№ 2, 2010
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ личности как фактор СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА
Т. В. Володина (Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования)
Рассматривается проблема жизнестойкости личности как одного из факторов сохранения профессионального здоровья педагога. Представлены результаты исследования взаимосвязи жизнестойкости с развитием синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Ключевыге слова: профессиональное здоровье выгорание.
Проблема сохранения профессионального здоровья педагога сегодня вызывает повышенный интерес. От педагога в огромной степени зависит, каким вырастет подрастающее поколение — будущее страны. На нем лежит ответственность за сохранение и укрепление здоровья учащихся и воспитанников. Известно, что здоровую личность может воспитать только здоровый педагог. Но сложившаяся социально-экономическая ситуация, при которой значимость труда педагога, его авторитет нивелируются, не позволяет учителю чувствовать себя социально защищенным. «Бонусом» учителя, проработавшего в школе несколько лет, чаще всего становятся неудовлетворенность работой и психосоматические заболевания.
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что в настоящее время педагоги как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья, которые снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем 15—20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание». У трети из них показатель степени социальной адаптации равен или даже ниже подобного показателя у больных неврозами. При этом резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется невротизирующей средой обитания, создаваемой помимо прочих и самими учителями [7, с. 184, 221].
В настоящее время в образовательных учреждениях проводится немалая работа по сохранению здоровья учащихся, но ее результаты приводят к мини-
педагога; жизнестойкость личности; эмоциональное
мальным изменениям. Одной из возможных причин этого, на наш взгляд, являются сами педагоги, занимающиеся оздоровительной работой в школах. Разве может создать здоровую, комфортную среду дезадаптированный педагог с «букетом» психосоматических заболеваний? Очевидно: чтобы коренным образом изменить сложившуюся ситуацию, нужно прежде всего изменить состояние здоровья учителя и отношение учителя к своему здоровью.
В своих исследованиях Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова показали, что профессия педагога относится к категории социогенных, и выделили факторы, способствующие формированию профессионально нежелательных изменений, в частности эмоционального выгорания педагогов: низкий социальный статус, дисбаланс между интеллектуальноэнергетическими затратами и моральноматериальным вознаграждением, ежедневная психическая перегрузка, высокая степень ответственности за учеников [2, с. 146].
На субъективные ощущения трудности профессии, на наш взгляд, особое влияние оказывает и противоречие между государственным заказом к образованию и запросом непосредственных потребителей образовательных услуг — детей и родителей, а также внутренним целеполаганием самих педагогов. Не удивительно, что в этих условиях у педагогов формируются профессиональные деструкции, которые нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности и на состоянии здоровья.
© Володина Т. В., 2010
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
А. К. Маркова на основе обобщения исследований профессионального развития личности выделила как одну из тенденций профессиональных деструкций появление деформаций личности [6]. В своей работе мы обратились к исследованию факторов противостояния эмоциональному выгоранию личности педагога, влияющих на его здоровье.
Вслед за А. Лэнгле под эмоциональным выгоранием мы понимаем «затяжное состояние истощения, возникающее в деятельности. Истощение — ведущий симптом и основная характеристика эмоционального выгорания, из которой проистекают все другие симптомы. Состояние истощения сначала касается только самочувствия, затем оно начинает влиять непосредственно на переживание, а потом также и на решения, позиции, установки и действия человека» [5]. Затяжное расстройство создает подавленный эмоциональный фон, на котором специфически воспринимается и все остальное. Переживание самого себя и мира характеризуется хроническим отсутствием телесно-психической силы, ощущением пустоты, утраты духовных ориентиров. К пустоте рано или поздно добавляется чувство бессмысленности, которое распространяется на все большее число аспектов жизни (не только на работу, но и на свободное время и личную жизнь). В итоге уже сама жизнь переживается как бессмысленная [5].
Что может противопоставить сегодняшний педагог сложившимся вокруг него внешним обстоятельствам, чтобы сохранить свое профессиональное здоровье и долголетие, сохранить себя как личность?
Говоря о психологических факторах, лежащих в основе здоровья, многие исследователи (Э. Ф. Зеер, Л. М. Митина, С. П. Безносов и др.) выделяют сформи-рованность позитивных личностных качеств. По мнению Л. М. Митиной, восстановление профессионального здоровья учителя — это «управление механизмами, детерминирующими развитие личности, способствующими формированию позитивного самоотношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к
изменениям, принятию на себя ответственности». Учителю в большинстве случаев нужна не медицинская помощь, а социально-психологическая — в выработке необходимых качеств и навыков по накоплению функциональных резервов в организме [7, с. 222].
