Научная статья на тему 'ЖУРНАЛ «ФОКУС» КАК ИСТОЧНИК НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ИНФОРМАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 1990-Е ГГ.'

ЖУРНАЛ «ФОКУС» КАК ИСТОЧНИК НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ИНФОРМАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 1990-Е ГГ. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-популярный журнал / предметная область / рубрика / научно-просветительская проблематика / popular science magazine / subject area / section / scientific and educational issues

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Куликович Владимир Иванович, Хваленя Светлана Вадимовна

Статья посвящена изучению типологической модели научно-популярного журнала «Фокус», издаваемого в период трансформации многих сфер жизнедеятельности Беларуси и перехода страны на рыночные пути развития. Установлены периоды функционирования издания и такие типологические характеристики, как учредители, редакционная коллегия, авторский коллектив, читательский адрес, функциональное назначение, тираж, распространение, цена, отсутствие коммерческой цели. Обращено внимание на разнообразие рубрик, их названия, содержание. Выявлены постоянные, временные и одноразовые рубрики. Сделан вывод о разножанровости публикаций (тесты, доклады, математические задачи, обзоры, эссе и др.), мультизадачности и наличия познавательной составляющей. Выявлены ключевые проблемно-тематические аспекты, образующие предметную область журнала как источника научной, научно-популярной, учебной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Куликович Владимир Иванович, Хваленя Светлана Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAGAZINE “FOCUS” AS A SOURCE OF POPULAR SCIENCE INFORMATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE 1990s

The article is devoted to the study of the typological model of the popular science magazine “Focus”, published during the period of transformation of many spheres of life in Belarus and the country's transition to market development paths. The periods of operation of the publication and such typological characteristics as founders, editorial board, team of authors, reader's address, functional purpose, circulation, distribution, price, lack of commercial purpose have been established. Attention is drawn to the variety of headings, their names, and content. Permanent, temporary and one-time headings have been identified. A conclusion is made about the diversity of publications (tests, reports, mathematical problems, reviews, essays, etc.), multitasking and the presence of a cognitive component in them. The key problem-thematic aspects that form the subject area of the journal as a source of scientific, popular science, and educational information are identified.

Текст научной работы на тему «ЖУРНАЛ «ФОКУС» КАК ИСТОЧНИК НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ИНФОРМАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 1990-Е ГГ.»

УДК 070.15(476)"1992/1997"

В. И. Куликович, С. В. Хваленя

Белорусский государственный технологический университет

ЖУРНАЛ «ФОКУС» КАК ИСТОЧНИК НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ИНФОРМАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 1990-Е ГГ.

Статья посвящена изучению типологической модели научно-популярного журнала «Фокус», издаваемого в период трансформации многих сфер жизнедеятельности Беларуси и перехода страны на рыночные пути развития. Установлены периоды функционирования издания и такие типологические характеристики, как учредители, редакционная коллегия, авторский коллектив, читательский адрес, функциональное назначение, тираж, распространение, цена, отсутствие коммерческой цели. Обращено внимание на разнообразие рубрик, их названия, содержание. Выявлены постоянные, временные и одноразовые рубрики. Сделан вывод о разножанровости публикаций (тесты, доклады, математические задачи, обзоры, эссе и др.), мультизадачности и наличия познавательной составляющей. Выявлены ключевые проблемно-тематические аспекты, образующие предметную область журнала как источника научной, научно-популярной, учебной информации.

Ключевые слова: научно-популярный журнал, предметная область, рубрика, научно-просветительская проблематика.

Для цитирования: Куликович В. И., Хваленя С. В. Журнал «Фокус» как источник научно-популярной информации в Республике Беларусь в 1990-е гг. // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и ме-диатехнологии. 2023. № 2 (273). С. 47-52. DOI: 10.52065/2520-6729-2023-273-2-7.

V. I. Kulikovich, S. V. Khvalenya

Belarusian State Technological University

MAGAZINE "FOCUS" AS A SOURCE OF POPULAR SCIENCE INFORMATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE 1990s

The article is devoted to the study of the typological model of the popular science magazine "Focus", published during the period of transformation of many spheres of life in Belarus and the country's transition to market development paths. The periods of operation of the publication and such typological characteristics as founders, editorial board, team of authors, reader's address, functional purpose, circulation, distribution, price, lack of commercial purpose have been established. Attention is drawn to the variety of headings, their names, and content. Permanent, temporary and one-time headings have been identified. A conclusion is made about the diversity of publications (tests, reports, mathematical problems, reviews, essays, etc.), multitasking and the presence of a cognitive component in them. The key problem-thematic aspects that form the subject area of the journal as a source of scientific, popular science, and educational information are identified.

