Научная статья на тему 'Кросскультурное исследование ценностей и смысложизненных ориентаций студентов с высокой жизнестойкостью'

Кросскультурное исследование ценностей и смысложизненных ориентаций студентов с высокой жизнестойкостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
191
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кросскультурное исследование ценностей и смысложизненных ориентаций студентов с высокой жизнестойкостью»

успешной интеграции, и поэтому возникают различные виды межнациональных напряженностей, что требует особого внимания и соответствующего сопровождения.

Перед системой современного образования стоит задача формирования готовности и способности школьников к жизни в открытом обществе, где сосуществуют представители разных национальностей и этнических групп, а следовательно, носители разных культурных традиций. Без разрешения этой проблемы невозможно в полной мере ставить и решать задачи модернизации образования, воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности, веротерпимости, готовности к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений.

Список литературы:

1. Аракелян О.В. Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса: дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. - 135 с.

2. Богданова А.И. Поликультурная образовательная среда // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1 - С.113-115.

3. Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений. 5-е изд., стер. М.: Академия, 2009. - 320 с.

4. Куликова Т.И., Черкасова С.А., Шалагинова К.С. Социально-психологические детерминанты межэтнических отношений подростков: Монография / Под общ. ред. Т.И. Куликовой. - Тула: Изд-во «Имидж Принт», 2013. - 148 с.

5. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. 2-е изд., перераб. - М.; Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002.157 с.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов вузов. 9-е изд., стер. М.: Академия, 2004. - 456 с.

7. Суровцова Е. И. Поликультурная образовательная среда как феномен современной духовной жизни общества // Педагогическое образование в России. 2014. № 7. - С.162-164

КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ С ВЫСОКОЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬЮ

Леоненко Наталия Олеговна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Института психологии Уральского государственного педагогического университета, Г.Екатеринбург

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Правительством Свердловской области, проект № 13-16-66024/14

Современная ситуация характеризуется глобальным расширением масштабности, сложности и частоты серьезных чрезвычайных ситуаций во всем мире, что оказывает большое воздействие на психическое здоровье и психологическое благополучие людей. Беспрецедентная стрессогенность определяет повышенные требования к ресурсам личности, позволяющим эффективно преодолевать жизненные стрессы, сохраняя при этом работоспособность, здоровье, психологическое благополучие. В психологии активная модель преодоления негативных воздействий наиболее емко отражена в понятии «жизнестойкость» («hardiness»), отражающем индивидуальные способности личности к зрелым и сложным формам саморегуляции на экзистенциальном и психофизиологическом уровнях функционирования человека (Maddi S., Khoshaba D.; 1994) [2; 8].

Наибольшую актуальность проблема жизнестойкости обретает в студенческий период, который характеризуется еще более высокой стрессогенностью из-за наслоения специфики образа жизни на целый ряд закономерных кризисов профессионального развития. Вместе с тем, уровень развития интеллектуальной, мотивационной, волевой сфер личности юношей является оптимальным для развития жизненного потенциала, активного поиска и освоения поведенческих и когнитивных стратегий преодоления трудных ситуаций жизни (И.Кон, Э.Эриксон,

B.И.Слободчиков и др.). Исходя из особенностей и возможностей студенческого периода, жизнестойкость может стать ключевым ресурсом эффективного совладания и позитивного всестороннего развития юношей в период их активного профессионального, личностного и социального становления [4].

При анализе психологического содержания феномена жизнестойкости, большинство отечественных и зарубежных авторов сходятся в признании ведущей роли ценностно-смысловой сферы личности (В. Франкл,

C.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, В.Э. Чудновский и др.) [4]. Смысловая линия анализа позволила нам операционализировать жизнестойкость через понятия «жизненные ценности» и «смысложизненные ориентации» личности. Жизненные (терминальные) ценности мы понимаем как важнейшие цели личности и высший уровень системы смысловой регуляции [6]. Индивидуальная система ценностей и целей личности, выбранных личностью в качестве основополагающих существования составляет смысложизненные ориентации личности [1].

Являясь производными культуры, ценности и смысложизненные ориентации в процессе социализации присваиваются личностью и становятся устойчивыми регуляторами поведения, формируют адаптационный и инновационный потенциал личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев и др.). В свою очередь, ценности локализованы в духовных традициях и воплощаются в этничности как форме социальной

организации культурных различий. Следовательно, потенциал жизнестойкости, обусловленный системой ценностей и смыслов личности, в значительной степени определяется ценностным содержанием культуры конкретной этнической общности [5; 7].

