Научная статья на тему 'ЗИЯРАТЫ СВЯТЫХ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ КАК РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ'

ЗИЯРАТЫ СВЯТЫХ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ КАК РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
172
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУФИЗМ / ТАРИКАТ / НАКШБАНДИЙА / КАДИРИЙА / ШАЗИЛИЙА / ВИРДЫ / УСТАЗ / ЗИЯРАТЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Акаев Асламбек Вахидович

Анализируются духовно-культурные объекты - зияраты, бытующие в Чеченской Республике. Раскрываются их особенности, опыт изучения и современное функционирование. Строительство суфийских надгробий, их реконструкция, периодическое посещение верующими как распространенная практика мусульман региона составляет важный компонент их традиционной духовной культуры. Этот религиозный институт в годы советской власти характеризовался как явление реакционное, вредоносное, что должно было быть искоренено. Этой же позиции придерживались ученые, проводившие атеистические исследования, в том числе и социологические, в которых раскрывался «реакционный» характер зияратов в духовно-культурной жизни верующих. Между тем в современных исследованиях наблюдается отход от атеистической позиции, рассматривается позитивная роль зияратов в традиционной культуре чеченцев, способствующая формированию нравственной возвышенной и духовной культуры верующих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ZIYARATS OF THE SAINTS IN THE CHECHEN REPUBLIC AS RELIGIOUS AND CULTURAL OBJECTS

The article analyzes spiritual and cultural objects - ziyarats, existing in the Chechen Republic. Their features, experience of studying and modern functioning are revealed. The construction of Sufi tombstones, their reconstruction, periodic visits by believers, as a common practice of Muslims in the region, which is an important component of their traditional spiritual culture. This religious institution during the years of Soviet power was characterized as a reactionary, harmful phenomenon, and had to be eradicated. The same position was held by scientists who conducted atheistic studies, including sociological ones, in which the “reactionary” nature of ziyarats in the spiritual and cultural life of believers was revealed. Meanwhile, in modern studies, there is a departure from an atheistic position, while considering the positive role of ziyarats in the traditional culture of the Chechens, contributing to the formation of a moral lofty and spiritual culture of believers.

Текст научной работы на тему «ЗИЯРАТЫ СВЯТЫХ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ КАК РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ PHILOSOPHICAL SCIENCE

Научная статья УДК 297.1

doi: 10.18522/2687-0770-2023-3-4-9

ЗИЯРАТЫ СВЯТЫХ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ КАК РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Асламбек Вахидович Акаев

Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова Российской

академии наук, Грозный, Чеченская Республика, Россия

[email protected]

Аннотация. Анализируются духовно-культурные объекты - зияраты, бытующие в Чеченской Республике. Раскрываются их особенности, опыт изучения и современное функционирование. Строительство суфийских надгробий, их реконструкция, периодическое посещение верующими как распространенная практика мусульман региона составляет важный компонент их традиционной духовной культуры. Этот религиозный институт в годы советской власти характеризовался как явление реакционное, вредоносное, что должно было быть искоренено. Этой же позиции придерживались ученые, проводившие атеистические исследования, в том числе и социологические, в которых раскрывался «реакционный» характер зияратов в духовно-культурной жизни верующих. Между тем в современных исследованиях наблюдается отход от атеистической позиции, рассматривается позитивная роль зияратов в традиционной культуре чеченцев, способствующая формированию нравственной возвышенной и духовной культуры верующих.

Ключевые слова: суфизм, тарикат, накшбандийа, кадирийа, шазилийа, вирды, устаз, зияраты Для цитирования: Акаев А.В. Зияраты святых в Чеченской Республике как религиозно-культурные объекты // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2023. № 3. С. 4-9.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY4.0). Original article

ZIYARATS OF THE SAINTS IN THE CHECHEN REPUBLIC AS RELIGIOUS AND CULTURAL OBJECTS

Aslambek V. Akaev

Ibragimov Integrated Research Institute, Russian Academy of Sciences, Grozny, Chechen Republic, Russia

[email protected]

