Научная статья на тему 'Журналистское образование: между двумя реструктуризациями'

Журналистское образование: между двумя реструктуризациями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Журналистское образование: между двумя реструктуризациями»

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

И.А. Фатеева

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕЖДУ ДВУМЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯМИ

Журналистское образование - относительно молодая отрасль отечественной педагогики. А массовым оно стало буквально в последнее десятилетие, уже в новый период российской истории. Вместе со всей образовательной системой профессиональная подготовка журналистов пережила коренное преобразование: изменился социальный заказ общества, трансформировались средства массовой информации - обновилась образовательная парадигма, начиная с целей образования и кончая набором и содержанием учебных дисциплин. Сегодняшнее состояние отрасли - результат вчерашних преобразований: организационных, содержательно-технологических, правовых. Обратимся к последним.

Современное российское образование развивается на новом нормативно-правовом фундаменте, создание которого началось в первой половине 90-х годов. Важнейшее событие, существенно изменившее условия существования и функционирования высшей школы, - введение Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОСВПО) по направлениям и специальностям подготовки. Законом «Об образовании» (1996 г.) предусматривается их разработка и уточнение не реже одного раза в десять лет (п.6 ст. 7). За прошедшее десятилетие были введены в действие два поколения стандартов (1994-1996 гг. и 2000-2001 гг.), в том числе по журналистике (1996 г. и 2000 г.).

В настоящее время в большинстве вузов страны факультеты и отделения журналистики реализуют Основные образовательные программы (ООП), составленные по стандарту 2000 года (разработчики - преподаватели факультета журналистики МГУ Л.Г. Свитич и A.A. Ширяева), причем большей популярностью у организаторов ООП пользуется ГОС по специальности (5-летняя программа)1. Сравнивая содержание этого документа со стандартами по другим специальностям, нетрудно определить специфику современного российского журналистского образования, заданную на уровне нормативно-правовой базы и планомерно реализуемую на местах, на что направлена вся существующая система лицензирования, аттестации и аккредитации вузов.

Все ГОС ВПО по специальностям строятся по следующей общей схеме:

1. Общая характеристика специальности

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

3. Общие требования к ООП подготовки выпускника

4. Требования к обязательному минимуму содержания ООП

5. Сроки освоения ООП

6. Требования к условиям разработки и реализации ООП, включающие в себя:

6.1. Требования к разработке ООП

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

6.5. Требования к организации практик

7. Требования к уровню подготовки выпускника

7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

7.2.1. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста

7.2.2. Требования к государственному экзамену.

По существу, каждый из разделов ГОС ВПО по специальности «Журналистика», кроме третьего, содержит специфические особенности, напрямую определяющие состояние современного российского журналистского образования. Выделим их, для удобства поместив четвертый, самый объемный, раздел в конец изложения.

Общая характеристика специальности

Наибольший интерес для нас представляет пункт 1.3. «Квалификационная характеристика выпускника», в котором перечислены структуры, для работы в которых подготовлен выпускник (газеты, журналы, информационные агентства, телевидение, радио, сетевые СМИ, информационно-рекламные службы, структуры паблик рилейшнз), а также виды профессиональной деятельности, которые он должен быть способен осуществлять:

- журналистская авторская (создание собственных материалов для СМИ);

- журналистская организаторская (привлечение к сотрудничеству со средствами массовой информации общественности и разных слоев аудитории);

- журналистская редакторская (приведение предназначенных к публикации материалов в соответствие с требованиями, нормами, принятыми в СМИ);

- программирующая (участие в информационном маркетинге, разработке и корректировке концепции органа информации, в планировании редакционной работы и анализе ее результатов);

- производственно-технологическая (подготовка текстов к печати, выходу в эфир, работа с ретранслируемой информацией, участие в процессе выхода издания, программы «в свет»).

Достаточная степень конкретизации квалификационной характеристики выпускника задает сравнительно большой объем содержания ООП и широкий набор компетенций, к которым следует готовить студентов, предопределяет широкое использование различных технологий, накопленных на сегодня высшей школой, частично предотвращает безответственное поведение вузов на рынке образовательных услуг и в то же время обеспечивает для них широкий набор возможностей моделирования образовательных программ с разным набором специализаций.

Требования к уровню подготовки абитуриента

Творческий характер специальности подчеркнут пунктом 2.3, предусматривающим при приеме на журналистскую программу проведение вступительных испытаний профессиональной направленности (творческого конкурса).

