Вопросы теории и практики журналистики. 2020. T. 9. № 4
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ JOURNALISM EDUCATION
УДК 316.628
DOI 10.17150/2308-6203.2020.9(4).713-726
Грабельников Александр Анатольевич
Доктор исторических наук, профессор Кафедра массовых коммуникаций, филологический факультет, Российский университет дружбы народов, Российская Федерация, г Москва, e-mail: [email protected]
Alexander A. Grabelnikov
Doct.habil. of History, Full Professor
Department of Mass Communication, Philological Faculty, RUDN University, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Гегелова Наталья Сергеевна
Доктор филологических наук, доцент Кафедра массовых коммуникаций, филологический факультет, Российский университет дружбы народов, Российская Федерация, г. Москва, e-mail: [email protected]
Natalia S. Gegelova
Doct.habil. of Philology, Assistant Professor Department of Mass Communication, Philological Faculty, RUDN University, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Осиповская Елизавета Андреевна
Кандидат филологических наук, доцент Кафедра массовых коммуникаций, филологический факультет, Российский университет дружбы народов, Российская Федерация, г Москва, e-mail: [email protected]
Elizaveta A. Osipovskaya
PhD in Philology, Assistant Professor Department of Mass Communication, Philological Faculty, RUDN University, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Отт Виктор Сергеевич
Аспирант
Кафедра массовых коммуникаций, филологический факультет, Российский университет дружбы народов, Российская Федерация, г. Москва, e-mail: [email protected]
Victor S. Ott
PhD Student
Department of Mass Communication, Philological Faculty, RUDN University, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Аннотация. Статья посвящена вопросам журналистского образования в условиях повышения объемов информации, конвергенции СМИ и все более широкого внедрения новых online-форм и экранной коммуникации в процесс обучения на фоне пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. С самого начала перевода вузов на дистанционное обучение не утихают споры о качестве преподавания и усвоения материала студентами. Ведут их между собой, практически, все участники образовательного процесса: и те, кто учит, и те, кто учится, и те, кто управляет этим процессом.
Ограничения, с которыми сталкиваются студенты-журналисты, и поиск возможностей их преодоления — это навык, который будет полезен им в будущем: сегодня они учатся тому, как собирать материал и выпускать учебные газеты, радио- и телепередачи в новых кризисных условиях, в новой информационной реальности.
Целью данного исследования является оценка студентами и профессорско-преподавательским составом эффективности дистанционного обучения в условиях противодействия распространению корона-вирусной инфекции. В качестве метода изучения проблемы выбрана исследовательская стратегия case-study, направленная на комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта, в данном случае учебного процесса в рамках кафедры массовых коммуникаций РУДН. Опрос показал, с какими сложностями пришлось столкнуться при организации учебного процесса в онлайн-среде, какие приложений для проведения онлайн-лекций стоят на первом месте по удобству у преподавателей и студентов, какие форматы обучения являются наиболее продуктивными, насколько эффективно функционирует собственная университетская телекоммуникационная учебно-информационная система (ТУИС).
Ключевые слова. Экранная коммуникация, журналистское образование, online- и offline-образование, пандемия COVID-19, особенности дистанционного обучения, опыт РУДН.
Информация о статье. Дата поступления 17 октября 2020 г.; дата принятия к печати 25 ноября 2020 г.; дата онлайн-размещения 23 декабря 2020 г.
JOURNALISM EDUCATION IN THE CONTEXT OF COVID-19 PANDEMIC: PROS AND CONS
Abstract. The article discusses journalism education affected by the increased information scope, media convergence and introduction of new online teaching forms and face-to-screen communication during the coronavirus pandemic. Since the introduction of distance learning at universities, the quality of teaching and learning has been debated by students, teaching staff and officials. By having to overcome the difficulties, the students majoring in Journalism develop a necessary skill of gathering information and issuing school newspapers, radio and TV programs in the new informational reality of the crisis. The study included a survey aimed at finding out how students and faculty assess effectiveness of distance learning in COVID-19 context. Using a method of case study to make a complex analysis, the authors examine the academic process at the RUDN's Department of Mass Communications as empirical
object. The survey results reveal the key problems the respondents had to face when organizing and participating in the online learning process. The survey also helped to indicate the most convenient applications for online lecturing and the most effective teaching techniques, and to analyze the performance of the university's internal telecommunication learning and information system.
Keywords. Face-to-screen communication, journalism education, online and offline education, COVID-19 pandemic, distance learning characteristics, RUDN University practices.
Article info. Received October 17, 2020; accepted November 25, 2020; available online December 23, 2020.
