Научная статья на тему 'Журнал «Мiръ Искусства» (1899-1904)'

Журнал «Мiръ Искусства» (1899-1904) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
548
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Журнал «Мiръ Искусства» (1899-1904)»

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

И.Л. Галинская

ЖУРНАЛ «М1РЪ ИСКУССТВА» (1899-1904)

«Мир Искусства» - это название журнала и художественных выставок, а также название общества художников, музыкантов и литераторов. Один из учредителей и создателей движения «Мир Искусства», русский художник, историк искусства и художественный критик Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) писал в своей книге об этом движении:

«Я считаю, что под "Миром Искусства" следует подразумевать не то или другое или третье в отдельности, а все это вместе или вернее некий коллектив, который жил своеобразной жизнью, особыми интересами и задачами, старался разными средствами воздействовать на общество, пробудить в нем желаемое отношение к искусству, понимая это в самом широком смысле, т.е. со включением литературы и музыки»1.

Однако само это название, пишет дальше А.Н. Бенуа, возникло сравнительно поздно, поскольку им был окрещен журнал, который образовался после первых выставок. Он был создан лишь после «Выставки русских и финляндских художников», открытой в январе 1898 г.

В 1890 г. несколько петербургских гимназистов и студентов организовались в «Общество самообразования», на заседаниях которого читались лекции на разные темы, исполнялись музыкальные номера и рассматривались иностранные художественные журналы. Собирались молодые люди в доме Бенуа, а членами кружка были

1 Бенуа А. Возникновение «Мира Искусства». - Л., 1928. - С. 6.

И.Л. Галинская

(помимо А.Н. Бенуа, который был избран «президентом») В.Ф. Ну-вель, Д.В. Философов, Л.С. Розенберг (принявший в следующем году имя своего деда - Бакста), Г.Е. Калин, Н.В. Скалон, а также К.А. Сомов, Ю.А. Мамонтов, Н.П. Черемисинов, Д.А. Пыпин, С.П. Дягилев и др.

Темами лекций, которые читались на заседаниях «Общества самообразования», были: «Характеристика великих мастеров живописи», «Французская живопись XIX в.», «Верования в загробную жизнь у разных народов», «Тургенев и его время», «Русская живопись», «История оперы», «Александр I и его время» и др. «Одно перечисление тем, - пишет А.Н. Бенуа, - заставляет в наших тогдашних сборищах видеть зародыш будущей редакции "Мира Искусства"»1.

После 1893 г. заседания общества прекратились, но к кружку присоединились Е.Е. Лансере, французский консул Шарль Бирле и

A.П. Нурок. Последнему принадлежала мысль о создании журнала. Кроме того А.П. Нурок познакомил членов кружка с творчеством запрещенных тогдашней цензурой в России Шарля Гюисманса и Шарля Бодлера, а также с романом Пьера Шодерло де Лакло «Опасные связи» и романами маркиза де Сада.

После выставки работ членов кружка, т.е. «Выставки русских и финляндских художников», в начале 1898 г. был создан журнал «Мир Искусства». «О журнале, - пишет А.Н. Бенуа, - в течение всего подготовительного к выставке периода, и особенно после ее открытия, мы уже не переставали говорить»2. Субсидировать журнал взялись меценаты - княгиня М.К. Тенишева и Савва Мамонтов. В марте 1898 г. был подписан издательский договор. Редактором журнала стал С.П. Дягилев.

В редакции журнала работали А.П. Нурок, В.Ф. Нувель,

B.А. Серов, Л.С. Бакст, З.Н. Гиппиус, Е.Е. Лансере, Д.С. Мережковский, К.А. Коровин, Н.М. Минский (настоящая фамилия Ви-ленкин), Д.В. Философов. Истинным «кормчим» журнала «Мир Искусства», вспоминает А.Н. Бенуа, был Д.В. Философов, на которого «выпала и самая значительная часть чисто технической работы по журналу <...>, он неустанно следил за типографией и за изготовлением клише, за версткой и правкой, он же подстегивал слабеющую нашу энергию, заботился о полноте портфеля, о своевременном выходе в свет номеров (увы, всегда запаздывавших), он же

1 Там же. - С. 9.

2 Там же. - С. 30.

старался сглаживать недоразумения и лечить раны, наносимые самолюбию сотрудников крутым нравом Дягилева»1.

В объявлении о подписке на журнал «Мир Искусства» говорилось, что этот иллюстрированный художественный журнал выходит в свет с 1 января 1899 г. и будет состоять из отделов: 1) художественного, 2) художественно-промышленного, 3) художественной хроники. Первый отдел посвящался произведениям как русских, так и иностранных мастеров всех эпох истории искусств. Во втором отделе особое значение придавалось вопросам самостоятельной русской художественной промышленности, причем обращалось особенное внимание на великие образцы старого русского искусства. Художественная хроника была призвана следить за всеми событиями художественной жизни России и Запада, давать обзоры выставок, отчеты о музыкальных собраниях, разбор новых художественных изданий. Участие в журнале, говорилось в объявлении, примут русские (более двадцати) художники и финляндские мастера Эдельфельт, Гален, Бломстед и др.