Keywords: popular science magazine, subject area, section, scientific and educational issues.

For citation: Kulikovich V. I., Khvalenya S. V. Magazine "Focus" as a source of popular science information in the Republic of Belarus in the 1990s. Proceedings of BSTU, issue 4, Print- and Mediatechnologies, 2023, no. 2 (273), pp. 47-52. DOI: 10.52065/2520-6729-2023-273-2-7 (In Russian).

Введение. Годы последнего десятилетия ХХ в. и начала ХХ1 в. стали знаковыми для развития издательско-полиграфического комплекса Республики Беларусь и формирования национального информационного пространства. Этот период (1994-2004 гг.) авторы монографии «Информационное поле Республики Беларусь. Структура и подходы к изучению. Формирование и развитие» назвали первым этапом становления основных направлений деятельности издательских центров [1], который характеризовался как негативными явлениями (падение тиражей, снижение качества полиграфического исполнения изданий и нередко самих публикаций), так и позитивными изменениями (демонополизация государственного

книгоиздания, активное переиздание национального книжного наследия, увеличение доли белорус-скоязычного книгоиздания и др.) [2, с. 193-200].

Среди положительных аспектов развития информационного пространства можно также отметить трансформацию системы образования и возрастающее внимание общества к повышению своего интеллектуального потенциала в новых социально-экономических условиях и, как следствие, увеличение каналов популяризации научной информации, рассчитанных и на образовательную сферу, и на массовую аудиторию. Лидирующие позиции среди таких каналов занимали СМИ, а именно их особый тип - научно-популярные издания [3, 4].

Изучение названного сегмента белорусской периодики - актуальная задача теории и практики издательского дела и журналистики, успешное решение которой позволит понять и конкретизировать этапы формирования научно-популярного контента, специфику визуализации информации [5] и многое другое, связанное с генезисом отечественной традиции популяризации науки, проблемами воспитания и образования.

Задача статьи - определить основные типологические характеристики и предметную область журнала «Фокус» как источника научно-популярной информации в период трансформации образовательной модели Беларуси.

Материалом для исследования послужили 20 номеров издания, вышедших в 1992-1997 гг., а также интервью с создателями концепции первых номеров издания, которая воплощалась в жизнь на глазах одного из авторов этой статьи во время работы в Лицее БГУ (тогда МССШ -Минская средняя специализированная школа).

Основная часть. В истории журнала «Фокус» можно выделить два периода. Первый определяется пятью годами последнего десятилетия ХХ в. (конец 1992-1997). Он завершился в результате прекращения финансирования и приостановления выпуска издания. Второй начался уже в XXI в., с 2007 г., после утверждения государственной программы «Молодые таланты Беларуси» [6, 7].

На наш взгляд, именно в первый период были сформированы основные типологические черты концепции издания как надежного источника научно-популярной информации в Республике Беларусь, проблемно-тематические аспекты, способствующие воспитанию национальной творческой и научной элиты государства. Об этом свидетельствует вступительная статья первого номера, в которой сказано: «Жизненная потребность издания такого журнала объясняется, прежде всего, необходимостью создания собственной национальной системы образования, механизмов и инструментов ее обеспечения и поддержки. Среди таких институтов не последнее место занимает система периодических изданий, каждое из которых направлено на удовлетворение потребностей круга ученых, преподавателей, учителей» [8, с. 3].

Инициатором выпуска журнала о науке для школьников стал министр образования Республики Беларусь (с 1992 по 1994 гг.) Гайсе-нок В. А. Он же - в прошлом сотрудник физического факультета БГУ - и предложил учителям Лицея БГУ, многие из которых являлись преподавателями разных факультетов университета, войти в состав редколегии. Учредителями журнала выступили Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный университет, научно-методическое учреждение

«Национальный институт образования». После дебатов и обсуждений было принято решение выпускать четыре номера в год (ежеквартально), материалы печатать на русском и белорусском языках, распространять через подписку по цене 40 руб. за экземпляр, тиражом 3000 единиц. Также было предложено ежегодно издавать 10 приложений к журналу по основным направлениям науки.

