Научная статья на тему 'ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
116
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ПОДСИСТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / УРОВНИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / СИСТЕМА РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / СТРУКТУРА ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыльская Елена Александровна, Мошкина Любовь Дмитриевна

Системный анализ жизнеспособности в структуре индивидуальности человека, как показывает анализ научных источников, пока не является темой специальных исследований. Поэтому статья посвящается изучению структуры жизнеспособности и выявлению её взаимосвязи с разноуровневыми свойствами индивидуальности. Материалы и методы: тест жизнеспособности человека Е.А. Рыльской, опросник Я. Стреляу, личностный опросник Г. Айзенка, опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова, многофакторный опросник Кэттелла, личностный тест FPI, тест межличностных отношений Т. Лири, опросник ценностей по Рокичу, шкала локуса контроля. Эмпирические данные обработаны с помощью параметрических методов (t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ по Пирсону) с использованием статистического программного пакета SPSS 20.0. Результаты. Обнаружена связь жизнеспособности с показателями свойств нервной системы - силой возбуждения и подвижностью, с психодинамическими показателями - обратная связь жизнеспособности и нейротизма, положительная - с коммуникативной эргичностью. На личностном уровне наиболее тесные положительные связи обнаружены между показателями жизнеспособности и общительности, смелости, отрицательные - с показателями невротичности, депрессивности и эмоциональной лабильности. На ценностном уровне жизнеспособность и ее компоненты связаны как с основными ценностями-целями (активная жизнь, материально независимая жизнь, присутствие преданных друзей, социальное признание, приобретение знаний, свободное выражение своего мнения, способность радоваться за другого, объективная самооценка), так и с ценностями-средствами (оптимистическое отношение к жизни, старательность, образованность, самоконтроль, честность). На социально-психологическом уровне выявлены связи жизнеспособности и интернальности в области неудач и достижений, производственных и межличностных отношений. Заключение. Жизнеспособность представляется как интеграция прежде всего личностных характеристик, поэтому в формировании структуры жизнеспособности главенствующую роль играют личностный и социально-психологический уровни индивидуальности. Данные, полученные на студенческой выборке, частично подтверждают результаты исследований взрослых респондентов и свидетельствуют об унитарности личностной и коммуникативной составляющей как важнейших детерминантов жизнеспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рыльская Елена Александровна, Мошкина Любовь Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESILIENCE IN THE INTEGRAL INDIVIDUALITY OF STUDENTS

The scientific literature shows that a systematic analysis of resilience in the structure of human individuality has not been a topic of special research. Therefore, this article aims to describe the structure of resilience and to find its relationships with multilevel features of individuality. Materials and methods. The following methods were used for the purpose of the study: E. Rylskaya Human Resilience Test, J. Strelau Questionnaire, G. Eysenck Personality Inventory, V. Rusalov Formal-Dynamic Personality Inventory, Cattell Sixteen Personality Factor Questionnaire, Freiburg Personality Inventory, T. Leary Interpersonal Checklist, Rokeach Value Survey, Locus of Control Scale. The data obtained were processed with parametric methods (Student's t-criterion, Pearson correlation analysis) using the SPSS 20.0 statistical software package. Results: A correlation was found between resilience and such properties of the nervous system as the strength of excitation and mobility. The inverse relationship was observed between resilience and neuroticism, and a direct one between resilience and communicative ergicity. At the personality level, the closest positive correlations were recorded between resilience and sociability/courage, while the negative ones were found for neuroticism, depressiveness, and emotional lability. At the value level, resilience and its components were associated with both core values/goals (active life, financial independence, friends, social recognition, knowledge, freedom of expression, ability to be happy for someone, adequate self-esteem) and values/means (optimism, diligence, intelligence, self-control, honesty). At the socio-psychological level, resilience was associated with internality in terms of failures and achievements, production and interpersonal relations. Conclusion: Resilience can be considered as integration of personal characteristics, therefore, the main role in its formation belongs to personal and social-psychological levels. The data obtained for students partially confirm the results of adult respondents and demonstrate the unitarity of personal and communicative components as the most important determinants of resilience.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

УДК 159.922.27

DOI: 10.14529/jpps210403

ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Е.А. Рыльская, Л.Д. Мошкина

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Аннотация. Системный анализ жизнеспособности в структуре индивидуальности человека, как показывает анализ научных источников, пока не является темой специальных исследований. Поэтому статья посвящается изучению структуры жизнеспособности и выявлению её взаимосвязи с разноуровневыми свойствами индивидуальности. Материалы и методы: тест жизнеспособности человека Е.А. Рыльской, опросник Я. Стреляу, личностный опросник Г. Айзенка, опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова, многофакторный опросник Кэттелла, личностный тест FPI, тест межличностных отношений Т. Лири, опросник ценностей по Рокичу, шкала локуса контроля. Эмпирические данные обработаны с помощью параметрических методов (t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ по Пирсону) с использованием статистического программного пакета SPSS 20.0. Результаты. Обнаружена связь жизнеспособности с показателями свойств нервной системы - силой возбуждения и подвижностью, с психодинамическими показателями - обратная связь жизнеспособности и нейротизма, положительная - с коммуникативной эргичностью. На личностном уровне наиболее тесные положительные связи обнаружены между показателями жизнеспособности и общительности, смелости, отрицательные - с показателями невротичности, депрессивности и эмоциональной лабильности. На ценностном уровне жизнеспособность и ее компоненты связаны как с основными ценностями-целями (активная жизнь, материально независимая жизнь, присутствие преданных друзей, социальное признание, приобретение знаний, свободное выражение своего мнения, способность радоваться за другого, объективная самооценка), так и с ценностями-средствами (оптимистическое отношение к жизни, старательность, образованность, самоконтроль, честность). На социально-психологическом уровне выявлены связи жизнеспособности и интернальности в области неудач и достижений, производственных и межличностных отношений. Заключение. Жизнеспособность представляется как интеграция прежде всего личностных характеристик, поэтому в формировании структуры жизнеспособности главенствующую роль играют личностный и социально-психологический уровни индивидуальности. Данные, полученные на студенческой выборке, частично подтверждают результаты исследований взрослых респондентов и свидетельствуют об унитарности личностной и коммуникативной составляющей как важнейших детерминантов жизнеспособности.

