Научная статья на тему 'Зигзаги Российской уголовной политики в сфере противодействия экономической преступности'

Зигзаги Российской уголовной политики в сфере противодействия экономической преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
433
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / CRIMINAL LAW / CRIMINAL POLICY / ECONOMIC CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александрова Ирина Александровна

Автор статьи подвергает критике современную уголовную политику противодействия экономической преступности. Считает, что данная политика не отвечает интересам прогрессивного развития России. Ввиду изменения геополитической обстановки требуется новая экономическая политика и новые уголовно-правовые средства обес печения новой экономической политики российского государства. Должны быть приняты эффективные меры по борьбе с тяжкими преступлениями в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Предприниматели должны быть лишены неприкосновенности от уголовного преследования за совершение ими экономического преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zigzags Russian criminal policy in the sphere of combating economic crime

The author criticizes the modern criminal policy against economic crime. She believes that this policy is not in the interests of the progressive development of Russia. In view of the changing geopolitical situation requires a new economic policy and new penal means to ensure the new economic policy of the Russian state. Should be taken effective measures to combat serious crimes in the sphere of business and other economic activities. Entrepreneurs should be deprived of immunity from prosecution for the commission of economic crimes.

Текст научной работы на тему «Зигзаги Российской уголовной политики в сфере противодействия экономической преступности»

УДК 343

Александрова Ирина Александровна Alexandrova Irina Alexandrovna

кандидат юридических наук, доцент, докторант

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) candidate of sciences (law), associate professor, doctoral candidate

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: iren-nno@mail.ru

Зигзаги российской уголовной политики в сфере противодействия экономической преступности

Zigzags Russian criminal policy in the sphere of combating economic crime

Автор статьи подвергает критике современную уголовную политику противодействия экономической преступности. Считает, что данная политика не отвечает интересам прогрессивного развития России. Ввиду изменения геополитической обстановки требуется новая экономическая политика и новые уголовно-правовые средства обеспечения новой экономической политики российского государства. Должны быть приняты эффективные меры по борьбе с тяжкими преступлениями в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Предприниматели должны быть лишены неприкосновенности от уголовного преследования за совершение ими экономического преступления.

Ключевые слова: уголовное право, уголовная политика, экономическая преступность.

The author criticizes the modern criminal policy against economic crime. She believes that this policy is not in the interests of the progressive development of Russia. In view of the changing geopolitical situation requires a new economic policy and new penal means to ensure the new economic policy of the Russian state. Should be taken effective measures to combat serious crimes in the sphere of business and other economic activities. Entrepreneurs should be deprived of immunity from prosecution for the commission of economic crimes.

Keywords: criminal law, criminal policy, economic crime.

Рассуждать об уголовной политике стало модным занятием. О ней пишут и процессуалисты, и правовики. Это говорит о переломном моменте в правовом развитии России. И это становится очевидным многим. Предыдущие попытки модернизировать уголовную политику в сфере противодействия экономической преступности стали неудачными. На повестке дня стоит вопрос о формировании нового курса уголовной политики.

На наш взгляд, уголовная политика противодействия экономической преступности выступает как продолжение экономической политики государства иными средствами: уголовно-правовыми, уголовно-процессуальными. У уголовной политики как части целого должны быть общая с экономической политикой идеология и цели.

Правовая политика государства (разновидностью которой является уголовная политика) является инструментом адаптации общества к условиям окружающей среды, средством разрешения наиболее актуальных социально-экономических проблем. Изменения во внутренней и внешней обстановке должны влиять на курс уголовной политики. Геополитическая обстановка, в которой находится

Россия, диктует проведение определенной правовой — уголовной политики в экономической сфере.

Уголовная правовая политика является воплощением воли правящего класса, элиты общества. У нас буржуазное общество, уголовная политика является средством защиты интересов собственников. В силу своей большей организованности и финансовым ресурсам предпринимательское сообщество имеет большие возможности для того, чтобы пролоббировать свои интересы в правительстве и законодательном собрании с тем, чтобы правовая, уголовная политика проводилась в его интересах. Вместе с тем, сбалансированная справедливая уголовная политика должна учитывать и интересы остальных слоев общества. Иначе неизбежны перекосы в применении уголовно-правовых средств к отдельным слоям населения. Уголовная политика не должна усиливать социальную несправедливость, неравенство в обществе.

