Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук Чертовикова Анастасия Сергеевна
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования
«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)
ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ ОСУЖДЕННЫХ, ВПЕРВЫЕ ОТБЫВАЮЩИХ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ
Аннотация. Статья посвящена изучению жизненных планов осужденных. В статье рассмотрены подходы к изучению жизненных планов в психологии. В статье представлены компоненты, типы жизненных планов. В статье раскрыто определение понятия жизненных планов. Автором обозначена актуальность изучения жизненных планов для пенитенциарной практики. В статье раскрыто определение понятия жизненных планов осужденных. Обозначена цель эмпирического исследования. В статье представлены психодиагностические методики эмпирического исследования. Дано описание выборки эмпирического исследования. В статье представлены результаты исследования смысложизненных ориентаций у осужденных. Выявлен уровень сформированности образа возможного будущего у осужденных. Представлены результаты исследования содержания жизненных планов осужденных. Осуществлен сравнительный анализ жизненных планов осужденных, впервые и неоднократно отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы. В статье обозначены отличительные особенности в жизненных планах осужденных, впервые и неоднократно отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы. В статье обозначена актуальность изучения содержания жизненных планов для сотрудников исправительных учреждений.
Ключевые слова: жизненные планы; осужденные, впервые отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы; осужденные, неоднократно отбывающие уголовное наказание; смысложизненные ориентации; образ возможного будущего.
Annotation. The article is devoted to the study of life plans of inmates. Approaches to the study of life plans in psychology are considered in the article. The article presents components, types of life plans. The article reveals the definition of the concept of life plans. The author outlines the relevance of the study of life plans for penitentiary practice. The article reveals the definition of the concept of life plans of the convicts. The purpose of empirical research is outlined. Psychodiagnostic methods of empirical research are presented in the article. The description of an empirical research sample is given. The article presents the results of the study of sense-life orientations of the convicts. The level of formation of an image of possible future among inmates is revealed. The results of life plans research of convicts are presented. The comparative analysis of life plans of condemned, first and repeatedly serving criminal punishments in the form of imprisonment has been carried out. The distinctive features in life plans of condemned, first and repeatedly serving criminal punishments in the form of imprisonment are designated in the article. The article indicates the relevance of studying the content of life plans for the employees of correctional institutions.
Key words: life plans; convicts serving their first imprisonment sentence; convicts repeatedly serving a criminal sentence; life-oriented attitudes; an image of a possible future.
Введение. На сегодняшний день важнейшими задачами сотрудников уголовно-исполнительной системы являются предотвращение рецидива преступлений, совершенных лицами, впервые отбывающими наказание в виде лишения свободы, и успешная социальная адаптация осужденных после освобождения путем повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы. Для достижения вышеизложенных задач представляется важным изучение и знание жизненных планов впервые осужденных к лишению свободы.
Жизненные планы в общем виде понимаются как активность личности, направленная к будущим событиям, которые уже в настоящем определяют поведение и деятельность человека, обуславливают изменение и развитие его отношений с окружающей действительностью, в чем человек и проявляет себя как субъект своего жизненного пути [4, С. 45].
В отечественной психологической науке изучению жизненных планов посвящены исследования А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, А.М. Волкова, А.Ю. Фридмана, Л.Н. Когана, Е.А. Молотковой и др. В пенитенциарной психологии жизненные планы осужденных нашли свое отражение в работах, раскрывающих их психологические особенности у лиц молодежного возраста (А.В. Наприс), в связи с изучением направленности личности осужденных (В.Г. Деев, В.Ф. Пирожков), постановкой долговременных целей (Н.А. Деева, Л.Ф. Козлова), волевой активности (А.И. Ушатиков), установок (Т.В. Калашникова), ценностных ориентаций (Н.А. Донцов, А.С. Михлин, Г.Ф. Хохряков, В.А. Ласточкин и др.), возможности их коррекции у осужденных (М.Г. Дебольский, А.С. Новоселова). Малоизученными остаются вопросы, связанные с подбором психодиагностического инструментария для изучения жизненных планов, выявлением их особенностей у разных категорий осужденных, влиянием жизненных планов на поведение осужденных во время отбывания наказания и после освобождения и др.
Изложение основного материала статьи. План как многоуровневое образование. локализуется в структуре базовой системы психики и состоит из трех уровней - сенсорного, перцептивного и речемыслительного. При этом план, стратегия и тактика образуют операциональный компонент регулятивной подсистемы психики. Дж. Миллер рассматривает жизненный план как иерархически построенный процесс в организме, способный контролировать порядок, в котором должна совершаться какая-либо последовательность операций [5, С. 115].
