Научная статья на тему 'Жизненные затруднения преподавателей высшей школы: поведенческие рефлексии'

Жизненные затруднения преподавателей высшей школы: поведенческие рефлексии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудность / жизненные затруднения / педагогическая деятельность. / difficulty / life difficulties / pedagogical activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Валерьевна Лескова, Николай Семенович Степашов, Евгения Васильевна Конищева

В статье авторы анализируют основные теоретико-методологические подходы к характеристике жизненных затруднений. Также детально рассматриваются особенности затруднений, которые встречаются в ходе педагогической деятельности. Отражаются некоторые характерологические черты педагогической деятельности в высшей школе, обусловленные ее современным состоянием. Авторы приходят к выводу о том, что неотъемлемым условием осуществления педагогической практики выступает умение преподавателя высшей школы определять и выстраивать стратегии преодоления жизненных затруднений. В ходе реализации данного процесса педагог должен формировать новые профессиональные практики, направленные на преодоление жизненных затруднений. От успешности реализации данных практик в ситуациях затруднений жизнедеятельности во многом зависит результативность взаимодействия субъектов в ходе педагогического процесса. В конечном итоге все перечисленное выше отразится на степени эффективности педагогического взаимодействия и, безусловно, на качестве подготовки будущих специалистов. В статье приводятся результаты социологического исследования отдельных аспектов жизненных затруднений преподавателей высшей школы. Среди них такие как: переживание материальных затруднений, отношение к собственному здоровью, оценка проблем, связанных с негативными жизненными состояниями, профессиональные напряжения, необходимость совмещения научной и педагогической деятельности и другие. В работе также представлены данные о наиболее желательных с точки зрения преподавателей высшей школы способах взаимодействия в ходе преодоления трудностей. Данная статья представляет интерес для педагогических работников и других специалистов, работающих в сфере образования на территории Российской Федерации в целом и Дальневосточного федерального округа в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Валерьевна Лескова, Николай Семенович Степашов, Евгения Васильевна Конищева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vital difficulties of teachers of the higher school: behavioral reflections

In the article the authors analyzes the main theoretical and methodological approaches to the characterization of life difficulties. The features of difficulties encountered in the course of pedagogical activity are also considered in detail. Some characterological features of pedagogical activity in the higher education, due to its current state are reflected. The authors come to conclusion that an essential condition for the implementation of pedagogical practice is the ability of a higher school teacher to determine and build strategies for overcoming life difficulties. During the implementation of this process, the teacher should form new professional practices aimed at overcoming life difficulties. The effectiveness of the interaction of subjects in the course of the pedagogical process largely depends on the success of the implementation of these practices in situations of difficulty in vital activities. In the end, all of the above will affect the degree of efficiency of pedagogical interaction and, of course, the quality of training of future specialists. The article presents the results of sociological study of certain aspects of life difficulties of the high school teachers. Among them, such as: experiencing financial difficulties, attitude to their own health, assessment of problems associated with negative life conditions, professional tensions, the need to combine scientific and educational activities, and others. The paper also presents data on the most desirable from the point of view of teachers of higher school methods of interaction in the course of overcoming difficulties. This article is of interest to teachers and other professionals working in the field of education on the territory of the Russian Federation in general and the Far-Eastern federal district in particular.sional status, and to a lesser extent services for the Fatherland, the fight against crime, for justice, high quality legal education. The author concludes that the expectations of learning are institutional in nature, since they are repetitive, standardized, associated not so much with training in a departmental educational organization, but with the institution of service in the internal affairs bodies as a whole. The revealed variances in the public opinion of various categories of respondents, as well as the results of focus-group interviews, made it possible to formulate a number of proposals aimed at improving the professional orientation work in educational organizations.