С целью эмпирического изучения ценностно-смыслового содержания жизнестойкости студентов разных этнических групп, нами проводилось кросскультурное исследование. Выборка представлена студентами вузов из стран: Россия (200 чел.), Китай (194 чел.), Словакия (190 чел.), Киргизия (164 чел.), Польша (113 чел.), Финляндия (79 чел.), Болгария (200 чел.), Казахстан (107 чел.), Беларусь (51 чел.). Общий объем выборки составил 1191 человек. Исследуемые выборки однородны по полу, возрасту (20 (±3), социальному статусу (учащаяся молодежь). Направления обучения всех респондентов -гуманитарные. Выборка по каждой стране представлена ее этническими представителями. Этническая принадлежность определялась на основе субъективной культурной самоидентификации респондентов.

Адекватность психодиагностических методик новым условиям применения (на разных выборках) обеспечивалась посредством техники двойного перевода (Д.Кем-пбелл, О.Варнер; 1970), дивергентного подхода к пере-

Согласно профилю средних значений, наиболее высокой жизнестойкостью обладают студенты Китая, Финляндии, России, Беларуси. Студенты остальных стран имеют показатели жизнестойкости значительно более низкие и расположенные в одном числовом диапазоне.

Сравнительный анализ жизненных ценностей и смысложизненных ориентаций студентов исследуемых групп показал отсутствие достоверных различий между этническими группами и наличие достоверных различий в ценностно-смысловом профиле между студентами с разным уровнем жизнестойкости внутри каждой этнической группы.

С целью обобщения тенденций, выявленных внутри каждой этнической группы, мы методом рандомизации сформировали 2 группы испытуемых численностью

воду. Внутренняя согласованность шкал переведенных методик проверялась с использованием Альфа Кронбаха (с последующей необходимой коррекцией и доведением значения коэффициента до «1»). Содержательная валид-ность использованных методик в работе с представителями западной культуры определяется соответствием методик западной научной методологии (единой). С целью снижения погрешностей, связанных с коммуникативными проблемами между исследователем и исследуемыми во время процедуры, использовалось совместное проведение тестирования исследователями разных этнических групп.

В качестве психодиагностического инструментария были использованы методики: 1) Тест жизнестойкости С. Мадди, адаптированный Д.А. Леонтьевым и Е.И.Рассказовой; 2) Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.Леонтьева; 3) Морфологический тест жизненных ценностей В.Сопова, Л.Карпушиной. Для оценки различий в выраженности эмпирических параметров жизнестойкости внутри этнических групп использовался Ь критерий Стьюдента для независимых выборок, между разными этническими группами - непараметрический критерий и-Манна-Уитни.

Профиль средних значений характеристик жизнестойкости студентов представлен на рисунке 1:

по 60 человек - с высоким и низким уровнем жизнестойкости (определялся по стандартному отклонению от среднего по каждой этнической группе). Для достижения максимальной чистоты выводов об особенностях содержания высокой жизнестойкости, респондентов со средним уровнем этого параметра мы исключили из сравнительного анализа. Эмпирические характеристики жизнестойкости студентов двух групп мы сравнили с использованием непараметрического и-критерия Манна-Уитни (ввиду существенного отклонения распределения данных от нормального вида). Выявленные различия представлены в таблице 1.

140

120

к 100

I

гс 80

а; £1

60

40

20

I _ ^

1 р

Жизнестойкосйовлеченность Контроль Принятие риска показатели жизнестойкости

Россия

Китай

Словакия

Киргизия

Польша

Болгария

Финляндия

Беларусь

Казахстан

Рисунок 1. Средние значения характеристик жизнестойкости студентов.

0

Таблица 1.

Значимые различия в содержании жизнестойкости студентов с высоким и низким уровнем жизнестойкости

Переменная иэмп Уровень значимости (р)

