УДК: 82-92; 070
DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_4_183
Свитич Л.Г., Градюшко А.А., Колесниченко А.В., Смирнова О.В., Шкондин М.В.
ЖУРНАЛИСТЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ГАЗЕТ РОССИИ И БЕЛАРУСИ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Svitich L. G., Hradziushka A.A., Kolesnichenko A. V., Smirnova O. V., Shkondin M. V. JOURNALISTS OF REGIONAL RUSSIAN AND BELARUSIAN NEWSPAPERS:
COMPARATIVE STUDY
Ключевые слова: журналист, средства массовой информации, Россия, Беларусь, профессиональные ориентации, региональные газеты, национальные особенности журналистики, авторская деятельность, цифровизация журналистики.
Keywords: journalist, mass media, Russia, Belarus, professional orientations, regional newspapers, national peculiarities of media, author's work, digitalization ofjournalism.
Аннотация: в статье представлены результаты сравнительного социологического исследования профессиональных ориентаций российских и белорусских журналистов региональных газет, осуществленного в 2018-2019 годах факультетом журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова при участии факультета журналистики Белорусского государственного университета. Сравниваются профессиональные ориентации журналистов, связанные прежде всего с их авторской деятельностью. Анализ показал, что существует заметное сходство по многим позициям - задачам, содержанию и методам работы. При этом национальные особенности и политико-экономическая ситуация этих стран, а также другие факторы создали условия для профессиональных различий, связанных с пониманием профессии, ее оценками и особенностями деятельности журналистов.
Abstract: the article presents the results of a comparative sociological study of professional orientations of Russian and Belarusian journalists of regional Newspapers, carried out in 20182019 by the faculty of journalism of Lomonosov Moscow state University with the participation of the faculty of journalism of the Belarusian state University. The authors compare professional orientations of journalists, primarily related to their authorship. The analysis showed that there is a noticeable similarity in many positions - tasks, content and methods of work. At the same time, the national characteristics and political and economic situations of these countries, as well as other factors, created conditions for professional differences related to the understanding of the profession, its assessments and features of the activities of journalists.
Введение
В условиях динамичной трансформации медиа исследователи во всем мире активно анализируют кардинальные изменения характера журналистской деятельности1. Специфика деятельности журналиста
1 Вырковский А.В., Галкина М.Ю., Колесниченко А.В., Образцова А.Ю. и др. Трансформация журналистской работы под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2017. № 5. С. 51-71; Ekdale B., Singer J.B., Tully M., Harmsen S. Making change: Diffusion of technological, relational, and cultural innovation in the newsroom // Journalism & Mass Communication Quarterly. 2015. Vol. 92 (4). Pp. 938-958; Menke M.,
уже давно является постоянным предметом исследований и в России, и в Беларуси, и
Kinnebrock S., Kretzschmar S., Aichberger I. et al. Convergence culture in European newsrooms // Journalism Studies. 2018. Vol. 19 (6). Pp. 881-904; Newman N. Journalism, media, and technology trends and predictions. Digital News Project. 2018. Available at: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/ 2018-
01/RISJ%20Trends%20and%20Predictions%202018%2 0NN.pdf; Ternes B., Peterlin L.J., Reinardy S. Newsroom workers' job satisfaction contingent on position and adaptation to digital disruption // Journalism Practice. 2018. Vol. 12 (4). Pp. 497-508; Reich Z. The impact of technology on news reporting: A longitudinal perspective // Journalism & Mass Communication Quarterly. 2013. Vol. 90 (3). Pp. 417-434.
можно назвать здесь лишь некоторых исследователей, таких как Е.Л. Вартанова, А.А. Градюшко, М.Н. Ким, А.В. Колесни-ченко, С.Г. Корконосенко, Л.Е. Кройчик, Г.В. Лазутина, В.Ф. Олешко, О.М. Самусе-вич, Л.Г. Свитич, В.А. Степанов, А.А. Тер-тычный, С.В. Харитонова, Ю.Ф. Шпаков-ский. Углубление процессов трансформации профессии журналиста делает исследовательский интерес к этой теме все более актуальным.
«Сегодня, как это ни удивительно, российская журналистика вновь находится на перепутье - как и в середине 1980-х, как и в конце 1990-х. Осознав значение западных моделей и концепций, оценив важность исторического опыта и войдя в глобализированное цифровое медиапространство, российская журналистика стоит перед необходимостью найти актуальную времени социальную миссию»1.
При этом большинство исследователей отмечают, что, несмотря на многочисленные виды деятельности современного журналиста, работающего в условиях конвергенции и многоплатформенности2, авторская и редакторская работа остается базовым константным элементом журналистики, по-прежнему составляя ядро профессии. Именно благодаря творческой авторской работе создается основной информационный продукт журналистики - актуальная оперативная, социально важная новая информация, которая отражает реальные события и жизнь социума, ориентирует его в проблемах, помогает их решать, выражает мнение и консолидирует граждан и, в конечном счете, содействует оптимальному развитию общества.
Ранее уже проводилось исследование деятельности российских региональных журналистов3. Очевидно, что сегодня
1 Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2014. С. 252.
2 Vartanova E., Cherevko T., Tolokonnikova A., Dunas D. Changing patterns of digital news consumption among Russian journalism students // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2019. No. 1. Pp. 7-32.
3 Алевизаки О.Р., Смирнова О.В., Свитич Л.Г.,
Шкондин М.В. Авторская и редакторская деятель-
ность журналиста в российском медиапространстве //
крайне важно сравнить особенности ориен-таций журналистов разных стран, в том числе имеющих общее историческое прошлое, а в современных условиях, находящихся в тесном политическом, экономическом и культурном взаимодействии. В таких условиях журналисты представляются важными субъектами общественных коммуникаций и существенно на них влияют4. Этим можно обосновать актуальность представленного в этой статье сравнительного исследования журналистов региональных изданий России и Беларуси5.
Методология исследования
Цель представленного в данной статье исследования - выявить основные критерии и факторы эффективности авторской и редакторской деятельности, специфику компетенций современных журналистов российских и белорусских региональных газет.
Основной задачей исследования являлось сопоставление профессиональных ори-ентаций в контексте деятельности журналистов газет России и Беларуси.
Объект исследования - журналисты ведущих региональных (областных, краевых, республиканских) изданий.
Поскольку методом исследования был опрос, естественно, что главным предметом изучения стали профессиональные
Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 4. С. 679-703; Вартанов С.А., Колесничен-ко А.В., Смирнова О.В., Свитич Л.Г. и др. Работа журналиста в современной региональной газете: творческие аспекты // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2019. № 6. С. 3-24.
4 Доклад О.В. Смирновой «Региональные журналисты в России и Беларуси: основные результаты социологического исследования» на семинаре при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «20-летие строительства Союзного государства. Роль региональных СМИ в формировании общего информационного пространства Союзного государств». Ростов-на-Дону, 30 мая 2019 г.