Журнал стал выходить с подзаголовком «Физика, математика, информатика и не только. Для вундеркиндов и не только», размещенном на первой сторонке обложки. Эта фраза четко указывала на тематическое предпочтение редакции и читательский адрес издания. Сами создатели формулировали читательский адрес следующим образом: «...Журнал предназначен школьникам, исследователям и студентам, которые интересуются природоведческими науками. Принесет пользу и учителям, работающим в учреждениях образования с углубленным изучением этих дисциплин» [6, с. 3]. Указанное пояснение предопределило, как видим, двойственную природу вида издания - «научно-популярный информационно-методический журнал».

Пожалуй, самой существенной чертой издания в первый период является разветвленная рубрикация - система заголовков издания и возглавляемых ими подразделов (рубрик), выражающая логическую связь и соподчиненность обозначаемых ими материалов. Обилие рубрик свидетельствовало, на наш взгляд, о стремление редакции создать широкий авторский актив и помочь читателю найти нужную информацию, о познавательных запросах читателей, о необходимости привлечь внимание массового читателя, о множественности тематических блоков издания.

Нами выявлена 31 рубрика (табл. 1). Их названия, представленные на белорусском языке (за исключением «SOS» - английский), отражают предметную область журнала. Они делятся на постоянные, временные («плавающие») и одноразовые (или эпизодические). Критерий, по которому мы относим рубрику к той или иной группе, - это частота, или периодичность, появления в номере. Если рубрика повторяется в 60% и более номеров с момента введения, ее можно считать постоянной, 30-60% - временной, менее 30% - одноразовой [9]. Нами не использованы некоторые другие принципы классификации рубрик периодического издания (тематический, географический и пр.), поскольку они недостаточно релевантны к характеру содержимого журнала «Фокус».

Остановимся более подробно только на постоянных рубриках, поскольку именно они определяли в первый период существования журнала его тематическую направленность, стиль, привлекательность, контингент узнаваемых авторов, воспитывали в читателе верность к изданию.

Таблица 1

Классификация по периодичности рубрик журнала «Фокус» в номерах за 1992-1997 гг.

Постоянные Временные Одноразовые

1. Дэбют 1. Клуб знаёмствау 1. Тэма для роздуму

2. Нечаканы ракурс 2. Алiмпiяды 2. Тольш наперад!

3. Адна задача 3. Для маленьких 3. Парадоксы

4. Задачшк «Фокуса» 4. Псторыя навуш 4. Мыслячы трыснёг

5. Навуш ад альфы да амеп 5. Фiзiчны эксперымент 5. Б1бл1ятэка «Фокуса»

6. Званок на урок 6. Фiзiка на камп'ютэры 6. Несур'ёзна аб сур'ёзным

7. У фокусе - шфарматыка 7. Personalija 7. Шестой

8. «Фокус» - у б1бл1ятэцы 8. Абггурыенту 8. Стол знаходак

9. I не тольш... 9. Чытач папярэджаны

10. Тактычныя вучэнш 10. Стань вынаходшкам

11. Зорк гавораць

12. SOS

13. Рэха

Первые четыре постоянные рубрики («Дэбют», «Нечаканы ракурс», «Адна задача», «Задачтк "Фокуса"») появились в журнале с первого номера. Остальные вошли в число постоянных позже. Самыми часто повторяемыми стали две: «Дэбют» и «Адна задача». Они встречаются в 19 номерах из 20.

Рубрика «Дэбют» - это, как правило, один исследовательский материал, присланный в редакцию читателем-лицеистом или школьником. Темы материалов не только технические, но и гуманитарные.

Ведущими рубрик «Адна задача» и «За-дачмк "Фокуса"» были сотрудники Лицея БГУ и факультетов БГУ: физики Слободянюк А. и Маркович Л., математик Задворный Б. и др. Эти и некоторые другие авторы принимали активное участие в олимпиадном движении республиканского и международного уровней. Объясняя включение рубрики в структуру издания, редколлегия отмечала желание не просто продемонстрировать ход решения какой-либо задачки, даже школьной, а показать взаимосвязь разных разделов физики, научить читателей находить и использовать методы описания физических явлений и глубоких аналогий.

В 11 номерах из 20 просуществовала занимательная и познавательная рубрика «Нечаканы ракурс», посвященная установлению межпредметных связей между разнообразными дисциплинами. Она включала смежные с другими науками (филология, политология и др.) материалы, позволяла взглянуть на распространенные явления и термины в точных науках с другой стороны. Всего рубрика увидела свет в 11 (из 20) номерах журнала.

Рубрика «Навую ад альфы да амег1» впервые появилась в журнале в № 1, 1993 (втором номере, в сумме). В ней публиковались научно-популярные статьи ведущих ученых республики. Цель подобных материалов - заинтересовать читателей современными теоретическими и экспериментальными проблемами математики и физики.