Текст научной работы на тему «Жизненные затруднения преподавателей высшей школы: поведенческие рефлексии»

БСЛ 10.22394/1818-4049-2018-84-3-106-112 УДК 378.1:316

И. В. Лескова Н. С. Степашов Б. В. Конищева

Жизненные затруднения преподавателей высшей школы: поведенческие рефлексии

В статье авторы анализируют основные теоретико-методологические подходы к характеристике жизненных затруднений. Также детально рассматриваются особенности затруднений, которые встречаются в ходе педагогической деятельности. Отражаются некоторые характерологические черты педагогической деятельности в высшей школе, обусловленные ее современным состоянием. Авторы приходят к выводу о том, что неотъемлемым условием осуществления педагогической практики выступает умение преподавателя высшей школы определять и выстраивать стратегии преодоления жизненных затруднений. В ходе реализации данного процесса педагог должен формировать новые профессиональные практики, направленные на преодоление жизненных затруднений. От успешности реализации данных практик в ситуациях затруднений жизнедеятельности во многом зависит результативность взаимодействия субъектов в ходе педагогического процесса. В конечном итоге все перечисленное выше отразится на степени эффективности педагогического взаимодействия и, безусловно, на качестве подготовки будущих специалистов. В статье приводятся результаты социологического исследования отдельных аспектов жизненных затруднений преподавателей высшей школы Среди них такие как: переживание материальных затруднений, отношение к собственному здоровью, оценка проблем, связанных с негативными жизненными состояниями, профессиональные напряжения, необходимость совмещения научной и педагогической деятельности и другие. В работе также представлены данные о наиболее желательных с точки зрения преподавателей высшей школы способах взаимодействия в ходе преодоления трудностей. Данная статья представляет интерес для педагогических работников и других специалистов, работающих в сфере образования на территории Российской Федерации в целом и Дальневосточного федерального округа в частности.

Ключевые слова: трудность, жизненные затруднения, педагогическая деятельность.

Личность педагога в образовательном правленной на подготовку подрастающе-

процессе всегда играла ведущую роль. От го поколения к самостоятельной жизни в

профессиональной компетентности за- соответствии с экономическими, поли-

висит результативность педагогической тическими, нравственными и эстетиче-

деятельности [Каменева, Кунилова,2018. скими целями. В ходе организации педа-

С. 59-63]. Педагогическая деятельность гогического процесса взаимодействуют

- это особый вид общественно-полезной субъекты - преподаватель и студент,

деятельности людей, сознательно на- И во многом качество взаимодействия

Ирина Валерьевна Лескова - д-р социол. наук, доцент, профессор кафедры социологии, Российский государственный социальный университет (ул. Вильгельма Пика, дом 4, стр.1, г. Москва, 129226, Россия). E-mail: leskova.i@yandex.ru

Николай Семенович Степашов - канд. философских наук, доцент кафедры педагогики, Курский государственный медицинский университет (ул. Карла Маркса, 3, г. Курск, 305041, Россия). E-mail: ekonik77@yandex.ru

Евгения Васильевна Конищева - старший преподаватель кафедры педагогики, Курский государственный медицинский университет (ул. Карла Маркса, 3, г. Курск, 305041, Россия). E-mail: ekonik77@yandex.ru

определяется личностными характеристиками и особенностями субъектов. От того, с какими трудностями сталкивается педагог, какие стратегии их преодоления избирает, какие новые личностные характеристики в ходе преодоления он формирует, в конечном итоге зависит качество педагогического взаимодействия, уровень профессиональной подготовки будущих специалистов.

В условиях модернизации высшего образования и относительной экономической нестабильности преподавателю в жизни приходится преодолевать многочисленные трудности. Затруднения могут вызываться объективными причинами (несостоятельностью методического обеспечения, постоянно меняющимися требованиями к деятельности и критериям оценки результативности педагогической деятельности, большой объем второстепенной работы) и субъективными (неуверенностью, тревожностью, усталостью, неудовлетворенностью). Переживание преподавателем трудностей характеризует жизненные затруднения, которые проявляются в их субъективности, поведенческих рефлексиях, что в конечном итоге отражается на результативности деятельности и социальных практиках [Каменева, 2018. С. 424] всех участников образовательного процесса.

