Научная статья на тему 'Журналистика как филологический феномен'

Журналистика как филологический феномен Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
693
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОЛОГИЯ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ФОРМА ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ / ЖУРНАЛИСТИКА / ИНТЕРВЬЮ / PHILOLOGY / PHENOMENOLOGY / PHENOMENOLOGICAL METHOD / INTELLECTUAL FORM OF THE MOTION OF MATTER / JOURNALISM / INTERVIEW

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кодола Наталья Валерьевна

На основании взгляда о возможности проявления духовных феноменов как результата проявления взаимосвязи и взаимодействия интеллектуальной формы движения материи с биологической формой движения в организме субъекта бытия рассматривается возможность и целесообразность применения основ феноменологического метода для филологического исследования. При этом предлагается рассматривать проявления признаков интеллектуальной формы движения материи в сущности предметов материальной действительности как основное представление о понятии феномена. В соответствии со сложностью и научной новизной затронутой проблематики, область исследования определена в пределах жанра журналистики интервью, в сущности которого можно наблюдать отражения всех противоречий, характеризующих современное состояние журналистики как отрасли коммуникативно-творческой человеческой деятельности, с явно выраженным преобладанием языковой и литературной формы взаимои самовыражения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOURNALISM AS A PHILOLOGICAL PHENOMENO

Based on the opinion about the possibility of spiritual phenomena as a result of interconnection and interaction of intellectual forms of motion of the Matter with biological form of motion in the organism of a subject of existence, the article considers the possibility and expediency of using basics of phenomenological method for philological research. It is suggested to consider the signs of intellectual form of motion of matter in the essence of objects of material environment as the main vision of the concept of phenomenon. In accordance with the complexity and scientific novelty of the raised problematics, the field of studies is determined within the frame of journalist genre of interview, the essence of which reflects all contradictions characterizing the current state of journalism as a branch of communicative-creative human activities with obvious predominance of linguistic and literary forms of self-expression and mutual expression.

Текст научной работы на тему «Журналистика как филологический феномен»

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________

УДК 81

КОДОЛА Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

На основании взгляда о возможности проявления духовных феноменов как результата проявления взаимосвязи и взаимодействия интеллектуальной формы движения материи с биологической формой движения в организме субъекта бытия рассматривается возможность и целесообразность применения основ феноменологического метода для филологического исследования. При этом предлагается рассматривать проявления признаков интеллектуальной формы движения материи в сущности предметов материальной действительности как основное представление о понятии феномена. В соответствии со сложностью и научной новизной затронутой проблематики, область исследования определена в пределах жанра журналистики интервью, в сущности которого можно наблюдать отражения всех противоречий, характеризующих современное состояние журналистики как отрасли коммуникативно-творческой человеческой деятельности, с явно выраженным преобладанием языковой и литературной формы взаимо- и самовыражения.

DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.4.153-159

KODOLA Natalia Valeryevna, Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor

JOURNALISM AS A PHILOLOGICAL PHENOMENO

Based on the opinion about the possibility of spiritual phenomena as a result of interconnection and interaction of intellectual forms of motion of the Matter with biological form of motion in the organism of a subject of existence, the article considers the possibility and expediency of using basics of phenomenological method for philological research. It is suggested to consider the signs of intellectual form of motion of matter in the essence of objects of material environment as the main vision of the concept of phenomenon. In accordance with the complexity and scientific novelty of the raised problematics, the field of studies is determined within the frame of journalist genre of interview, the essence of which reflects all contradictions characterizing the current state of journalism as a branch of communicative-creative human activities with obvious predominance of linguistic and literary forms of selfexpression and mutual expression.

Ключевые слова: филология, феноменология, фено- Key words: philology, phenomenology, phenomenological менологический метод, интеллектуальная форма method, intellectual form of the motion of matter, journal-движения материи, журналистика, интервью. ism, interview.