Сроки освоения ООП

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения по специальностям, в том числе по журналистике, равен 5 годам (т.е. 260 неделям). При этом стандарты задают для разных специальностей свои объемы времени, выделяемого на теоретическое обучение, практики, итоговую государственную аттестацию и каникулы, что существенно сказывается на графиках учебного процесса. В чем особенность учебного графика студентов-журналистов?

1) Время, выделяемое на практики, довольно велико - не менее 26 недель. Причем без учета учебно-профессионального практикума, наличие которого задается ГОС без обозначения длительности. Для сравнения дадим нормативы по другим специальностям:

0208 - Историко-архивоведение - не менее 8 недель

0205 - Теология - не менее 9 недель

0602 - Экономика труда - не менее 12 недель 0211 - Юриспруденция - не менее 12 недель

0215 - Издательское дело и редактирование - не менее 14 недель

0216 - Книгораспространение - не менее 14 недель 0217- Филология - 14 недель

0105 - Механика - не менее 16 недель

0203 - Социология - не менее 18 недель

0204 - Психология - не менее 25 недель

0207 - История - не менее 29 недель

0209 - Искусствоведение - не менее 28 недель

0210 - Музеология - не менее 29 недель 0116 - Биология - 30 недель

0120 - Физиология - 39 недель

2) На теоретическое обучение выделяется 182 недели.

Соответствующие данные по другим специальностям:

0203 - Социология - 180 недель

0204 - Психология - 180 недель

0216 - Книгораспространение - 180 недель

0211 - Юриспруденция - 183 недели 0217- Филология - 184 недели 0105 - Механика - 190 недель

0208 - Историко-архивоведение - не менее 190 недель 0602 - Экономика труда - 190 недель

0205 - Теология - 191 неделя

3) Время, выделяемое на итоговую государственную аттестацию, включая подготовку и защиту дипломной работы, - не менее 17 недель. Показатель выше среднего, как видно из сравнения с другими специальностями:

0207 - История - 4 недели

0210 - Музеология - не менее 4 недель 0602 - Экономика труда - не менее 6 недель 0105 - Механика - не менее 12 недель

0204 - Психология - 13 недель

0201 - Философия - не менее 14 недель

0202 - Политология - не менее 14 недель

0203 - Социология - не менее 14 недель

0215 - Издательское дело и редактирование - не менее 14 недель

0216 - Книгораспространение - не менее 14 недель

0209 - Искусствоведение - не менее 15 недель

0211 - Юриспруденция - не менее 15 недель 0120 - Физиология - 16 недель

0205 - Теология - 16 недель 0217- Филология - 16 недель 0116 - Биология - 18 недель

0208 - Историко-архивоведение - не менее 18 недель

4) Каникулярное время - не менее 35 недель. Этот показатель ниже среднего, как видно из следующих данных:

0207 - История - не менее 28 недель 0116 - Биология - 36 недель

0209 - Искусствоведение - не менее 36 недель 0120 - Физиология - 38 недель

0210 - Музеология - не менее 38 недель 0105 - Механика - не менее 42 недель

0204 - Психология - не менее 42 недель

0208 - Историко-архивоведение - не менее 42 недель

0205 - Теология - 44 недели

0215 - Издательское дело и редактирование - не менее 44 недель

0216 - Книгораспространение - не менее 44 недель 0217- Филология - 46 недель

0202 - Политология - не менее 48 недель

0203 - Социология - не менее 48 недель

0201 - Философия - не менее 50 недель

0211 - Юриспруденция - 50 недель

0602 - Экономика труда - не менее 52 недель

5) Общая учебная нагрузка - 11 232 часа. Сопоставление с другими специальностями показывает, что этот показатель выше среднего:

0205 - Теология - 9 234 часа

0120 - Физиология - 9 686 часов

0116 - Биология - 9 740 часов

0208 - Историко-архивоведение - 10 320 часов

0217- Филология - 10 692 часа

0602 - Экономика труда - 10 908 часов.

