Научная статья на тему 'Журнально-газетная деятельность А. В. Жигулина(по материалам писательского архива)'

Журнально-газетная деятельность А. В. Жигулина(по материалам писательского архива) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
194
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАТОЛИЙ ЖИГУЛИН / ANATOLY ZHIGULIN / ЖУРНАЛЫ "ПОДЪЕМ" / MAGAZINES "PODYEM" / "ДРУЖБА НАРОДОВ" / "ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА" / ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ / THE HISTORY OF NATIONAL JOURNALISM / "DRUZHBA NARODOV" AND "LITERATURNAYA GAZETA"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колобов В.В.

В статье впервые анализируется профессиональная деятельность крупнейшего поэта второй половины XX в., уроженца Воронежа, бывшего узника сталинских лагерей Анатолия Владимировича Жигулина (1930-2000) в качестве штатного сотрудника редакций литературно-художественных и общественно-политических журналов «Подъем», «Дружба народов» и «Литературной газеты». Материалы писательского архива А.В. Жигулина (документы, дневники, рабочие тетради и письма), поступившие в 2011-2013 гг. на постоянное хранение в Воронежский литературный музей им. И.С. Никитина, открывают новые, ранее неизвестные, страницы жизни и творчества поэта и истории отечественной журналистики. Делаются выводы о необходимости дальнейшего изучения эпистолярного наследия известного писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOURNAL-NEWSPAPER ACTIVITY A.V. ZHIGULIN(on materials of the writer’s archive)

The paper first analyzes the professional activities of the greatest poet of the second half of the XX century, a native of Voronezh, a former prisoner of Stalin’s camps Anatoly Zhigulin (1930-2000) in the permanent staff of editors literary-artistic and public-political magazines «Podyem», «Druzhba narodov» and «Literaturnaya gazeta». Materials writer’s archive, A.V. Zhigulin’s (documents, diaries, workbooks and letters) received in 2011-2013 for permanent storage in the Voronezh literary Museum of I.S. Nikitin, and open up new, previously unknown pages of the life and work of the poet and the history of domestic journalism. Conclusions about the necessity of further study of the epistolary heritage of the famous writer.

Текст научной работы на тему «Журнально-газетная деятельность А. В. Жигулина(по материалам писательского архива)»

ЖУРНАЛЬНО-ГАЗЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.В. ЖИГУЛИНА (по материалам писательского архива)

В.В. Колобов

Воронежский государственный университет ул. Хользунова, 40-а, Воронеж, Россия, 394068

В статье впервые анализируется профессиональная деятельность крупнейшего поэта второй половины XX в., уроженца Воронежа, бывшего узника сталинских лагерей Анатолия Владимировича Жигулина (1930—2000) в качестве штатного сотрудника редакций литературно-художественных и общественно-политических журналов «Подъем», «Дружба народов» и «Литературной газеты». Материалы писательского архива А.В. Жигулина (документы, дневники, рабочие тетради и письма), поступившие в 2011—2013 гг. на постоянное хранение в Воронежский литературный музей им. И.С. Никитина, открывают новые, ранее неизвестные, страницы жизни и творчества поэта и истории отечественной журналистики. Делаются выводы о необходимости дальнейшего изучения эпистолярного наследия известного писателя.

Ключевые слова: Анатолий Жигулин, журналы «Подъем», «Дружба народов», «Литературная газета», история отечественной журналистики

Анатолий Владимирович Жигулин родился 1 января 1930 г. в Воронеже. Стихи начал писать, еще учась в школе. Первые публикации в местной прессе появились весной 1949 г. В сентябре того же года студент первого курса Воронежского лесотехнического института Анатолий Жигулин был арестован как «враг народа» за участие в подпольной антисталинской организации Коммунистическая партия молодежи (КПМ). Был приговорен к десяти годам лишения свободы, наказание отбывал в лагерях и тюрьмах в Сибири и на Колыме. После смерти Сталина был освобожден по амнистии в июле 1954 г., впоследствии полностью реабилитирован.

