в южной Норвегии в ряде случаев пеструшка изгоняла синиц из занимаемых ими дупел, но в период насиживания кладки шансы изгнания большой синицы из дупел резко уменьшались, поскольку последняя активно защищает своё гнездо. Близ гнезда отмечались стычки между самцами этих видов, в результате одной атаки самец мухоловки был убит большой синицей. Видимо, и в нашем случае имело место подобное явление. Одна и та же самка большой синицы убила двух самок мухоловки-пеструшки, пытавшихся занять её гнездовье.
Литератур а
Благосклонов К.Н. 1991. Гнездование и привлечение птиц в сады и парки. М.: 1-251. Воинственский М.А. 1949. Пищухи, поползни, синицы УССР. Киев: 1-122. Книстаутас А.Ю., Люткус А.А. 1982. Видовой состав и численность птиц искусственных дуплянок и межвидовая борьба в них. Деп. в ЛитНИИНТИ, № 880-82, Лит. с.-х. акад. Каунас: 1-5.
Slagsvold T. 1978. Competition between the great tit Parus major and the pied flycatcher Ficedula hypoleuca: an experiment // Ornis scand. 9, 1: 46-50.
Ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1822: 4335-4339
Зимняя орнитофауна посёлка Умба (Мурманская область)
Р.В.Житова, М.Н.Харламова
Регина Владимировна Житова, Марина Николаевна Харламова.
ФГБОУВО Мурманский арктический государственный университет. Мурманск, Россия Второе издание. Первая публикация в 2017*
Современному этапу развития общества свойственен высокий темп урбанизации. Природные экосистемы изменяются под действием антропогенного фактора, иногда приводящего к необратимой их деградации и полному уничтожению, замене их промышленной застройкой и системами коммуникаций. В связи с этим формируются новые биологические сообщества, отличающиеся по своей структуре и функциональным особенностям от исходных природных.
Птицы — наиболее многочисленные и заметные обитатели городского ландшафта. В последние десятилетия изучению орнитофауны городов уделяется особое внимание (Храбрый 2012). Целью данного исследования стало изучение состава орнитофауны посёлка городского
* Житова Р.В., Харламова М.Н. 2017. Состав орнитофауны урбанизированной территории Мурманской области на примере посёлка Умба в зимний период // Флора и фауна урбанизированных территорий в высоких широтах: материалы международ. науч.-практ. конф. Мурманск: 15-19.
типа Умба в зимний период в сравнительном аспекте. В задачи работы входили: определение видового состава зимующих птиц, их выборочный количественный учёт и выявление доминирующих видов. Основным методом исследований был учёт на маршруте длиной б. б км (ширина учётной полосы 100 м). Наблюдения проводились в зимние периоды 2013, 2014 и 2016 годов.
Посёлок Умба (66°40'53" с.ш. 34°20'44" в.д.) расположен в южной части Мурманской области на Терском берегу Кандалакшского залива Белого моря. В центре посёлка преобладают пятиэтажные дома, окраины застроены преимущественно одно- и двухэтажными зданиями. В посёлке растут шиповник, черёмуха, рябины, берёзы и другие растения, плоды которых охотно поедают многие виды птиц. Окружает этот посёлок лес, где преобладают кустарничково-зеленомошные ельники.
Орнитофауна Умбы в зимний период обычно представлена 12 видами. Это кряква Anas platyrhynchos, рябчик Tetrastes bonasia, сизый голубь Columba livia, большой пёстрый дятел Dendrocopos major, сорока Pica pica, серая ворона Corvus cornix, ворон Corvus corax, пухляк Parus montanus, большая синица Parus major, домовый воробей Passer do-mesticus, снегирь Pyrrhula pyrrhula и зеленушка Chloris chloris.
Сравнение наших данных с более ранними наблюдениями (Гончар и др. 2002) и расчёт индекса видового разнообразия Шеннона-Уивера показывают, что в 2002 году этот индекс составил 2.51; в 2013 — 2.79; в 2014 — 2.56; а в 2016 году — 2.43 (различия статистически значимы). Как видно, в 2013 году показатель видового разнообразия был выше, чем в остальные годы, и численность видов более выровнена. Это может объясняться тем, что в 2012 году были благоприятные условия для размножения таких птиц, как рябчик, большой пёстрый дятел и снегирь.