Согласно Е.А. Молотковой жизненный план представляет собой совокупность решений личности об организации своей жизнедеятельности в определенных сферах. В структуру жизненного плана личности входят: объект плана - это цели и средства действия; мотивационно-организационная составляющая - стремление осуществить цели и средства, стремление использовать различные мобилизационные приемы, представления о сроках; эмоционально-оценочные составляющие -субъективная оценка значимости собственных индивидуально-психологических особенностей в качестве средств осуществления плана, субъективная оценка значимости объекта плана, субъективная уверенность в плане, эмоциональные переживания в связи с планируемым будущим; представления о субъекте осуществления плана [6, С. 54].
На основе анализа эмпирических данных отечественных и зарубежных исследователей И.Н. Астафьева выделяет содержательный подход к типам жизненного плана [2, С. 74]. В качестве критерия выделения типов жизненных планов автор считает целесообразным использовать преобладающие сферы жизни личности, представленной в целях жизненных планов. Так стоит выделять жизненные планы с преобладанием в них целей, связанных с реализацией личностью собственных желаний и стремлений, целей, связанных с семейной сферой либо профессионально-карьерных целей.
Е.И. Головаха придерживается событийного подхода и за основу построения жизненных планов берет выдвигаемые личностью цели, выстроенные планы и ценностные ориентации, программируемые и ожидаемые события [3, С. 270]. Так жизненный план можно считать непрерывным процессом целеполагания, выдвижения новых этапных целей и средств их реализации. Жизненные планы могут содержать момент неопределенности, долю фантазии и мечты, так как связаны с
изменениями в настоящем, и человек смотрит на себя после решения определенных задач, представляя себя изменившимся в будущем.
К.А. Абульханова-Славская раскрывает индивидуальные особенности жизненных планов человека. Большое внимание в ее концепции уделяется вопросу об активности человека при построении жизненных планов. Выделяется четыре основных типа активности: с опорой на социально-психологические тенденции, то есть окружающих людей, использование социальных ситуаций; на внутренние возможности, расчет на свои силы в жизни; оптимальное соединение внешних обстоятельств и внутренних тенденций; и, наконец, постоянное решение противоречий между ними. Именно активность человека, по мнению исследователя, лежит в основе жизненных планов и определяет различия в жизненном пути разных индивидов, так как позволяет выявить способность к решению жизненных противоречий и сопоставить особенности и способ жизненного движения личности [1, С. 53].
Стоит отметить, что жизненные планы личности определяются жизненной зрелостью либо незрелостью. Зрелая личность изначально формирует в себе установку на трудности, готовность к их преодолению, а не только установку на успех и поддержку. При построении планов опирается в основном на реалистичность достижения поставленных целей.
Так, под жизненными планами можно понимать определяемую личностью совокупность целей, их последовательность и способы реализации на жизненном пути. Личностные жизненные планы имеют сложную структуру, представленную различными уровнями развития, обусловливающими особенности их функционирования и реализации.
Знание жизненных смыслов, целей и планируемой перспективы осужденного позволяет прогнозировать его поведение в различных ситуациях в исправительном учреждении, а также после освобождения из мест лишения свободы для прогноза поведения и рецидива.
Исследование и коррекция личностных жизненных планов впервые осужденных является важной частью работы по повышению их социальной адаптации и профилактики повторных правонарушений. Под жизненными планами осужденных следует понимать личностную мотивационную характеристику осужденного, которая объединяет в себе преобладающие жизненные ценности, стереотипы поведения, мотивационные перспективы, направленность, а также характеризует степень осознанности жизни и предопределяет в итоге его долговременную активность. Личностные жизненные планы - это высший уровень направленности личности, последовательная совокупность включенных в жизненную перспективу целей, которые обусловливают пролонгированный, длительно сохраняющийся во времени характер мотивации поведения осужденных.
Целью эмпирического исследования стало изучение жизненных планов осужденных, впервые отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы. В качестве психодиагностических методов исследования были использованы такие методики, как тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, методика изучения образа возможного будущего В.Н. Петровой.
Совместно с Дворецкой Ю.П. было проведено исследование на базе ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Челябинской области. Выборку эмпирического исследования составили 60 осужденных мужского пола, разделенные на 2 группы по 30 человек, различающихся по количеству судимостей: в экспериментальную группу (далее - ЭГ) вошли осужденные, впервые отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы из отряда хозяйственного обслуживания. В контрольную группу (далее - КГ) - лица, неоднократно отбывающие наказание в виде лишения свободы. Для выявления статистически значимых различий между экспериментальной и контрольной группами использовались методы математической статистики - критерий Фишера (ф*-критерий) и и-критерий Манна-Уитни.