В 1959 году в Воронеже вышел в свет первый сборник его стихов «Огни моего города». Вскоре появилась и вторая книга «Костер-человек» (1961). Публикация в январском номере «Нового мира» за 1962 г. подборки стихотворений А. Жигулина, отобранных к печати лично А.Т. Твардовским, принесла провинциальному поэту всероссийскую известность.

В марте 1962 г. Анатолий Жигулин был принят в Союз писателей СССР. В 1963 году вышел в свет его первый «московский» сборник стихов — «Рельсы», который собрал множество положительных отзывов критики. В том же году Жигулин поступает на Высшие литературные курсы Союза писателей СССР при Литературном институте им. А.М. Горького. С этого времени он живет и работает в Москве. При этом Воронеж навсегда остался для него духовной и физической колыбелью.

В середине 1970-х гг. в литературной критике об Анатолии Жигулине сложилось устойчивое представление как о большом советском поэте, ярком выразителе «трудной темы» [1]. Автобиографическая повесть А. Жигулина «Черные камни» (об истории создания и разгрома КПМ), впервые опубликованная в журнале

«Знамя» за 1988 год (№№ 7 и 8) и затем много раз издававшаяся в нашей стране и за рубежом, принесла ему славу и как яркому прозаику.

Писательский архив А.В. Жигулина, который только сейчас становится доступным исследователям его творчества, включает в себя несколько сотен дневниковых книжек и рабочих тетрадей, различные документы, тысячи читательских писем, большое количество писем поэта своим адресатам.

Первые записные книжки датируются весной 1954 г., когда А.В. Жигулин был этапирован в Воронеж в рамках переследствия «по делу КПМ». С тех пор поэт вел дневник практически ежедневно (за исключением отдельных периодов его жизни, когда делать это было невозможно по объективным обстоятельствам, связанным с состоянием его здоровья) вплоть до ухода из жизни 2 августа 2000 г.

Дневник А.В. Жигулина представляет собой поистине уникальный литературно-публицистический документ эпохи. В нем, как в зеркале, отразились его поэтическая деятельность, литературный процесс, отношение к основным общественно-политическим событиям в стране и мире, личная и семейная жизнь.

Учитывая масштаб личности автора, его талант и мастерское владение словом, нетрудно себе представить, как легко и увлекательно читаются многие страницы. Невольно вспоминаются слова М.Ю. Лермонтова о том, что «история души человеческой... едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление» (предисловие к «Журналу Печорина») [2. С. 339].

Записи в трудовой книжке А.В. Жигулина (1) позволяют более точно определить основные этапы его жизненной и творческой биографии, в том числе временные рамки его деятельности в качестве штатного сотрудника редакций литературно-художественных и общественно-политических журналов «Подъем», «Дружба народов» и «Литературной газеты».

Непродолжительное время — с 15 августа по 1 октября 1960 года — А.В. Жигулин работал в редакции журнала «Подъем» сначала в должности редактора отдела критики, затем — редактора отдела поэзии.

В юбилейном буклете журнала «Подъем», изданном в 2011 году, нынешний главный редактор этого издания поэт Иван Щёлоков пишет: «Старейший литературно-художественный журнал Черноземья был основан в январе 1931 года по инициативе первого секретаря Обкома ВКП(б) Центрально-Черноземной области Иосифа Варейкиса. Инициатива оказалась знаковой. В 20—30-е годы XX столетия после триумфальных побед красных войск над классовыми врагами революции начался массовый трудовой подъем беднейших слоев населения Российской империи, тогда еще не разочарованного репрессиями последующих лет. На этой волне и возникло название журнала «Подъем». Бурно развивающаяся культурная жизнь той поры способствовала тому, что на сценах ведущих театров региона ставились спектакли, отражающие современную действительность, художники ЦЧО показывали свои работы на выставке в Воронеже, здесь же был открыт музей изобразительного искусства, выходили книги местных писателей» [3].

В 1960-е годы главным редактором журнала «Подъем» был воронежский прозаик и драматург Ф.С. Волохов (2). На страницах журнала в этот период публиковались произведения Ю. Бондарева, Г. Троепольского, В. Гордейчева, Ю. Гончарова, Е. Дубровина, Б. Екимова, В. Лихоносова, Э. Пашнева, А. Прасолова, О. Кожуховой, А. Шубина, П. Касаткина и других писателей. «Воронежскую критическую школу» представляли А. Абрамов, З. Анчиполовский, В. Гусев, В. Акаткин, Е. Мущенко, В. Семёнов.

