Научная статья на тему 'Журнал "Диалог искусств" как тип издания'

Журнал "Диалог искусств" как тип издания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1138
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ПРЕССА / ТИПОЛОГИЯ / ЖУРНАЛЫ ИСКУССТВ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ / СТАТЬЯ / SPECIALIZED PRINT MEDIA / TYPOLOGY / MAGAZINES OF ARTS / ANALYTICAL GENRES / INFORMATIVE GENRES / ART AND JOURNALISTIC GENRES / ARTICLE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Резниченко Елена Геннадьевна

Периодическая литература занимает отдельную и большую нишу на рынке издаваемой продукции. Анализ рынка показал, что существует немало журналов по искусству, например: театральные журналы, журналы о кино, издания о культурной жизни и изобразительном искусстве. В настоящей статье рассматривается специфика искусствоведческого журнала «Диалог искусств» как типа издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAGAZINE "DIALOGUE ISKUSSTV" AS TYPE OF ISSUE

Periodical literature occupies a separate and big niche in the market of the published production. The analysis of the market has shown that there are many magazines on art, for example: theatrical magazines, magazines about cinema, editions about cultural life and the fine arts. The specificity of the art magazine «Dialogue Iskusstv» as a type of issue is considered in the present article.

Текст научной работы на тему «Журнал "Диалог искусств" как тип издания»

такую минуту, княжна Марья» (так она называет своего брата).

Одним из частотных в романе является фразеологизм голубчик мой, который выступает в качестве ласкового обращения к родственнику или близкому знакомому (мужчине, женщине, ребенку), часто в сочетании с терминами родства. В процессе коммуникации могут участвовать лица, находящиеся в различных взаимоотношениях между собой. Например, если коммуниканты находятся в родственных отношениях, фразеологизм выражает родственную любовь, нежность, заботу:

«Граф зарыдал еще больше. «Николушка... письмо...ранен...бы...был...голубчик мой графи-нюшка.в офицеры произведен.слава Богу. Графинюшке как сказать?.» - в данном контексте отец называет так горячо любимого сына.

В других случаях коммуниканты находятся в неравном социальном положении, но между ними существуют теплые, дружеские отношения, симпатия. При этом в роли адресата выступает лицо, занимающее более низкое положение. Например:

« - Что ж это? Голубчик мой! - И Прокофий, трясясь от волнения, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но, видно, опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина» (слуга Прокофий обращается к своему барину).

«Около улан собралась толпа. Ближе всех к Пьеру стояла рябая баба с девочкою; когда обоз тронулся, она подвинулась вперед. - Куда же это ведут тебя, голубчик ты мой? - сказала она. -Девочку-то, девочку-то куда я дену, коли она не ихняя! - говорила баба» - в данном контексте изображена простая женщина, которая испытывает сочувствие к графу Безухову, попавшему в плен.

Иногда фразеологизм служит для характеристики лица женского пола, при этом возникает противоречие между формой мужского рода и реальным биологическим полом обозначаемого лица. Например:

«Одно горе, мучающее меня, это Вы, мой ангел, мой голубчик; обнимаю Вас, бесценная, и умоляю не печалиться, жалеть себя для лучших дней». В данном контексте так называет в письме свою горячо любимую мать офицер гвардии Федор Долохов. Чувство горячей сыновней любви подчеркивается благодаря одновременному использованию двух обращений - мой ангел и мой голубчик.

Таким образом, фразеологические обращения в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» являются важным компонентом идиостиля писателя, помогают читателю глубже проникнуть в психологию героев и понять тонкости их взаимоотношений. Это создает более полную картину светского общества 19 века. Фразеологические обращения в романе выполняют апеллятивную и оценочно-характеризующую функции. Обращения употребляются в различных речевых ситуациях, в 50

которых коммуниканты занимают либо равное, либо неравное социальное положение. Нами рассмотрена лишь небольшая часть фразеологических обращений, которые выражают позитивное, доброжелательное отношение субъекта речи к характеризуемому лицу. Для некоторых единиц характерно явление полиэмоциональности, т. е. один фразеологизм способен выражать разные экспрессивные оттенки в зависимости от ситуации общения.

