Научная статья на тему 'Жизненный мир и теория коммуникативной рациональности'

Жизненный мир и теория коммуникативной рациональности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
354
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ МИР / LIFE WORLD / КОММУНИКАТИВНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / COMMUNICATIVE RATIONALITY / СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTIVITY / ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ / INTERSUBJECTIVITY / ПАРАДИГМА КОНСТИТУИРУЮЩИХ ИНТЕРЕСОВ / PARADIGM OF CONSTITUTIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лешкевич Татьяна Геннадьевна, Корытько Максим Евгеньевич

Статья посвящена новому пониманию рациональности в связи с анализом жизненного мира субъекта. Рассматривается концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса, выявляется ее статус, структура и особенности. Авторы показывают, что семантика “жизненного мира” находится в прямой зависимости от коммуникации взаимодействующих субъектов. В статье выявляется конституирующие значение технического, практического, эмансипационного интересов, в результате наличия которых формируется знание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life World and Theory of Communicative Rationality

The article is devoted to the new interpretation of rationality, its main tendencies and characteristics in confrontation with the new concept “life world”. The article also critical analysis the concept of communicative rationality by Yurgen Habermas.. The authors emphasize that the content of life world is depended from subject communication with necessity. The authors attract to attention to the new type of origin of knowledge as result technical, practically and emancipational interests.

Текст научной работы на тему «Жизненный мир и теория коммуникативной рациональности»

НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 740.14

ЖИЗНЕННЫЙ МИР И ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Т.Г. Лешкевич, М.Е. Корытько

Исследование "жизненного мира" в условиях современного глоба-лизующегося общества обладает острой актуальностью, но сталкивается с рядом трудностей. Первая связана с усилившимися техногенными вызовами, их давлением на приватное пространство жизнедеятельности и повседневное бытие человека. Вторая - с негативами глобализации, связанными с бессубъектным развитием современного общества [1]. Третья определяется нескончаемыми спорами о новых действующих лицах в коммуникативном пространстве в виде актантов и гибридных форм - своеобразным симбиозом человеческого и средового/арте-фактного. Четвертая указывает на то, что проблема жизненного мира в пространстве коммуникативной рациональности не может быть поставлена и решена вне современного социально-политического контекста, в котором доминирующей темой является властное регулирование и нормотворчество. В силу названных причин рассмотрение онтологии коммуникативного субъекта в горизонте жизненного мира с учетом соотношения стратегий и технологий субъекции и субъективации приобретает особою остроту и актуальность.

С точки зрения современного немецкого философа, в прошлом идеолога "новых левых" Юргена Хабермаса, общество предстает в виде двухуровневой модели, включающей в себя, во-первых, систему социальных связей

Лешкевич Татьяна Геннадьевна - доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки Южного федерального университета, 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, e-mail: Leshkevicht@mail.ru т. 8(863)2303278;

Корытько Максим Евгеньевич - аспирант той же кафедры, e-mail: max.koritko@mail.ru.

и отношений, во-вторых - жизненный мир социализированных субъектов. И хоть представления о жизненном мире берут свое начало и оформляются посредством реконструкции дотеоретического знания, которым обладает говорящий субъект, основоположником концепта "жизненный мир" (Lebenswelt) в рамках феноменологической традиции выступил Э. Гуссерль. Вывод Гуссерля таков: необходимо проведение редукции по отношении к науке, к значениям элементов мира, полученных от науки. Таким образом мы вернемся к тому, от чего наука отправлялась - к донаучным значениям, мы восстановим чуждый науке мир повседневной жизни, выступающий как совокупность первичных, фундирующих интенций, которые должны раскрыть процессы возникновения из них различных систем знания, в том числе позитивных наук, наделить их чисто человеческим содержанием [2].