Гипотеза

Благодаря плодотворной журналистской активности в публичной сфере современного медиапространства повышается роль диалога в современных СМИ. Однако новые медиа, решая сложнейшие задачи, важнейшие вопросы развития общественного дискурса, остаются в основном в области представлений «старой» методологии СМИ. Наиболее отчетливо данный тезис изложен Норбертом Больцем, который дает следующую характеристику: «Современный интернет формируется как инфраструктура интерактивной мировой коммуникации. Интернет превращается в новую форму публичности, где все оказываются публикой друг для друга. Участие в коммуникации для людей важнее, чем информация. История медиа показывает, что именно развитие техники усиливает возможность и интенсивность взаимодействия. Чем более технологична коммуникация, тем надежнее она протекает» [11, с. 27, 97-100]. Сложность коммуникативности в форме диалога создается тем, что его участники должны шире использовать воображение для отчетливого представления об идеях в мыслях собеседника, звучащих в словах. Решение этой проблемы позволит более отчетливо формировать дискурс интервью, как при формулировке вопросов, так и при формировании текста интервью для опубликования. Это обеспечит постановку вопросов интервью таким образом, чтобы собеседник отчетливо представлял в форме слова суть идеи, содержание которой должно раскрываться в ходе диалога.

Наиболее отчетливо противоречие стало проявляться в условиях мультимедийного пространства журналистской активности. Слово стало единственным признаком идей, мыслимых участниками «искусственного диалога», в сфере которого особенно сложным становится рефлексивный анализ содержания мыслей партнеров. Причиной противоречия представляется факт, что слово проявляется в речи, а идея - в мысли, и может быть представлена в рефлексии личности. Особенно остро это противоречие проявляется в журналистике в жанре интервью, в котором только посредством слова, как формы идеи, можно получить представления о сущности идеи, как содержания мысли. Феномен интервью основан на диалоге, в котором слова играют ведущую роль в коммуникативности и представлении о содержании мыслей участников диалога. Феноменальные свойства интервью исследуют в направлении, обеспечивающем умозрительное представление содержания идей в мыслях участников диалога по форме мыслей в словах. Данное направление может быть реализовано на основе мировоззренческого взгляда о проявлении в совокупности форм движения его интеллектуальной формы.

Современную эпоху развития взглядов на соотношение бытия и мышления можно охарактеризовать как поиск путей умиротворения нескончаемого противостояния материалистиче-

- 153 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

ского и идеалистического представлений об их сущности. При этом все чаще исследователи обращаются к проблемам первоисточника, возникающим в ходе данного противостояния, противоречий, которые заключены в сущности субъекта бытия и мышления. В этой связи целесообразно обратить внимание на ту область познания, в которой наиболее четко может быть представлена сущность субъекта бытия и мышления. По нашему мнению, в материальной действительности не существует более прямого направления поиска проблем субъекта бытия и мышления, чем исследования в сфере филологической науки.

Анализ

Рассмотрим основные взгляды исследователей на сущность самой филологии. Одним из первых исследователей, который изложил свое видение роли и места филологии в человеческом познании, может быть назван Ф.Ф. Зелинский. Согласно взглядам Зелинского филология должна принадлежать к категории «науки о духе», что, естественно, придает ей особенный статус в иерархии наук и обособляет от совокупности математических и естественных наук. При этом он отмечает, что науки, посвященные изучению человеческого духа, могут изучать его либо в самом себе, либо в его творениях: «Первую группу составляют специально философские науки (психология, логика, теория познания); вторая распадается на две подгруппы, смотря по тому, изучаются ли творения человеческого духа в смысле, так сказать, поперечного или в смысле продольного разреза, в своей одновременности или в своей последовательности. К подгруппе поперечного разреза принадлежит множество наук, называемых «теориями» или «системами», - теория языка, теория искусства, система действующего в данное время права, догматика данной религии. Подгруппу продольного разреза составляют две науки - история и филология» [2, с. 811].