Ключевые слова: индивидуальность, разноуровневые подсистемы индивидуальности, уровни интегральной индивидуальности, система разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, жизнеспособность, структура жизнеспособности.

Введение

Прикладные аспекты разработки копинг-стратегий, технологий преодоления жизненных трудностей и личностного роста, актуализирующие потенциалы человеческой жизнеспособности, остаются перманентно значимыми проблемами не только в связи со ставшими уже привычными кризисами, нестабильностью, но и стимулируемые новыми вызовами [1-5]. Последнее пятилетие нашего века отмечено расширением проблемного поля исследований жизнеспособности человека. В него активно включаются разработки, посвященные изучению новых граней жизне-

способности человека в цифровом обществе, представленные в работах А.А. Многосмысловой [6], Д.Н. Погорелова [7]; жизнеспособности человека как профессионала, активно разрабатываемые Л.Г. Дикой, А.В. Махна-чом Т.Ю. Лотаревой, О.А. Плющевой [8-10]. Инициированы отечественные интердисциплинарные исследования жизнеспособности [11]. Активизировались также и исследования жизнеспособности студенческой молодежи в различных аспектах ее жизнедеятельности [12, 13]. Однако при этом без должного внимания пока остается аспект анализа жизнеспособности студентов в русле постнекласси-

ческих холистических системных представлений о человеке, позволяющих, как предсказывал Б.Г. Ананьев, изучать само бытие человека, человеческую жизнь в целом [14]. Поставленная проблема определила цель исследования - выявление структурной роли жизнеспособности в системе интегральной индивидуальности студентов.

Материалы и методы

Достижение поставленной цели обусловило необходимость применения системной методологии в изучении психологических проблем жизнеспособности как открытой самоорганизующейся системы целостного, т. е. системно представленного человека. В качестве такого методологического инструмента может выступать теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, в которой интегральная индивидуальность рассматривается как саморазвивающаяся и саморегулируемая система, представленная подсистемами индивидуальных свойств [15]. При таком подходе возможно обнаружить взаимосвязи компонентов жизнеспособности с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности и, таким образом, определить место жизнеспособности в структуре индивидуальности человека в целом.

Выбор психодиагностического инструментария обусловлен необходимостью комплексного рассмотрения нейродинамических, психодинамических, личностных и социально-психологических свойств интегральной индивидуальности студентов с высоким уров-

нем жизнеспособности. Соответственно, в работе применялся следующий психодиагностический инструментарий: тест жизнеспособности человека (ТЖЧ), опросник Я. Стре-ляу, личностный опросник Г. Айзенка, опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова, многофакторный опросник Кэттелла, личностный тест FPI, тест межличностных отношений Т. Лири, опросник ценностей по Рокичу, шкала локуса контроля (УСК).

Выборку исследования составили 224 студента (138 девушек, 86 юношей) в возрасте от 18 до 22 лет Высшей медико-биологической школы Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск). Распределение данных, полученных по 97 свойствам 4-й подуровней интегральной индивидуальности, не отличалось от нормального, что обусловило возможность применения параметрических методов статистической обработки ^-критерий Стьюдента, корреляционный анализ по Пирсону).

Результаты и обсуждение

Для выяснения характера разноуровневых связей и показателей жизнеспособности был проведен корреляционный анализ по Пирсону. При этом наиболее яркие результаты получены во взаимосвязях показателей жизнеспособности с личностным уровнем интегральной индивидуальности. Корреляционный анализ выбранных показателей ^ = 97) обнаружил наличие значимых корреляций между ними (табл. 1).

№ Показатели нейродинамического уровня Neurodynamic indicators Тест «Жизнеспособность человека» Human resilience test Тест Стреляу Strelau test

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Способности адаптации Adaptation 1

2 Способности саморегуляции Self-regulation ,514** 1

3 Способности саморазвития Self-development ,570** ,605** 1

4 Осмысленность жизни Meaningfulness of life 711** ,569** ,567** 1

5 Жизнеспособность Resilience ,877** ,770** ,809** ,841** 1

6 Сила возбуждения Strength of excitation ,360** ,273** ,307** ,371** ,398** 1

Таблица 1 Table 1

Матрица корреляций показателей компонентов жизнеспособности и нейродинамического уровня Correlations between the components of resilience and neurodynamic indicators

Окончание табл.1 Table 1 (end)

№ Показатели нейродинамического уровня Neurodynamic indicators Тест «Жизнеспособность человека» Human resilience test Тест Стреляу Strelau test

1 2 3 4 5 6 7 8

7 Сила торможения Strength of inhibition ,214** ,256** ,135** ,145** ,220** ,458** 1

8 Подвижность Mobility ,328** ,134** ,248** ,280** ,308** ,670** ,331** 1

Примечание. **р < 0,01; *р от 0,01 до 0,05. Note: **р < 0.01; *р from 0.01 to 0.05.

