УДК 364.4-053.9
DOI 10.17150/2500-2759.2021.31(4).534-540
ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН: АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О.Г. Седых
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Информация о статье
Дата поступления 30 сентября 2021 г.
Дата принятия к печати
27 декабря 2021 г.
Дата онлайн-размещения
28 декабря 2021 г.
Ключевые слова
Пожилые граждане; приемная семья; социальная работа; инновационная технология; форма жизнеустройства; контент-анализ
Аннотация
Рост числа пожилых граждан диктует необходимость создания достойных, благоприятных условий для их жизни и деятельности, способствующих формированию основы для активного долголетия. С целью решения такого рода задач во многих субъектах РФ сегодня широко применяется альтернативная форма социального обслуживания — «приемная семья для пожилых граждан». Правоотношения в приемной семье имеют многогранный характер и регулируются нормами различных отраслей права, при этом ведущую роль занимает нормативная база самих субъектов. Между тем в субъектах РФ наблюдается бессистемность определения терминологии и содержания понятий, так как в федеральном законодательстве отсутствует легальная формулировка такого понятия, как «приемная семья для пожилого гражданина». Цель исследования — установление региональной общности документов и поиск возможных решений проблем, возникающих при реализации данной формы социальной помощи в Иркутской области. Проведенный контент-анализ позволил изучить нормативно-правовую базу деятельности приемных семей для пожилых граждан; рассмотреть варианты названий альтернативной формы социального обслуживания и основные понятия; оценить социально-демографические характеристики граждан, создающих приемную семью; определить основные условия создания приемной семьи. По результатам исследования выявлены ключевые направления работы для усовершенствования региональных нормативных правовых актов, намечены мероприятия организационного характера, направленные на предоставление возможности пожилым гражданам как можно дольше пребывать в привычных домашних условиях. Полученные выводы могут быть использованы для формирования норм федерального законодательства о приемных семьях для пожилых граждан, а также иных нормативных правовых актов и методических документов как федерального, так и регионального уровня, что позволило бы в перспективе снизить количество проблем, возникающих при реализации данной формы помощи пожилым людям в субъектах РФ.
LIVING ARRANGEMENTS OF OLDER PERSONS: ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Olga G. Sedykh
Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation
Article info
Received
September 30, 2021
Accepted December 27, 2021
Available online December 28, 2021
Abstract
The growth of the number of older persons makes it necessary to create decent favourable conditions for their lives and activities, which contributes to forming the basis for their active longevity. Nowadays, in order to solve this kind of problems, an alternative form of social service, a «foster family for older persons» is widespread in many constituent entities of the Russian Federation. Legal relations in a foster family are regulated by the rules of different branches of law. The leading role is played by the legal framework of the constituent entities. Meanwhile, one can
© Седых О.Г., 2021
Keywords
Older persons; foster family; social work; innovative technology; form of living arrangements; content analysis
observe a lack of consistency in defining terms and notions, as there is no legal definition of a «foster family for an older person» in the federal legislation. The purpose of the research is to establish regional similarity in documents and to find possible solutions of the problems that arise when implementing this kind of social assistance in the Irkutsk region. The content analysis conducted by the author allowed her to study the regulatory framework of the activities of foster families for older persons; to consider the options for naming the alternative form of service and its main notions; assess social demographic characteristics of people that create a foster family; to define the main conditions for creating a foster family. According to the results of the research, key directions of the activities, aimed at improving regional regulatory legal acts, are identified, organizational events, aimed at providing a possibility for older persons to stay in habitual family conditions as long as possible, are programmed. The obtained conclusions can be used to formulate regulations of the federal legislation on foster families for older persons and other regulatory legal acts and methodological documents of both federal and regional levels, which, in the future, could reduce the number of problems that arise when implementing this kind of social assistance for older persons in constituent entities of the Russian Federation.
Сегодня многими субъектами РФ широко применяется альтернативная форма социального обслуживания — приемная семья для пожилых граждан (далее — Приемная семья). Главной целью Приемной семьи является улучшение качества жизни пожилых людей, обеспечение пребывания их в «домашних» комфортных условиях. В экспертном сообществе чаще рассматриваются очевидные выгоды и преимущества Приемной семьи как для государства, так и для пожилых граждан. Такой вид социальной поддержки является весьма привлекательным в целях экономии регионального бюджета, чем отчасти объясняется стремление многих субъектов РФ перенять эту практику или расширить масштабы ее использования[1].
