Научная статья на тему 'ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ'

ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ / СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СОБЫТИЙНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Камышникова Наталья Николаевна, Черноусова Ульяна Николаевна

Цель данного исследования: особенности жизненных перспектив старших школьников с естественнонаучной направленностью в обучении на примере воспитанников центра «Наследники Ползунова» г.Рубцовск). Теоретико-методологические основания: психология жизненного пути личности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, и др.); идеи о временной ориентации личности (Ф. Зимбардо); научные взгляды о жизненной перспективе, ее содержании и структуре (Ж. Нюттен). Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие воспитанники Центра «Наследники Ползунова» (в количестве 20 человек (15 юношей и 5 девушки) в возрасте от 16 до 18 лет) и ученики 10 класса МБОУ СОШ 10 ККЮС (в количестве 20 человек (12 юношей и 8 девушки) в возрасте от 16 до 18 лет). Показано, что событийность жизни у старших школьников, углубленно изучающие естественнонаучные предметы, более представлена, чем у контрольной группы. При этом и масштаб и глубина, и содержание целей тоже значительно отличается. У исследуемой группы это масштабные цели, созидательные и способствующие личностному развитию и самореализации. У группы контроля - цели более простые, связанные с получением удовольствий в дне сегодняшнем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Камышникова Наталья Николаевна, Черноусова Ульяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE PROSPECTS OF SENIOR SCHOOLCHILDREN WITH IN-DEPTH STUDY OF NATURAL SCIENCE SUBJECTS

The purpose of this study: features of the life prospects of senior schoolchildren with a natural science orientation in teaching on the example of pupils of the center "Heirs of Polzunov" (Rubtsovsk). Theoretical and methodological foundations: psychology of the life path of the individual (S.L. Rubinstein, B.G. Ananyev, etc.); ideas about the temporal orientation of the individual (F. Zimbardo); scientific views on the life perspective, its content and structure (Zh. Nutten). Empirical basis of the study: the study involved pupils of the Polzunov Heirs Center (in the number of 20 people (15 boys and 5 girls) aged 16 to 18 years) and students of the 10th grade of MBOU SOSH 10 KKUS (in the number of 20 people (12 boys and 8 girls) aged 16 to 18 years). It is shown that the eventfulness of life in senior schoolchildren who study natural science subjects in depth is more represented than in the control group. At the same time, the scale, depth, and content of the goals are also significantly different. In the study group

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

обусловленные содержательные черты личности, а также является продуктом воспитания. Таким образом, этнический компонент формирования личности имеет прямое отношение к развитию одарённости.

Литература:

1. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности / 2-е изд., расш. и перераб. / Богоявленская Д.Б. (ответственный редактор), Шадриков В.Д. (научный редактор), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич В.С. - М., 2003. - 85 с.

2. Кузьмина, Р.И. Проблемы психологии творчества / Р.И. Кузмина / Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 2. - С. 355-361

3. Лурье, С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов / С.В. Лурье. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2004. - 624 с.

4. Рудакова, О.А. Психологическое содержание профессиональной подготовки будущих менеджеров сферы образования / Рудакова О.А. / Педагогический вестник. - Научный журнал: - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2020. - Вып. 17. -С. 48-51

Психология

УДК 159.9

кандидат химических наук, старший научный сотрудник Камышникова Наталья Николаевна

Рубцовский индустриальный институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Рубцовск); педагог-психолог, аспирант Черноусова Ульяна Николаевна

Рубцовский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (г. Рубцовск)

ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Аннотация. Цель данного исследования: особенности жизненных перспектив старших школьников с естественнонаучной направленностью в обучении на примере воспитанников центра «Наследники Ползунова» г.Рубцовск). Теоретико-методологические основания: психология жизненного пути личности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, и др.); идеи о временной ориентации личности (Ф. Зимбардо); научные взгляды о жизненной перспективе, ее содержании и структуре (Ж. Нюттен). Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие воспитанники Центра «Наследники Ползунова» (в количестве 20 человек (15 юношей и 5 девушки) в возрасте от 16 до 18 лет) и ученики 10 класса МБОУ СОШ 10 ККЮС (в количестве 20 человек (12 юношей и 8 девушки) в возрасте от 16 до 18 лет). Показано, что событийность жизни у старших школьников, углубленно изучающие естественнонаучные предметы, более представлена, чем у контрольной группы. При этом и масштаб и глубина, и содержание целей тоже значительно отличается. У исследуемой группы это масштабные цели, созидательные и способствующие личностному развитию и самореализации. У группы контроля - цели более простые, связанные с получением удовольствий в дне сегодняшнем.

