Научная статья на тему 'Журнал «Русский спорт» (1882-1895) в становлении русской спортивной журналистики'

Журнал «Русский спорт» (1882-1895) в становлении русской спортивной журналистики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1342
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексеев К.

The article describes the journal «Russian sport» (1882-1895) and the formation period of Russian sport journalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The journal «Russian sport» (1882-1895) in becoming of Russian sport

The article describes the journal «Russian sport» (1882-1895) and the formation period of Russian sport journalism.

Текст научной работы на тему «Журнал «Русский спорт» (1882-1895) в становлении русской спортивной журналистики»

Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Сер. 9, вып. 4

К. Алексеев

ЖУРНАЛ «РУССКИЙ СПОРТ» (1882-1895) В СТАНОВЛЕНИИ РУССКОЙ СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

В истории русской журналистики остается немало белых пятен, в числе которых - становление спортивной журналистики в России. Особенно слабо исследован дореволюционный период ее развития, между тем до революции спортивная периодика составляла значительную часть отряда специализированной печати.

Спортивная пресса родилась в России в XIX в. с появлением и распространением спорта в нашей стране. «Собственно, отдельные публикации на спортивные темы встречались и раньше - в XVIII в., но они, как правило, носили в выходивших изданиях не систематический, обособленный характер».' Объективная причина - не было спорта как такового. Первым и наиболее популярным из всех видов спорта в России того времени был конный спорт, организационно оформившийся в первой трети XIX в. Его развитию способствовали почти непрерывные войны второй половины XVIII и начала XIX столетий, они дали нашей коннице богатейший опыт и выдвинули требование постоянного совершенствования подготовки. Описанные в романе Л. Толстого «Анна Каренина» Красносельские скачки и стипль-чезы, по замечанию исследователя истории конного спорта М. Иванова, «представляли собой прежде всего первые в России планомерные, или, как теперь говорят, календарные конно-спортивные соревнования, в основу которых были положены определенная система и соблюдение целого ряда правил и условий. Их проведению предшествовала надлежащая техническая подготовка. Словом, это были соревнования, во многом отвечавшие и ныне принятым законам конного спорта».2

Конный спорт сохранял лидирующие позиции в развитии и популярности до самой революции. Поэтому если в изданиях середины XIX в. встречалось слово «спорт», то в подавляющем большинстве случаев под ним подразумевались именно коннозаводство, бега и скачки. В данной статье рассказывается об одном из конноспортивных изданий того времени, чья история является лишь небольшим эпизодом в общем течении развития и становления русской спортивной журналистики.

Коннозаводский журнал «Русский спорт» (1882-1895) стал первым отечественным изданием, в названии которого собственно появилось слово «спорт». Он начал выходить в Санкт-Петербурге с января 1882 г. Основателем, редактором и издателем журнала был Самсон Андреевич Попов, петербуржец, выпускник Земледельческого института, до этого в течение десяти лет являвшийся «постоянным сотрудником с подписью и без оной»3 официального органа Главного управления государственного коннозаводства - «Журнала коннозаводства». За «свои познания и глубокое понимание задач коневодства в целом ряде статей в "Журнале коннозаводства"»4 Попов был пожалован орденом Св. Станислава второй степени. Однако в результате организационных преоб-

© К. Алексеев, 2006 144

\

разований на прежнем месте работы он остался за штатом и решился на создание собственного издания.

«Русский спорт» под его руководством выходил каждые две недели, т.е. в количестве 26 номеров в год на 16 страницах. Редакция журнала находилась по адресу: Кузнечный пер., д. 10, кв. 3. В 1884 г. она переехала на Николаевскую улицу, д. 42, кв. 12. Печатался журнал в типографии А. Траншеля, в доме № 12 по Стремянной улице. Подписка на «Русский спорт» с приложениями «Русские заводы рысистых лошадей» и «Русские заводы верховых лошадей» стоила 7 руб. в год с доставкой.