Abstract. The article analyzes spiritual and cultural objects - ziyarats, existing in the Chechen Republic. Their features, experience of studying and modern functioning are revealed. The construction of Sufi tombstones, their reconstruction, periodic visits by believers, as a common practice of Muslims in the region, which is an important component of their traditional spiritual culture. This religious institution during the years of Soviet power was characterized as a reactionary, harmful phenomenon, and had to be eradicated. The same position was held by scientists who conducted atheistic studies, including sociological ones, in which the "reactionary" nature of ziyarats in the spiritual and cultural life of believers was revealed. Meanwhile, in modern studies, there is a departure from an atheistic position, while considering the positive role of ziyarats

© Акаев А.В., 2023

in the traditional culture of the Chechens, contributing to the formation of a moral lofty and spiritual culture of believers.

Keywords: Sufism, tariqa, Naqshbandi, Qadiriyya, Shadhili, wirds, ustaz, ziyarats

For citation : Akaev A.V. Ziyarats of the Saints in the Chechen Republic as Religious and Cultural Objects. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2023;(3):4-9. (In Russ.).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY4.0).

Рассмотрим такой религиозный институт, как зияраты, которые в течение нескольких веков бытуют на территории Чеченской Республики. Возникновение, изучение их, а также их современное воздействие на духовное состояние мусульман - важнейшая часть традиционной духовной культуры чеченцев, ингушей, а также народов Дагестана, среди которых широко распространены суфийские ценности. Зияраты представляют собой надгробия, часто и усыпальницы, которые строятся на могилах мусульманских пророков, святых людей.

В переводе с арабского термин «зиярат» (» jbj - араб.) означает посещение, совершаемое мусульманином к святым местам. Оно рекомендовано в исламской традиции и является обязательным в свете некоторых пророческих традиций (хадисов). Посещение могилы Пророка мусульман является высшей сунной для всех мужчин и женщин. Некоторые имамы добавили, что сунной является и посещение могил других пророков (анбийа'), святых (аулийа') и благочестивых (салихун).

Зиярат как форма паломничества совершается к могилам пророков, святых людей, суфийских шейхов. Как правило, их захоронения представляют собой усыпальницы, мавзолеи над могилами. И этот культ широко распространен среди мусульман различных регионов мира. Мусульманин, оказавшись в тяжелой жизненной ситуации, совершает паломничество к могиле святого, предусматривающее определенные ритуалы. Он просит у Всевышнего благодати, избавления от болезни, других жизненных неурядиц, улучшения материального положения.

Культ святых достаточно широко распространен среди мусульман разных стран. Свои региональные особенности он имеет на Северном Кавказе, в том числе и Чеченской Республике, что связано с историей, военно-политическими и местными этнокультурными явлениями, которые исторически сложились в период российско-кавказских взаимоотношений в первой половине XIX в. Они сопряжены с проникновением на Северный Кавказ и функционированием таких суфийских тарикатов, как накшбандийа, кадирийа, а позже и шазилийа. Последователи этих тарикатов, именуемые мюридами, преследовались как в царское, так и в советское время. Деятельность мюридов считалась враждебной, фанатичной, она решительно пресекалась, многие из них подвергались осуждениям, ссылкам.

Тарикат накшбандийа в Дагестане появился в период активизации завоевательной политики царизма в 20-х гг. XIX в., тарикат кадирийа появляется в Чечне в конце Кавказской войны. Та-рикат шазилийа в Дагестане утверждается в конце существования царизма, уже при советской власти [1]. Военно-политические события, преследования со стороны власти привели к тому, что в течение полутора веков тарикаты накшбандийа и кадирийа подвергались определенным преобразованиям, сегментации, менялись их практика и идеологические установки. Они делятся на вирды, малые религиозные группы, которые возглавлялись устазами, именуемыми верующими авлийа. Духовно-культурная и нравственная деятельность этих суфийских групп оказывали позитивное воздействие на мировоззрение мусульман региона.

