А. А. Грачев
ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРИКЛАДНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ ЧЕЛОВЕКА
В статье рассматривается прикладной аспект психологических концепций человека. Обсуждается понятие жизненной ориентации как основного компонента операциональной модели человека. Обосновывается трехкомпонентная модель жизненных ориентаций, включающая в себя дефицитарную ориентацию, ориентацию на самореализацию и духовную ориентацию. Определяются основания для такой модели в общепсихологических и прикладных моделях человека.
A. Grachev VITAL ORIENTATIONS IN APPLIED PSYCHOLOGICAL CONCEPTS OF A PERSON
The applied aspect of psychological concepts ofaperson is considered in the article. The concept of a vital orientation as a basic component of the operational model of a person is discussed. The three-component model of vital orientations including a deficit orientation, orientation to selfrealisation and spiritual orientation is proved. The bases for this model in general psychological and applied models of a person are determined.
Анализ современного уровня развития прикладной психологии, с одной стороны, и с другой — потребностей преобразования социальной действительности (в частности, социальных организаций) показывает актуальность разработки операциональной модели человека, способной дать основания для психологического проектирования социальной организации.
В этой связи можно обратить внимание на позицию Б. Г. Ананьева, который связывал выдвижение проблемы человека в центр современной науки с принципиально новыми взаимоотношениями между
науками о природе и об обществе, так как именно в человеке объединены природа и история1. К этим словам обычно обращаются для обоснования комплексного подхода к человеку и признания ведущей роли психологии в этом подходе. Однако здесь заложен и иной смысл: человек — существо целостное, и отдельные научные знания о человеке (а так или иначе все знания имеют отношение к человеку) лишь условно абстрагируются от этой целостности. В том же случае, когда науки обращаются к целостному человеку (как в нашем случае — к человеку в организации), эти знания по
необходимости синтезируются в единое антропоцентрированное знание, обеспечивающее управление (не человеком, а для человека).
Для определения практико-ориентиро-ванной концепции человека имеет смысл обратиться прежде всего к концепциям человека в их прикладном аспекте и моделям человека, используемым в управлении. При этом целесообразно использовать для анализа те концепции, которые отвечают на вопрос об основных жизненных ориентациях человека, определяющих смысл его жизни.
Это понятие использовалось нами2 и используется в других психологических работах. Так, Е. Ю. Коржова понимает жизненные ориентации как общие субъект-объектные ориентации, которые человек проявляет относительно ситуации своей жизнедеятельности3.
В значительной мере для анализа проблемы жизненных ориентаций можно использовать результаты анализа общих теорий личности, который провела Е. Ю. Коржова. Она выделяет существенный для определения жизненных ориентаций человека критерий жизненной задачи личности4. Этот анализ показывает наличие следующих основных детерминант, определяющих жизненные ориентации человека: стремление к адаптации с внешней средой; стремление к удовлетворению дефицитар-ных потребностей, которое характеризуется стремлением к снятию напряжения; стремление к целостности своей личности; стремление удовлетворить потребность в самовыражении; стремление к самореализации, раскрытию своих возможностей; стремление к самосозиданию, самосовершенствованию; поиск смысла жизни в системе духовных ценностей; поиск смысла жизни в Боге.
В операциональном плане перечисленные жизненные ориентации можно свести к трем — дефицитарной (ориентации на удовольствие), на самореализацию и духовной. В этой связи будут рассмотре-
ны три концепции — З. Фрейда, Э. Фромма и В. Франкла, явно представляющие эти ориентации.
Модель человека в представлениях З. Фрейда
З. Фрейд считает, что «течение психических процессов... регулируется принципом удовольствия», в соответствии с которым поведение направлено на устранение неудовольствия или получение удовольствия5. При этом Фрейд имеет в виду отсроченное удовольствие, когда человек может ожидать удовольствия не «здесь и теперь», а только через некоторое время. Важно заметить, что на пути к удовольствию человек преодолевает препятствия (их Фрейд связывает с временным неудовольствием) и стремится пройти этот путь с наименьшими затратами. Поскольку конечной жизненной целью человека выступает стремление к удовольствию, с этим стремлением Фрейд связывает и эталонное состояние — состояние покоя при максимальном удовольствии.