Современная уголовная политика противодействия экономической преступности, которую мы назвали новой уголовной экономической политикой (НУЭП) сформировалась как реакция государства на «банковский» кризис 2008 года. С этого

события, как видится, берет начало реализация в уголовной политике либерально-правовой идеологии, сутью которой является ограничение вмешательства государства в рыночную экономику, предпринимательскую деятельность. Выражение Б. Грызлова: «Бизнес должен работать, а не сидеть в тюрьме» стало уголовно-политическим лозунгом.

На основании поручения Президента от 28 ноября 2009 года № ПР-3169 экспертами была разработана Концепция модернизации уголовного законодательства в экономической сфере с целью исключить «искусственную криминализацию бизнеса» через «законодательное введение и осуществление на практике специальных дополнительных (сравнительно с действующими в отношении иных субъектов права) материально- правовых и процессуальных гарантий, вытекающих из особенностей предпринимательской деятельности и ограждающих предпринимателей от незаконного уголовного преследования, в том числе в целях передела собственности» [1]. Разработчики исходили из того, что бизнес в России подвергается неоправданному давлению, и его надо освободить от неоправданно жестокого уголовного законодательства, чрезмерно активных правоохранительных органов.

Эта концепция была реализована в блоке законов: изменения УК РФ и УПК РФ вносились принятием федеральных законов № 383-ФЭ от 29 декабря 2009 года, № 60-ФЗ от 7 апреля 2010 года, № 26-ФЗ от 7 марта 2011 года, № 420-ФЗ от 7 декабря 2011 года, № 407-ФЗ от 6 декабря 2011 года, № 207-ФЗ от 29 ноября 2012 года. Принятый пакет поправок в УК РФ и УПК РФ радикально ограничил применение средств уголовной юстиции для поддержания правопорядка в экономической сфере. Был создан особый правовой режим противодействия экономической преступности, включающий следующие меры:

1) в сфере экономической деятельности: отказ государства от реализации уголовной ответственности в отношении лица, совершившего преступление, предусмотренное частью 1 статьи 171, частью 1 статьи 171.1, частью 1 статьи 172, частью 2 статьи 176, статьей 177, частями 1, 2 статьи 180, частями 3, 4 статьи 184, частью 1 статьи 185, статьей 185.1, частью 1 статьи 185.2, статьей 185.3, частью 1 статьи 185.4, статьей 193, частью 1 статьи 194, статьями 195—197, 198—199.2 УК РФ. Основание и порядок освобождения от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности предусмотрен для особого субъекта — лица, наделенного признаками, характеризующими его деятельность в сфере экономики, — предпринимателя (за исключением преступлений, описанных в статьях 177, 184, 194, 198 УК РФ с общим субъектом). При этом субъекту преступления предоставляется выбор: согласиться на прекращение уголовного дела и выполнить условия освобождения от уголовной ответственности в полном объеме либо отказаться от прекращения уголовного дела, производство которого продол-

жится в обычном порядке. «Согласительный» механизм описан в статьях 76.1 УК РФ и 28.1 УПК РФ;

2) в налоговой сфере: частичная декриминализация общественно-опасных деяний в сфере налогообложения и изменение порядка привлечения к уголовной ответственности за налоговое преступление. В статьях 198, 199, 199.1 УК РФ в шесть раз увеличены пороговые суммы крупного и особо крупного размера уклонения от уплаты налогов, которые делают налоговые правонарушения криминальными деяниями. Создан специальный, льготный для предпринимателей механизм возбуждения уголовного дела по факту налогового преступления;

3) модернизация законодательства о мошенничестве: выделение специальных разновидностей мошеннических деяний по различным сферам деятельности и перевод мошенничества, совершаемого в сфере экономической деятельности, в категорию дел частно-публичного обвинения;

4) апофеозом анализируемой политики стала амнистия осужденных бизнесменов [2]. В основу амнистии был положен договорной механизм разрешения уголовно-правового спора между предпринимателем-преступником и государством.

Прошедшие пять лет, что проводится новая уголовная политика, позволяют оценить ее результаты в социально-экономической сфере. Посмотрим на достижения в области противодействия экономической преступности по всем четырем позициям.

1. О динамике привлечения к уголовной ответственности лиц за совершение преступлений экономической направленности говорят следующие цифры (см. таблицу 1).