Что касается статей, то редакция обещала публиковать работы П.Д. Боборыкина, Д.С. Мережковского, В.С. Соловьёва, К.Д. Бальмонта, З.Н. Гиппиус, Н.М. Минского, В.В. Розанова и др. Первые номера журнала были двойными - 1-2 и 3-4. В них печаталась большая статья С.П. Дягилева «Сложные вопросы», где он спрашивал, что должны считать мы нашим расцветом и «где наши софоклы, леонарды и расины» (№ 1-2, с. 9). П.Д. Боборыкин выступил со статьей «Старые толки», в которой речь идет о вилле Медичи в Риме и о старых толках «на тему о том, стоит ли молодым русским художникам приезжать в вечный город для завершения своего развития» (№ 1-2, с. 29). В последующих номерах печатались статьи Гиппиус, Розанова, Философова, Бенуа, Мережковского, Ф.К. Сологуба (настоящая фамилия Тетерников), В.С. Соловьёва и др. Статьи были посвящены не только изобразительному искусству и музыке, но и литературе (Пушкину, Достоевскому, Толстому).

Маркой «Мира Искусства» стал орел, созданный Л. Бакстом (в 1910 г. Е. Лансере видоизменил марку, но орел остался до конца эмблемой выставок). Аллегорический смысл этой эмблемы разъяснил Александру Бенуа в письме к нему сам Бакст: «Вот моя мысль:

1 Там же. - С. 39. Бенуа ошибочно пишет в своей книге, что первый номер журнала вышел в октябре 1898 г. - Там же. - С. 40.

И. Л. Галинская

"Мир Искусства" выше всего земного, у звезд, там оно царит надменно, таинственно и одиноко, как орел на вершине снеговой, и в данном случае это "орел полночных стран", т.е. севера России. Вот и все <...>. Я делал для него несколько рисунков в Зоологическом саду и старался трактовать его серьезно, как симплифицированную аллегорическую картину»1.

С лета 1899 г. А.Н. Бенуа стал одним из самых деятельных участников журнала «Мир Искусства». В это время меценаты -С.И. Мамонтов и М.К. Тенишева - отказались субсидировать журнал. «Если бы не материальная поддержка нескольких друзей редакции и неожиданно полученная казенная субсидия, которую лично выхлопотал Серов, то "Мир Искусства" должен был бы прекратить свое существование после первого же года издания»2.

Журнал «Мир Искусства» публиковал иллюстрации, заставки и виньетки русских художников Л.С. Бакста, А.Н. Бенуа, В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, А.Я. Головина, К.А. Коровина, Е.Е. Лансере, И.И. Левитана, С.В. Малютина, М.В. Нестерова, И.И. Остроухова, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, В.А. Серова, К.А. Сомова, а также работы иностранных художников.

Как известно, в конце XIX - начале ХХ в. на Западе и в России получили распространение мотивы декадентского умонастроения. К моменту появления «Мира Искусства», пишет А. Бенуа, выражение «декаденты» было ходячим, применявшимся «решительно ко всему, что только как-нибудь выделялось из серого рутинного фона, содержало хоть каплю жизненного трепета, творческого волнения, просто свежести, а тем паче, что выдавало в творце независимость и какое-либо дерзание»3. Эта «кличка», продолжает Бенуа, прилипла к журналу, несмотря на то, что в редакционной работе участвовали такие несомненные реалисты как И.Е. Репин, В.А. Серов и И.И. Левитан. Однако и Бенуа, и Дягилев всеми силами протестовали против этой «клички», хотя некоторые члены редакции приняли ее и даже начали ею щеголять. Вскоре после этого Репин отошел от журнала, а Дягилев возмущенно заявил в статье «Сложные вопросы» в № 1-2 «Мира Искусства» за 1899 г.: «Нас назвали детьми упадка, и мы хладнокровно и согбенно выносим бессмыс-

1 Бенуа А. Возникновение «Мира Искусства». - Л., 1928. - С. 42.

2 Там же. - С. 48.

3 Там же. - С. 30.

ленное и оскорбительное название декадентов» (№ 1-2, с. 3). Александр Бенуа писал в Петербург из Парижа, где он тогда жил, что предлагает объявить в программе журнала «гонение и смерть декадентству как таковому»1.

В советское время журнал безоговорочно именовали декадентским. В историческом очерке о русском искусстве читаем: «Декадентская художественная критика, группировавшаяся вокруг журнала "Мир Искусства", призывала отказаться от достижений реалистического искусства, литературы, музыки, театра XIX в. Художественное творчество объявлено было лишь орудием безотчетной интуиции, но не разума. Идейное искусство представлялось устаревшим. "Мир Искусства" требовал создания живописи и скульптуры, "свободных" от общественных оков, порывающих с толпой»2. Так, творчество К.А. Сомова (1869-1939), одного из наиболее типичных представителей «Мира Искусства», советские горе-критики называли пронизанным страхом перед грядущим и запахом «осыпающихся роз и тления»3.

С 1904 г. журнал «Мир Искусства» редактировали вместе Сергей Дягилев и Александр Бенуа. Но этот год они сами считали последним, поскольку лишились казенной субсидии. Словом, с 1905 г. журнала не стало. Всего за шесть лет его существования вышло 96 номеров. В 1899 и 1900 гг. журнал выходил каждые две недели, в 1901, 1902, 1903 и 1904 гг. «Мир Искусства» выходил один раз в месяц.

В истории журнала, заканчивает А. Бенуа свои воспоминания, «заключены залежи подлинного идеализма, неизжитой истины, реальных возможностей и благотворной человечности»4.

1 Там же. - С. 31.

2 Зотов А.И., Сопоцинский О.И. Русское искусство: Ист. очерк. - М., 1961. -

С. 263.

3 Там же.

4 Бенуа А. Возникновение «Мира Искусства». - Л., 1928. - С. 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.