Научная статья на тему 'Журнал «Воля России» в Праге и русская философия'

Журнал «Воля России» в Праге и русская философия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
710
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ВОЛЯ РОССИИ" / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЖУРНАЛЫ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ / "VOLYA ROSSII" / "WILL RUSSIA" / RUSSIAN PHILOSOPHY / RUSSIAN EMIGRATION / SOCIAL PHILOSOPHY / MAGAZINES OF THE RUSSIAN ABROAD

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Базанов Петр Николаевич

В статье восстанавливается история журнала «Воля России». Показано влияние журнала на развитие русской философии. Исследуется роль и место журнала «Воля России» в культуре русской эмиграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Magazine «Volya Rossii» in Prague and Russian philosophy

The article recovers the history of the magazine «Volya Rossii». The influence of the journal on the development of Russian philosophy. We investigate the role and place of the magazine «Volya Rossii» in the culture of Russian emigration.

Текст научной работы на тему «Журнал «Воля России» в Праге и русская философия»

УДК 122/129

П. Н. Базанов *

ЖУРНАЛ «ВОЛЯ РОССИИ» В ПРАГЕ И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ **

В статье восстанавливается история журнала «Воля России». Показано влияние журнала на развитие русской философии. Исследуется роль и место журнала «Воля России» в культуре русской эмиграции.

Ключевые слова: «Воля России», русская философия, русская эмиграция, социальная философия, журналы Русского Зарубежья.

P. N. Bazanov

Magazine «Volya Rossii» in Prague and Russian philosophy

The article recovers the history of the magazine «Volya Rossii». The influence of the journal on the development of Russian philosophy. We investigate the role and place of the magazine «Volya Rossii» in the culture of Russian emigration.

Keywords: «Volya Rossii», "Will Russia", Russian philosophy, Russian emigration, social philosophy, magazines of the Russian abroad.

Пражский журнал «Воля России» (1922-1932) — «центральный орган ПСР», издание эсеров, фактически орган левой фракции партии социалистов-революционеров в Русском Зарубежье. Первоначально издавался как ежедневная газета в Праге (12 сентября 1920 — 9 октября 1921, № 1-327, тиражом 15 000 экз. [4, л. 145]), затем превратился в еженедельник (1922, № 1-28). Газета прекратила существование из-за постоянной неокупаемости, ибо даже члены ПСР не присылали денег, вырученных от распространения [2, л. 51-51 об]. Не спас газету и проект переезда редакции в Ригу, поближе к России. Постановлением ЗД ПСР от 28 декабря 1921 г. было решено передать все права на еженедельник автономной литературной группе [1]. С января 1922 г. «Воля России» стала

* Базанов Петр Николаевич — доктор исторических наук, доцент, bazanovpn@list. ги

** Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-03-00575.

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016. Том 17. Выпуск 3 211

выпускаться в виде «толстого» еженедельного «журнала политики и культуры» большого формата. Правда, периодичность быстро снизилась до двух раз в месяц, а потом, в 1925 г., до одного, с неизбежным уменьшением формата и появлением сдвоенных номеров. С 1924 г. журнал стал выходить в новой орфографии. «Воля России» имела отделение в Париже, оно находилось в редакции другого эсеровского органа — газеты «Pour la Russie», помещение и имущество которой унаследовала [6, л. 31]. Газета и журнал «Воля России» пользовались финансовой поддержкой чехословацкого правительства в рамках т. н. русской акции [7, с. 67-72]. Как вспоминал секретарь редакции М. Л. Слоним,

Эта финансовая поддержка с каждым годом сокращалась, но она — вместе с поступлениями от подписчиков и продажи — обеспечивала скромную смету журнала. Предвидя, что рано или поздно «русская акция» придет к концу, редакция в 1927 г. решила перенести печатание в Париж и даже приобрела типографию, названную Франко-славянской. Однако надежды, что доход от типографии сделает возможным дальнейший выпуск журнала, не осуществились, и в 1932 г. выпуск журнала прекратился, а типография была передана кооперативу ее работников во главе с Л. Г. Раузеном [11, с. 292].

