ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2003, Экспресс-выпуск 223: 572-574
Зимовка морских птиц на Сирениковской полынье
Н.Б.Конюхов
Второе издание. Первая публикация в 1990*
В арктических широтах стационарные полыньи служат как местами зимовок для ряда морских млекопитающих и птиц, так и местами их остановок ранней весной на путях миграций (Brown, Nettleship 1981; Brach et al. 1981; Stirling et al. 1981).
Сирениковская полынья расположена у южного побережья Чукотского полуострова. Впервые о ней, как о месте зимовок морских птиц, упоминается в заметке Л.С.Богословской и Л.М.Вотрогова (1981). Эта полынья не замерзает в течение всей зимы. По действием ветра и течений происходит постоянный дрейф льдов по её акватории: ветры южных направлений забивают прибрежную акваторию льдом, северные — освобождают её, основное течение идёт на восток.
Для выяснения видового состава зимующих на Сирениковской полынье птиц проводились специальные наблюдения с 25 марта по 15 мая 1989. Работа велась с эскимосской промысловой байдары. Обследована прибрежная акватория от мыса Ягночымло до мыса Лысая Голова с удалением от берега до 10 км. Численность птиц приводится только для этого района. За время работы отмечено 10 видов зимующих морских птиц.
Phalacrocorax pelagic us. Берингов баклан встречался в незначительном количестве. Большая часть птиц отмечена в районе мыса Столетия. В общей сложности на обследованном участке полыньи проводит зиму около 100 бакланов. В конце апреля птицы уже начали посещать места будущего гнездования.
Clangula hyemalis. Морянка — обычная зимующая птица. Её численность составляет примерно 10-12 тыс. особей. В марте-апреле встречались только птицы в зимнем пере. Эти утки держались разреженными стаями в прибрежной полосе шириной в 200-300 м.
Polysticta и Somateria. В Сирениковской полынье, видимо, зимуют все четыре вида гаг. Они концентрировались в основном в районе мысов Агыхлик, Столетия и Лесовского, образуя стаи от десятков до тысяч особей, хотя небольшое число их встречалось по всей обследованной акватории. В отличие от морянок, гаги держатся несколько дальше от берега, в пределах 1.0-1.5 км, а стаи их более компактны. Основную массу из 10-15 тыс. зимующих гаг составляла обыкновенная гага Somateria mollissima. Встречались как самки, так и самцы, которые находились на разных стадиях линьки в брачный наряд. Гаги-гребенушки S. spectabilis составляли не более 10% от общего количества гаг.
* Конюхов Н.Б. 1990. Зимовка морских птиц на Сирениковской полынье //Изучение морских колониальных птиц в СССР. Магадан: 36-39.
Подтвердилось предположение К.Дау и А.А.Кищинского (Dau, Kistchin-ski 1977) о возможности зимовки очковых гаг S. fischeri у южного побережья Чукотского полуострова. Очковые гаги встречались главным образом поодиночке и изредка стайками до 8 птиц. Вероятно, на обследованном участке полыньи зимует не более 200-300 птиц. По опросным данным, в районе посёлка Сиреники очковые гаги никогда не встречаются в большом количестве, но в начале зимы их бывает больше, чем в её конце.
18 апреля у пос. Сиреники в стае обыкновенных гаг встречена самка сибирской гаги Polysticta stelleri. Поскольку основной пролёт этого вида гаг происходит здесь в середине мая, то можно предположить, что единичные особи могут зимовать в Сирениковской полынье.
Lar us hyperboreus. Из чаек в прибрежной полосе зимует только бургомистр. В марте в районе пос. Сиреники их было около 50 особей. Все они были в летнем оперении. С 5 апреля, видимо, начался прилёт, а к середине апреля количество бургомистров в районе пос. Сиреники достигло уровня, сравнимого с летним. В это время неполовозрелые особи составляли около 10% от общего числа птиц. В первой половине апреля бургомистры уже начали занимать свои гнёзда.
