Жозеф де Местр и деньги
Марина Пантина
Марина Пантина. Университет Париж-Сорбонна (UPS), Париж, Франция, [email protected].
Данная статья фокусируется на материальных аспектах жизни Жозефа де Местра в период его эмиграции. Многочисленные биографы отмечают радикализацию его идей после Французской революции и необходимости покинуть Савойю. Пытаясь найти объяснение его яркого и радикального консерватизма, исследователи часто называли Жозефа де Местра «пророком прошлого» или видели в нем предвестника тоталитарных режимов XX столетия. В настоящей статье последовательно рассматривается связь между изменениями взглядов философа и его материальным положением, а основные моменты биографии анализируются под экономическим углом зрения с учетом политических, конфессиональных и идеологических контекстов, внутри которых она разворачивалась. Автор показывает, что новая личность де Местра, литератора и дипломата на службе монархии, которая сформировалась в эмиграции, когда неопределенность его положения и отсутствие постоянного места службы заставили его искать дружбы и службы у правителей, обратившись к обоснованию политической важности монархии. Несмотря на стремление быть полезным тем, от кого напрямую зависел его успех, посыл этих произведений оставался искренним. Находясь в чужой конфессиональной среде, Жозеф де Местр прилагал усилия для распространения и усиления роли католицизма в придворных и аристократических кругах и активно поддерживал воспитавший его иезуитский орден. Все непростые жизненные обстоятельства, с которыми приходилось сталкиваться философу, в итоге привели его к созданию уникального по своей убедительности публицистического стиля, к консервативному мировоззрению, пронизанному одновременно радикальными и вызывавшими ожесточенные споры моментами.
Ключевые слова: Жозеф де Местр; философия; литература; дипломатия; экономика; XIX век; контрреволюция; консерватизм; Россия; Франция; Савойя.
Жозеф де местр родился в 1753 году в Шамбери, в Савойе. Его отец был президентом савойского сената. Получив соответствующее образование, сын должен был занять свое место в магистратуре Савойи, продолжив семейное дело. Он женился, поступил на службу и до 36 лет мог только мечтать о литературной карьере. До нас дошли его дневниковые записи, в которых можно найти сведения о том, что библиотека Жозефа де Ме-стра в период его жизни в Савойе насчитывала 32 труда в области экономики. Его юридическая деятельность обязывала к знакомству с такими документами, а солидное образование, полученное у иезуитов и в Туринском университете, располагало к ночному чтению литературных, философских и богословских сочинений. До Французской революции Жозеф де Местр был знаком с трудами Вольтера и Руссо, а сам придерживался достаточно либеральных позиций. Среди юношеских увлечений Жозефа де Местра и масонство, мистическим принципам которого он остался верен до некоторой степени на протяжении всей жизни. В его биографии мы находим и более причудливые сюжеты — например, еще подростком он помогал монашескому ордену сопровождать на смертную казнь преступников.
В своих дневниках Жозеф де Местр практически ежедневно отмечает все значимые расходы и денежные обмены. Отдельно от дневников он ведет приходно-расходную книгу, посвященную только финансовым вопросам. Жозеф де Местр в этот период своей жизни еще не до конца определился с жизненной и политической позицией. Внешне его дела обстоят благополучно, но он не понимает, как сочетать между собой свои разносторонние интересы, ищет свое призвание. Книги читает по ночам, а днем ходит на службу, сетуя на удел магистрата. Запись от 18 октября 1791 года:
Я закончил в 9.30 утра Историю заката и падения Римской империи Гиббона, которую начал в прошлом году примерно в то же время. Вот как магистрат читает в этой стране!1
Французская революция навсегда меняет уклад жизни Жозе-фа де Местра. С вхождением французских войск в 1792 году в Савойе становится небезопасно оставаться. Жозеф де Местр
1. Мм&гв]. б.в. Ьеэ сагпе1э ((и сош1е К^ерИ ((е Ма1э1:ге // Ьгее ригпа1 (1790-1817). Р., Ьуоп: Ешшапие1 "У1Не, 1923. Р. 8.
отправляет из Шамбери жену, которая в этот момент ожидает ребенка, и детей, они бегут через перевал Большой СенБернар (высота перевала 2469 м). Сам де Местр уезжает верхом через два дня, 22 сентября, когда революционные войска входят в Шамбери. Семья встречается в Аосте.
С одной стороны, можно сказать, что это момент, когда де Местр теряет все, что имел, и начинает неспокойную жизнь эмигранта. С другой стороны, жизненный кризис, обусловленный историческими событиями, позволяет де Ме-стру синтезировать свои разносторонние интересы и начать путь литератора, произведения которого не поддаются однозначному анализу уже два века.