При изучении «затруднений» проявляются некоторые сложности, так как существует множество точек зрения, которые делают попытки осветить все аспекты этого сложного понятия. В частности, затруднение может рассматриваться как отношение к жизненным трудностям. В. С. Мерлин подчеркивает, что только благодаря устойчивости и постоянству своих активных отношений личность противостоит воздействиям среды. Затруднения могут характеризоваться и как «личные трудности». Этот термин употребляет А. Миллс, когда дифференцирует понятия «общественные проблемы» и «затруднение», говорит о «личных ситуациях», «личных проблемах», «личностном решении», «ограниченной индивидуальной среде», «переживании индивидуальной среды жизнедеятельности», «личных затруднениях» [Милтс, 1990. С. 6]. Также затруднение рассматривается как пере-

живание трудностей. Переживание трудностей жизни следует отличать от традиционного психологического понятия переживания [Василюк, 1984. С. 62]. Т. Д. Марцинковская объясняет переживание трудностей как особую деятельность двойной детерминацией переживаний: интеллектуальной и эмоциональной. « В отличие от аффектов или эмоций, - подчёркивает она, - переживание отражает не только отношение человека к сложной проблеме, но и хотя бы частичное её осознание, в том числе и осознание тех последствий, часто непоправимых, которые влечёт за собой некое событие» [Марцинковская, 2002. С. 17].

Характеризуют затруднение и как переживание неопределенности. Человеку свойственно переживать неопределенность. Неопределённость существует в отношении объективных особенностей ситуаций и их интерпретаций человеком, что затрудняет предсказание его поведения и увеличивает вероятность ошибок [Росс, Нисбетт, 1999. С. 160]. Затруднения может вызвать и ситуация выбора. Т. Тард затруднение рассматривает как отношение, реакцию на какую-либо помеху в машинальном и бессознательном течении жизни по привычке, выбор при изобилии друзей из среды знакомых и выбор знакомых из среды незнакомцев. Исследователь полагает возможным возникновение затруднения при рассмотрении единства при множественности различия [Тард, 1996. С.163]. Содержательной основой затруднения, по мнению Г. Г. Соловьевой, выступает сомнение. Затруднения как бы принуждают познающего человека к непроизвольному первоначальному сомнению, стремлению избавиться от него, так как неудовлетворённое сомнение мучительно. По своей функциональной направленности сомнение «означает конец благополучия и спокойствия, побуждает к исследованию, к критическому пересмотру прежней позиции» [Соловьева, 1976. С. 102].

Преодоление жизненных затруднений предполагает самоуправление, управление и регулирование процессов субъектного поведения людей и отношения их к объективно возникшим жизненным трудностям, нормализации жизнедеятельно-

сти [Степашов, Бердникова, Каменева, Кузьмин,2008. С. 166]. С. В. Малышко указывает на 2 пути преодоления трудностей. В основе конструктивной стратегии лежат механизмы профессионального развития, а в основе деструктивной стратегии - механизмы профессиональной деформации [Малышко,2008. С. 175-180].

Субъектом регуляции жизненных затруднений всегда является личность, поскольку, как считает В. Г. Ганжин, именно в ней выражается социально-активная преобразующая сущность человека. Личность рассматривается как центральная регулятивно-управленческая инстанция, которая формируется и развивается в условиях жизненных затруднений, поиска многообразных инновационных стратегий, тактик и техник их преодоления. В своих исканиях, переживаниях, действиях, позициях и поступках она опирается на социальные связи, «сети» и отношения с близкими людьми, членами семьи, соседским окружением, социумом, что обеспечивает устойчивость отношений и возможность самоуправления [Ганжин, 1982. С. 209].

