УДК 070:316.75
М. Н.Ким
Журналистика как индикатор духовной жизни общества
В статье журналистика рассматривается не только как некий отражатель духовной жизни общества, но и как мощнейший ретранслятор духовных ценностей различных форм и типов. Автор поднимает проблемы преодоления духовного кризиса российского общества средствами журналистики. С этой целью он рассматривает особенности взаимодействия журналистики с различными культурными средами обитания человека: исторической, художественной, социально-психологической, духовно-нравственной, политической, экологической и т. д. Рассмотрев все эти среды во взаимодействии с журналистикой автор приходит к выводу, что современные средства массовой коммуникации могут выступить транслятором основополагающих духовно-нравственных ценностей, если журналистика будет выполнять свои просветительские и воспитательные функции.
Ключевые слова: журналистика, средства массовой коммуникации, ценности, трансляция, массовая культура, функция, коммерацилизация
Maksim N. Kim Journalism as an indicator of the spiritual life of society
In the article the author considers journalism is not only as a kind of reflector of spiritual life of society, but also as a powerful retransmission of spiritual values of various forms and types. The author raises the problems of overcoming the spiritual crisis of Russian society by means of journalism. Therefore he considers the features of the interaction ofjournalism with different cultural environments: historical, artistic, socio-psychological, spiritual and moral, political, environmental, etc. After examining all these environments in interaction with journalism, the author comes to the conclusion that modern mass media can act as a transmission of fundamental spiritual and moral values, if journalism will perform its educational and educational functions.
Key words: journalism, mass communication, values, stream, popular culture, function, commercialization.
Журналистика в социокультурной жизни людей занимает место ретранслятора культурных ценностей. Обладая мощнейшими средствами распространения и тиражирования информации, журналистика, по сути, может заменить сегодня любой из известных нам институтов культуры (клуб, спортзал, литературное объединение и т. п.) по транслированию духовных и материальных ценностей различных форм и типов. И надо сказать, что с этой ролью ретранслятора она справляется довольно-таки успешно. Если только не одно «но».
Современная журналистика со своей природной способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности, подходит к этому архиважному делу избирательно, исходя из коммерческого ин-
Section 2. pressing issues of socio-cultural activity тереса. Поэтому и не приходится удивляться, что в своем большинстве телевизионные каналы увлечены показом дешевых американских боевиков, пропагандой низкокачественной поп-музыки, различных ток- и реалити-шоу и т. д., что не способствует повышению культурного уровня основной части российского населения. И в этом безграничном массиве маскульта передачи канала «Культуры» или публикации в качественной прессе материалов, посвященных проблемам культуры, видятся нам лишь каплями в море.
В связи с этим и возникает вопрос: способна ли современная журналистика взять на себя просветительскую роль; способна ли она встать на путь духовного и нравственного возрождения России; способна ли ради восстановления утраченных культурных традиций прошлого задействовать весь свой арсенал выразительных средств, чтобы привлечь к ним внимание аудитории; наконец, способна ли она стать той культурной средой, обратившись куда, человек смог бы приобщиться к произведениям культуры высокого качества?
Ответы на все эти вопросы, как нам кажется, лежат не только в практической, но и духовной области.
Существует мнение, что современная журналистика лишь отражает духовную жизнь общества. Если исходить из этой позиции, то выходит, что журналистика лишь фиксирует тот глубочайший кризис, в котором сегодня пребывает российская культура во всех своих ипостасях. Можно ли обвинять журналистику в том, что сегодня происходит тотальная коммерциализация культуры, что повсеместно происходит вымывание бесплатных форм культурно-досуговой деятельности, смещение нравственных приоритетов и многое другое? Если мы посмотрим на проблемы культуры более комплексно, то мы увидим, что в различных ее областях по-прежнему происходят необратимые процессы со знаком минус. Человек, обитающий или непосредственно соприкасающийся с различными культурными средами, является их заложником, потому что наибольшее влияние на него имеет среда, а не журналистика, которая способна только транслировать то, что продуцирует и воспроизводит та или иная среда. Поэтому, прежде чем мы будем говорить о возможностях преодоления этого духовного кризиса средствами журналистики, посмотрим, что же происходит в этих культурных средах.
Историческая среда обитания человека. Окунувшись в эту среду, человек, прежде всего, осваивает культурно-историческое наследие. Но на сегодня эта область находится в плачевном состоянии. К упадку приходят краеведческие и исторические музеи, главным бичом которых является недофинансирование. Предается забвению история и культура
• Том 216 •Подготовка кадров социально-культурной сферы: традиции и стратегии развития • 101
Раздел 2. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности целых регионов, особенно северных областей России и малых народностей их населяющих. В СМИ если эти регионы упоминаются только в тех случаях, когда там происходят какие-либо природные бедствия (наводнения, ураганы, землетрясения и т. п.). Мера освоения и востребованности культурно-исторического наследия происходит только в тех случаях, когда идет заинтересованный разговор о развитии тех же малых народностей, о сохранении их уникальной культуры и языка, их народных традиций и обычаев.
Художественная среда обитания человека. Здесь человек имеет дело с произведениями искусства и литературы. Большинству народонаселения России ценности художественной культуры практически не доступны, потому что они рассредоточены в основном по крупным городам. А то, что доступно, имеет низкопробный характер. Как та же дешевая популярная литература или музыка. Увы, и журналистика в этом случае всячески способствует массовому тиражированию этой артефактной продукции.