Потенциальная способность определённых видов к проникновению в город связана с особенностями их динамики численности. Б.Д.Кура-нов (2008) выделяет следующие возможные варианты: 1) перенасыщение естественных местообитаний в результате хорошего выживания с последующей эмиграцией особей; 2) выселение птиц из естественных местообитаний из-за сокращения площади гнездовых стаций; 3) расселение особей из урбанизированных популяций. Отсюда следует, что расселение птиц происходит в результате повышения численности, независимо от вызывающих её причин. В поисках новых мест обитания часть птиц проникает в город. У видов, склонных к резким подъёмам численности, вероятность проникновения в город выше. Конкретные механизмы вселения птиц в города изучены до сих пор недостаточно. Д.Н.Нанкинов (цит. по: Куранов 2008) полагает, во время осенних кочёвок молодые птицы проникают в город, где они находят благоприятные условия: обильный корм, безопасные места ночёвки.
Наблюдаемое нами общее количество птиц увеличивалось в тече-
ние всего периода исследований: в 2002 году — 900 особей, в 2013 — 1164, в 2014 - 1467, в 2016 - 1619. Были отмечены также колебания численности отдельных видов птиц от года к году. В частности, в последние годы нами наблюдалось увеличение численности кряквы, сизого голубя, что могло быть связанно с хорошими кормовыми условиями, отсутствием хищников и относительно благоприятным температурным режимом. Синантропные популяции сизого голубя часто отличаются высокой численностью (Ксенц и др. 1991). Увеличение численности кряквы могло быть связано с невысокими средними зимними температурами и, как следствие этого, наличием в пределах посёлка незамерзающей полыньи, где кряквы могли проводить зиму. Успешной зимовке способствует также подкормка уток местными жителями.
Уменьшение численности было выявлено у сороки, ворона, серой вороны, домового воробья и большой синицы, что могло быть связано с изменениями в их кормовой базе: в частности, открытые мусорные контейнеры были замещены контейнерами закрытого типа. Эти виды птиц встречались в Умбе в основном возле кормушек, устроенных жителями. В 2016 году нами отмечено не характерное для предыдущих годов поведение серой вороны, сороки, большого пёстрого дятла, большой синицы и домового воробья. Между данными видами птиц возникла конкуренция за пищу, это проявлялось в агрессивном поведении крупных птиц по отношению к птицам меньшего размера.
Обычно урбанизированные сообщества птиц характеризуются относительно невысоким видовым разнообразием при наличии немногих господствующих видов. В отношении распределения видов по индексу доминирования Шеннона для зимующих в Умбе птиц получены следующие результаты. На протяжении первых трёх лет исследования в группу доминантов входили 4 вида: домовый воробей, большая синица, серая ворона и сорока (см. таблицу). В 2013 и 2014 годах количество доминирующих видов возросло до 6. К перечисленным птицам добавились сизый голубь и кряква. А в 2016 году группа доминирующих птиц снова была представлена 4 видами, но «места» большой синицы и сороки «заняли» кряква и сизый голубь.
Индекс доминирования зимующих видов птиц посёлка Умба, %
Вид Индекс доминирования по годам, %
2002 2013 2014 2016
Кряква Anas platyrhynchos — 12 12 19
Сизый голубь Columba livia - 14 17 22
Сорока Pica pica 13 11 11 -
Серая ворона Corvus cornix 16 15 19 12
Большая синица Parus major 19 12 13 -
Домовый воробей Passer domesticus 21 19 20 21
В посёлке Умба сизый голубь, домовый воробей, серая ворона и кряква — синантропные и урбофильные виды птиц (терминология по: Благосклонов 1991). Это наиболее приспособленные к разным условиям антропогенного ландшафта виды, адаптивные возможности которых способствуют их синантропизации. Сорока и большая синица относятся к урбофобным видам, и мы отмечаем снижение индекса доминирования этих птиц вплоть до полного исчезновения их из группы.
Вычисленные по результатам наших исследований значения индекса разнообразия Шеннона-Уивера 2.43-2.27 вполне соответствуют значениям этого индекса для орнитокомплексов ненарушенных или слабо урбанизированных территорий. Так, для авифауны тайги Ильменского заповедника на Южном Урале были характерны величины индекса 2.6-3.0 (Захаров 2008), а для парков Нижнего Новгорода -2.48-2.84 (Колесова 2012). Незначительное увеличение индекса в 2013 году можно считать эпизодическим явлением, укладывающимся в рамки естественных природных флуктуаций.