Перемены в редакции «Воли России» отражали фракционную борьбу в ПСР. Формально редактором газеты был И. Давид, фактически же коллектив: Е. Е. Лазарев (издатель), В. М. Зензинов, В. И. Лебедев, О. С. Минор. С газетой активно сотрудничали известные вожди и деятели эсеров: А. Ф. Керенский, В. М. Чернов, М. Л. Слоним и др. После фракционного размежевания уже из журнала ушли все правые: В. М. Зензинов, А. Ф. Керенский, О. С. Минор, а затем и центрист В. М. Чернов (деятельный участник и постоянный автор до 1926 г), зато редакция пополнилась (с № 4 за 1922 г) сначала В. В. Сухом-линым, а секретарем стал М. Л. Слоним, затем, с 1924 г., и Е. А. Сталинским. «Воля России» с момента своего появления была партийным изданием — «центральным органом ПСР», хотя находилась на левом фланге своей партии. «Воля России» еще в бытность свою газетой полемизировала с «Современными записками» и «Днями», критиковала методы и политику «Административного центра», после преобразования в журнал негативное отношение редакции и авторов к стратегии и тактике правых эсеров заметно усилилось. В 1926 г. произошел раскол с группой В. М. Чернова, монополизировавшей журнал «Революционная Россия».

«Воля России» уделяла большое внимание социальным и политическим проблемам, вела страстную полемику об отношении к большевикам и Советской России. Журнал стремился продолжать традиции русского народничества и отстаивать принципы «демократического социализма». «Воля России» придерживалась одного из самых левых для Русского Зарубежья политических направлений, но никогда не скатывалась на сменовеховскую позицию. При абсолютном несогласии с большевизмом члены редакционной коллегии и ближайшие сотрудники журнала считали невозможным вооруженную борьбу с советским режимом. Неформальный девиз журнала «лицом к России» обосновывался желанием понять процессы, происходившие в СССР, и не потерять связь с Родиной. «Воля России» отстаивала своеобразие русской

истории и признавала психологическое своеобразие нашего народа и, в то же время, обосновывала сближение с западноевропейской культурой.

Среди членов редакции, писавших в газете и журнале, первое место по праву принадлежит В. И. Лебедеву — он автор более 35 публикаций, из которых самая значительная — «Славянский мир (о славянской солидарности)» (1925. № 1). В. М. Чернов — автор 17 публикаций в газете, из них самые знаменитые — «Письма к советской власти» от 13 сентября 1920 г. — открытые обращения к В. И. Ленину и Л. Б. Каменеву с разоблачением средств и методов чекистской работы против представителей партии эсеров, и конкретно против детей и жены автора. Не менее известной была аналитическая статья «Воскрешение Столыпинщины» (17 сентября 1920) — об антисоциалистическом отношении большевиков к крестьянству, создании «иезуитско-опекунско-го-коммунистического режима». Борьбу против казарменного социализма большевиков В. М. Чернов продолжил в ряде статей под общим названием «Революция или контрреволюция?». Эти статьи были перепечатаны в других эсеровских журналах — частично в «Народном деле» и полностью в «Революционной России». Из других авторов — членов партии эсеров первое место занимает В. Г. Архангельский — он автор 19 статей. Также нужно упомянуть статьи Е. К. Брешко-Брешковской «Письма Старому другу» (письмо в газету «Революционная Россия» от 5 апреля 1905 г. об идеологии народничества) и «Русская молодежь»; рецензии Н. В. Вороновича, в том числе на дневники Николая II, А. А. Вырубовой и на «Очерки русской смуты» А. И. Деникина. И. М. Брушвит выступил с воспоминаниями «Как подготовлялось волжское выступление» (1928. № 10/11).

