Научная статья на тему 'Журналы, индексируемые в международных наукометрических базах: долгое эхо Проекта «5-100»'

Журналы, индексируемые в международных наукометрических базах: долгое эхо Проекта «5-100» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Проект «5-100» / российские журналы / индексируемые журналы / международные научные базы данных / анализ результативности / Project “5-100” / Russian journals / indexed journals / international scientific databases / performance analysis.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тургель Ирина Дмитриевна, Дербенева Валентина Валерьевна, Новокшонова Злата Владиславовна

В статье анализируется развитие системы индексируемых научных журналов академических организаций, являвшихся участниками Проекта «5-100». Исследование охватывает временной период с 2000 по 2021 г. и отличается широким взглядом на оценку влияния Проекта «5-100» на развитие журнальной деятельности в России. В процессе анализа предлагается сопряжение отечественной и зарубежной классификаций видов наук, учитывается географическое распределение концентрации журналов, входящих в международную базу данных Scopus. В результате исследования был предложен и апробирован подход к анализу результативности деятельности по развитию индексируемых научных журналов. Сформулированы рекомендации по формированию системы поддержки научных журналов, отвечающие современным вызовам. Отмечено, что за период реализации Проекта общее количество журналов участников Проекта «5-100», индексируемых в международной базе Scopus, увеличилось в четыре раза. Географическое распределение лидеров по концентрации журналов продемонстрировало лидирующие позиции Центрального, Сибирского и Уральского федеральных округов. Наиболее активно работали по вхождению в базу Scopus журналы социально-гуманитарной направленности. Информационной базой исследования стали международная база данных Scopus, портал SCImago Journal & Country Rank, данные Роскомнадзора, программные и стратегические документы в сфере российской государственной научной политики, представленные на сайте Министерства высшего образования и науки РФ, справочно-правовые системы «Гарант» и «Консультант».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тургель Ирина Дмитриевна, Дербенева Валентина Валерьевна, Новокшонова Злата Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Journals Indexed in International Science Indexing Databases: Long Echoes of the “5-100” Project

The article analyzes the development of the system of indexed scientific journals of academic organizations that were participants of the Project “5-100”. This study covers the time period from 2000 to 2021 and is characterized by a broad view on the assessment of the Project “5-100” impact on the development of journal activity in Russia. The analysis proposes the conjugation of domestic and foreign classifications of types of sciences, takes into account the geographical distribution of the concentration of journals included in the international database Scopus. The research proposed and tested an approach to analyzing the performance of the indexed scientific journals development activities. Recommendations on the formation of the support system for scientific journals meeting contemporary challenges are formulated. It is noted that the total number of journals of the Project “5-100” participants indexed in the international Scopus database increased four times during the project implementation period. The geographical distribution of leaders in terms of journal concentration showed the leading positions of the Central, Siberian and Ural Federal Districts. Journals of social and humanitarian direction were the most active in entering the Scopus database. The information base of the study included the international database Scopus, portal SCImago Journal & Country Rank, data of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications (Roskomnadzor), program and strategic documents in the field of Russian state scientific policy, presented on the website of the Ministry of Higher Education and Science of the Russian Federation; legal reference systems “Garant” and “Consultant”.

Текст научной работы на тему «Журналы, индексируемые в международных наукометрических базах: долгое эхо Проекта «5-100»»

Ирина Дмитриевна Тургель

доктор экономических наук, профессор, директор Школы экономики и менеджмента, зав. кафедрой теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления Института экономики и управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,

Екатеринбург, Россия; e-mail: irina.turgel@urfu.ru

Валентина Валерьевна Дербенева

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления Института экономики и управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,

Екатеринбург, Россия; e-mail: v.v.derbeneva@urfu.ru

Злата Владиславовна новокшонова

делопроизводитель Центра поддержки научной деятельности Института экономики и управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,

Екатеринбург, Россия; e-mail: z.v.novokshonova@urfu.ru

Журналы, индексируемые в международных наукометрических базах: долгое эхо Проекта «5-100»

УДК: 378; 808.2

DOI: 10.24412/2079-0910-2024-3-253-278

В статье анализируется развитие системы индексируемых научных журналов академических организаций, являвшихся участниками Проекта «5-100». Исследование охватывает временной период с 2000 по 2021 г. и отличается широким взглядом на оценку влияния

© Тургель И.Д., Дербенева В.В., Новокшонова З.В., 2024

Проекта «5-100» на развитие журнальной деятельности в России. В процессе анализа предлагается сопряжение отечественной и зарубежной классификаций видов наук, учитывается географическое распределение концентрации журналов, входящих в международную базу данных Scopus.

В результате исследования был предложен и апробирован подход к анализу результативности деятельности по развитию индексируемых научных журналов. Сформулированы рекомендации по формированию системы поддержки научных журналов, отвечающие современным вызовам. Отмечено, что за период реализации Проекта общее количество журналов участников Проекта «5-100», индексируемых в международной базе Scopus, увеличилось в четыре раза. Географическое распределение лидеров по концентрации журналов продемонстрировало лидирующие позиции Центрального, Сибирского и Уральского федеральных округов. Наиболее активно работали по вхождению в базу Scopus журналы социально-гуманитарной направленности.

Информационной базой исследования стали международная база данных Scopus, портал SCImago Journal & Country Rank, данные Роскомнадзора, программные и стратегические документы в сфере российской государственной научной политики, представленные на сайте Министерства высшего образования и науки РФ, справочно-правовые системы «Гарант» и «Консультант».

Ключевые слова: Проект «5-100», российские журналы, индексируемые журналы, международные научные базы данных, анализ результативности.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Программы развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина в соответствии с программой стратегического академического лидерства «Приори-тет-2030».

Авторы выражают благодарность директору издательства Уральского федерального университета Алексею Васильевичу Подчиненову за ценные советы и рекомендации в ходе проведения исследования.

Введение

Современный научный журнал можно сравнить с кораблем. На верхней палубе неспешно прогуливаются члены редакционного, наблюдательного и прочих советов. На нижней — крутятся члены редколлегии, примиряя авторов и рецензентов, в трюме — вычитывают, правят, макетируют технические специалисты. Капитан (главный редактор), не обращая внимания на мелочи вроде задержки финансирования, ошибок команды, претензий учредителя, пытается выпустить очередной номер. И все это для того, чтобы журнал вовремя представил читателям самые важные и интересные результаты исследований. Продолжим это сравнение с кораблем — важно не просто издать журнал: в процессе доставки нужно, с одной стороны, не повредить драгоценный груз — не нанести ущерб авторским правам ученых, а с другой, сделать так, чтобы результаты исследований стали доступны широкому профессиональному сообществу.

На этом пути очень легко сделать серьезные и не всегда поправимые ошибки. В советской модели организации науки развитию научных журналов уделялось достаточно много внимания. Функцию «доставки» брало на себя государство, да и капитаны тоже находились на государственной службе. В постсоветский период и до начала 2010-х гг. журналы, как и сама наука, пережили все тяготы перехода к стихийному рынку. Однако и потом, когда понимание значения науки и высшего образования для национального суверенитета стало возвращаться, важность развития научных журналов не была до конца осознана.

Ситуация стала меняться только с появлением в 2013 г. Проекта повышения глобальной конкурентоспособности ведущих российских университетов «Проект "5-100"» (далее — Проект)1. Практически сразу в борьбе за выполнение показателей Проекта (вхождение в международные университетские рейтинги, увеличение числа публикаций, индексируемых в международных базах, и их цитируемости и др.) стал ощущаться острый дефицит национальных «средств доставки» научных результатов на международный рынок. Зарубежные журналы не спешили предоставлять место для публикаций российским ученым. Особенно острой эта проблема была для представителей социально-гуманитарных наук, научные результаты которых не могут быть свободны от превалирующей цивилизационно-культурной парадигмы. Периодически вспыхивали скандалы, связанные с действиями отдельных издателей2. И хотя в утвержденный распоряжением Правительства РФ от 29 октября 2012 г. № 2006-р план мероприятий по развитию ведущих университетов был включен отдельный пункт «Разработка и реализация мер по продвижению российских реферируемых научных журналов (включение в базы данных "Сеть науки" (WEB of Science) и SCOPUS)», журналов и ресурсов для их издания явно не хватало. Эти факторы стали мощным толчком для роста внимания вузов — участников Проекта к развитию собственных журналов, увеличению ресурсного обеспечения для реализации этих задач.