Введение
Сегодня пришло время компьютерных технологий и мировой паутины. Интернет оказался не очередным электронным СМИ, а принципиально новой коммуникативной средой, поглотившей все предшествующие массовые информационные каналы и создавшей мультимедийные платформы с конвергентной журналистикой. Компьютерные технологии потребовали новой организации труда журналистов, новых жанровых форм, значительно расширили визуализацию массовой информации, подняли на новый уровень экранную информацию, которая объединяет все СМИ общим способом получения и передачи информации с помощью экрана. Благодаря компьютеру сегодня к экранным СМИ — кинематографу и телевидению — прибавилось все, что мы получаем с жидкокристаллических дисплеев. Это электронные газеты, журналы, книги, аудио- и видеоматериалы, инфогра-фика, анимация, фотография, материалы архивов, библиотек, пресс-служб, информационных агентств, электронная почта, базы данных, виртуальные музеи, интернет-сайты, порталы, блоги, социальные сети, мобильная связь и т.д. Сейчас экранные медиа занимают самый большой сегмент в массовой коммуникации, а, следовательно, оказы-
вают и самое большое влияние на аудиторию, которая выступает как объектом, так и субъектом интерактивных информационных процессов. Журналистское образование в плане использования экранных коммуникаций заметно отставало от практической журналистики. Подготавливая студентов к работе в мультимедийных и конвергентных редакциях СМИ, многие вузы в значительной степени использовали традиционные методы, формы и приемы обучения. Разумеется, со временем они бы догнали практиков. Но нынешний 2020-й г. со всей очевидностью показал, что время уже вышло. Объявленная в марте пандемия коронави-русной инфекции не оставила никакого выбора перед образовательными учреждениями — все они должны были перейти на дистанционное обучение. Весна для вузов — это вообще горячее время: конец учебного года, сессии, государственные экзамены, защиты дипломных работ. Справились ли они со всем этим в новых для них условиях?
Постановка проблемы
Рассматривая тему, касающуюся современных подходов в журналистском образовании, мы прежде всего ссылаемся на работы таких меди-аисследователей, как А.А. М. Аль-Араиби [1; 2], Д.А. Бэк [3], Ф. Мон-
друп [4], Э. Полсон [5], Л. Уорик [6]. Неограниченные возможности применения новых технологий предоставляют пространство для развития учебного опыта и улучшения системы оценки [7]. В связи с этим в последние годы в учебный процесс были внедрены информационные и коммуникационные технологии для обеспечения и улучшения самостоятельного и совместного обучения студентов [2; 8].
С. Кью [9], М. Барбур [10] и Д. Ло-риллард [11, рр. 221-222] согласны с тем, что онлайн-дискуссии являются отличной стратегией для повышения вовлеченности студентов в диалог. Это основополагающие принципы, которые следует реализовать преподавателю, адаптируя контент в соответствии с потребностями учащихся и стилем обучения.
Влияние пандемии коронавирус-ной инфекции на образовательный процесс в нашей стране и за рубежом вызвало значительный поток научных статей, среди которых мы здесь выделяем работы Г.В. Абрамяна и Г.Р. Катасоновой [12], М.Л. Аграновича [13], Е. Давлетшиной [14], Е. Карпинской [15], О.В. Шмурыгиной [16], Ф. Альтбаха и Х. де Вита [17]. Ограничения, с которыми сталкиваются студенты-журналисты, и поиск возможностей их преодоления — это навык, который будет полезен им в будущем, сегодня они учатся тому, как собирать материал и выпускать учебные газеты, радио- и телепередачи в новых кризисных условиях, в новой информационной реальности [18].
Вопросы исследования
Ни для кого не секрет, что в наше время современные технологии занимают значительное место в образова-
тельном процессе. Вопросы, которые часто обсуждаются в профессиональной среде и вызывают оживленную дискуссию, таковы: какой из форматов образования нужен современному студенту, на чем правильнее сделать акцент в процессе обучения — на online- или offii'ne-образовании, или на том и другом? Что важнее — живой контакт с лектором в аудитории или дистанционные лекции? Насколько сильно влияет на качество образования его цифровизация? Как правильнее организовать учебный процесс в современных вузах? И не только в «мирное» время, но и в непростых условиях карантина, самоизоляции и дистанционного обучения.
Цель и методы исследования
Целью исследования было выявление субъективной оценки обучающихся и профессорско-преподавательского состава в эффективности дистанционного обучения. В качестве метода анализа выбрана исследовательская стратегия case-study, направленная на комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта, в данном случае учебного процесса в рамках кафедры массовых коммуникаций РУДН.
Для проведения мониторинга эффективности системы дистанционного обучения в условиях противодействия распространению эпидемии коронавируса был проведен опрос профессорско-преподавательского состава и обучающихся о средствах и методах организации занятий, о достоинствах и недостатках онлайн-обучения, о степени удобства использования внутренней системы управления обучением (англ. learning management system,
LMS), а также о стремлении преподавателей выстраивать для студентов индивидуальные образовательные траектории. Онлайн-опрос был проведен методом индивидуального формализованного анонимного анкетирования в удаленном режиме на платформе Google Forms на основе репрезентативной выборки расчетным объемом 168 респондентов. В выборке представлены 128 студентов филологического факультета РУДН направления «Журналистика» (бакалавриат) и 40 преподавателей кафедры массовых коммуникаций.