Приступая к расшифровке семантики "жизненного мира" в контексте современных историко-философских подходов, следует отметить, что проблема жизненного мира вызывала интерес у М. Хайдеггера и Г. Гада-мера. В русле теории интерпретации ее рассматривал Ф. Шлейермахер, в рамках теории коммуникативного действия - Ю. Хабермас. Существенные идеи относительно семиотической специфики явлений жизненного мира были высказаны основателем символической антропологии Э. Кассирером; впоследствии

Tatiana Leshkevich - Doctor of Philosophy, professor of the Philosophy and Methodology of Science Department at the Southern Federal University, 13, M. Nagibina Avenue, Rostov-on-Don, 344038, e-mail: Leshkevicht@mail.ru, tel. +7(863)2303278;

Maxim Koritko - postgraduate student of the Same Department, e-mail: max.koritko@mail.ru.

П. Бергер и Т. Лукман обозначил подступы к проблеме реконструкции "символического универсума" жизненного мира [3]. Данную проблему рассматривали отечественные исследователи О.Ф. Больнов, Н.А. Бусова, А.В. Гай-да, С.Е. Вершинин, В.Л. Шульц, Л.Г. Ионин и др. [4]. Целью настоящей статьи является выявление взаимозависимости жизненного мира и коммуникативной рациональности, обоснование того, что семантика и наполненность жизненного мира во многом обусловлена модальностью и качеством коммуникации между людьми.

В теоретическом плане общезначимым стало утверждение, что по мере развития, усложнения и дифференциации общества жизненный мир трансформируется в сторону значительной рационализации, превращаясь в одну из рационализированных подсистем общества. Это сопровождается, с одной стороны, обеднением культуры и частной жизни, которые все в большей степени вбирают в себя ориентиры и требования рынка, с другой -укорененностью в жизненном мире индивидов системных механизмов инсти-туционализации социального пространства. Человек вынужден представать в значении ретранслятора рациональных критериев, норм и ценностей, функционирующих в современном обществе. Такое амбивалентное развитие современного общества (как системы и как жизненного мира) осмысливается в свете противоречий между данными уровнями.

Отталкиваясь от фиксации ведущей тенденции рационализации жизненного мира, Ю. Хабермас формулирует ключевое различие "стратегической" (или "технической") и "коммуникативной" рациональности. Первый тип воплощен в принципе целесообразности: всякое действие является рациональным в той мере, в какой оно стремится к успеху и использует средства, пригодные для скорейшего достижения цели. Это понятие рациональности восходит к "инструментальному разуму" М. Хоркхаймера и охватывает как позитивные науки, так и все виды социальной технологии. Но там, где все рассматривается под углом зрения господства над подручными средствами, не может возникнуть никакого представления о самоценности личности. Торжество "стратегического" разума как раз и есть причина того, что общество все силь-

нее распадается на отдельные технические подсистемы, будь то право, наука или экономика, обессмысливая "жизненный мир" человека. Поэтому рядом с "технической" рациональностью Хабермас ставит другой тип, упущенный из виду традицией социальной мысли, включая Маркса и Адорно. Это рациональность коммуникации, основанная на признании равноправия и автономии всех участников разумного "дискурса". Примером такой коммуникации является самое элементарное речевое общение: всякий говорящий, обращаясь к другому, заранее предполагает, что собеседник - такой же равноправный носитель языка, как и он сам, способный воспринимать и осмысливать услышанное. Успешное функционирование языка покоится на этой предпосылке, иначе оно было бы бессмысленным. Здесь и находится реальное основание той идеи "ненасильственной коммуникации", которая образует нормативный масштаб социальной критики.

В феноменологической традиции "жизненный мир" связывается с перспективами коммуникации участников социального взаимодействия и предстает как горизонт, образующий контекст понимания, обсуждения и интерпретации, являясь тем самым своеобразным гарантом и основой социальной интеграции. Согласно Э. Гуссерлю, жизненный мир - это мир, предшествующий объективирующей научной рефлексии, он принимается как данное, это мир конкретности, непосредственной человеческой жизнедеятельности. Наука не дает возможности проникнуть в жизненный мир, потому что она подменяет его миром объективирующих абстракций.