Тарикат накшбандийа проник в Чечню в 30-е гг. XIX в. благодаря деятельности наиба Шамиля Ташу-Хаджи. В чеченском селении Саясан ныне находится его зиярат, периодически посещаемый многими мусульманами Чечни, Дагестана, Ингушетии. Ныне в суфийской культуре Чеченской Республики существуют более 25 шайхов накшбандийа, имеющих свои мавзолеи, места захоронения, ставшие святыми и систематически посещаемые мусульманами.

В советский период тарикаты, вирды, зияраты с позиций атеизма анализировали А. Саламов, М. Мустафинов, X. Боков. Так, А. Саламов писал: «Разжигая религиозный фанатизм, воспитывая мюридов в духе "превосходства" и "избранности" их аллахом, шейхи, устазы насаждали

среди верующих дух отчужденности, враждебности к инакомыслящим, создавали нетерпимость во взаимоотношениях не только с другими народами, но и между мюридами разных толков» [2, c. 164].

Критикуя реакционную сущность зикризма, т. е. сторонников вирдов Кунта-Хаджи, М.М. Мустафинов утверждал, что «один из пунктов неписанного устава современных зикри-стов, беспрекословно подчиняться тамаде, туркху и внутренним распорядкам братства» [3, c. 39]. По мнению Х.Х. Бокова, религиозные предрассудки являлись самым сильным тормозом в духовном развитии значительной части мусульманского населения Чечено-Ингушетии. С его точки зрения, мюридизм мусульманских сект стремился привести мусульман в антагонизм с коммунистической моралью и советским законодательством [4, c. 193].

В Чечено-Ингушской АССР последователи вирдовых братств рассматривались в качестве фанатиков, реакционеров, мракобесов, сдерживающих строительство коммунистического общества. Как утверждают очевидцы, каждый идеологический пленум Чечено-Ингушского обкома КПСС или Грозненского горкома партии не проходил без критики чеченских или ингушских вирдовых братств, деятельность которых являлась явным тормозом на пути развития социализма.

В современной Чеченской Республике к вирдам как кадирийа, так и накшбандийа относятся суфийские группы: Кунта-Хаджи Кишиева, Баматгири-Хаджи (1овда), Чиммирзы, Али Митае-ва, Мани-шейха, Юсуп-Хаджи Махкетинского, Висит-Хаджи (с. Гельдиген), Вис-Хаджи Загие-ва, Абу (Башир-шейха), Дени Арсанова, Солса-Хаджи, Сугаипа-Хаджи, Юсуп-Хаджи, Узун-Хаджи и др. Кроме шейха Кунта-Хаджи Кишиева, названные шейхи имеют свои зияраты, которые периодически посещаются последователями. Д. Месхидзе описывает зиярат Хеди, матери Кунта-Хаджи, расположенный на горе Эртин-Корт в селении Гуни Веденского района Чеченской Республики, а также зияраты Ташу-Хаджи, Докку-шейха, Али Митаева [5, c. 107] с указанием мест их захоронений.

По приблизительным данным, общее число зияратов, существующих в Чеченской Республике, ныне превышает 150 объектов. Преобладающее их число относится к суфийским шейхам; имеются зияраты, которые принадлежат несуфийским шейхам. В своей книге М. Вачагаев приводит подробное описание 167 зияратов, бытующих в Чеченской Республике, размещает 322 фотографии устазов и их зияратов, 315 из них являются эксклюзивными из личной коллекции автора [6, с. 3]. Многие зияраты, указанные в его работе, принадлежат чеченским, ингушским и дагестанским святым, среди них имеются и те, кто числится среди суфийских шейхов, например зияраты шейха Термаола, Берса-шейха, Бети-шейха, которые жили в начале XVII в. и распространяли ислам.

Отношение чеченцев к своему духовному наследию является бережным, трепетным, даже глубоко сакральным. Побывав во многих селах Чечни в поисках могил шейхов и устазов, М. Вачагаев пишет, что, посещая в заброшенных селах зияраты святых, он обнаружил, что чеченцы, не сохранив собственные дома, сохранили святые места, зияраты, многие из которых были идеально ухожены [6, c. 38].