Особенности дистанционного
образования
Дистанционный формат обучения — не новость при получении знаний. Он уже давно используется людьми, имеющих ограничения по здоровью, преподавателями, которым необходимо повысить свою квалификацию, а также теми, кто не может совмещать работу с учебой. Количество всевозможных курсов, предлагаемых в Интернете, быстро растет, как и число людей, желающих учиться на расстоянии. Дистанционное обучение включает в себя видеоклипы с записью лекций, аудио- и видеоконференции, презентации, чаты, форумы для обсуждения, электронную переписку между студентами и преподавателями и многое другое. К несомненным преимуществам дистанционного обучения можно отнести возможность учиться в любой точке земного шара. Для этого нужен только компьютер (или смартфон, планшет) с доступом в Интернет. Студент сам решает, когда и где он будет изучать материал.
Дистанционный формат дает возможность студентам сэкономить деньги на обучении, транспортных
расходах, проживании в другом городе. А вузам — на расширении мест в общежитиях, аудиторном фонде и других материальных затратах.
Дистанционные технологии в журналистике позволяют ориентировать обучение на активный познавательный процесс, использовать интерактивные формы, мультифункциональ-ный контент в качестве лекционного и практического материала, работу с различными источниками информации непосредственно в рамках дистанционного занятия, а также эффективно решить проблему личностно ориентированного обучения.
Однако резкий переход образовательных учреждений, вызванный пандемией, на дистанционный формат без предварительной подготовки выявил и его слабые стороны. В частности, многие студенты, проживающие в общежитиях, не могут себе позволить учиться в отдельном помещении во время лекций, семинаров, контрольных работ и экзаменов, поскольку живут в 2-х, 3-х и 4-х-местных комнатах. В домашних условиях обучение также затруднено по бытовым причинам или из-за отсутствия частного пространства1.
Онлайн-формат негативно сказывается и на состоянии здоровья участников образовательного процесса. Необходимость проводить основную часть времени за экраном компьютера пагубно влияет на глаза, на слух, ведет к развитию гипо-
1 Трудности цифровизации: коллективное письмо студентов НИУ ВШЭ руководству и сотрудникам университета // Гражданская инициатива. 2020. 13 июня. URL: https://vk.com/away. php?to=http%3A%2F%2 Fnetreforme.org%2Fnews%2Ftrudnosti-tsifrovizatsii-kollektivnoe-pismo-studentov-niu-vshe-rukovodstvu-i-sotrudnikam-universiteta%2F&pos t=94156379_4487.
динамии. Практически на всех он-лайн-лекциях и онлайн-семинарах приходится сидеть в наушниках, без них качество звука гораздо хуже. После нескольких пар уши и голова начинают болеть и работоспособность значительно снижается. Общее психологическое состояние студентов после онлайн-пар оказывается достаточно негативным2.
Минусом для немалой части студентов можно назвать и их самоорганизацию. Не все могут учиться, находясь дома, это психологический фактор, который порой сложно побороть.
Показательно обращение студентов Высшей школы экономики с открытым письмом к ректору Я.И. Кузь-минову, где перечислены минусы дистанционного образования, которые обучающиеся ощутили на себе в период карантина. В их числе:
- онлайн-формат не позволяет строить стабильную коммуникацию между преподавателями и студентами: а) время лекций и семинаров в онлайне строго ограничено; б) связаться с преподавателями вне здания университета гораздо сложнее: нужно организовывать отдельную встречу в Zoom, потому что нельзя просто подойти после пары; в) студенты также не взаимодействуют между собой во время занятий, и дискуссию на семинарах вести сложно по техническим причинам: пропадает звук, появляется шум, качество изображения низкое;
2 Трудности цифровизации: коллективное письмо студентов НИУ ВШЭ руководству и сотрудникам университета // Гражданская инициатива. 2020. 13 июня. URL: https://vk.com/away. php?to=http%3A%2F%2
Fnetreforme.org%2Fnews%2Ftrudnosti-tsifrovizatsii-kollektivnoe-pismo-studentov-niu-vshe-rukovodstvu-i-sotrudnikam-universiteta%2F&pos t=94156379_4487.
- преподаватели лишаются возможности получать мгновенную обратную связь от студентов: видеоконференции для больших семинарских групп и лекционных аудиторий не позволяют преподавателям отслеживать реакцию аудитории (мимику, выражения лиц). Таким образом, преподаватель во время занятий не знает, понимают ли студенты материал или нет, есть ли у них вопросы или возражения, следует ли ему остановиться на каком-то вопросе подольше или продолжать разбор материала дальше;
- классический университет — единственная институция, способная противостоять ухудшению образования и науки. Онлайн-изменения утвердят тенденцию к поверхностному, сугубо практико-ориентиро-ванному обучению, аналогичному программам, которые предлагают коммерческие платформы;
- пространство университета задает определенную рамку восприятия. Университет — это строго иерар-хизированная структура, которая организует как пространство, так и время участников этой структуры. Онлайн же формат такую иерархию стирает. Он представляет собой одну сплошную горизонталь: в одной вкладке семинарское занятие, в другой — социальные сети, в третьей — развлекательные видео, а фоном — домашняя или иная отвлекающая от учебы обстановка. Таким образом, учеба и научная деятельность находятся в одной плоскости с повседневностью домашней обстановки и, в некоторых случаях, досугом и развлечениями. В конечном счете это приведет к утрате какой-либо ценности образования;
- существует категория студентов, у которых нет подходящих для
онлайн-обучения устройств: у кого-то старые медленно работающие компьютеры, плохая веб-камера, сломанные наушники, слабый Интернет. И у этих студентов нет финансовых возможностей приобрести качественную технику, которая будет работать без перебоев во время занятий. Перечисленные проблемы касаются также и многих преподавателей3.