Вовлеченность 4,5 0,00020 Р< 0,001

Контроль 7,0 0,00121 Р< 0,001

Принятие риска 0,5 0,00010 Р< 0,001

Осмысленность жизни 5,0 0,00000 Р< 0,001

Процесс жизни 2,0 0,00121 Р< 0,001

Цели в жизни -4,0 0,00121 Р< 0,001

Ценность саморазвития 2,0 0,00030 Р< 0,001

Ценность духовной удовлетворенности 11,0 0,00000 Р< 0,001

Ценность собственного престижа -4,0 0,00000 Р< 0,001

Ценность материального благополучия -5,5 0,00001 Р< 0,001

Значимость сферы семьи 7,0 0,00030 Р< 0,001

Значимость сферы физической активности 4,0 0,00000 Р< 0,001

Представленные данные позволяют характеризовать жизнестойких студентов как устойчивых по отношению к риску. Способность принять вызов является отражением философского отношения к трудностям, при котором опасность воспринимается не как угроза, а как сложная задача, решение которой побуждает к непрерывному росту. Такая позиция является одним из наиболее значимых постулатов экзистенциальной психологии и философии. Другой особенностью жизнестойких студентов является высокая степень вовлеченности, т.е. способности к максимальному сосредоточению на выполняемой деятельности, непосредственному переживанию процесса жизни и его восприятии как интересного и увлекательного. Понятие такой процессуальности содержательно перекликается с концепцией «потока» М. Чиксентмихайи и положениями логотерапии В.Франкла, в которых авторы рассматривают подобное состояние как оптимум внутренней мотивации, ресурс жизненной стойкости. Жизнестойкие студенты отличаются выраженной установкой на контроль, выражающей убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего. В результате человек ощущает себя автором собственной жизни, способным совладать с негативными воздействиями, влияя на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Смысло-жизненные ориентации жизнестойких студентов сбалансированы во временном аспекте, п.э. жизненная активность определяется в равной мере прошлым опытом, процессом настоящего времени и целями на будущее. Однако, в сравнении со студентами контрольной группы, в группе с высокой жизнестойкостью зафиксирован более высокий показатель процессуальности, что согласуется с высокой степенью вовлеченности, зафиксированной и рассмотренной выше. В контрольной группе оказался более выраженным показатель «цели в жизни». Такая ориентация на будущее при отсутствии источников смыслооб-разования в настоящем может препятствовать гибкости восприятия процесса жизни и, соответственно, значительно сужать когнитивные возможности преодоления стрессовых ситуаций, снижая тем самым жизнестойкость. В ценностной системе жизнестойких студентов преобладают ценности развития и духовного удовлетворения.

Для студентов с низкой жизнестойкостью более значимыми представляются ценности собственного престижа и материального благополучия. Таким образом, вектор жизнедеятельности жизнестойких студентов, в отличие от контрольной группы (где зафиксировано преобладание утилитарных ценностей), определяется ценностями духовного содержания, что может свидетельствовать об их большей психологической зрелости. Жизненные интересы жизнестойких студентов в равной мере распределяются между всеми сферами жизни - учебной, профессиональной, общественной, семейной, материальной, сферой увлечений и физической активности. Возможно, такая гармоничность и определяет их внутреннюю сбалансированность, что отличает их от сверстников с низкой жизнестойкостью, чья активность в меньшей мере направлена на сферы семьи и физической активности.

Итак, по своему психологическому содержанию высокий уровень жизнестойкости характеризуется выраженными установками, ориентациями и ценностями, составляющими основу экзистенциального мировоззрения, что обеспечивает устойчивость личности в ситуациях риска и неопределенности, ориентирует на открытость новому опыту, освобождает от страха изменений, способствует более объективной оценке, а значит и более адекватной реакции на события жизни на психическом и соматическом уровнях функционирования человека. Анализ эмпирических данных свидетельствует о том, что для разных этнических групп выявленные характеристики жизнестойкости присущи в разной мере. Чем можно объяснить значительно более высокий уровень жизнестойкости у студентов Китая, России, Финляндии и Белоруссии?

Обращаясь к теоретической основе нашего исследования (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн и др.), мы рассматриваем в основе индивидуальной системы ценностей, составляющей потенциал жизнестойкости, ценности, укорененные в этнической культуре [6; 7]. Роль этнических традиций в развитии личности подтверждена целым рядом современных отечественных и зарубежных исследований (Коваль, 1994, 1998; Лебедева, Татарко, 2007, 2009; Barro, McCleary, 2003, 2006; Dana, 2009; Benjamin, Choi, 2009) [4]. Можно предположить, что более высокая жизнестойкость присуща респондентам тех