По всем статданным как на федеральном, так и на региональном уровне отмечается снижение количественных показателей динамики экономических преступлений (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1

Это не означает, что экономическая преступность снижается. На наш взгляд, преступления в сфере экономики с 2010 по 2013 год остались без адекватной реакции со стороны государства.

Именно в эти годы наблюдаются положительные изменения в процентном отношении предварительно расследованных, не раскрытых экономиче-

Таблица 1

2010 2011 2012 2013

Зарегистрировано экономических преступлениИ

Всего по России 276435 202454 172975 141229

В НижегородскоИ обл. 9797 7573 7807 4971

Выявлено лиц, совершивших экономические преступления

Всего по России 101728 64593 50212 49885

В НижегородскоИ обл. 1678 1464 1227 823

Предварительно расследовано преступлениИ экономическоИ направленности

Всего по России 202897 (-36,4%) 144843 (-28,6%) 120210 (-17%) 105674 (-12,1%)

В НижегородскоИ обл. 5532 6374 6783 4356

Количество преступлениИ экономическоИ направленности, уголовные дела по которым направлены в суд

Всего по России 168672 (-33,6%) 123921 (-26,5%) 102601 (-17,2%) 90248 (-12%)

В НижегородскоИ обл. 4496 5312 684 3540

Не раскрыто преступлениИ экономическоИ направленности

Всего по России 61701 (-21,3%) 41469 (-32,8%) 33541 (-19,1%) 27354 (-18,4%)

В НижегородскоИ обл. 4054 533 17 351

ских преступлении и преступлении экономической направленности, уголовные дела по которым направлены в суд, имеющие непосредственное отношение к работе уголовной юстиции, ее эффективности, оценке уголовного дела с точки зрения судебной перспективы (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2

2. Нельзя не заметить катастрофического ухудшения показателей противодействия налоговой преступности. Созданный правовой механизм возбуждения уголовных дел в отношении лиц, совершающих налоговые преступления, работает плохо; более того, можно говорить о системном кризисе следственной и оперативно-разыскноИ деятельности в данноИ сфере. В юридический капкан попали правоохранители, вся уголовная юстиция, а страдать будет общество ввиду практически полного отсутствия мер уголовно-правового воздействия к недобросовестным налогоплательщикам. Президент России В.В. Путин обратил внимание на то, что

преступления в сфере налогового законодательства практически не выявляются, после принятия этого решения статьи 198 и 199 практически перестали работать. В некоторых регионах Россиискои Федерации вообще перестали возбуждать дела за налоговые правонарушения. В Москве через суды, после судебных решении и приговоров, нужно было возместить тем, кто нарушил налоговое законодательство, миллиард рублеИ. Из них было возмещено четыре миллиона, то есть ноль. Из всех дел, которые были рассмотрены, по результатам рассмотрения только три человека осуждены, причем два из них — к условным срокам наказания [3].

Возбуждение уголовных дел по результатам оперативно-разыскных мероприятии ОВД (полиции) без проведения налоговых проверок невозможно. Более того, органы, осуществляющие ОРД, вообще лишились возможности реагировать в предусмотренном уголовно-процессуальным законом порядке на случаи выявления налоговых преступлении.

О какоИ конкурентоспособности как показателе экономического роста может идти речь, если в правовом государстве компании, не ведущие никакого бухучета и не уплачивающие налоги, пользуются конкурентным преимуществом. Недопоступления налоговои базы в бюджет в условиях, когда более 25% экономического потенциала работает скрытно, восполняют добросовестные налогоплательщики — по общему налоговому режиму налоговая нагрузка, ставка страховых платежеи во внебюджетные фонды с 2007 по 2013 год выросли в общеИ сложности в 2 и 2,5 раза. Заметим, что ущерб от налоговых преступлениИ за 2013 год составил, по

сведениям МВД России, 76 590 990 тыс. рублей [4], а неплательщики налогов избегают уголовной ответственности.

3. В структуре привлеченных к уголовной ответственности лиц за мошеннические деяния картина такова (см. таблицу 2).

Данные по России представлены в виде диаграммы 3.

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Противодействие мошенничеству, 2013 г.