Женевский узкий круг эмигрантов вводит де Местра в литературные салоны, он начинает выступать как публицист. В это время его материальные обстоятельства оставляют желать лучшего. В Лозанне 23 мая 1793 года де Местр пишет: «У меня осталось только 26 луидоров»2. В этот период семья де Местр часто переезжает; помогают займами лица их круга, в частности барон Эрлаш. О сложности этого периода можно судить по записи от 31 декабря 1794 года:
Письмо графу Отвилю, включающее содержание моих расходов. Что касается стола, попытка в течение трех месяцев иметь такой режим питания, который я не могу выносить долго, лишая себя
■г
мясаз.
Далее следует детальное перечисление расходов. Заметки о необходимости экономить на самом существенном еще будут встречаться в записях эмигрантского периода.
В этот период де Местр ведет контрреволюционную пропаганду, в 1793 году напечатав «Письма савойского роялиста». В 1797 году он публикует «Рассуждения о Франции», где анализирует причины революции. Это произведение проникнуто трагическим театральным пафосом, Жозеф де Местр дает волю своему перу:
Каждая капля крови Людовика XVI будет стоить потоков крови Франции; четыре миллиона французов, возможно, заплатят своими головами за величайшее национальное преступление антирелигиоз-
2. Ibid. Р. 34.
3. Ibid. Р. 80.
ного и антисоциального восстания, завершившегося убийством короля4.
Эта публикация привлекла внимание нескольких монархов, и Карл Эммануил IV, король Сардинии, приглашает Жозефа де Местра в Турин с предложением назначить его государственным советником с окладом в 2000 ливров. Однако после приезда в Турин назначения не происходит. Причина этого— неожиданно открывшийся источник финансирования «Рассуждений о Франции». Французским службам удается перехватить секретную переписку Жозефа де Местра с графом д'Аваре, советником некоронованного короля Франции Людовика XVIII. В письме идет речь о материальной благодарности за написанное произведение. Автора обвиняют в продажности. Чтобы избежать политического скандала, при дворе сардинского короля предпочитают на время забыть о де Местре. В Турине, во временной разлуке со своими близкими, Жозеф де Местр делает запись, которую можно считать точкой отсчета его самоопределения как литератора:
Во мне произошла поразительная перемена: старые склонности усилились, свободные идеи находят свое место, предположения переходят в уверенность; сегодня, 18 сентября, я начинаю произведение, имени которого еще не знаю. Мне кажется, я начинаю видеть свое призвание — в 44 года5!
Эта уверенность в справедливости собственных утверждений станет ключевым принципом его риторики, а может быть, и причиной ее интенсивной и богатой полемической направленности.
Затем следует три года скитаний по Италии, когда семья де Местра с трудом справлялась с материальными затруднениями. В марте 1799 года Жозеф де Местр пишет в своем дневнике:
Я хочу развлечься, записывая здесь цену одного из наших с женой и двумя детьми ужинов в Венеции: кукурузная мука (полента) 3 сантима, масло 4, сыр 8, яйца 12, соль 1, хлеб 8, вино 6, уголь 3, кофе и сахар (так как они необходимы) 8, итого 53 санти-
4. Maistre J. de. Œuvres / P.Glaudes (ed.). P.: Robert Laffont, coll. «Bouquins», 2007. P. 205.
5. Maistre J. de. Les carnets du comte Joseph de Maistre. P. 124.
ма, то есть примерно 26 французских сантимов. Что примечательно, что когда мы закончили, то все четверо были веселы и не голодны6.
Лишь в 1800 году де Местру удается получить должность главы корпуса магистратов при дворе Сардинии с окладом в 20000 ливров. В этот период время для занятий литературой сокращается, он посвящает свободное время изучению иностранных языков и восточных мифов. Вскоре де Местр оказывается вовлеченным в борьбу придворных партий и, предчувствуя проигрыш, в 1802 году отправляет супругу с детьми в Савойю к младшей дочери, оставшейся там. Из его записей можно понять, что он осознает необходимость и необратимость этого шага:
Безотлагательные семейные обстоятельства обязывают меня разделиться с самим собой. Сегодня, 25 сентября, в 5 вечера моя жена и двое детей покидают меня, чтобы вернуться в Савойю. С начала революции я не помню, чтобы испытывал более горькие чувства—дети мои, вы прочитаете это, когда меня здесь уже не будет, знайте, что я не преувеличиваю. Вспомните это расставание на причале. Вспомните ли вы слезы вашей матери, ваши, мои? Мне кажется, что мы расстаемся навсегда. Я не могу справиться с мрачными предчувствиями в сердце. Доведется ли нам увидеться вчетвером? Боже мой!7
Предчувствия де Местра оправдываются: семья сможет воссоединиться только через двенадцать лет, в 1814 году.