В «Воле России» принимали участие такие известные общественные деятели Запада, как К. Каутский, В. Зомбарт, Э. Бернштейн, О. Бауэр, А. Тома, Э. Эррио, писатели А. Франс, Р. Роллан, Т. Манн и др. Журнал уделял особое внимание славянским государствам, а более всего Чехословакии, поэтому не удивительно, что на его страницах печатались Т. Г. Масарик, Э. Бенеш, деятели чешской социал-демократии и народной партии, появлялись переводы произведений К. Чапека, В. Ванчуры и мн. др. [11, с. 294]. Левизна «Воли России» проявлялась в отношении к литературе. Журнал демонстрировал большой интерес к литературной жизни в Советской России: печатались обзоры советской литературы, рецензии на издания в России, перепечаты-валась внутрилитературная полемика из советских журналов, произведения советских авторов: Н. Н. Асеева, Б. Л. Пастернака, И. Э. Бабеля, Л. М. Леонова, Б. А. Пильняка [8, с. 44] и даже В. В. Маяковского (посмертная публикация «Бани» как антибюрократического и антимещанского памфлета). Сенсацией мирового масштаба стала публикация в № 2-4 за 1927 г. отрывков из знаменитого романа Е. И. Замятина «Мы». Из представителей старшего поколения русских писателей, поэтов и литературоведов в журнале регулярно печатались А. М. Ремизов и М. И. Цветаева. Только постепенно в литературном отделе стали регулярно сотрудничать В. Ф. Ходасевич, К. Д. Бальмонт, Б. К. Зайцев, Вас. И. Немирович-Данченко, С. К. Маковский, В. Б. Шкловский, М. А. Осоргин и др. Зато «Воля России» охотно печатала эмигрантскую молодежь: Г. И. Газданова, Б. Поплавского, Ю. К. Терапиано, Вадима Андреева, А. Несмелова, В. С. Вар-

шавского и др. молодых прозаиков и поэтов [10, с. 78-79]. Отзывы на книги часто помещались за плату, так, изданиям «Русской типографии Е. А. Гутнова» в Берлине делалась скидка в 50%. [4, л. 145].

По подсчетам А. А. Ермичева, в журнале «Воля России» появилось 274 философских публикации [9, с. 177-197]. Правда, в большинстве своем это были социально-политические статьи или отклики и рецензии на философские труды. Неудивительна критика идеологии политических противников — монархизма, фашизма, «сменовеховства», евразийства и различных течений пореволюционеров. «Воля России» могла похвастаться изданием на своих страницах таких известных авторов, как И. И. Лапшин («Умирание искусства», 1924. № 16-17; «О двух «планах» реальности — житейском и художественном», 1926. № 10; «Эстетика Толстого», 1928. № 8/9; «"Бессознательное" в научном творчестве», 1929. № 1-3; «Метафизика Достоевского», 1931. № 1-2); П. А. Сорокин («Нравственное и умственное состояние современной России», 1922. № 4; № 5); Л. Н. Толстой («Из черновиков "Николая Палкина"», 1922. № 2; «Чингиз-хан с телеграфом. Неизданная статья», 1928. № 3); Л. И. Шестов («Два отрывка из книги "Что такое большевизм?"», 1922. № 28).

В «Воле России» публиковались рецензии на многие известные эмигрантские советские и иностранные философские книги. Авторами выступали, как правило, члены партии эсеров. Первым рецензентом был Василий Гаврилович Архангельский (1868-1948) — бывший депутат Государственной Думы и Учредительного собрания. Его перу принадлежат отзывы на самые известные философские книги и журналы 1920-х гг.: «Борьба с разумом (Лев Шестов. Ро1ез1а8 с1аушу = Власть ключей. "Скифы")» (1923. № 8/9); «Из мира блужданий (Православие и культура: Сб. религиозно-философских статей под ред. проф. В. В. Зеньковского Берлин. 1923); «"София". Проблемы культуры и религиозной философии. Под ред. Н. А. Бердяева (Берлин. 1923)» (1923. № 10); «Лопатин Л. М. Лекции по истории новой философии. Ч. 1: Кант (Берлин, 1923)» (1923. № 19); «"Средний человек" о христианстве и культуре (Е. Спекторский "Христианство и культура")» (1925. № 2)»; «Путь. Орган русской религиозной мысли. Париж. 1925. Сентябрь» (1925. № 12); «Соблазны собственности и обольщения диктатуры (Н. Н. Алексеев. Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства. Париж. 1928)» (1929. № 2); «Уильям Джемс. Введение в философию. Перевод И. И. Лапшина (Берлин. 1923)» (1925. № 1). В. Г. Архангельский написал и ряд «чисто» философских статей: «Пореволюционное дело» (1924. № 8/9) — о взглядах Н. А. Бердяева и С. Л. Франка; «О религиозном фронте в эмиграции» (1925. № 12); «Народничество в православном одеянии» (1928. № 6) — о концепции Ф. А. Степуна.