Необходимость исследования данного явления определяется рядом обстоятельств. Во-первых, возрождение традиций семейного общинного ухода нашло поддержку в ряде документов ООН. Во-вторых, в России определена целевая установка на расширение стационарозамещающих форм социального обслуживания и технологий социальной работы, подразумевающих участие общества [2; 3]. В-третьих, несмотря на наличие широкой региональной практики, проблемы, связанные с организацией и деятельностью Приемных семей, являются слабоизученны-ми в научной литературе [4].
Старение населения происходит во всех странах мира с разным уровнем развития и темпы этого процесса нарастают. По прогнозам ООН, в 2015 и 2050 гг. доля граждан старше трудоспособного возраста в мире увеличится с 12,3 до 21,5 % соответственно, в России — с 20 до 28,8 %. По информации Федеральной
службы государственной статистики, с 2016 по 2025 гг. доля российских граждан старше трудоспособного возраста (женщины > 55 лет, мужчины > 60 лет) увеличится с 24,6 до 27 % соответственно и составит 39,9 млн чел.1
Современная демографическая ситуация в России, как и в целом по миру, характеризуется динамичным увеличением доли пожилых граждан (рис.)2.
Таким образом, наблюдаются увеличение численности граждан старше трудоспособного возраста, повышение их удельного веса в населении страны, рост продолжительности жизни.
Система социального обслуживания граждан играет одну из важнейших ролей в сфере социальной поддержки пожилых людей. Наиболее востребованы этой категорией населения социальные услуги на дому, но широкая потребность в них вызывает возникновение очередности и не решает многих проблем. Поэтому начали развивать стационароза-мещающие технологии, которые будут стимулировать общество на оказание помощи пожилым, компенсировать отсутствие семейного ухода и обеспечивать возможность проживания в привычной для них среде. Иными словами, приоритетным направлением государственной политики становится оказание социальных услуг пожилым людям без помещения их в стационарные учреждения социального обслуживания, и Приемная се-
1 Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 5 февр. 2016 г. № 164-р // СПС «КонсультантПлюс».
2 Численность и состав населения // Федеральная служба государственной статистики. URL: https:// rosstat.gov.ru/folder/12781#.
Ф П ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а
и ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ч
ф
ч
2 О 2
Ы ^
Z
10
О
5
Ы
4 0
16 000 14000 -| 12 000 10 000 8 000 -6 000 4 000 2 000 0
55-59
Динамика численности населения старше трудоспособного возраста за 2012—2020 гг., тыс. чел. (по данным Госкомстата)
мья является одной из альтернативных форм социальной помощи для пожилых граждан.
Первые подобные семьи появились в середине XIX в. в Великобритании и США и носили название «фостерные» — от английских слов «foster care», что означает помощь в воспитании, забота о воспитании, патронажное воспитание [5]. На территории России такие семьи стали появляться в начале 2000-х гг., что было связано с неспособностью государственных учреждений социального обслуживания удовлетворить потребности пожилых граждан ввиду недостатка ресурсов, дефицита мест и высокой очередности в них. Первые Приемные семьи были созданы в 2000 г. в Вологодской области [6], а в 2005 г. их образование стало регулироваться региональными правовыми актами Пермского края, и рассматривалось в качестве альтернативной формы социального обслуживания пожилых граждан [7; 8].
На сегодняшний день такие семьи создаются уже более чем в 40 субъектах РФ, несмотря на существующие трудности и пробелы в законодательстве [9; 10]. Приведем примерные сведения об их количестве по состоянию на 2020 г. (табл.). Получить точные данные и оценить количество семей, созданных за все время или действующих на данный момент, число пожилых граждан, принятых в них, весьма трудно. Зачастую это можно сделать только на основе информации региональных органов власти [11; 12].
По некоторым федеральным данным количество Приемных семей на 2020 г. составляет более 6 000 (в 2014 г. было примерно 4 000).3
Как нами было установлено, федеральное законодательство не содержит легального определения понятия «приемная семья для пожилого гражданина», а правомочными в этой сфере являются органы власти субъектов РФ. В их нормативных правовых актах можно наблюдать как общие черты, так и отличительные особенности, учитывающие специфику конкретного региона.