Успех популяции в новой обстановке зависит от того, насколько в городской среде воспроизводятся необходимые условия и сглаживаются отрицательные воздействия. Важнейшие из них: пища, места для размножения, хищники, конкуренты и климат. В посёлке Умба часто имеются в избытке некоторые пищевые ресурсы, предоставляемые человеком. Но постоянно их используют немногие виды. В городе создаются благоприятные условия для видов, использующих для устройства гнёзд различные ниши. Более тёплый мезоклимат оказывает положительное воздействие как на оседлые, так и остальные виды птиц. Влияние хищников на городские популяции, как правило, ослаблено и сводится к таким хищникам, как собаки и кошки (Корбут 2000; Кура-нов 2008; Рахимов, Рахимов 2011).
Литератур а
Благосклонов К.Н. 1991. Гнездование и привлечение птиц в сады и парки. М.: 1-256. Захаров В.Д. 2008. Анализ видового разнообразия птиц Ильменского заповедника //
Вестн. Оренбург. ун-та 6: 50-54. Гончар А., Дворникова М., Деревнова А. и др. 2002. Зимующие птицы посёлка Умба
(численность, экология, поведение, охрана). Умба: 1-45. Колесова Н.Е. 2012. Летнее население птиц парка «Сормовский» г. Н. Новгорода // Фауна и экология позвоночных животных России и сопредельных территорий: материалы Всерос. науч. конф. Саранск: 68-71. Корбут В.В. 2000. Урбанизация и птицы города // Экополис-2000. Экология и устойчивое
развитие города. М.: 159-161. Ксенц A.C., Ксенц Г.Х., Лалетпн Б.А. 1991. Сравнительный анализ популяционной биологии дикой и синангропной форм сизого голубя // Орнитологические проблемы Сибири: тез. докл. Барнаул: 19-20. Куранов Б.Д. 2008. Особенности урбанизации птиц // Сиб. экол. журн. 15, 1: 123-132. Рахимов И.И., Рахимов М.И. 2011. Преадаптивные возможности птиц к заселению урбанизированной среды // Вестн. Балт. ун-та им. И.Канта 7: 79-84.
Храбрый В.М. (ред.) 2012. Птицы городов России. СПб.; М.: 1-513.
Ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1822: 4339
Зимняя встреча огаря Tadorna ferruginea на реке Ангаре в Иркутске
П.И.Жовтюк
Второе издание. Первая публикация в 2017*
Огарь Tadorna ferruginea — обычный, но малочисленный гнездящийся перелётный вид Иркутской области. Включён в Красную книгу Иркутской области (2010).
Весной на территории области огари начинают появляться в конце марта — начале апреля. Гнездятся в степных и лесостепных районах Верхнего Приангарья, Верхоленья, побережья Байкала (Приольхонье и остров Ольхон) и Братского водохранилища. Осенью улетают в конце августа — начале сентябре, известны случаи задержки с отлётом до начала октября (Красная книга... 2010). Информации о зимних встречах огаря в Иркутской области в доступной литературе нам найти не удалось. Имеется указание на зимовку этого вида в Республике Бурятия в окрестностях посёлка Бичура (Андронов 2014).
Нами огарь встречен 28 января 2017 на реке Ангаре в черте города Иркутска. Птица некоторое время отдыхала на небольшом ледяном островке ниже плотины ГЭС, перед Академическим мостом, а потом улетела в сторону острова Конный. Вероятней всего, эта особь осталась на зимовку. Предполагаем, что удачно перезимовать огарю не удалось. Поиски птицы в феврале 2017 года на незамерзающем участке Ангары в черте города, а также в истоке Ангары не увенчались успехом.
Литератур а
Андронов Д.А. 2014. Зимовка огаря Tadorna ferruginea (Pallas, 1764) и первое наблюдение черноголового щегла Carduelis carduelis L., 1758 в окрестностях пос. Бичура (Бурятия) // Байкал. зоол. журн.1(14): 113. Красная книга Иркутской области. 2010. Иркутск: 1-480.
Ю ^
* Жовтюк П.И. 2017. Зимняя встреча огаря Tadorna ferruginea (Pallas, 1764) на реке Ангара в городе Иркутске IIБайкал. зоол. журн. 1 (20): 97.