Другой лидер эсеров, Василий Васильевич Сухомлин (1885-1963), печатался практически в каждом номере журнала и фактически вел рубрику «Политические заметки». В ней он опубликовал свои суждения: «Что такое буржуазная реакция? Социализм и демократия» (1923. № 4), «Гниение или рождение в новую жизнь? Взыскующие града» (1923. № 5), «Демократия и революция» (1923. № 11), «Спор о характере русской революции. Ленинизм и троцкизм. Разногласия в стане ленинистов. Первоначальное накопление. Аграрно-кооперативный социализм» (1925. № 1). В. В. Сухомлин писал

не только рецензии на книги и отзывы на статьи, но и любил вступать в полемику со своими оппонентами: «Политическая алгебра. (По поводу статьи В. Я. Гуревича)» (1922. № 3), «Эмигранты и "оставшиеся". По поводу брошюры

A. Пешехонова» (1923. № 13), «Новый критик марксизма. Социализм и культура. (Генрих де Ман об иллюзиях и реальностях социалистического прогресса)» (1927. № 8/9) и «Старая и новая Россия. По поводу ответа П. Сорокина» (1923. № 1) — о взглядах И. А. Ильина и о журнале «Крестьянская Россия», членом редакции, которой был П. А. Сорокин.

Лидер партии эсеров Виктор Михайлович Чернов (1873-1952) печатался регулярно до тех пор, пока не поссорился с однопартийцами из группы «Воля России». Наиболее известны были его социально-философские статьи, например «Параллели и контрасты. Мысли о русском термидоре» (1922. № 1) с резким оппонированием идеологу сменовеховства Н. В. Устрялову. В том же духе была выдержана работа «"Отцы" и "дети"» (1922. № 5) с острой критикой П. Б. Струве и Н. В. Устрялова. Концептуальной работой В. М. Чернова можно назвать и публикацию «О сущности русской революции» (1922. № 7). Идеолог эсеровской партии выступал и как рецензент. Ему принадлежат рецензии: «Индивидуальность и кризис культуры (В. Иванов и М. Гершензон "Переписка из двух углов". Петербург: Алконост, 1921)» (1922. № 3), «Исповедь навыворот (А. В. Пешехонов "Почему я не эмигрировал". Берлин: Обелиск, 1923)» (1923. № 13)», «Разрушение вместо созидания. Полное собрание сочинений