Социально-психологическая среда обитания человека. Особенность данной среды в том, что она связана с межличностными отношениями людей со своим ближайшим окружением. Так называемые образцы этих отношений культивируются в многочисленных реалити-шоу как, например, «Дом 1», «Дом 2», «Давай поженимся», «Звезды сошлись» и т. п. Какие же проблемы межличностных отношений выносятся здесь на первый план? К наиболее излюбленным темам подобного рода передач мы отнесем: супружеские измены, семейные конфликты, бракоразводные тяжбы и т. п. То есть, по сути, на головы телезрителей ежедневно выливается такое количество грязных историй, после знакомства с которыми кажется, что других отношений между людьми и быть не может. Та же тематика превалирует и в массовой прессе. Ответственность за подобного рода передачи и печатной продукции полностью ложится на журналистов. Как нам видится, если эта ситуация в ближайшее время не изменится, а она, по всей видимости, останется прежней, то мы получим целое поколение людей, для которых ценностные отношения между людьми уже не будут ничего значить.
Духовно-нравственная среда обитания человека. Именно в этой среде культивируются духовно-нравственные ценности, нормы, идеалы и смыслы человеческой жизни. Уйдя от эпохи тоталитаризма и отказавшись от коммунистических идеалов, Россия так и не приобрела новые духовно-нравственные ориентиры. В обществе, где преобладают ценности материального плана, а духовные ни во что не ставятся, будничным и обычным делом становятся заказные убийства, нравственный беспре-
Section 2. pressing issues of socio-cultural activity дел, где правым оказывается богатый и сильный. Российские СМИ, на наш взгляд, просто захлебнулись от обилия репортажей и новостей об очередных убийствах, грабежах, изнасилованиях и т. д. На этом кровавом фоне совершенно неубедительными выглядят сообщения в СМИ о церковных обрядах и праздниках. За счет показа таких сюжетов или статей людям не приобрести духовно-нравственные ориентиры. Духовная жизнь народа коренится в ее традициях и обычаях, в ее национальной литературе и искусстве, наконец, в образовании. Но именно этим аспектам в СМИ уделяется наименьшее внимание.
Политическая среда обитания человека. Казалось бы, с переходом России на демократический путь развития у людей появилось больше гражданских свобод и возможностей в своем народном самоизъявлении. Но характер и содержание политической жизни страны таковы, что обычный человек, несмотря на все предоставленные ему свободы, тем не менее, по-прежнему остается на обочине политической жизни. От него, как и прежде, практически ничего не зависит: ни работа парламента, ни деятельность правительства, ни судебная власть, ни работа местных органов власти. Отсюда и политическая пассивность большинства населения, которая выражается в неучастии, и в выборах, и в политических акциях, и в каких-либо еще протестных общественных движениях. Зато активно развивается политическая пресса, основными спонсорами которой выступают политические партии и движения. А раз так, то и проблемы, которые поднимаются в подобной прессе, большинства людей так и не касаются. Выходит, что народ живет своей жизнью, а политические партии и ее лидеры - своей. Что в этом случае говорить о политической культуре большинства граждан, если она практически отсутствует. Способно ли СМИ привить народу эту политическую культуру? Да, если характер и содержание политической жизни страны будут тесно увязываться с жизнью каждого конкретного человека.
Экологическая среда обитания. Сегодня состояние природного окружения человека, если и находит отражение в СМИ, то в основном в связи с крупными природными катаклизмами. Журналистов больше похоже интересуют природные аномалии, чем то, в каком состоянии находится экологическая среда обитания человека. А ведь на наших глазах вырубаются леса, загрязняются воздух и вода, приходят в запустение некогда плодородные земли и т. д.
Казалось бы, все эти проблемы могли бы стать предметом журналистских публикаций. Но материалы на темы подобного рода становятся редкостью. И причина этого нам видится в том, что современного чело-
• Том 216 •Подготовка кадров социально-культурной сферы: традиции и стратегии развития • 103
Раздел 2. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности века, отчужденного от природы, меньше всего интересует то, от чего напрямую зависит его жизнь.
В каждой из рассмотренных нами культурных сред обитания человека дела, как мы убедились, обстоят неважно. В социокультурной ситуации, когда усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры, когда утрачивается культурная самобытность целых малых народов, когда коммерциализация культурной жизни как ржавчина разъедает все ее стороны, когда народонаселению России навязываются западные образцы жизни, когда обществу предлагаются суррогатные произведения массовой культуры и многое другое, то, что же остается делать современной российской журналистике? Бесстрастно отображать все то, что происходит в этих культурных сферах, или же, пользуясь потенциалом своего влияния, активно противодействовать этим негативным процессам?
На наш взгляд, журналистика, включенная в мир культуры, может способствовать ее возрождению. Во-первых, не только за счет поддержки общенациональных проектов, связанных с сохранением и реставрацией культурного наследия России, но и за счет отказа от всякого рода коммерчески выгодных, но сомнительных, с точки зрения духовных ценностей, проектов. В социокультурной ситуации, когда, по существу, культура начинает утрачивать одну из важнейших своих функций - социальной регуляции, данная функцию в большей степени стала выполнять журналистика.
В сложившейся в обществе ситуации именно журналистика может выступить и гарантом общественной консолидации, и транслятором основополагающих духовно-нравственных ценностей, и главным индикатором духовной жизни общества.