009, № 1, с. 39.

др. Усиливаются: цинизм, лицемерие, несправедливость, агрессия, ненависть, изворотливость, замалчивание правды, обман, трусливость, наглость, эмоциональный напор, предательство и т.д. Зло перерождается и проявляется его второй закон, оно становится беспредельным, постоянно расширяется и усугубляется. Сила его увеличивается, оно захватывает всё новые и новые области существования индивида и общества. Оформляется пространство зла. Э. Мулдашев считает, что цивилизации гибнут от накопления слишком большого объема зла1. С.Г. Ольков ввёл понятие «трансцендентального зла»2, т.е. зла нарастающего, всё уничтожающего, постоянно возобновляющегося и ведущего человека и человечество к преждевременной гибели.

Дело в том, что зло в любой его форме, появившись, запускает в действие пружину зла. Последнее если и прекратилось, вплетается в канву времени, остаётся в памяти человека (людей), оно изменяет психику с учётом произошедшего зла. Память, желание отомстить начинают работать, информация может передаваться из поколения в поколение. В ауре проявившего себя зла сталкиваются повседневность, прошлое и будущее, зло приумножается действиями людей, испытавшими его. А. Проханов рисует лик зла в современной России: «И вдруг обнаружится тревога, которая не оставляла нас среди прекрасного благодатного лета. Она выступит, как свинцовые пятна. Наполнит нашу жизнь огорчениями, а порой безысходностью. Народу всё трудней. Жизнь всё беднее и несправедливее... Пенсионная реформа, которой власть, как кипятком, ошпарила народ. Цены растут стремительно, как бамбук, пронзая своими остриями семейные кошельки. Миллиардеры ненасытно богатеют, презирая и издеваясь над беднеющими врачами и учителями. Политические комментаторы, изнуренные ложью, их глаза, исполненные неправдой, бегают всё быстрее... В народе взбухает угрюмое недовольство...3.

Закон трансцендентального зла реализуется и за счёт того, что зло многолико и пополняется всё новыми и новыми формами. 30 июля 2018 г. в Москве трое дочерей на-

1 Мулдашев Э. Трагическое послание древних. СПб., 2004, т. 1, с. 325, 466 и др.

См., например/ Ольков С.Г. Общественные болезни. Тюмень, 1996, с. 103, 173, 181.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Проханов А. Ты - роза Мира // Завтра, 2018, № 29 (1285), с. 1.

несли 36 ножевых ударов своему отцу, который применял насилие против своих домочадцев, в результате жена была вынуждена до происшедших событий уйти из семьи. Семья разрушена. Отец погиб. Дочерям грозит длительный срок наказания1. Казалось бы, два разных лика зла, но их соединяет общий стержень - идеология зла.

Идеология зла, на наш взгляд, насаждается скрытно, неофициально не только в России, но и во всём мире. Идеология - извращённое, ложное сознание 2. Идеология зла - это распространение ложных идей как ценностей, в силу которых в социуме утверждаются процессы его разрушения. Выделим некоторые признаки идеологии зла:

- сознательное преднамеренное введение в систему воспитания детей идеи отказа от их половых различий;

- популяризация гомосексуализма. По нашему мнению, гомосексуализм - явление не врождённое, а приобретённое, вызванное социальными условиями жизни индивида. Одной из причин гомосексуализма (и других аномалий -лесбийской любви и др.) является наличие системы неверного поведения взрослых, в силу которой формирующаяся половая природа человека искажается в сторону половых извращений и половых аномалий;

- смакование в средствах массовой информации наличия множества жен и мужей у известных людей (артистов, спортсменов и т.д.);

- распространение ложных аргументов, «доказывающих»

необходимость повышения пенсионного возраста в усло-

3

виях роста смертности и сокращения населения ;

- популяризация примитивных, грубых отношений в среде молодёжи;

- обесценивание любви, верности, трудолюбия, героизма и т.д.;

- замалчивание факта скрытого усиления влияния представителей одной национальности;

- применение способов манипулирования сознанием, общественным мнением (способы пропаганды: «барраж», «копченая селедка», использование «социологической про-

1 Юрьева О. Родная кровь // Жизнь, № 34, 7-13 августа 2018 г., с. 4-5.

2 Философия. Энциклопедический словарь. М., 2004, с. 301.

3 См.: Умножение размножения // АиФ, № 31, 2018, с. 7.

паганды»: приёма «тенденциозного заголовка», усеченной правды и пр.).

Мы рассматриваем законы зла. Следующий закон - зло не знает компромиссов. Имеется в виду последовательность, неумолимость, неотступность, нарастающая энергичность зла.

Бескомпромиссность зла предполагает: 1) если человек решил применить зло, то он должен понимать, что зло обязательно нанесет удар (психологический или материальный, или физический); 2) зло рано или поздно возвратится к автору зла; 3) один раз использованное зло навсегда вплетается в канву человеческих отношений, влияет на их ход.

Проблема состоит в том, что источником зла может становиться не только определенный индивид, но и государство, которое нередко согласно идти на компромисс со злом, т.е. допускать зло, как ему кажется, в определенных пределах. Но зло не знает компромиссов, оно уничтожает эти пределы, превращаясь во всеобщее зло.

Д. Агамбен пишет: «Этика никогда не может сводиться к фактическому принятию бесчеловечной ситуации, чтобы установить для неё юридические ограничения»1. Этическая аура хранит не только понимание семи смертных грехов человека (гнев, зависть, блуд, жадность, чревоугодие, гордыня, уныние), но позволяет увидеть зарождающиеся новые всеобщие формы зла. В качестве примеров всеобщих форм зла, которые несут опасность для жизни большинства населения Земли, в литературе приводятся следующие события:

- известные архитекторы строят новые города, чтобы правительство поселило в них миллионы людей наперекор их воле, вышвырнут их из собственных домов, не задумываясь о том, насколько правомерно сотрудничество с тем, что нельзя назвать иначе, как депортация;

- мы считаем приемлемым обсуждение ядерной проблемы, хотя некогда в будущем люди могут счесть само такое обсуждение этической слепотой, уступкой злу;

- распространение на всех граждан идентификационных технологий, разработанных для преступников. Получается неявное допущение того, что каждый гражданин является потенциальным террористом;

1 Агамбен Д. Этика технологий безопасности и наблюдения // Человек, 2015, № 2, с. 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.