Научная статья на тему 'Жизненный идеал студента как ценностный компонент его личности'

Жизненный идеал студента как ценностный компонент его личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN IDEAL / ТИПЫ ИДЕАЛОВ ЧЕЛОВЕКА / TYPES OF HUMAN IDEALS / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕАЛИЗАЦИЯ / PEDAGOGICAL IDEALIZATION / "ЧЕЛОВЕК СОЗИДАТЕЛЬ" / "MAN CREATOR" / "ЧЕЛОВЕК АВАНГАРД" / "MAN VANGUARD"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уманец Сергей Федорович

Идеал человека педагогическая идеализация, позволяющая формировать педагогу высшего учебного заведения реальный идеал «человека созидателя» в целом, «студента созидателя» в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ideal man pedagogical idealization, allowing the formation of the teacher of higher educational establishment of the real ideal of "man the Creator" in general, "student Builder" in particular.

Текст научной работы на тему «Жизненный идеал студента как ценностный компонент его личности»

Уманец Сергей Федорович

кандидат педагогических наук, докторант ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 371.39

ЖИЗНЕННЫЙ ИДЕАЛ СТУДЕНТА КАК ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ЕГО ЛИЧНОСТИ

STUDENT'S LIFE IDEAL AS A VALUABLE COMPONENT OF HIS

PERSONALITY

Идеал человека - педагогическая идеализация, позволяющая формировать педагогу высшего учебного заведения реальный идеал «человека созидателя» в целом, «студента созидателя» в частности.

Ключевые слова: идеал человека, типы идеалов человека, педагогическая идеализация, «человек созидатель», «человек авангард».

The ideal man - pedagogical idealization, allowing the formation of the teacher of higher educational establishment of the real ideal of "man the Creator" in general, "student Builder" in particular.

Key words: human ideal, types of human ideals, pedagogical idealization, "man Creator", "man vanguard".

«... Называются людьми многие, а являются ими только те, кто образован в науках, свойственных человечности».

Марк Тулий Цицерон

Постановка проблемы. Общеизвестно, что цивилизация в своем развитии не стоит на месте, равно как и развитие самого человека. Современный человек - это уже не тот человек двадцатого века, который в порыве патриотизма или интернационализма готов был пожертвовать своим жизненным комфортом, а иногда и собственной жизнью. А уж тем более современный человек - это, не какой-то там «плебс» (от латинского plebejus - простой народ, не имеющий «благородного» происхождения) средней руки девятнадцатого или восемнадцатого веков, жизнь которого вообще не стоила ни гроша. Современный человек - это человек, который большей частью озабочен формированием своей собственной жизненной реальности. Современный человек - это конформист до мозга костей, который думает и живет по формуле «раньше думай о себе, а потом о прибыли олигарха». Современный человек хочет не только комфортно жить и отдыхать, но и комфортно работать и учиться.

И в тоже время, в человеческом социуме есть люди, так называемые национальные конформисты, которые думают и живут по формуле «национальный менталитет прежде всего».

Однако не все так просто. В наше время, тем не менее, и в нашем социуме есть люди, так называемые планетарные конформисты, которые думают и живут по формуле «раньше думай о Планете, а потом менталитете, а затем уж о себе как о собственном божке». Вероятно, на таких людях и держится наша Земля, как, к примеру, на докторах наук держится интернациональная наука. По этому поводу академик Карлов Н. В. сказал, что «... наука - это одно из высших достижений человечества. И люди науки, ее доктора. - это земная суть, которая делает нашу планету Планетой Людей.» [1, с. 114].

Современный студент - это потенциальный ученый-педагог или педагог-практик и социум все делает для того, чтобы этот его потенциал смог развиться и приумножиться, лелея надежду на то, что этот «потенциальный ученый или практик» будет идти в авангарде экономического, социального, а главное, гуманистического развития человеческого общества, превращая нашу «Планету Мнимых Людей» в «Планету Истинных Людей».

Однако современный студент живет, учится и проходит практику не в идеальных тепличных условиях бытия. Его бытийность проходит в контексте всех аспектов человеческой жизни: добра и зла; истины и лжи; любви и ненависти; верности и измены; надежды и краха; духовности и бездушия; милосердия и равнодушия. Жизнь, естественно, богаче всех духовных сентенций, которые были перечислены нами выше; мы остановились лишь на некоторых. Но идея автора понятна: он ищет опору, основу, стержень, фундамент, назовите, как хотите, прежде всего, для себя как человека, а потом уже преподавателя и ученого, а затем уже для своего подопечного -студента.

