Научная статья на тему 'Журнал общественной прогностики «Ineternum»: перспективы (редакционная статья)'

Журнал общественной прогностики «Ineternum»: перспективы (редакционная статья) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
149
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жуков Дмитрий Сергеевич, Лямин Сергей Константинович

Редакционная статья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Журнал общественной прогностики «Ineternum»: перспективы (редакционная статья)»

CONTENT

Dmitry S. Zhukov, Sergei K. Lyamin Journal of Public Prognostics «INETERNUM»: Prospects (Editorial Foreword)

-5-

Articles and reports

Oxana V. Golovaschina Prospects of the Austrian State in the Opinions of Political Elite of the First Republic

Dmitry S. Zhukov, Sergei K. Lyamin Elistorical Experience and Prospects of Inclusive Sovereignty -29-

Fiction

Anton N. Saburo, Semen N. Saburo Excerpt from the literary fiction "Standard Nightmare (Utopian Pamphlet)

-46-

Blogosphere

Oxana V. Golovaschina Year of Life Blog «Res ab aeterno tempore fluentes in aetemum»

-50-

Technical requirements for the articles -56-

Жуков Д. С., Лямин С.К.

Журнал общественной прогностики «INETERNUM»: перспективы (редакционная статья)

Journal of Public Prognostics «INETERNUM»: Prospects (Editorial Foreword)

Интерес, который человек испытывает к своему будущему, видимо, связан с самой природой сознания. Будущее для нас - это не просто объект фантазий и спекуляций, но прежде всего - это инструмент целепологания, осмысления человеческого существования.

Нельзя сказать, что это утверждение претендует быть истиной в последней инстанции. С этой позицией можно и, видимо, нужно спорить. Мировоззренческий спектр человеческого опыта говорит нам, что люди и целые сообщества нередко выстраивали свою жизненную стратегию исходя из совершенно иных представлений. Кому из нас не известны традиционалистские, цикличные формы воспроизводства социальных институтов, где авторитет прошлого - опыта стариков - является неоспоримым? А вот другой пример - совсем недавно мы пережили целую эпоху господства экзистенциального мироощущения, столь сильно повлиявшего на мировую культуру XX века. Отголоски этого мироощущения, основанного на сиюминутном переживании своего существования в настоящем - здесь и сейчас, - воспроизводит до сих пор культурная среда постмодерна. В конце концов, выбор, как и положено изначально Всевышним, остаётся за человеком. Свобода нашей воли в таких вопросах неоспорима.

И, тем не менее, анализ современного состояние информационного поля делает очевидным, что тематика, связанная с прогнозированием, социальными ожиданиями, с научными и околонаучными подходами к исследованию будущего, становится доминирующей. Именно это обстоятельство позволяет нам надеяться, что идейные позиции нашего журнала будут близки очень широкой аудитории, поскольку даже самая пессимистическая позиция по отношению к будущему неизбежно сопровождается повышенным интересом к этому компоненту бытия.

Журнал общественной прогностики «INETERNUM» является печатным органом Сетевого центра футурологии и прогностики «Инетернум». В послед-

ние годы в сфере футурологии и прогностики наблюдается своеобразная структурно-организационная мобилизация. Наличие множества футурологических организаций заставляет нас позиционироваться или, если угодно, очертить свою нишу. Обозначим основные тезисы нашего понимания предмета деятельности сетевого центра и прежде всего - журнала.

Собственно, мы не стремились создать ни научный, ни литературный журнал в чистом виде. Особенность, самость нашего ежегодника заключается в понима-нии футурологии не как простой науки и не как искусства.

Долгое время футурология считалась псевдонаукой, вроде астрологии и хиромантии. Что ж, это справедливый упрёк: ни для кого не секрет, что среди исследователей, которые называют себя футурологами, немало тех, которые не используют принципы рационального мышления во время своих экскурсов в будущее. Пожелаем футурологии избавиться от рудиментов, подобно тому как некогда химия избавилась от алхимии.