Рассмотрим полученные результаты. В результате сравнительного анализа между экспериментальной и контрольной группами (см. таблицу 1) можно сделать вывод, что показатели по шкале «Локус контроль - жизнь, или управляемость жизни» выше у впервые отбывающих наказание осужденных, т.е. они в большей степени могут управлять событиями своей жизни и считают свои действия важным фактором собственной деятельности. Это может быть связано с тем, что впервые осужденные к лишению свободы в большей степени готовы вернуться в общество и вести правопослушный образ жизни, тогда как неоднократно осужденные склонны воспринимают сам процесс жизни как скучный, эмоционально бедный и бессмысленный. А также могут иметь установку на возвращение в места лишения свободы после освобождения и асоциальный образ жизни.
Таблица 1
Сравнительный анализ смысложизненных ориентаций у впервые и неоднократно отбывающих наказание
осужденных
№ п/п Шкалы опросника Среднее значение Уровень значимости различий
ЭГ КГ
1. Цели в жизни 33,07 32,87 -
2. Процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность 27,50 27,40 -
3. Результативность жизни, удовлетворенность самореализацией 22,40 22,20 -
4. Локус контроль - Я (Я - хозяин жизни) 21,63 23,00 -
5. Локус контроль жизнь, или управляемость жизни 27,43 24,87 0,01
По другим шкалам статистически значимых различий между впервые осужденными к лишению свободы и неоднократно осужденными выявлено не было. В целом, испытуемые из обеих групп чувствуют неудовлетворенность настоящим, они готовы строить жизненные планы, но в настоящем живут воспоминаниями о прошлом, идеализируют его (в большей степени рецидивисты). У впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы осужденных есть цели в жизни, придающие ей осмысленность, направленность и перспективу. Неоднократно отбывающие наказание осужденные также строят планы, имеют цели в жизни, но может наблюдаться наличие целей и планов, не имеющих реальной опоры в настоящем и не подкрепляющихся личной ответственностью за их реализацию.
Сравнительный анализ показателей, полученных по методике изучения образа возможного будущего В.Н. Петровой представлен в таблице 2.
Таблица 2
Сравнение показателей по методике изучения образа возможного будущего у осужденных из экспериментальной
и контрольной группы
Шкалы Категории ответов ЭГ КГ Уровень значимости различий
Смысловая жизненная перспектива Положительные 96,7 66,7 0,01
Отрицательные 3,3 20 0,01
Нейтральные - 13,3 -
Уровень самосознания Положительные 83,3 80 -
Отрицательные 16,7 6,7 0,05
Нейтральные - 13,3 -
Социальная зрелость (отношение к нации) Положительные 80 70 0,05
Отрицательные 10 30 0,01
Нейтральные 10 - -
Социальная зрелость (отношение к окружению) Положительные 80 70 0,05
Отрицательные 6,7 16,7 0,05
Нейтральные 13,3 13,3 -
Готовность к профессиональному самоопределению Положительные 66,6 56,7 0,05
Отрицательные 16,7 13,3 -
Нейтральные 16,7 30 0,05
По шкале «Смысловая жизненная перспектива» имеются значимые различия между контрольной и экспериментальной группой по всем категориям ответов. Можно предположить, что впервые осужденные стремятся после освобождения наладить свою жизнь, встать на путь исправления, они еще не потеряли надежды на лучшее будущее и верят в возможности самореализации на свободе. Неоднократно отбывающие наказание осужденные более негативно настроены по отношению к своему будущему, к построению планов и постановке целей. Это может быть связано с тем, что они чувствуют на себе «клеймо» осужденного, видят трудности с трудоустройством и нормальной жизнью в обществе.
По шкале «Уровень самосознания» в экспериментальной группе испытуемые не дают нейтральных ответов, тогда как в контрольной группе 13,3 % отвечают нейтрально. Такие результаты можно объяснить тем, что неоднократно осужденные в связи с наличием опыта пребывания в местах лишения свободы и изоляцией от общества могут задумываться о своем месте в обществе, не осознавать себя в качестве субъекта деятельности.