Проект «5-100» был завершен в 2020 г. Достигнутые результаты и их последствия активно обсуждались как профессиональным сообществом [Ключарев, Неверов, 2018; Shibanova et al., 2018], так и аудиторами Счетной палаты РФ3. Однако

1 Распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2012 г. № 2006-р «Об утверждении плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70150350/ (дата обращения: 02.11.2023). Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». Режим доступа: https://base.garant.ru/70336756/ (дата обращения: 02.11.2023).

2 Киселева М. Как издательство «Наука» устроило скандал Springer Nature. 24.07.2017. Официальный сайт новостного портала «Indicator». Режим доступа: https://indicator.ru/ engineering-science/skandal-s-izdatelstvom-nauka-i-springer.htm (дата обращения: 02.11.2023). Российские научные журналы попали под контроль гражданина из США. Режим доступа: argumenti.ruhttps://argumenti.ru/interview/2023/06/837196 (дата обращения: 02.11.2023).

3 Филипенко А.В. Ни один из российских вузов, получивших субсидию на повышение конкурентоспособности, не вошел в первую сотню мировых рейтингов. 13.05.2020. Официальный сайт Счетной палаты РФ. Режим доступа: https://ach.gov.ru/checks/10026 (дата обращения: 02.11.2023). Зайцев Д.А. Программы повышения конкурентоспособности универ-

дискуссии о результативности и влиянии Проекта на науку и высшее образование концентрировались преимущественно на проблемах публикационной активности, научной продуктивности, глобальной конкурентоспособности [Польдин и др., 2017; Guskov et al., 2018; Tsvetkova et al., 2019], в то время как оценкам изменений в сфере научной периодики было уделено недостаточное внимание. Отсутствие объективной системной оценки полученных результатов не позволяет в полной мере оценить их значение и возможность использования на новом этапе развития страны. Так, с изменением оценки результативности научных исследований и исключением из новой программы поддержки вузов «Приоритет 2030»4 показателей научной активности, связанных с публикациями в журналах, индексируемых в международных базах Scopus и WoS, основными каналами представления научных результатов в России в ближайшее время будут отечественные научные журналы, качество и уровень которых должны соответствовать общемировым стандартам. При этом, несмотря на отключение России от доступа к основным базам данных Scopus и WoS, продолжается индексация уже включенных в базы данных журналов, что требует поддержания качества публикуемого материала [Kirillova, Tikhonova, 2022].

Вышеназванные обстоятельства послужили стимулом для проведения исследования, цель которого — выявить тенденции и особенности развития индексируемых в международных базах научных журналов вузов — участников Проекта «5-100» и наметить перспективы в новых условиях.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1) обосновать концептуальный подход для анализа результатов Проекта «5100» в части создания и развития индексируемых научных журналов;

2) провести анализ совокупности индексируемых журналов вузов — участников Проекта с использованием предложенных качественных характеристик и количественных показателей;

3) сформулировать рекомендации для развития индексируемых журналов с учетом специфики современного этапа развития сферы науки и образования.

Теория и методология исследования

Основой авторского аналитического подхода выступает теория программно-целевого управления в сфере государственной политики. Авторы придерживаются точки зрения М.А. Екатериновской, подчеркивающей необходимость перехода от «управления по результатам» к «управлению развитием» [Екатериновская, 2020]. При этом эффективное использование инструментов программно-целевого управления в сфере высшего образования и науки серьезно затруднено в силу наличия

ситетов запустили трансформацию российских вузов. Официальный сайт Счетной палаты РФ. Режим доступа: https://ach.gov.ru/checks/programmy-povysheniya-konkurentosposobnosti-universitetov-zapustili-transformatsiyu-rossiyskikh-vuzo (дата обращения: 02.11.2023).

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет 2030"». Режим доступа: https://base.garant.ru/400793960/ (дата обращения: 02.11.2023).

комплекса проблем концептуальной определенности и содержательной преемственности [Зайцев, 2017]. Следуя логике «управления развитием», авторы разделяют результативность в узком смысле, понимаемую как достижение поставленных целей программы, и результативность в широком смысле, рассматриваемую как текущее и долгосрочное влияние государственной программы на определенный сектор социально-экономической системы страны.

Обзор научной литературы показал, что вопросы результативности Проекта с точки зрения выполнения показателей программы достаточно подробно освещены в работах отечественных исследователей. В этом пуле статей дается оценка влияния Проекта на публикационную активность университетов и его вклада в повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров [Руденко, 2020; Берестов и др., 2020; Акоев, Москалева, 2020].

Второй блок статей посвящен влиянию Проекта на глубинные процессы развития науки и образования. В статье И.Г. Дежиной и Г.З. Ефимовой подчеркивается влияние Проекта на развитие научно-образовательной среды, выявлены побочные эффекты введенной в вузах-участниках системы показателей, что в основном было связано с формализацией оценки научной деятельности университетов [Дежина, Ефимова, 2020]. Поднимаются вопросы о необходимости упора не на количественные, а на качественные показатели. В частности, отмечается, что необходима ориентация на поддержку российских журналов и публикуемых в них статей. В статье Г.А. Ключарева и А.В. Неверова [Ключарев, Неверов, 2018] делается акцент на влиянии Проекта на процесс модернизации российского образования и науки, выявлены весомые и позитивные стороны Проекта «5-100». Среди прочих факторов, препятствующих международной конкурентоспособности вузов, указаны несоответствие предметной структуры национального публикационного потока структуре глобальной науки, а также недостаточная квалификация и репутация российских ученых. С целью увеличения объективности оценки деятельности журналов в научной среде встречаются предложения о введении новых систем библиометрических показателей журналов [Михайлов, 2023], однако использование внутренних ресурсов, прямо или косвенно ставящих такие задачи, для решения этих проблем не предлагается.

В качестве объекта исследования выступают научные журналы, вошедшие в единую международную базу данных рецензируемой научной литературы Scopus, учредителями и/или издателями которых являются вузы — участники Проекта «5-100». Выбор базы Scopus обусловлен тем, что российские вузы, ставя задачу вхождения в международные рейтинги (QS, THE и ARWU), ориентировались в первую очередь на рейтинги QS и THE, которые учитывают публикации, индексируемые в этой базе. Информация анализировалась за период 2014—2021 гг. Начало периода отнесено к 2014 г., так как первое решение о распределении субсидий Проекта было принято в конце третьего квартала 2013 г. и уже не могло оказать влияние на итоговые годовые показатели. Конец анализируемого периода отнесен к 2021 г. в силу высокой инерционности работы с научной периодикой. В частности, только в 2021 г. были приняты решения по заявкам на включение в Scopus, поданным в 2020 г.

Анализ индексируемых журналов осуществлялся на основе широкого круга качественных параметров, характеризующих распределение функций издателя и

учредителя, политику в области доступа к материалам журнала, языковую политику, активность создания новых журналов и включения журналов в Scopus в разные периоды времени, предметную специализацию. Качественные характеристики были дополнены количественными, а именно: наукометрическими показателями, используемыми для характеристики положения журнала в иерархии индексируемых изданий; показателями, характеризующими структурные сдвиги в составе совокупности анализируемых журналов, в том числе с учетом пространственного фактора.

Новизна авторского подхода в сравнении с ранее проведенными исследованиями определяется следующими положениями:

— длительный временной охват (с 2000 по 2021 г.), позволяющий показать эволюционные изменения анализируемой совокупности;

— использование набора характеристик и показателей, позволяющих оценить совокупность индексируемых журналов с точки зрения соответствия приоритетам государственных программ поддержки науки и высшего образования;

— обоснование варианта сопряжения классификации предметных областей научного знания, используемых в РФ и за рубежом;

— выявление пространственных сдвигов в составе вузов — учредителей российских журналов, индексируемых в Scopus.

Используемый набор анализируемых параметров позволил показать, каким образом развитие журналов, индексируемых в Scopus, напрямую или опосредованно способствовало достижению целей Проекта [Ключарев, Неверов, 2018].

В процессе работы были использованы три вида источников данных.

Первый — информация о журналах, представленная в библиометрической международной базе данных Scopus и на портале SCImago Journal & Country, включающем в себя научные показатели журналов и стран, разработанные на основе информации в базе данных Scopus (разработчик — исследовательская группа SCImago).

Второй — данные Роскомнадзора, аккумулированные в перечне наименований зарегистрированных СМИ РФ, а именно, данные о языке публикаций и учредителях журналов.