Итак, учебный график журналистов, на наш взгляд, имеет две отличительные особенности:

1) он довольно интенсивный, напряженный (на это указывают два показателя: высокий -общая учебная нагрузка и низкий - каникулярное время);

2) велико отношение количества недель, выделяемых на практики, к числу недель, выделяемых на теоретическое обучение, - 0,143. Высчитаем этот показатель по другим специальностям:

0208 - Историко-архивоведение - 0,042

0205 - Теология - 0,047

0602 - Экономика труда - 0,063 0109 - Астрономия - 0,065

0211 - Юриспруденция - 0,066

0217 - Филология - 0,076

0215 - Издательское дело и редактирование - 0,078

0216 - Книгораспространение - 0,078 0105 - Механика - 0,084

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0203 - Социология - 0,100

0204 - Психология - 0,139

0209 - Искусствоведение - 0,155

0210 - Музеология -0,155 0116 - Биология - 0,170 0120 - Физиология - 0,220.

В таком соотношении практик и теоретического обучения проявился прикладной характер специальности.

Требования к условиям разработки и реализации ООП

В целом, как нам кажется, они сформулированы жестче, чем по большинству программ. Попробуем это доказать.

Требования к разработке ООП

Жесткость требований касается набора обязательных курсов общеобразовательных предметов, прежде всего блока общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Если для большинства специальностей количество обязательных предметов блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ) невелико - 4 (иностранный язык, физическая культура, отечественная история и философия) и остальные могут вводиться по усмотрению вуза, при этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания, то для журналистики такое разрешение отсутствует. Это значит, что блок обязательных ГСЭ-дисциплин (федеральный компонент) для журналистской ООП должен включать десять позиций (кроме перечисленных, это культурология, правоведение, социология, политология, психология и экономика), причем количество часов по каждой из них - строго фиксированное. Такое положение подтверждает широко бытующее среди студентов мнение об энциклопедично-сти журналистского образования.

Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Жесткость требований осознается в сравнении с другими специальностями. Например, у филологов и историков требование «остепененности» преподавателей содержится только в отношении преподавателей специальных дисциплин. В ГОС по историко-архивоведению это требование дифференцировано по преподавателям блоков: для ГСЭ и ЕН (математические и естественнонаучные дисциплины) - не менее 50 % преподавателей, для ОПД (общепрофессиональные дисциплины) - не менее 30 %. Для журналистов оно указано как общее требование к педагогическим кадрам, а это значит, что по всем блокам вуз обязан обеспечить процент преподавателей с учеными степенями на уровне лицензионных требований - для университета, например, не менее 60 %.

Общее для всех специальностей требование наличия для преподавателей специальных дисциплин опыта деятельности в соответствующей профессиональной сфере для журналистской программы конкретизировано - «опыт деятельности в средствах массовой информации» (причем это требование зафиксировано в отношении преподавателей профессиональных дисциплин, а значит, как мы понимаем, не только дисциплин специальных, но и общепрофессиональных!).

Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Опять же обращает на себя внимание конкретизация в ГОС по журналистике общих требований. Например, списки профессиональных журналов, которые должны содержаться в библиотечных фондах вуза, имеются далеко не во всех стандартах.

Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Чтобы продемонстрировать строгость стандарта для ООП по журналистике, процитируем его: «Обеспеченность учебными площадями должна быть не менее 15,5 кв.м, на 1 студента. Дисплейное время на 1 студента в год - не менее 50 часов. Диктофоны - не менее 0,5 ед. на 1 студента. Видеомагнитофоны, техника кино- и видеосъемки - исходя из

количества студентов соответствующей специализации. Необходимо наличие лингафонных кабинетов, компьютерного оборудования и специализированных компьютерных классов с подключением к Интернету, настольной издательской системы, лаборатории магнитной записи, фотолаборатории.

Для вузов, имеющих соответствующие специализации, предусматриваются: типолабо-ратории; учебные теле-, радиостудии (или базы практики, подкрепляемые договором)»2.

Требования к организации практик

Нам уже приходилось говорить, что на практики для журналистов выделяется значительное количество учебного времени - не менее 26 недель. Добавим, что велико разнообразие видов практик, предусмотренных для данной ООП. Это учебно-ознакомительная (5 недель), три (!) производственных (5; 5 и 8 недель), преддипломная (3 недели) практики, а также «интенсивный учебно-профессиональный практикум - новостной выпуск газеты, радио- и телепередачи с использованием современных компьютерных технологий в реальном рабочем режиме, соответствующем технологическому циклу и графику СМИ» (сверх указанных 26 недель).

В стандарте определена качественная специфика всех видов практик. Например, три производственные практики «расписаны» с точки зрения жанрового характера публикаций и соотнесенности вида СМИ с избранной студентом специализацией; указано принципиальное отличие учебно-ознакомительной и производственных практик; установлена зависимость характера преддипломной практики от вида дипломной работы (творческий или исследовательский).