Дистанционное обучение в университете, считают студенты, безусловно, является шагом вперед в современном образовании. Однако они просят пересмотреть концепцию цифровизации в сторону уменьшения количества часов онлайн-формата.
Такого же мнения придерживаются сторонники классического образования, аргументируя свою позицию необходимостью живого диалога, взаимодействия студентов с преподавателями, всех участников образовательного процесса друг с другом. Другие уверены, что использование дистанционного обучения возможно лишь в формате вспомогательного инструмента, своеобразного подспорья в учебном процессе. Здесь нужен разумный здоровьесбе-регающий режим как для студентов, так и для преподавателей.
Комиссия общественной палаты по развитию высшего образования и науки провела круглый стол «Дистанционное обучение: организационно-технические, дидактические и психологические аспекты». По ито-
3 Трудности цифровизации: коллективное письмо студентов НИУ ВШЭ руководству и сотрудникам университета // Гражданская инициатива. 2020. 13 июня. URL: https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2 Fnetreforme.org%2Fnews%2Ftrudnosti-tsifrovizatsii-kollektivnoe-pismo-studentov-niu-vshe-rukovodstvu-i-sotrudnikam-universiteta%2F&pos t=94156379_4487.
гам мониторинга и анализа деятельности университетов в условиях пандемии, заявил заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев, выявлен ряд недостатков. Мероприятия, направленные на их устранение, будут включены в программу дальнейшей деятельности Минобрнау-ки России и всей системы высшего образования. Помимо усовершенствования цифровой среды университетов, требуется проведение научно-педагогических исследований, направленных на изучение эффективности дистанционных форматов обучения, а также его психологических аспектов. Также необходима разработка методических рекомендаций для педагогов. Важным вопросом является формирование навыков самоорганизации и самообучения у студентов, развитие цифровых и педагогических компетенций для дистанционного формата работы у преподавателей. Замминистра отметил, что ряд образовательных процессов не поддается переносу в онлайн-формат. При этом дальнейшее развитие цифровой образовательной среды откроет для студентов и преподавателей новые возможности. «Нам предстоит выработать новую комбинированную модель образовательного процесса, в которой традиционный формат будет сочетаться с цифровым»4.
Нынешний учебный год начался в вузах страны в смешанном варианте. В одних учебных заведения первокурсники учились очно, а старшие
4 В общественной палате обсудили дистанционное образование // Министерство науки и высшего образования. 2020. М., 2020. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2828.
курсы — в онлайн-формате. В других — лекции читались дистанционно, а важные лабораторные, практические и семинарские занятия проводились традиционно. Однако усиление пандемии осенью 2020 г. заставили Министерство науки и высшего образования РФ издать приказ «О мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции в образовательных организациях высшего образования», согласно которому вузы Москвы и Санкт-Петербурга переводятся на исключительно электронное обучение и дистанционные образовательные технологии с 13 ноября по 6 февраля следующего года. Вузам в регионах рекомендовано согласовывать этот вопрос с территориальными органами Роспотребнадзора, исходя из складывающейся там санитарно-эпидемиологической обстановки распространения COVID-195.
Опыт дистанционного
журналистского образования
в РУДН
Анализ представленных к итоговой аттестации выпускных квалификационных работ в РУДН показал хороший уровень их выполнения, более 80 % выпускников защитили дипломы на «хорошо» и «отлично». Особенно следует отметить выпускников направления «Журналистика» филологического факультета, подготовивших творческие дипломы. Они смогли проявить знания, умения, смекалку в использовании онлайн-возможностей для успешного выполнения работ и защите дипломов.
5 О мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции в образовательных организациях высшего образования. URL: https://www.minobrnauki. gov.ru/common/ upload/library/2020/11/main/ Prikaz_Minobmauki_Rossii_1402.pdf.
«Безвыходных ситуаций не бывает. Вот девиз, с которым мы продолжили работу, — пишет в дипломном сочинении «Производственно-творческий процесс создания телевизионного очерка» выпускница РУДН 2020 г. Ангелина Водолазская. — Зная, что многие наши коллеги с курса, работающие над созданием творческих дипломов, отчаялись и переквалифицировали свои проекты в стандартную выпускную квалификационную работу (ВКР), мы сочли это проявлением слабости. По нашему мнению, решение не отступать привело нас к открытию нового формата портретного очерка. Новизна заключается в создании принципиально иного алгоритма работы в данном жанре в нестандартных условиях. Авторы вынуждены были создавать проекты при помощи различных интернет-ресурсов, обеспечивающих видеосвязь, для записи опроса граждан и для интервью с героем в режиме онлайн. Тем самым, внешние обстоятельства помогли создать уникальный в своем роде продукт. Также этот эксперимент является отличной проверкой журналистских навыков, так как журналист должен подстраиваться под любую ситуацию, желая достичь цели».