5 Руководитель проекта - О.В. Смирнова. Авторы программы и документов исследования: Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова. Участники исследования: С.А. Вартанов, Н.Н. Замотина, А.В. Колесниченко, Н.М. Ла-зутова, Д.А. Фомина, М.В. Шкондин, Т.В. Яковлева. Работой по опросу белорусских журналистов руководил А.А. Градюшко. Техническая обработка информации: В.Н. Бойко, П.С. Молодцова, Е.А. Слаб-ковская, Т.С. Шведова.
ориентации журналистов (их представления о миссии, задачах журналистики и разных аспектах авторской деятельности), их суждения о процессе и результатах журналистского творчества.
Научная новизна полученных в ходе данного исследования результатов связана с тем, что впервые предпринимается сравнительное изучение по одной программе профессиональных ориентаций региональных журналистов России и Беларуси. Такие результаты дают возможность обобщения и систематизации подходов при подготовке будущих журналистов в соответствии с требованиями к профессиональным компетенциям, а также при выработке конкретных рекомендаций действующим журналистам с учетом новых методологических и технологических требований.
Методология и содержание исследования. В соответствии с концепцией исследования изучались и были включены в анкету для журналистов несколько базовых тем, касающихся авторской и редакторской деятельности: задачи и роли современного журналиста; отношение к своему творчеству: степень удовлетворенности или неудовлетворенности и причины этого; жанровая специализация журналистов и представление о том, какой она могла бы быть, если бы для этого имелись соответствующие условия; источники информации для публикаций: представление о важных источниках и фиксация тех, которыми журналист чаще всего пользуется; проблемы свободы и независимости журналистов, взаимоотношения с различными организациями в процессе авторской деятельности; особенности работы журналиста на разных этапах авторской деятельности: сбора информации, создания и редактирования текста в условиях влияния новых технологий на характер журналистского труда. Выяснялись также социально-демографические и профессиональные характеристики журналиста.
Концепция и программа исследования предполагала изучение методологического уровня журналистской деятельности, основанного на включенности журналиста в процесс социального творчества, и методического уровня авторской и редакторской работы журналиста, соотнесение представ-
лений журналистов о процессе и результатах журналистской работы.
Выборка. В российскую выборку вошли журналисты из 13 регионов (регионы отбирались по принципу разнообразия: север, центр, юг, запад, восток России), в которых были отобраны ведущие региональные (республиканские, краевые, областные) газеты, всего 27 газет: 13 государственных (с государственным участием) и 14 частных, издающихся в центрах субъектов Федерации: Архангельске, Барнауле, Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Перми, Саратове, Смоленске, Ставрополе, Тамбове, Томске, Челябинске и Якутске. В результате опроса было собрано 93 анкеты из 27 редакций.
В Республике Беларусь были отобраны ведущие региональных издания из всех 6 областей, издающиеся в областных центрах: Минске, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве и Бресте. Специфика выборки состоит в том, что в Республике Беларусь основные региональные газеты - это государственные издания. Всего было опрошено 50 журналистов из 10 газет.
Состав опрошенных журналистов и их сравнительные характеристики. Процент респондентов с журналистским образованием в Республике Беларусь выше, чем в России (67% и 58% соответственно). В редакциях белорусских региональных газет женщин заметно больше, чем в российских (75% и 57%). При этом белорусские журналисты моложе российских, среди них 45% -это сотрудники до 30 лет, тогда как среди российских журналистов таких всего 11%. И наоборот, старшая возрастная группа от 50 лет и выше в России - 35%, в Республике Беларусь - 11%. Соответственно у россиян больше стаж работы, что вместе с возрастным фактором в определенном смысле объясняет различия в профессиональных ори-ентациях, связанных с жанровой специализацией и владением разными приемами и методами работы с источниками информации.
Региональная пресса Республики Беларусь
Нам уже приходилось обстоятельно освещать особенности российской регио-
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 4, том 1, 2021 1
нальнои прессы , поэтому в данной статье мы уделим особое внимание состоянию белорусской региональной прессы. Профессиональные ориентации белорусских журналистов неоднократно становились предметом научных исследований. В коллективной монографии «Газета + радио: в помощь редакторам региональных СМИ» отражен социально-демографический портрет журналистов газет средних и малых городов Республики Беларусь2. В современных исследованиях в трудах О.М. Самусевич выявлены коммуникативные компетенции журналиста в цифровую эпоху. С.В. Хари-
4
тонова рассматривает медиапредпочтения аудитории в условиях цифровизации белорусской медиасферы. В работах А.В. Пос-таловского5 представлено комплексное научно-теоретическое осмысление процессов трансформации национального информационного поля с позиций социологической науки. А.В. Потребин6 занимается пробле-
Алевизаки О.Р., Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Шкондин М.В. Указ. соч.; Колесниченко А.В., Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Фомина Д.А. Конвергенция в работе журналистов российской региональной прессы // МедиаАльманах. 2019. № 5. С. 52-65; Свитич Л.Г. Творческая работа региональных журналистов // Медиа в современном мире: 58-е Петербургские чтения: мат-лы Междунар. науч. форума. Т. 2. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2019. С. 96-98.
2 Русакевич В.В., Ананич Л.С., Воробьев В.П., Дмитриев Е.И. и др. Газета + радио: в помощь редакторам региональных СМИ. Минск: Изд-во Белорусского гос. ун-та, 2004.
3 Самусевiч В.М. Камушкатыуныя кампетэнцьи журналкта у лiчбавую эпоху // Слова у кантэксце часу: матэрыялы IV Мiжнар. навук.-прак. канф., прысвеч. 90-годдзю з дня нараджэння д-ра фшал. навук праф. А.1. Наркевiча. Мшск: БДУ, 2019. С. 294-297.
4 Харитонова С.В. Медиапредпочтения детской целевой аудитории в цифровую эпоху // Журнал Белорусского гос. ун-та. Журналистика. Педагогика.
2019. № 2. С. 4-9.
5 Посталовский А.В. Национальное информационное поле в контексте вызовов и угроз современного мира: социологическое измерение. Минск: РИВШ, 2019.
6 Потребин А.В. Окупаемость региональной
газеты как финансовая база эффективной
медиатизации // Рэпянальныя СМ1 РэспублЫ Беларусь у лiчбавую эпоху: ад лакальнай
праблематыш да шфармацыйнай бяспеш дзяржавы: матэрыялы Рэсп. навук.-практ. канф. Мшск: БДУ,
2020. С. 247-251.
мами влияния конвергенции на бизнес-процессы в СМИ. Различные аспекты журналистской деятельности в социальных сетях рассмотрены в работах В.А. Степанова и Ю.Ф. Шпаковского .
На 1 января 2020 года в Республике Беларусь выходило 136 государственных региональных газет, учредителями которых выступали областные, городские и районные исполнительные комитеты: 118 - районных, 9 - областных, 9 - городских. На 1 января 2020 года общий разовый тираж государственной региональной прессы в Беларуси составлял 737,7 тыс. экземпляров, что ниже уровня начала 2019 года на 4% (на 1 января 2019 года - 768 тыс. экземпляров)9. Снижение тиражей связано с изменением структуры информационного рынка, информационных потребностей аудитории, с появлением новых видов СМИ и каналов передачи информации, а также с естественной убылью населения.