Одним из механизмов, способствующих сохранению профессионального здоровья педагога, является, на наш взгляд, развитие жизнестойкости личности. Жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности [4, с. 3]. Этот конструкт был выделен в ходе исследований, в которых осуществлялся поиск ответа на вопрос: какие психологические факторы способствуют успешному преодолению стресса и снижению (или даже предупреждению) внутреннего напряжения?
Мы определяем жизнестойкость как набор личностных свойств и поведенческих реакций, позволяющих конструктивно (т. е. продуктивно с точки зрения развития личности) разрешить трудную жизненную ситуацию. Содержательно этот «набор» представлен различными составляющими: от генетических задатков и иммунитета, которые позволяют справиться с сильными стрессами, до коммуникативных умений, обеспечивающих взаимодействие с защищающими себя от стресса людьми [3, с. 16].
Прикладной аспект жизнестойкости обусловлен той ролью, которую эта личностная переменная играет в успешном противостоянии личности стрессовым ситуациям, прежде всего в профессиональной деятельности.
По данным исследований, она опосредует влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности.
Проблема жизнестойкости активно изучается в зарубежной психологии. 8. Маё&, 8. КоЪа8а выдвинули предположение, что высокие резервы сопротивления трудностям обусловлены особой личностной диспозицией человека.
ffiffiiiiffiiilffiifflii № 2,
S. Maddi в связи с разработкой им проблем творческого потенциала личности и регулирования стресса создал теорию об особом личностном качестве «hardiness» (т. е. смелый, дерзающий, «крепкий орешек», стойкий). На русский язык это слово переводится как стойкость или жизнестойкость (Д. А. Леонтьев). «Hardiness», или жизнестойкость, позволяет человеку одновременно развиваться, обогащать свой потенциал и совладать с трудностями, встречающимися на его жизненном пути [1].
Жизнестойкость как интегративное личностное качество включает в себя три компонента:
— вовлеченность (commitment) — принятие на себя безусловных обязательств, ведущих к идентификации себя с намерением выполнить действие и с его результатом. Она связана с убежденностью в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности;
— контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь. Такие люди снижают значимость трагических событий и уменьшают тем самым психотравмирующий эффект. Они уверены, что любую трудную ситуацию можно так преобразовать, что она будет согласовываться с их жизненными планами, окажется чем-то полезной;
— принятие риска, «вызов» (challendge) — убежденность человека в том, что все, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, позитивного или негативного. Опасность воспринимается как сложная задача, знаменующая собой очередной жизненный поворот, побуждающий человека к непрерывному росту. Любое событие переживается в качестве стимула для развития собственных возможностей [4, с. 6].
2010 iiiiilllffl 1%
В своем исследовании, которое проводилось на базе Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, мы изучали взаимосвязь жизнестойкости и эмоционального выгорания. В исследовании приняло участие 190 школьных педагогов разного возраста, имеющих различные специальности.
Был использован следующий диагностический инструментарий:
1) «тест жизнестойкости» Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой, который представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного S. Maddi. Результаты теста жизнестойкости позволяют оценить способность и готовность человека активно и гибко действовать в ситуации стресса и де-прессивности;
2) «диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко, позволяющая определить наличие или отсутствие синдрома эмоционального выгорания, его доминирующие фазы и ведущие симптомы.
На основе диагностики жизнестойкости группа испытуемых была дифференцирована на две подгруппы.
В первую подгруппу («Стойкие») были включены педагоги, имеющие высокие показатели жизнестойкости. В нее вошли 147 человек, что составляет 77 % выборки. Входящих в данную группу можно охарактеризовать как людей, способных и готовых активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей. Их жизнестойкие убеждения не только создают «иммунитет» к тяжелым переживаниям, но и являются «профилак-тирующим» фактором к образованию нежелательных изменений. Эта личностная переменная влияет как на оценку ситуации, так и на активность человека в преодолении ситуации (выбор конструктивного способа ее разрешения).
Вторую подгруппу («Нестойкие») составили педагоги с низкими показателями жизнестойкости — 43 человека, или 23 % выборки. Для испытуемых этой группы в отличие от первой характерна уязвимость к переживаниям стресса и