В октябре 1802 года король Сардинии назначает его послом в Санкт-Петербург. Путешествие захватывает Жозефа де Местра, он с восторгом описывает в дневнике свои впечатления: Помпеи, Рим, где его представляют Папе. Дневниковые записи становятся пространными и напоминают художественные, ни слова о деньгах в них нет. Весной 1803 года, отметив собственное пятидесятилетие в дороге, Жозеф де Местр прибывает в Санкт-Петербург.
О дальнейшем материальном положении сардинского посланника при дворе русского монарха мы можем судить
Т» о о
в основном из писем. В первое время в российской столице
б. Maistre J. de. Les carnets du comte Joseph de Maistre. Р. 133.
i. Ibid. P. 149.
у Жозефа де Местра немного знакомых, а с новым городом и высокими требованиями к жизни дипломата приходится справляться самостоятельно. В августе того же года он пишет кавалеру де Кьялламберто:
Расходы сводят меня с ума; я совершенно не способен к экономии, ибо всю жизнь не знал цену вещам. Я понимаю, что не сберег ни единого цехина из денег Короля, но, полагаю, и более способный человек навряд ли смог бы хоть что-нибудь накопить. <...> Один стол буквально пожирает деньги. Во всех домах только привозные вина и привозные фрукты. Я ел дыню ценою в шесть рублей, французский паштет за тридцать и английские устрицы по двенадцать рублей сотня. На сих днях, обедая в небольшом обществе, распили бутылку шампанского. «Во сколько оно обошлось вам, княгиня?» — спросил кто-то. «Почти десять франков». Я открыл было рот, чтобы сказать: «Дороговатое, однако, питье»,—как вдруг моя соседка воскликнула: «Но это же совсем даром!» Я понял, что чуть было не изобразил из себя савояра, и умолк. А вот и следствие всего этого: среди колоссальных состояний многие разоряются; никто не платит долги, благо правосудия нет и в помине8.
В этой ситуации Жозефу де Местру предстоит непростая миссия добиваться финансовой и военной поддержки для своего короля. Через год, осенью 1804 года, ему удается получить субсидию в 28000 рублей в пользу королевства Сардинии. Сам он все это время нанимает жилье, в котором не может никого принять, сетует на стоимость слуг, которые просят прибавки за плохой французский и не желают работать, а также поражается «мужику», который все же готов работать, но хочет спать непременно на столе. В холодную петербургскую зиму у де Местра нет даже шубы.
Чтобы как-то поправить свое финансовое положение, де Местр ведет длительную переписку со своим королем, убеждая его в том, что не может оставить голодать свою семью в Савойе и что возложенные на него обязанности в Санкт-Петербурге требуют соответствующих расходов. Так или иначе, в этом положении де Местр напрямую зависит от короля Виктора Эммануила, но эта служба не может обес-
8. Мш&гв ]. б.в. Ноттеэ. Р. 27.
печить ему достойную жизнь, согласную с его должностью. Стараясь улучшить свое состояние, Жозеф де Местр заводит знакомства в петербургских салонах близких ему политически консерваторов, и те в ответ поддерживают красноречивого сардинского посланника, вскоре обеспечивая ему славу «человека острого ума», мастера убеждения. Можно сказать, что светская жизнь и умение вести беседу становятся основным орудием Жозефа де Местра, и речь идет не только о приятном провождении времени, но и о его дипломатической карьере.
В 1805 году Жозефу де Местру удается пригласить в Россию своего шестнадцатилетнего сына, и тот вначале помогает отцу, а после достижения совершеннолетия поступает на службу к российскому императору. Параллельно со своей дипломатической деятельностью Жозеф де Местр становится верным помощником ордена иезуитов в России. В своих произведениях он убеждает в необходимости иезуитского образования для поддержания статуса любой монархии и формирования благонамеренных настроений среди приближенных ко двору молодых людей из знатных семейств. После смерти известного своим католическим прозелитизмом шевалье д'Огара Жозеф де Местр перенимает эту миссию и влияет на многих знатных особ, в частности Свечи-ну и сенатора Томару.
К 1809 году рукописи «Санкт-Петербургских вечеров» и эссе «О принципе порождения политических конституций» циркулируют в кругах, близких к императору Александру!. Не имея достаточной поддержки от своего монарха, Жозеф де Местр старается заслужить доверие и обрести влияние на российского. Он борется против реформатора Сперанского, доказывая гибельность реформ для российской монархии. После отставки последнего Александр I в 1812 году предлагает Жозефу де Местру поступить на российскую службу, но тот отказывается, обосновывая это верностью своему королю. Тогда же де Местр получает одобрение на создание Полоцкой иезуитской академии.