9000 8000 8420 ■ 7516

7000 ■

6000

5000

4000

3000 1849

2000 1127 1464 927

1000 | 639 45 _ 87 33 | 42 253 76 31

и

выявлено привлечено

■ ст.159 ■ст.159.1 ст.159.2 ■ ст.159.3 ■ ст.159.4 ст 159.5 ст 159.6

По сведениям МВД, в 2011 году мошенничество занимало 6,1% в общей структуре преступности, в 2012 году — 7,0%, в 2013 году — уже 7,5% [4]. В 2013 году из 164 629 зарегистрированных мошенничеств (ст. 159—159.6 УК РФ) рост к 2012 году составил 1,6%, предварительно расследовано 76 348 мошеннических деяний — рост 0,6%, из них направлено в суд 66 374 уголовных дела — рост 7,5% [4]. Следовательно, уголовная юстиция работает, о ее эффективности говорят процентные показатели предварительно расследованных уголовных дел и количества преступлений экономической направленности, уголовные дела по которым направлены в суд, однако практика отстает от законодателя. Работает в основном статья 159 УК РФ (см. диаграмму 4).

4. По данным Министерства юстиции РФ и Судебного департамента, которые были озвучены на конференции в Институте проблем правоприменения [5, 6], последние годы (до амнистии) в местах лишения свободы реально отбывали наказание около 7-8 тысяч предпринимателей, осужденных за совершение экономических преступлений, что составляет 0,8—1% от общего числа лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Амнистированы были 2 324 человека [7], которые возвратили имущество и убытки на сумму более 5,5 млрд рублей [8]. Считаем, что данная целевая амнистия проведена с нулевым эффектом. Так же неохотно не так давно наши предприниматели пошли и на амнистию своих капиталов. Наш бизнесмен (мошенник и вор) готов лучше отсидеть, чем платить. По поводу эффективности амнистий высказался президент РФ В.В. Путин: «Человек совершил преступление, не успел свой срок отсидеть — уже амнистия. Через год опять амнистия, опять амнистия — это, вы знаете, снижает определенную меру и усилия государства в борьбе с уголовной преступностью. Так же и в бизнесе» [9].

Исследования, проведенные Институтом проблем правоприменения, позволили сделать выводы:

Таблица 2

2011 2012 2013

Россия Нижег. обл. Россия Нижег. обл. Россия Нижег. обл.

Выявлено 13 214 351 12 717 346 12 200 272

Привлечено 10 864 236 10 834 243 10 309 203

82,2% 67,2% 85,2% 70,2% 84,5% 74,6%

руководителей организаций 1740 61 2017 82 2429 73

служащих 3 549 111 3 805 90 3 951 92

финансовых и банковских работников 517 32 694 30 724 20

собственников (совладельцев) имущества 530 22 703 21 869 26

предпринимателей не юридических лиц 795 14 776 30 780 19

1) маргинальные слои населения системно отрицательно дискриминируются, то есть с большей вероятностью изолируются от общества и попадают в места лишения свободы, чем все другие группы. Суды усиливают уклоны полиции и следствия;

2) неравенство перед законом и судом, однако, не носит однородного характера и не повторяет социальную стратификацию. Есть отдельные привилегии для студентов или правоохранителей и, наоборот, отрицательная дискриминация для правоохранителей и относительно высокостатусной группы предпринимателей;

3) подтверждается основное утверждение конфликтной криминологии об уголовной юстиции (шире — государства) как инструмента репрессий элиты против нижнего социального слоя. И подтверждается конфликт между государственной бюрократией и предпринимателями [10, с. 7—9].

Значит, тезис о том, что предприниматели подвергаются неоправданным уголовным репрессиям, — миф. Законодатель и общественность были намеренно введены в заблуждение.

Цена новой уголовной экономической политики (НУЭП) — попрание социальной справедливости. Но, очевидно, государство сознательно пошло на эту жертву, имея в виду позитивные изменения в экономике. На их достижение нацелена НУЭП, ради них были приняты беспрецедентные в мировой практике изменения законодательства.

Как повлияла НУЭП на экономическое положение россиян? Изменилась ли предпринимательская активность под воздействием НУЭП? Приведем данные об активности предпринимателей из национального отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM) [11] (см. диаграмму 5).