Примерные сведения о количестве приемных семей для пожилых граждан в регионах по состоянию на 2020 г.
Субъект Российской Федерации Количество семей
Забайкальский край 134
Ивановская область 71
Кировская область 99
Красноярский край 108
Новосибирская область 48
Республика Бурятия 98
Ростовская область 58
Самарская область 173
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 156
Ярославская область 120
Республика Татарстан 35
Сахалинская область 50
Волгоградская область 160
Республика Саха (Якутия) 208
Тюменская область около 300
3 Информация от 28 мая 2014 г. О реализации мероприятий региональных государственных программ повышения качества жизни пожилых людей // Мини-
Регионы, пользуясь правом разрабатывать и внедрять дополнительные меры социальной поддержки, принимают нормативные
стерство труда и социальной защиты РФ. URL: https:// mintrud.gov.ru/docs/mintrud/protection/94.
правовые акты, которые различаются формой, содержанием и используемой терминологией. Следовательно, справедливо для более подробного изучения деятельности регионов по вопросам жизнеустройства пожилых граждан провести анализ нормативных правовых актов субъектов РФ. Кроме того, это позволит проверить предположение о том, что нормативные документы в различных субъектах РФ, касающиеся рассматриваемой меры социальной помощи, так или иначе имеют общие положения. Выборка сплошная, состоящая из 49 документов, находящихся в открытом доступе.
Итак, контент-анализ проводился с целью определения региональной общности документов и поиска возможных решений проблем, возникающих при организации Приемных семей в Иркутской области. Для достижения данной цели ставились следующие задачи:
- изучить варианты названий и определений данной формы социального обслуживания;
- оценить социально-демографические характеристики граждан, создающих Приемную семью;
- определить основные условия создания Приемной семьи.
Источниками информации послужили нормативные правовые акты субъектов РФ, регулирующие вопросы организации Приемных семей, размещенные в сети Интернет на официальных сайтах региональных органов управления в сфере социальной защиты населения. Документы отбирались по ключевым словам в поиске: граждане пожилого возраста, приемная семья, семья для пожилого, семейное сопровождение.
Итак, в большинстве случаев по данному вопросу принимаются региональные законы, постановления администрации, акты исполнительных органов социальной защиты (приказ, распоряжение). Всего для анализа было отобрано 49 документов: 25 — региональных законов; 16 — постановлений администрации, 8 — приказов органа управления в сфере социальной защиты населения.
Процесс создания Приемной семьи в регионах имеет общие этапы, несмотря на различную степень конкретизации:
- обращение в учреждение с заявлением;
- подача документов;
- принятие решения учреждением;
- подписание договора о приемной семье.
В подавляющем большинстве предполагается заключение трехстороннего соглашения между учреждением социального обслуживания, лицом, нуждающимся в социальной
помощи, и лицом, желающим организовать приемную семью. Существуют исключения, когда договор заключается только между учреждением и лицом, нуждающимся в социальной помощи.
Альтернативная форма социального обслуживания в регионах имеет следующие названия: приемная семья; социальная семья; патронатная семья; гостевая семья; семейное сопровождение; семья для пожилого; приемная семья для граждан пожилого возраста (более универсальное и самое распространенное — 82 % случаев упоминания).
Приемная семья чаще всего определяется как форма жизнеустройства (29 %); форма жизнеустройства и социальной поддержки (22 %); форма оказания социальной помощи; инновационная стационарозамещающая технология; форма социального обслуживания; форма оказания социальных услуг; форма жизнеустройства и социальной помощи; форма жизнеустройства и социального обслуживания; форма социальной поддержки.
В терминологии граждане пожилого возраста, проживающие в приемных семьях, именуются также по-разному: лицо, нуждающееся в постороннем уходе (20 %); лицо, нуждающееся в социальной помощи (16 %); лицо, нуждающееся в социальных услугах (18 %); граждане пожилого возраста (31 %); подопечный (8 %) и др. К таким гражданам предъявляются самые разные критерии: возраст; инвалидность; гражданство; дееспособность; место жительства; признание гражданина нуждающимся соответствующими органами власти; одиночество; отсутствие медицинских противопоказаний и др. Однако чаще всего данный круг лиц определяется через критерии возраста и наличия инвалидности. Кроме того, к этой категории могут относиться не только отдельные лица, но и семьи, например, супружеские пары или совместно проживающие граждане.