"Жизненный мир" тесно связан с понятием "горизонтности". Ю. Хабермас утверждает, что "индивидуальная личность проецирует себя в рамках интерсубъективного горизонта жизненного мира в качестве кого-то, кто ручается за более или менее четко намеченную непрерывность более или менее сознательно освоенной истории жизни" [5]. Личность берет на себя ответственность за намеченные траектории своего жизненного пути. Самоосуществление субъекта в качестве уникальной личности происходит при обращении его к другим участникам взаимодействия: "В самоидентичности самосознание ясно выражает себя не как самоотнесенность по-

знающего субъекта, но как этическое самоутверждение ответственной личности" [6, с. 38].

Сама установка на признание имеет нормативный статус в пределах интерсубъективно разделяемого жизненного мира. Каждый участник коммуникации ведет себя в соответствии с системой нормативных экс-пектаций, т.е. взаимных социальных ожиданий. Интерсубъективное признание в рамках формирования собственной идентичности приводит также к пониманию реальной значимости и автономии других участников взаимодействия. Перспективы первого и второго лица в коммуникативном процессе являются взаимозаменяемыми, но возможность первого участника встать на позицию второго предоставляется для него только в первом лице. Таким образом, сама структура коммуникации побуждает своих участников оставаться самими собой, даже в рамках нормативного поведения. Поэтому коммуникация в отличие от трансляции в современном понимании трактуется как взаимодействие с учетом отрицательной обратной связи. В процессе интеракции, т.е. активного взаимодействия, никто не должен быть принудительно лишен возможности саморепрезентации и никто не может передать свою инициативу другому лицу. Действующий и говорящий субъект не может отбросить свою самость как смысловое ядро личности и совершить побег в анонимность третьего лица.

В онтологическом измерении жизненный мир заключен в вехи хронотопного, пространственно-временного континуума существования индивида и общества. Европейская цивилизация сделала ставку на рациональность. Вне рациональности современное информационное, сетевое общество немыслимо. Однако понятие "рациональность" не только ускользает от однозначного определения, но и с очевидностью себя опровергает тем, что существование в рамках жесткой, нормативной рациональности невозможно. Рациональность, которая востребована сегодня, предполагает динамичное, "живое", адекватное вписывание в существующие реалии, восприятие и продуцирование информации в сопровождающих ее действиях. Она должна быть предрасположена к соответствию пространственно-временной семантике, т.е. к тому, чтобы учитывать как специфику

данного пространства во всех его ипостасях (от глубоко личного и интимного до общественного и эпохального), так и особенности того времени, в котором происходят события, общаются и принимают решения люди, которое наполнено не только физическими, эталонными и календарными измерениями, но связано со временем конкретной человеческой жизни с точки зрения ее психологического и социального наполнения.

В теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса рациональность приобретает статус "коллективного понятия". Мы не сможем дать объяснение рациональности без обращения к интерсубъективности жизненных форм, которые воплощены в общезначимости символического посредника - языка, благодаря которому эти жизненные формы приобретают законное бытие. Понятие "рациональности" в данном контексте может быть представлено в виде способа рассмотрения интерсубъективных и общезначимых притязаний различного вида. В этом смысле рациональность проявляется в практике размышления, обсуждения, аргументации и критики, обладая интерсубъективным характером в процессе реализации взаимодействий и коммуникации индивидов.

Концептуальные подвижки, произведенные Ю. Хабермасом, указывают, что семантика "жизненного мира" становится в прямую зависимость от коммуникации взаимодействующих субъектов. В "анатомии рациональности" эта выявленная зависимость позволяет объяснить то суггестивное влияние, которым наделен процесс общения, а также сферу возникновения как подлинно моральных связей и формирования ценностных предпосылок человеческого существования, так и псевдокоммуникации или искаженной коммуникации, характеризуемых асимметричным характером и содержащих возможности манипуляции.