Не без очередных финансовых затруднений в 1814 году Жозефу де Местру удается привезти супругу и дочерей в Санкт-Петербург. Однако к этому моменту его влияние на российского императора уже не так велико, а случаи обращения в католицизм в высших кругах нередко приписывают его влиянию. Это приводит к тому, что после указа 1816 года о высылке иезуитов из России высылают и де Местра. Оставшуюся часть жизни он прожил в Турине.
Мы представили эту биографическую канву жизни де Местра, чтобы понять, какова роль денег и финансового положения в тональности и содержании его литературно-философских сочинений. Очевидно, что его политическая позиция окончательно формируется в изгнании, где ему ничего не остается, как утверждать свою контрреволюционную направленность и искать дружбы и службы у государей. Своего имущества и предыдущего положения в обществе у Жозефа де Местра уже нет. Однако эта неопределенность и отсутствие постоянного места службы в течение нескольких лет позволяют де Местру уделять достаточное время литературе. Как мы видели, большинство из его произведений преследовали цель обосновать политическое значение монархии и быть полезными тем, от кого напрямую зависел его успех. Что, тем не менее, не отменяет искреннего посыла автора и яркой убедительности образов, в которые он сам верил. Ораторское искусство и страсть полемиста становится его способом налаживания связей и продвижения по службе в Санкт-Петербурге. Находясь в чужой конфессиональной среде, Жозеф де Местр прикладывает усилия для распространения и усиления роли католицизма в придворных и аристократических кругах и активно поддерживает воспитавший его иезуитский орден. Новая личность де Ме-стра, литератора и дипломата на службе монархии, формирующаяся в эмиграции, возникала из осколков дореволюционной жизни, используя их потенциал в новой обстановке, пуская их в оборот и пытаясь извлечь из них жизненно необходимый доход.
Все непростые жизненные обстоятельства, с которыми приходится сталкиваться философу, в итоге привели его к созданию уникального по своей убедительности публицистического стиля, к консервативному мировоззрению, пронизанному одновременно радикальными и вызывавшими ожесточенные споры моментами, — такими, например, как безоговорочное оправдание инквизиции. Неизвестно, как бы сложилась интеллектуальная судьба Жозефа де Ме-стра, если бы не Французская революция и все последующие за ней социальные катаклизмы, наложившие отпечаток на его жизнь, но именно она дала истории философии и литературы яркую и полемически заряженную фигуру, интерес к которой не ослабевает до наших дней.
Библиография
Maistre J. de. Les carnets du comte Joseph de Maistre // Live journal (1790-1817).
P., Lyon: Emmanuel Vitte, 1923. Maistre J. de. Œuvres / P. Glaudes (ed.). P.: Robert Laffont, coll. «Bouquins», 2007.
Joseph De Maistre and Money
Marina Pantina. Sorbonne University (UPS), Paris, France, [email protected].
This article focuses on the material aspect of the Savoyard philosopher's life in the period of his emigration. Numerous biographers note the radicalization of Joseph de Maistre's ideas following the French Revolution and the need to leave Savoy. A clue has been sought to the reasons for his vivid and radical conservatism for approximately two hundred years, giving de Maistre vibrant definitions of a "prophet of the past" or a harbinger of totalitarian regimes of the XX century. The author has chosen a different approach to this problem. His goal lies in coherently tracing the connection between changes in the views of the philosopher and his financial situation. The goal of the study is to describe the main points in de Maistre's biography, examining it from an economic (more accurately, financial) point of view and taking into account the political, confessional, and ideological contexts within which it unfolded. The author comes to a conclusion consisting of the following. De Maistre's new personality as a writer and diplomat in the service of the monarchy, developed in emigration, appeared from the fragments of pre-revolutionary life, using its potential in a new environment, putting it into circulation and trying to extract from it a necessary income. It is unclear how the intellectual fate of de Maistre would have turned out if not for the French Revolution and all the subsequent social cataclysms that left an imprint on his life. The French Revolution itself gave the history of philosophy and literature a bright and polemically charged figure, interest in which does not decrease to this day.
Keywords: Joseph de Maistre; philosophy; literature; diplomacy; economics; XIX century; counter-revolution; conservatism; Russia; France; Savoy.
References
De Maistre J. Les carnets du comte Joseph de Maistre. Live journal (1790-1817), Paris, Lyon, Emmanuel Vitte, 1923. De Maistre J. Œuvres (ed. P. Glaudes), Paris, Robert Laffont, coll. «Bouquins», 2007.