По результатам исследования, в 2012 году Россия занимает 67 место среди 69 стран — участниц проекта по количеству людей, вовлеченных в создание и управление новыми компаниями. В 2012 году индекс активности устоявшихся предпринимателей составил 2,1%. Их доля составила 33% от общего числа предпринимателей. В экономически развитых странах число компаний, работающих более 3,5 лет, превышает количество вновь создаваемых компаний.

В пояснительных записках к законопроектам об изменении УК и УПК часто заявлялось, что их целью является повышение инвестиционной привлекательности России. Покажем итоги реализации проводимой уголовной политики по достижению этой цели [12].

Таблица 3

Поступление иностранных инвестиций в Россию из-за рубежа (млрд долл. США)

Год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

пря-

мые 27,8 27,0 15,9 13,8 18,4 18,7 26,1

Всего 120,9 103,8 81,9 114,7 190,6 154,6 170,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из таблицы видно, что к 2013 году Россия после небольшого снижения приблизилась по показателю инвестиционной привлекательности к уровню 2011 года. Резкий спад инвестиций в Россию наблюдается в 2009 году. За 2011—2012 годы произошло определенное ускорение с инвестициями, при этом прямые инвестиции колеблются ближе к уровню 2008 года (см. диаграмму 6).

Диаграмма 6

Из диаграммы видно, что предпринимательская активность в России на низком уровне. Рост общей предпринимательской активности наблюдается с 2009 года, однако достичь уровня 2006 года в преодолении начального этапа бизнес-деятельности к 2012 году не удалось, в 2012 году не наблюдается повышение выживаемости устоявшихся компаний.

В числе индикаторов инвестиционного климата в Российской Федерации Министерство экономического развития Российской Федерации позиционирует налоговые поступления. Приведем данные Федеральной налоговой службы о динамике поступлений по видам налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации за январь—июль 2012—2014 (млн руб.).

Для наглядности выстроим диаграмму 7, дающую представление об эффективности налогового администрирования в России.

Диаграмма 7

Показатели неоднозначные. Официальные лица уверяют в повышении эффективности налогового администрирования. Однако неуклонно растут платежи по налогу на доходы физических лиц, имущественные налоги, резко увеличились акцизы, произошел скачок (на 286 млн руб.) отчислений от продажи ресурсов. Напрашивается вывод об улучшении благосостояния ресурсных компаний, что касается иных предприятий и работников, то их финансовое положение меняется в том плане, что стали больше употреблять подакцизных товаров.

Для оценки состояния экономики России представим основные ее показатели в сравнении с показателями стран «большой восьмерки». Так, по данным CIA World Factbook, экономические показатели таковы: инфляция у нас выше в 2 раза (5,1%) [13]. Россия в 3-4 раза отстает по размеру ВВП на душу населения (13,7 тыс. долл. США) [14].

В России наблюдается устойчивая тенденция падения ВВП [15]. Подобная картина усматривается и в мировом масштабе. Темпы экономического роста замедляются. Падение темпов роста ВВП представляется взаимоувязанным с тем фактом, что государство практически полностью отказалось от активного воздействия на экономические процессы (см. диаграмму 8).

Диаграмма 8

Итак, экономические достижения последних лет не впечатляют. Можно констатировать, что запланированных результатов в сфере экономики НУЭП

не достигла. Произошло только усиление неравенства между богатыми и бедными.

Между тем в 2014 году произошло резкое ухудшение геополитической обстановки, в которой находится Россия. Очевидно, последствия взаимных экономических санкций будут для российской экономики тяжелыми: если раньше уголовная политика противодействия экономической преступности является продолжением экономической политики обслуживала работы трубы с ресурсами из России на Запад. Теперь труба частично перекрыта: ее перенаправляют на Россию. Надо менять политику, в том числе и уголовно-правовую ввиду новых угроз. Трубоохранительная деятельность в экономической сфере должна стать правоохранительной деятельностью с акцентом на решении задач борьбы за деофшоризацию экономики, противодействие незаконному оттоку капиталов, защиты прав потребителей от преступных действий продавцов, производителей и исполнителей услуг.

Сейчас востребована реальная экономика. Под лозунгом «Бизнес должен работать в России на благо всего российского народа» новейшая уголовная политика должна строиться на основе конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Нация должна быть единой, а не расколотой по социальному положению.