Для выяснения характера разноуровневых связей был проведен корреляционный анализ показателей свойств интегральной индивидуальности испытуемых с высоким уровнем жизнеспособности.

В табл. 1 представлены данные о характере взаимосвязей индивидуальных свойств ней-родинамического уровня и показателей жизнеспособности и ее компонентов. Самым значимым показателем в структуре жизнеспособности являются способности адаптации. В целях повышения этой способности, определяющей в целом показатель жизнеспособности человека, могут быть использованы работы Б.А. Вяткина (2017, 2018) о влиянии форм активности человека на формирование гармонической личности, об индивидуальном стиле адаптации к новым условиям деятельности [16, 17].

В нашем исследовании наиболее значимые корреляции показателей жизнеспособности с показателями свойств нервной системы обнаружены по силе возбуждения и подвижности. Сила возбуждения - это проявление работоспособности, выносливости нервной клетки, т. е. чем сильнее процессы возбуждения нервной системы, тем выше способности

адаптации, саморегуляции, саморазвития, осмысленность жизни.

Подвижность как первичное свойство нервной системы, проявляясь в скорости реагирования на изменения в окружающей обстановке, в способности менять поведение в соответствии с изменившимися условиями среды, выступает как основа жизнеспособности динамичного удержания жизни в соответствии с требованиями социального бытия.

Таким образом, общая жизнеспособность значимо связана с психофизиологическими свойствами человека как биологического организма с присущими ему индивидуально-типическими особенностями, что отмечалось и ранее в работах Е.В. Тарасовой (2016) [18] и А.И. Лактионовой (2019) [19]. Выявленные свойства нервной системы позволяют студентам успешно приспосабливаться к изменениям в социальной среде, а также соответствовать в проявлениях психических реакций средовым воздействиям и социальным ситуациям [20].

Рассмотрим теперь характер корреляционных связей индивидуальных свойств психодинамического уровня и показателей жизнеспособности (табл. 2).

Показатели психодинамического уровня Psychodynamic indicators Показатели жизнеспособности / Components of resilience

Способности адаптации Adaptation Способности саморегуляции Self-regulation Способности саморазвития Self-development Осмысленность жизни Meaningful-ness of life Жизнеспособность Resilience

1 2 3 4 5 6

Экстраверсия (Э) / Extraversion ,284** -,057 ,081 ,281** ,205**

Нейротизм (N) / Neuroticism -,371** -,296** -,303** -,313** -,395**

Эргичность Психомоторная (ЭРМ) / Psychomotor ergicity ,204** ,064 ,030 ,207** ,151*

Таблица 2 Table 2

Матрица корреляций показателей компонентов жизнеспособности и психодинамического уровня Correlations between the components of resilience and psychodynamic indicators

Окончание табл.2 Table 2 (end)

1 2 3 4 5 6

Пластичность психомоторная (ПМ) / Psychomotor plasticity ,093 ,104 ,158* ,108 ,143*

Скорость Психомоторная (СМ) / Psychomotor speed ,163* ,084 ,054 ,225** ,168*

Эмоциональность психомоторная (ЭМ) / Psychomotor emotionality -,148* -,143* -,090 -,147* -,165*

Эргичность интеллектуальная (ЭРИ) / Cognitive ergicity ,110 ,240** ,231** ,209** ,221**

Пластичность интеллектуальная (ПИ) / Cognitive plasticity ,005 -,005 ,014 ,069 ,029

Скорость интеллектуальная (СИ) / Cognitive speed ,056 ,160* ,142* ,134* ,137*

Эмоциональность интеллектуальная (ЭИ) / Cognitive emotionality -,167* ,040 -,119 -,091 -,109

Эргичность коммуникативная (ЭРК) / Communicative ergicity ,391** ,044 ,122 ,346** ,298**

Пластичность коммуникативная (ПК) / Communicative plasticity ,162* -,090 -,009 ,153* ,081

Скорость коммуникативная (СК) / Communicative speed ,221** ,181** ,204** ,299** ,266**

Эмоциональность коммуникативная (ЭК) / Communicative emotionality -,250** -,198** -,171* -,240** -,262**

Индекс психомоторной активности (ИПА) / Psychomotor activity index ,195** ,075 ,109 ,201** ,181**

Индекс интеллектуальной активности (ИИА) / Cognitive activity index ,075 ,149* ,126 ,172* ,150*

Индекс коммуникативной активности (ИКА) / Communicative activity index ,349** ,072 ,151* ,344** ,291**

Индекс общей активности (ИОА) / General activity index ,227** ,122 ,163* ,290** ,243**

Индекс общей эмоциональности (ИОЭ) / General emotionality index -,098 -,038 -,110 -,081 -,100

Индекс общей адаптивности (ИОА) / General adaptation index ,278** ,137* ,172** ,294** ,272**

Примечание: **р < 0,01; *р от 0,01 до 0,05. Note: **р < 0.01; *р from 0.01 to 0.05.