Pagophila ebúrnea. Белая чайка проводит зиму мористее (Трухин, Косыгин 1987), поскольку морзверобои в прибрежных частях полыньи белых чаек зимой не встречали. Стайка из трёх птиц первый раз была встречена 31 марта. Массовый подход этих птиц к берегу и начало весенней миграции отмечены в середине апреля; одиночные птицы и небольшие стайки из нескольких птиц летели на восток вдоль побережья. В это время на берегу в местах разделки ластоногих можно было видеть одновременно до 50 птиц.
Rhodostethia rosea. Розовая чайка, упомянутая Л.С.Богословской и Л.М.Вотроговым (1981) как зимующая на Сирениковской полынье, в 1989 году не встречена. По словам эскимосов, она здесь встречается только осенью на пролёте.
Uria. Кайры встречались в разводьях между льдами по всей обследованной акватории. Все птицы, видовую принадлежность которых удалось установить, были толстоклювыми кайрами Uria lomvia. Их общая численность была около 100 особей. Однако, по опросным данным, в районе пос. Сиреники в конце февраля-начале марта отмечалось перемещение больших стай кайр.
Cepphus. В марте-апреле чистики С. grylle встречались редко. Всего здесь зимовало 20-30 птиц. Они держались дальше от берега, чем тихоокеанские чистики С. columba, прилетевшие сюда в третьей декаде апреля.
Brachyramphus brevirostris. Совершенно неожиданно обнаружилось, что в Сирениковской полынье зимуют короткоклювые пыжики. Пара этих птиц в зимнем наряде встречена 8 апреля. Птицы держались примерно в километре от берега среди битого льда. Одиночные птицы также были встречены 10 и 15 мая.
Таким образом, видовой состав морских птиц, зимующих на Сирениковской полынье и полыньях канадской Арктики, во многом сходен. Однако кроме общих видов: морянки, обыкновенной гаги, гаги-гребенушки, бур-
гомистра, чистика и толстоклювой кайры, здесь также зимуют берингов баклан, очковая гага, короткоклювый пыжик и, возможно, белая чайка.
Литература
Богословская JI.C., Вотрогов JI.M. 1981. Массовые зимовки птиц и китов
в полыньях Берингова мор я. ЦПрирода 1: 42-43. Трухин A.M., Косыгин Г.М. 1987. Распространение морских птиц во льдах западной части Берингова и Чукотского морей //Распространение и биология морских птиц Дальнего Востока. Владивосток: 6-21. Brown R.G.B., Nettleship D.N. 1981. The biological significance of polynyas to arctic
colonial seabirds //Polynyas in the Canadian Arctic / I.Stirling, H. Cleator (eds.). № 45: 59-65. Dau C.R., Kistchinski A. A. 1977. Seasonal movements and distribution of the Spectacled
Eider// Wildfowl 28: 65-75. Prach R.W., Woyd H., Cooch F.G. 1981. Polynyas and seaducks //Polynyas
in the Canadian Arctic / I.Stirling, H. Cleator (eds.). № 45: 67-70. Stirling I., Cleator H., Smith T.G. 1981. Marine mammals //Polynyas in the Canadian Arctic / I.Stirling, H. Cleator (eds.). № 45: 45-58.
Ю СЯ
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2003, Экспресс-выпуск 223: 574
Зимняя находка длиннохвостого снегиря Uragus sibiricus в пойме Зеравшана
А.К.Сагитов
Второе издание. Первая публикация в 1963*
Небольшая стайка сибирских длиннохвостых снегирей Uragus sibiricus sibiricus (Pallas, 1773) на зимовке в пойме Зеравшана была отмечена нами впервые 17 декабря 1959 в районе Саразма (в 40 км северо-восточнее Самарканда). Стайка держалась в зарослях облепихи Hippophae rhamnoides. В последний раз в указанном районе длиннохвостые снегири были зарегистрированы 23 февраля 1960. В желудках 2 вскрытых нами особей обнаружены только плоды облепихи.
ю ся
* Сагитов А.К. 1963. Зимняя находка длиннохвостого снегиря в пойме Зеравшана //Орнитология 6: 481.