Третий — программные и стратегические документы в сфере российской государственной научной политики, представленные на сайте Министерства высшего образования и науки РФ, в справочно-правовых системах по законодательству РФ «Гарант» и «Консультант».

Дополнительная верификация наличия организационных связей между вузом и журналом проводилась на основании данных о научных изданиях, представленных на официальном сайте соответствующего университета.

Результаты

Учредители и издатели журналов

По итогам 2021 г. из 21 вуза — участника Проекта «5-100» 19 являлись учредителями или издателями 94 журналов, индексируемых в Scopus (табл. 1). В конце 2013 г. эти вузы выпускали всего 23 журнала. Если в вузах — участниках Проекта количество индексируемых журналов выросло более чем в четыре раза, то в целом по РФ —

в 3,3 раза5. Первые три позиции по количеству учрежденных индексируемых журналов занимают Томский государственный университет, Высшая школа экономики и Уральский федеральный университет. Эти вузы стали учредителями 39 журналов, что составило 41,5% от общего числа журналов участников Проекта, индексируемых в Scopus. Лидерство этих вузов не случайно и, по мнению авторов, объясняется следующим комплексом факторов: во-первых, высоким уровнем проводимых научных исследований; во-вторых, наличием собственных мощных издательств полного цикла; в-третьих, комплексной лингвистической поддержкой авторов и редколлегий [Попова, Хабирова, 2023].

Анализ количества журналов по типу учредителей показал, что из 94 рассматриваемых журналов большая часть (51 журнал) учреждена национальными исследовательскими университетами (НИУ), 23 — федеральными университетами (ФУ) и 20 — прочими университетами. Лидирующая позиция НИУ по количеству журналов Scopus коррелирует с показателем общего количества статей в разрезе типа участников Проекта «5-100». Так, по данным 2018 г. вклад НИУ в общее количество статей по Проекту «5-100» составлял 63,6% (Q1 — 72,36%, Q2 — 67,5%), по количеству цитирований публикаций — 73,7% [Берестов и др., 2020; Гусева и др., 2022].

Учредитель журнала не всегда является издателем. В анализируемой совокупности 20% журналов издается не учредителями. Как правило, различие учреди -телей и издателей обуславливается индивидуальной историей каждого журнала, наличием устойчивых связей между различными научно-образовательными организациями. Чаще всего в качестве издателей выступают институты Академии наук (6 журналов). МИСИС выбрал модель, когда издателями журналов преимущественно выступают специализированные издательства научной литературы, выпускающие научную периодику и книги (издательства «Калвис» и «Руда и металлы»). Эти издательства издают пять из девяти индексируемых в Scopus журналов, учредителем которых является МИСИС. Другой вариант — журнал издается зарубежным издательством (6 журналов). Среди них как крупнейшие мировые издательства Springer, Elsevier, Pleiades Publishing, так и издательства узкоспециализированные: WITPress, Mathematical Sciences Publishers, IOP Publishing. Это позволяет организовать доступ к статьям через платформы, обеспечивающие видимость журнала в международном академическом сообществе. Отдельно выделяется кейс Российского университета дружбы народов (РУДН). Если общей моделью анализируемых вузов является передача партнерам функций издания журнала, то у РУДН по двум журналам ситуация обратная. В этом случае учредители — иные субъекты, которые не являются участниками Проекта «5-100», а РУДН выступает в качестве издателя (соиздателя).

Выделение позиций издателя и учредителя позволяет более четко показать особенности организации издания научной периодики в РФ. К таким особенностям относятся: ведущая роль вузов и академических институтов как учредителей научных журналов; выполнение одной структурой и функций учредителя, и функций издателя; высокая дисперсность распределения журналов по учредителям. Для сравнения: за рубежом издательской деятельностью занимаются преимущественно коммерческие издательские дома и научные общества (Elsevier, Wiley, Springer, RSC

5 Рассчитано по данным Scimago Journal & Country Rank. Режим доступа: https://www.scimago-jr.com/journalrank.php?country=RU&type=j&year=2022 (дата обращения: 02.11.2023).

и др.). При этом даже специализированные зарубежные научные издательства зачастую многократно превосходят российские.

При идентификации принадлежности журнала часто возникает вопрос: чья роль важнее — учредителя или издателя. Следуя логике исследования О.В. Москалевой и М.А. Акоева, обосновывающих приоритет страны-учредителя при идентификации происхождения журнала, «принадлежность» журнала также логично определять по вузу-учредителю [Москалева, Акоев, 2022]. Присоединимся к этой позиции, поскольку, как показывает практика, именно учредитель является участником, заинтересованным в успешности журнала6.

Табл. 1. Количество журналов, в которых учредителями или издателями являются вузы — участники Проекта «5-100» в 2014 и 2021 гг.

Table 1. Number ofjournals in which the founders or publishers are universities — participants of the Project "5-100" in 2014 and 2021

Кол-во Кол-во

№ Название учредителя журналов в 2014 г. журналов в 2021 г.

1 Национальный исследовательский Томский государственный университет 3 15

2 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 2 13

3 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина 2 11

4 Российский университет дружбы народов — 10

5 Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» 4 9

6 Казанский федеральный университет 3 5

7 Сибирский федеральный университет — 4

8 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского 1 3

9 Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ 2 3

10 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет 2 3

11 Балтийский федеральный университет им. И. Канта — 3

12 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 2 3

13 Южно-Уральский государственный университет — 3

14 Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева 1 2

15 Тюменский государственный университет 1 2

6 В качестве примера можно привести приостановку распространения англоязычных версий шести ведущих российских журналов издательством IOP Рublishing в конце июня 2022 г., что поставило под угрозу их дальнейшую деятельность. Официальный сайт Минобрнауки РФ. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/55782/ (дата обращения: 02.11.2023).

Окончание табл. 1 End of the table 1

Кол-во Кол-во

№ Название учредителя журналов в 2014 г. журналов в 2021 г.

16 Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (итмо) 2

17 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова — 1

18 Московский физико-технический институт — 1

19 Национальный исследовательский Томский политехнический университет — 1

Итого 23 94

Источник: расчеты авторов.

От создания журнала до вхождения в Scopus

Важным для понимания вклада Проекта в развитие журналов является сопоставление информации о датах основания журналов и вхождения в базу Scopus. Так, за период Проекта было основано 17 журналов, которым удалось в рамках того же периода пополнить список индексируемых в Scopus журналов (табл. 2). Наиболее результативным вузом по этому показателю оказался Уральский федеральный университет, шесть из 11 журналов которого было учреждено в 2014—2021 гг.; в остальных университетах (кроме НИУ ВШЭ и НИ ТГУ) прирост составил не более одного журнала. Таким образом, можно говорить о том, что наряду с активным созданием новых журналов вузы вкладывали существенные ресурсы в улучшение качественных показателей уже существующих изданий.

Табл. 2. Период основания журналов, индексируемых в Scopus Table 2. Scopus indexed journal founding period

№ Учредитель / издатель До 2000 От 2001 до 2013 От 2014 до 2021 Итого

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 1 2 — 3

2 Балтийский федеральный университет им. И. Канта — 3 — 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Московский физико-технический институт — 1 1

4 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского 2 1 3

5 Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» 7 2 — 9

6 Национальный исследовательский Томский государственный университет 3 10 2 15

7 Национальный исследовательский Томский политехнический университет 1 — — 1

Окончание табл. 2 End of the table 2

№ Учредитель / издатель До 2000 От 2001 до 2013 От 2014 до 2021 Итого

8 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 3 7 3 13

9 Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ 2 1 — 3

10 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет 1 2 — 3

11 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова — — 1 1

12 Российский университет дружбы народов 3 6 1 10

13 Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева 1 — 1 2

14 Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) 2 2

15 Тюменский государственный университет 1 — 1 2

16 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина 2 3 6 11

17 Южно-Уральский государственный университет — 2 1 3

18 Казанский Федеральный университет 4 1 — 5

19 Сибирский федеральный университет — 4 — 4

Итого 31 46 17 94

Источник: расчеты авторов.

Это предположение подтверждается данными за период, в котором начинается индексация журналов (табл. 3). За время Проекта было впервые проиндексировано в Scopus более 72% журналов от общей выборки (в сравнении с количеством учрежденных — 18%). Так, наибольшее количество журналов вошло в базу Scopus в период второй фазы реализации Проекта (2017-2019 гг.) — 28 журналов. Показателем готовности российских журналов к вступлению в международные базы явился результат следующего года после окончания Проекта. Так, только в 2021 г. в базу Scopus вошло 13 журналов вузов — участников Проекта «5-100», что говорит о серьезном качественном скачке в развитии научной периодики.