Выйдя на свободу, А. Жигулин начинает активно писать стихи и публиковаться сначала в местных газетах «Коммуна» и «Молодой коммунар», а затем и в центральных изданиях. Первая публикация в журнале «Подъем» вышла в третьем, мартовском, номере за 1958 год — это было стихотворение «Земляника» («Их было мало, этих сочных ягод...», «Якорь» («Бывало, в детстве, понаслышав много...»). В 1959 году «Подъем» дважды был благосклонен к начинающему поэту: во втором номере вышло стихотворение «Сердце майора» («Врач произнес негромко.»), в пятом — «На Острожном бугре». Два стихотворения были опубликованы на страницах шестого номера журнала в 1960 г.: «У костра» («Мороз лютует три дня подряд.») и «Костыли» («Сосны пылят ледяною крупкой.»).

Как свидетельствуют дневниковые записи, А.В. Жигулин в эти годы бывает в редакции журнала чуть ли не каждый день. Со многими редакционными работниками он находится в дружеских отношениях. Летом 1960 г. в редакции журнала образовалась временная вакансия. Не удивительно, что руководство «Подъема» предложило Жигулину попробовать себя в качестве журналиста.

С 6 марта по 19 апреля 1961 г. А.В. Жигулин временно исполнял обязанности редактора художественной литературы Воронежского книжного издательства. Следует отметить, что с журналом «Подъем» и книжным издательством поэт активно сотрудничал на протяжении всей дальнейшей жизни.

Уже в качестве столичного жителя А.В. Жигулин чуть более четырех месяцев — с 21 марта по 1 августа 1967 г. — работает в редакции «Литературной газеты» в должности редактора отдела русской литературы.

На эту должность его рекомендовал Л.И. Лавлинский, работавший в то время инструктором отдела культуры ЦК КПСС. Ровесник Жигулина, выпускник историко-филологического факультета Ростовского госуниверситета, Леонард Лав-линский серьезно увлекался поэзией, писал стихи, выступал в роли литературного критика. По этому поводу Анатолий Жигулин даже сочинил и запечатлел в дневнике шуточные строки:

Великий критик был Белинский.

Теперь Белинским стал Лавлинский.

В дневниках А.В. Жигулина встречается немало записей, посвященных работе в легендарной «Литературке», например, такие:

«...Сегодня, 23-го (марта 1967 г. — В.К.), в четверг, — тяж. раб. день. Задание Е. Кри-вицкого (3) — стихи для полосы к Всесоюзным дням молодой поэзии.

Задание Ю. Буртина (4) — в среду сделать обзор «Севера», «Дона», «Подъема», «Волги».

11 апреля 1967 года, вторник.

Вчера, 10-го, надо мною и Ю. Буртиным прогремела гроза. Мы дали в номер стихи И. Озеровой, В. Полякова и А. Марченко, а они не участники слета молодых поэтов. <...> Чак (Чаковский) (5) бушевал.

«21 мая 1967 года, воскресенье.

.«Лит. газета» получила письмо от А. Солженицына (6). Он послал один и тот же текст в ред. разных журналов, а также некоторым, около 150-ти, писателям. В том числе и мне. Смысл письма: о цензуре, о гонениях на литературу, о его личном тяжелом положении. Пересказывать письмо не буду — вечером 19-го я тоже его получил, оно у меня. Боюсь за Солженицына. Вот что он пишет в конце:

«Я спокоен, конечно, что свою писательскую задачу я выполню при всех обстоятельствах, а из могилы — еще успешнее и неоспоримее, чем живой. Никогда не перегородить путей правды, и за движение ее я готов принять и смерть.»

Не покончит ли он жизнь самоубийством?..

Письмо по штемпелю отправлено из Москвы 19-5-67 г.

Час отпр. не ясен. Видна единица и еще не то нуль, не то что-то в этом роде. Штемпель нашего почт. отд. от 19-5-67 г., 18 ч. Значит, Исаевич в Москве.