Обнаруженные значимые корреляции параметров жизнеспособности с показателями, полученными с помощью методики Г. Айзен-ка и опросника формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова, свидетельствуют об обратной зависимости жизнеспособности и нейротизма. Соответственно, чем более выражены эмоциональная неустойчивость, неспособность эффективно регулировать эмоции, тем меньше способность адаптации и жизнеспособность. Полученные результаты соотносятся с данными о корреляции между нейротизмом и неспособностью противостоять жизненным трудностям, полученными ранее [21].

С жизнеспособностью значимо связана коммуникативная эргичность, которая понимается как тяга к людям, лёгкость в установлении социальных связей, высокая потреб-

ность в общении, широкий круг контактов. Таким образом, студенты видят свои возможности адаптации, жизнеспособности в социальной сфере, в установлении контактов, легкости социальных связей. Общение и широкий круг контактов помогают студентам адаптироваться к новым условиям, преодолевать жизненные трудности.

В целом влияние показателей психодинамических свойств на жизнеспособность проявляется менее отчётливо, что позволяет предполагать большую социальную обусловленность процесса становления жизнеспособности в сравнении с ее природной основой.

Обратимся к корреляционным связям индивидуальных свойств личностного уровня, полученным с помощью методики Кетелла, опросника FPI и показателей жизнеспособности (табл. 3).

Показатели личностного уровня Personal indicators Показатели жизнеспособности Components of resilience

Способности адаптации Adaptation Способности саморегуляции Self-regulation Способности саморазвития Self-development Осмысленность жизни Meaningfulness of life Жизне-способность Resilience

1 2 3 4 5 6

Невротичность Nervousness -,464** -,163* -,228** -,350** -,393**

Спонтанная агрессивность Spontaneous aggression -,207** -,206** -,192** -,198** -,237**

Депрессивность Depression -,489** -,282** -,350** -,437** -,481**

Раздражительность Excitability -,329** -,299** -,221** -,223** -,335**

Общительность Sociability ,486** ,208** ,339** ,437** ,460**

Уравновешенность Stability ,369** ,146* ,174** ,305** ,311**

Реактивная агрессивность Reactive aggression -,179** -,043 -,100 -,036 -,128

Застенчивость Inhibition -,393** -,259** -,295** -,382** -,405**

Открытость Frankness -,237** -,109 -,112 -,168* -,205**

Экстра - Интроверсия Extraversion ,297** ,002 ,124 ,260** ,227**

Эмоц. лабильность Neuroticism -,467** -,238** -,250** -,337** -,410**

Маскулинность - феминность Masculinity ,169* ,074 ,101 ,221** ,173*

Таблица 3 Table 3

Матрица корреляций показателей компонентов жизнеспособности и личностного уровня Correlations between the components of resilience and personal indicators

Окончание табл.3 Table 3 (end)

1 2 3 4 5 6

«А» замкнутость - общительность ,241** ,032 ,078 ,262** ,193**

reserved - outgoing

«В» интеллект reasoning ,022 ,016 ,007 -,002 ,014

«С» эмоциональная не-

стабильность - стабильность ,250** ,098 ,087 ,214** ,191**

emotional stability

«Е» подчиненность -

доминантность ,108 -,020 ,075 ,188** ,101

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

humble - assertive

«F» сдержанность - экспрессивность sober - happy-go-lucky ,180** -,143* -,055 ,187** ,067

«G» низкая - высокая

нормативность поведения ,208** ,215** ,074 ,215** ,201**

expedient - conscientious

«Н» робость - смелость shy - venturesome ,372** ,097 ,175** ,387** ,313**

«I» жестокость - чувст-

вительность tough-minded - tender- ,014 -,071 -,043 ,002 -,027

minded

«L» доверчивость -подозрительность -,069 -,064 -,033 -,038 -,073

trusting - suspicious

«М» практичность - мечтательность -,017 -,166* -,024 -,096 -,080

practical - imaginative

«N» прямолинейность -дипломатичность ,081 ,067 -,074 ,013 ,018

straightforward - shrewd

«О» спокойствие - тре-

вожность self-assured - apprehen- -,206** -,243** -,210** -,174** -,268**

sive

«Q1» консерватизм -

радикализм conservative - experiment- -,095 -,079 -,044 -,043 -,090

ing

«Q2» конформизм - нонконформизм group-dependent - self-sufficient -,204** ,022 -,059 -,172* -,144*

«Q3» высокий - низкий

самоконтроль self-conflict - self-control ,230** ,253** ,104 ,260** ,240**

«Q4» расслабленность -напряженность relaxed - tense -,250** -,258** -,154* -,196** -,272**

Примечание: **р < 0,01; *р от 0,01 до 0,05. Note: **р < 0.01; *р from 0.01 to 0.05.

Наиболее тесные положительные связи обнаружены между показателями жизнеспособности и общительности. Этот факт повторяет общую закономерность проявления жизнеспособности, выявленную нами ранее на взрослой выборке, и наши концептуальные представления о коммуникации как универсальном средстве поддержания и развития жизнеспособности.

Отрицательные корреляции жизнеспособности с показателями невротичности, де-прессивности и эмоциональной лабильности также выглядят вполне логично. Высокий уровень невротичности свидетельствует о болезненности социального восприятия, неумении выйти из трудного положения, в результате чего появляются негативные переживания, тревожность, напряжённость, беспокойство, растерянность, раздражительность, что не может способствовать повышению жизне-

способности. Депрессивность характеризуется упадком духа, ощущением бессилия, уныния, беспомощности, безысходности. Эти проявления также не являются «фасилитато-рами» жизнеспособности наряду с частыми колебаниями настроения, повышенной возбудимостью, раздражительностью, неустойчивостью эмоционального состояния, недостаточной саморегуляцией, характерными для эмоциональной лабильности.