стран, в которых отмечается более высокая степень этнической идентичности. Если рассматривать результаты нашего исследования через призму этой гипотезы, то более низкая жизнестойкость студентов в странах Евросоюза (Польша, Словакия, Болгария) может быть объяснена данными этносоциологических исследований, согласно которым в странах Европы наблюдается тенденция размывания, снижения значимости этнической идентичности, её приближения к нулевому уровню [5]. Что касается группы финских студентов, не вошедших в кластер с низкой жизнестойкостью, то мы связываем это исключение с традиционно высокой позитивной этнической идентичностью финнов, культивирующей образ индивида самостоятельного и наделенного сверхчеловеческими возможностями [8]. Наряду со странами ЕС, в группу стран с более низкой жизнестойкостью вошли студенты Киргизии и Казахстана. Изначально мы предполагали, что жизнестойкость молодежи этих стран будет выражена более значимо (героизм, сила духа, физическая выносливость народов Средней Азии имеют тысячелетние традиции, прочную укорененность в эпосе и самосознании народа) [3]. Уровень ниже ожидаемого мы интерпретируем как следствие затянувшегося периода тотальной трансформации традиционной системы общественных устоев и ценностей этих стран после выхода из СССР. Следует также отметить, что испытуемые обеих групп являются студентами столичных вузов, где имеют место тенденции урбанизации и европеизации в молодежной среде. Возможно, у респондентов из отдаленных районов, свободных от указанных тенденций, были бы другие показатели жизнестойкости.

Итак, мы можем предположить в основе высокой жизнестойкости студентов, с одной стороны - приверженность культурным традициям, с другой - экзистенциальные установки, ценности и смысложизненные ориентации, заложенные в этих традициях и помогающие трансформировать разрушительные переживания в созидательные. В условиях тотального кризиса и дефицита ресурсов по его преодолению, исследователи отмечают явление этнического возрождения, обращение людей к своим корням, поиск поддержки и защиты в «стабильных ценностях предков» [7; С.8]. Ю.В.Мухлынкина, раскрывая причины обращения людей к ценностям этнической культуры в ситуациях нестабильности и небезопасности, отмечает их проверенную веками надежность в восстановлении целостности и упорядоченности жизни, преодолении «шока будущего» [Тоффлер, 2001 [5], что подтверждает наше предположение о роли этничности в развитии жизнестойкости.

Интерпретация представленных данных и вывод об этнической идентичности как детерминанте высокой жизнестойкости студентов не претендуют на фундаментальность, имеют предварительный характер и составляют предмет дальнейшего исследования и анализа. Благодарности:

Авторы выражают признательность за помощь в проведении эмпирического исследования: Н.А.Ахмето-вой - д.пед.н, профессору Киргизского государственного университета им.Ж.Баласагына; Т.Бугеловой - доктору психологии (аssoc.Professor., PhDr) Прешовского университета (Словакия); И.Димитрову - доктору психологии профессору (Professor., PhDr) Софийского университета им. Св.К.Орхидски; И.Петковой - доктору педагогики ^ssoaProfessor, PhD) Софийского университета им. Св.К.Орхидски; З.В.Лукашене - к.пед.н., доценту Барано-вичского государственного университета (Беларусь); А.Новаковски - преподавателю Государственной высшей профессиональной школе в Кросно, аспиранту Ягеллон-ского университета (Польша).

Литература:

1. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). М..: "Смысл", 1992. - 16 с.

2. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. - 63 с.

3. Леоненко Н.О. Ценности и смысложизненные ориентации в структуре жизнестойкости российских и киргизских студентов// Педагогическое образование в России. - 2014. Выпуск 5. С.207-212.

4. Леоненко Н.О. Жизнестойкость личности студентов: этнопсихологический аспект. Монография. -Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013 - 135 с.

5. Мухлынкина Ю.В. Этническая идентичность: сущность, содержание и основные тенденции развития. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Москва, 2011.

6. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей: руководство по применению. - Самара: СамИКП, 2002. - 56 с.

7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с.

8. Суни Л. Очерк общественно-политического развития Финляндии. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1979, с. 104.

9. Maddi S., Khoshaba D. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. 1994. Vol. 63, .№ 2. P.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ

Левшунова Жанна Амирановна

старший преподаватель кафедры психологии развития личности, г. Лесосибирск

Образование в современной России претерпевает значительные изменения. Высшие учебные заведения, ориентированные на стандарты нового поколения, предъявляют особые требования к будущим абитуриентам. Выпускники школ на современном этапе должны обладать

рядом компетенций: коммуникативной, исследовательской, общекультурной и др. Можно смело утверждать, что в основе освоения этих компетенций лежит осознанная саморегуляция произвольной активности. Уровень ее сфор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.