В связи с этим становится актуальным изучение жизненных затруднений преподавателей как формы их субъективности, их поведенческих рефлексий. С этой целью нами опрошено 600 преподавателей факультетов медицинского и естественнонаучного профиля г. Курска: 300 с учёной степенью, 300 человек без ученой степени1.

Прежде всего, нас интересовало переживание преподавателями материальных затруднений. Так, 60% преподавателей относят себя к категории лиц со средним доходом, 40% - с низким. Среди преподавателей без ученой степени больше тех, кто относит себя к среднему слою (66,7%) и меньше - с низкими доходами (33,3%). Среди кандидатов наук меньше относящих себя к среднему слою (53,3%), больше - к слою с низкими доходами (46,7%). Наибольшее, беспокойство у преподавателей вызывает маленькая

зарплата (63,3%), неудовлетворительные жилищные условия (35,5%). Из экономических факторов значима финансовая и материальная нестабильность (44,4%).

По состоянию здоровья 45,6%преподавателей болеют редко, 15,6% имеют заболевания, связанные с профессиональной деятельностью, у 31,1% - хронические заболевания. К абсолютно здоровым относят себя только 7,8% преподавателей. Наибольшие затруднения и переживания у преподавателей вызывают аномальные трудности. Болезнь переживают 82,2%, из них больше кандидаты наук, меньше преподаватели без учёной степени. Опасаются получить инвалидность 61,1% преподавателей. Возможность проявления терроризма беспокоит 57,7%, катастроф - 45,5% преподавателей. Меньше переживается возможность получения травм (15,5%), случаев пожара (11, 1%) и наводнения (2,2%).

Также значимы проблемы, связанные с негативными жизненными событиями (64,4%), бедностью (51,1%), стрессовыми ситуациями (48,8%), жизненным кризисом (45,5%), критическими ситуациями (43,3%), ситуацией риска (26,6%).

К важным повседневным трудностям преподаватели относят неопределенность положения (70%), ситуации выбора (43,3%), сомнения (43,3%), нежелательные по времени события (38,8%), временные трудности (28,8%). Менее значимы для них привычные профессиональные напряжения: защита диссертации (13,3%), преодоление больших расстояний (11,1%), трудности общения (8,8%), сдача кандидатских экзаменов (3,3%).

На жизненные затруднения преподавателей влияют профессиональные факторы: загруженность на работе педагогическими, методическими, общественными мероприятиями и видами деятельности, которые отрицательно влияют на полноценную творческую деятельность (42,2%); решение проблем пространственного взаимодействия, семейных проблем, сокращение времени

1 Социологическое исследование «Жизненные затруднения преподавателя: ресурсы преодоления». Опрошены преподаватели факультетов медицинского и естественнонаучного профиля г. Курска (п = 600 преподавателей: 300 человек с учёной степенью, 300 без ученой степени). Социологический опрос проведен в 2018 г. Научные руководители - д-р социол. наук, доцент Т. Н. Каменева, д-р социол. наук, доцент И. В. Лескова.

на встречи с родственниками и друзьями (37,7%).

Усугубляет душевное неблагополучие преподавателей отвлечение на формальные мероприятия, получение заданий, выполнение которых не связанно с основной работой (34,4%).

Особенностью деятельности преподавателей является совмещение научной и педагогической деятельностей. Это вызывает затруднения у 24,4% преподавателей. Менее затруднительной для 12,2% респондентов является необходимость ежедневной подготовки к лекциям, практическим занятиям, чтение монографической и методической литературы, трудности взаимодействия со студентами и коллегами в пространстве совмещения научной, педагогической и лечебной работ (8,8%), удаленность проживания от места профессиональной деятельности (7,7%) и постоянное эмоциональное напряжение в общении с пациентами и студентами (7,7%).

Жизненные затруднения преподавателей связаны с действием объективных факторов жизненной среды. Наиболее ощутимыми из них являются социальные факторы, трудности во взаимопонимании, необеспеченность социальных гарантий, маленькая пенсия (47,2%). Вызывает затруднения не мотивируемая по отношению к ним жестокость (28,8%), принуждения, запреты со стороны общества в лице социальных институтов и организаций (24,4%).