Требования к уровню подготовки выпускника

Они носят практически ориентированный характер.

Требования к профессиональной подготовленности специалиста

Этот пункт по сути и формально является конкретизацией «Квалификационной характеристики выпускника»: каждый из пяти ранее перечисленных видов профессиональной деятельности, которые должны быть освоены выпускником, распространен 3-5 уточняющими положениями. Они могут касаться последовательности операций или их смыслового наполнения. Первый вид конкретизации использован при характеристике журналистской авторской деятельности. Здесь названы следующие операции:

- поиск исходных данных (сведений о людях, фактах, проблемах, ситуациях) для подготовки заявки на тему газетного, теле-, радиоматериала;

- предварительное ознакомление с существующими сведениями по данной теме и определение хода дальнейшей работы над нею;

- «полевая» работа на объекте: сбор и анализ информации, необходимой для подготовки печатного, теле-, радиоматериала (непосредственное наблюдение событий, беседы с людьми, обращение к другим источникам информации с целью изучения фактов, ситуаций, проблем);

- формирование замысла будущей публикации, составление плана, сценарной разработки, подбор участников теле-, радиопередач и т.д.;

- реализация профессионально-творческого замысла - непосредственное создание материала. в новостных и проблемно-аналитических жанрах с использованием необходимых средств и компонентов (иллюстративного, видео-, аудио- и другого материала).

Второй вид использован при конкретизации программирующей деятельности, которая, по мнению разработчиков ГОС, включает:

- участие в разработке и корректировке концепции издания телевизионного и радиоканала, программы, передачи, рубрики, авторского проекта...;

- участие в информационном маркетинге, в перспективном и текущем планировании деятельности органа массовой информации;

- планирование собственной работы;

- участие в коллективном анализе текущей деятельности органа массовой информации (редакционные «летучки» и другие формы профессиональной рефлексии).

Нетрудно заметить, что весь набор освоенных функций носит операциональный, ком-петентностный характер. Это подчеркнуто отсутствием раздела, содержащегося во многих других ГОС, - «Требования к образованности выпускника», включающего, как правило, перечень умений, в котором явно преобладают когнитивные характеристики (знать, видеть различия, осознавать, понимать закономерности, владеть основными методами анализа и т.д.).

Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

Требования к выпускной квалификационной работе специалиста

Творческий и прикладной характер специальности проявился в допущении двух видов выпускной квалификационной работы. Кроме традиционной для высшей школы исследовательской работы студенты-журналисты имеют возможность представить в качестве дипломной творческую работу, содержащую комплекс (серию) печатных, теле-, радиоматериалов, подготовленных ими за последний год обучения, и их теоретико-практическое осмысление. При этом выпускник должен продемонстрировать твердые профессиональные навыки подготовки журналистских материалов в разных жанрах, а также достаточный уровень профессиональной рефлексии.

Требования к государственному экзамену

Стандарт указывает на необходимость представления творческого досье выпускника как условия допуска его к итоговому государственному экзамену.

Требования к обязательному минимуму содержания ООП

Определение содержания образовательной программы - важнейший этап ее разработки, т.к. содержание составляет предметную основу, на которой только и достигаются социальные цели обучения. Нам уже приходилось говорить о той огромной роли, которую играют при подготовке журналистов разные виды практик, в том числе о значительных объемах учебного времени, которые на них выделяются стандартом, и с таким требованием ГОС трудно не согласиться. Теперь сосредоточимся на теоретическом обучении, в отношении которого значительно больше разногласий и споров, и это понятно: номенклатура дисциплин, распределенность учебного материала по курсам, структурное соотношение общеобразовательных и специальных предметов, общепрофессиональной и узкоспециальной подготовки всегда будут стоять в центре обсуждения всех субъектов образования и заинтересованных в его развитии сторон.

Все дисциплины учебного плана, в том числе журналистского, делятся на блоки:

1) ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

2) ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

3) ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

4) СД - специальные дисциплины;

5) ФТД - факультативы.