Раскрывая сущность словарного понятия филологии, А.А. Чувакин демонстрирует следующие его стороны. Статус филологии как «содружество гуманитарных дисциплин» и состав входящих в нее наук: языкознание, литературоведение, текстология, источниковедение, палеография; объект изучения филологии - «духовная культура человечества»; методы исследования - «языковой и стилистический анализ»; материал исследования - «письменные тексты». Говоря о предмете исследования филологической науки, Чувакин утверждает, что есть неповторимая совокупность объектов, которой в современной науке не занимается ни одна отрасль, кроме филологии. «В эту совокупность входят естественный язык, текст и homo loquens (человек в его функции говорящего и пишущего, слушающего и читающего; «человек говорящий» в широком смысле). Филологические науки не могут обойтись без фигуры homo loquens: он предстает в виде сказителя и певца, автора и читателя, ведущего телевизионного шоу и радиожурналиста, создает текст и потребляет его, присутствует» в тексте устном, письменном и электронном. При этом, раскрывая сущность понятия «текст», А.А. Чувакин отмечает: «Однако любой текст есть воплощение человеческого духа. Человеческий дух воплощен в разных формах и содержит разные смыслы: от высокого до низкого...» [12, с. 10, 13]. Поднимая вопрос о методах исследования филологии, Чувакин подчеркивает факт того, что в филологии анализ является фундаментальным, но не единственным методом исследования, и в филологических науках анализ стал более разнообразным, который может включать анализ лингвистический, литературоведческий, филологический, коммуникативный, риторический, семиотический, герменевтический. При этом Чувакин утверждает в качестве предмета исследования филологии, изучаемого посредством анализа, естественный язык, текст и homo loquens - «главное воплощение человеческого духа» [12 с. 16-17]. В соответствии со взглядами Чувакина, филология рассматривает человека, участвующего в речевой коммуникации, человек говорящий есть объект филологии. Ученый утверждает, что самореализация человека возможна только через язык и человек конституирует себя в тексте, а интерес к человеку со стороны современной лингвистики зафиксирован в понятии языковой личности. Причем языковая личность рассматривается как совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих сознание и восприятие им речевых произведений. Он утверждает, что обобщающим научным направлением, изучающим человека говорящего как объект филологии, является филологическая теория коммуникации. «Интересы филологической теории коммуникации сосредоточены на коммуникативной деятельности человека посредством текста на естественном языке» [12, с. 146-153, 160].

Принципиальное упорядочение взглядов на предмет феноменологии демонстрируется во взглядах В.У. Бабушкина, который придает этому предмету конкретное представление в сознании субъекта. При этом он утверждает, что феноменологию интересует сознание, которое целесообразно рассматривать в качестве основного предмета философского анализа. Причем те характеристики сознания, на основании которых может создаваться возможность восприятия реальности. Поэтому объектом феноменологического анализа рассматриваются акты сознания,

- 154 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________

в которых конституируется реальность. Таким образом, благодаря взглядам Бабушкина, можно представить, что именно феноменологический метод исследования может открыть новые пути в понимании сущности филологических проблем. Он подчеркивает, что необычность феноменологического подхода заключается в том, что сознание выполняет при этом двойную функцию: будучи предметом аналитической деятельности, оно является одновременно и средством исследования. «Необходимое условие феноменологического анализа заключается в том, чтобы внимание исследователя было направлено не на внешний мир, а на само сознание, ибо именно оно в конечном счете является источником как научного, так и донаучного знания» [1, с. 15, 26]. Раскрывая сущность феноменологического исследования, Бабушкин демонстрирует четыре основных его подхода, при которых метод описательной феноменологии применяется для исследования того, что видим, слышим, воспринимаем непосредственно, без рефлективных наслоений, а также тогда, когда сознание ориентировано на сами явления. Интенциональный анализ применяют для выявления и исследования актов сознания, участвующих в осмыслении и преобразовании реальности. Герменевтическое направление как филологическая, историческая и философская теории истолкования текстов, методология общественных наук и как универсальное философское учение, способное служить методологической и мировоззренческой основой понимания действительности. Согласно взглядам Бабушкина наиболее характерной тенденцией в современной герменевтике является абсолютизация роли языка, который рассматривается как предмет герменевтического истолкования. Особую роль он определяет следующему подходу: «Реалистические интерпретации феноменологического анализа стремятся преодолеть субъективизм феноменологических предпосылок, пытаются так перестроить феноменологическую философию, чтобы она была способна учитывать характеристики не только сознания, но и самой действительности» [1, с. 175-181].

Синтез

В современной действительности речевая коммуникативность и самовыражение человека говорящего стали проявляться наиболее четко в сфере журналистики: как поставщиков словесно-речевой информации, так и потребителей ее. «Говорящие» средства массовой информации оттеснили и литературу, и искусство, и саму науку в воспроизведении словесно проявляемой информации. Мультимедийные средства стали полностью заменять обычную библиотечную сферу предъявления словесно-речевой информации. Роль журналистики в настоящий период может быть представлена как взаимодействие субъектов, обеспечивающих возможность получения сведений, адекватно отражающих явления бытия, и как предоставление возможности восприятия их для всех субъектов бытия без искажения. В своем генезисе журналистика проявлялась и как взаимосвязь и взаимодействие субъектов бытия для регулирования отношений между различными идеологиями интеллектуальной формы движения материи, и как связующее звено между управляющими и управляемыми субъектами в области управления социальной формой движения материи, и как ретранслятор явлений бытия в определенной области материальной действительности, для демонстрации своего взгляда на представления управляющих субъектов и управляемых субъектов о сущности процессов, проявляемых в наблюдаемых явлениях бытия.