Затруднением считают преподаватели сохранение собственной индивидуальной самобытности под воздействием общественной среды (23,3%), благоустройство семейно-бытовой сферы (22,2%), деструктивную агрессивность окружающих (21,1%), болезнь (24,4%).

В меньшей мере преподавателей беспокоит рост в обществе всех видов насилия (18,8%), деформация социальной дистанции, нарушение межличностных отношений, уменьшение доверия друг другу на уровне семьи, родственников, соседей (12,2%). Мешают адаптации к изменившимся условиям жизни сложившиеся стереотипы повседневности (10%), многообразные сложности и трудности общественной жизни (8,8%).

Как важное значимое позитивное обстоятельство преподаватели воспринимают отсутствие ощущения наличия необоснованного контроля за их личной жизнью, что является позитивным следствием демократизации вузовской жизни. Практически не вызывают затруднений у преподавателей политические факторы (1,1%).

В преодолении затруднений преподаватели чаще используют знание своих возможностей, знание реальной жизни, здравый смысл, делают то, что очевидно в зависимости от ситуации и обстоятельств, используют навыки и приёмы, апробированные другими людьми. Как ни странно, но они меньше опираются на науку и ишут ответы на вопросы жизни в газетах, журналах и книгах.

Преподаватели активно противодействуют жизненным трудностям, если они представляют угрозу жизни им и их близким, если они могут нанести ущерб здоровью, привести к потерям в жизни и рассматриваются как вызов их жизненным возможностям. Поведенческие рефлексии затрудняю щихся преподавателей, прежде всего, акцентированы на проблеме, оценке трудности, сохранении здоровья, а потом уже на эмоциях по поводу трудностей и отношении к ним других людей. С точки зрения преподавателей, наиболее эффективны в преодолении трудностей такие способы взаимодействия с ними, как: установление смысла происходящего и его значения для них; сохранение нормальных взаимоотношений с членами семьи, друзьями, другими людьми, которые могут оказать помощь; следование собственным ценностям, собственному образу «Я», уверенности в себе. Следует обратить внимание, что только треть преподавателей реагируют на трудности с целью их преодоления и сохранения нормального эмоционального баланса. Преподаватели используют многообразные техники преодоления затруднений. Почти половина опрошенных при появлении трудностей принимает ответственность на себя, старается контролировать свои чувства и действия, пытается в возникшей трудности увидеть позитивный смысл, что способствует решению проблемы планово, поиску соци-

альной помощи, нужной информации, моральной и материальной поддержки.

Список, литературы:

1. Василюк Ф. М. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М. : Издательство Московского университета, 1984. С. 62.

2. Ганжин В. Г. Нравственная жизнь как процесс. Проблема познания и управления // Нравственная жизнь человека: искания, поступки / Ред. кол.: А.И. Титоренко (отв. ред.) и др. М. : Мысль, 1982. С. 209.

3. Каменева Т. Н., Кунилова К. Д. Учебный процесс как механизм адаптации иностранных студентов к условиям российского общества // Власть и управление на Востоке России. 2018. N° 2 (83). С. 59-63 . Б01 10.22394/1818-4049-201883-2-59-63

4. Каменева Т. Н. Семья в обществе риска: социологический анализ. Курск : КГУ, 2018. 424 с.

5. Малышко С. В. Педагогические трудности современного учителя и стратегии их преодоления // Вестник Ставропольского государственного университета. 2008. N° 6. С. 175-180.

6. Марцинковская Т. Д. Тяжелые переживания как одна из форм психологического кризиса // Антология тяжелых

переживаний: социально-психологическая помощь : сборник статей / Под ред. О. В. Красновой. М. : МПГУ ; Обнинск : «Принтер». 2002. С. 17.