В целом медийная отрасль республики сегодня активно развивается в направлении цифровой трансформации, все крупные СМИ, в том числе региональные, имеют свои мультимедийные интернет-площадки и наращивают присутствие в социальных сетях. С учетом развития медиатехнологий коллективы местных СМИ регулярно обновляются молодыми специалистами10.
Важнейшие трансформации в современной медиаиндустрии Республики Беларусь связаны с ускоренным технологическим развитием отрасли, новыми моделями медиапотребления молодежи, увеличением доли мобильного трафика и видеоконтента, переходом аудитории в социальные сети и мессенджеры, нарастающей зависимостью от интернет-платформ. Под влиянием этих
Степанов В.А. Социальные медиа как канал дистрибуции контента для белорусских СМИ // Журнал Белорусского гос. ун-та. Журналистика. Педагогика. 2017. № 1. С. 100-105.
8 Шпаковский Ю.Ф., Чупригин А.А. Редакционный маркетинг в социальных сетях // Труды БГТУ. Серия 4. Принт- и медиатехнологии. 2018. № 2 (213). С. 44-49.
9 Справочно-аналитическая информация о деятельности отрасли СМИ и печати в 2019 году: подготовлена к заседанию коллегии Министерства информации Республики Беларусь по итогам работы в 2019 году. Минск: [б. и.], 2020. С. 67.
10 Там же. С. 70.
факторов трансформируется и региональная медиасистема страны. Изменения затрагивают тематику СМИ, методы и приемы профессиональной деятельности, экономические стратегии и бизнес-модели, каналы распределения и доставки контента.
Под влиянием новых технологий изменились практически все аспекты журналистской работы. Журналисты региональных СМИ Республики Беларусь работают на разных платформах (газета, сайт, соцсе-ти, мессенджеры и др.). В редакциях значительно ускорился ритм работы: редакции функционируют непрерывно - 24 часа в сутки 7 дней в неделю. В то же время имеется определенный цифровой разрыв между областями. Так, в редакциях Гродненской области интенсивность работы на цифровых платформах значительно выше, чем в Мо-гилевской и Витебской областях1.
В большинстве редакций есть материалы, которые размещаются только на сайте и в соцсетях. В то же время многие редакции, в особенности в небольших городах, по-прежнему тяготеют к стратегии print first, согласно которой печатная газета и ее развитие важнее, чем сайт и соцсети2. Газета и сайт в ряде случаев находятся в ситуации конфликта. Все финансовое обеспечение деятельности редакции сегодня возможно исключительно за счет печатной версии. Доходы от подписки и рекламы в газете - если не единственные, то основные источники поступления средств. Контент сайта и газеты должен быть разным или хотя бы взаимодополняющим. Но в условиях, когда в районе инертная общественная жизнь, часто нет информационных поводов сделать это сложно. До 70% трафика на сайтах региональных СМИ Беларуси сегодня -это заходы с мобильных устройств, поэтому
Градюшко А.А. Оценка эффективности деятельности региональных медиа в цифровой среде // Труды БГТУ. Серия 4. Принт- и медиатехнологии. 2018. № 2 (213). С. 62.
2 Градюшко А.А. Платформа YouTube как площадка для массмедиа: оценка эффективности // Труды БГТУ. Серия 4. Принт- и медиатехнологии. 2019. № 2 (225). С. 68; Градюшко А.А., Нигматуллина К.Р., Пустовалов А.В. Сообщества «ВКонтакте» и их роль в медийном ландшафте: опыт трех регионов // Труды БГТУ. Серия 4. Принт- и медиатехнологии. 2019. №
1 (219). С. 55.
важно адаптировать сайт и контент к мобайлу, верстать материалы на сайте с учетом требований мобильной журналистики, увеличивать рециркуляцию по сайту и глубину просмотра. Дизайн сайтов ряда изданий не адаптирован к мобильным устройствам, либо же качество адаптивной верстки не соответствует современным требованиям.
Поскольку учредителями государственных региональных СМИ выступают местные органы власти, медиа сильно зависимы от них. Главные редакторы указывают на такие сложности в работе, как «отсутствие понимания внутренних проблем со стороны учредителей и их настойчивые попытки указывать, что делать журналисту»; «недопонимание с местной властью, управленческой вертикалью и идеологами»; «большое количество официоза от исполкома, а читателю это неинтересно»3. На эффективности работы региональных государственных СМИ в Интернете сказывается также регулирование рынка массовых коммуникаций со стороны учредителей.
Профессиональные ориентации современных журналистов России и Беларуси: результаты исследования
Задачи авторской деятельности. Исследование профессиональных ориентаций российских и белорусских региональных журналистов логично начать с их представления о задачах, которые они ставят в процессе авторской деятельности (табл. 1).
У российских и белорусских журналистов довольно близкое восприятие профессиональных задач и понимание их приоритетности: преобразовательные и информационные задачи устойчиво занимают первые места. Впрочем, заметны и различия: российские журналисты чаще отмечают важность задач, связанных с конкретной помощью людям и борьбой с недостатками, а белорусские чуть больше ценят качества самореализации и признание коллег.
Такие представления о задачах реализуются и в суждениях о важных ролях журналиста (табл. 2).
3 Градюшко А.А. Региональные медиа в век цифровой журналистики: социологическое исследование // Журнал Белорусского гос. ун-та. Журналистика. Педагогика. 2019. № 1. С. 40.
Таблица 1 - Ответы на вопрос: «Какие задачи Вы ставите перед собой, когда пишете материалы?» (в % к числу опрошенных)*_
Варианты ответов РЖ БЖ Разница
Общественные задачи
Хочется способствовать решению какой-то важной актуальной 41 38 +3
задачи, проблемы, изменить что-то в жизни к лучшему
Хочу помочь конкретным людям 37 20 +17
Хочу рассказать людям о том, что им интересно, поделиться информацией 37 38 -1
Считаю полезным, чтобы читатель вместе со мной поразмышлял
о сложных проблемах, путях их решения, ищу собеседника и оп- 23 23 0
понента в аудитории
Приятен сам процесс творчества, люблю писать 20 10 +10
Хочется повлиять на читателей, привить им достойные идеалы,
чувствую потребность в том, чтобы содействовать воспитанию 18 12 +6
человека
Хочу расширить аудиторию издания, добиться максимального 17 13 +4
количества просмотров на сайте издания
Хочу публично высказать свою точку зрения на те или иные проблемы 12 9 +3
Хочется доставить аудитории удовольствие, содействовать пси- 10 4 +6
хологической, эмоциональной разрядке
Считаю своим долгом бороться с недостатками 9 3 +6
Задачи, связанные с престижем и статусом
Хочу самореализоваться, создавая авторские материалы 16 19 -3
Хочу, чтобы материал активно читался и обсуждался в соцсетях 11 10 +1
Надеюсь на хорошие гонорары 10 11 -1
Хочу добиться признания среди коллег, чтобы материал цитиро- 3 6 -3
вался в других СМИ
Хочу приобрести персональную известность у аудитории, «раскрутить» личный бренд 3 0 +3
Не ставлю перед собой конкретных задач, все определяется си- 5 4 +1
туацией и складывается стихийно
* РЖ - ответы российских журналистов, БЖ - ответы белорусских журналистов. Здесь и далее таблицы ранжированы по второй колонке. Полужирным курсивом выделены наиболее значимые различия в обеих группах.