Ключевые слова: жизненные перспективы, старшие школьники, событийность, ценностные основания.

Annotation. The purpose of this study: features of the life prospects of senior schoolchildren with a natural science orientation in teaching on the example of pupils of the center "Heirs of Polzunov" (Rubtsovsk). Theoretical and methodological foundations: psychology of the life path of the individual (S.L. Rubinstein, B.G. Ananyev, etc.); ideas about the temporal orientation of the individual (F. Zimbardo); scientific views on the life perspective, its content and structure (Zh. Nutten). Empirical basis of the study: the study involved pupils of the Polzunov Heirs Center (in the number of 20 people (15 boys and 5 girls) aged 16 to 18 years) and students of the 10th grade of MBOU SOSH 10 KKUS (in the number of 20 people (12 boys and 8 girls) aged 16 to 18 years). It is shown that the eventfulness of life in senior schoolchildren who study natural science subjects in depth is more represented than in the control group. At the same time, the scale, depth, and content of the goals are also significantly different. In the study group

Keywords: life prospects, high school students, eventfulness, value grounds.

Введение. В отечественной и зарубежной психологии исследования, направленные на изучение жизненного пути, ведутся давно, но не теряют актуальности. Большой вклад в исследование данной научной области внесли как К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, К. Левин, Ж. Нюттен, В.Ф. Серенкова, Г.С. Шляхтин, Л. Франкл и другие ученые [1].

Исследование жизненных перспектив личности дает возможность взглянуть на то, как отдельный человек представляет свое будущее, как оно связано с прошлым и настоящим, как регулирует его поведение [1].

В настоящее время на данном этапе развития современного российского общества на одно из первых мест выходит формирование деятельного начала в личности. Конкурентная молодежь, умеющая планировать и организовать свою деятельность, перестроить ее вовремя и в том направлении, которое на данный момент является наиболее правильным и необходимым [3].

В связи с этим, особое значение приобретает изучение жизненной перспективы в юношеском возрасте. Глубина, структурированность, дальность планирования и насыщенность смыслом представлений о будущем будут определять активность личности в настоящем, поскольку важной социальной потребностью юношеского возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении.

Таким образом, возникновение жизненного плана в юношеском возрасте становится средством саморегуляции, способствует формированию способности к активному поведению, формированию фундамента развития успешной личности [2].

Изложение основного материала статьи. Для изучения жизненной перспективы школьников с углубленным изучением естественнонаучных предметов (Центра «Наследники Ползунова») и группы контроля - учащихся 10 класса МБОУ СОШ 10 ККЮС г.Рубцовска первоначально было проведено исследование их временной ориентации по методике Ф. Зимбардо.

Вследствие, проведенного исследования было выявлено различие по временной ориентации школьников центра «Наследники Ползунова» (углубленно изучающие естественнонаучные предметы) и школьников 10 класса МБОУ СОШ 10 ККЮС (г. Рубцовск).

Первые больше ориентированы на фактор «Будущее» (60%). Вторые - на фактор «Гедонистическое настоящее» (70%) Достоверные отличия (по ^критерию Стьюдента для независимых выборок) обнаружены только по признаку «Гедонистическое настоящее» (р = 0,004).