В большинстве случаев пожилой человек — это одинокий или одиноко проживающий гражданин (женщина старше 55, мужчина старше 60 лет), нуждающийся в посторонней постоянной или временной помощи в связи с полной или частичной утратой способности или возможности обеспечивать основные жизненные потребности. В 86 % случаев в приемные семьи принимают пожилых граждан старше 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно), в остальных 14 % — старше 65, 70, 75 или 80 лет. Например, в Краснодарском крае в приемную семью может быть принят человек только старше 65 лет, нуждающийся в посторонней
ф
п ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ч
ф
ч
2 О 2
Ы ^
Z
ю
О
5
Ы
4 0
помощи вследствие травмы,
болезни
или
возраста4.
Правовой статус граждан, осуществляющих уход, достаточно регламентирован и также имеет различные наименования. Наиболее часто употребляются следующие: граждане, оказывающие помощь (10 %); лица, осуществляющие уход (16 %); лицо, изъявившее желание создать приемную семью (25 %); помощник (31 %) и др.
Нормативные правовые акты содержат различные требования к гражданам, изъявившим желание создать Приемную семью: дееспособность, гражданство, возраст, отсутствие инвалидности первой и второй группы, судимости и уголовного преследования, опасных заболеваний. Некоторые из них могут применяться и по отношению к членам семьи, проживающим совместно с данным лицом, чаще всего это отсутствие судимости и уголовного преследования и опасных заболеваний. Так, наличие судимости у самого гражданина, желающего организовать Приемную семью, или членов его семьи, совместно проживающих с ним, в 55 % случаев является обстоятельством, препятствующим созданию Приемной семьи.
Примечательно, что в 16 % нормативных правовых актов установлен предельный возраст (до 60, 65 и 70 лет) для тех, кто хочет принять пожилых граждан в семью. По нашему мнению, определение предельного возраста для граждан, желающих создать Приемную семью, является важнейшим условием, которое учитывается не во всех субъектах РФ.
В документах встречается весьма спорный критерий, устанавливающий требование о наличии соответствующего образования: профессиональная подготовка, среднее общее образование; среднее профессиональное образование; высшее образование. Например, в Республике Бурятия одним из оснований для отказа кандидату, желающему организовать Приемную семью, является отсутствие у него профессионального образования или специальной подготовки, пройденной в образовательных учреждениях РФ, соответствующих требованиям и характеру выполняемой работы5.
4 О реализации стационарозамещающей технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов» в Краснодарском крае : приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 4 февр. 2021 г. № 115 // СПС «Консультант Плюс».
5 Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных услуг совершеннолетним гражданам в форме социального обслуживания на дому в Республике Бурятия : постановление Правительства Республики Бурятия от 12 дек. 2014 г. № 638 // СПС «Консультант Плюс».
Данные требования вполне объективны, так как граждане, желающие осуществлять уход за нуждающимися в социальной помощи, должны обладать всеми необходимыми ресурсами и возможностями для этого, а также быть компетентными в некоторых других вопросах.
Контроль деятельности Приемной семьи учреждением социального обслуживания осуществляется по-разному: ежемесячно; один раз в квартал; один раз в полгода. Также могут проводиться внеплановые проверки выполнения обязанностей, указанных в договоре.
Ключевым признаком во всех случаях указывается совместное проживание и ведение совместного или общего хозяйства. Место проживания Приемной семьи практически везде определяется самими гражданами и прописывается в договоре. В Астраханской, Курганской, Тверской областях обязательно проживание приемной семьи в жилом помещении гражданина, осуществляющего уход, так как он зачисляется на вакантную должность социального работника в соответствии с трудовым законодательством на время исполнения обязанностей.
Во всех субъектах Приемная семья не может быть создана между супругами, близкими родственниками, усыновителями и усыновленными, данное условие вытекает из семейного законодательства. Также в подавляющем большинстве случаев, общая площадь жилья должна быть не менее учетной нормы жилого помещения на одного человека, установленной органами местного самоуправления. Практически везде пожилой гражданин передает денежные средства для общих нужд Приемной семьи в размере не более 75 % ежемесячного дохода, а сумма средств, остающихся в личном распоряжении, должна составлять не менее 25 % этого дохода. Во Владимирской и Нижегородской областях этот показатель отличается и составляет не менее 20 и 30 % соответственно.