Таблица 2 - Ответы на вопрос: «Как Вы считаете, в какой из ролей сегодня журналист наиболее значим для аудитории?» (в % к числу опрошенных)_
Варианты ответов РЖ БЖ Разница
Осведомленный, знающий человек, помогающий разбираться в происходящих событиях и процессах 44 26 +18
Человек, привлекающий внимание к важным проблемам региона и города 39 31 +8
Человек, помогающий решать сложные проблемы, добиваться справедливости 32 24 +8
Как источник оперативной информации 24 28 -4
Человек, содействующий функции общественной критики и контроля 20 6 +14
Человек, оппонирующий властям по дискуссионным проблемам 13 2 +11
Представитель интересов аудитории, ее доверенное лицо, выразитель общественного мнения 12 6 +4
Продолжение таблицы 2
Общественный деятель, который выполняет ответственную социальную миссию 11 9 +3
Воспитатель, пропагандист определенных ценностей, идеалов 10 9 +1
Выразитель официальной точки зрения 9 6 +3
Собеседник, с которым хочется побеседовать 8 5 +1
Человек, содействующий объединению, консолидации граждан 8 14 -6
Человек, развлекающий аудиторию 8 1 +7
Помощник региональных властей в решении острых проблем 5 10 -5
Общие ориентации связаны с тем, что обе группы журналистов считают самыми важными роли осведомленного человека, привлекающего внимание к важным проблемам, помогающего их решать, а также источника оперативной информации. Но российские журналисты существенно чаще, чем их коллеги, отмечают роли осведомленного человека, содействующего решению важных проблем и достижению социальной справедливости. Российские журналисты, судя по ответам, больше нацелены на общественное служение, на выражение интересов аудитории. Белорусские же акцентируют внимание на исполнении ролей источника информации, помощника региональных властей в решении острых проблем и консолидации граждан. Цитата из анкеты белорусского журналиста: «Государственные СМИ проводят в первую очередь госу-
дарственную информационную политику, которая коррелирует с его редакционной политикой. Поэтому задача журналиста, который работает в этом издании, - проводить государственную информационную политику».
Следует отметить довольно сильное расхождение в реализации роли критика и общественного контролера (20% ответов у российских и 6% у белорусских), оппонента властям (13% и 2% соответственно), представителя интересов аудитории и общественного мнения (12% и 6%). Это, пожалуй, наиболее существенные различия в представлениях о ролях журналиста, которые требуют дополнительного осмысления.
Также заметны расхождения в результатах, касающихся тематической специализации журналистов (табл. 3).
Тематическая специализация РЖ БЖ Разница
Социальные темы, ЖКХ, экология 21 3 +18
Культура, история, краеведение, туризм 19 7 +12
Общество-политическая тематика, деятельность властей 18 40 -22
Экономика, бюджет, бизнес 13 17 -4
Образование, наука, 1Т-технологии 8 10 -2
Промышленность, строительство, транспорт, агропром, трудоустройство 6 10 -4
Криминал, происшествия 6 20 -14
Здравоохранение 6 10 -4
Правоохранительная система, силовые структуры, борьба с коррупцией 4 20 -16
Досуг, спорт 4 7 -3
Семья, дети, молодежь 3 3 0
Религия, духовность, благотворительность 1 10 -9
Пишу на все темы, нет специализации 10 20 -10
Нет ответа 3 10 -7
Таблица 3 - Ответы на открытый вопрос: «Какова Ваша тематическая специализация?» (в % к числу ответивших на вопрос)
Если во многих вопросах относительно авторской деятельности, которые мы анализируем ниже, ориентации журналистов двух стран во многом совпадают, то относительно тематической специализации разница весьма существенная. Начнем с того, что в российских региональных газетах более дифференцированная система специализации, только 10% пишут обо всем, считая себя универсалами (это, как правило, сотрудники отделов информации), а в белорусских редакциях таких универсалов в два раза больше.
Российские региональные журналисты специализируются в основном на социальных, культурно-краеведческих и общественно-политических темах (примерно по 20% на каждой). Белорусские журналисты, судя по их ответам, сосредоточены преимущественно на общественно-политической тематике, деятельности властей
(40%), а если сюда добавить 20% тех, кто пишет о правоохранительной системе, то можно сделать вывод о генеральном тематическом направлении региональных газет Республики Беларусь, что вполне соотносится с их задачами и ролями, проанализированными выше. Остальные темы освещаются меньше и занимают примерно одинаковые места в обеих группах. Таким образом, можно говорить о заметном различии: социально-культурной тематической
направленности материалов российских журналистов и о социально-политической, управленческой - белорусских коллег, что подтверждают исследования наших белорусских коллег, представленные во втором разделе статьи.
Жанровая специализация тоже подтверждает суждения журналистов о задачах авторской деятельности (табл. 4).
Таблица 4 - Ответы на вопросы: «В каких жанрах Вы обычно пишете?» и «В каких жанрах Вы хотели бы выступать чаще?» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов Обычно пишу Хотел бы писать чаще
РЖ БЖ РЖ БЖ
Интервью 52 24 32 10
Репортаж 49 38 19 20
Расширенная новость 44 34 6 1
Короткая новость 35 30 9 3
Аналитическая статья 33 14 24 22
Отчет, обзор, комментарий 27 5 11 2
Корреспонденция 23 19 5 2
Очерк, зарисовка, портрет, эссе 20 9 20 11
Авторская колонка 12 11 17 9
Журналистское расследование 9 13 23 27
Список (подборка фактов, событий, цитат и т.п.) 6 0 0 1
Рецензия, аннотация 5 1 9 2
Онлайн-трансляция 3 1 5 3
Сатирические, юмористические жанры 2 0 10 6
Мультимедийный лонгрид 2 1 14 9
Российские журналисты чаще, чем их белорусские коллеги, пишут интервью, репортажи, аналитические статьи, очерки, а в арсенале белорусских журналистов преобладают информационные жанры. На вопрос: «В каких жанрах Вы хотели бы выступать чаще?» журналисты обеих групп ответили:
«Аналитические, журналистское расследование и интервью». Но российские журналисты в три раза чаще, чем их белорусские коллеги, хотели бы писать репортажи и в два раза чаще - очерки. Эти сведения полностью соотносятся с данными белорусских
социологов, которые мы привели в начале статьи.
Довольно много общего, по результатам нашего исследования, у журналистов
России и Беларуси в методах работы с источниками информации, в ранжировании самих источников по степени важности и частоте их использования (табл. 5).