B. И. Ленина» (1924. № 1-2) и «Мир, меч и мир» (1925. № 7-8) с критикой книги И. А. Ильина «О сопротивлении злу силой».

Известный экономист и публицист, близкий до своего возвращения в СССР к эсерам, Далмант А. Лутохин (1885-1942) не только написал статью «Обществоведение в современной России» (1926-1927. № 12/1), но и отрецензировал нижеследующие книги и журналы: Чешихин-Ветринский В. Е. «Н. Г. Чернышевский. 1828-1889» (Петроград: Колос, 1923) (1923. № 20); Штейн-берг И. З. «Нравственный лик революции» (Берлин: Скифы, 1923) (1924. № 4); «Евразийский временник», непериодическое издание под ред. П. Савицкого, П. П. Сувчинского и кн. С. Трубецкого, кн. III (Берлин, 1923) (1924. № 10-11); Павлов И. П. «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» (Петроград. 1923 (1924. № 14/15); «Логос. Международный ежегодник по философии культуры» под ред. С. И. Гессена, Ф. А. Степуна и Б. В. Яковенко, кн. 1 (Прага, 1925) (1925. № 6); Шпет Г. «Введение в этническую психологию», вып. 1 (М., 1927) (1927. № 8/9). Под псевдонимом «Ф. Репейников» Д. А. Лутохин в статье «Лицо революции» (1925. № 4) дал анализ работы П. А. Сорокина «Социология революции» и написал рецензию на советское издание: Ивановский Вл. Н. «Методологическое введение в науку и философию» (Минск, 1923) (1927. № 10).

Выделим также и «анонимные» рецензии. Под псевдонимом «СТОЛПНИК» появилась рецензия на книгу Н. О. Лосского «Свобода воли» (Париж: YMCA^ress, 1926) (1927. № 5/6), а под криптонимом «К. Ч. » — на известную работу Н. Н. Алексеева «Основы философии права» (Прага: Пламя, 1924) (1924. № 3). Издевательской и сверхсаркастической была не подписанная рецензия «Евразийский лес» (1929. № 1) о первом номере газеты «Евразия».

Одновременно с созданием своего периодического органа эсеры учредили в Праге издательство «Воля России», выпустившее около 50 названий, по русской традиции, полностью или частично печатавшихся в журнале. В первый период (1920-1923) издательство печатало книги агитационного и политического характера. Из них следует отметить следующие: сборник «Правда о Кронштадте» с картой восставшего города, Воронович Н. В. «Зеленая книга», Раковский Г. Н. «Конец белых: от Днепра до Боспора (Вырождение, агония и ликвидация)», «Сборник статей из журнала "Воля России"» (1922), где авторами были О. С. Минор, С. И. Верещагин, Я. Г. Лозовой, П. Д. Климушкин, М. П. Кобяков, Е. К. Брешковская, О. Е. Колбасина, В. Я. Гуревич, Л. В. Россель, Г. И. Шрейдер.

Во второй период (1924-1932) преобладают более основательные работы. Из как минимум 25 книг самыми известными стали теоретические труды эсеровских лидеров: Чернов В. М. «Конструктивный социализм», т. 1 (1925), Сталинский Е. А. «Пути революции» (1925), первый выпуск сборника в то время министра иностранных дел, а впоследствии президента Чехословакии Э. Бенеша «Речи и статьи» (1925) и т. д. Нужно также выделить книгу воспоминаний перебежчика из СССР Н. А. Безпалова «Исповедь агента ГПУ» (1925), ибо это первое издание «откровений» бывшего чекиста, ставших наиболее популярным жанром публикаций эпохи третьей «волны» и славистских издательств на Западе второй половины ХХ в. Готовился к изданию и второй том «Конструктивного социализма» В. М. Чернова — «Проблемы конструктивного социализма и большевизм», но из-за закрытия журнала он вовремя не смог выйти. К 1938 г. успели напечатать корректурный оттиск, но тираж второго тома так и не вышел из-за захвата Германией Чехословакии.

Большое значение редакция «Воли России» придавала распространению своей печатной продукции. Связи редакции были обширны и простирались не только на всю Европу, но и на Америку с Азией. В целом книги и брошюры издательства «Воля России» в Прибалтике [3, л. 50, 62, 78, 91, 223 об., 224; 4, л. 114, 114 об, 116 об.], Финляндии [3, л. 196] и США [4, л. 235] расходились неплохо, в сотнях экземпляров, но в других странах — только десятками, а то и единицами. Особое внимание, конечно, придавалось доставке «Воли России» в метрополию. Для этого активно использовалась советско-финская граница на Карельском перешейке. В 1921 г. редакция даже приобрела право продавать свою газету в железнодорожных киосках в Финляндии. [5, л. 53, 56]. Особенно этот процесс усилился во время Кронштадтского восстания, когда эсеры ожидали свержения большевистской власти политически близкими кругами кронштадтцев. Надежды были настолько велики, что редакция в срочном порядке 16 марта 1921 г. писала своему представителю в городе Териоки (ныне Зеленогорск) В. Н. Тукалевскому:

Немедленно при освобождении Петрограда открыть отделение конторы «Воли России» на Невском, обязательно с большой витриной на улицу. Первое время необходимо будет широко раздавать газету бесплатно, лишь постепенно организуя розничную продажу [5, л. 78].