Итак, с точки зрения Фрейда: а) основная жизненная ориентация человека — ориентация на удовольствие; б) в своем стремлении к удовольствию (или избеганию неудовольствия) человек преодолевает препятствия, связанные с временным неудовольствием; в) эталонное состояние, к которому стремится человек — состояние покоя (отсутствие затрат) при переживании удовольствия; г) отношение человека к действительности — функциональное (использование в своих интересах).
Модель человека в представлениях
Э. Фромма
Другую точку зрения на жизненные ориентации человека высказывает Э. Фромм, который считает основной ориентацией человека ориентацию на самореализацию6. Обсуждая переживание, характерное для самореализации, Фромм проводит дифференциацию двух переживаний — удовольствия и радости. С его точки зрения удовольствие не связано с усилиями, затрата-
ми; радость же, наоборот, предполагает состояние продуктивной активности в процессе самореализации — в процессе приближения к цели стать самим собой.
Существенное место занимает проблема самореализации и в работах В. Н. Панферова7, который считает, что сквозной проблемой жизни каждого человека является стремление быть самим собой. Это означает для человека признание собственной состоятельности и выполнение своих желаний в соответствии со своими возможностями. Поддержание баланса между желаниями и возможностями и определяется в психологии, с точки зрения автора, как проблема самореализации личностью своего психологического потенциала.
Понятие самоактуализации подробно обсуждается и в работах А. Маслоу, который считает идеальной самоактуализиру-ющуюся личность, ориентированную на непрерывную актуализацию своих потенций, способностей и талантов, на все более полное знание и принятие собственной сущности8.
Ориентация на самореализацию, пожалуй, является основой недирективной психотерапии К. Роджерса9, который описывает эту ориентацию как процессуальную: в постоянном движении, изменении человек как бы нащупывает себя, не стремясь к законченным результатам.
Итак, с точки зрения Э. Фромма (и в значительной степени К. Роджерса): а) основной человеческой ориентацией выступает ориентация на самореализацию — постоянную актуализацию своего потенциала, своих возможностей; б) ориентация на самореализацию проявляется в процессе актуализации потенциала и характеризуется состоянием продуктивной активности; в) эталонным состоянием в данном случае выступает переживание радости, захватывающее человека целиком и тем самым отличающееся от переживания удовольствия; г) основной способ взаимодействия с действительностью — диалогический.
Модель человека в представлениях В. Франкла
Третью позицию в определении основных жизненных ориентаций представляет В. Франкл. Он считает базовой ориентацией человека стремление к смыслу и противопоставляет ему стремление к наслаждению, удовольствию; при этом Франкл считает вторичным и стремление к самореали-
зации10.
Четкого и однозначного ответа на вопрос, что может выступать для человека целью, имеющей смысл, Франкл не дает. Однако он недвусмысленно указывает на духовные ценности, имеющие общечеловеческую значимость, которые выступают своеобразным эталоном, регулирующим поведение.
Такая точка зрения довольно давно заявляется в психологии — как в зарубежной, так и в отечественной. В этой связи характерны представления В. Н. Панферова о нравственной регуляции человеческого поведения. Он считает, что центром такой регуляции выступает совесть как основное образование души человека. Совесть формируется «через приятие высших ценностей человеческой жизни, связанных с духовным самосовершенствованием личности». Примечательно то, что, по словам автора, «в этом процессе душа выходит за пределы чисто материального существования телесной организации человека, даруя ему духовное бессмертие и внутреннюю свободу».