Таблица 5 - Ответы на вопросы: «Какие из перечисленных ниже источников и методов сбора информации Вы считаете особенно важными для подготовки материала?» и «Какими чаще всего пользуетесь Вы?» (в % к числу опрошенных)
Важные ис- Чаще всего поль-
Варианты ответов точники зуюсь
РЖ БЖ РЖ БЖ
Общение с людьми 29 20 24 23
Объект общения
Очевидцы, участники событий, простые люди 61 41 48 37
Руководящие работники 42 33 43 38
Специалисты, эксперты 80 46 68 42
Способ общения
Беседа с глазу на глаз 68 43 57 38
По телефону 41 26 46 34
По видеосвязи («Скайп» и др.) 11 10 6 6
Через мессенджер 22 15 31 15
По электронной почте 29 19 43 18
Непосредственное наблюдение ситуации 15 6 12 8
Открытое наблюдение (представляюсь журналистом) 62 35 59 34
Скрытое наблюдение (скрываю, что я журналист) 33 20 29 6
Внешнее наблюдение (наблюдаю со стороны) 31 20 38 18
Включенное наблюдение (участвую в событии) 34 23 27 17
Наблюдение-эксперимент (инициирую событие, о котором собираюсь писать, и наблюдаю его) 16 11 9 6
Документы 17 5 15 5
Нормативные акты (законы, постановления и др.) 51 29 42 30
Информация пресс-служб 49 32 58 37
Ленты информационных агентств 45 31 53 30
Статистические данные 41 25 34 18
Данные социологических исследований 38 17 28 10
Аудиозаписи 38 15 38 13
Редакционная почта 34 24 33 13
Обращения граждан в организации и ведомства 32 20 24 10
Справочная информация интернет-серверов 30 16 30 17
Юридические документы 28 12 27 5
Архивные документы 27 20 20 6
СМИ 24 15 27 13
Личные документы (письма, дневники) 23 16 15 6
Видеозаписи 22 13 18 10
Финансовые документы, отчетность компаний 14 13 10 2
Литературные произведения 5 2 9 1
В таблице опущены позиции «Другое» и «Затрудняюсь ответить».
Продолжение таблицы 5
Интернет-источники 20 6 20 8
Сайты государственных ведомств 51 39 54 41
Сайты компаний 34 20 38 19
Сайты общественных организаций 43 32 39 27
Аккаунты публичных людей в соцсетях 35 18 33 17
Аккаунты обычных людей в соцсетях 32 16 25 14
Аккаунты организаций и ведомств в соцсетях 23 17 24 14
Тематические порталы и сайты (политические, юридические, экономические, культурные, научные, спортивные, религиозные и т.п.) 40 29 40 25
Сайты СМИ 35 32 40 32
Группы и сообщества в соцсетях 31 18 32 18
Российские журналисты чаще, чем их белорусские коллеги, считают важным общаться с очевидцами событий, непосредственно наблюдать ситуацию, обращаться к редакционной почте и другим документальным источникам информации, в том числе интернет-источникам. Однако эти пожелания не всегда реализуются на практике. Прежде всего журналистам обеих стран хотелось бы чаще непосредственно наблюдать ситуацию и общаться с очевидцами событий, пользоваться доказательной информацией из первоисточников, а не из вторых рук или интернет-источников.
Журналисты активно общаются со специалистами и должностными лицами для получения информации (63% в ответах российских и 62% белорусских), но примерно 30% сказали, что испытывают трудности с получением информации от источников: прежде всего отказывают в информации представители власти и коммерческих структур. Цитата из анкеты белорусского журналиста: «Бывает, сложно получить хороший комментарий от представителей пресс-служб или работников государственных организаций. Наверное, из-за боязни огласить "лишнюю" информацию».
Судя по ответам, российские журналисты испытывают все же меньшие сложности при получении информации от властей, правоохранительных органов, чем белорусские коллеги. В то же время российские респонденты ощущают более серьезные ограничения властей и учредителей в
своей профессиональной самостоятельности, чем белорусские.
У обеих групп респондентов весьма существенную роль играет «внутренний редактор», самоцензура: первое место у белорусских журналистов (29%) и второе (после финансовой зависимости) - у российских (37%). Причем эти ограничения касаются прежде всего объектов публикаций и тематики - первые два места в обеих группах.
При обсуждении работы журналистов на разных ее этапах - сбора информации и создания текстов - задавались вопросы со шкалами о трудностях, которые журналисты испытывают (табл. 6).
Таблица 6 - Ответы на вопрос: «Испытываете ли Вы какие-то трудности в следующих видах работы?» (в % к числу ответивших на
вопрос)
Варианты ответов РЖ БЖ
В общении с людьми при сборе ин-
формации
Часто 0 2
Иногда 53 63
Никогда 38 35
Затрудняюсь ответить 9 0
При работе с документами
Часто 4 4
Иногда 36 51
Никогда 49 41
Затрудняюсь ответить 11 4
В наблюдении ситуации при сборе
информации
Часто 0 0
Продолжение таблицы 6
Наибольшие трудности обе группы журналистов испытывают при создании материала, в самом процессе его написания; наименьшие - при наблюдении ситуации. При этом заметно, что белорусские журналисты - более молодые и имеющие меньший стаж профессиональной работы - испытывают большие сложности, чем более взрослые и опытные российские. Однако характер этих трудностей во многом одинаков.
В анкете предусматривались вопросы о причинах трудностей на всех этапах авторской работы, но здесь нет возможности анализировать эту объемную информацию. Поэтому не будем приводить длинные таблицы, а коротко перечислим основные сложности и акценты суждений российских и белорусских журналистов.
Трудности при сборе информации и их характер у обеих групп журналистов примерно одинаковы, хотя данные показывают, что российские журналисты более тщательно работают с информацией и меньшие сложности испытывают при создании публикаций. Цитата из анкеты белорусского журналиста: «Трудности с получением информации связаны с нерасторопностью и закостенелостью ряда госструктур в подходах к современной работе с информацией (к примеру, требуют письма-запросы, которые рассмотрят через денек-другой, потом -долгие согласования материала и т.д.). В результате теряется актуальность поднятых вопросов, тема раскрыта не полностью, страдает имидж самих госструктур, "проспавших" событие и вынужденных уже как бы оправдываться перед общественностью».
При общении с людьми первое место в обеих группах журналистов занимает нежелание источника информации общаться с
журналистом (39% у российских и 42% у белорусских). Следующие строчки таблицы занимают сложности, связанные либо с недостаточным профессионализмом журналистов, отсутствием предварительной информации о собеседнике, с подготовкой к беседе, либо с обстановкой, которая не располагает к общению, либо с психологическими особенностями самого интервьюера и его собеседника.
Основные сложности в работе с документами, которые отметили журналисты обеих стран (от 10% до 22% ответов), связаны с тем, что из-за некомпетентности им трудно разобраться с финансовыми документами и производственными отчетами, мешает многословие, формализм, безликость документов; иногда должностные лица не дают ознакомиться с документами (этот ответ чаще встречается у белорусских журналистов), недостаточно времени для их тщательного изучения. Но нередко сложности связаны с незнанием приемов анализа документов - эту причину чаще называли белорусские журналисты.