При этом существенно важно, что известные отечественные ученые проводили связь между доминантами сознания и семантикой жизненного мира с использованием понятия "хронотоп". Так, А. Ухтомский, вводя понятие "хронотоп" в психологию и нейрофизиологию, оценивал его как доминанту сознания, центр и очаг возбуждения, который господствует и побуждает организм к конкретным действиям в определенной

ситуации [7]. М. Бахтин, используя данное понятие, считал, что оно наполняет менталь-ность современника смыслами и ценностями прошедших, оставивших след в исторической памяти эпох. Оно приглашает в сферу смысла, позволяет увидеть пространственно-временные характеристики в области идеального, вызывая чувства сопереживания или негодования, несмотря на далеко отстоящие пространственно-временные рамки [8]. Тем самым духовные явления наделяются возможностью длиться и транслироваться во времени, иметь протяженность в пространстве, включаясь и обогащая опыт конкретной индивидуальной личности. Поэтому с точки зрения современного понимания рациональность требует к себе континуального подхода, нацеленного на изучение ее непрерывной проявленности как в поведенческом плане, так с учетом пространственно-временных параметров, т.е. в метрике хронотопа.

Современная философия чутко улавливает очень важные изменения в понимании специфики отношения человека и мира, специфики жизненного мира. Это уже не просто отражательный процесс либо процесс "отражения отражения", преломленного сквозь призму ценностных, этнических, этических, прагматических и прочих установок, приоритетов и мотиваций личности. Современный человек живет в средоточии информационных потоков и продуцируимых ими миромоделей, которые могут вступать в конфронтацию с системой гуманитарных ценностей, обладая во многом детерминирующим характером. Постулируемые инфро-оценочные матрицы, правдивость и истинность которых может быть поставлена под сомнение, тем не менее, радикально трансформируют образ мира, так или иначе конструируя жизненный мир. Информация оказывается средообразующим фактором, она обнажает уникальный эффект -детерминации будущим. Ее суть в том, что система приобретает возможность реагировать и включать в себя не только комплекс действительных причин и факторов, но активно перестраиваться с учетом сигналов и соотношений, задаваемых образом будущего, еще не обретшим свое бытие. Здесь обнаруживается своеобразная информационная ловушка, состоящая в том, что информационные потоки предлагают не только истинные, научно апробированные ориентиры, но и домыслы, невер-

ные толкования, многообразные симулякры, отражающие "неправильные копии копий".

Ю. Хабермас, рассматривая информационный аспект жизненного мира, приходит к выводу, что источником формирования знания являются интересы, укорененные в жизненном мире субъектов. Он утверждает, что знание формируется в результате наличия трех интересов: технического (включающего получение информации, используемой для осуществления технического контроля); практического (состоящего в выработке интерпретаций, позволяющих действовать в существующих нормативных рамках); эмансипационного (производящего анализ, который освобождает сознание от давления неосознанных объективных сил). Интересы, конституирующие знание, - это общие интересы, лежащие в основании способов, посредством которых раскрывается и функционирует реальность. Познавательные стратегии человечества определяются условиями и проблемами, управляющими воспроизводством человеческого рода, т.е. социокультурной жизнью как таковой, а, следовательно, теория познания возможна только как социально детерминированная теория.

Разрабатывая парадигму конституирующих интересов, Хабермас описывает не сферу объектов, а пытается очертить позицию, с которой, в отличие от эмпирико-аналитических наук, рассматривающих реальность с позиций технического контроля, критическая социальная теория "схватывает интерпретации реальности с учетом интерсубъективности ориентированного на действие взаимного понимания" [9, с. 91]. Центральным компонентом здесь является признание активной роли познающих субъектов в конституировании мира, который они осознают. Иными словами, признание субъекта в значении актора действия, предполагающего определенную программность будущего.

Из этого следует, что опыт отражает не состояние реальности, а формируется посредством интерсубъективно разделяемых символических структур языка и ценностей. Однако сугубо лингвистическая коммуникация недостаточна для установления специфических значений опыта. Для этого Ю. Хабермас, в согласии с герменевтической установкой В. Дильтея, постулирует "общность жизни", определяемую процессом формирования идентичности "Я", - с одной сто-

роны, и идеологическим отношением между субъектами, разделяющими представление о значениях, - с другой.