Некоторые продолжают считать футурологию фантастической литературой, а в лучшем случае - научно-фантастической литературой. Однако почему бы не называть литературу литературой, а корень «логос» использовать по назначению?

Наконец, футурология трактуется как частная наука со своим методом, системой взглядов и прочими атрибутами суверенной науки. Это не может не вдохновлять нас как исследователей, однако наш журнал повествует о футурологии в другой её ипостаси. А именно?

Мы назовём эту ипостась футурологии (и, следовательно, нишу Инетернума) футурорефлексией.

Действительно, человеку (в отличие от животных) свойственна не только рефлексия (осознание себя), но и футурорефлексия (осознание, представление, планирование своего будущего). В формировании сознания футурорефлексия играет не менее важную роль, чем сама рефлексия (ощущения своего текущего бытия) и память (рефлексия своего прошлого).

Нетрудно показать, что футурорефлексия в этом смысле характерна не только для индивидуального, но и для коллективного сознания всего общества. Причём, не только для современного общества, но и для любого исторически существовавшего. (В этом, кстати, одно из отличий футурологии от футурорефлексии: футурология как наука в отличие от футурорефлексии существовала не всегда.)

Футурорефлексия выполняет важнейшие функции в плане поддержания индивидуальной способности к мышлению, осмысленному поведению и пр. Аналогично, футурорефлексия выполняет важнейшие социальные функции, вырабатывая ощущение относительной тождественности общественного организма в будущем самому себе в настоящем. Утрата футурорефлексии на индивидуальном уровне ведёт к сумасшествию, поскольку человек не может представить себя и мир в последующий момент. Утрата футурорефлексии в коллективном сознании ведём к дезинтеграции общественного организма.

Укажем на основное отличие футурорефлексии от футурологии как науки. Футурорефлексия распределена по всему социальному организму, формируется очень многими людьми. Футурология как наука, являясь специфическим знанием, сосредоточена в академическом сообществе. По отношения к футурорефлексии научная футурология является вершиной айсберга, подобно тому, как наука в целом составляет лишь один из элементов картины мира, даже если эта картина является сугубо научной.

Футурорефлексия разлита по всему обществу: мы все этим занимается: кто-то на кухнях, кто-то за кафедрой. Всегда футурорефлексия находила инструменты для выражения: футуро-представления социума формулировались ранее в религиозных учениях и идеологиях, затем - в публицистике и литературе, и, наконец, - в футурологии.

Однако все эти инструменты не совершенны. Религия и идеология слишком догматичны для того, чтобы выразить любую рефлексию живого организма. Публицистика - политически ангажирована и формирует, как правило, должное футуро-представление в социально-манипуляционных целях. Литература слишком подвержена воздействиям ирреальных фантазий гениальных творцов. А у футурологии как науки главная цель - достижение истины, а не рефлексия и формирование представлений социума.

Однако все эти средства уходят в прошлое, поскольку современное общество постепенно овладевает способностью осознавать себя напрямую, без посредников, создавая сети прямого общения в Интернете. Итак, если Интернет - среда рефлексии, то рано или поздно должны были появиться сетевые центры, организующие (но не контролирующие) футурорефлексию, одним из которых и является Инетернум.

Задача (или ниша) журнала общественной прогностики «INETERNUM» - организация и концентрированное выражение футурорефлексии, распределённой внутри всего социального организма - среди всех профессиональных групп, заинтересованных сторон, информированных лиц и пр., и пр., и пр. Мы стремимся выразить футурорефлексию, сделать прозрачной (хотя и не универсальной) для Интернет-сообщества.

В связи со всем вышесказанным мы обращаемся к самой широкой пишущей аудитории, для которой проблема будущего (во всех его проявлениях) представляет интерес, принять активное участие в жизни нашего журнала. Редакторский портфель раскрыт и ожидает рукописей ваших статей. С правилами оформления и приёма рукописей вы можете ознакомиться на последней странице журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.