Лицам, осуществляющим уход, предоставляется ежемесячная денежная выплата, размер которой зафиксирован. В каждом регионе сумма выплаты разная. На ее размер влияет достижение определенного возраста пожилым человеком, наличие у него инвалидности первой группы, географическое положение муниципального образования, в котором проживает семья, количество граждан, одновременно принятых в семью. Существуют отдельные случаи, которые необходимо отметить. Например, в Калужской области, размер вознаграждения
измеряется иначе и составляет 1/2 базового оклада работника учреждения социального обслуживания, установленного регионом6.
Как видно, в регионах закреплен обширный перечень требований к созданию Приемной семьи. При этом одновременно в одну семью может быть принято максимум 2 чел. при условии заключения договора с каждым из них. В Самарской области данный показатель — 4 чел., в Курской области — 6 чел.7
Таким образом, в результате анализа деятельности регионов, их нормативных правовых актов по реализации такой формы социального обслуживания, как Приемная семья, была подтверждена гипотеза о региональной общности некоторых положений. Из этого следует, что регионами изучается и активно применяется опыт тех, кто уже использует данный вид социальной помощи. Также установлено, что явным недостатком является отсутствие данных статистического характера о Приемных семьях, что существенно усложняет процесс их анализа, подсчета количества по стране, оценки распространенности по регионам и т.д.
Несмотря на разнообразие понятийно-категориального аппарата и незначительные различия в нормативных правовых актах, в стране успешно практикуется образование Приемных семей.
По итогам исследования определены ключевые направления работы в области усовершенствования нормативно-правовых основ реализации альтернативной формы социального обслуживания:
1. Определение в региональном законе предельного возраста гражданина, осуществляющего уход. Добавление возрастного
6 Об образовании патронатных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Калужской области : закон Калужской области от 9 дек. 2013 г. № 510-ОЗ // СПС «Консультант Плюс».
7 Об организации деятельности приемных семей
для граждан пожилого возраста и инвалидов на терри-
тории Самарской области : закон Самарской области от
10 нояб. 2008 г. № 121-ГД ; Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Курской области : закон Курской области от 1 февр. 2012 г. № 12-ЗКО // СПС «Консультант Плюс».
ограничения видится правильным решением, поскольку гражданин, желающий создать Приемную семью, должен обладать достаточными возможностями, в первую очередь физическими, чтобы осуществлять полноценный уход за пожилым человеком.
2. Внесение изменений в региональный закон в части требований к жилой площади для совместного проживания. Предлагается применять индивидуальный подход к каждому отдельному случаю. Необходимо оказывать консультационную помощь тем семьям, которые не имеют нужных документов на жилое помещение, с целью их оформления. Рассмотреть альтернативу ограничения нормы жилого помещения, устанавливаемой в учреждениях стационарного социального обслуживания.
3. Оставить без изменений размер ежемесячной денежной выплаты. Бюджет Приемной семьи представляется вполне достаточным для удовлетворения ее основных потребностей, учитывая проживание в большинстве случаев в сельской местности. Возможно, что увеличение выплаты станет неправильным и ложным стимулом к возникновению корыстных побуждений.
4. Внесение периода ухода за пожилым человеком в страховой стаж. Очевидно, что для лиц, осуществляющих уход, острой проблемой является его совмещение с трудовой занятостью. Было бы правильно период ухода в условиях Приемной семьи засчитывать безработному лицу, осуществляющему уход, в страховой стаж. Напомним, что подобное правило содержится в пенсионном законодательстве.
5. Формирование федерального законодательства о Приемных семьях. Нормативный правовой акт федерального уровня закрепил бы основные понятия, принципы, порядок создания семьи, организацию контроля, типовые условия договора. Кроме того, при наличии нормативных и методических документов федерального уровня можно было бы избежать многих проблем, с которыми сталкивается не только Иркутская область, но и остальные регионы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева Е.В. Подходы к роли социальной защиты населения в жизни общества и современные вызовы, стоящие перед ней / Е.В. Агеева. — DOI 10.17150/2411-6262.2017.8(2).33 // Baikal Research Journal. — 2017. — Т. 8, № 2. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=21489.