В сложное положение попали иностранные студенты, которые отправились на зимние каникулы на родину и не смогли вернуться в Россию к началу весеннего семестра из-за разразившейся эпидемии. Страны закрыли границы и прекратили авиасообщения. Оставалась единственная возможность — дистанционное обучение. Благодаря этому все иностранные студенты, наряду с российскими, смогли присутствовать на занятиях и не отстать
от учебной программы. К примеру, студенты из Китая в РУДН вовремя закрыли сессию и защитили выпускные квалификационные работы.
В ноябре 2020 г. в РУДН решили изучить мнение преподавателей и студентов об онлайн-обучении журналистике. Онлайн-опрос был проведен методом индивидуального формализованного анонимного анкетирования в удаленном режиме на платформе Google Forms на основе репрезентативной выборки расчетным объемом 168 респондентов: 128 студентов бакалавриата филологического факультета направления «Журналистика» и 40 преподавателей кафедры массовых коммуникаций. Распространители анкеты попросили их написать об инструментах, которые они используют во время дистанционного проведения занятий. Оказалось, что в числе приложений для проведения онлайн-лекций (Microsoft Teams, Zoom, Skype, Google Meet, Hangouts, Discord) на первом месте по удобству у преподавателей и студентов стоят Microsoft Teams (пользуются 84,2 %) и Zoom (47,4 %). Нужно сказать, что в РУДН действует собственная телекоммуникационная учебно-информационная система (ТУИС) на базе MOODLE, установленная для эксплуатации на серверах университета. Здесь преподаватели выкладывают свои лекции, дают студентам задания, проводят тестирование и многое другое. ТУ-ИС служит хорошим подспорьем как раз для дистанционного обучения. По ней было задано наибольшее количество вопросов. Предлагалось оценить, в какой степени удобна для работы навигация по сайту, создание и управление контентом,
визуализация контента, прикрепление новых студентов, организация групповой работы, создание индивидуальных образовательных траекторий, обратная связь со студентами, проверка домашних заданий, работа с журналом оценок. Около 40 % опрошенных преподавателей оценили эти элементы образовательной платформы как неудобные, еще столько же — 50/50 и только для 20 % работа ТУИС была оценена как удобная. Студенты же были более лояльны: неудобной она оказалась в среднем для 30 % учащихся.
Кроме этой системы преподаватели используют для информирования студентов о заданиях и получения работ электронную почту, ВКон-такте, Google Classroom, мессен-джеры (Telegram, WhatsApp, Vibei). Наибольшей популярностью пользуются электронная почта (73,7 %) и мессенджеры (78,9 %).
На вопрос, какими сервисами предпочитаете пользоваться в учебном процессе — Microsoft Office (Word, Excel, Outlook и т.д.) или Google Workspace (Docs, Sheets, Forms, Gmail и т.д.) выбор и преподавателей, и студентов оказался за первым.
Индивидуализация процесса обучения студентов, в котором учитываются скорость усвоения материала (прохождение курса в любом удобном темпе), тип подачи контента (видео, аудио, текст), уровень знаний студента (обучение по основной программе или с повышенной сложностью), интересы студента (дополнительное обучение на онлайн-кур-сах Coursera, EdX, Открытое образование и т.д.) используется довольно часто примерно половиной опрошенных преподавателей.
На вопрос, с какими сложностями пришлось столкнуться при организации учебного процесса в онлайн-среде, ответы преподавателей сводились к тому, что студентам тяжело в режиме реального времени обсуждать новый материал с педагогами. Последним тоже не очень удобно проводить устный опрос. Нет и нормального взаимодействия в формате онлайн, многие могут не услышать или не увидеть материал (из-за того, что программа зависает или тормозит). Сложности также в контроле за вовлеченностью студентов, слабая обратная связь, они не активны.
Студенты жаловались на плохую связь, перебои в качестве звука и видео, особенно, когда преподаватель просил всех включить веб-камеры. У участников собрания не отображаются презентуемые материалы, зависает картинка и наблюдаются другие глюки.
Студент из Литвы Я. Кречюс, обучающийся в РУДН, подчеркнул, что дистанционное обучение подходит не всем иностранцам: «Это исключительно для тех, кто знает русский и весьма хорошо. В противном случае, материал не будет хорошо освоен — экзамены будут сданы хуже» [19].
Уровень преподавателей по владению цифровыми технологиями студенты оценили следующим образом: очень высокий — 7,1 %, высокий — 42,9 %, средний — 42,9 %, ниже среднего — 5,8 %.
На вопрос, какой формат обучения для них является наиболее эффективным, студенты на первое место поставили дистанционный (40,4 %), затем — смешанный (28,2 %), на третьем месте — очный (25 %), не важно — 6,4 %.