9 июня 1967 г., пятница.

<...> Вторая половина 7 июня, среды. Редакционная работа началась с прихода Евг. Евтушенко, которому я собирался посылать телеграмму, но он сам явился. Представил его Кривицкому...

25 июня 1967 года, воскресенье.

<...> Говорили с Ирой (7) и о моей работе. С «Мол. гвардией», кажется, получается договор. Может, и в Воронеже «клюнет». В любом случае надо сейчас писать, надо дополнять сборник. Следовательно, надо уходить с работы. А к работе я уже вроде привык, нет того утомления, что было. Если бы прибавили зарплату, можно было бы еще поработать».

Более продолжительный опыт редакционной работы А.В. Жигулин приобрел в независимом литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Дружба народов», который на протяжении четверти века возглавлял С.А. Баруздин (8). Этот человек, по образному выражению одного из московских критиков, за двадцать пять лет из «братской могилы», как в шутку называли «Дружбу народов», сделал интереснейший современный журнал с массовым тиражом.

2 октября 1972 г. А.В. Жигулин был принят на работу в редакцию журнала «Дружба народов» в должности заведующего отделом поэзии, а три недели спустя — утвержден в должности члена редколлегии. Перемены в судьбе Жигулина произошли вновь благодаря покровительству его «ангела-хранителя» Л.И. Лав-линского, который к тому времени, успев поработать в Госкомитете по печати РСФСР и в аппарате ЦК КПСС, был назначен на пост первого заместителя главного редактора журнала «Дружба народов».

В редакции «Дружбы народов» А.В. Жигулин проработал более двух с половиной лет. За этот период на страницах журнала были опубликованы яркие поэтические циклы: «Зов Алазани» Ир. Абашидзе, «Уманские воспоминания» М. Ба-жана, «Времена жизни» Фл. Васильева, «Салават» М. Карима, «Лик степи» Д. Ку-гультинова, «Дзукийские зарницы» А. Малдониса, «Белое озеро» С. Орлова, «Журавлиное небо» П. Панченко, «Сентябрьские раздумья» Вл. Соколова, «Плоды ивы» О. Сулейменова, «Пора медосбора» Л. Татьяничевой, «Злаки моих долин»

Н. Тряпкина, «Воробьиная ночь» О. Чухонцева, «Баллада Брестской крепости» Р. Бородулина, «Солнце отчего края» Д. Вааранди, «Я думал, что война во мне...» О. Вациетиса, «Скорость» А. Кулешова, «Белый остров Чюрлениса» Э. Межелай-тиса, «Волна и камень» Д. Самойлова, «Самое начало войны» Б. Слуцкого и др.

Постоянными авторами журнала были Л. Мартынов, Л. Васильева, Е. Винокуров, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, В. Костров, Б. Окуджава, Б. Олейник, М. Танк, И. Шкляревский и другие талантливые поэты.

В своем дневнике А.В. Жигулин с присущими ему точностью, наблюдательностью и талантом описывает редакционные будни (беседы с авторами, работа с рукописями, подготовка так называемых «внутренних отзывов» на поэтические произведения, редакционные летучки и заседания редколлегии, служебные командировки в союзные республики по литературным делам и т.д.).

В соответствии с должностными обязанностями А.В. Жигулин не только рассматривал рукописи, но и участвовал в подготовке издательских договоров с авторами, формулировал заключения о возможности публикации рукописи в представленном виде или после доработки с учетом предлагаемых исправлений, дополнений, сокращений. В случае отклонения рукописей (обычная редакционная практика) он готовил обоснованные письменные отказы, стараясь при этом не нарушать установленные сроки.

С одной стороны, этот рутинный производственный процесс был хорошо знаком Жигулину, как поэту, постоянно имевшему дело с представителями книжных издательств и редакций журналов и газет, в которых он регулярно печатался. С другой стороны, А.В. Жигулин, как редактор отдела поэзии, обязан был при рассмотрении рукописей строго придерживаться установленных правил, объективно оценивать предлагаемые стихи, поэмы или рецензии; несовершенные, слабые произведения — отклонять. И делать это надо было аргументировано и тактично, чтобы ненароком не обидеть автора, даже если он и был графоманом. Но так получалось не всегда.