Значимые корреляции по фактору «Н» робость - смелость (методика Кеттела) позволяют полагать, студенты видят возможности преодоления жизненных преград через социальную смелость, склонность к риску, беззаботность, предприимчивость.

Наибольшее число корреляционных связей было обнаружено между жизнеспособностью и ценностями (табл. 4).

Показатели Показатели жизнеспособности

Components of resilience

(ценности) Personal indicators (values) Способ- Способности Способности Осмыслен- Жизне-

ности адаптации Adaptation саморегуляции Self-regulation саморазвития Self-development ность жизни Meaningfulne ss of life способность Resilience

1 2 3 4 5 6

Актив. деятельная жизнь / Active life ,856 ,961 ,899 ,378 ,769

Жизненная мудрость / Life experience ,577 ,072 ,196 ,055 ,129

Здоровье / Health ,094 ,369 ,371 ,106 ,146

Интересная работа / Interesting job ,277 ,004 ,246 ,052 ,049

Красота природы и искусства/ Beauty of nature and art ,667 ,240 ,388 ,260 ,309

Любовь / Love ,089 ,282 ,205 ,142 ,274

Материально обеспеченная жизнь / ,859 ,717 ,938 ,565 ,868

Financial independence

Наличие хороших и верных друзей / Friends ,573 ,673 ,698 ,899 ,825

Общественное

признание / Social ,768 ,843 ,968 ,898 ,860

recognition

Познание / Knowledge ,730 ,238 ,586 ,224 ,755

Продуктивная жизнь / Productive life ,357 ,331 ,528 ,032 ,418

Развитие / Self-development ,090 ,676 ,664 ,445 ,318

Таблица 4 Table 4

Матрица корреляций показателей компонентов жизнеспособности и личностного уровня Correlations between the components of resilience and personal indicators

Окончание табл. 4 Table 4 (end)

1 2 3 4 5 6

Развлечения / Entertainments ,590 ,012 ,128 ,213 ,138

Свобода / Freedom ,058 ,201 ,923 ,094 ,093

Счастливая сем. жизнь Happy family ,560 ,244 ,456 ,121 ,484

Счастье других / Happiness of other people ,557 ,977 ,946 ,819 ,753

Творчество / Creativity ,245 ,009 ,947 ,030 ,077

Уверенность в себе / Self-confidence ,883 ,139 ,634 ,815 ,879

Аккуратность / Neatness ,285 ,279 ,856 ,419 ,419

Воспитанность/ Politeness ,471 ,142 ,561 ,180 ,412

Высокие запросы / High expectations ,075 ,710 ,955 ,211 ,246

Жизнерадостность / Cheerfulness ,090 ,242 ,206 ,944 ,976

Исполнительность / Diligence ,886 ,203 ,843 ,882 ,807

Независимость / Independence ,970 ,633 ,059 ,633 ,512

Непримиримость к недостаткам в себе и в др. / Intolerance ,509 ,158 ,024 ,026 ,046

Образованность / Education ,859 ,241 ,452 ,886 ,919

Ответственность / Responsibility ,287 ,144 ,092 ,376 ,166

Рационализм / Rationalism ,230 ,281 ,719 ,176 ,684

Самоконтроль / Self-control ,810 ,768 ,230 ,643 ,876

Смелость в отстаивании своего мнения / Courage ,973 ,593 ,263 ,320 ,430

Твердая воля / Strong will ,633 ,144 ,060 ,134 ,124

Терпимость / Tolerance ,234 ,033 ,257 ,070 ,069

Честность / Honesty ,932 ,297 ,498 ,825 ,706

Чуткость / Sensitivity ,349 ,299 ,375 ,819 ,962

Широта взглядов / Openness ,393 ,808 ,309 ,455 ,334

Эффективность в делах / Personal effectiveness ,009 ,060 ,604 ,075 ,064

Ценности определяют развитие личности и поэтому являются важнейшей составляющей структуры личности, проявляясь в различных сферах деятельности и выполняя роль регуляторов поведения. В настоящее время сущест-

вуют исследования ценностных ориентаций, выполненные на основе системного подхода [22, 23]. В них было доказано, что ценности обладают системообразующей функцией и могут являться опосредующим звеном в форми-

ровании интегральной индивидуальности. Нами выявлены наиболее значимые корреляционные связи между компонентами жизнеспособности и ценностями-целями, то есть терминальными ценностями: активная жизнь, материально независимая жизнь, наличие хороших и верных друзей, социальное признание, познание как приобретение знаний, свобода в поступках, в выражении своего мнения, способность радоваться за другого, уверенность в себе, то есть объективная самооценка. Среди инструментальных ценностей или ценностей-средств как коррелятов жизнеспособности -оптимизм, исполнительность, образованность, самоконтроль, честность.

Таким образом, полнота и эмоциональная насыщенность жизни, материальная независимость, присутствие преданных друзей, социальное признание, возможность расширения своего образования, интеллекта, самостоятельность, независимость в суждениях и поступках, внутренняя гармония, а также чувство юмора, дисциплинированность, широкий кругозор, высокий уровень культуры, сдержанность, самодисциплина, правдивость, искренность являются необходимыми составляющими жизнеспособности.