Примечания

1. Центр правовых и экономических исследований Lecs-центр. Сайт Института современного развития. URL: http://www.Lecs-center.hse.ru/index.php

2. Об объявлении амнистии: постановление Государственной Думы от 2 июля 2013 г. № 2559-6 ГД // Российская газета. 2013. 4 июля.

3. Заседание наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив 14 ноября 2013 года. URL: http:// www.kremlin.ru/news/19625

4. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: http://www.mvd.ru

5. Эти данные обсуждались на международной конференции «Обвинение и оправдание в постсоветской криминальной юстиции», проводившейся ИПП Европейского университета в г. Санкт-Петербурге 17—18 мая 2013 года. URL: http://www.youtube.com/watch?v=RP4FVon8acs&list= PLy6kLVdpIkKyGhFsanfFS_90fTvjRs_

6. Выступление В. Волкова на Полит.Ру URL: http:// www.youtube.com/watch?v=QiOgDd3j9Ns

7. Из запланированных 100 тысяч амнистией воспользовались, как мы и предполагали, несколько сотен предпринимателей-преступников.

8. Один из инициаторов этой амнистии — Борис Титов — утверждал: «Экономическая амнистия освободит около ста тысяч человек». URL: http://www. rg.ru/2013/06/26/amnistiya-anons.html

9. Бизнес-омбудсмен попросит продлить амнистию для предпринимателей еще на полгода. URL: http://www. finmarket.ru/life/article/3632790 Путин призвал к аккуратности в вопросах применения налоговых амнистий. URL: http://www.finmarket.ru/news/3789583

10. Волков В. Статутные уклоны в судах общей юрисдикции: эмпирическое исследование влияния социального статуса подсудимого на приговор. М., 2013.

11. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012». URL: http://www. gsom.spbu.ru/files/upload/research/gem/gem_full_13.pdf

12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b13_56/Main.htm

13. Инфляция по итогам 2013 г. в России составила 6,5%. См.: Электронное периодическое издание «РИАновости». URL: http://www.ria.ru/economy/20140109/9884147 38.html

14. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013—2015 годах. 2012. 28 июня. См.: сайт администрации Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/15786

15. URL: www.ereport.ru

Notes

1. Center for legal and economic research Lecs-center. Website of the Institute of contemporary development. URL: http://www.Lecs-center.hse.ru/index.php

2. On Amnesty: resolution of the State Duma of the July 2, 2013 № 2559-6 DG // Rossiyskaya gazeta. 2013. 4 July.

3. Meeting of the supervisory board of the Agency for strategic initiatives November 14, 2013. URL: http: //www.kremlin. ru/news/19625

4. The official website of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation. URL: http://www.mvd.ru

5. These data were discussed at the international conference «The accusation and justification in post-Soviet criminal

justice», held IPP European university in St. Petersburg, 17— 18 May 2013. URL: http://www.youtube.com/watch?v=RP4FV on8acs&list=PLy6kLVdpIkKyGhFsanfFS_90fTvjRs_

6. Speech by V. Volkov of Polit.ru URL: http://www.you-tube.com/watch?v=QiOgDd3j9Ns

7. Of the planned 100 thousand amnesty benefited, as we expected, a few hundred entrepreneurs criminals.

8. One of the initiators of this amnesty — Boris Titov — stated: «Economic granted amnesty by about a hundred thousand people». URL: http://www.rg.ru/2013/06/26/amnistiya-anons.html

9. Business ombudsman asks to extend amnesty to employers for another six months. URL: http://www.finmarket. ru/life/article/3632790 Putin called for accuracy in the application of tax amnesties. URL: http://www.finmarket.ru/ news/3789583

10. Volkov V. Statutory biases in the courts of general jurisdiction: an empirical study of the influence of social status on the defendant's sentence. Moscow, 2013.

11. National report «Global entrepreneurship monitor. Russia 2012». URL: http://www.gsom.spbu.ru/files/upload/ research/gem/gem_full_13.pdf

12. Official website of the Federal state statistics service. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_56/Main.htm

13. Inflation in 2013 in Russia was 6,5%. See: Electronic periodical «RIAnews». URL: http://www.ria.ru/econo-my/201401 09/9 8841473 8. htm l

14. Budget message of the President of the Russian Federation on budget policy for 2013—2015. 2012 on 28 June. See: Website of the Presidential administration. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/15786

15. URL: www.ereport.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.