Именно в изучении духовности видит П. Н. Шихирев перспективы развития социальной психологии, который считает духовность и соответствующие ей трансцендентные переживания системообразующими факторами11. Кроме того, духовные ориентации человека явно представлены и в современных практико-ориентированных направлениях гуманистической психологии, в частности в работах Д. Бьюдженталя.
Итак, согласно представлениям В. Франкла: а) основной ориентацией человека выступает ориентация на поиск смыс-
ла своего существования в области духовных ценностей, б) побочными результатами этой ориентации являются ориентации на удовольствие и самореализацию, в) основной способ отношения к миру — трансцендентный, при котором человек как бы выходит за пределы своей личности и «входит» в другую, внеличностную систему координат.
Модели человека в теории и практике управления
Пожалуй, наиболее известными моделями человека, используемыми «управленцами», являются модели X и У Д. Макгре-гора12 и Ъ У. Оучи13.
Д. Макгрегор считает, что система управления в значительной степени зависит от образа подчиненного, которым пользуется руководитель в своей практике. Он приходит к выводу, что руководители в основном используют две модели подчиненных — X и У.
Согласно модели X, руководитель воспринимает подчиненного как человека, который изначально не хочет работать, избегает всяческих усилий. Такой подчиненный стремится избежать ответственности, лишен честолюбия и предпочитает, чтобы им руководили. Поэтому такого подчиненного необходимо принуждать (с помощью «кнута и пряника»), контролировать и направлять. Таким образом, основная ориентация человека, согласно модели X — ориентация на награды и наказания.
Для модели У характерен другой образ подчиненного. Прежде всего, это человек, который в работе стремится реализовать свой физический и духовный потенциал. В этом стремлении он самостоятелен, проявляет творчество; ему не очень-то нужен контроль, поскольку он сам себя контролирует. Поэтому основная задача руководителя, работающего с таким подчиненным, состоит не в принуждении его к работе, а в создании условий для реализации его способностей и склонностей. Итак, основной ориентацией, согласно модели У, выступает ориентация на самореализацию.
Специфика модели Ъ состоит в том, что «рядовой» член организации сам сознательно подчиняет свою жизнь интересам организации, которая, в свою очередь, работает во благо общества. В связи с этим руководитель уделяет большое внимание формированию положительного отношения к компании, преданности ей, ответственности и чувства долга, моральной устойчивости и др. (эти качества входят в кодексы поведения японских компаний).
Следует заметить, что модель Ъ как одну из моделей человека в организации определял не только Оучи, но и А. Мас-лоу. С его точки зрения, организация Ъ включает в себя работников, ориентированных на высшие человеческие ценности, преданность и самопожертвование. Их поведение детерминировано интеграцией внешней и внутренней мотивации. Основные ценности для такого работника — высшие, воплощающие в себе правду, красоту, совершенство, справедливость и т. п. В соответствии с этим доминирующие переживания для него — высшие переживания, плато-переживания. Такой работник предполагает и определенный стиль управления — трансперсональный, вставший выше оценок, вплоть до отказа от власти.
Поскольку эта модель Маслоу, в отличие от его концепции потребностей, не нашла своего развития ни в организационной психологии, ни в практике управления, можно ограничиться лишь ссылкой на ее сходство с моделью Оучи.
Итак, каждая из этих моделей представляет собой определенную жизненную ориентацию человека: модель X — дефицитар-ную, У — ориентацию на самореализацию, Ъ — духовную ориентацию.
Важно отметить то, что Макгрегор соотносил модель человека и соответствующую модель управления с организационной средой. С его точки зрения, значимыми будут такие характеристики среды, как способ определения производственного задания подчиненного со стороны руководителя, ресурсы, предоставленные подчи-
ненному для выполнения задания, способ контроля и оценки подчиненного со стороны руководителя, временные требования к выполнению задания, степень самостоятельности, предоставляемой руководителем подчиненному. В соответствии с этим реальный руководитель в представлении Макгрегора строит такую логическую цепочку: представления руководителя о подчиненном (модель человека) побуждают его определенным образом организовать рабочую среду, что определяет содержание управления.