То есть, достоверно мы можем говорить только о том, что принципиальное отличие между группами существует по отношению к получению удовольствия в настоящем. Остальные отличия, не смотря, например, на большую разницу по абсолютным показателям для фактора «будущее», не являются достоверными. Ориентация школьников на будущее предполагает, что их поведение в большей степени определяется стремлениями к целям будущего. У девушек в среднем оценки по шкале выше (4-4,6 баллов), чем у парней (2,8-3,7 баллов). Школьники, ориентированные на будущее, достаточно организованны, амбициозны, стремятся к достижению поставленных целей. Они готовы пожертвовать наслаждением в настоящем ради достижения своих целей. Ориентация школьников МБОУ СОШ 10 ККЮС на гедонистическое настоящее, говорит о том, что они живут ради сегодняшнего удовольствия, они мало задумываются о целях завтрашнего дня.

Теперь стоит обратиться к такой характеристике жизненной перспективы как глубина планирования событий, которая свидетельствует о том, насколько далеко человек способен заглядывать в будущее. Глубина жизненной перспективы определялась с помощью «Метода мотивационной индукции» (Ж. Нюттена).

На основе полученных результатов можно отметить, что 93% ответов школьников Центра «Наследники Ползунова», углубленно изучающих естественнонаучные предметы, имеют глубину в оценивании перспектив реального времени на 1 год и более, против 69% ответов школьников МБОУ СОШ 10 ККЮС. При этом социальное время школьников Центра «Наследники Ползунова» - «вся жизнь» (62% ответов) и «время учебы» (32% ответов). Школьники МБОУ СОШ 10 ККЮС, наоборот, в разрезе социального времени максимальный процент отдают периоду обучения (70% ответов) и только 24% ответов в категории «вся жизнь». Что же касается анализа содержания временной перспективы, то школьники центра «Наследники Ползунова» выделяют на первом и втором местах «созидательную активность» (28% ответов) и «образование» (21% ответов). Школьники МБОУ СОШ 10 ККЮС на первое место ставят «удовольствие» (31% ответов) и на второе -«образование» (26% ответов).

Также представляют интерес данные полученные по методике «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных сферах деятельности».

Для данной возрастной группы характерно мечтание, планирование своей будущей жизни, представление картинок будущего. Поэтому очень важно понимать, о чем мечтают юноши и девушки. И что, из желаемого, является, по их мнению, достаточно легко достижимым.

Следующим этапом был анализ содержания временной перспективы. Что хорошо коррелирует с результатами методики Зимбардо. Стоить отметить, что на второе место обе группы ставят образование (20-25% ответов). Но на первом месте у исследуемой группы - созидательная активность (27% ответов), а у контрольной группы - отдых (32% ответов). Также, важным для обеих групп является самореализация (16% ответов у исследуемой группы и 7% у группы контроля).

Таким образом, на основе представленных на рисунке данных можно сделать следующие выводы: для школьников центра «Наследники Ползунова» наибольшую ценность представляют понятия «здоровье» (8,2 балла), «интересная работа» (5,2 балла), «материально обеспеченная жизнь» (4,6 балла). Для школьников МБОУ СОШ 10 ККЮС ценными являются «здоровье» (6,8 балла), «любовь» (4,6 балла), «активная жизнь» (3,8 балла). Можно заметить, что все школьники на первое место ставят ценность здоровья. На втором же месте представления о ценностях расходятся. Школьники центра «Наследники Ползунова» в приоритет ставят наличие интересной работы и материальную стабильность, что хорошо коррелирует с результатами предыдущих исследований, где первые места занимает созидательная деятельность, образование и самореализация, при глубине временной перспективы «вся жизнь». Школьники МБОУ СОШ 10 ККЮС на второе и третье место ставят любовь и активную жизнь, что хорошо согласуется с приоритетом понятия «отдых», при глубине временной перспективы - «время обучения». Оценка достоверности по ^критерию Стьюдента показывает достоверные различия между группами обучающихся по 9 из 12 критериев. Нет достоверного отличия по критериям «Друзья», «Уверенность в себе» и «Свобода», что вероятно объясняется возрастными особенностями.