В связи с тем, что феномен журналистики исторически развивается только второе столетие, он сам по себе является новой научной проблемой, а отсутствие специфических филологических научных методов исследования данного феномена представляет повод для развития противоречий, возникающих в процессе развития журналистики, для предотвращения которых на данном периоде не существует специальной методологии. Феномен журналистики основывается на онтологическом противоречии одновременного ее представления как объективного и субъективного отражения явлений человеческого бытия на самом коротком промежутке настоящего периода между прошлым и будущим. Объективность журналистики должна отражаться как возможность ее независимости и от социальных, и от материальных условий для предоставления достоверных сведений о явлениях бытия. Субъективность журналистики отражает внутреннее мировоззрение ее субъекта на сущность раскрываемых явлений и становится условием для возможности внесения искажений в сущность раскрываемых явлений.

Для того чтобы избежать развития противоречий, возникающих между объективностью сведений и субъективностью их отражения, необходимо применить такие воздействия в сфере журналистской деятельности, которые обеспечили бы регулирование искажений и приближение адекватности сведений к уровню достоверных. За весь продолжительный период генезиса мировоззрения субъектов исследований на сущность бытия и мышления не было преодолено противоречие между представлениями об объективности бытия и субъективности мышления, с одной стороны, и отражениями форм движения материи как в материальной действительности, так и в мыслимой реальности, с другой. В результате разногласий в различиях понимания сущ-

- 155 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

ности бытия и мышления возникла «субъективная преграда» к решению проблемы сущности понятий материи и сознания, которая зациклилась на различии представлений об иерархии идеалистического и материалистического представления. Данная проблема весь период генезиса цивилизации сказывается на всех областях человеческого бытия, но особенно остро проявляется в сфере социальной и научной активности субъектов бытия.

В настоящее время одним из решающих факторов субъективного восприятия явлений материальной действительности становится глобальная активность средств массовой информации. При этом ведущую роль в реализации целей средств массовой информации играет «глобальная журналистская активность», которая в современном мире получила «неограниченные возможности» в решении задач, направленных на достижение целей управления идеологической направленностью представлений субъектов о сущности явлений прошлого, настоящего и будущего бытия цивилизации. К одной из сфер журналистской активности относится информационное обеспечение деятельности, направленной на перевоплощение взглядов наиболее активных субъектов бытия, отражающих прошлое и настоящее состояние «общественного сознания» и «общественного бытия» и предлагающих определенные направления их развития и совершенствования. Причем в данной области журналистского творчества как наиболее перспективный может быть представлен жанр интервью.

Однако в данный период развития методологических основ журналистики возникает возможность проявления противоречия между требованиями «технологического прорыва» в сфере средств массовой информации и возможностями средств методологического обоснования перевоплощения журналистики для упорядоченного осуществления процессов в методоло-гически-технологической среде журналистской активности. Одной из причин данного противоречия может быть отставание развития методов исследования журналистики от современных тенденций развития знаний об общественном бытии и мышлении. В связи с этим исследование методологических основ журналистики и формулирование на основе их результатов понятий о методе филологического исследования журналистики на примере жанра интервью является актуальным. До настоящего периода не существует эффективного метода исследования проблем журналистского феномена, особенно это проявляется в области филологических наук, для которых по определению может быть доступно выявить такие способы воздействия на онтологическое основание журналистики, которые обеспечат высокую степень языковых, литературных и коммуникативных качеств субъективного представления объективных сведений о сущности явлений бытия. Поэтому из-за того, что метод филологического исследования жанра интервью не был сформулирован как целостная и упорядоченная научная проблема до настоящего периода, то по своей сущности он может быть представлен как новый. В связи с тем, что разработка метода филологического исследования журналистики направлена на разрешение противоречий, возникших во взаимодействии методологических и технологических основ средств массовой информации, и обеспечивает возможность решения научной проблемы -перехода коммуникативных возможностей журналистики на новый уровень взаимоотношений методологической и технологической составляющих средств массовой информации, то данное исследование может быть представлено как научно значимое.