Начиная с 1994 г., данная рубрика ставилась на первое место в содержании номеров. Всего рубрика увидела свет в 15 (из 19) номерах журнала.

12 номеров журнала радовала заинтересованных читателей рубрика «Званок на урок», впервые заявленная также в № 1 за 1993 год. Основная задача статей, содержащихся в ней, - расширить знания, представленные в учебниках по математике и физике, поскольку науки эти «такие же богатые, как и человеческая жизнь» [10, с. 21]. Авторы статей предлагали читателю заглянуть за страницы школьных книжек, рассмотреть глубже изложенные постулаты в школьных параграфах.

В 1993 г. в № 3 появилась рубрика «У фокусе -тфарматыка». В ней публиковались материалы, имеющие отношение к информатике, и она была первой рубрикой, в которой акцент делался именно на эту науку. Всего рубрика увидела свет в 11 (из 18) номерах журнала.

Рубрика «"Фокус" - у б1бл1ятэцы» появилась в журнале в № 1, 1994. Под этим заголовком публиковались дайджесты новых поступлений, новых книг в библиотеках, сравнительные обзоры уже известной и используемой литературы, общая библиографическая информация в компактном виде о последних научных и научно-популярных журналах. Всего рубрика увидела свет в 10 (из 15) номерах журнала.

Со второго номера за 1994 г. ведет отсчет времени рубрика «I не тольк!...», посвященная проблемам астрономии в целом, о видимости планет и прочее, способное заинтересовать любителей небесных тел. Всего рубрика увидела свет в 8 (из 14) номерах журнала.

Рубрика «Тактычныя вучэнт» впервые появилась в журнале в № 1, 1995. Она была посвящена тактике решения физических и математических задач, и материал в ней был в основном представлен в жанре рассказа или какой-либо истории, включающей методы решения. Всего рубрика увидела свет в 8 (из 11) номерах журнала.

Количество рубрик в журнале «Фокус (1992-1997 гг.)

Таблица 2

Общее число статей в журнале в 1992-1994 гг.

Всего 1992 1993 1994

№ 1 № 1-2 № 3 № 4 № 1 № 2 № 3 № 4

18 24 17 16 17 20 17 16

18 57 70

Таблица 3

Общее число статей в журнале в 1995-1997 гг.

Всего 1995 1996 1997

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 1 № 2 № 3 № 4 № 1 № 2 № 4

16 17 15 13 15 16 15 13 13 13 16

61 59 42

Общее число рубрик несколько менялось от номера к номеру, но всегда находилось в диапазоне от 10 до 15 на выпуск, вне зависимости от количества страниц (рисунок).

Расположение рубрик долгое время не имело четкой системы, варьировалось от номера к номеру; некое подобие структурированности и четкой схемы организации материала стало прослеживаться с 1994 г. Так, первыми ставились материалы рубрик «Навую ад альфы да амеп» и «Дэбют», за ними следовали 2-4 временные или более редкие постоянные рубрики. Рубрика «Задачшк "Фокуса"» располагалась в начале второй половины номера, зачастую в неразрывной связи с «Адказамi i рашэннямi задачшка "Фокуса"», которая не являлась самостоятельной рубрикой и не всегда выносилась в содержание. В конце номера находились менее научные рубрики с более популярными материалами (например, «Фокус у бiблiятэцы», «I не толью...», «Регеопа1уа») либо нововведенные рубрики.

Помимо статей, распределенных по рубрикам, в журнал включались и другие материалы. Например, на протяжении двух лет (с № 1, 1993 по № 4, 1994) в конце номера был помещен «Руска-беларусю матэматычны слоушк».

Всего за время выхода журнала в первый период было опубликовано 307 материалов широ-

кой тематики, относящихся к самым разным сферам деятельности. Общее количество публикаций в номерах представлено в табл. 2 и 3.

Как видим, в среднем количество материалов находилось в диапазоне 13-18 (за исключением сдвоенного выпуска № 1-2, 1993 и № 2, 1994), т. е. в каждом номере как минимум две рубрики включали несколько статей. Наблюдалась тенденция незначительного снижения количества публикаций в журнале (с увеличением в последнем номере). При этом количество рубрик оставалось весьма стабильным, постоянно менялись наборы рубрик, размещаемых в том или ином номере, в том числе и плавающих, что свидетельствует о разнообразии и гибкости информационной содержательной политики журнала.