Анализ по критерию большей доступности позволяет сделать следующие выводы: школьники центра «Наследники Ползунова» более доступными считают категории «активная жизнь» (6,8 баллов), «красота природа» (5,6 баллов), «интересная работа» (4,8 балла). Если сравнивать в данной группе ценность и доступность, то более доступным из ценных понятий является «интересная работа». Для группы школьников МБОУ СОШ 10 ККЮС понятия ценности и доступности хорошо соотносятся. То есть для данной группы испытуемых ценные понятия представляются и самыми доступными. Анализ достоверности по ^критерию Стьюдента для независимых выборок позволяет говорить, что по фактору доступности не различий между группами по критериям «Активная жизнь», «Друзья», «Уверенность в себе», «Познание», «Свобода», «Творчество».

Для более глубокого и осмысленного понимания системы ценностей школьников важно обратится к анализу уровня рассогласования «ценности» и «доступности». У школьников обоих групп наблюдается низкий уровень рассогласования индекса «ценность - доступность». Полученные данные могут говорить об адекватности представлений школьников о своих ценностях и возможностях. Но, для воспитанников центра «Наследники Ползунова» нет достоверного различия между ценностью и доступностью по категориям «Любовь» (р=0,276), «Друзья» (р=0,385), «Уверенность в себе» (0,124), «Интересная работа» (р=0,592). При этом, интересная работа имеет максимальный средний балл по ценности после здоровья, но здоровье не входит в число доступных категорий. Для школьников МБОУ СОШ 10 ККЮС нет достоверных различий по ^критерию Стьюдента между ценностью и доступностью по категориям «Здоровье» (р=0,545), «Друзья» (р=0,059), «Уверенность в себе» (р=0,349), «Познание» (р=0,719), «Свобода» (р=0,482), «Счастливая семейная жизни» (р=0,074), «Творчество» (р=0,482). Максимальные баллы по ценности имеют категории «Здоровье» (6,8 баллов), «Любовь» (4,6 баллов), «Активная жизнь» (3,8 балла). Таким образом, для школьников МБОУ СОШ 10 ККЮС категория «Здоровье» является самой ценной и доступной одновременно.

Следующим этапом нашей работы, было проведение сравнительного анализа по шкалам теста Вассермана «Семантический дифференциал времени», с использованием ^критерия Стьюдента для независимых выборок. Оценивая полученные результаты по фактору «Будущее», отметим, что статистически достоверные различия получены по шкалам: «Активность времени», «Эмоциональная окраска времени», «Величина времени». По шкале «Структура времени» и «Ощущаемость времени» достоверных различий не установлено. Таким образом, для воспитанников центра «Наследники Ползунова» характерно следующее: существенно повышенный уровень по шкалам «Активности времени», «Эмоциональная окраска времени», «Величина времени» по сравнению с учащимися МБОУ СОШ 10 ККЮС. Психическое напряжение, характерное для учащихся, может проявляться субъективно ощущаемым высоким темпом протекания мыслительных процессов, чувством того, что жизнь переполнена событиями, впечатлениями, потребность в новизне.

Далее, с целью изучения целевого планирования жизненной перспективы старшеклассников, мы использовали методику «Персоплан». Испытуемым предлагали следующие вопросы:

1) «Подумайте о Ваших целях в жизни и для начала укажите одну, самую важную для Вас».

2) «Что нужно для достижения этой цели?».

3) «Что вам даст достижение данной цели?».

4) «Какие еще цели Вы должны достичь?».

Цели, названные старшеклассниками, были распределены с учетом их соотнесения с ближней, средней и дальней временной перспективой.

Таким образом, можно отметить, что воспитанники центра «Наследники Ползунова» основные планы связывают с долгосрочным планированием (67% всех ответов) и среднесрочным (33 ответов). Учащиеся МБОУ СОШ 10 ККЮС основные планы имеют в перспективе среднесрочного планирования (50% ответов), 25% - краткосрочные цели и 25% -долгосрочные цели.

Для наибольшей информативности, мы составили список тех целей, которые наиболее ярко отличают группы друг от друга.

Цели воспитанников центра «Наследники Ползунова»:

1. Стать призером всероссийской олимпиады школьников по химии.