Табл. 3. Период, в котором начинается индексация журналов в международной

базе Scopus

Table 3. Period in which the indexing ofjournals in the international database

Scopus began

Период До 2000 От 2001 до 2013 От 2014 до 2016 От 2017 до 2019 2020 2021 Общий итог

Количество журналов 4 19 23 28 7 13 94

Источник: расчеты авторов.

В таблице 4 представлено распределение журналов Scopus, учрежденных участниками Проекта «5-100», в разрезе языков издания и периода вступления в Scopus. Отчетливо просматривается тенденция сохранения русского языка как одного из основных языков научных публикаций: 34% журналов выбрали в качестве языка издания русский, 35% — предусмотрели возможность публикации статей на русском и английском языках. Важно отметить, что в период реализации Проекта (2014— 2020 гг.) в базу Scopus вошло 22 русскоязычных журнала и 21 журнал, издаваемый на русском и английском языках, что составляет 46% от рассматриваемой выборки. Увеличение количества изданий на русском языке расширило возможности выполнения показателей Проекта за счет публикации статей в отечественных журналах, учитывающих особенности российской научной традиции.

Табл. 4. Языки издания журналов, индексируемых в Scopus, вузов — участников

Проекта «5-100»

Table 4. Languages ofjournals' publication indexed in Scopus, universities — participants

of the Project "5-100"

Язык издания / Период вступле- от от 2001 от 2014 от 2017 от 2020 Кол-

ния в Scopus 2000 до 2013 до 2016 до 2020 до 2021 во

Русский, английский 1 5 5 16 6 33

Русский 2 6 12 10 2 32

Английский 1 6 5 9 3 24

Русский, английский, немец- 1 1

кий, французский

Русский, английский, немец-

кий, французский, болгарский, сербский — - — — 1 1

Русский, украинский, англий- 1 1

ский, русинский

Русский, английский, француз- 1 1

ский, немецкий

Русский, английский, немецкий — — — — 1 1

Итого 4 19 23 29 19 94

Источник: расчеты авторов.

Предметные области и сфера научной специализации

Еще один важный вопрос — в каких именно предметных областях специализируются индексируемые журналы. Представляется важным сопоставить классификацию, применяемую в Scopus, со сложившейся в России структурой научного знания. Для этого анализируемая совокупность журналов сначала была структурирована с использованием классификации, применяемой Scopus (All Science Journals Classification — далее ASJC)7. Затем предметные области Scopus были соотнесены с используемой в РФ классификацией видов наук (в данном случае использовалась

7 Классификация содержит 334 рубрики из 30 предметных областей, разделяемых на четыре общих группы: Health Science; Life Sciences; Physical Sciences; Social Sciences and humanities. Режим доступа: https://service.elsevier.com/app/answers/detail/a_id/12007/ supporthub/scopus/ (дата обращения: 02.11.2023).

классификация, применяемая в номенклатуре научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени в России8 (далее — номенклатура)). В результате все журналы были распределены по областям наук номенклатуры: естественные, технические, социальные и гуманитарные, сельскохозяйственные, медицинские (табл. 5). Соотнесение вышеназванных подходов к классификации осуществлялось в том числе с учетом содержательного описания предметного поля определенной области наук, содержащегося в Британской энциклопедии и Российском энциклопедическом словаре.

Табл. 5. Распределение журналов по областям наук и отраслям знаний Scopus

в 2014 и 2021 гг.

Table 5. Distribution ofjournals by field of science and branches of knowledge Scopus

in 2014 and 2021

Область знаний (Scopus) / Области наук (номенклатура научных Кол-во журналов на 2014 г. Кол-во журналов на 2021 г.

специальностей РФ)

Естественные науки, в том числе 14 37

Mathematics 2 4

Mathematics; Computer Science — 2

Mathematics; Engineering — 1

Engineering 1 1

Computer Science 1 3

Physics and Astronomy 1 1

Engineering; Physics and Astronomy 2 2

Engineering; Materials Science; Physics and Astronomy 1 2

Materials Science 2 5

Mathematics; Materials Science; Physics and Astronomy — 1

Engineering; Computer Science; Materials Science; Physics and — 1

Astronomy

Materials Science; Mathematics; Engineering — 1

Mathematics; Physics and Astronomy — 3

Chemical Engineering; Chemistry — 1

Chemistry — 1

Chemical Engineering; Materials Science; Chemistry — 1

Materials Science; Chemistry; Physics and Astronomy 2 2

Earth and Planetary Sciences 2 2

Environmental Science — 1

Технические науки, в том числе 1 2

Energy — 1

8 Приказ Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. № 118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в положение о совете по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093» от 24 февраля 2021 г. № 118 (зарегистрирован Минюстом России 6 апреля 2021 г., регистрационный № 62 998).

Окончание табл. 5 End of the table 5

Область знаний (Scopus) / Области наук (номенклатура научных Кол-во журналов на 2014 г. Кол-во журналов на 2021 г.

специальностей РФ)

Engineering; Computer Science 1 1

Социальные и гуманитарные науки, в том числе 4 43

Arts and Humanities 1 5

Arts and Humanities: Philosophy — 1

Arts and Humanities: Language and Linguistics; Social Sciences: — 1

Linguistics and Language

Psychology — 1

Arts and Humanities; Social Sciences 3 16

Arts and Humanities; Social Sciences; Economics, Econometrics and — 1

Finance

Economics, Econometrics and Finance — 1

Decision Sciences; Social Sciences; Economics, Econometrics and — 1

Finance; Business, Management and Accounting

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Social Sciences 1 9

Social Sciences; Business, Management and Accounting; Economics, — 1

Econometrics and Finance

Social Sciences; Economics, Econometrics and Finance — 3

Business, Management and Accounting; Psychology — 1

Social Sciences; Psychology — 2

Социальные и гуманитарные науки; естественные науки, в том числе 1 2

Social Sciences; Earth and Planetary Sciences; Environmental Science — 1

Economics, Econometrics and Finance; Social Sciences; Business, 1 1

Management and Accounting; Environmental Science

Социальные и гуманитарные науки; естественные науки; технические — 1

Social Sciences; Energy; Environmental Science — 1

Сельскохозяйственные науки 1 1

Agricultural and Biological Sciences 1 1

Медицинские науки — 2

Arts and Humanities; Medicine — 1

Health Professions; Medicine — 1

Естественные, медицинские — 1

Medicine; Biochemistry, Genetics and Molecular Biology — 1

Естественные, сельскохозяйственные — 2

Agricultural and Biological Sciences; Environmental Science; — 2

Biochemistry, Genetics and Molecular Biology

Технические, естественные 1 3

Chemical Engineering; Engineering; Earth and Planetary Sciences — 1

Agricultural and Biological Sciences; Chemistry; Materials Science — 1

Earth and Planetary Sciences; Agricultural and Biological Sciences; 1 1

Chemistry; Biochemistry, Genetics and Molecular Biology

Общий итог 23 94

Источник: расчеты авторов.

Анализ журналов в разрезе отраслей наук показал, что 46% рассматриваемой выборки журналов относятся к социальным и гуманитарным наукам. С одной стороны, этот результат обусловлен тем, что 11 из 21 участников вузов Проекта «5-100» в той или иной степени специализируются на гуманитарных науках [Шибанова и др., 2018]. Кроме того, за время действия Проекта наибольший рост по представленности отмечается в журналах социально-гуманитарного направления (39 журналов), при этом прирост журналов естественных и технических наук составил всего 26 журналов. Вместе с тем полученный результат нельзя считать изначально предопределенным, так как именно исследователи области социально-гуманитарного знания имели существенно меньший опыт международных публикаций.

Количественные показатели качества журналов

Анализ распределения журналов Scopus по квартилям SJR в разрезе видов наук (рис. 1) показал, что журналы социально-гуманитарного профиля преобладают не только в общем количестве индексируемых журналов, но и в составе журналов, входящих в квартиль Q1 и Q2 (соответственно 87 и 48% от общего количества журналов). Высока доля этих журналов и в категории без квартиля (59%), что также говорит об их высоком потенциале, учитывая, что в категорию без квартиля попадают преимущественно журналы, недавно вошедшие в Scopus. По мнению экспертов, российские социально-гуманитарные журналы имели больше шансов на включение в базы данных научного цитирования Scopus и Web of Science по следующим причинам: во-первых, это более высокий уровень цитирования статей социальных и гуманитарных наук; во-вторых, обеспечение высоких показателей языковой интернационализации журнала и приглашение авторов с высокими научными показателями уже на старте журнала [Акоев, Москалева, 2020]. Также изначально высокая мотивация вступления в международные базы российских журналов социально-гуманитарной направленности была обусловлена сложностями публикации российских исследований на Западе в связи с различными требованиями к научным публикациям в российской и зарубежной практике [Гринев, 2023]. Наибольшее количество рассматриваемых журналов относится к квартилям Q2 и Q3 по метрике SJR (Scopus), их доля в общем количестве индексируемых журналов вузов — участников Проекта составила 46%.