Многие из представленных в романе обращений в настоящее время вышли из активного употребления и стали частью пассивного фразеологического фонда.

Список литературы

1 Балакай А. Г. Словарь русского речевого этикета: фломы доброжелательного обхождения. 6000 слов и выражений. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : «АСТ-ПРЕСС», 2001. - 670 С.

2 Лингвистический энциклопедический словарь // гл. ред. В. Н. Ярцева. - Москва : Советская энциклопедия, 1990. -685 с.

3 Ратушная Е. Р. Семантическая структура фразеологизмов в процессе ее формирования и функционирования (на материале фразеологизмов-наименований человека в современном русском языке). - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000. - 223 с.

References

1 Balakay A. G. Dictionary of Russian speech etiquette: flamy friendly handling. 6,000 words and expressions. - 2nd ed., ISPR. And additional - M.: «AST-PRESS», 2001. - 670 P.

2 Linguistic encyclopedic dictionary // editor-in-Chief V. N. Yartseva. - Moscow: Soviet encyclopedia, 1990. - 685 p.

3 Ratushnaya E. R. Semantic structure of phraseological units in the process of its formation and functioning (by the material of phraseological units-names of a person in the modern Russian language). - Kurgan: Publishing house of Kurgan state University, 2000. - 223 p.

УДК 070

Е.Г. Резниченко

Курганский государственный университет, г. Курган

журнал «диалог искусств» как тип издания

Аннотация. Периодическая литература занимает отдельную и большую нишу на рынке издаваемой продукции. Анализ рынка показал, что существует немало журналов по искусству, например: театральные журналы, журналы о кино, издания о культурной жизни и изобразительном искусстве. В настоящей статье рассматривается специфика искусствоведческого журнала «Диалог искусств» как типа издания.

Ключевые слова: специализированная пресса, типология, журналы искусств, аналитические жанры, информационные жанры, художественно-публицистические жанры, статья.

E.G. Reznichenko

Kurgan State University, Kurgan

MAGAZINE «DIALOGUE ISKUSSTV» AS TYPE OF ISSUE

Abstract. Periodical literature occupies a separate and big niche in the market of the published production. The analysis of the market has shown that there are many magazines on art, for example: theatrical magazines, magazines about cinema, editions about cultural life and the fine arts. The specificity of the art magazine «Dialogue Iskusstv» as a type of issue is considered in the present article.

Key words: specialized print media, typology, magazines of arts, analytical genres, informative genres, art and journalistic genres, article.

В современном мире существует большое количество печатных периодических изданий. Большую группу составляют специализированные издания, с углубленным интересом к какой-либо сфере общественной, профессиональной или любительской деятельности. В свою очередь, подобные издания делятся на несколько групп, одну из которых представляют искусствоведческие журналы.

Первые сообщения о событиях в мире искусства появляются в периодических изданиях XIX века. Характер и количество такой информации напрямую зависели от развития определенных видов искусства в России, их роли в обществе. С ростом популярности разных видов искусства постепенно появляются отдельные специализированные журналы, посвященные им [6].

Рынок периодических изданий огромен и разнообразен. Даже узкоспециализированных искусствоведческих журналов с каждым годом становится все больше. Рост количества журналов об искусстве определяют несколько причин. Среди них можно выделить:

- популяризацию того или иного вида искусства;

- политику государства в сфере культуры (например, 2014 год был объявлен в России годом культуры; цель проводимых в данный период мероприятий - привлечение внимания общества к вопросам развития культуры, сохранение культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире).

Большинства современных искусствоведческих изданий нет в розничной продаже, их можно приобрести только по подписке или через сайты издательств в сети интернет. Так как журналы об искусстве не относятся к ряду массовых, они издаются небольшими тиражами.

Согласно классификации Т.Ф. Дедковой, современные искусствоведческие издания можно разделить на две группы: критико-теоретические и критико-публицистические журналы [5].