При наблюдении ситуации в процессе сбора информации сложности тоже выстроились примерно в одинаковом порядке у обеих групп. Первые строчки таблицы (от 13% до 23%) заняли недостаток времени (особенно у российских журналистов) и закрытость ситуации, которую ее участники не хотели бы выносить на публичное обозрение.
79% российских и 75% белорусских журналистов обычно проверяют полученную в ходе подготовки публикации информацию, пользуются при этом различными способами фактчекинга (табл. 7).
Способы проверки информации у журналистов двух стран тоже выстраиваются в сравнимые перечни: просят собеседника уточнить факты, даты, названия, фамилии; проверяют информацию по официальным источникам, особенно на сайтах ведомств и организаций, пресс-служб, сверяют с другими сведениями, найденными в Интернете. Заметно, что белорусские журналисты чаще визируют тексты у собеседников, чем российские (35% и 24% соответственно), а российские чаще проверяют ин-
Иногда 30 21
Никогда 41 68
Затрудняюсь ответить 29 11
При написании материала
Часто 8 4
Иногда 53 81
Никогда 33 11
Затрудняюсь ответить 5 4
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 4, том 1, 2021 формацию по официальным и интернет- источникам.
Таблица 7 - Ответы на вопрос: «Если проверяете, то какими способами и приемами обычно при этом пользуетесь?» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов РЖ БЖ
Прошу собеседника еще раз уточнить факты, даты, названия, фамилии 46 39
Проверяю полученную информацию по официальным источникам, сопоставляю со сведениями на официальных сайтах организаций 40 30
Провожу поиск в Интернете, в том числе расширенный поиск с использованием поисковых операторов 39 14
Обращаюсь в пресс-службы организаций, упомянутых в сообщении 31 24
Визирую записанное у людей, с которыми беседовал 24 35
Связываюсь с автором записи в соцсети 20 12
Сверяю полученные сведения с суждениями других людей 16 3
Выявляю первоисточник сообщения и связываюсь с ним 15 11
Сверяю с собственными наблюдениями, анализом ситуации 13 13
Проверяю ответы собеседника на внутреннюю противоречивость 9 10
Проверяю подлинность аккаунта в соцсети 4 5
Проверяю свойства электронного письма 2 3
Проверяю геолокацию при работе с материалами соцсетей 2 2
Провожу поиск по картинке 2 3
Проверяю основные сведения о файле, которым пользуюсь 1 3
Разные варианты в зависимости от ситуации 22 23
По поводу процесса написания материалов было задано несколько вопросов. Один из них связан со сложностями, которые при этом возникают. Большинство журналистов - 61% российских и 85% белорусских - испытывают те или иные трудности в процессе написания текстов. Основные связаны с поиском выразительного и точного заголовка, привлекающего внимание аудитории (23% у российских и 14% у белорусских журналистов). Но неудовлетворенность журналистов (от 10% до 20% ответов) вызывает и чрезмерное обилие информации или, наоборот, недостаток фактов, описательность, недостаточная аргументированность и глубина собственных текстов. Журналисты также не всегда удовлетворены собственным стилем изложения. Меньшие сложности возникают при создании мультимедийных публикаций для размещения на сайте редакции. Существенных различий между двумя группами не обнаружено, хотя российские журналисты почти все позиции отмечали чаще, чем белорусские. Связано ли это с повышенными требованиями к текстам или с реально
меньшими сложностями при создании текстов, сказать трудно. Остается бесспорным факт, что процесс творчества - самый креативный, спонтанный и непредсказуемый в ряду других видов журналистской работы, и об этом свидетельствуют ответы на вопрос о методах создания текстов (табл. 8).
Анализ информации о методах и условиях создания материалов снова говорит о заметном сходстве ответов у обеих групп журналистов, о значительной степени вариативности в зависимости от типа публикаций: одни пишутся легко, другие трудно; работа над текстом начинается на объекте, или после того, как собран материал; с предварительным планом или без него; в разное время суток. Однако можно констатировать, что бумага ушла из употребления и текст сразу набирается либо на компьютере (у 73% российских и у 80% белорусских журналистов), либо на мобильном устройстве. Из заметных отличий можно назвать большую спонтанность творческого процесса у российских журналистов, которые чаще пишут материалы после работы дома.
Таблица 8 - Ответы на вопрос: «Каким образом Вы чаще всего работаете над материалами? (отметьте одну позицию в каждом блоке ответов)» (в % к числу ответов в каждом блоке, кроме позиции «Затрудняюсь ответить»)_
Варианты ответов РЖ БЖ
Обдумываю предварительно то, что буду писать, материал рождается сначала в голове, потом записываю его 25 14
Обычно материал пишется за рабочим столом, рождается в процессе написания 24 17
Бывает и то, и другое в зависимости от ситуации 51 69
Пишу обычно сразу почти начисто с незначительными правками 56 51
Делаю много вариантов, не раз переписываю и правлю материал 9 4
Бывает и то, и другое в зависимости от ситуации 35 45
Обычно пишу трудно, долго 5 4
Обычно пишу легко, быстро 14 10
Некоторые материалы пишутся легко, другие - трудно 80 86
Начинаю писать уже в командировке, на объекте, в процессе сбора материала 4 0
Пишу дома или в редакции после того, как собран материал, вернулся из командировки или с объекта 49 35
Бывает и то, и другое в зависимости от ситуации 47 65
Обычно составляю предварительно план материала 18 18
Пишу без плана, материал обычно рождается спонтанно 43 35
Бывает и то, и другое в зависимости от ситуации 38 47
Пишу серьезные публикации обычно в утренние и дневные часы 25 21
Пишу обычно вечером или ночью 22 6
Время может быть разное 53 73
Пишу черновик на бумаге, потом перепечатываю в компьютере 1 0
Сразу набираю текст на компьютере 73 60
Пишу фрагменты текста в телефоне, потом пересылаю и редактирую на компьютере 7 11
Использую планшет для написания или редактирования текста 2 2
Разные варианты в зависимости от ситуации 18 28
Схожи и суждения об объектах отражения в текстах российских и белорусских журналистов, которые расположились в порядке убывания следующим образом: на первых местах - человек (46% и 40%), социальная проблема (34% и 28%), а далее -социальный факт, социальная ситуация, социальный процесс, коллектив, предметно-вещественная среда. Если человек в качестве объекта описания чуть чаще появляет-
ся на страницах российских региональных газет, то коллектив активнее отмечается их белорусскими коллегами.
Ответы российских журналистов по поводу редактирования текстов тоже весьма схожи с ответами коллег из соседней страны, хотя заметно, что российские чаще редактируют свои публикации, чем белорусские, поэтому лучше ориентируются в правилах и приемах редактирования, обра-
щаются к словарям и учебным пособиям по редактированию. Белорусские журналисты ниже оценивают уровень своей языковой грамотности: 58% российских отметили, что имеют нормативную грамотность, а среди белорусских таких оказалось только 30%, и можно предположить, что это связано в том числе с билингвизмом. При этом 34% публикаций российских журналистов идут без правки, а у белорусских журналистов таких публикаций в три раза меньше (12%). В остальных случаях правка или значительная (6%), или незначительная (73%). При этом журналисты обычно соглашаются со справедливостью этой правки (74% российских и 84% белорусских респондентов). Многие результаты исследования связаны, конечно, и с тем, что белорусские корреспонденты более молодые и имеют меньший опыт журналистской работы.