Интерсубъективная природа конститу-ирования знания является значимой для Ха-бермаса благодаря тому, что предполагает в качестве существенного фактора консенсус, который базируется на взаимном ожидании понимания в ходе интеракции: "Понимание, прежде всего, возникает в интересах практической жизни. Здесь люди зависят от взаимодействия с другими. Они должны вести себя так, чтобы другие их понимали" [9, с. 93]. В заданном социальном контексте разрушение ожиданий принимает форму нарушения определенного взаимосоглашения или консенсуса и, следовательно, дисбаланса и своеобразной деструкции жизненного мира. Возможность успешного взаимодействия зависит от возможности понимания. Таким образом, знание структур коммуникации, языка и действия непосредственно связано с успехом социального взаимодействия и комфортностью в горизонтах жизненного мира.

Хабермас высоко оценивает вклад Г. Гадамера в понимании языковых структур. Для Гадамера язык "не есть человеческое приобретение в мире, поскольку от него зависит тот факт, что у человека есть мир вообще" [9, с. 94]. Для герменевтики Гадамера не существует стандартов объективности, которые могут быть независимыми от интерсубъективного согласия между партнерами в процессе диалога.

Следует обратить внимание, что в контексте предложного понимания рациональности как общезначимых притязаний, помимо технического интереса в контроле объектов окружающей среды и практического интереса в углублении взаимного интерсубъективного понимания, у людей есть еще один - эмансипационный интерес. Его суть состоит в освобождении от объективных сил и условий искажения коммуникации. Этот интерес коренится в способности действовать разумно, обосновывая и принимать решения в свете наличных знаний, норм, потребностей и гуманитарных целей. В процессе саморефлексии знание стремится к совпадению с интересом к автономии и эмансипации, теория и практика оказываются тесно взаимосвязанными, так как индивиды в акте познания обладают

возможностью осознания скрытых детерминант своего поведения и собственных представлений. Процесс познания предстает, таким образом, как процесс, в ходе которого реализуется эмансипационный интерес. По Хабер-масу, только в акте рефлексии люди могут осознать связь между знанием и интересом: "Только в совершении саморефлексии разум осознается как заинтересованный" [9, с. 100].

Таким образом, "жизненный мир" в теории коммуникативной рациональности не является сферой целенаправленного действия, он предстает рационализированным в той мере, в какой делает возможным коммуникативное достижение стадии интерсубъективного соглашения. Такое взаимопонимание достижимо благодаря интерпретационным усилиям самих участников интеракции либо благодаря профессиональному знанию экспертов. Если искать историко-философские аналоги подобному пониманию, то всплывает позиция И. Канта, у которого есть понятие "гражданин мира". Оно означает отнюдь не единомыслие, а причастность ко всеобщему порядку мироздания, возможность объединения и узнавания себя в другом. Оно выступает в значении определенной гарантии постоянства собственного "Я", его самоидентификации [10].

По Хабермасу, именно ситуация действия образует для ее участников центр их жизненного мира. Следовательно, в структуре жизненного мира его ядром или центром является действие или поступок субъекта. В первом приближении именно с этим можно было бы связать подвижность горизонта жизненного мира. Подвижный горизонт обладает статусом перманентного присутствия и содержит в себе акторов коммуникации, он образует фон актуальной ситуации. Однако, если отдалиться от понятий, связанных с онтологией и философией сознания в сторону обыденной практики человечества, то можно представить жизненный мир в виде передаваемых через языковые выражения и культуру матрицы толкования мира. Обобщаются наиболее типичные для своей среды стереотипы поведения, они кодируются в определенную рецептуру действий и сплав убеждений, изменить которые нелегко. В них отражены и целостные ситуации, и события в виде наратив, образов и представлений, которые обеспечивают чувственную ориентировку че-