По шкале «Социальная зрелость (отношение к нации)» также наблюдаются значимые различия в отрицательных ответах. Социальная зрелость - это важный параметр, определяющий жизнедеятельность индивида в обществе, его взаимодействие с окружающими, убеждения и мировоззрение. К данной категории можно отнести осознание запрещенных и разрешенных действий, а также ответственности, которая может наступить при выходе за пределы определенных государством и обществом рамок. Такие показатели могут быть обусловлены отрывом неоднократно осужденных от общества во время пребывания в местах лишения свободы, искажением их представлений о нормах и рамках современного общества.
Таким образом, у осужденных экспериментальной группы уровень сформированности образа возможного будущего выше.
Далее проанализируем содержание жизненных планов впервые и неоднократно осужденных к лишению свободы по методике «Образ возможного будущего» В.Н. Петровой, рассмотрев наиболее часто встречающиеся категории ответов осужденных на открытые вопросы.
На вопрос «Будущее кажется мне...» 30% осужденных экспериментальной группы дают ответы «хорошим, красивым, светлым» (КГ - 13,3%), «тяжелым, плохим, пустым» видят свое будущее 10 % (КГ - 26,7%), «неизвестным, туманным» 10 % осужденных (КГ - 13,3%).
На вопрос «Больше всего я хотел бы в жизни.» 16,7% осужденных экспериментальной группы отвечают «стать счастливым» (КГ - 13,3%), «не попадать в тюрьму / хотел бы на свободу» отмечают 26,7% из обеих групп, «здоровья близким» 13,3% (КГ - 10%), «семью и детей» хотели бы 16,7% (КГ - 13,3%), 3,3% впервые осужденных отмечают «исполнить все задуманное», «получить два высших образования» и «играть в хоккей». Распределение ответов по данному вопросу позволяет предположить, что более заинтересованы в социально-полезных связях и счастливой жизни впервые осужденные, их желания более реалистичны, нежели у неоднократно осужденных.
На вопрос «Надеюсь на.» 20% испытуемых экспериментальной группы надеются «на УДО, скорейшее освобождение» (КГ - 26,7%), 26,6% «на лучшее» (КГ - 13,3%), 10% «на счастливое будущее», 6,7% «на Бога» (КГ - 20%), 13,3% в большей степени надеются «на себя» (КГ - 10%), в равной степени испытуемые обеих групп надеются «на справедливость» (6,7%). 10% осужденных из контрольной группы надеются «на людей», 3,3% - «на худшее, лучшее само придет». Более позитивные ответы дают впервые осужденные, они в большей степени склонны надеяться на лучшее и на себя, они верят, что будущее в их руках. Неоднократно осужденные же надеются на Бога, потому что, возможно, потеряли веру в себя и в то, что будущее зависит от них.
Ответы на вопрос «Наступит тот день, когда я.» распределились следующим образом: 16,6% осужденных из экспериментальной группы отвечают «возьму свое, добьюсь своих целей», 46,7% «освобожусь» (КГ - 33,3), «встречусь с семьей» 10% (КГ - 6,7%). Это может свидетельствовать о том, что впервые осужденные более ориентированы на освобождение и у них есть представления о жизни на свободе, цели, и они могут строить жизненные планы для достижения поставленных целей. Осужденные из контрольной группы дают более негативные ответы, отмечая, что «умрут» (16,7%) тогда как в экспериментальной группе такой ответ характерен для 6,7% осужденных. «Напьюсь» отмечает 13,3% осужденных из контрольной группы (ЭГ - 3,3%).
На вопрос «Моим скрытым желанием в жизни.» по 6,7% осужденных из экспериментальной группы ответили «нет предела», «счастливая жизнь», «хорошая жена», по 3,3% из этой группы отметили «сделать из сына спортсмена», «чтобы все были спокойны», «справедливость», «пение». Указанные ответы могут свидетельствовать о положительном отношении к будущему и к построению планов на будущее. По 13,3% осужденных из обеих групп отмечают, что хотят устроиться на
работу, при этом 10% осужденных из экспериментальной группы хотят «купить квартиру и освободиться», тогда как осужденные контрольной группы отмечают желание «завести любовницу» и иные не совсем реалистичные желания. Осужденные впервые более реалистичны в желаниях, целях и планах, нежели неоднократно осужденные.
Выводы. Осужденные, впервые отбывающие наказание в виде лишения свободы в большей степени готовы вернуться в общество и вести правопослушный образ жизни, тогда как неоднократно осужденные склонны воспринимать сам процесс жизни как скучный, эмоционально бедный и бессмысленный, они более негативно настроены по отношению к своему будущему, к построению планов и постановке целей. У неоднократно осужденных в связи с имеющимся опытом пребывания в местах лишения свободы наблюдается низкий уровень сформированности образа возможного будущего, наличие неустойчивых и противоречивых жизненных и профессиональных ценностей, отсутствие четко поставленных жизненных целей, неадекватный уровень притязаний.