Белорусские журналисты реже занимаются рерайтингом, чем российские: среди них 44% никогда к нему не прибегали, тогда как среди российских журналистов таких 4%, зато треть постоянно используют «переиначенные» чужие тексты.
Схожи суждения в обеих группах журналистов и по поводу условий, которые мешают творческому процессу. На первом месте - недостаток времени: 35% в ответах российских и 25% в ответах белорусских респондентов. Заметно, что объективные трудности при работе над публикациями (недостаток времени, неудобное рабочее время и т.п.) российские журналисты испытывают чаще, чем их белорусские коллеги, также в два раза чаще они отмечают и личную неорганизованность. Белорусские журналисты, как показало исследование, хотя и испытывают те же сложности, но воспринимают условия своей работы как комфортные: так сказали 53% белорусских журналистов (и только 16% российских).
Возможно, поэтому белорусские региональные журналисты больше удовлетворены своим творчеством (3,7 балла из 5,0), чем российские (3,4 балла из 5,0). Неудовлетворенность тем, что не вполне реализуется творческий потенциал, связана, судя по ответам, в первую очередь с объективными
причинами, когда приходится писать материалы, которые не приносят морального удовлетворения, не совпадают с интересами и устремлениями журналистов, а должны соответствовать указаниям издателя и формату издания, создаются в спешке из-за недостатка времени. Но отмечаются, причем с равной степенью частоты в обеих группах, и причины личностного профессионального характера: описательность, недостаточная глубина текстов, некомпетентность, недостаточное владение методами работы с информацией, проблемы с языком и стилем. Создается впечатление, что опрошенные журналисты неплохо усвоили современные технологические новации, но не вполне довольны собственными творческими возможностями и компетенциями, чтобы создавать качественные, аргументированные журналистские тексты, которые привлекают внимание аудитории и полезны ей.
Но чаще всего неудовлетворенность опрошенных связана с тем, что они работают в условиях чрезмерной интенсификации и стрессогенности труда, связанной с конвергенцией и многоплатформенностью, при уменьшении кадрового состава редакций. Журналисты предлагают для улучшения условий работы «нормированный рабочий день, улучшенную систему отгулов и выходных, рабочую неделю не пять дней, а четыре (один день как творческий), возможность готовить публикации не только на основную тему, но и на те, которые интересны журналисту».
Кроме создания текстов для печатного издания 73% российских и 80% белорусских журналистов регулярно занимаются подготовкой публикаций для сайта редакции, еще 27% делают это время от времени. Наше исследование показало, что белорусские журналисты выше оценивают уровень своей компьютерной грамотности, хотя российские чаще используют разные виды он-лайн-сервисов и программ при создании собственных материалов. А круг видов деятельности журналистов в современных конвергентных условиях весьма широк (табл. 9).
Таблица 9 - Ответы на вопрос: «Чем из перечисленного ниже Вам лично приходится заниматься?» (в % к числу опрошенных)_
Варианты ответов РЖ БЖ
Написание и редактирование своих текстов 83 52
Запись беседы на цифровой диктофон 63 49
Участие в планировании работы редакции 54 33
Редактирование текстов сотрудников и авторов 53 30
Фотосъемка 42 43
Участие в привлечении рекламы, в коммерческой деятельности редакции 38 12
Общение с аудиторией по электронной почте, на форумах, в соцсетях 32 18
Редакционный пиар, продвижение публикаций 31 18
Ведение интернет-сайта редакции 29 4
Участие в макетировании и верстке издания 27 12
Размещение на сайте издания фотоконтента 26 9
Участие в производственном процессе выпуска издания 25 16
Размещение на сайте издания видеоконтента 14 5
Видеосъемка 13 12
Размещение на сайте издания аудиоконтента 10 1
Видеоредактирование и видеомонтаж 8 6
Ведение собственного сайта 3 1
Создание и редактирование своих текстов, как и прежде, на первых местах, но отчетливо выражено участие и в других видах редакционной деятельности, не связанных напрямую с авторской работой. Это говорит о том, что современные журналисты -универсалы-многостаночники. Им приходится участвовать в технологическом процессе выпуска газеты, заниматься фотосъемкой, коммуникацией с аудиторией, ведением редакционного сайта, подготовкой для него текстового, визуального и видеоматериала, заниматься видеомонтажом и видеоредактированием. Нередко отмечают-
ся и нежурналистские виды работы, связанные с пиаром, привлечением рекламы и коммерческой деятельностью редакции, что является также признаком универсализации профессии. При этом российские журналисты в два-три раза чаще включены в эту работу, чем белорусские.
Респонденты обеих групп признали в равной мере тот факт, что новые технологии существенно (около 40% ответов) или отчасти (54%) влияют на журналистскую профессию, ими выделялись и позитивные, и негативные эффекты такого влияния (табл. 10).
Позитивные эффекты РЖ БЖ
Стало легче найти необходимую информацию в Интернете и проверить ее 77 40
Процесс работы и передачи информации стал оперативнее 62 41
Информацию можно передавать по каналам связи, журналист менее привязан к редакции 48 17
Увеличились возможности для связи с экспертами и специалистами в разных областях благодаря Интернету 46 28
Новые технологии заставляют постоянно учиться 41 26
Журналист становится универсалом, работает для разных медиаплатформ 41 29
Таблица 10 - Ответы на вопрос: «Если влияют, то отметьте, пожалуйста, в каком направлении?» (в % к числу опрошенных)
Продолжение таблицы 10
Журналист становится мобильным репортером, использующим все возможные средства связи с источниками информации и редакцией 39 32
Усилилась интерактивность в общении с аудиторией по социальным сетям, при помощи электронной почты, форумов и т.п. 37 20
Работа журналиста стала более публичной и обсуждаемой, получает позитивные или нелицеприятные оценки 34 18
Улучшились в целом технологические возможности выпуска газеты 24 16
Оптимизировался ритм работы 19 12
Процесс создания текстов стал более творческим 12 4
Негативные эффекты
Информация становится все более вторичной, клонированной 47 19
Очень высокий ритм работы, необходимо укладываться в сжатые сроки 44 35
Реже стали работать с традиционными письмами читателей 42 15
Процесс создания текстов стал менее творческим 34 16
Журналист все реже является наблюдателем событий или общается непосредственно с их участниками при сборе информации для публикации 26 10
Новые технологии смещают фокус внимания с содержания журналистских публикаций на форму их производства 14 9
Обе группы респондентов отмечают прежде всего возможности для поиска информации в Интернете, оперативной передачи публикаций по каналам связи, универсализм и мобильность современного журналиста и его связь с аудиторией по соцсетям, что увеличивает открытость и публичность деятельности журналистов. В то же время вызывает недовольство (особенно у российских журналистов) вторичность, клониро-ванность информации, чрезмерно интенсивный ритм труда, редкое обращение к письмам читателей и поиску информации непосредственно на месте события и при общении с очевидцами событий. В обеих группах журналисты в два раза чаще отмечают, что труд журналиста стал менее творческим и новые технологии смещают внимание с содержания публикаций на их форму.