23 13

1! 16 17

1) Г! 11 Ю

1 1 S I

QI Qi Q3 ф

■Соинмьно'гумантарнм« Оитого

Источник: расчеты авторов Рис. 1. Доля общественных и гуманитарных журналов в общем количестве журналов в разрезе квартилей SJR в 2021 г. Fig. 1. Share of social and humanitarian journals in the total number ofjoumals by SJR quartiles

in 2021. Source: authors' calculations

Анализ распределения журналов по показателю цитирования CiteScore показал, что 69% журналов находятся в диапазоне от 0,0 до 1,0 значения, при этом девять журналов имеют нулевой показатель CiteScore. Все журналы с нулевым показателем относятся к новым журналам, еще не имеющим квартилей (рис. 2). Наивысшие показатели имеет журнал "Magazine of Civil Engineering" (технические науки, Q1), учредителем которого является Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, со значением 4,8, а также журнал «Компьютерная оптика / Computer Optics» (технические и точные науки, Q2) Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева с максимальным значением — 5,2. Интересно отметить, что наименьшая доля журналов с нижним порогом цитируемости, в диапазоне 0,0 до 1,0, находится в зоне журналов с квартилем Q2 (35%), что говорит о востребованности журналов этого квартиля научным сообществом. В свою очередь большинство журналов уровня Q1 имеет относительно низкие показатели цитирования, в 73% журналов этой категории показатель CiteScore находится на нижнем уровне (0,0 до 1,0).

I

Q3 Q4

0.0-1.0 ■ 1,12,0 «2.13.0 ■ 3.1-4.0 »4,15,0 ■ 5.1-6.5

Рис. 2. Распределение журналов показателю цитируемости CiteScore по квартилям SJR,

2021 г.

Fig. 2. Distribution of CiteScore citation index journals by SJR quartiles, 2021

Большое значение для развития журнала имеет тип доступа к контенту. Статьи открытого доступа потенциально могут получать больше цитирований при сопоставимом качестве публикуемых статей [Пивовар и др., 2019]. В данном случае, помимо количественного преимущества журналов гуманитарной и социальной направленности, все журналы этого типа имеют открытый доступ; закрытый доступ характерен для журналов естественных технических и точных наук. Всего лишь 10 журналов из 94 выбрали для себя режим закрытого доступа.

Центр и регионы: реальна ли смена лидеров?

Развитие системы высшего образования в РФ характеризуется разнонаправленными тенденциями. С одной стороны, действует политика концентрации финансовой поддержки университетов-лидеров с усилением финансирования на точках роста, что обусловлено, прежде всего, бюджетными ограничениями [Абанкина, 2019]. Оборотной стороной политики концентрации на точках роста зачастую становится сжатие общего образовательного пространства регионов [Екимова, 2017]. Применительно к анализируемой выборке журналов следует отметить, что возможности, предоставляемые Проектом «5-100», активно использовали именно региональные

I

S

Q1 Q2

вузы. Только вузы Приволжского и Северо-Западного федеральных округов продемонстрировали рост количества индексируемых журналов ниже общего показателя Проекта. В вузах УрФО количество индексируемых журналов выросло в 5,3 раза, в вузах ЦФО — в 4,63, в вузах СФО — в 4,6 раза (табл. 7).

Табл. 7. Распределение индексируемых журналов участников Проекта «5-100» по федеральным округам Российской Федерации

Table 7. Distribution of indexed journals participating in the Project "5-100" by federal districts of Russia

Федеральный округ Количество журналов 2021/2013, %

2013 2021

Приволжский ФО 5 10 200

Северо-Западный ФО 2 8 400

Сибирский ФО 5 23 460

Уральский ФО 3 16 533,3

Центральный ФО 8 37 462,5

Итого 23 94 408,7

Источник: расчеты авторов.

В разрезе субъектов РФ за пределами Москвы только в Томской области действуют два вуза — участника Проекта, которые в свою очередь являются учредителями индексируемых журналов. В остальных регионах эта деятельность сконцентрирована в единственном вузе, расположенном в столице субъекта. Распределение журналов по локализации учредителей в разрезе городов показало, что лидирующие позиции занимает Москва (37 журналов), на втором месте Томск (16 журналов) и на третьем — Екатеринбург (11 журналов). Эти три города формируют 68% от всей совокупности журналов участников Проекта «5-100», индексируемых в Scopus. При этом Томск и Екатеринбург являются не просто местами дислокации ведущих национальных вузов, но и примером активного развития научно-образовательного сектора как элемента социально-экономической системы города [ Тургель и др., 2023]. Далее с большим отрывом идут Санкт-Петербург и Казань, в которых представлено по пять журналов; в вузах остальных городов действует четыре и менее журналов. С точки зрения качественных показателей журналы столичных вузов пока выигрывают. Так, из 25 журналов, входящих в 1-й и 2-й квартиль Scopus по SJR, 15 издается в Москве. Примечательно, что регионы — лидеры по количеству индексируемых журналов являются лидерами национального рейтинга научно-технологического развития (НТР) субъектов РФ по итогам 2021 г.9, что свидетельствует о наличии устойчивых связей между научно-исследовательской деятельностью и развитием научной периодики как формы представления полученных научных результатов.

9 Национальный рейтинг научно-технологического развития субъектов Российской федерации по итогам 2021 г. Официальный сайт Минобрнауки РФ. Режим доступа: Шрз:// vk.cc/ciGSwM (дата обращения: 21.10.2023).

Обсуждение

В декабре 2020 г. завершился Проект повышения глобальной конкурентоспособности ведущих российских университетов «Проект 5-100», который являлся основной стратегической инициативой в сфере высшего образования в 2013— 2020 гг. Несмотря на то что не все амбициозные задачи Проекта были выполнены, значительное финансирование способствовало интернационализации всех областей деятельности вузов — участников Проекта (всего 21 вуз), развитию кадрового потенциала и росту публикационной активности в изданиях, индексируемых в международных базах данных Scopus и WoS [Гусева и др., 2022]. Этот Проект стал мощным стимулом для развития российских журналов, индексируемых в международных базах10. Серьезную консультационную поддержку журналам, стремящимся к включению в Scopus, на систематической основе оказывала Ассоциация научных редакторов и издателей (АНРИ), созданная при поддержке Минобрнауки России [Кириллова, 2015] и последовательно формирующая «экосистему» развития российских научных изданий.

Параллельно с развитием собственных журналов отмечался существенный рост числа публикаций в высокоцитируемых журналах уже в первые годы реализации программы [Польдин и др., 2017]. Однако наибольший эффект по показателю публикационной активности проявился по прошествии нескольких лет после начала Проекта, причем не только по количеству публикаций, но и их качеству (рост публикаций в журналах наивысших квартилей Q1 и Q2) [Руденко, 2020]. Таким образом, научная активность университетов активно поддерживалась вхождением российских журналов в международные базы. Этот факт подтверждается исследованиями научной активности российских учреждений H.F. Moed и др. на основе данных 2012—2016 гг., где было показано, что увеличение доли российских статей в Scopus и WoS зависит от включения большего числа русскоязычных журналов в международные базы [Moedetal., 2018]. В свою очередь увеличение числа документов из российских учреждений, индексируемых в Scopus, в значительной степени обусловлено увеличением числа статей, использующих русский язык в качестве языка публикации. По расчетам авторов, доля статей в журналах на русском языке за 2006—2016 гг. в Scopus выросла с 4,8 до 14,8%.

