Научная статья на тему 'Зимний аспект населения птиц залежей на Среднем Урале'

Зимний аспект населения птиц залежей на Среднем Урале Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зимний аспект населения птиц залежей на Среднем Урале»

Ширшов А.А., Александрова В.Ю., Зейнутдинова А.Ф. 2014. Гнездование лебедя-кликуна на озере Большое Лебединое // Естественнонаучные исследования в Чувашии. Чебоксары: 63-65.

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2448: 3615-3618

Зимний аспект населения птиц залежей на Среднем Урале

В.А.Коровин

Вадим Алексеевич Коровин. Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург, Россия

Второе издание. Первая публикация в 2015*

Экономический кризис последних десятилетий вызвал заметное снижение сельскохозяйственного производства, которое сопровождалось сокращением посевных площадей и переводом значительной части пашни в залежные земли. По оценкам специалистов, сокращение посевных площадей в Свердловской области в период с 1990 по 2003 год составило 3035% (Люри и др. 2010). Широкое распространение залежей - наиболее значимый фактор преобразования экологического облика современного агроландшафта. Анализу структуры гнездовых орнитокомплексов, формирующихся на залежных землях, посвящён ряд специальных работ (Коровин 2001, 2004, 2010; Венгеров 2005; Опарин, Опарина 2006; Вол-ковская-Курдюкова, Курдюков 2008; Мельников 2011; и др.). Весьма актуальным является изучение сезонной динамики населения птиц заброшенных полей и, в частности, его зимнего аспекта.

Исследования проведены в Сысертском районе Свердловской области в 2009-2014 годах. К зимнему периоду отнесены 5 месяцев (ноябрь-март), соответствующих времени залегания сплошного снежного покрова. Учёт птиц проводился на постоянных маршрутах, охватывающих основные массивы залежей в районе исследований. Птиц регистрировали без ограничения учётной полосы с последующим расчётом обилия по средним гармоническим расстояниям обнаружения (Равкин, Челинцев 1990; Челинцев 1985). Длина маршрутов за каждый месяц составляла около 20 км. С целью оценки межгодовой изменчивости населения птиц в ноябре учёты проведены на протяжении 4 лет, в марте — 2 лет. Суммарная длина маршрутов за весь зимний период составила 210 км.

* Коровин В.А. 2015. Зимний аспект населения птиц залежей на Среднем Урале IIАлтай. зоол. журн. 9: 100-102.

Наиболее значительные площади пашни в районе исследований выведены из севооборота в 2003-2006 годах и к началу наблюдений залежи имели возраст от 3 до 6 лет. Некоторые поля заброшены уже в последние годы, что обусловило разновозрастный состав залежей. В среднем за период наблюдений залежные земли составили 35% от всей площади агроландшафта ключевого участка. Основная часть заброшенных полей находилась на бурьянистой и бурьянисто-луговой стадиях сукцессии растительности. С первых лет после прекращения обработки почвы появляются всходы древесных пород, прежде всего сосны. До высоты 1 м древесная поросль может рассматриваться в качестве структурного аналога высокотравья, усиливающего ярусную дифференциацию растительного покрова. Достигая высоты 1.5-2 м, молодые деревья уже заметно выделяются над пологом травостоя, образуют куртины и пятна, мозаично чередующиеся с открытыми луговыми участками, обозначая переход залежи в лесолуговую стадию сукцессии. Густые заросли сосны, вплоть до сомкнутых молодняков, формируются вблизи опушек и на окружённых лесом небольших полях площадью до 20-30 га.

Структура населения птиц залежей в зимний период

Характеристика населения Ноябрь (2009-2010; 2013-2014) Декабрь (2014) Январь (2014) Февраль (2012) Март (2010; 2012) Зимний период в целом

Число видов 3-15 6 8 7 3-5 22

Плотность, ос//км2 16-751 37 1322 51 29-56 285±35

Доминанты (% от суммарной плотности населения) Чечётка (36-95); щегол (10-69); тетерев (19) Чечётка (62); пухляк (32) Полевой воробей (54); Чечётка (33) Чечётка (61); щегол (31) Щегол (34-99); чечётка (62) Чечётка (54); полевой воробей (28); щегол (10)

В зимний период на залежах зарегистрировано 22 вида птиц — от 3 до 15 в отдельные месяцы (см. таблицу). Состав населения подвержен внутрисезонной динамике: прослеживается тенденция некоторого снижения видового богатства от ноября к марту. Только в ноябре зарегистрированы поздние мигранты — обыкновенная овсянка Emberiza citrinella и зеленушка Chloris chloris, а также урагус Uragus sibiricus. Тетерев Ly-rurus tetrix, использующий залежи в качестве кормового биотопа в летне-осенний период, встречается здесь и в ноябре, а в зимние месяцы вылетает на залежи — до 1.5 км от края лесных массивов — на ночёвку. Специализированные хищники-миофаги — зимняк Buteo lagopus и белая сова Nyctea scandiaca — зарегистрированы только в зимы высокой численности мышевидных грызунов в сочетании с неглубоким снежным покровом в ноябре-декабре. В этот же период отмечен и серый сорокопут Lanius excubitor. Межгодовые изменения населения птиц связаны в первую очередь с сукцессией растительности на залежах. В период наблюдений основная их часть перешла в лесолуговую стадию, а на приопу-

шечных участках — в лесную (стадию соснового молодняка), что обусловило появление в составе населения элементов дендрофильного комплекса - ястребиной совы Surnia ulula, свиристеля Bombycilla garrulus, серого сорокопута, сойки Garrulus glandarius, пухляка Poecile montanus и большой синицы Parus major.