Выводы
Таким образом, исследование показало, что по многим позициям профессиональные ориентации и представления о характере журналистской работы российских и белорусских сотрудников региональных газет, попавших в выборку, схожи, приоритеты практически идентичны и разнятся лишь в процентном отношении. Тем не менее по некоторым позициям заметны существенные различия. Это связано в том числе
с установками на задачи авторской деятельности и роли современных журналистов. Так, среди белорусских журналистов в два раза больше пишущих «обо всем», чем среди российских, которые имеют более выраженную тематическую специализацию. Если российские региональные журналисты сосредоточены прежде всего на социальных, культурно-краеведческих темах, то белорусские специализируются на информации о деятельности властей и правоохранительной системы. Таким образом, можно говорить о большей социально-культурной тематической направленности материалов у российских журналистов и о большей социально-политической, управленческой направленности у белорусских коллег.
Профессиональные ориентации, связанные с процессом сбора информации, работой с источниками информации, созданием текстов, у российских и белорусских журналистов весьма схожи, что говорит о базовой константности этих процессов журналистской деятельности, естественно с поправкой на цифровизацию всех процессов и интенсификацию деятельности. Но это процессы общие, и сколько-нибудь значимых различий в этой области между белорусскими и российскими журналистами не заметно. Разве что белорусские журналисты реже участвуют в привлечении рекламы, в
коммерческой деятельности редакции и мами. меньше озабочены финансовыми пробле-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алевизаки, О.Р., Смирнова, О.В., Свитич, Л.Г., Шкондин, М.В. Авторская и редакторская деятельность журналиста в российском медиапространстве // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 4. С. 679-703.
2. Вартанов, С.А., Колесниченко, А.В., Смирнова, О.В., Свитич, Л.Г., Шкондин, М.В., Яковлева, Т.В. Работа журналиста в современной региональной газете: творческие аспекты // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2019. № 6. С. 3-24.
3. Вартанова, Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2014.
4. Вырковский, А.В., Галкина, М.Ю., Колесниченко, А.В., Образцова, А.Ю., Вартанов, С.А. Трансформация журналистской работы под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2017. № 5. С. 51-71.
5. Градюшко, А.А. Оценка эффективности деятельности региональных медиа в цифровой среде // Труды БГТУ. Серия 4. Принт- и медиатехнологии. 2018. № 2 (213). С. 56-62.
6. Градюшко, А.А. Платформа YouTube как площадка для массмедиа: оценка эффективности // Труды БГТУ. Серия 4. Принт- и медиатехнологии. 2019. № 2 (225). С. 63-69.
7. Градюшко, А.А. Региональные медиа в век цифровой журналистики: социологическое исследование // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. 2019. № 1. С. 36-46.
8. Градюшко, А.А., Нигматуллина К.Р., Пустовалов, А.В. Сообщества «ВКонтакте» и их роль в медийном ландшафте: опыт трех регионов // Труды БГТУ. Серия 4. Принт- и меди-атехнологии. 2019. № 1 (219). С. 54-61.
9. Колесниченко, А.В., Смирнова, О.В., Свитич, Л.Г., Фомина, Д.А. Конвергенция в работе журналистов российской региональной прессы // МедиаАльманах. 2019. № 5. С. 5265.
10. Посталовский, А.В. Национальное информационное поле в контексте вызовов и угроз современного мира: социологическое измерение: монография. Минск: РИВШ, 2019.
11. Потребин, А.В. Окупаемость региональной газеты как финансовая база эффективной медиатизации // Рэпянальныя СМ1 Рэспублт Беларусь у лiчбавую эпоху: ад лакальнай праблематыю да шфармацыйнай бяспею дзяржавы: матэрыялы Рэсп. навук.-практ. канф. Мшск, 5 мая 2020 г. Мшск: БДУ, 2020. С. 247-251.
12. Русакевич, В.В., Ананич, Л.С., Воробьев, В.П., Дмитриев, Е.И. и др. Газета + радио: в помощь редакторам региональных СМИ. Минск: Изд-во Белорусского гос. ун-та, 2004.
13. Свитич, Л.Г. Творческая работа региональных журналистов // Медиа в современном мире: 58-е Петербургские чтения: материалы Междунар. науч. форума. Т. 2. Санкт-Петербург, 18-19 апреля 2019 г. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2019. С. 9698.
14. Степанов, В.А. Социальные медиа как канал дистрибуции контента для белорусских СМИ // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. 2017. № 1. С. 100-105.
15. Харитонова, С.В. Медиапредпочтения детской целевой аудитории в цифровую эпоху // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. 2019. № 2. С. 4-9.
16. Шпаковский, Ю.Ф., Чупригин, А.А. Редакционный маркетинг в социальных сетях // Труды БГТУ. Серия 4. Принт- и медиатехнологии. 2018. № 2 (213). С. 44-49.
17. Самусевiч, В.М. Камушкатыуныя кампетэнцьп журналюта у лiчбавую эпоху // Слова у кантэксце часу: матэрыялы IV Мiжнар. навук.-прак. канф., прысвеч. 90-годдзю з дня на-
раджэння д-ра фшал. навук праф. A.I. HapKeBi4a. Мшск, 14-15 сак. 2019 г. Мшск: БДУ, 2019. С.294-297.
18. Ekdale, B., Singer, J.B., Tully, M., Harmsen, S. Making change: Diffusion of technological, relational, and cultural innovation in the newsroom // Journalism & Mass Communication Quarterly. 2015. Vol. 92 (4). Pp. 938-958.
19. Menke, M., Kinnebrock, S., Kretzschmar, S., Aichberger, I., Broersma, M., Hummel R., Salaverria, R. Convergence culture in European newsrooms // Journalism Studies. 2018. Vol. 19 (6). Pp. 881-904.
20. Newman, N. Journalism, Media, and Technology Trends and Predictions. Digital News Project. 2018. Available at: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/2018-01/RISJ%20Trends%20and%20Predictions%202018%20NN.pdf
21. Reich, Z. The impact of technology on news reporting: A longitudinal perspective // Journalism & Mass Communication Quarterly. 2013. Vol. 90 (3). Pp. 417-434.
22. Ternes, B., Peterlin, L.J., Reinardy, S. Newsroom workers' job satisfaction contingent on position and adaptation to digital disruption // Journalism Practice. 2018. Vol. 12 (4). Pp. 497-508.
23. Vartanova, E., Cherevko, T., Tolokonnikova, A., Dunas, D. Changing patterns of digital news consumption among Russian journalism students // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2019. No. 1. Pp. 7-32.
Дата поступления: 31.10.2021