С другой стороны, в высокорейтинговых российских журналах процент статей авторов с зарубежными аффилиациями достаточно низок. Наблюдается тенденция повышения уровня интернационализации авторского состава по мере повышения рейтинговых показателей журнала. В большинстве российских журналов Scopus уровня Q3—Q4 процент статей с иностранным соавторством находится на уровне 0%, в разрезе изданий Q1 рассматриваемой выборки среднее значение доли таких статей — 8,15%, при этом только в четырех журналах из 15 это значение превышает 10% (Приложение 1). Следовательно, на данный момент в основном в российских

10 Другие форматы поддержки не оказали столь же существенного влияния на деятельность участников Проекта «5-100». В частности, в 2014—2019 гг. Минобрнауки России реа-лизовывалась программа «Поддержка развития научных журналов с целью их вхождения в международные наукометрические базы». Поддержку в рамках этой программы получили восемь журналов из семи вузов — участников Проекта, что составляет всего 8,5% от общего числа рассматриваемых журналов.

журналах наивысшего квартиля Scopus публикуются работы отечественных уче-ных11.

Вышеназванные факты демонстрируют, что увеличение количества индексируемых в Scopus российских журналов способствует росту публикационной активности авторов, которые преимущественно аффилированы с российскими научными учреждениями, повышает «видимость» национальной науки и степень ее интеграции в мировое научное сообщество, позволяет увеличить пул «лояльных» к национальным авторам журналов [Казимирчик и др., 2020]. И если ученые и эксперты все чаще говорят о необходимости и эффективности использования для повышения международного влияния страны «мягкой силы», то одним из возможных практических инструментов этого влияния могут стать и научные журналы, причем как социогуманитарного, так и естественно-технического профиля [Леонова, 2015; Антонова и др., 2020].

Тем не менее достигнутые участниками Проекта результаты в сфере развития индексируемых научных журналов были с очевидностью недооценены. Новая масштабная стратегическая инициатива «Приоритет-2030», стартовавшая в 2021 г., ориентирована на научное лидерство России с акцентом на региональном и отраслевом развитии и в эксплицитной форме уже не включает целей, связанных с поддержкой журналов, входящих в международные базы. Вместе с тем в условиях современных геополитических вызовов роль собственных изданий, позволяющих оперативно представлять результаты отечественных научных исследований, доказывать первенство российских ученых на международной арене, развивать связи с исследователями из дружественных стран, многократно возрастает [Тургель, 2022]. На сегодняшний день ситуация такова, что если не позаботиться о качестве научных журналов сейчас, то вполне возможно, что «в недалеком будущем сам предмет заботы перестанет существовать» [ Черныш, 2022].

Выводы и рекомендации

1. Оценка результатов реализации научно-образовательных проектов — сложная и многогранная задача. Используемая система показателей должна включать совокупность качественных характеристик и количественных показателей; учитывать последствия Проекта как в краткосрочном, так и в долгосрочном аспекте; оценивать не только прямые эффекты, возникающие в результате достижения поставленных целей и показателей, но и косвенные, связанные с возможностями реализации научно-образовательного потенциала страны на общенациональном и глобальном уровне с учетом современных вызовов и угроз.

2. В период реализации Проекта наблюдается более чем четырехкратный рост количества журналов вузов — участников Проекта, индексируемых в Scopus. Большинство журналов, вошедших в этот период в Scopus, имеет открытый доступ. Половина журналов публикует статьи на русском языке, что говорит о том, что журналы ориентированы как на российских, так и на зарубежных ученых. Наиболее быстро росло число индексируемых журналов социально-гуманитарной направленности,

11 По данным аналитической системы SciVal. Режим доступа: https://www.scival.com/ (дата обращения: 05.04.2023).

которые занимают лидирующие позиции с точки зрения наукометрических показателей. В подавляющем большинстве случаев модель издания научного журнала у участников Проекта не предполагала разделения функций издателя и учредителя, что принципиально отличается от зарубежной практики, где непосредственно выпуск научных изданий осуществляют крупные международные издательства.

3. Несмотря на достигнутые результаты, поддержка журналов на государственном уровне была недостаточной и выборочной, а финансирование журналов до сих пор остается одним из наиболее сложных и нерегулируемых вопросов. В действующие программы развития науки и образования в России не был включен важнейший индикатор научно-исследовательского потенциала — повышение значимости российских изданий на международном уровне, что предполагает приведение научных журналов к международным стандартам, включение журналов в международные базы данных, улучшение качества публикаций и их цитируемости.

4. Учитывая выявленные проблемы и угрозы, представляется целесообразным предложить следующие направления поддержки развития российских индексируемых научных журналов:

— развитие грантовых, конкурсных инструментов финансирования деятельности научных журналов, в том числе с использованием возможностей Российского научного фонда и других грантодателей (например, благотворительный фонд В. Потанина, фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова и пр.);

— использование потенциала журналов как важного инструмента научной дипломатии, содействующего созданию новых высокоэффективных научных партнерств с исследователями из стран, заинтересованных в сохранении и развитии отношений с РФ, повышению привлекательности России как места обучения и дальнейшей работы;

— включение информации о российских научных журналах при проведении выставок, экспозиций, посвященных развитию науки и высшего образования, реализуемых под эгидой Минобрнауки РФ и Россотрудничества РФ;

— создание в системе публичного управления центров, организаций, специализирующихся на продвижении российских научных журналов в РФ и за рубежом;

— развитие в России современных крупных издательств научной периодики, способных взять на себя функции издания научных журналов, сохраняя при этом права организаций-учредителей и обеспечивая баланс интересов всех участников процесса.

5. В настоящее время в России сложилась уникальная ситуация. Создана мощная флотилия океанских лайнеров, способных доставить результаты российских ученых в любую точку международного научного пространства. Капитаны и команды профессиональны, закалены испытаниями и готовы к выполнению поставленных задач. Многое сделано, но и многое предстоит еще сделать. И так хочется верить, что достигнутые результаты не будут потеряны, а станут фундаментом новых побед.

Литература

Абанкина И.В. Финансирование образования: тренд на персонализацию // Журнал новой экономической ассоциации. 2019. Т. 41. № 1. С. 216-225. DOI: 10.31737/2221-2264-2019-411-11.

Акоев М.А., Москалева О.В. Прогноз развития российских научных журналов: индексация в международных указателях цитирования (SCOPUS) // Наука и научная информация. 2020. Т. 3. № 1. С. 64-84. D0I:10.24108/2658-3143-2020-3-1-64-84.

АнтоноваН.Л., СущенкоА.Д., ПоповаН.Г. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 1. С. 31-58. DOI: 10.17853/19945639-2020-1-31-58.

Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Вклад в Проект 5-100 национальных исследовательских и федеральных университетов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. C. 30-45. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-6-22-34.

Гринев А.В. Проблема наукометрической дискриминации российских гуманитариев // Социология науки и технологий. 2023. Т. 14. № 2. C. 122-139. DOI: 10.24412/2079-0910-20232-122-143.

Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Исследовательское лидерство программы «Приоритет-2030»: факторы успеха // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 42-58. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-42-58.

Дежина И.Г., Ефимова Г.З. Риски Проекта 5-100: оценки научно-педагогических работников различных поколений // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 3. С. 28-39. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-3-28-39.

Екатериновская М.А. Управление развитием: программно-целевой подход. Монография. М.: Прометей, 2020. 284 с.

Екимова Н.А. Свертывание образовательного потенциала регионов России // Высшее образование в России. 2017. № 5 (212). С. 34-44. Режим доступа: https://vovr.elpub.ru/jour/ article/view/1046 (дата обращения: 06.08.2024).

Зайцев В.Е. Современный этап развития программно-целевого управления в России // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 65. С. 188-209. DOI: 10.24411/2070-1381-2017-00103.

Казимирчик Л.В., Гришакина Е.Г., Полихина Н.А., Тростянская И.Б. Продвижение журналов ведущих университетов: сравнение, практика, возможности // Научный редактор и издатель. 2020. Т. 5. № 2. С. 80-101. DOI: 10.24069/2542-0267-2020-2-80-101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кириллова О.В. Первые шаги и задачи российской ассоциации научных редакторов и издателей // Сборник трудов 4-й Международной научно-практической конференции «Научное издание мирового уровня — 2015: современные тенденции в мировой практике редактирования, издания и оценки научных публикаций». 2015. С. 64-66.

Кириллова О.В., Тихонова Е.В. Критерии качества научного журнала: измерение и значимость // Научный редактор и издатель. 2022. Т. 7. № 1. С. 12-27. DOI: 10.24069/SEP-22-39.

КлючаревГ.А., НеверовА.В. Проект «5-100»: некоторые промежуточные итоги // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Социология. 2018. Т. 18. № 1. С. 100-116. DOI: 10.22363/2313-2272-2018-18-1-100-116.