Суммарная плотность населения птиц залежей зимой в 1.9 раз ниже таковой в гнездовой период. В отдельные зимние месяцы колебания суммарного обилия достигали почти 80-кратной величины. При этом на протяжении 4 зим его уровень изменялся в диапазоне 16-166 ос./км2 и лишь зимой 2013/14 года достигал 751-1322 ос./км2. Столь резкий всплеск обилия связан с появлением на ключевом участке молодой залежи, в фитоценозе которой на следующий год после прекращения обработки в состав доминантов вошла марь белая Chenopodium album и дала высокий урожай семян. С ноября по январь на этом поле регистрировались большие стаи чечёток Acanthis flammea (до 600 особей) и скопления полевых воробьёв Passer montanus (до 1500 особей), целенаправленно вылетавших сюда на кормёжку из прилегающего села. На других залежах обилие чечёток этой зимой не превышало 121 ос./км2, а полевые воробьи концентрировались исключительно на молодой залежи.

Наиболее постоянными членами зимнего орнитокомплекса были чечётка и щегол Carduelis carduelis, входившие в его состав на протяжении 7 месяцев из 9, в которые проводился учёт. Как правило, эти же виды принадлежали и к доминантам. Полевой воробей — непостоянный элемент населения - входил в состав доминантов в один зимний сезон. Также только в одну зиму достигали уровня доминантов тетерев и пухляк. Наряду с другими открытыми стациями, залежи регулярно обследуются в поисковом полёте вороном Corvus corax, реже серой вороной Corvus cornix. Индекс разнообразия Шеннона для зимнего населения птиц залежей составил 1.29 и оказался вдвое ниже, чем в гнездовой период вследствие обеднения состава видов и снижения выровненности их обилия.

В функционирующих агроценозах состав зимнего населения птиц по сравнению с залежами вдвое беднее: за весь период наблюдений отмечено 11 видов. Появление птиц на заснеженных полях носит эпизодический характер и связано с ситуациями кратковременного повышения доступности корма (разборка стогов соломы и вывоз её с полей, мероприятия по снегозадержанию, редкие оттепели, приводящие к появлению проталин). Суммарное обилие птиц здесь на 1-2 порядка уступает таковому на залежах, как правило, не превышая нескольких особей на 1 км2.

Таким образом, заброшенные поля, сохраняющие растительный покров на протяжении круглого года, создают более благоприятные условия зимовки для многих видов птиц, прежде всего питающихся семе -

нами трав, а при определённых условиях — сочетании большой численности грызунов с невысоким снежным покровом — для дневных хищных птиц, сов и врановых. Мигрирующие, зимующие и оседлые виды оперативно реагируют на появление доступных источников корма, регулярно посещая такие участки и многократно увеличивая здесь свою численность. Поддержанию разнообразия трофических условий способствует разновозрастная структура залежных земель.

Литератур а

Венгеров П.Д. 2005. Птицы и малоиспользуемые сельскохозяйственные земли Воронежской области (перспективы восстановления лугово-степной орнитофауны). Воронеж: 1-152.

Волковская-Курдюкова Е.А., Курдюков А.Б. 2008. Итоги изучения орнитокомплексов мало-используемых сельскохозяйственных земель Южного Приморья // Вестн. Оренбург. ун-та 6 (88): 129-137.

Коровин В.А. 2001. Динамика населения птиц степного агроландшафта в связи с изменениями в характере землепользования //Достижения и проблемы орнитологии Северной Евразии на рубеже веков. Казань: 469-478. Коровин В.А. 2004. Птицы в агроландшафтах Урала. Екатеринбург: 1-504. Коровин В.А. 2010. Население птиц залежных земель степного Зауралья // Актуальные вопросы изучения птиц Сибири. Барнаул: 223-225. Люри Д.И., Горячкин С.В., Караваева Н.А., Денисенко Е.А., Нефедова Т.Г. 2010. Динамика сельскохозяйственных земель России в XX веке и постагрогенное восстановление растительности и почв. М.: 1-416. Мельников В.Н. 2011. Посттехногенные сукцессии орнитокомплексов Восточного Верхневолжья. Ч. II. Динамика населения птиц в ходе зарастания заброшенных сельхозугодий // Поволж. экол. журн. 4: 532-536. Опарин М.Л., Опарина О.С. 2006. Динамика населения наземногнездящихся птиц в ходе залежной сукцессии растительности в дерновинно-злаковых степях Заволжья // Поволж. экол. журн. 2/3: 154-163. Равкин Е.С., Челинцев Н.Г. 1990. Методические рекомендации по комплексному маршрутному учёту птиц. М.: 1-33. Челинцев Н.Г. 1985. Методы учёта животных на маршрутах // Экологические основы охраны животного мира. М.: 74-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.