7. Милтс А. А. Гармония и дисгармония личности. М. : Изд-во политической литературы, 1990. С. 6.

8. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. Мн. : «Соврем. Слово», 2005. С. 428.

9. Росс А., Нисбетт Р. Человек и ситуация Уроки социальной психологии / Перевод с англ В. В. Румынского. М. : Аспект - пресс, 1999. С. 160.

10. Соловьёва Г. Г. О роли сомнения в познании. Алма-Ата, «Наука», КазССР, 1976. С. 102.

11. Степашов Н. С., Бердникова Т. В., Каменева Т. Н., Кузьмин В. П. Социальная стратификация жизненных затруднений: эмпирический анализ дифференциации престижа и неравенства уязвимых слоев населения : монография Курск : КГМУ, 2008. С. 166.

12. Тард Т. Социальная логика. СПБ. : Социально-психологическийцентр, 1996. С. 163.

13. Leskova I. V. The conceptual basis for exploration of opportunities for self-organization of integration processes across the Eurasian region // Социальная политика и социология. 2012. N° 12 (90). С. 46-54.

Библиографическое описание статьи

Лескова И. В., Степашов Н. С., Конищева Е. В. Жизненные затруднения преподавателей высшей школы: поведенческие рефлексии / / Власть и управление на Востоке России. 2018. №3 (84). С. 106-112. DPI 10.22394/1818-4049-2018-84-3-106-112

Irina V. Leskova - Doctor of Sociology, Associate Professor, Professor of the chair of sociology, the Russian State Social University (Wilhelm Pic Str., Building 4/ 1, Moscow, 129226, the Russian Federation). E-mail: leskova.i@yandex.ru

Nikolay S. Stepashov - Candidate of Philosophy, Associate Professor of the pedagogy chair, the Kursk State Medical University (3, Karl Marks Str., Kursk, 305041, the Russian Federation). E-mail: ekonik77@yandex.ru

Evgeniya V. Kanishcheva - Senior teacher of the chair of pedagogy, the Kursk State Medical University (3, Karl Marks Str., Kursk, 305041, the Russian Federation). E-mail: ekonik77@yandex. ru

Vital difficulties of teachers of the higher school: behavioral reflections

In the article the authors analyzes the main theoretical and methodological approaches to the characterization of life difficulties. The features of difficulties encountered in the course of pedagogical actimty are also considered in detail. Some characterological fea-

tures of pedagogical actimty in the higher education, due to its current state are reflected. The authors come to conclusion that an essential condition for the implementation of pedagogical practice is the ability of a higher school teacher to determine and build strategies for overcoming life difficulties. During the implementation of this process, the teacher should form new professional practices aimed at overcoming life difficulties. The effectiveness of the interaction of subjects in the course of the pedagogical process largely depends on the success of the implementation of these practices in situations of difficulty in vital activities. In the end, all of the above will affect the degree of efficiency of pedagogical interaction and, of course, the quality of training of future specialists. The article presents the results of sociological study of certain aspects of life difficulties of the high school teachers. Among them, such as: experiencing financial difficulties, attitude to their own health, assessment of problems associated with negative life conditions, professional tensions, the need to combine scientific and educational actimties, and others. The paper also presents data on the most desirable from the point of view of teachers of higher school methods of interaction in the course of overcoming difficulties. This article is of interest to teachers and other professionals working in the field of education on the territory of the Russian Federation in general and the Far-Eastern federal district in particular, sional status, and to a lesser extent -services for the Fatherland, the fight against crime, for justice, high quality legal education. The author concludes that the expectations of learning are institutional in nature, since they are repetitive, standardized, associated not so much with training in a departmental educational organization, but with the institution of service in the internal affairs bodies as a whole. The revealed variances in the public opinion of various categories of respondents, as well as the results of focus-group interviews, made it possible to formulate a number of proposals aimed at improving the professional orientation work in educational organizations.

Keywords: difficulty, life difficulties, pedagogical actimty.