Леонова О.Г. Интерпретация понятия «мягкая сила» в науке // Обозреватель. 2015. № 2 (301). С. 80-89. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsiya-ponyatiya-myagkaya-sila-v-nauke/viewer (дата обращения: 07.08.2024).

Михайлов О.В. «Квартальный» импакт-фактор научных журналов // Социология науки и технологий. 2023. Т. 14. № 2. C. 108-121. DOI: 10.24412/2079-0910-2023-2-108-121.

Москалева О.В., Акоев М.А. Прогноз развития российских научных журналов: индексация в международных указателях цитирования (платформа Web of Science) // Наука и научная информация. 2020. Т. 3. № 1. C. 30-63. DOI: 10.24108/2658-3143-2020-3-1-30-63.

Пивовар Х., Прим Д., Ларивьер В., Алперин Х.П., Маттиас Л., Норландер Б., Фарли Э., Вест Д., Хауштайн С. Открытый доступ сегодня: широкомасштабный анализ распространенности и влияния статей открытого доступа // Наука и научная информация. 2019. Т. 2. № 4. С. 228-247. DOI: 10.24108/2658-3143-2019-2-4-228-247.

Польдин О. В., Матвеева Н. Н., Стерлигов И. А., Юдкевич М. М. Публикационная активность вузов: эффект проекта «5-100» // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 10-35. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-2-10-35.

Попова Н.Г., Хабирова Е.И. Ресурсы развития научно-публикационных компетенций российских исследователей // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 8. С. 80-114. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-8-80-114.

Руденко Д.Ю. Проект «5-100»: оценка его воздействия на публикационную активность университета // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 3. С. 27-45. DOI: 10.15826/umpa.2020.03.024.

Тургель И.Д. Приоритеты трансформации редакционной политики научного журнала в условиях международных санкций // Научный редактор и издатель. 2022. Т. 7. № 1. С. 28-38. DOI: 10.24069/SEP-22-03.

Тургель И.Д., Бугров К.Д., Ойхер А.Д. Университетские города России: ожидания vs реальность // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 89-111. DOI: 10.31992/0869-36172023-32-5-89-111.

Черныш М.Ф. О текущей ситуации и возможных ее последствиях // Управление наукой: теория и практика. 2022. Т. 4. № 2. С. 15-26. DOI: 10.19181/smtp.2022.4.2.1.

Шибанова Е.Ю., Платонова Д.П., Лисюткин М.А. Проект 5-100: динамика и паттерны развития университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 3. C. 32-48. DOI:/10.15826/umpa.2018.03.025.

Guskov A.E., Kosyakov D.V., Selivanova I.V. Boosting Research Productivity in Top Russian Universities: the Circumstances of Breakthrough // Scientometrics. 2018. Vol. 117. No. 2. P. 10531080. DOI: 10.1007/s11192-018-2890-8.

Moed H.F., Markusova V.A., Akoev M.A. Trends in Russian Research Output Indexed in Scopus and Web of Science // Scientometrics. 2018. Vol. 116. No. 2. P. 1153-1180. DOI: 10.1007/s11192-018-2769-8.

Shibanova E.Yu., Platonova D.P., Lisyutkin M.A. The 5-100 Project University Development Trends and Patterns // Russian Education & Society. 2018. Vol. 60. No. 8-9. P. 682-715. DOI: 10.1080/10609393.2018.1598164.

Tsvetkova E., Lomer S. Academic Excellence as "Competitiveness Enhancement" in Russian Higher Education // International Journal of Comparative Education and Development. 2019. Vol. 21. No. 2. P. 127-144. DOI: 10.1108/IJCED-08-2018-0029.

Journals Indexed in International Science Indexing Databases: Long Echoes of the "5-100" Project

Irina D. Turgel

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia; e-mail: irina.turgel@urfu.ru

Valentina V. Derbeneva

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia; e-mail: v.v.derbeneva@urfu.ru

Zlata V. Novokshonova

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia; e-mail: z.v.novokshonova@urfu.ru

The article analyzes the development of the system of indexed scientific journals of academic organizations that were participants of the Project "5-100". This study covers the time period from 2000 to 2021 and is characterized by a broad view on the assessment of the Project "5-100" impact on the development ofjournal activity in Russia.

The analysis proposes the conjugation of domestic and foreign classifications of types of sciences, takes into account the geographical distribution of the concentration of journals included in the international database Scopus. The research proposed and tested an approach to analyzing the performance of the indexed scientific journals development activities. Recommendations on the formation of the support system for scientific journals meeting contemporary challenges are formulated. It is noted that the total number ofjournals of the Project "5-100" participants indexed in the international Scopus database increased four times during the project implementation period. The geographical distribution of leaders in terms of journal concentration showed the leading positions of the Central, Siberian and Ural Federal Districts. Journals of social and humanitarian direction were the most active in entering the Scopus database.

The information base of the study included the international database Scopus, portal SCImago Journal & Country Rank, data of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications (Roskomnadzor), program and strategic documents in the field of Russian state scientific policy, presented on the website of the Ministry of Higher Education and Science of the Russian Federation; legal reference systems "Garant" and "Consultant".

Keywords: Project "5-100", Russian journals, indexed journals, international scientific databases, performance analysis.

Acknowledgments

The research was carried out with support from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation within the framework of the Development Program

of the Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin in accordance with the strategic academic leadership program "Priority 2030".

The authors express their gratitude to Alexey Vasilyevich Podchinenov, Director of the Publishing house of the Ural Federal University, for valuable advice and recommendations during the research.

References

Abankina, I.V. (2019). Finansirovaniye obrazovaniya: trend na personalizatsiyu [Financing of education: Trend on personalization], Zhurnalnovoy ekonomicheskoy assotsiatsii, 41 (1), 216—225 (in Russian). DOI: 10.31737/2221-2264-2019-41-1-11.

Akoev, M.A., Moskaleva, O.V. (2020). Prognoz razvitiya rossiyskikh nauchnykh zhurnalov: indeksatsiya v mezhdunarodnykh ukazatelyakh tsitirovaniya (Scopus) [Forecast of the development of Russian scientific journals: indexing in international citation indexes (Scopus)], Nauka inauchnaya informatsiya, 3 (1), 64-84 (in Russian). DOI: 10.24108/2658-3143-2020-3-1-64-84.

Antonova, N.L., Sushchenko, A.D., Popova, N.G. (2020). "Myagkaya sila" vysshego obrazovaniya kak faktor mirovogo liderstva [Soft power of higher education as a global leadership factor], Obrazovaniye i nauka, 22 (1), 31-58 (in Russian). DOI: 10.17853/1994-5639-2020-1-31-58.

Berestov, A.V., Guseva, A.I., Kalashnik, V.M., Kaminsky, V.I., Kireev, S.V., Sadchikov, S.M. (2020). Proekt "natsional'nyy issledovatel'skiy universitet" — drayver rossiyskogo vysshego obrazovaniya [Project "National research university" — driver of Russian higher education], Vyssheye obrazovaniye vRossii, 29(3), 22-34 (in Russian). DOI: 10.31992/0869-3617-2020-6-22-34.

Chernysh, M.F. (2022). O tekushchey situatsii i vozmozhnykh yeye posledstviyakh [On current situation and its possible consequences], Upravleniye naukoy: teoriya i praktika, 4 (2), 15-26 (in Russian). DOI: 10.19181/smtp.2022.4.2.1.

Dezhina, I.G., Efimova, G.Z. (2022). Riski proyekta 5-100: otsenki nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov razlichnykh pokoleniy [Risks of 5-100 Project: Perceptions of academic staff of different ages], Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 31 (3), 28-39 (in Russian). DOI: 10.31992/0869-3617-202231-3-28-39.

Ekaterinovskaya, M.A. (2020). Upravleniye razvitiyem. Programmno-tselevoy podkhod [Development management: program-targeted approach], Moskva: Prometey (in Russian). Available at: https://e.lanbook.com/book/165962 (date accessed: 07.08.2024).

Ekimova, N.A. (2017). Svertyvaniye obrazovatel'nogo potentsiala regionov Rossii [Curtailment of educational potential of Russian regions], Vyssheye obrazovaniye v Rossii, no. 5 (212), 34-44 (in Russian). Available at: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1046.

Grinëv, A.V. (2023). Problema naukometricheskoy diskriminatsii rossiyskikh gumanitariev [The problem of scientometric discrimination of Russian humanities scholars], Sotsiolofiya nauki i tekhnologiy, 14 (2), 122-143 (in Russian). DOI: 10.24412/2079-0910-2023-2-122-143.