Содержание журнала обычно составляли: правительственные распоряжения; «руководящие статьи по вопросам в области практического и теоретического коннозаводства и спорта»; статьи и заметки по различным отраслям коннозаводского дела; «монографии замечательных лошадей с портретами»; русская и заграничная хроника бегов и скачек; библиография и различные известия о выставках, ярмарках и аукционах.

Основными подписчиками «Русского спорта» являлись коннозаводчики, военные кавалеристы, ветеринары и игроки на чрезвычайно процветавшем в то время тотализаторе. Журнал позиционировал себя как независимый, критически относился к деятельности Главного управления государственного коннозаводства и составлял острую конкуренцию его органу «Журналу коннозаводства». Профессиональный опыт и увлеченность делом С. А. Попова позволили его детищу выдержать эту конкуренцию с официальным изданием (что было непросто, учитывая почти миллионный, по сведениям «Русского спорта», бюджет стоявшего за «Журналом коннозаводства» ведомства, одного из крупнейших в России) и прочно встать на ноги. Постоянный читатель «Русского спорта» и коннозаводчик граф Витольд Крейц отмечал: «"Журнал коннозаводства" <...> издание вполне казенное, со всеми его недостатками, то есть: дорогое, жиденькое, без живого слова, малосодержательное, однообразное, защищающее всегда, во что бы то ни стало, все ошибки, промахи и недомолвки управления государственного коннозаводства, и даже печатью, форматом и наружным видом своим мало симпатичное <...> Тем с большим сочувствием приветствовали мы частное издание коннозаводского дела, 2-не-дельный журнал «Русский спорт», редакция которого именно обещала пополнить пробел казенного «Журнала коннозаводства» <...> и уважаемая редакция во многом исполнила свое обещание: издание и печать опрятные, вид изящный, передовые статьи интересные, с независимым, вполне благонамеренным и беспристрастным взглядом; сведения разнообразны и довольно полны»5. О симпатии любителей конного спорта к «Русскому спорту» говорит то, что среди его подписчиков значились московские беговое и скаковое, санкт-петербургское, тамбовское, воронежское, нижегородское и ефре-мовское общества.

Сам редактор-издатель отмечал с нескрываемой гордостью: «Заграничная хроника, разные известия, библиография, сообщения о покупках и продажах лошадей, вопросы и ответы - все эти отделы велись нами, как кажется, аккуратно и <...> так полно, как до сих пор не велось ни в одном из существовавших до «Русского спорта» органах. Наконец, то, что дает окраску и, так сказать, тон всему журналу, - это «руководящие статьи», по нашему крайнему разумению составлялись так, как это можно требовать от специального органа»6.

В своих «руководящих» (передовых. - К.А.) статьях «Русский спорт» жестко, с неизменным сарказмом критиковал, по его мнению, некорректные решения властей и некомпетентных авторов, вредящих развитию коннозаводства в России: «Известно, что знатоков конского дела у нас так много, что ими хоть «пруд пруди»; поэтому нет ничего

удивительного, если время от времени на столбцах неспециализированных изданий появляются статьи, авторитетно трактующие об этом специальном деле»7.

Сам Попов, в отличие от этих «знатоков», в вопросах коннозаводства умел мыслить широко, в масштабах государства. Так, в «руководящей» статье, где анализировалось положение дел в конноспортивной отрасли в 1882 г., указывалось: «С одной стороны, увеличение скакового бюджета, а с другой - уменьшение в численном отношении отдельных факторов скакового дела составляют главный результат минувшего сезона. <...> Нет сомнения, что ценные призы составляют довольно важный импульс в деле развития охоты; с этой точки зрения, разумеется, глав, управ, государ, коннозав. поступает совершенно логично, давая такие призы; но дело в том, что шесть призов составляют каплю даже в том небольшом море, каким является по своим размерам отечественное скаковое дело. Чтобы дать более прочное основание этой охоте, с одной стороны, необходимо увеличить число призов и самому правительству их организовать, дабы дать ему надлежащее направление, а с другой - безусловно нужно обеспечить сбыт хорошей скаковой лошади. Почему у наших соседей в Германии и Австро-Венгрии (мы уже не говорим о Франции, ни тем паче об Англии) это дело развивается? Очень просто потому, что лошади, выказавшие хорошие успехи в двухлетнем и трехлетнем возрастах почти всегда покупаются правительством. У нас же, как известно, судьба скаковой лошади очень печальна: удачные скачки заставляют владельца, за неимением другого исхода, выбивать из нее последние силы и затем продавать за бесценок»8.