В Ингушетии находится зиярат Батал-Хаджи Белхароева, расположенный в Сурхахах, там же построена мечеть, названная последователями в его честь. Для мусульман Северного Кавказа эти места глубоко почитаемы и являются сакральными. Их посещают в любое время года, а в месяц рамадан паломничество приобретает массовый характер.

Суфийская культура широко распространена и в Республике Дагестан. Наличие зияратов, посещение их описываются в исследованиях К.М. Ханбабаева и Ш. Шихалиева. Так, К.М. Хан-бабаев писал о наличии в Дагестане действующих шейхов, принадлежащих разным тарикатам, вирдам, о последователях, а также об их воздействии на духовную культуру народов Дагестана [7, c. 121-129]. Ш. Шихалиев же установил наличие в Дагестане более 800 святых мест (зийа-рат), могил, почитаемых мусульманами. Среди них, как он сообщает, имеются и захоронения известных суфиев Х1Х - ХХ вв. - Мухаммеда ал-Йараги в Согратле, Ильяса ал-Цудахари в Парауле, Али-Хаджи в Акушах и др. Он подтверждает, что захоронения святых в Дагестане являются объектами массового паломничества верующих [8].

В исследованиях М.Д. Солтамурадова, В.Х. Акаева анализируются тарикаты, вирды, зияраты, существующие в Чечне, которые характеризуются как явления духовно-культурного наследия. Этими авторами опубликованы десятки научных работ, в том числе и монографии, в которых суфийское духовно-культурное наследие широко осмысливается [9-13].

Если в годы советской власти атеистами в Чечено-Ингушетии велась беспощадная борьба против суфийских традиций, исторически сложившихся, то сегодня отношение к ним диаметрально противоположное. Эти традиции признаются как важные формы культурного наследия, сохраняющие духовные ценности чеченцев, скрепляющее их духовное единство, влияющее на культурное развитие. В Чеченской Республике, благодаря активной деятельности Р.А. Кадырова, реконструированы и вновь построены зияраты народным святым, суфийским учителям. Отремонтированы дороги, ведущие к ним, окультурены территории их захоронений. Число верующих, посещающих святые места в Чеченской Республике, заметно увеличивается.

В разных исламских течениях зиярат воспринимается по-разному. Для одних ритуал зиярат является нововведением (биЫа), появившемся в связи с возникновением и развитием мусульманского культа «святых». А для других он занимают прочное место в их религиозном мировосприятии. Культ святых широко распространен в духовной культуре многих народов Северного Кавказа. Имена святых, их духовно-нравственные высказывания, часто воспроизводятся в религиозном дискурсе, ритуалах и назмах (песнопениях). Деяния и места захоронения святых, как правило, окутаны мистической таинственностью.

У ингушей накануне месяца рамадан существует обряд посещения могилы святого Батал-Хаджи, в Дагестане - зиярат захидов, который посещается паломниками, совершающими зикры и мавлиды, в Чеченской Республике - зиярат Хеди, матери Кунта-Хаджи Кишиева.

В Чечне, Ингушетии зияраты святых посещают не только рядовые мусульмане, но и государственные деятели, исповедующие ислам, почитающих суфийских шейхов. Так, в начале месяца рамадан, 12 сентября 2007 г., зиярат Батал-Хаджи посетил Президент Республики Ингушетия Мурат Зязиков. Выступая перед паломниками, он заявил: «Вера во Всевышнего помогала нам пережить все тяготы и трудности, которые преподносила нам жизнь. Уверен, что именно религия поможет нам сохранить нравственность, стать более милосердными и терпимыми друг другу» [14].

Зиярат Ташу-Хаджи посещают множество людей разного возраста из других республик, часто приезжают группами на нескольких автобусах. Местные жители всегда рады гостям и гордятся тем, что святую могилу навещают не только чеченцы, но и мусульмане других национальностей. В 2013 г. по поручению главы Чеченской Республики Р. Кадырова зиярат Ташу-Хаджи был реконструирован [15].