Обратимся к корреляционным связям индивидуальных свойств социально-психологического уровня, полученным с помощью ме-

тодики уровня субъективного контроля и показателей жизнеспособности (табл. 5).

Самые значимые корреляции обнаружены между показателями жизнеспособности и ин-тернальности в области неудач (Ин), что свидетельствует о влиянии на уровень жизнеспособности развитого чувства субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и проявляется в склонности обвинять прежде всего самого себя в разнообразных неприятностях. Значимые связи выявлены также с показателями интернальности в области производственных (Ип), межличностных отношений (Им) и в области достижений.

Таким образом, высокий уровень жизнеспособности соответствует пониманию значимости своих действий как важного фактора организации собственной профессиональной деятельности своего продвижения; с осознанием ответственности за построение межличностных отношений с окружающими; с высоким уровнем субъективного контроля над эмоционально значимыми событиями и ситуациями; с объективной самооценкой и уверенностью в успешном будущем.

Заключение

В статье представлены роль и место жизнеспособности в структуре интегральной индивидуальности студентов. Проанализирова-

Таблица 5 Table 5

Матрица корреляций показателей компонентов жизнеспособности и социально-психологического уровня Correlations between the components of resilience and socio-psychological indicators

Показатели социально-психологического уровня Socio-psychological indicators Показатели жизнеспособности Components of resilience

Способности адаптации Adaptation Способности саморегуляции Self-regulation Способ-ности саморазвития Self-development Осмысленность жизни Meaningfulness of life Жизне-способность Resilience

Ио/G ,128 ,082 ,139* ,164* ,145*

Ид/A ,203** ,106 ,146* ,198** ,201**

Ин/F 194** ,211** ,291** ,219** ,270**

№/F1 ,115 ,094 ,148* ,164* ,151*

Ип/W ,221** ,161* ,208** ,243** ,262**

Им/IP ,239** ,219** ,212** ,161* ,251**

Из/H ,121 ,087 ,039 ,069 ,093

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: **р < 0,01; *р от 0,01 до 0,05.

Note: **р < 0.01; *р from 0.01 to 0.05.

Условные обозначения: Ио - общая интернальность, Ид - интернальность в области достижений, Ин - интернальность в области неудач, Ис - интернальность в семейных отношениях, Ип - интернальность в области производственных отношений, Им - интернальность в области межличностных отношений, Из - интернальность в отношении здоровья и болезни.

Types of internality: G - general, A - achievement-related, F - failure-related, F1 - family-related, W - work-related, IP - interpersonal, H - health-related.

ны связи жизнеспособности с социальными и природными свойствами, что позволяет рассмотреть жизнеспособность как сложное биопсихосоциальное явление, как результат воздействий природной и социальной среды. Вместе с тем жизнеспособность представляется как комплекс, интеграция прежде всего личностных характеристик. Поэтому в формировании структуры жизнеспособности главенствующую роль играют личностный и социально-психологический уровни индивидуальности, выполняющие не только значительную адаптационную роль, но и выступающие потенциалом саморегуляции, саморазвития и смысложизненного поиска. Полученные в ходе исследования результаты позволят перейти из эвристической области в сферу решения практических задач в рамках гармонизации жизненного мира человека.

Конфликт интересов

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Литература

1. Qiu J., Shen B., Zhao M., Wang Z., Xie B., Xu Y. A nationwide survey of psychological distress among Chinese people in the COVID-19 epidemic: implications and policy recommendations // General Psychiatry. 2020. Vol. 33. e100213. DOI: 10.1136/gpsych-2020-100213.

2. Scrivner C., Johnson J., Kjeldgaard-Christiansen J., Clasen М. Pandemic Practice: Horror Fans and Morbidly Curious Individuals Are More Psychologically Resilient During the COVID-19 Pandemic // PsyArXiv Preprints. 2020. DOI: 10.31234/osf.io/4c 7af.

3. Tang S., Xiang M., Cheung T., Xiang Y.T. Mental health and its correlates among children and adolescents during COVID-19 school closure: The importance of parent-child discussion. Journal of Affective Disorders. 2021. Vol. 279. P. 353-360. DOI: 10.1016/j.jad. 2020.10.016.

4. Vagni M., Maiorano T., Giostra V., Pa-jardi D. Hardiness and coping strategies as mediators of stress and secondary trauma in emergency workers during the COVID-19 pandemic // Sustainability. 2020. Vol. 12 (18). P. 7561. DOI: 10.3390/su12187561

5. Чистякова Н.В., Фролова П.С. Субъективный контроль поведения как копинг-ресурс в период пандемии COVID-19 // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 3. С. 53-57.

6. Многосмыслова А.А. Взаимосвязь жизнеспособности и интернет-зависимости человека // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3(114). С. 117-124. DOI: 10.20323/1813-145X-2020-3-114-117-124

7. Погорелов Д.Н. Структура виртуальной идентичности пользователей социальных сетей // Казанский педагогический журнал. 2020. № 4 (141). С. 262-267.

8. Плющева О.А., Махнач А.В. Жизнеспособность специалиста помогающей профессии в организационной среде // Организационная психология. 2021. Т. 11. № 2. С. 124-153. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/2021-11-2/ 484830093.html

9. Махнач А.В., Дикая Л.Г. Мировоззренческая направленность как компонент жизнеспособности человека в социономических профессиях // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 1. С. 62-91. URL: http://work-org-psychology.ru/ engine/documents/document322.pdf (дата обращения: 21.07.2021).