2. Зимина Е.В. Сопровождаемое проживание инвалидов как инновационная технология социального обслуживания инвалидов (на примере Иркутской области) / Е.В. Зимина, Д.Ф. Лыкосова. — DOI 10.17150/2411-6262.2020.11(2).2 // Baikal Research Journal. — 2020. — Т. 11, № 2. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article. aspx?id=23925.
3. Марасанова А.А. Социальные стандарты качества жизни / А.А. Марасанова // Baikal Research Journal. — 2013. — № 4. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=18434.
Ф 0 4
01 И 5<
а
л т
n *
о
о
о
а
и ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ч
ф
ч 2
о 2
Ы ^ Z
10
О
5
ы
4 0
4. Карпикова И.С. Развитие социальных технологий для пожилых граждан: проблемы внедрения и оценки (на примере стационарозамещающей технологии «Приемная семья для пожилого человека») / И.С. Карпикова, А.А. Канунникова. — DOI 10.25136/2409-7144.2020.6.33174 // Социодинамика. — 2020. — № 6. — С. 19-32.
5. Васильчиков В.М. Приемные семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов: вопросы терминологии и правового регулирования / В.М. Васильчиков, Л.Я. Чикарина // Современное общество и власть. — 2018. — № 1. — С. 19-26.
6. Бондаренко И.Н. Приемная семья пожилого человека: право на существование десять лет спустя / И.Н. Бондаренко // Социальное обслуживание. — 2011. — № 1. — С. 42-60.
7. Сидорчук Т.А. Социальные и психологические аспекты приемной семьи для пожилого человека / Т.А. Сидорчук, Ф.М. Кремень // Известия Смоленского государственного университета. — 2012. — № 4. — С. 561-567. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18807828.
8. Смирнова Е.С. Социальные проблемы одиноко проживающих пожилых граждан / Е.С. Смирнова, Л.Г. Невеличко // Постулат. — 2017. — № 6(20). — URL: http://e-postulat.ru/index.php/Postulat/article/ view/729/752.
9. Айзинова И.М. Социально-экономические проблемы старшего поколения: качество жизни населения старших возрастов / И.М. Айзинова // Проблемы прогнозирования. — 2017. — № 4(163). — С. 121 — 131. — URL: https https://cyberleninka.ru/artide/n/sotsialno-ekonomicheskie-problemy-starshego-pokoleniya-kachestvo-zhizni-naseleniya-starshih-vozrastov.
10. Голубева Е.Ю. Приемная семья для пожилого человека: традиции и инновации в уходе / Е.Ю. Голубе-ва, Н.С. Кушнаренко // Новые технологии социальной работы в России и за рубежом. — Ульяновск : Изд-во «Зебра», 2017. — С. 133-144. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29934812.
11. Перспективы института приемной семьи для пожилых граждан и инвалидов: зарубежные доктрины и опыт российского законодателя / Н.И. Дивеева, А.В. Кузьменко, Ф.К. Ногайлиева, М.В. Филиппова // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2020. — № 4. — С. 155-180. — URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=44338155.
12. Рюмина Ю.Н. Приемная семья для пожилого человека как альтернативная форма социального обслуживания / Ю.Н. Рюмина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2017. — № 2. — 48-53. — URL: https://cyberleninka.ru/article/v/priemnaya-semya-dlya-pozhilogo-cheloveka-kak-alternativnaya-forma-sotsialnogo-obsluzhivaniya.
Информация об авторе
Седых Ольга Геннадьевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Для цитирования
Седых О.Г. Жизнеустройство пожилых граждан: анализ деятельности субъектов Российской Федерации / О.Г. Седых. — DOI 10.17150/2500-2759.2021.31(4).534-540 // Известия Байкальского государственного университета. — 2021. — Т. 31, № 4. — С. 534-540.
Author
Olga G. Sedykh — Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Sociology and Psychology, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
For Citation
Sedykh O.G. Living Arrangements of Older Persons: Analysis of the Activities of Constituent Entities of the Russian Federation. Izvestiya Baikal'skogo gosudarst-vennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2021, vol. 31, no. 4, pp. 534-540. (In Russian). DOI: 10.17150/2500-2759.2021.31(4).534-540.