Не беря во внимание факультативы, которые не являются обязательными для студен-

тов, все дисциплины можно разделить на общеобразовательные (ГСЭ и ЕН) и профессиональные (ОПД и СД). Введение общеобразовательных блоков должно было в свое время скорректировать узкоспециализированный характер высшего образования в России, не соответствовавший общемировым тенденциям. Что касается дифференциации профессиональных дисциплин, сошлемся на мнение профессора Ю.Г. Татура, принимавшего активное участие в выработке общей линии в образовательной политике в 90-е годы, который считал, что «...блок профессионально ориентированных дисциплин... достаточно условно можно разделить на цикл общепрофессиональных и цикл специальных дисциплин. Первый состоит из дисциплин, общих для группы родственных специальностей одной профессии...» и «определяет направление профессиональной подготовки. Содержание цикла специальных дисциплин выделяет из направления более узкую область специализации выпускника»3.

Насколько удачна подобная структуризация в отношении журналистской ООП (имеется в виду и деление на общеобразовательные и профессиональные дисциплины, и деление последних на общепрофессиональные и специальные)? Каковы видимые последствия такого «расчленения» учебного плана?

Первым последствием, как нам кажется, стало дублирование учебного материала в отдельных курсах, приводящее к неоправданным потерям учебного времени (вспомним, насколько напряженным в сравнении с другими специальностями выглядит учебный график журналистов). Это касается, например, таких обязательных для журналистов дисциплин блока ГСЭ в их связи с обязательными дисциплинами блока ОПД:

- Социология (ГСЭ.Ф.05 - 54 ч.) и Социология журналистики (ОПД.Ф.15 - 68 ч.);

- Психология (ГСЭ.Ф.07 - 54 ч.) и Психология журналистики (ОПД.Ф. 16 - 72 ч.);

- Экономика (ГСЭ.Ф.08 - 100 ч.) и Экономика и менеджмент СМИ (ОПД.Ф.17 - 72 ч.);

- Правоведение (ГСЭ.Ф.04 - 28 ч.) и Правовые основы журналистики (ОПД.Ф.13 - 72 ч.), а также примыкающая к этому курсу дисциплина Международное гуманитарное право и СМИ (ОПД.Ф. 12 - 37 ч ).

Кроме наложения дисциплин друг на друга, нам бы хотелось обозначить еще одно нежелательное следствие разделения единых по сути дисциплин на общеобразовательные гуманитарные курсы и их профессиональные модули. Мы имеем в виду значительное закрепление дисциплинарного характера нашего образования, совершенно не соответствующего междисциплинарному, синтетичному характеру предмета изучения и освоения, а именно самой журналистики как социокультурного феномена. На наш взгляд, подобная структуризация учебного плана усилила степень систематичности, аналитичности и, если угодно, теоретичности и научности журналистского образования, что, по нашему мнению, обострило противоречие между декларируемыми целями образования (вспомним практически ориентированные Требования к профессиональной подготовленности специалиста) и используемыми для достижения этих целей средствами.

Теперь о разделении профессиональных дисциплин на общепрофессиональные и специальные. По существу из всего содержания цикла СД (1866 часов) действительно специальными (в том смысле, который обозначен Ю.Г. Татуром) являются только Дисциплины специализации (628 ч.). При определенных условиях Журналистское мастерство (работа в творческих студиях) и Дисциплины и курсы по выбору студента тоже могут посвящаться узкой специализации. Отнесение остальных четырех дисциплин блока (Современные зарубежные СМИ, Актуальные проблемы современности и журналистика, Актуальные проблемы современной науки и журналистика и - особенно - Риторика) к специальным дисциплинам нам кажется спорным. Интересно, что в ГОС 1996 года четвертый блок назывался «Цикл специальных дисциплин пятого года обучения» и включал в том числе дис-

циплины, ныне отнесенные к ОПД (Социология журналистики, Психология журналистики, Реклама и паблик рилейшнз).

Если посмотреть, как проблема дифференциации профессиональных дисциплин решается в других ГОС, мы найдем примеры, когда весь четвертый блок состоит только из Дисциплин специализаций и не имеет федерального компонента, причем количество выделяемых на ДС часов не намного больше, чем у нас (например, в ГОС по искусствоведению - 700 ч.). В других случаях блок СД распадается на Дисциплины специализаций и Дисциплины специальности, но, давая список последних, ГОС оговаривает право вузов выбрать из предложенного списка «подходящий» набор (например, оговаривается количество-минимум дисциплин). Таким образом, поле свободы у вуза для выстраивания собственной, отличной от других образовательной программы расширяется.