10. Лотарева Т.Ю. Роль социальной поддержки в развитии жизнеспособности профессионалов социальной сферы // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 1. С. 64-72.

11. Котовская С.В. Биопсихосоциальные факторы оптимального уровня жизнеспособности специалистов экстремального профиля // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14. № 1. C. 23-30. DOI: 10.14529/ jpps210103.

12. Постылякова Ю.В. Индивидуальная и академическая жизнеспособность студентов // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2018. Т. 15. Вып. 4. С. 147-152. DOI: 10.31079/1992-2868-2018-15-4-147-152

13. Постылякова Ю.В. Экологическая модель жизнеспособности студента // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2020. Т. 5. № 4. С. 218-239. DOI: 10.38098/ipran.opwp. 2020.17.4.009.

14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

15. Мерлин В.С. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности; под ред. Л.И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. С. 87-105.

16. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина: история и современность // Образование

и наука. 2017. Т. 19. № 2. С. 145-160. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-2-145-160

17. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. История и методология исследования стилей человека в школе В.С. Мерлина (к 120-летию со дня рождения ученого) // Методология и история психологии. 2018. № 3. С. 127-150. DOI: 10.7868/S1819265318030081

18. Тарасова Е.В. Структура жизнеспособности психотерапевта // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика. 2016. № 2 (12). № статьи 7.

19. Лактионова А.И. Обусловленность жизнеспособности человека особенностями его темперамента и контроля поведения // Психология. Психофизиология. 2019. № 4. С. 24-33. DOI: 10.14529/jpps190403

20. Науменко Ю.В. Социально-культурные феномены «здоровье» и «здоровый образ

жизни»: сущность и стратегия формирования // Проблемы современного образования. 2012, № 6. С. 151-176.

21. Elliot A.J., Thrash T.M. Achievement goals and the hierarchical model of achievement motivation // Educational Psychology Review. 2001. Vol. 13. № 2. P. 139-156. DOI: 10.1037/0022-3514.82.5.804

22. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 29-37.

23. Мартыненко О.В., Киселева А.А. Особенности взаимосвязи ценностных ори-ентаций и психодинамических свойств в структуре интегральной индивидуальности школьников и студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 30. С. 17-23.

Рыльская Елена Александровна, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии управления и служебной деятельности, Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76), elena_rylskaya@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3075-5255

Мошкина Любовь Дмитриевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии управления и служебной деятельности, Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76), 17-61@mail.ru, ORCГО: 0000-0003-2980-198X

Поступила в редакцию 5 июля 2021 г.; принята 25 октября 2021 г.

DOI: 10.14529/jpps210403

RESILIENCE IN THE INTEGRAL INDIVIDUALITY OF STUDENTS

E.A. Rylskaya, elena_rylskaya@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3075-5255 L.D. Moshkina, 17-61@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2980-198X

South Ural State University (76, Lenin Avenue, Chelyabinsk, 454080, Russian Federation)

Abstract. The scientific literature shows that a systematic analysis of resilience in the structure of human individuality has not been a topic of special research. Therefore, this article aims to describe the structure of resilience and to find its relationships with multilevel features of individuality. Materials and methods. The following methods were used for the purpose of the study: E. Rylskaya Human Resilience Test, J. Strelau Questionnaire, G. Eysenck Personality Inventory, V. Rusalov Formal-Dynamic Personality Inventory, Cattell Sixteen Personality Factor Questionnaire, Freiburg Personality Inventory, T. Leary Interpersonal Checklist, Rokeach Value Survey, Locus of Control Scale. The data obtained were processed with parametric methods (Student's t-criterion, Pearson correlation analysis) using the SPSS 20.0 statistical software package. Results: A correlation was found between resilience and such properties of the nervous system as the strength of excitation and mobility. The inverse relationship was observed between resilience and neuroticism, and a direct one between resilience and communicative ergicity. At the personality level, the closest positive correlations were recorded between resilience and sociability/courage, while the negative ones were found for neuroticism, depressiveness, and emotional lability.

At the value level, resilience and its components were associated with both core values/goals (active life, financial independence, friends, social recognition, knowledge, freedom of expression, ability to be happy for someone, adequate self-esteem) and values/means (optimism, diligence, intelligence, self-control, honesty). At the socio-psychological level, resilience was associated with internality in terms of failures and achievements, production and interpersonal relations. Conclusion: Resilience can be considered as integration of personal characteristics, therefore, the main role in its formation belongs to personal and social-psychological levels. The data obtained for students partially confirm the results of adult respondents and demonstrate the unitarity of personal and communicative components as the most important determinants of resilience.

Keywords: individuality, structure of individuality, integral individuality, resilience, structure of resilience.

Conflict of interest. The author declares no conflict of interest.

References

1. Qiu J, Shen B, Zhao M, Wang Z, Xie B, Xu Y. A nationwide survey of psychological distress among Chinese people in the COVID-19 epidemic: implications and policy recommendations. General Psychiatry. 2020;33(2):e100213. DOI: 10.1136/gpsych-2020-100213.

2. Scrivner C., Johnson J., Kjeldgaard-Christiansen J., Clasen M. Pandemic Practice: Horror Fans and Morbidly Curious Individuals Are More Psychologically Resilient During the COVID-19 Pandemic. PsyArXiv Preprints. 2020. DOI: 10.31234/osf.io/4c7af .