Guseva, A.I., Kalashnik, V.M., Kaminsky, V.I., Kireev, S.V. (2022). Issledovatel'skoye liderstvo programmy "Prioritet-2030": faktory uspekha [Research leadership of "Priority 2030" program: success factors], Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 31 (1), 42-58 (in Russian). DOI: 10.31992/08693617-2022-31-1-42-58.

Guskov, A.E., Kosyakov, D.V., Selivanova, I.V. (2018). Boosting Research Productivity in top Russian Universities: the Circumstances of Breakthrough, Scientometrics, 117 (2), 1053-1080. DOI: 10.1007/s11192-018-2890-8.

Kazimirchik, L.V., Grishakina, E.G., Polikhina, N.A. Trostyanskaya, I.B. (2020). Prodvizheniey zhurnalov vedushchikh universitetov: sravneniye, praktika, vozmozhnosti [Promotion of leading universities journals: Comparison, practice, opportunities], Nauchnyy redaktor i izdatel', 5 (2), 80101 (in Russian). DOI: 10.24069/2542-0267-2020-2-80-101.

Kirillova, O.V. (2015). Pervyye shagi i zadachi Rossiyskoy assotsiatsii nauchnykh redaktorov i izdateley [First steps and tasks of the Russian association of scientific editors and publishers], in Severo-Zapadnyy institut upravleniya Rossiyskoy akademii narodnogo khozyaystva i gosudarstvennoy sluzhby pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii: 4-ya Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya "Nauchnoye izdaniye mirovogo urovnya — 2015: sovremennyye tendentsii v mirovoy praktike redaktirovaniya, izdaniya i otsenki nauchnykh publikatsiy" [The North-West Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration: 4th International Scientific and Practical Conference "World-class scientific publishing — 2015: modern trends in the world practice of editing, publishing and evaluation of scientific publications"] (pp. 64-66) (in Russian).

Kirillova, O.V., Tikhonova, E.V. (2022). Kriterii kachestva zhurnala: izmereniye i znachimost' [Journal quality criteria: Measurement and significance], Nauchnyy redaktor i izdatel', 7 (1), 12-27 (in Russian). DOI: 10.24069/SEP-22-39.

Klyucharev, G.A., Neverov, A.V. (2018). Proyekt "5-100": nekotoryye promezhutochnyye itogi [Project "5-100": some interim results], Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Ser.: Sotsiologiya, 18 (1), 100-116 (in Russian). DOI: 10.22363/2313-2272-2018-18-1-100-116.

Leonova, O.G. (2015). Interpretatsiya ponyatiya "Myagkaya sila" v nauke [Interpretation of the concept of "soft power" in science], Obozrevatel', no. 2 (301), 80-89 (in Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsiya-ponyatiya-myagkaya-sila-v-nauke/viewer (date accessed: 07.08.2024).

Mikhailov, O.V. (2023). "Kvartil'nyy" impakt-faktor nauchnykh zhurnalov ["Quartile" impact-factor of scientific journals], Sotsiologiya nauki i tekhnologiy, 14 (2), 108-121 (in Russian). DOI: 10.24412/2079-0910-2023-2-108-121.

Moed, H.F., Markusova, V., Akoev, M. (2018). Trends in Russian Research Output Indexed in Scopus and Web of Science, Scientometrics, 116 (2), 1153-1180. DOI: 10.1007/s11192-018-2769-8.

Moskaleva, O.V., Akoev, M.A. (2020). Prognoz razvitiya rossiyskikh nauchnykh zhurnalov: indeksatsiya v mezhdunarodnykh ukazatelyakh tsitirovaniya (platforma Web of Science) [Forecast of the development of Russian scientific journals: indexing in international citation indexes (Web of Science platform)], Nauka i nauchnaya informatsiya, 3 (1), 30-63 (in Russian). DOI: 10.24108/26583143-2020-3-1-30-63.

Piwowar, H., Priem, J., Lariviere, V., Alperin, J.P., Matthias, L., Norlander, B., Farley, A., West, J., Haustein, S. (2019). Otkrytyy dostup segodnya: shirokomasshtabnyy analiz rasprostranen-nosti i vliyaniya statey otkrytogo dostupa [The state of OA: A large-scale analysis of the prevalence and impact of Open Access articles], Nauka inauchnaya informatsiya, 2(4), 228-247 (in Russian). DOI: 10.24108/2658-3143-2019-2-4-228-247.

Poldin, O.V., Matveeva, N.N., Sterligov, I.A., Yudkevich, M.M. (2017). Publikatsionnaya aktivnost' vuzov: effekt proyekta "5-100" [Publication activities of Russian universities: The effects of project 5-100], Voprosy obrazovaniya, no. 2, 10-35 (in Russian). DOI: 10.17323/1814-9545-20172-10-35.

Popova, N.G., Khabirova, E.I. (2023). Resursy razvitiya nauchno-publikatsionnykh kompe-tentsiy rossiyskikh issledovateley [Resources to develop the research publication competencies of Russian researchers], Obrazovaniye inauka, 25(8), 80-114 (in Russian). DOI: 10.17853/1994-56392023-8-80-114.

Rudenko, D.Yu. (2020). Proekt "5-100": otsenka ego vozdeystviya na publikatsionnuyu aktivnost' universiteta [The effect of project "5-100" on the university's activity], Universitetskoye upravleniye:praktika i analiz, 24(3), 27-45 (in Russian). DOI: 10.15826/umpa.2020.03.024.

Shibanova, E.Y., Platonova, D.P., Lisyutkin, М.А. (2018). Proyekt 5-100: dinamika i patterny razvitiya [Project 5-100: Dynamics and Development Patterns of Universities], Universitetskoye upravleniye:praktika i analiz, 22 (3), 32-48 (in Russian). DOI: 10.15826/umpa.2018.03.025.

Shibanova, E.Y., Platonova, D.P., Lisyutkin, M.A. (2018). The 5-100 Project University Development Trends and Patterns, Russian Education & Society, 60 (8-9). 682-715. DOI: 10.1080/10609393.2018.1598164.

Tsvetkova, E., Lomer, S. (2019). Academic Excellence as "Competitiveness Enhancement" in Russian Higher Education, International Journal of Comparative Education and Development, 21 (2), 127-144. DOI:1 0.1108/UCED-08-2018-0029.

Turgel, I.D. (2022). Prioritety transformatsii redaktsionnoy politiki rossiyskogo nauchnogo zhurnala v kontekste mezhdunarodnykh sanktsiy [Transformation priorities in the editorial policy of a Russian scientific journal in the context of international sanctions], Nauchnyy redaktor i izdatel', 7 (1), 28-38 (in Russian). DOI: 10.24069/SEP-22-03.

Turgel, I.D., Bugrov, K.D., Oykher, A.D. (2023). Universitetskiye goroda Rossii: ozhidaniya vs real'nost' [Russian university cities: expectations vs. reality], Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 32 (5), 89-111 (in Russian). DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-89-111.

Zaitsev, V.E. (2017). Sovremennyy etap razvitiya programmno-tselevogo upravleniya v Rossii [Modern stage of development of program-target management in Russia], Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik, no. 65, 188-209 (in Russian). DOI: 10.24411/2070-1381-201700103.

Приложение 1

Журналы 01 по метрике (2021), доля публикаций в соавторстве с учреждениями в других странах за период 2017—2021 гг., %

Публикации в соавтор-

стве с учреждениями

Название журнала в других странах, среднее значение за период 2017-2021 гг., %

Русин/Rusin 3,9

Magazine of Civil Engineering 19,7

Quaestio Rossica 4,6

Russian Journal of Linguistics 16,1

Schole. Философское антиковедение и классическая традиция / Ancient Philosophy and the Classical Tradition —

Training, Language and Culture 5,1

Балтийский регион / Baltic Region 13,2

Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология / Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Istoriya, Filologiya 5,7

Вестник Томского государственного университета. Филология / Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, Filologiya 4,5

Новые исследования Тувы / New Research of Tuva 3,9

Сибирские исторические исследования / Siberian Historical Research 0,9

Сибирский филологический журнал / Sibirskiy Filologiches-kiy Zhurnal 2,9

Социологическое обозрение / Russian Sociological Review 5,3

Текст. Книга. Книгоиздание / Tekst, Kniga, Knigoizdaniye 2,8

Форсайт / Foresight and STI Governance 25,5

Среднее значение 8,15

Источник: https://www.scival.com/ (дата обращения: 05.04.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.