О склонности преподавателей использовать новые информационные образовательные технологии (ИОТ) в учебном процессе были предложенны следующие ответы:
1. Я активно слежу за инновациями в области ИОТ, постоянно их тестирую, еще до того, как они становятся широкодоступными (поддержало 15,8 % преподавателей).
2. Я слежу за инновациями в области ИОТ, тестирую некоторые из них, и коллеги часто обращаются ко мне за советом (поддержало 15,8 % преподавателей).
3. Я не вхожу в число первых преподавателей, начинающих использовать новые технологии, при этом я и не являюсь последним. Предпочитаю их применять только после рекомендаций коллег (поддержало 47,4 % преподавателей).
4. Я ничего не имею против новых ИОТ, но я осторожен/на и начинаю их использовать только тогда, когда это становится необходимым (поддержало 15,8 % преподавателей).
5. Я предпочитаю использовать традиционные методы обучения и намерен/а это делать даже в тех случаях, когда на преподавателей будет оказываться давление с целью применения новых ИОТ в учебном процессе (поддержало 5,3 % преподавателей).
Это близко к теории диффузии инноваций, разработанной Э. Роджерсом: сначала информация не принимается большинством, и лишь некоторые люди ее принимают; затем количество принявших информацию увеличивается и достигает критической точки, после чего возникает эффект «снежного кома» — количество принявших инновацию начинает стремительно расти, она становится распространенной по-
всеместно. Типы людей при этом выглядят так:
- новаторы (2,5 % населения) — люди, стремящиеся к новизне, склонные к риску. Они всегда покупают новинки и модные вещи первыми и являются «проводниками» инноваций в обществе. Однако таких людей относительно немного, это обычно представители элиты;
- ранние последователи (13,5 %) — люди, склонные к принятию инноваций, но более осторожные, чем новаторы; они начинают использовать новинки тогда, когда увидят, что ими пользуются новаторы или какие-либо известные персоны;
- раннее большинство (34 %) — достаточно консервативное, начинает пользоваться новинками уже тогда, когда довольно большое количество людей их освоило. Но когда раннее большинство приняло инновацию — можно считать, что она внедрена в сознание людей;
- позднее большинство (34 %) — привлечение этой части населения фактически означает, что новинка перестала быть таковой и стала продуктом массового потребления. В это время новаторы уже начинают использовать более новые продукты;
- отстающие (16 %) — наиболее консервативная часть населения, обычно это пожилые люди, упорно продолжающие использовать те продукты, к которым привыкли (например, бабушка, продолжающая стирать хозяйственным мылом и не признающая стиральных порошков)6.
6 Типология людей по критерию готовности к принятию новой информации // Социум. 2016. 16 февр. URL: https://www.socium-a.ru/ lifehack/article/tipologiya-lyudey-po-kriteriyu-gotovnosti-k-prinya-15957.
Из четырех предложенных форматов проведения аттестации во время дистанционного обучения (тест, творческий проект, кейс, эссе), чаще всего преподаватели используют творческий проект (88,9 %), на втором месте — тесты (44,4 %), на третьем — эссе (33,3 %).
На завершающий вопрос, какой формат преподавания является наиболее эффективным (очный, дистанционный, смешанный, не важно), были получены следующие ответы педагогов: 68,4 % — смешанный, 26,3 % —очный, 5,3 % —не важно.
Заключение
Итак, опрос показал, что сегодня в условиях пандемии наиболее продуктивным, по мнению преподавателей, является смешанный формат обучения. Однако на практике победил приоритет студентов — дистанционное обучение, подкрепленное Приказом № 1402 Минобрнауки РФ. Усиление заболеваний от коронавирусной инфекции с началом нынешнего учебного года не оставило времени для дальнейших дискуссий о плюсах и минусах того или иного формата обучения. Важно было в прямом смысле спасать образовательный процесс в высших учебных заведениях, что и было сделано отраслевым министерством.
Несомненно, с ослаблением, а затем и окончанием пандемии, мы станем использовать накопленный в нашей стране ценный опыт в образовании и будем успешно соединять в учебном процессе разные форматы и методики обучения. И наряду с онлайн-форма-том в стены вузов вернутся традиционные формы обучения, и преподаватель, напрямую взаимодействующий с аудиторией, — мастер, передающий студентам свои знания и опыт.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Al-araibi A.A.M. Technological Aspect Factors of E-learning Readiness in Higher Education Institutions: Delphi Technique / A.A.M. Al-araibi, M.N. Mahrin, R.C.M. Yusoff // Education and Information Technologies. — 2019. — Vol. 24. — P. 567-590. — URL: https:// doi.org/10.1007/s10639-018-9780-9.
2. A Model for Technological Aspect of E-learning Readiness in Higher Education Technique / A.A.M. Al-araibi, M.N. Mahrin, R.C.M. Yusoff, S.B. Chuprat // Education and Information Technologies. — 2019. — Vol. 24. — P. 1395-1431. — URL: https://doi. org/10.1007/s10639-018-9837-9.