У впервые осужденных к лишению свободы был выявлен средний уровень сформированности образа возможного будущего. Это может говорить о наличии четко поставленных жизненных целей, но незнании этапов их достижения; устойчивых, но противоречивых жизненных и профессиональных ценностей; представлении о внешних и внутренних условиях достижения собственных целей, но незнании способов преодоления препятствий. У впервые осужденных к лишению свободы наблюдается положительное отношение к своему будущему, вместе с тем, они чувствуют неудовлетворенность настоящим, живут воспоминаниями о прошлом. Они готовы строить жизненные планы, но для них может быть характерна неуверенность в своих силах и возможности реализации планов в условиях исправительного учреждения и после освобождения. Осужденные впервые более социально зрелые и заинтересованные в социально-полезных связях и счастливой жизни в будущем. Впервые осужденные к лишению свободы ориентированы на досрочное освобождение, у них наблюдаются реалистичные представления о жизни после освобождения, они ставят цели, строят жизненные планы для достижения поставленных целей, не теряют надежды на лучшее будущее и верят в возможности самореализации на свободе.
Зная жизненные смыслы, цели и перспективы осужденных, сотрудники исправительных учреждений могут прогнозировать их психологическую готовность к освобождению и адаптацию в условиях свободы, а также целенаправленно оказывать осужденным психологическую помощь в критических ситуациях.
Литература:
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - Москва: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Астафьева, И.Н. Критерии типологий жизненных планов / И.Н. Астафьева // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2009. - Т. 7. - № 4. - С. 73-76.
3. Головаха, Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. -С. 262-276.
4. Деев, В.Г. Психология направленности личности осужденных молодежного возраста / В.Г. Деев. - Рязань: Науч.-исслед. и ред.-изд. отд., 1978. - 78 с.
5. Миллер, Дж. Программы и структура поведения / Дж. Миллер, Б. Галантер, К. Прибрам. - Москва: Центр НЛП-тренинга, 2000. - 228 с.
6. Молоткова, Е.А. Жизненные планы личности при смене профессии: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Молоткова Елена Алексеевна. - Ростов-на-Дону, 1997. - 250 с.
Психология
УДК 159.9.07
кандидат психологических наук, доцент Шипилина Вероника Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРА ПРОФЕССИЙ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ: ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННЫХ
ПЕРВОКУРСНИКОВ
Аннотация. Студенты первого курса только начинают свой путь профессионального развития. Безусловно, он определен современными социально-экономическими тенденциями. Погружение в профессию постепенно меняет профиль личности, соотнося его с требованиями деятельности. Эта профессиональная деятельность в свою очередь меняет окружающий мир. Статья посвящена исследованию представлений студентов о направлениях такого изменения мира профессий и личности профессионала, которые ожидают наше общество в недалеком будущем и к которым им самим нужно быть готовым. Методом исследования выступил анализ продуктов деятельности студентов. Материалом для анализа - разработанные студентами информационные профессиограммы для профессий, которые будут востребованы в будущем. На основе анализа полученных данных выявлены тенденции развития мира профессий в следующих аспектах: продукт профессиональной деятельности, специфика познавательной деятельности, особенности умений и опыта успешных представителей профессии, особенности исполнительно-двигательных проявлений и эмоционально-волевых процессов, особенности характера и направленности личности, особенности саморегуляции, возможности проявления креативности и противопоказания к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессия, мир профессий, профессиональная деятельность, личность профессионала, профессиограмма.
Annоtation. First-year students are just beginning their professional development path. Of course, it is determined by modern socio-economic trends. Immersion in the profession gradually changes the personality profile, correlating it with the requirements of the activity. This professional activity changes the world around us. The article is devoted to the study of students' ideas about the directions of such a change in the world of professions and the personality of a professional, which our society expects in the near future and for which they themselves need to be prepared. The research method was the analysis of the products of students' activities. The material for the analysis is information occupational charts developed by students for professions that will be in demand in the future. Based on the analysis of the obtained data, the trends in the development of the world of professions in the following aspects are revealed: the product of professional activity, the specifics of cognitive activity, the features of the skills and experience of successful representatives of the profession, the features of executive-motor manifestations and emotional-volitional processes, the features of the character and orientation of the personality, the features of self-regulation, the possibilities of creativity and contraindications to professional activity.
Key words: profession, world of professions, professional activity, professional personality, professionogram.