В этом смысле разработчики ООП по журналистике в вузах находятся в относительно невыгодных условиях. Их ресурс свободы значительно меньше. А это значит, журналистские образовательные программы в разных вузах очень похожи друг на друга. В доказательство сравним количество дисциплин, входящих в номенклатуру обязательных (так называемый федеральный компонент) по нескольким специальностям (учитывались обязательные дисциплины по всем блокам суммарно):

0217 - Филология - 11 дисциплин

0205 - Теология - 18 дисциплин 0207 - История - 19 дисциплин

0209 - Искусствоведение - 22 дисциплины 0116 - Биология - 23 дисциплины

0201 - Философия - 23 дисциплины

0202 - Политология - 23 дисциплины 0105 - Механика - 24 дисциплины

0210 - Музеология - 24 дисциплины 0120 - Физиология - 28 дисциплин

0204 - Психология - 30 дисциплин

0211 - Юриспруденция - 36 дисциплин

Соответствующий показатель по специальности 0214 - Журналистика - 38 дисциплин. Чем это со временем может обернуться?

Как известно, в сентябре 2003 года Россия подписала Болонскую декларацию. Пока не совсем ясно, в каких именно масштабах наша страна включится в общеевропейский процесс сближения национальных образовательных моделей. Вполне возможно, мы стоим на пороге серьезной структурной реформы высшей школы, тем более что многие идеи и цели Болонского процесса явным образом близки Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, разработанной и принятой Правительством РФ два года назад.

Некоторые конкретные шаги образовательного ведомства, особенно проведение разного рода экспериментов, скорее подтверждает, чем опровергает наше предположение о предстоящей реструктуризации. Один из таких экспериментов начался несколько месяцев назад и касается использования в учебном процессе зачетных единиц (так называемых кредитов). Сама по себе кредитная система имеет ряд неоспоримых достоинств, и факт перехода на нее европейских стран, стремящихся таким образом уравнять свои шансы в конкурентном соревновании с образовательной системой США, - лучшее тому подтверждение. Эта система позволяет использовать нелинейные схемы организации учебного процесса, способствует раскрепощению студенческой инициативы в плане выстраивания собственной образовательной траектории, индивидуализирует учебный процесс, помогает

задействовать процессы реальной конкуренции в образовании, позволяет переориентировать учебный процесс на результат.

Однако «введение системы зачетных единиц предполагает существенное изменение организации учебного процесса и определенную реструктуризацию его содержания»4. Ясно, в каком направлении должна пойти эта реструктуризация, - должен быть усилен междисциплинарный характер курсов, модульный характер образовательных программ, прикладной их характер, должна быть повышена свобода выбора субъектов образования в определении его содержания.

Возникает вопрос: помогает ли действующий журналистский ГОС вузам соответствовать запросам времени? Тем запросам, которые могут оказаться решающими, если события будут развиваться в сторону сближения нашей системы высшего образования с западной? Как мы видели, не во всем и не всегда.

Нам кажутся оправданными все требования стандарта, вытекающие из прикладного характера специальности, как бы строги они ни были (требования к организации практик, к выпускной квалификационной работе специалиста, к профессиональной подготовленности специалиста, даже к материально-техническому обеспечению учебного процесса), поскольку это в конечном итоге направлено на развитие учебно-производственных комплексов, т.е. учебных редакций, а без развитой инфраструктуры журналистская образовательная программа не может быть конкурентоспособной именно в силу прикладного характера специальности.

Но мы считаем спорными усилия разработчиков стандарта, направленные на унификацию содержания журналистского образования в разных вузах. Этому служит излишняя регламентация стандарта в отношении набора обязательных дисциплин и строгой фиксации выделяемых на них часов, дробление курсов общей тематики, отсутствие междисциплинарного подхода, излишняя энциклопедичность, неизбежно ведущая к информационной перенасыщенности программы, а также сравнительно малые объемы часов, выделяемые на элективные курсы.

Примечания

1 См.: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 021400 «Журналистика». М., 2000.

2 Там же. С. 49.

3 ТатурЮ.Г. Образовательная система России: высшая школа. М., 1999. С. 54.

4 Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. 2003. № 9. С. 17.

Л. Г. Александров

MASS-MEDIA И PUBLIC RELATIONS: ПРОБЛЕМНЫЕ ТОЧКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современном коммуникативном пространстве существует весьма серьезная проблема, связанная с необходимостью размежевания таких сфер профессиональной деятельности, как журналистика и PR. Это размежевание ведется по нескольким направлениям, в том числе и в сфере образования, и процесс этот сопровождается культурными и «анти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.