Вот А.В. Жигулин записывает в дневнике впечатления по поводу ответа одного из редакционных сотрудников:

«1 августа 1974 года, четверг.

<.> Мне всегда щемили сердце эти длинные рецензии-письма П. авторам. Слишком вдохновенно-ядовито он их сочинял. Грубил, иронизировал, топтал несчастных графоманов. Поучал, предлагал свои решения, пускался во всякого рода экскурсы литературно-теоретического плана. Мне это всегда не нравилось. Главная задача письма автору — вежливо отказать, отказать так, чтобы он не обиделся. А вовсе не учить авторов писать стихи, не поучать. У нас вовсе не литконсультация и не детский сад.

Многое я П. возвращал, заставлял переписывать, сам правил. Но не все удавалось исправить. Так уж было заведено задолго до моего прихода — это нравоучительство, эти подробные, часто грубые разборы рукописей, поступавших в редакцию».

Порой Жигулин и сам не мог удержаться от субъективных, эмоциональных оценок произведений авторов — иногда всенародно известных, признанных поэтов. В его дневнике — своеобразной исповеди поэта — запечатлен один из таких случаев.

«10 октября 1974 года, четверг.

Утром написал «Внутренний отзыв о поэме А. Вознесенского «Дама треф». Перепечатал — дал С. Баруздину, оставил в редакции. Чтобы не было нареканий. А то о прошлом варианте поэмы 2 часа говорил с Баруздиным перед отъездом в Дубулты, и он же меня потом обвинил, что я уехал, не высказав своего мнения.

<...> В редакции — беседы с Баруздиным и Теракопяном (9) о поэме А. Вознесенского. Позже — о том же и с Леонардом».

«24 октября 1974 года, четверг.

<...> О редколлегии. Она началась в час: командировки, договора и обсуждение рукописи А. Вознесенского «Дама треф». Споры».

«4 ноября 1974 года, понедельник.

<...> Беседа с А. Вознесенским о поэме. Обиделся Андрей за мои, как он выразился, ремарки (заметки на полях — о «писанье» и о «девочке по кругу»; см. внутренний отзыв — то же (короче) было и на полях). Сначала, дескать, не обиделся, а потом все-таки обиделся. Как, мол, ты — поэт — меня не понял. Обидные, дескать, замечания, их тон. Что ж, может, Андрей и прав. Может, надо было помягче, черт его знает.

Общая беседа о поэме: Андрей, С. Баруздин, Л. Лавлинский, я. Спор о «девочке по кругу». Я — чтоб вымарать или смягчить».

«14 ноября 1974 года, четверг.

<...> Приходил Андрей Вознесенский. Вычитывал свою поэму. Помирились (или как сказать? — объяснились) мы с ним. Что не хотел я его обидеть и что — хрен с ней! — подпишу я его «девочку по кругу». А то начальство не подпишет. Выяснили, что любим друг друга, что мы — поэты. Андрей написал на клочке бумаги слово «обида» и мелко изорвал бумажку и бросил в корзину. Все, мол, конец! А я прочитал стихотворение А. Блока о поэтах со слов: «Так жили поэты. Читатель и друг! Ты думаешь, может быть, — хуже Твоих ежедневных бессильных потуг, Твоей обывательской лужи?..» — до конца. Мы очень разные с Вознесенским люди — и по судьбам, и по воспитанию, по вкусам, по всему. Но мы оба — поэты, хоть и не всегда понимаем, приемлем друг друга. Об этом тоже говорилось. Точки соприкосновения все-таки есть» (10).

В числе добрых дел А.В. Жигулина на посту редактора отдела поэзии — публикация большой подборки писем А.Т. Твардовского в пятом, майском, номере журнала «Дружба народов» за 1973 г. Эта история также нашла отражение в его писательском дневнике.

В начале 1975 г. личные и служебные отношения между А.В. Жигулиным и С.А. Баруздиным осложнились. Руководство журнала предъявило Жигулину претензии в ненадлежащем исполнении им своих обязанностей. 8 мая 1975 г. он был уволен с занимаемой должности «по собственному желанию».