К наиболее ярко выраженному с феноменальной точки зрения жанру журналистики целесообразно отнести жанр интервью. Интервью отражает явление бытия в самый короткий период - здесь и сейчас. Феномен интервью отражает наиболее специфическое явление бытия, проявляемое в одномоментном цикле воздействия интервьюера, направленного на выявление сведений, и обратное воздействие интервьюируемого на предъявление сведений. И именно в данном коммуникативном цикле создается онтологическая основа для субъективного образа филологической конструкции предстоящего журналистского изложения сведений. В связи с тем, что методология жанра интервью имеет серьезную теоретическую основу, сам процесс подготовки, осуществления, обработки и предъявления интервью можно рассматривать как нечто вполне сложившееся и научно обоснованное. Однако феномен интервью содержит внутреннюю сторону, которая не всегда четко проявляется в теории и на практике [5, с. 8].

Данная сторона в основном может проявляться именно в филологической области в качестве языковых, литературных и коммуникативных оснований. Именно эта сторона феномена журналистики является недоступной для исследования существующими в ее теориях методами. Становиться актуальным поиск нового подхода к исследованию феномена журналистики. И сама филология раскрывает его сущность через понятие феномена, то есть для исследования феномена журналистики целесообразно применить феноменологический метод, идею о сущности которого два века тому назад изложил Г. Гегель и который по определению относится именно к филологической науке.

- 156 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________

В настоящее время методы исследования проблем жанра интервью чаще не выходят за пределы уровня эмпирических представлений. Причем общие журналистские методы исследования в целом претендуют на методологическое обоснование теоретического уровня представления, однако данная наиболее востребованная область общественных отношений не имеет обоснования на мировоззренческом уровне представления. Поскольку в явлениях журналистики отражается интеллектуальная форма движения материи, то и метод исследования целесообразно формулировать в пределах способов взаимосвязи, взаимодействия и взаимопонимания предметов материальной действительности, которые проявляются как феномены интеллектуальной формы движения материи. Жанр интервью отражает процесс, в котором интеллектуальной форма движения материи управляется субъектом журналистской деятельности в таком направлении, которое предоставляет возможность обеспечить продуктивную коммуникативность с другими субъектами для раскрытия сущности их представлений о предмете интервью [3, с. 602-692; 4, с. 36].

Развитие журналистики в современных условиях неразрывно связано с высокотехнологичными общественными отношениями, при которых интеллектуальная форма движения материи достаточно глубоко проникает в сознание субъектов бытия не только при их непосредственном взаимодействии и взаимосвязи, но и через предметы коммуникативности, организованные на основе физической и химической форм движения материи. Такое разделение коммуникативных процессов на «непосредственные» и «опосредованные» создает условия для возникновения противоречий между возможностями взаимопонимания взглядов субъектов при непосредственном общении и взглядами при опосредованном мультимедийными средствами общении. При этом исследование этих противоречий проводится на основе методов, в основе которых заложен принцип раздельного рассмотрения проявлений процессов мышления и бытия, подразумевая принципиальные различия между явлениями мышления и явлениями материальной действительности.