В настоящее время на издательском рынке

можно встретить большое количество журналов об искусстве, в том числе и «Диалог искусств», который относится к группе критико-теоретических (научно-популярных) изданий. Его отличительной особенностью является направленность на узкую читательскую аудиторию: художников, архитекторов, искусствоведов и т. д. Таким образом, можно утверждать, что для данного издания главным ти-поформирующим признаком является читательская аудитория.

За более чем полувековую историю журнал сменил несколько названий, редакционных коллегий и издателей. Изначально журнал выходил под названием «Декоративное искусство СССР» и впервые увидел свет в 1957 году, тогда редактором издания был назначен М.Ф. Ладур [7]. С 2008 года журнал меняет название на «Диалог искусств».

Учредителем издания является Московский музей современного искусства. Периодичность -шесть раз в год. Формат - 230х300 мм. Объем -160 полос. Языки - русский, английский. Тираж -2000 экз. [1].

Основные темы и разделы журнала:

- Московский музей современного искусства (новости, выставки, арт-проекты, имена, портреты художников, образовательные программы);

- муниципальные программы Москвы в области культуры и городской среды;

- Российская Академия художеств (новости, выставочные проекты, академические юбилеи, научные конференции, история, художественное образование, творческие портреты, издания).

Редакция журнала, не отдавая предпочтения какому-либо направлению, старается представить читателям объективную информацию о наиболее важных процессах, происходящих в искусстве. На страницах «Диалога искусств» («ДИ») можно увидеть информацию о ярких явлениях современной художественной практики в области изобразительного искусства, дизайна, архитектуры. В поле зрения журнала присутствуют проблемы художественного рынка, обзоры частных коллекций и истории музейных собраний. Специальная задача журнала - представлять читателям новые имена художников из регионов России. «ДИ» ставит своей целью сохранять и развивать контакты между художниками на всем постсоветском пространстве, в основе культурной жизни которого до сих пор просматриваются общие тенденции развития [4].

Контент-анализ журнала «Диалог искусств» за 2013-2015 гг. показал, что данное издание предназначено для узкого круга читателей. «ДИ» обладает информативной и просветительской функцией: журнал не только доносит информацию о выставках, фестивалях, конкурсах, биографиях художников и их творчестве, но и погружает читателя в сам предмет искусства, расширяя его кругозор и эстетические взгляды. Исходя из специфики изобразительного искусства, можно выде-

51

лить и такие функции издания, как: воспитательная, познавательная, эстетическая и социальная.

В журнале «ДИ» популяризируется не только современное искусство, но и искусство разных времен. Явления показаны во взаимосвязи, включены в широкий социокультурный контекст. С помощью публикаций читатель знакомится с самим предметом искусства. Особый языковой стиль материалов проявляется в передаче автором не только знаний об искусстве, но и собственной оценки.

Говоря о характере информации, необходимо отметить направленность материалов, представленных в журнале «ДИ». В издании публикуются материалы на следующие темы:

1 Современные течения и направления в искусстве.

2 Молодые художники и художники разных эпох (часто в журнале можно встретить интервью с художниками).

3 Произведения искусства современных художников.

4 Предстоящие/прошедшие события в мире искусства.

Кроме того, характер информации в анализируемых выпусках проявляется в наличии дополнительного материала, такого как графики, таблицы, иллюстрации, схемы, фотографии и т. д. Текст публикаций соответствует научно-популярному типу издания: материал представлен в доступной форме, понятной заявленной читательской аудитории (отсутствуют жаргонизмы, канцеляризмы, просторечные слова и другие формы выражения, искажающие текст, употребляются научные термины, дается их определение). При этом текст не выглядит сухо, а наоборот, имеет выразительную форму.

В каждом выпуске журнала «ДИ» представлен новый, отличный от предыдущего (помещенный в прошлых выпусках) материал - как текстовый, так и иллюстративный. Это позволяет расценивать каждый выпуск как отдельную единицу.