Вызывают интерес выделенные Ф. Хер-цбергом концепции человека в промышленности, которые он располагает в хронологическом порядке14:
1. «Физический человек», для которого характерно в качестве доминирующего стремление к хорошим, стабильным рабочим условиям.
2. «Механистический человек». Его основное стремление — удовлетворение от своего эффективного использования другими.
3. «Экономический человек», главными для которого выступают экономические потребности.
4. «Социальный человек»: для него основным выступает стремление к принятию.
5. «Эмоциональный человек» — тот, кто ищет психотерапевтического окружения.
6. «Инструментальный человек». Это человек, главным для которого выступает разрешение проблем, радость достижения и творчества.
Очевидно сходство представлений Хер-цберга о человеке с концепциями, используемыми в гуманистической психологии; особенно близко оно к концепции Маслоу.
Модели человека в программе ВЭЛС (человеческие ценности и стили жизни)
Программа ВЭЛС, описанная в зарубежной и отечественной литературе15, финансировалась ведущими корпорациями США и была направлена на определение выраженности основных типов населения,
определяющихся по преобладанию жизненных ценностей. Эта информация использовалась американскими компаниями для определения маркетинговой политики. В этой типологии явно использовалась несколько модифицированная классификация потребностей А. Маслоу. Итак, основные типы человека, использующиеся в программе ВЭЛС:
1. «Движимые нуждой» побуждаются в основном добыванием средств для элементарного существования и обеспечением безопасности.
2. Для «побуждаемых извне» характерны ориентации на ценности референтных групп, принадлежность к этим группам, стремление быть первым в присвоении значимых для этих групп ценностей.
3. «Побуждаемые изнутри» детерминированы стремлением к самореализации, поисками себя, чувством общественного долга, стремлением к реализации в своей жизни духовных ценностей.
4. «Интегрированные» сумели синтезировать в своей жизни ценности, характерные как для второй, так и для третьей групп.
В этой типологии в полной мере представлены все три выделенные выше жизненные ориентации — дефицитарная, на самореализацию и духовная. При этом существенно то, что в ней в качестве эталона предполагается выраженность всех ориентаций в жизни человека. Другими словами, полнота человеческой жизни предполагает выраженность в ней удовольствий, самореализации и духовности.
Таким образом, прикладной аспект психологических концепций человека заключается в том, что ядром этих концепций выступают жизненные ориентации человека, которые могут быть сведены к трем — дефицитарной, ориентации на самореализацию и духовной. Человек ищет возможности для реализации всех трех ориентаций, и в этом ему может помочь практикоориентированный психолог, осуществляющий свою деятельность в области прикладной и практической психологии.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л.: ЛГУ, 1968.
2 Грачев А. А. Жизненные ориентации как детерминанты жизнедеятельности // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб., 1999.
3 Коржова Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека. — СПб.: Изд-во РХГУ, 2006.
4 Коржова Е. Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей. — СПб.: Институт практической психологии, 2004.
5 Фрейд З. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989.
6 Фромм Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1986.
7 Панферов В. Н. Психология человека. — СПб.: Изд-во Михайлова, 2001.
8 Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999; Маслоу А. Психология бытия. — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997.
9 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. — М.: Универс, 1994.
10 Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.
11 Шихирев П. Н. Современная социальная психология США. — М.: Наука, 1979.
12 McGregor D. The Human Side of Enterprise. — N.Y.: McGrow — Hill, 1960.
13 Оучи У. Г. Методы организации производства: японский и американский подходы. — М.: Экономика, 1984.
14 Herzberg F. Work and the Nature of Man. — London: Crosby Lockwood Staples, 1974.
15 Mobliey L, Mckeown K. Beyond IBM. — N. Y.: Mcgraw-Hill, 1989; Социальная психология. — М.: Per Se, 2002.