17 июня 2017 г. глава Чеченской Республики побывал у зиярата Берса-шейха, одного из первых проповедников, распространявших ислам в конце XVI в. среди чеченцев мирными средствами. 3 января 2018 г. в День памяти Кунта-Хаджи в Веденском и Курчалоевском районах Чеченской Республики произошло знаменательное событие - были открыты три зиярата известных чеченских шейхов Узун-Хаджи в райцентре Ведено, Юсупа-Хаджи в селе Махкеты и Янгульби-Хаджи в райцентре Курчалой. Все эти святые места были посещены делегацией во главе с главой Чеченской Республики Р. Кадыровым [16].

В Чеченской Республике сложилась практика совершения школьниками Грозного в месяц рамадан зиярата к могилам чеченских святых. Это связано и с тем, что реализовывалась Концепция духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Школьники на паломничество выезжают к местам захоронения чеченских святых в Грозненском и Веденском районах. Прежде всего это зиярат шейха Абдул-Азиза Шаптукаева в селении Толстой-Юрт и зиярат Хеди, матери авлийа (святого) Кунта-Хаджи Кишиева, в селении Эртан [17].

Среди часто посещаемых чеченских святынь - мавзолей Ташу-Хаджи, расположенный в селении Саясан Ножай-Юртовского района. Так, глава Чеченской Республики Р.А. Кадыров посетил его вместе со своей свитой 15 июня 2022 г. Там он рассказал некоторые сюжеты, связанные с жизнью святого, и при этом демонстрировал якобы принадлежавшие ему предметы, в частности, огнестрельное оружие, кинжал.

ISSN2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 3

Многие места захоронений чеченских святых сегодня можно рассматривать как культурные памятники, имеющие для народа большое историческое и духовно-культурное значение. Такие зияраты, как Ташу-Хаджи в с. Саясан, Хеди, матери Кунта-Хаджи в с. Гуни, Баммат-Гирей-Хаджи в с. Автуры, Дени-шейха в с. Кень-Юрт, Солса-Хаджи в Урус-Мартане и др., могли бы быть внесены в список культурных объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Зиярат Хеди матери Кунта-Хаджи считается одним из 25 священных мест в Российской Федерации.

Список источников

1. Акаев В.Х., Мирзаев С.Б. Тарикат шазилийа в Дагестане: факторы появления, сущность и социокультурная роль // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2011. № 6. С. 5-9.

2. Саламов А. Правда о «святых местах» в Чечено-Ингушетии // Сб. ст. Чечено-Ингушского НИИ при Совете министров ЧИАССР. Грозный, 1964. C. 155-169.

3. Мустафинов М.М. Зикризм и его социальная сущность. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1975. 44 с.

4. БоковХ.Х. Интернационализм на деле. М.: Сов. Россия, 1984. 224 с.

5. Ислам на территории бывшей Российской империи : энцикл. словарь / сост. и отв. ред. С.М. Прозоров. М.: Восточная лит-ра, 1998.

6. Вачагаев М. Шейхи и зияраты Чечни. М., 2009. 304 с.

7. Ханбабаев К.М. Тарикаты в Дагестане // Алимы и ученые против ваххабизма. Махачкала: Дагестанское кн. изд-во, 2001.

8. Шихалиев Ш. Суфийские вирды накшбандийа и шазилийа в Дагестане. URL: https:// cyberleninka.m/article/n/sufyskie-virdy-nakshbandiya-i-shaziliya-v-dagestane (дата обращения: 15.05.2023).

9. Солтамурадов М.Д. Суфизм в культуре народов Северо-Восточного Кавказа. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2008.

10. Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи Кишиев: жизнь и учение. Грозный: Изд-во ГНИР, 1994. 128 с.

11. Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1999. 26 с.

12. Акаев В.Х. Суфизм на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты. Ростов н/Д., 2011.

13. Акаев В.Х. Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры. Грозный: Кн. изд-во, 2020. 523 с.

14. Зязиков посетил зиярат Батал-Хаджи. URL: https://www.rosbalt.ru/russia/2007/09/12/413151.html (дата обращения: 15.05.2023).

15. Тутуева А. Святое место - зиярат Ташу-Хаджи // Вести Республики. 2014. 20 марта.

16. Три зиярата открыты в Чечне в день памяти Кунта-Хаджи Кишиева. URL: https://www.kavkaz-uzel.org/articles/314652/ (дата обращения: 15.05.2023).