Завершала эту статью достаточно жесткая рекомендация, которую небольшое частное издание считало себя вправе давать огромному и влиятельному государственному органу: «Одним словом, всматриваясь в результаты скачек минувшего года <„.> становится обязательным желать, чтобы правительство не только давало деньги, но и уясняло бы во всеобщее сведение, какую цель оно намерено преследовать. Как хотите, давать деньги и предоставлять их распределение обществам не есть прием, удобный для авторитета правительственного учреждения»9.

«Руководящие» статьи выходили без подписи, это означало, что они выражают позицию редакции журнала, а не отдельного автора. Однако Попов стремился привлекать к сотрудничеству ведущих специалистов в области, стараясь, чтобы в его издании были представлены самые различные взгляды на все актуальные вопросы. Таким образом реализовывалась главная задача редактора-издателя: «доставить отечественному коннозаводству орган, на столбцах которого люди дела могли бы свободно высказывать свои пожелания, делиться и обмениваться между собой взглядами»10.

Статьи, заметки, письма «людей дела», которые часто становились постоянными корреспондентами «Русского спорта», выходили подписанными и вызывали бурный отклик на страницах журнала со стороны других знатоков и ценителей лошадей. Подобные дискуссии, где стороны порой нарушали границы допустимого в споре и переходили на личности, могли тянуться месяцами из номера в номер и были постоянной характерной чертой издания, сохранившейся и в дальнейшем.

«Возрастающий успех издания, выразившийся в ежегодном увеличении числа подписчиков, поддерживал энергию Попова, привязывал к любимому предприятию. Видя со стороны русских коннозаводчиков и спортсменов отзывчивость ко всем вопросам, которые поднимала газета (В конце XIX в. еще не было четко сложившегося терминологического определения типа издания, поэтому одно издание могли называть одновременно и журналом, и газетой.11) справедливую оценку своих трудов, Попов еще с большею энергию предался делу, которое надорвало и без того некрепкое здоровье»12.

4 декабря 1884 г. после тяжелой четырехмесячной болезни основатель «Русского спорта» скончался от воспаления легких в возрасте 34 лет. После смерти мужа труды по выпуску журнала взяла на себя его вдова - A.M. Попова. За время ее издательской деятельности у издания сменились три редактора, и при каждом его ждала совершенно разная судьба.

Из-за болезни и смерти редактора-издателя «Русский спорт» не выходил в период с 22 октября по 15 декабря 1884 г., после чего выпуск журнала возобновился под редакторством С. П Яковлева. Издание журнала было перенесено из Санкт-Петербурга в Москву, где конный спорт традиционно был гораздо более популярен и развит, нежели в столице - именно в Москве проводилось большинство крупных соревнований. Однако переезд не пошел на пользу журналу, он утратил завоеванные при С.А. Попове позиции. «По смерти Самсона Андреевича Попова "Русский спорт" пережил весьма грустное трехлетие»13, - подвел итог деятельности своего предшественника князь С.П. Урусов, третий по счету редактор журнала, принявший издание в 1888 г., когда число подписчиков не превышало трех сотен человек, и получивший в наследство пустой портфель редактора и изломанное клише заглавного листа. С. Урусова это не смутило, и он с успехом повел свое дело.

В этот период, по мнению неизвестного сотрудника журнала, «"Р. С." вступил в новый фазис своего существования, попав в руки коннозаводчика кн. Сергея Петровича Урусова, уже довольно известного в иппической литературе и видного деятеля Императорского московского скакового общества. Привлечением к участию таких имен, как А.П. Струков, H.A. Лисаневич, М.Я. Сухотин, И.Ф. Офросимов, A.C. Вышеславцев, Ф.А. Свечин, проф. П.Н. Кулешова и многих других, журнал получил определенную окраску и скоро снискал себе сравнительно большой круг читателей, заняв прочное место среди специальных изданий»14.