2. Жить в гармонии с собой и с окружающим миром.

3. Увековечить свое имя в истории за счет научной деятельности.

4. Получить ученую степень. Развивать науку в России.

5. Стать хорошим специалистом-стоматологом.

6. Стать достойным семьянином, получить работу.

7. Написать книгу. Стать деятелем искусства.

Цели школьников 10 класса МБОУ СОШ ККЮС 10:

1. Сдать ЕГЭ (40% всех ответов).

2. Сдать на права, купить машину.

3. Отдохнуть летом.

4. Продержаться до каникул.

5. Стать рок звездой.

6. Купить компьютер.

7. Застать идеальный грозовой сезон.

8. Придти домой после школы, и пойти гулять.

9. Купить шаурму или денер.

Таким образом, изучение целевого планирования жизненной перспективы старшеклассников показало: воспитанники центра «Наследники Ползунова», выдвигают гораздо чаще долгосрочные цели, нежели учащиеся МБОУ СОШ 10 ККЮС.

Выводы. На основе полученных результатов исследования можно сделать следующие выводы:

1. Жизненная перспектива личности трактуется психологической наукой как целостная картина будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни. В юношеском возрасте ценностно-смысловые основания жизненного планирования и содержание жизненных перспектив имеют свои особенности.

2. Юноши и девушки, углубленно изучающие естественнонаучные предметы, ориентированы на планирование долгосрочных позитивных жизненных перспектив.

3. Событийность жизни у старших школьников, углубленно изучающие естественнонаучные предметы, более представлена, чем у контрольной группы. Количество целей у исследуемой группы не менее 3-5 (у группы контроля не более 1). При этом и масштаб, и содержание целей тоже значительно отличается. У исследуемой группы это масштабные цели, созидательные и способствующие личностному развитию и самореализации. У группы контроля - цели более простые, связанные с получением удовольствий в дне сегодняшнем.

4. Ценностные основания исследуемой группы и группы контроля тоже отличаются. На первом месте у обеих групп «здоровье». Но далее исследуемая группа ориентируется на «интересную работу», а группа контроля выбирает «любовь» и «активную жизнь». При этом, соотношение ценности и доступности выбираемых категорий для исследуемой группы хорошо коррелирует только по фактору «интересная работа», категория «здоровье» является труднодостижимой ценностью. Группа контроля же считает, что все желаемые ценности и легко для них достижимы.

5. Разработана программа психологического тренинга по самореализации и целевому проектированию «От мечты - к результату!».

Результаты данного исследования могут стать основанием для дальнейшей разработки программы психологической помощи для старших школьников, направленной на развитие навыков целеполагания и планирования своего будущего.

Подводя общий итог по всем результатам, которые хорошо согласуются между собой, можно отметить, что дети, углубленно изучающие естественнонаучные предметы, ориентированы на будущее (вся жизнь), ставят более высокие цели, они готовы отказаться от удовольствий дня сегодняшнего, ради успешной работы и самореализации в будущем. При этом, уровень тревожности таких юношей и девушек выше, чем у контрольной группы. Здоровье для них, являясь самой большой ценностью, является все же не такой доступной категорией. Поэтому для исследуемой группы рекомендованы тренинги по снижению уровня тревожности и разработана и апробирована программа психологического тренинга по самореализации и целевому проектированию «От мечты - к результату!».

Литература:

1. Личность: психологические проблемы субъектности: сборник научных статей под ред. Л.Д. Деминой, И.А. Ральниковой, Д.В. Труевцева. - Барнаул, Изд-во БГПУ, 2005. - 448 с.

2. Толстых, Н.Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход: автореферат дис. доктора психологических наук. 19.00.13. - Москва, 2010. - 54 с. - URL: vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/2010/.../TolstykhNN.doc.

3. Утяганова, З.З. Проектирование «образа будущего» как необходимое условие самореализации студента в вузе, 2009. - URL: www.ssc.smr.ru/media/joumals/izvestia/2009/2009_4_153_158.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.