Но студент - прежде всего, человек, а затем уже функционер, в смысле обучающийся субъект педагогической реальности. Поэтому ничто человеческое ему не чуждо. Поэтому вопрос, который будет задан ниже, касается каждого субъекта бытия, в том числе и студента: «Что объединяет всех современных людей?».

Ответ: «Свобода выбора жизненного пути!».

И действительно, такой свободы выбора жизненного пути, как сейчас, в принципе, у человека никогда не было. Хорошо это или плохо? Вопрос очень сложный.

Цель данной статьи в том и состоит, чтобы предпринять попытку найти ответ на данный вопрос. Наверняка ответ на этот вопрос будет спорным, поэтому автор хотел и желал бы, чтобы данная статья имела статус дискуссионной статьи. Ведь все мы прекрасно знаем, что в споре или научной дискуссии рождается истина. Поэтому давайте созидать вместе.

Самое главное, чего достиг современный человек двадцать первого века, - это свободно изменять, созидать и творить свою собственную объективную реальность. Другими словами, перед современным человеком открыто общечеловеческое пространство созидательной деятельности. Это, кстати, относится и к педагогическому аспекту образовательного пространства высшей школы.

Однако, чтобы свободно изменять, созидать и творить, человек вообще и студент в частности должны иметь «путеводную звезду». И этой «путеводной звездой» является не что иное, как человеческий идеал.

Чтобы говорить о свободном выборе тех или иных идеалов, необходимо предоставить разнообразную палитру этих идеалов, это с одной стороны. А с другой стороны, имея широкий спектр идеалов для выбора, предоставленных студенту со стороны общества, последнее должно гарантировать заявленные предпочтения личности на тот или иной идеал. Для начала структурируем так называемые типы идеалов человека:

• материальные;

• идеальные;

• духовные.

К материальным идеалам, вероятно, следует отнести:

- культ потребления материальных благ как единственно возможный стиль жизни человека, то есть «смысл жизни человека в материальной идее»;

- культ денег, то есть «деньги - это все».

К идеальным идеалам следует отнести:

- образовательные знания как продукт познавательной деятельности человека;

- научные знания как продукт исследовательской деятельности человека;

К духовным идеалам следует отнести:

- знания о религии, искусстве, нравственности, этике, эстетике, морали и праве как продукты духовной деятельности человека.

Естественно, что в чистом виде идеалы человека встречаются редко. В данном случае речь может идти только о приоритете того или иного типа идеала у человека. Чтобы удобно было работать с идеалами человека как «педагогическим инструментарием», мы предложили авторский вариант

ранжирования человеческих идеалов. В нашей градации предложено пять уровней развития идеалов человека. За условную точку отсчета был выбран так называемый нулевой уровень развития идеала человека -«потребительский».

Какой смысл вкладывается в понятие «потребительский идеал». Здесь в основном речь идет о культе потребления материальных благ человеческой цивилизации. Для человека с нулевым развитием идеала идеальное и духовное - это фикция, то есть пустое место.

Конечно, в том, что человек стремится к материальному комфорту, нет ничего предосудительного и плохого. Плохо то, что человек абсолютизирует этот «материальный мир», не понимая того, что этот «материальный мир» появился в результате реализации идей духовного и идеального миров креативно и творчески мыслящих людей. Другими словами, материальная, идеальная и духовная субстанции едины, в то время как у человека с «потребительским» типом идеала идет мировоззренческий перекос в сторону материальной абсолютизации своего бытия. Человек такого типа идеала (нулевой уровень), сам того не понимая, ставит себя в ситуацию выбора: двигаться ему в сторону первого положительного уровня (+ 1); или двигаться ему сторону первого отрицательного уровня (- 1). Дело в том, что по законам природы - все течет и изменяется в пространстве и во времени. Поэтому человек, в том числе и студент (это касается абсолютно каждого человека), не может сколь угодно долго находиться, например, в нулевом состоянии (нулевой точке) на «шкале идеалов». Со временем он неминуемо будет смещаться по «шкале идеалов» либо вправо (+ 1, что соответствует авангардному уровню идеала человека), либо влево (- 1, что соответствует арьергардному уровню идеала человека).