В числе авторов, публиковавшихся в журнале при Урусове, был и знаменитый впоследствии В. Гиляровский, которому, например, принадлежит статья «Спорт в кавалерии», опубликованная в январском номере журнала за 1888 г. Как известно, Гиляровский прекрасно разбирался в коннозаводстве и конном спорте, позже он писал об этом: «С первого же раза я был поражен и очарован красой и резвостью скаковых лошадей. <...> Как журналист я имел право входа на трибуны, где перезнакомился со скаковым миром <...> на моих глазах расцвел на скачках тотализатор»15.

А «Русский спорт» расцвел на глазах читателей, при С.П. Урусове он достиг вершины своего благополучия, как было сказано выше: «получил определенную окраску». Новый редактор подчеркивал верность основным традициям ведения журнала, принятым еще при Попове, сохранил независимое и взвешенное направление издания, принципы организации отделов, объем, подписную стоимость и т.д. При этом «Русский спорт» стал более красочным, благодаря значительному количеству иллюстраций. Наряду с «портретами лошадей» начали появляться портреты видных деятелей конного спорта: заводчиков и жокеев, изображения ипподромов и манежей. Кроме того, Урусов добился, чтобы журнал субсидировался из средств Императорского московского скакового общества, а армейское кавалерийское командование стало обязывать своих офицеров к его постоянному чтению. О значимости журнала говорит и стремительно возросшее число рекламных объявлений (с двух-трех объявлений при Яковлеве до нескольких листов при Урусове), поскольку непопулярное издание вряд ли привлекло бы пристальное внимание рекламодателей.

Однако после ухода С.П. Урусова «в силу обстоятельств»16 (к сожалению, трудно сказать, каких именно) с поста редактора в мае 1894 г., журнал, оказавшись без его авторитетной поддержки, лишился широких связей князя в конноспортивном мире и вскоре утратил свою привлекательность. Новый редактор С.П. Гербильский не смог удержать ведущих авторов и, судя даже по стремительно упавшему качеству печати и практически полному исчезновению иллюстраций со страниц журнала, остался фактически без прежней материальной поддержки. Место исчезнувших иллюстраций заполонили сухие отчеты, таблицы результатов соревнований и хроника. За год редакторской деятельности С. Гербильский так и не сумел вернуть изданию его былую популярность, ситуация только ухудшалась. И летом 1895 г., без всяких предварительных объявлений и объяснений, «Русский спорт» прекратил свое существование.

1 Орлов С.И. Русская дореволюционная спортивная журналистика. М., 1974. С. 7.

2 Иванов М.С. Возникновение и развитие конного спорта. М., 1960. С. 91.

3 Редактор-издатель С.А. Попов. Программа журнала // Русский спорт. 1882. № 1. С. 1.

4 Ю.П. Самсон Андреевич Попов (Некролог) // Русский спорт. 1884. № 23-24. С. 354.

5 Граф Витольд Крейц. Заметки верхового коннозаводства // Русский спорт. 1883. № 7. С. 104.

6 Русский спорт. 1882. № 24. С. 390-391.

7 Там же. 1883. № 18. С. 273.

8 Там же. № 2. С. 20.

9 Там же. С. 21.

10 Там же. 1882. № 24. С. 390-391.

11 Подробнее см. об этом: История русской журналистики ХУ1П-Х1Х веков: Учебник / Под ред. Л.П. Громовой.

12 Ю.П. Самсоп Андреевич Попов (Некролог). С. 354.

13 Князь Сергей Урусов. Читателям «Русского спорта» // Русский спорт. 1894. № 21. С. 329.

14 К портрету // Русский спорт. 1894. № 21. С. 331. •

15 Гиляровский В.А. Соч.: В 4 т. Т. 3. Москва газетная. М., 1989. С. 232. 10 Князь Сергей Урусов. Читателям «Русского спорта». С. 329.

Статья поступила в редакцию 13 июня 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.