Агитационные материалы должны были бесплатно распространяться

в рабочих кварталах Петрограда и пригородов [5, л. 85].

По воспоминаниям М. Л. Слонима, у журнала на Родине было немало читателей: помимо нелегальных путей, «Главкнига» выписывала через книжный магазин Я. Поволоцкого в Париже от 160 до 200 экземпляров «Воли России»: очевидно, для вельмож и «тех, кому ведать надлежит» [11, с. 299]. На «Волю России» подписывалось Бюро печати при представительстве РСФСР в Германии в 1921 г. [5, л. 221]. При нелегальной доставке в Советскую Россию «Воля России» шифровалась как «Тимофей Петрович». В Русском Зарубежье журнал распространялся в Австрии («Русский книжный магазин и библиотека Я. М. Перский» в Вене), Германии (книжный склад и магазин «Грани»; «Книжный салон при Русском универсальном издательстве» в Берлине), Чехословакии (книжная фирма при издательстве «Пламя» в Праге).

Определенная часть тиражей периодических изданий группы «Воля России» всегда распространялась бесплатно. Часть тиража всех изданий по просьбам правления ЗД ПСР издавалась на тонкой бумаги и бесплатно передавалась для переправки и распространения в России [1]. Редакция «Воли России» продавала по всему миру не только свои издания, но и книги и брошюры других эсеровских издательств и издающих организаций, даже правых «Современных записок», с которыми «Воля России» постоянно полемизировала.

В пражском эсеровском журнале «Воля России» регулярно появлялись статьи по социальной философии. Журнал регулярно рецензировал книги Русского Зарубежья, иностранные и иноязычные и в силу своей специфики уделял большее внимание, чем другие эмигрантские периодические издания советской печати. Мнения рецензентов на страницах «Воли России» не потеряли актуальности даже в наши дни и могут эффективной помочь исследователям разобраться в сложных перипетиях истории русской мысли ХХ в.

ЛИТЕРАТУРА

1. Columbia University Libraries, Rare book and Manuscript Library Bakhmeteff Archive of the Russian and East European History and Culture. S. R. Party Papers. — Box. 4

2. Государственный архив Российской Федерации. — Ф. Р-5824. — Оп. 1. — Д. 280.

3. Государственный архив Российской Федерации. — Ф. Р-5959. — Оп. 1. — Д. 13.

4. Государственный архив Российской Федерации. — Ф. Р-5959. — Оп. 1. — Д. 15.

5. Государственный архив Российской Федерации. — Ф. Р-5959. — Оп. 1. — Д. 29.

6. Государственный архив Российской Федерации. — Ф. Р-6405. — Оп. 1. — Д. 3.

7. Базанов П. Н. Издательская деятельность политических организаций русской эмиграции (1917-1988 гг). 2-е изд. испр. и доп. — СПб., 2008.

8. Базанов П. Н. Книга Русского Зарубежья (из истории книжной культуры ХХ века): учеб. пособие / П. Н. Базанов, И. А. Шомракова. — СПб., 2001.

9. Ермичев А. А. Философское содержание журналов русского зарубежья (19181939 гг). — СПб.: Изд-во РХГА, 2012. — С. 177-197.

10. Зверев А. М. «Воля России» // Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918-1940. — Т. 2: Периодика и литературные центры. — М., 2000. — С. 77-85.

11. Слоним М. «Воля России» // Русская литература в эмиграции. — Питтсбург, 1972. — С. 291-300.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.