Постоянных рубрик в современном журнале «ДИ» восемь:

- «Город» - обсуждаемые городские события: выставки, фестивали, рекультивация городской среды;

- «Музей» - московский музей современного искусства за 15 лет провел множество выставок -от дебютных показов начинающих авторов и концептуальных экспозиций до международных фестивалей и масштабных ретроспектив известных художников;

- «Тема» - знакомит с творчеством художников, чьи имена вошли в историю искусства, и с теми, кто проявил себя в текущей художественной практике. Для «Темы номера» пишут философы, теоретики искусства, культурологи и социологи;

- «Имена» - исследования, которые проводит редакция по наиболее актуальным вопросам художественного процесса, анализируя тенденции и значимые события.;

- «Ракурс» - этот раздел отсылает к истории журнала «ДИ», являющегося преемником журнала «Декоративное искусство СССР», в котором в 1989-1990 гг. выходил восьмиполосный блок «Ракурс», посвященной актуальному искусству. Современный «Ракурс» - это по-прежнему место для обсуждения актуальных проблем художественного процесса и дискуссий о том, что еще не устоялось, требует осмысления и поиска новых подходов;

- «Обзоры» и «Хроника» - дают картину художественной жизни России и зарубежья;

- «Портфолио» - представлены фотографы, чьи работы соотносятся с актуальными тенденциями современного визуального искусства.

Каждая рубрика содержит 1-8 публикаций, число которых варьируется в зависимости от тематики выпуска и количества собранного материала. Каждая публикация имеет собственное оформление. Их объем тоже различен.

Жанровый анализ материалов показал, что в журнале «Диалог искусств» за 2013-2015 года преобладают заметки, статьи, рекламные тексты, репортажи, интервью, анонсы, рецензии, очерки, обозрения и т. д. Таким образом, большинство текстов являются информационными и аналитическими.

В издании описываются выставки не только живописи, но и фотографии, плакатов, инсталляций из искусственных и натуральных камней, тематических экспозиций. Одной из ключевых тем «Диалога искусств», которая встречается во всех выпусках, является тема художника и его творчества: встречаются биографии мастеров, анализ их произведений. Редакция публикует материалы, посвященные не только живописи, но и другим видам искусства: кино, литература, сценическое мастерство. Регулярно встречаются рецензии. Теоретический аспект является неотъемлемой частью содержания журнала, регулярно печатаются статьи по теории искусства. Помимо того, что присутствуют постоянные авторы, переходящие из номера в номер, редакция задействует в работе и молодых специалистов в области искусства, публикуя их материалы.

Намечается тенденция к увеличению полос в журнале, что говорит о большом количестве тем, которые можно представить в издании. Увеличивается объем рекламы: на наш взгляд, это вполне логично, так как с каждым годом реклама все чаще становится средством получения прибыли. Количество иллюстраций также растет, причем если в 1966 году превалировали монохромные изображения, а цветные были редкостью, то в 2015 году все стало с точностью наоборот. Это связано с тем, что освещается все больше выставок, а для более точного рассказа о них необходим визуальный контент.

Следует отметить, что журнал не стоит на месте, он развивается, в каждом номере встречаются новые экспериментальные рубрики, раскрыва-

ются новые темы. К сожалению, тираж «Диалога искусств» снижается, что говорит о его нестабильном положении на рынке периодических изданий. Но, тем не менее, непрерывный выход журнала позволяет сделать вывод об особой «нише» в ряду средств массовой информации, об отдельной постоянной группе читателей.

На наш взгляд, уникальность «Диалога искусств» состоит в том, что этот журнал смог просуществовать столь длительный период, не меняя своей главной цели - информировать читателей о событиях в мире искусства. Общественные трансформации и финансовые трудности не смогли заставить редакцию перестать выпускать журнал, и в настоящее время издание по-прежнему является проводником между искусством и публикой.

Список литературы

1 Диалог искусств. URL: http:// www.di.mmoma.ru/ (дата обращения: 03.09.2017).

2 Антонова С. Г. Издания по искусству: формирование предмета содержания. - Омск, 2006.

3 Бочаров А. Г. Типология журналов переходного периода // Типология периодической печати : учебное пособие / под ред. Я. Н. Засурского. - Москва, 1995.

4 Благотворительный фонд В. Потанина. URL: http:// museum.fondpotanin.ru/program/partners/ (дата обращения: 16.09.2017).