17. Паломничество школьников в Чечне сопровождалось лекциями об Ахмате Кадырове. URL: https://www.ka vkaz-uzel.org/articles/33 (дата обращения: 15.05.2023).

References

1. Akaev V.Kh., Mirzaev S.B. Shadhili Tariqa in Dagestan: factors of appearance, essence and socio-cultural role. Izvestiya vuzov. Sev.-Kavk. region. Obshchestv. nauki = Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2011;(6):5-9. (In Russ.).

2. Salamov A. The truth about the "holy places" in Chechen-Ingushetia. Collection of Articles of Chechen-Ingush Research Institute under the Council of Ministers of the Chechen-Ingush Autonomous Soviet Socialist Republic. Grozny, 1964:155-169. (In Russ.).

3. Mustafinov M.M. Zikrism and its social essence. Grozny: Chechen-Ingush Publishing House; 1975. 44 p. (In Russ.).

4. Bokov Kh.Kh. Internationalism in action. Moscow: Sovetskaya Rossiya Publ.; 1984. 224 p. (In Russ.).

5. Prozorov S.M., comp. and ed. Islam on the territory of the former Russian Empire. Encyclopedic Dictionary. Moscow: Vostochnaya literatura Publ.; 1998. (In Russ.).

6. Vachagaev M. Sheikhs and ziyarats of Chechnya. Moscow, 2009. 304 p. (In Russ.).

ISSN2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 3

7. Khanbabaev K.M. Tariqas in Dagestan. Alims and scientists against Wahhabism. Makhachkala: Dagestan Publishing House; 2001. (In Russ.).

8. Shikhaliev Sh. Sufi Naqshbandi and Shadhili wirds in Dagestan. Available from: https:// cyberlenin-ka.ru/article/n/sufiyskie-virdy-nakshbandiya-i-shaziliya-v-dagestane [Accessed 15th May 2023]. (In Russ.).

9. Soltamuradov M.D. Sufism in the culture of the peoples of the North-Eastern Caucasus. Rostov-on-Don: North Caucasus Research Center of the Higher School of the Southern Federal University Press; 2008. (In Russ.).

10. Akaev V.Kh. Sheikh Kunta-Haji Kishiev: life and teachings. Grozny: Grozny Oil Research Institute Press; 1994. 128 p. (In Russ.).

11. Akaev V.Kh. Sufism and Wahhabism in the North Caucasus. Moscow: Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences Press; 1999. 26 p. (In Russ.).

12. Akaev V.Kh. Sufism in the North Caucasus: theoretical and applied aspects. Rostov-on-Don, 2011. (In Russ.).

13. Akaev V.Kh. Sufism in the context of Arab-Muslim culture. Grozny: Publishing House; 2020. 523 p. (In Russ.).

14. Zyazikov visited Batal-Haji ziyarat. Available from: https:// www.rosbalt.ru/russia/2007/09/12/413151. html [Accessed 15th May 2023]. (In Russ.).

15. Tutueva A. Holy place - ziyarat Tashu-Haji. Novosti respubliki = News of the Republic. 2014. March 20. (In Russ.).

16. Three ziyarats are opened in Chechnya on the day of memory of Kunta-Haji Kishiev. Available from: https://www.kavkaz-uzel.org/articles/314652/ [Accessed 15th May 2023]. (In Russ.).

17. The pilgrimage of schoolchildren in Chechnya was accompanied by lectures about Akhmat Kadyrov. Available from: https://www.ka vkaz-uzel.org/articles/33 [Accessed 15th May 2023]. (In Russ.).

Информация об авторе

А.В. Акаев - младший научный сотрудник лаборатории филологии и культурологии.

Information about the author A. V. Akaev - Junior Researcher of the Laboratory of Philology and Cultural Studies.

Статья поступила в редакцию 14.06.2023; одобрена после рецензирования 25.07.2023; принята к публикации 28.08.2023. The article was submitted 14.06.2023; approved after reviewing 25.07.2023; accepted for publication 28.08.2023._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.