ловека в окружающем мире и очень чувствительны к мотивационной сфере, предчувствиям и даже предрассудкам, истолковываемым в духе Гадамера как то, что находится впереди, предшествует рассудку (пред-рассудок). Подвижность горизонта жизненного мира указывает не только на его зависимость от многообразия питающих его источников (это и впечатления от восприятия природы, произведений искусства, сфера общения, языковая среда, непосредственная жизнедеятельность, ценностно-оценочные представления, этнический образ мира и пр.), но и на его аффектную, эмоциональную окраску, делающую его в той или иной степени пристрастным. Одно и то же событие принимает тот или иной вид в зависимости от многих обстоятельств: от особенностей индивидуальной психики, темперамента, склада характера, обычаев и нравов. Меланхолик видит трагедию там, где сангвиник усматривает просто происшествие, а флегматик - ничего не значащий эпизод. Молодой человек расценивает случившееся иначе, чем зрелый, у больного модальности жизненного мира весьма отличны от восприятия здорового. Все, происходящее при вполне идентичных обстоятельствах, но различном субъектном отношении, может быть окрашено в контрастные тона.

Таким образом, категория "жизненного мира" обладает особым статусом в сопоставлении с формальными понятиями. Философские понятия образуют категориальный каркас, который позволяет вычленить проблематические ситуации, т.е. ситуации, в которых требуется достичь единства в логическом ядре познающего и говорящего субъекта. Формальные понятия представляют совокупность норм, фактов и переживаний как референтов для речевой коммуникации, осуществляемой в горизонте жизненного мира.

В настоящий период идеи Хабермаса приобрели особую актуальность не только в силу их современности, но и на основании всех тех злободневных следствий, которые вытекают из его теории коммуникативной рациональности. Ю. Хабермас утверждает, что жизненный мир служит контекстом коммуникативного действия субъектов и является ресурсом, который создает возможность для взаимного понимания участников коммуникации. Если речь идет о координационных и интеграционных процессах социального взаимодействия, то именно жизненнннный

мир выступает их предпосылочным компонентом. Жизненный мир очерчивает собой горизонт рациональной коммуникации, где каждый субъект выступает в роли равноправного участника. Это в свою очередь обеспечивает трансляцию передаваемых через культурные и языковые практики способов понимания и интерпретации действительности.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Лешкевич Т.Г. Проблема субъектности и бессубъектное состояние России в контексте экономоцентричности современной эпохи // Научная мысль Кавказа. 2012. № 2. С. 12-20.

2. Гуссерль Э. Логические исследования. Ч. 1. Пролегомены к чистой логике. Киев: Вентури,

1995. 256 с.

3. См.: Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.; Шлейермахер Ф. Герме -невтика. СПб.: Европейский Дом, 2004. 242 с.; Гадамер Г.Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 704 с.; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. 377 с.; Кассирер Э. Философия символических форм: В 3 т. М.-СПб.: Университетская книга, 2002. 271 с. + 279 с. + 398 с.; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

4. Бусова Н.А. Юрген Хабермас о становлении коммуникативного действия // Вопросы философии. 2006. № 10. С. 153-166; Больное О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999. 222 с.; Гайда А.В., Вершинин С.Е., Шульц В.Л. Коммуникация и эмансипация: Критика методологических основ социальной концепции Ю. Хабермаса. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988. 156 с.; Ио-нин Л.Г. Понимающая социология: Историко-кри-тический анализ. М.: Наука, 1979. 208 с.

5. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. 377 с. С. 201.

6. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 35-40.

7. См.: Ухтомский А.А. Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб.: Петербургский писатель,

1996. 528 с.

8. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики, 1991. М.: Худож. лит-ра, 1975. С. 234-407.

9. Хэлд Д. Интересы, знания и действия: К критической методологии Ю. Хабермаса // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. 120 с. С. 81-114.

10. Лешкевич Т.Г. Философское мировоззрение // Философия и теория познания. М.: Инфра-М., 2011. 407 с. С. 59.

28 февраля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.