References:

1. Vasilyuk F. M. Psihologiya perezhi-vaniya (analiz preodoleniya kriticheskih situacij) [Psychology of experiencing (analysis of overcoming critical situations)]. M. : Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1984, p. 62.

2. Ganzhin V. G. Nravstvennaya zhizn' kak process. Problema poznaniya i uprav-leniya [Moral life as a process. The problem of knowledge and management] // Nravstvennaya zhizn' cheloveka: iskaniya, postupki [The moral life of man: the quest, the deeds] / Red. kol: A. I. Titorenko (otv. red.) i dr. M: My si', 1982, p. 209.

3. Kameneva T. N., Kunilova K. D. Uchebnyj process kak mekhanizm adaptacii inostrannyh studentov k uslomyam rossi-jskogo obshchestva [The educational process as a mechanism for the adaptation of foreign students to the conditions of Russian society] // Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii [Power and administration in East of Russia]. 2018, no. 2 (83), p. 59-63. DOI 10.22394/1818-4049-2018-83-2-59-63

4. Kameneva T. N. Sem'ya v obsh-chestve riska: sociologicheskij analiz [Fam-

ily in a risk society: a sociological analysis.]. Kursk : KGU, 2018, p. 424.

5. Malyshko S. V. Pedagogicheskie trudnosti sovremennogo uchitelya i strate-gii ih preodoleniya [Pedagogical difficulties of the modern teacher and strategies to overcome them] // Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta [Вестник Ставропольского государственного университета], 2008, по. 6. pp. 175-180.

6. Marcinkovskaya Т. D. Tyazhelye perezhivaniya kak odna iz form psiholog-icheskogo krizisa [Severe experiences as a form of psychological crisis] // Antologiya tyazhelyh perezhivanij: social'no-psiholog-icheskaya pomoshch': Sbornik statej / Pod red. O. V.Krasnovoj. M. : MPGU ; Obninsk: «Printer», 2002, p. 17.

7. Milts A. A. Garmoniya i disgarmoni-ya lichnosti [Harmony and disharmony of personality]. M. : Izd-vo politicheskoj litera-tury, 1990, p. 6.

8. Pedagogika: Bol'shaya sovremenna-ya ehnciklopediya [Pedagogy. Great modern encyclopedia] / Sost. E. S. Rapacevich. Mn. : «Sovrem. Slovo», 2005, p. 428.

9. Ross L., Nisbett R. CHelovek i situ-aciya. Uroki social'noj psihologii [Man and

situation. The lessons of social psychology] / Perevod s angl. V. V. Rumynskogo. M. : Aspekt - press, 1999, p. 160.

10. Solov'yova G. G. O roli somneniya v poznanii [On the role of doubt in knowledge]. Alma-Ata, «Nauka», KazSSR, 1976, p. 102.

11. Stepashov N. S., Berdnikova T. V., Kameneva T. N., Kuz'min V. P. Social'naya stratifikaciya zhiznennyh zatrudnenij: eh-mpiricheskij analiz differenciacii prestizha i neravenstva uyazvimyh sloyov nasele-niya [Social stratification of life difficulties:

an empirical analysis of the differentiation of prestige and inequality of vulnerable segments of the population]: monografiya. Kursk : KGMU, 2008, p. 166.

12. Tard T. Social'naya logika [Social logic]. SPB. : Social'no-psihologicheskij centr, 1996, p. 163.

13. Leskova I. V. The conceptual basis for exploration of opportunities for self-organization of integration processes across the Eurasian region // Social'nayapolitika i so-ciologiya, 2012, no. 12 (90), pp. 46-54.

Reference to the article -

Leskova I. V., Stepashov N. S., Kanishcheva E. V. Vital difficulties of teachers of the higher school: behavioral reflections / / Power and Administration in the East of Russia. 2018. No. 3 (84). Pp. 106-112. DPI 10.22394/1818-4049-2018-84-3-106-112_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.