Эти два идеала человека мы называем промежуточными идеалами человека. Правосторонним (+ 2) или высшим уровнем идеала человека является идеал «человека созидателя». Левосторонним (- 2), или низшим уровнем идеала человека является идеал «человека дна». Таким образом, мы имеем пять уровней интегрированной шкалы идеалов человека:

(+ 2) - первый уровень идеала студента - «человек-созидатель»;

(+ 1) - второй уровень идеала студента - «человек-авангардный»;

(0) - третий уровень идеала студента - «человек-потребитель»;

(-1) - четвертый уровень идеала студента - «человек-арьергард»;

(-2) - пятый уровень идеала студента - «человек-дно».

Студент вправе выбирать любой из пяти жизненных идеалов человека.

Задача же преподавателя быть образцом и мотиватором первого уровня идеала студента - «человека-созидателя».

Возникает вопрос: «Созидания чего?». Ответ прозрачен и понятен. Созидание, прежде всего, себя, созидания окружающих людей (в данном случае - студентов), созидание окружающей среды (вопросы экологии духовной и материальной жизни), созидание Мироздания в целом (философские и мировоззренческие аспекты).

У неискушенного читателя может возникнуть второй вопрос: «А что конкретно созидать, например, в себе и людях?».

Ответ опять прозрачен и понятен. Необходимо светлые сентенции человеческого бытия отделить от темных сентенций человеческой жизни и следовать, естественно, за светлыми.

К светлым сентенциям человеческого бытия следует отнести такие сентенции, как:

•любовь к себе, к людям, окружающей среде и Мирозданию в целом;

• вера в себя, в людей, Планетарный Разум и Разум Мироздания;

• надежда на верную (то есть истинную) любовь к себе, к людям, к Земле и Мирозданию в целом;

•доброта к себе, к людям, окружающей среде и Мирозданию в целом;

•духовное осмысление своего бытия, бытия людей, Природы и Мироздания в целом;

•истинная ценность сентенций доброты и духовности; любви, веры и надежды к себе, к людям, Планете Земля и Мирозданию в целом.

Выводы. Зная историю развития педагогической науки и практики, становится понятным, что личность человека многогранна. В нее включено множество антропологических, идеальных и духовных компонентов бытийности. Анализируя обширную библиографию учебной литературы по педагогике для студентов высшей школы, кандидатские и докторские диссертации по педагогике, мы нигде не смогли вычленить четкого определения педагогической категории - «человеческий идеал».

Предлагаем авторское определение педагогической категории -«человеческий идеал».

Итак, дискуссионная версия авторской педагогической категории -«человеческий идеал»: «Человеческий идеал - это целостный, собирательный образ идеального человека, к которому движется реальный человек».

Таким образом, становится понятным, что человеческий идеал - это педагогическая идеализация, позволяющая формировать педагогу высшего

учебного заведения реальный идеал «человека созидателя» в целом [2; 3] и «студента-созидателя» в частности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карлов Н.В. Путь познания / Н.И. Карлов. - М. : Воскресенье, 1998. - 256 с.

2. Уманец С.Ф. Эволюционно-онтологическая концепция подготовки будущих педагогов профессионального образования к прогностической деятельности / С.Ф. Уманец // Вестник Донецкого национального университета. Сер. Б // Гуманитарные науки. - 2017. -№ 2. - С. 137-141.

3. Уманец С.Ф. О сути эволюционно-онтологической концепции подготовки будущих педагогов к прогностической деятельности / С.Ф. Уманец // Вестник Донецкого педагогического института. - 2017. - № 4. - С. 14-22.

Ерёмка Елена Владимировна

кандидат биологических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.016:613

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

УНИВЕРСИТЕТА

VALEOLOGICAL TRAINING AS A COMPONENT OF VOCATIONAL TRAINING FOR UNIVERSITY STUDENTS

Показано, что валеологическая подготовка студентов университета является важнейшим компонентом целостной системы профессиональной подготовки будущего специалиста.

Ключевые слова: валеологическая подготовка, задачи, профессиональная подготовка, студент, будущий педагог.

It is shown that valeologic preparation of university students is the most important component of an integrated system of professional training for a future specialist.

Key words: valeologic preparation, tasks, vocational training, student, future teacher.

Наряду с высокими требованиями к уровню профессиональной подготовки, к здоровью будущего специалиста также предъявляются высокие требования. Здоровье будущего специалиста должно отличаться высокой адаптационной способностью к изменяющимся условиям внешней среды, физической и психической уравновешенностью и выносливостью, высокой работоспособностью. Рост заболеваемости, снижение уровня и

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.