3. Survey of E-learning Implementation and Faculty Support Strategies in a Cluster of Mid-European medical Schools / D.A. Back, F. Behringer, T. Harms [et al.] // BMC Medical Education. — 2015. — Vol. 15. — P. 145. — URL: https://doi.org/10.1186/s12909-015-0420-4.
4. Mondrup F. Which Factors Influence the Use of E-learning Programs? / F. Mon-drup, M.L. Jensen, C. Ringsted // Scandinavian Journal of Trauma, Resuscitation and Emergency Medicine. — 2009. — Vol. 17, iss. 3. — URL: https://doi.org/10.1186/1757-7241-17-S3-O2.
5. Paulson E. Beyond the Online Course: Leadership Perspectives on E-learning / E. Paulson // International Review of Education. — 2018. — Vol. 64. — P. 279-281. — URL: https://doi.org/10.1007/s11159-017-9693-7.
6. Warwick L. Quizlet. Efficient, Engaging, Flashcard Tool / L. Warwick // The Digital Teacher. — 2017. — URL: https://thedigitalteacher.com/reviews/quizlet.
7. Osipovskaya E. Using Gamification in Teaching Public Relations Students/ E. Osipovs-kaya, S. Miakotnikova. — DOI: org/10.1007/978-3-030-11932-4_64 // The Challenges of the Digital Transformation in Education / ed. M. Auer, T. Tsiatsos. — Cham : Springer, 2019. — Vol. 916. — P. 685-696.
8. El Mhouti A. Using Cloud Computing Services in E-learning Process: Benefits and Challenges / A. El Mhouti, M. Erradi, A. Nasseh // Education and Information Technologies. — 2018. — Vol. 23. — P. 893-909. — URL: https://doi.org/10.1007/s10639-017-9642-x.
9. Examining the Motivation Level of Students in E-learning in Higher Education Institution in Thailand: A Case Study / S.N. Kew, S. Petsangsri, T. Ratanaolarn, T. Zaidatun // Education and Information Technologies. — 2018. — Vol. 23. — P. 2947-2967. — URL: https://doi. org/10.1007/s10639-018-9753-z.
10. Barbour M. The Disconnect Between Policy and Research: Examining the Research into Full-Time K-12 Online Learning / M. Barbour // Society for Information Technology & Teacher Education International Conference. — Las Vegas, 2015. — P. 1438-1445. — URL: https://www.learntechlib.org/primary/p/150583/.
11. Laurillard D. Teaching as a Design Science: Building Pedagogical Patterns for Learning and Technology / D. Laurillard. — London : Routledge, 2017. —272 p.
12. Абрамян Г.В. Особенности организации дистанционного образования в вузах в условиях самоизоляции граждан при вирусной пандемии / Г.В. Абрамян, Г.Р. Катасо-нова // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 3. — URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=29830.
13. Агранович М.Л. Организация образования в условиях пандемии. Практика стран ОЭСР / М.Л. Агранович // Федеральный институт развития образования. — URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/789-agranovich-ekspertiza.
14. Шестеркина Л. Онлайн-преподавание журналистики, рекламы и PR имеет право «на жизнь» / Л. Шестеркина ; беседовала Е. Давлетшина // Южно-Уральский государственный университет. — 2020. — 7 июля. — URL: https://www.susu.ru/ru/news/2020/07/07/ onlayn-prepodavanie-zhurnalistiki-reklamy-i-pr-imeet-pravo-na-zhizn-intervyu-s.
15. Карпинская Е. COVID-19: эффекты для высшего образования / Е. Карпинская // РСМД. — 2020. — 12 мая. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/covid-19-effekty-dlya-vysshego-obrazovaniya/.
16. Шмурыгина О.В. Образовательный процесс в условиях пандемии / О.В. Шмуры-гина // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2 (41). — С. 51-52.
17. Altbach P. Post Pandemic Outlook for HE is Bleakest for the Poorest / P. Altbach, H. Wit // University World News. — 2020. — 4 April. — URL: https://www.universityworldnews. com/post.php?story=20200402152914362.
18. Reflections on the Shifting Shape of Journalism Education in the Covid-19 pandemic / K. Fowler-Watt, G. Majin, M. Sunderland [et al.] // Digital Culture and Education. — 2020. — 22 June. URL: http://eprints.bournemouth.ac.uk/34196/.
19. Ефимова А. «Границу перейдут пешком»: студенты-иностранцы рвутся в Россию / А. Ефимова // Газета.ш. — 2020. — 20 авг. — URL: https://www.gazeta.ru/ social/2020/08/20/13204213.shtml.
REFERENCES
1. Al-araibi A.A.M., Mahrin M.N., Yusoff R.C.M. Technological aspect Factors of E-learning Readiness in Higher Education Institutions: Delphi Technique. Education and Information Technologies, 2019, vol. 24, pp. 567-590. Available at: https://doi.org/10.1007/ s10639-018-9780-9.
2. Al-araibi A.A.M., Mahrin M.N., Yusoff R.C.M., Chuprat S.B. A Model for Technological Aspect of E-learning Readiness in Higher Education Technique. Education and Information Technologies, 2019, vol. 24, pp. 1395-1431. Available at: https://doi.org/10.1007/s10639-018-9837-9.