С 1978 по 1990 гг. А.В. Жигулин работает в Литературном институте им. А.М. Горького Союза писателей СССР — сначала старшим преподавателем, а затем доцентом кафедры литературного мастерства.

В августе 1990 г. он был уволен из Литинститута «в связи с переходом на творческую работу».

Научная работа по изучению писательского архива А.В. Жигулина продолжается.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Жигулин А.В. Материалы писательского архива (документы, дневники, рабочие тетради, письма). Фонд Воронежского областного литературного музея им. И.С. Никитина.

(2) Волохов Федор Сергеевич (1912—2000) — воронежский писатель, драматург. Гл. редактор журнала «Подъем» (1959—1973).

(3) Кривицкий Евгений Алексеевич (1929—1997) — литературный критик. С 1966 года — сотрудник, заместитель гл. редактора «Литературной газеты».

(4) Буртин Юрий Григорьевич (1932—2000) — литературный критик, публицист, историк, один из ярких представителей поколения «шестидесятников».

(5) Чаковский Александр Борисович (1913—1994) — русский советский писатель и журналист. Гл. редактор журнала «Иностранная литература» (1955—1963), «Литературной газеты» (1962-1988).

(6) Речь идет о письме А.И. Солженицына 1У-му съезду Союза писателей СССР, получившем широкую известность среди советской интеллигенции и на Западе.

(7) И.В. Жигулина, жена и верный друг поэта.

(8) Баруздин Сергей Алексеевич (1926—1991) — русский советский писатель. Автор многих книг для детей и юношества. С 1965 года возглавлял журнал «Дружба народов».

(9) Теракопян Леонид Арамович (1935—2011) — литературный критик, писатель. Заместитель гл. редактора журнала «Дружба народов».

(10) Поэма А. Вознесенского «Дама треф» была опубликована во 2-ом номере журнала «Дружба народов» за 1975 год.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Лазарев В. Чувство пути: Заметки о поэзии А. Жигулина. Наш современник. 1978. № 2. С. 179-185.

[2] ЛермонтовМ.Ю. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. Проза. Письма. Москва-Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1962. 826 с.

[3] Щёлоков И.А. «Подъему» — 80 лет! Буклет журнала «Подъем». Воронежская областная типография — издательство им. Е.А. Болховитинова. 2011.

JOURNAL-NEWSPAPER ACTIVITY A.V. ZHIGULIN

(on materials of the writer's archive)

V.V. Kolobov

Voronezh State University Holzunova str., 40a, Voronezh, Russia, 394068

The paper first analyzes the professional activities of the greatest poet of the second half of the XX century, a native of Voronezh, a former prisoner of Stalin's camps Anatoly Zhigulin (1930—2000) in the permanent staff of editors literary-artistic and public-political magazines «Podyem», «Druzhba narodov» and «Literaturnaya gazeta». Materials writer's archive, A.V. Zhigulin's (documents, diaries, workbooks and letters) received in 2011—2013 for permanent storage in the Voronezh literary Museum of I.S. Nikitin, and open up new, previously unknown pages of the life and work of the poet and the history of domestic journalism. Conclusions about the necessity of further study of the epistolary heritage of the famous writer.

Key words: Anatoly Zhigulin, magazines «Podyem», «Druzhba narodov» and «Literaturnaya gazeta», the history of national journalism

REFERENCES

[1] Lazarev V Chuvstvo puti: zametki o poezii A. Zhigulina [Feeling the way: Notes on the poetry of A. Zhigulin]. Nash Sovremennik, 1978. № 2. p. 179-185.

[2] Lermontov M.Y. Sobranie sochinenii v 4- tomakh [Collected works in 4 volumes, volume 4. Prose. Letters]. Moscow-Leningrad: Publishing house ofAcademy of Sciences ofthe USSR, 1962. 826 p.

[3] Schelokov I.A. Pod'emu 80 let! Buklet zhurnala "Pod'em" [«Podyem» is 80 years old! The booklet of the magazine «Podyem»]. The Voronezh regional printing house — publishing them E.A. Bolkhovitinov. 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.