5 Дедкова Т. Ф. Отражение в СМИ современных культурных процессов //Проблематика СМИ: информационная повестка дня. - Москва : Аспект пресс, 2008. - С. 166-174.

6 Лазаревич Э. А. Искусство популяризации науки. -Москва : Наука, 1978.

7 Уварова И. ДИ-70 : О журнале «Декоративное искусство» //Декоративное искусство. - 2000. - № 3. - С. 60-61.

References

1 Dialogue of arts [An electronic resource]. Access mode: http:// www.di.mmoma.ru/ (date of the address: 9/3/2017).

2 Antonova S. G. Editions on art: formation of a subject of the contents. - Omsk, 2006.

3 Bocharov A. G. Typology of magazines of a transition period/periodicals Typology: studies. a grant / under the editorship of Ya.N. Zasursky.- Moscow, 1995.

4 Charity foundation of V. Potanin [an electronic resource]. Access mode: http://museum.fondpotanin.ru/program/partners/ (date of the address: 9/16/2017).

5 Dedkova T.F. Reflection in media of modern cultural processes//the Perspective of media: information agenda. -Moscow: Aspect press, 2008. - Pg. 166-174.

6 Lazarevich E.A. Art of promoting of science. - Moscow: Science, 1978.

7 Uvarova I. DI-70: About the Dekorativnoye Iskusstvo magazine // Decorative art. - 2000. - № 3. - Pg. 60-61.

УДК 821.161.1. Г.М. Самойлова

Курганский государственный университет, Курган

события крымской войны В тендерном аспекте (глазами

Екатерины БАКУНИНоЙ И ЛЬВА

толстого)

Аннотация. В статье раскрываются особенности видения обороны Севастополя глаза-

ми женщины и мужчины. Гендерный подход даёт возможность с разных сторон, объёмно увидеть и ощутить события тех лет. Почти забытые мемуары Екатерины Бакуниной по яркости впечатлений и обстоятельности не только не уступают «(Севастопольским рассказам» Льва Толстого, но в чём-то и превосходят их.

ключевые слова: батальная тема, патриотизм, детализация, генерализация, трагическое, панорамное зрение.

G.M. Samoylova

Kurgan state university, Kurgan

EVENTS OF THE CRIMEAN WAR IN THE GENDER ASPECT (BY THE EYES OF CATHERINE BAKUNINA AND LEV TOLSTOY)

Abstract. In this article aview distinction of the Sevastopol's defense is considered by the eyes of man and women.The gender approach gives opportunity to see and perceive events of those years in a volumetric perception, from different sides. Catherine Bakunina's almost forgotten memoirsare appeared as equal to "Sevastopol's stories" by Lev Tolstoy in the brightness of impression and circumstantiality and exceed them in some other aspects.

Key words: battle theme, patriotism, detailing, generalization, tragic, panoramic vision.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Крымская или Восточная война 1853-1856 годов велась Россией против коалиции государств, куда входили Британия, Франция, Австрия, Пруссия, Турция, Сардиния. Для Франции, разбитой Россией в войне 1812 года, это был своеобразный реванш. Боевые действия велись на Кавказе, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму.

Оборона Севастополя длилась почти целый год с 13 сентября 1854 года по 27 августа 1855 года. Дочь петербургского градоначальника Михаила Бакунина Екатерина, окончившая курсы сестёр милосердия, и начинающий писатель Лев Толстой, поехавший на войну вслед за братом Николаем, оказались вовлечены в водоворот событий. Каждый запечатлел в рассказах увиденное. Интересно, анализируя «Севастопольские рассказы» Толстого и «Воспоминания сестры милосердия» Бакуниной, сопоставить мужской и женский взгляд на происходящее, выявляя при этом яркую индивидуальную манеру рассматриваемых авторов.

Батальная тема традиционна в русской литературе. Древнерусские повести, поэзия XVIII века, повести и рассказы XIX века повествовали о бурных потрясениях. Особое место в батальной литературе принадлежит «Войне и миру» Толстого,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.