Научная статья на тему 'Жизнестойкость как ресурс позитивного развития личности студентов'

Жизнестойкость как ресурс позитивного развития личности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
241
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ / СТУДЕНЧЕСТВО / ПРИНЯТИЕ РИСКА / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леоненко Н. О., Чечулина К. С.

Данная статья посвящена вопросу развития жизнестойкости у студентов; осуществляется операционализация понятия жизнестойкости; представлена характеристика жизнестойких студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизнестойкость как ресурс позитивного развития личности студентов»

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК РЕСУРС ПОЗИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ1

© Леоненко Н.О.* *, Чечулина К.С.*

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Данная статья посвящена вопросу развития жизнестойкости у студентов; осуществляется операционализация понятия жизнестойкости; представлена характеристика жизнестойких студентов.

Ключевые слова: жизнестойкость, ценностно-смысловое содержание жизнестойкости, студенчество, принятие риска, вовлеченность, контроль.

Современная ситуация характеризуется глобальным расширением масштабности, сложности и частоты серьезных чрезвычайных ситуаций во всем мире, что оказывает большое воздействие на психическое здоровье и психологическое благополучие людей. Беспрецедентная стрессогенность определяет повышенные требования к ресурсам личности, позволяющим эффективно преодолевать жизненные стрессы, сохраняя при этом работоспособность, здоровье, психологическое благополучие. В психологии активная модель преодоления негативных воздействий наиболее емко отражена в понятии «жизнестойкость» («hardiness»), отражающем индивидуальные способности личности к зрелым и сложным формам саморегуляции на экзистенциальном и психофизиологическом уровнях функционирования человека (Maddi S., Khoshaba D.; 1994) [2; 8].

Наибольшую актуальность проблема жизнестойкости обретает в студенческий период, который характеризуется еще более высокой стрессоген-ностью из-за наслоения специфики образа жизни на целый ряд закономерных кризисов профессионального развития. Вместе с тем, уровень развития интеллектуальной, мотивационной, волевой сфер личности юношей является оптимальным для развития жизненного потенциала, активного поиска и освоения поведенческих и когнитивных стратегий преодоления трудных ситуаций жизни (И. Кон, Э. Эриксон, В.И. Слободчиков и др.).

При анализе психологического содержания феномена жизнестойкости, большинство отечественных и зарубежных авторов сходятся в признании ведущей роли ценностно-смысловой сферы личности (В. Франкл, С.Л. Ру-

1 Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Правительством Свердловской области, проект № 13-16-66024/14.

* Доцент кафедры Общей психологии, кандидат психологических наук, доцент.

* Старший преподаватель кафедры Общей психологии, кандидат психологических наук.

Социальные процессы в современном мире

171

бинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, В.Э. Чудновский и др.) [4]. Смысловая линия анализа позволила нам операционализировать жизнестойкость через понятия «жизненные ценности» и «смысложизненные ориентации» личности. Жизненные (терминальные) ценности мы понимаем как важнейшие цели личности и высший уровень системы смысловой регуляции [6]. Индивидуальная система ценностей и целей личности, выбранных личностью в качестве основополагающих существования составляет смысложизненные ориентации личности [1].

Являясь производными культуры, ценности и смысложизненные ориентации в процессе социализации присваиваются личностью и становятся устойчивыми регуляторами поведения, формируют адаптационный и инновационный потенциал личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев и др.). В свою очередь, ценности локализованы в духовных традициях и воплощаются в этничности как форме социальной организации культурных различий. Следовательно, потенциал жизнестойкости, обусловленный системой ценностей и смыслов личности, в значительной степени определяется ценностным содержанием культуры конкретной этнической общности [5; 7].

Опираясь на данные нашего эмпирического исследования ценностносмыслового содержания жизнестойкости студентов разных этнических групп можно дать следующую характеристику жизнестойких студентов [3]:

Такие студенты характеризуются как устойчивых по отношению к риску. Способность принять вызов является отражением философского отношения к трудностям, при котором опасность воспринимается не как угроза, а как сложная задача, решение которой побуждает к непрерывному росту.

Другой особенностью жизнестойких студентов является высокая степень вовлеченности, т.е. способности к максимальному сосредоточению на выполняемой деятельности, непосредственному переживанию процесса жизни и его восприятии как интересного и увлекательного.

Жизнестойкие студенты отличаются выраженной установкой на контроль, выражающей убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего. В результате человек ощущает себя автором собственной жизни, способным совладать с негативными воздействиями, влияя на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован.

Смысложизненные ориентации жизнестойких студентов сбалансированы во временном аспекте, п.э. жизненная активность определяется в равной мере прошлым опытом, процессом настоящего времени и целями на будущее.

В ценностной системе жизнестойких студентов преобладают ценности развития и духовного удовлетворения. Для студентов с низкой жизнестойкостью более значимыми представляются ценности собственного престижа и материального благополучия. Таким образом, вектор жизнедеятельно-

172 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

сти жизнестойких студентов определяется ценностями духовного содержания, что может свидетельствовать об их большей психологической зрелости. Жизненные интересы жизнестойких студентов в равной мере распределяются между всеми сферами жизни - учебной, профессиональной, общественной, семейной, материальной, сферой увлечений и физической активности. Возможно, такая гармоничность и определяет их внутреннюю сбалансированность, что отличает их от сверстников с низкой жизнестойкостью, чья активность в меньшей мере направлена на сферы семьи и физической активности.

Итак, по своему психологическому содержанию высокий уровень жизнестойкости характеризуется выраженными установками, ориентациями и ценностями, составляющими основу экзистенциального мировоззрения, что обеспечивает устойчивость личности в ситуациях риска и неопределенности, ориентирует на открытость новому опыту, освобождает от страха изменений, способствует более объективной оценке, а значит и более адекватной реакции на события жизни на психическом и соматическом уровнях функционирования человека.

Исходя из особенностей и возможностей студенческого периода, жизнестойкость может стать ключевым ресурсом эффективного совладания и позитивного всестороннего развития юношей в период их активного профессионального, личностного и социального становления [4].

Список литературы:

1. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). - М.: «Смысл», 1992. - 16 с.

2. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.

3. Леоненко Н.О. // V Международная конференция «Современные концепции научных исследований» (Россия, г. Москва, 29-30 августа 2014 г.): сборник научных трудов. - М., 2014.

4. Леоненко Н.О. Жизнестойкость личности студентов: этнопсихологический аспект: монография / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013 - 135 с.

5. Мухлынкина Ю.В. Этническая идентичность: сущность, содержание и основные тенденции развития: автореф. дисс. ... канд. философ. наук. -Москва, 2011.

6. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей: руководство по применению. - Самара: СамИКП, 2002. - 56 с.

7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 368 с.

8. Суни Л. Очерк общественно-политического развития Финляндии. -Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1979. - С. 104.

9. Maddi S., Khoshaba D. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. - 1994. - Vol. 63, № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.