Заключение. Таким образом, можно утверждать, что журнал «Фокус» был первым научно-популярным информационно-методический журналом независимой Беларуси и рассматривался учредителями как важный механизм и инструмент при создании национальной системы образования. Его выход в свет ознаменавал начало эксперимента по созданию инновационной группы государственных и ведомостных журналов, которые во многом зависели от своих учредителей и являлись частью инфраструктуры системы образования.

Отличительными чертами журнала были многоплановость, мультизадачность и наличие серьезной познавательной составляющей. Многочисленные рубрики с говорящими названиями ("Псторыя навую", "Клуб знаёмствау", "Абгту-рыенту" и др.), которые отражали их содержание или основную тему и формировали образ журнала, структурировали интересную и познавательную информацию, покрывали разные области знания или интересы аудитории.

Издание было рассчитано на учителей, учеников и массового читателя и не преследовало комерческой цели. Оно в удобной для понимания читателями-неспециалистами форме пропагандировало и популяризировало научные знания, белорусскоязычную терминологию, инновационную деятельность, достижения современной науки, культуры, литературы и тем самым способствовало развитию научного мировоззрения своего читателя и росту его культурного уровня; рассказывало об известных ученых, определяющих ход науки; информировало учащихся об олимпиадах, конкурсах, конференциях; являлось организатором собственных конкурсов и олимпиад; выполняло функ-

ции наставника, занимающегося подготовкой учеников к творческим состязаниям и школьным урокам; предоставляло возможность заявить о себе молодым исследователям (печатало их первые научные труды); содействовало тому, чтобы массовая аудитория адекватно воспринимала основные научные смыслы, последствия научных открытий как для науки, так и для общества; осуществляло обзоры зарубежных научно-популярных изданий, книжных новинок.

Все перечисленное и составляло предметную область журнала «Фокус» и было востребовано обществом в период трансформации страны, перехода ее на рыночные пути развития.

Журнал имел немало черт, характерных и для учебного и научного стилей. В нем публиковались статьи разных уровней сложности: научно-популярные материалы естественно-научной и гуманитарной направленности, работы школьников, тесты, задачи, практикумы, обзоры зарубежных научно-популярных изданий, книжных новинок и др. В материалах издания точно и ясно объяснялись факты, показывались причинно-следственные связи между явлениями, обнаруживались конкретные закономерности.

Список литературы

1. Правдивец В. В., Ротман Д. Г., Русакевич В. В. Информационное поле Республики Беларусь. Структура и подходы к изучению. Формирование и развитие. Минск: Зималетто, 2009. 184 с.

2. Войтов И. В., Довнар Л. И., Зылевич Д. П., Кулак М. И., Куликович В. И. Антология мудрости народа: 500 лет белорусского книгопечатания: монография. Минск: БГТУ, 2017. 236 с.

3. Алексеева О. И. О роли научно-популярных изданий в развитии современного общества // Наука и техника в Якутии. 2017. № 1 (32). С. 55-56.

4. Фоменко А. Д. Научно-популярная журналистика: задачи, тенденции и проблемы // Роль науки и высоких технологий в обеспечении социально-экономического развития государства: сборник научных трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конф. 13 сентяб. 2021 г., Белгород, 2021. С. 31-34.

5. Симакова C. Визуализация информации в научно-популярных изданиях как способ привлечения аудитории // Журналютыка - 2016: стан, праблемы i перспектывы: матэрыялы 18-й Мiжнар. навук.-практ. канф., прысвечанай 95-годдзю БДУ, 10-11 лют. 2016 г., Мшск / рэдкал.: С. В. Дубовш (адк. рэд.) [i шш.]. Вып. 18. Мшск, 2016. С. 108-113.

6. О Государственной программе «Молодые таланты Беларуси» на 2006-2010 годы: указ Президента Респ. Беларусь от 10 мая 2006 г. № 310 / Министерство образования Респ. Беларусь. Минск, 2006.

7. Фокус: все для любознательных: научно-популярный журнал / Мин-во образования Респ. Беларусь, Национальный ин-т образования. 2007-2011. Ежеквартально. 2007. № 1. 80 с.

8. Фокус: Фiзiка, матэматыка, шфарматыка i не толью для вундэркшдау i не толью: навукова-папулярны шфармацыйна-метадычны часотс / Беларуси дзяржауны ушверспэт, Нацыянальны ш-стытут адукацьи, 1нстытут павышэння квалiфiкацыi i перападрыхтоую юруючых работшкау i спе-цыялютау адукацыи. 1992-1997. Штоквартальна. 1992. № 1. 96 с.