Уделяя большое внимание развитию методов исследования мышления и бытия в их «аналитической изоляции», упускают сторону коммуникативности, относящуюся к ее субъекту непосредственно и в данных методах рассматриваемую «механистически». С целью преодоления противоречия целесообразно изучить возможность разработки такого метода исследования проблем коммуникативности в совокупности интеллектуальной и других форм движения материи, который позволил бы обеспечить адекватное представление о процессах взаимосвязи и взаимодействия субъектов в процессах областей журналистской деятельности как при непосредственном общении, так и опосредованном, через мультимедийные средства коммуникации. Возможности применения такого метода в настоящем и будущем наиболее отчетливо могут проявиться при исследовании проблем журналистики, а именно ее жанра интервью. Судя по предмету исследования, в качестве которого может рассматриваться коммуникативность как процесс взаимосвязи, взаимодействия и взаимопонимания субъектов бытия, для рассмотрения целесообразно принять метод, основанный на явлениях коммуникативности между субъектами бытия. В качестве основного подхода целесообразно рассмотреть феноменологический способ представления процессов, проявляемых в результате движения материи интеллектуальной формы, как внутренние, в мышлении субъектов, так и внешние, выраженные через речь субъектов. При этом под феноменом целесообразно представлять понятие, в котором отражается сущность предмета материальной действительности в интеллектуальной форме движения материи. В качестве основной гипотезы исследования целесообразно представить возможность объединения в методе филологического исследования журналистики ее онтологические и филологические проблемы. При этом онтология проблемы связана с ярко выраженным двойственным характером проявляемой в явлениях журналистики ее сущности. Во-первых, проявлением ее особенностей как атрибутов бытия, во-вторых, как атрибутов мышления. В связи с этим методология исследования журналистики может быть диалектически в своей аналитической части разделена на методы исследования онтологического и филологического основания. Одновременно филология проблемы может быть связана с недостаточностью изученности сущности журналистики, проявляемой в явлениях движения материи интеллектуальной формы, для регулирования отношений в которой и предназначена журналистика как категория общественного бытия субъектов и коммуникативный вид проявления интеллектуальной формы движения материи.

Таким образом, существует возможность познания феноменов мышления, организующих акты диалога в межличностной коммуникативности, на основе чего выбрано направление филологического исследования феноменов жанра интервью, с целью определения способов регулировки искажений при восприятии содержания мыслей собеседников в словах диалога. Данное направление исследования, заключающееся в поиске путей разработки метода исследования журналистики, и как филологического, и как онтологического феномена, отражающего

- 157 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

индивидуально личностную и цивилизационно всеобщую коммуникативность субъектов бытия в материальной действительности. В соответствии со сложностью и научной новизной затронутой проблематики, область исследования определена в пределах жанра журналистики интервью, в сущности которого можно наблюдать отражения всех противоречий, характеризующих современное состояние журналистики как отрасли коммуникативно-творческой человеческой деятельности, с явно выраженным преобладанием языковой и литературной формы взаимо- и самовыражения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки: критический анализ. - М.: Наука, 1985. - 361 с.

2. Зелинский Ф.Ф. Филология // Энциклопедический словарь. Т. XXXVa (70) / Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб., 1902. - С. 811-816.

3. Кодола В.Г. Трансцендентальный материализм. - Saarbrucken, Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. - 692 с.

4. Кодола В.Г. Как возможен трансцендентальный материализм // Историческая и социально-образовательная мысль, Том7. - № 2. - 2015. - С. 36-47.

5. Кодола Н.В. Интервью. Методика обучения. Практические советы: Учеб. пособие для студентов вузов / Н.В. Кодола. - 2-е изд. Испр., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 174 с.

6. Кодола Н.В. Феноменологический метод филологии // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - № 5. Том 2. - М.: Наука, 2014. - С. 242-248.

7. Кодола Н.В. Феноменологический метод филологического исследования // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии XXXV МНПК вопросы филологии, искусствоведения и культурологии (Новосибирск 16.04.2014). - Новосибирск: СибАК, 2014.

8. Кодола Н.В. Феноменологический метод филологического исследования жанра интервью // Русский язык в контексте национальной культуры» («Современные языковые процессы в СМИ»): материалы III Международной научной конференции (Саранск 21-23.05.2014). - Саранск: Мордовский государственный университет, 2014. - С. 312-323.

9. Кодола Н.В. Феноменологический подход к филологическому исследованию журналистики / Современные научные исследования: методологии, теория, практика: материал II Международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 2.06.2014). - Нижний Новгород: ЦСРНИ, 2014. - С. 128-135.

10. Кодола Н.В. Новые технологии диалога для новых медиа // Журналистика в 2014 году. СМИ как фактор общественного диалога: международная научно-практическая конференция (Москва 6-8.02.2015). - М.: МГУ, 2015. - С. 116-117.

11. Норберт Больц. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011. - 186 с.

12. Чувакин А.А. Основы филологии : учеб. пособие / А.А. Чувакин; под ред. А.И. Куляпина. - М.: ФлИнтА : Наука, 2011. - 240 с.

REFERENCES

1. Babushkin V.U. Phenomenological philosophy of science: a critical analysis. [Fenomenologicheskaja filosofija nauki: kriticheskij analiz]. Moskva: Nauka, 1985. 361 p. (in Russ.).