3. Back D.A., Behringer F., Harms T., Joachim P., Kai S., Harm P. Survey of E-learning Implementation and Faculty Support Strategies in a Cluster of Mid-European medical Schools. BMC Medical Education, 2015, vol. 15, pp. 145. Available at: https://doi.org/10.1186/s12909-015-0420-4.
4. Mondrup F., Jensen M.L., Ringsted C. Which Factors Influence the Use of E-learning Programs? Scandinavian Journal of Trauma, Resuscitation and Emergency Medicine, 2009, vol. 17, iss. 3. Available at: https://doi.org/10.1186/1757-7241-17-S3-02.
5. Paulson E. Beyond the Online Course: Leadership Perspectives on E-learning. International Review of Education, 2018, vol. 64, pp. 279-281. Available at: https://doi. org/10.1007/s11159-017-9693-7.
6. Warwick L. Quizlet. Efficient, Engaging, Flashcard Tool. The Digital Teacher, 2017. Available at: https://thedigitalteacher.com/reviews/quizlet.
7. Osipovskaya E., Miakotnikova S. Using Gamification in Teaching Public Relations Students. In Auer M., Tsiatsos T. (eds). The Challenges of the Digital Transformation in Education. Cham, Springer, 2019, vol. 916, pp. 685-696. doi.org/10.1007/978-3-030-11932-4_64.
8. El Mhouti A., Erradi M., Nasseh A. Using Cloud Computing Services in E-learning Process: Benefits and Challenges. Education and Information Technologies, 2018, vol. 23, pp. 893-909. Available at: https://doi.org/10.1007/s10639-017-9642-x.
9. Kew S.N., Petsangsri S., Ratanaolarn T., Zaidatun T. Examining the Motivation Level of Students in E-learning in Higher Education Institution in Thailand: A Case Study. Education and Information Technologies, 2018, vol. 23, pp. 2947-2967. Available at: https:// doi.org/10.1007/s10639-018-9753-z.
10. Barbour M. The Disconnect Between Policy and Research: Examining the Research into Full-Time K-12 Online Learning. Society for Information Technology & Teacher Education International Conference. Las Vegas, 2015, pp. 1438-1445. Available at: https://www. learntechlib.org/primary/p/150583/.
11. Laurillard D. Teaching as a Design Science: Building Pedagogical Patterns for Learning and Technology. London, Routledge, 2017. 272 p.
12. Abramyan G.V., Katasonova G.R. Peculiarities of the Organization of Remote Education in Higher Education Institutions under Conditions of Self-Insulation of Citizens under the viral Pandemia. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2020, no. 3. Available at: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=29830. (In Russian).
13. Agranovich M.L. Organization of Education in the Context of a Pandemic. Practice in OECD Countries. Federal Education Development Institute. Available at: https://firo.ranepa.ru/ novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/789-agranovich-ekspertiza. (In Russian).
14. Shesterkina L.; E. Davletshina (ed.). Online Teaching of Journalism, Advertising and PR Has the «Right to Life». South Ural State University, 2020, July 7. Available at: https:// www.susu.ru/ru/news/2020/07/07/onlayn-prepodavanie-zhurnalistiki-reklamy-i-pr-imeet-pravo-na-zhizn-intervyu-s. (In Russian).
15. Karpinskaya E. COVID-19: Effects for Higher Education. RIAC, 2020, May 12. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/covid-19-effekty-dlya-vysshego-obrazovaniya/. (In Russian).
16. Shmurygina O.V. Ational Process During Pandemic. Professional'noe obrazovanie i rynok truda = Professional education and Labor Market, 2020, no. 2 (41), pp. 51-52. (In Russian).
17. Altbach P., Wit H. Post Pandemic Outlook for HE is Bleakest for the Poorest. University World News, 2020, 4 April. Available at: https://www.universityworldnews.com/ post.php?story=20200402152914362.
18. Fowler-Watt K., Majin G., Sunderland M., Phillips M., Brine D., Bissell A., Murphy J. Reflections on the Shifting Shape of Journalism Education in the Covid-19 Pandemic. Digital Culture and Education, 2020, June 22. Available at: http://eprints.bournemouth.ac.uk/34196/.
19. Efimova A. Я. «Ready to cross the border on foot»: foreigners are keen to study in Russia. Gazeta.ru, 2020, August 20. Available at: https://www.gazeta.ru/ social/2020/08/20/13204213.shtm.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Грабельников А.А. Журналистское образование в условиях пандемии: плюсы и минусы / А.А. Грабельников, Н.С. Гегелова, Е.А. Осиповская, В.С. Отт. — DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(4).713-726 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2020. — Т. 9, № 4. — С. 713-726.
FOR CITATION
Grabelnikov A.A., Gegelova N.S., Osipovskaya E.A, Ott V.S. Journalism Education in the Context of COVID-19 Pandemic: Pros and Cons. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2020, vol. 9, no. 4, pp. 713-726. DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(4).713-726. (In Russian).