9. Рубрикацшна структура видання [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stud-file.net/preview/9234871/page:5/ (дата доступа: 20.05.2023).

10. Фокус: Фiзiка, матэматыка, шфарматыка i не толью для вундэркшдау i не толью: навукова-папулярны шфармацыйна-метадычны часотс / Беларуси дзяржауны ушверспэт, Нацыянальны ш-стытут адукацыи, 1нстытут павышэння квалiфiкацыi i перападрыхтоую юруючых работшкау i спе-цыялютау адукацыи. 1992-1997. Штоквартальна. 1993. № 1-2. 160 с.

References

1. Pravdivets V. V., Rotman D. G., Rusakevich V. V. Informatsionnoyepole Respubliki Belarus '. Struktura i podkhody k izucheniyu. Formirovaniye i razvitiye [Information field of the Republic of Belarus. Structure and approaches to study. Formation and development]. Minsk, Zimaletto Publ., 2009. 184 p. (In Russian).

2. Voitov I. V., Dovnar L. I., Zylevich D. P., Kulak M. I., Kulikovich V. I. Antologiya mudrosti naroda: 500 let belorusskogo knigopechataniya [Anthology of the wisdom of the people: 500 years of Belarusian book printing]. Minsk, BGTU Publ., 2017. 236 p. (In Russian).

3. Alekseeva O. I. On the role of popular science publications in the development of modern society. Nauka i tekhnika v Yakutii [Science and technology in Yakutia], 2017, no. 1 (32), pp. 55-56 (In Russian).

4. Fomenko A. D. Popular science journalism: tasks, trends and problems. Rol'nauki i vysokikh tekhnologiy v obespechenii sotsial 'no-ekonomicheskogo razvitiya gosudarstva: sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The role of science and high technologies in ensuring the socio-economic development of the state: collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference]. Belgorod, 2021, pp. 31-34 (In Russian).

5. Simakova S. Visualization of information in popular science publications as a way to attract an audience. Zhurnalistyka - 2016: stan, prablemy i perspektyvy: materyyaly 18-y Mizhnarodnay navukova-praktychnay kanferentsyi, prysvechanay 95-goddzyu BDU [Journalism - 2016: state, problems and prospects: Materials of the 18th International Scientific and Practical conference to the 95th anniversary BSU]. Minsk, 2016, vol. 18, pp. 108-113 (In Russian).

6. On the State Program "Young Talents of Belarus" for 2006-2010: Decree of the President of the Republic. Belarus dated May 10, 2006, no. 310 / Ministry of Education of the Republic of Belarus. Minsk, 2006 (In Russian).

7. Fokus: vse dlya lyuboznatel'nykh [Focus: everything for the curious] / publ. Ministry of Education of the Republic of Belarus, National Institute of Education. Minsk, 2007-2011. Quarterly. 2007, no. 1. 80 p. (In Russian).

8. Fokus: Fizika, matematyka, infarmatyka i ne tol'ki, dlya vunderkindau i ne tol'ki [Focus: Physics, mathematics, computer science and more, for prodigies and more] / publ. Belarusian State University, National Institute of Education, Institute of Advanced Training and Retraining of Managers and Education Specialists. Minsk, 1992-1997. Quarterly. 1992, no. 1. 96 p. (In Belarusian).

9. Rubrication structure of the publication. Available at: https://studfile.net/preview/9234871/page:5/ (accessed 20.05.2023) (In Ukrainian).

10. Fokus: Fizika, matematyka, infarmatyka i ne tol'ki, dlya vunderkindau i ne tol'ki [Focus: Physics, mathematics, computer science and more, for prodigies and more] / publ. Belarusian State University, National Institute of Education, Institute of Advanced Training and Retraining of Managers and Education Specialists. Minsk, 1992-1997. Quarterly. 1993, no. 1-2. 160 p. (In Belarusian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах

Куликович Владимир Иванович - кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: nino-1924@mail.ru

Хваленя Светлана Вадимовна - аспирант, ассистент кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: khvalenya99@mail.ru

Information about the authors

Kulikovich Vladimir Ivanovich - PhD (Philology), Associate Professor, Head of the Department of Editing and Publishing Technologies. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: nino-1924@mail.ru

Khvalenya Svetlana Vadimovna - PhD student, Assistant Lecturer, the Department of Editing and Publishing Technologies. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: khvalenya99@mail.ru

Поступила 06.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.