2. Zelinskij F.F. Philology. Encyclopedic dictionary. T. XXXVa (70). Publisher F.A. Brockhaus and I.A. Efron. [Filologija. Jenciklopedicheskij slovar'. T. XXXVa (70).] Izdateli F.A. Brokgauz, I.A. Efron. Sankt-Peterburg. 1902. pp. 811-816. (in Russ.).

3. Kodola V.G. Transcendental materialism. [Transcendental'nyj materialism]. Saarbrucken, Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 692p. (in Russ.).

4. Kodola V.G. How transcendental materialism is possible [Kak vozmozhen transcendental'nyj materialism]. Is-toricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl Historical and Social Educational Ideas., Tom7, no. 2, 2015. pp. 3647. (in Russ.).

5. Kodola N.V. Interview. Training technique. Practical advice: Proc. A manual for students of universities. N.V. Kodola. - 2nd ed. Rev., revised And enlarged extra. [Interv'ju. Metodika obuchenija. Prakticheskie sovety: Ucheb. posobie dlja studentov vuzov. N.V. Kodola. - 2-e izd. ispr., pererab. i dop]. Moskva: Aspekt Press, 2011. 174 p. (in Russ.).

6. Kodola N.V. Phenomenological method of Philology [Fenomenologicheskij metod filologii]. European Social Science Journal (Evropejskij zhurnal social'nyh nauk). Moskva: Nauka, 2014. № 5. Tom 2. 2014. pp. 242-248. (in Russ.).

7. Kodola N.V. Phenomenological method of philological study. In the world of science and art: issues of philology, art history and cultural studies XXXV PBMCs questions of Philology, art history and cultural studies [Fenomenolog-icheskij metod filologicheskogo issledovanija. V mire nauki i iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedenija i kul'turol-ogii XXXV MNPK voprosy filologii, iskusstvovedenija i kul'turologii (Novosibirsk 16.04.2014)]. Novosibirsk: SibAK, 2014. (in Russ.).

8. Kodola N.V. Phenomenological method of philological study of the genre of the interview. Russian language in the context of the national culture" ("Modern language processes in the media"): proceedings of the III International scientific conference [Fenomenologicheskij metod filologicheskogo issledovanija zhanra interv'ju. Russkij jazyk v kontekste nacional'noj kul'tury» («Sovremennye jazykovye processy v SMI»): materialy III Mezhdunarodnoj nauch-

- 158 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________

noj konferencii (Saransk 21-23.05.2014). Saransk: Mordovskij gosudarstvennyj universitet, 2014. pp. 312-323. (in Russ.).

9. Kodola N.V. A phenomenological approach to the philological study of journalism. Current research: methodology, theory, practice: materials of II International scientific-practical conference (Nizhny Novgorod, 2.06.2014). [Fenome-nologicheskij podhod k filologicheskomu issledovaniju zhurnalistiki. Sovremennye nauchnye issledovanija: metod-ologii, teorija, praktika: material II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Nizhnij Novgorod, 2.06.2014). Nizhnij Novgorod: CSRNI, 2014. P. 128-135. (in Russ.).

10. Kodola N.V. New technologies of dialogue for new media. Journalism in 2014. The media as a factor of social dialogue: the international scientific-practical conference (Moscow 6-8.02.2015). [Novye tehnologii dialoga dlja novyh media. Zhurnalistika v 2014 godu. SMI kak faktor obshhestvennogo dialoga: mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija (Moskva 6-8.02.2015). Moskva: MGU, 2015. P. 116-117. (in Russ.).

11. Norbert Bol'c. ABC media. [Azbuka media]. Moskva: Evropa, 2011.186 p. (in Russ.).

12. Chuvakin A.A. Fundamentals of Philology : studies. Manual. A.A. Chuvakin; under the editorship of A.I. Kulapin. [Osnovy filologii : ucheb. posobie. A.A. Chuvakin; pod red. A.I. Kuljapina]. Moskva: FlInta: nauka, 2011. 240 p. (in Russ.).

Информация об авторе

Кодола Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русской литературы XX-XXI века и журналистики, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия [email protected]

Получена: 09.04.2015

Information about the author

Kodola Natalia Valeryevna, Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor, Chair of Russian Literature of the XX-XXI centuries and Journalism, Moscow State Pedagogical University, Moscow city, Russian Federation [email protected]

Received: 09.04.2015

- 159 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.