3. Tang S., Xiang M., Cheung T., Xiang Y.T. Mental health and its correlates among children and adolescents during COVID-19 school closure: The importance of parent-child discussion. Journal of Affective Disorders. 2021;279:353-360. DOI: 10.1016/j.jad.2020.10.016.

4. Vagni M, Maiorano T, Giostra V, Pajardi D. Hardiness and Coping Strategies as Mediators of Stress and Secondary Trauma in Emergency Workers during the COVID-19 Pandemic. Sustainability. 2020;12(18):7561. DOI: 10.3390/su12187561

5. Chistyakova N.V., Frolova P.S. [Subjective behavior control as coping resource in COVID-19]. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya = International Journal of Experimental Education. 2020;3:53-57. (in Russ.). DOI: 10.17513/mjeo.11965

6. Mnogosmyslova A.A. [The relationship between viability and internet addiction disorder of a person]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2020;3(114): 117124. (in Russ.). DOI: 10.20323/1813-145X-2020-3-114-117-124

7. Pogorelov D.N. [Structure of virtual identity of users of social networks] Kazanskij pedagogi-cheskij zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. 2020;4 (141):262-267. (in Russ.).

8. Plyushcheva O.A., Makhnach A.V. [Resilience of a specialist in a helping profession in an organizational environment]. Organizacionnaya psihologiya = Organizational psychology. 2021;11(2): 124-153. (in Russ.).

9. Mahnach A.V. [World-view direction as a component of resilience in socionomic professions]. Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda = Institute of psychology Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology. 2018;3(1):62-91. URL: http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document322.pdf (acceded: 21.07.2021). (in Russ.).

10. Lotareva T.Yu. [The role of social support to resilience of social sphere professionals]. Psiho-logicheskij zhurnal = Psychological Journal. 2017;38(1):64-72. (in Russ.).

11. Kotovskaya S.V. [Biopsychosocial factors of optimal resilience in extreme conditions]. Psiho-logiya. Psihofiziologiya = Psychology. Psychophysiology. 2021;14(1):23-30. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps210103.

12. Postylyakova Yu.V. [Individual and academic resilience of students]. Social'nye i gumanitar-nye nauki na Dal'nem Vostoke = The Humanities And Social Studies in the Far East. 2018;15(4): 147152. (in Russ.). DOI: 10.31079/1992-2868-2018-15-4-147-152

13. Postylyakova Yu.V. [Ecological model of thr student's resilience]. Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda = Institute of psychology Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology. 2020;5(4):218-239. (in Russ.). DOI: 10.38098/ipran.opwp.2020.17.4.009.

14. Ananyev B.G. Chelovek kakpredmet poznaniya [Man as an object of knowledge]. St. Petersburg: Peter Publ. 2001:288. (in Russ.).

15. Merlin V.S. Sistemnyi podkhod k ontogenezu integral'noi individual'nosti [A systematic approach to the ontogenesis of integral individuality]. Psikhologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti [Psychology of personality formation and development]. Ed. L.I. Antsyferova. Moscow: Nauka Publ. 1981:87-105. (in Russ.).

16. Vyatkin B.A., Dorfman L.Ya. [Theory of integral individuality by V. S. Merlin: history and nowadays]. Obrazovanie i nauka = Education and science. 2017;19(2): 145-160. (in Russ.). DOI: 10.17853/1994-5639-2017-2-145-160

17. Vyatkin B.A., Shchukin M.R. [History and methodology of the study of human styles in the school of V.S. Merlin (to the 120th anniversary of the scientist's birth)]. Metodologiya i istoriyapsiholo-gii = Methodology and history of psychology. 2018;3:127-150. (in Russ.). DOI: 10.7868/S1819265318030081

18. Tarasova E.V. [The structure of the viability of a psychotherapist]. Klinicheskaya i meditsins-kaya psikhologiya: issledovaniya, obuchenie, praktika = Clinical and medical psychology: research, training, practice. 2016;2(12):7

19. Laktionova A.I. [Dependence of Human Resilience on the Features of Temperament and Control of Behavior]. Psihologiya. Psihofiziologiya = Psychology. Psychophysiology. 2019;12(4):24-33. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps190403.

20. Naumenko Yu.V. [Socio-cultural phenomena "health" and "healthy lifestyle": the essence and strategy of formation]. Problemy sovremennogo obrazovaniya = Problems of modern education. 2012;6:151-176.

21. Elliot A.J., Thrash T.M. Achievement goals and the hierarchical model of achievement motivation. Educational Psychology Review. 2001;13(2):139-156. DOI: 10.1037 / 0022-3514.82.5.804

22. Kirillova N.A. [Value orientations in the structure of integral individuality of senior schoolchildren]. Voprosypsihologii = Questions of psychology. 2010;(4):29-37.

23. Martynenko O.V., Kiseleva A.A. [Features of the relationship of value orientations and psycho-dynamic properties in the structure of integral individuality of schoolchildren and students]. Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. Psychology and pedagogy: methodology and problems ofpractical application. 2013;30:17-23.

Received 5 July 2021; accepted 25 October 2021

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Рыльская, Е.А. Жизнеспособность в структуре интегральной индивидуальности студентов / Е.А. Рыльская, Л.Д. Мошкина // Психология. Психофизиология. -2021. - Т. 14, № 4. - С. 24-36. DOI: 10.14529/jpps210403

FOR CITATION

Rylskaya E.A., Moshkina L.D. Resilience in the Integral Individuality of Students. Psychology. Psychophysiology. 2021, vol. 14, no. 4, pp. 24-36. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps210403

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.