Научная статья на тему 'Жизненная установка на обладание и ее влияние на развитие фанатизма'

Жизненная установка на обладание и ее влияние на развитие фанатизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
250
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННАЯ УСТАНОВКА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЛАДАНИЕ / ЦЕННОСТЬ / ЭГОИЗМ / ДОМИНАНТА / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ФАНАТИЗМ / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / «HAVING» / EXISTENTIAL ORIENTATION / CONSUMER SOCIETY / VALUE / SELFISHNESS / RATIONALITY / FANATICISM / SELFASSERTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Токтоматов О. К.

Анализируется жизненная установка на обладание и ее роль в становлении фанатичной личности. Исследуется причина возникновения фанатизма на уровне личности и взаимосвязь жизненной установки на обладание с рациональным сознанием, в совокупности приводящим к возникновению и развитию фанатизма. Рассматривается потребительский тип мышления как условие для последующей ценностной деформации сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIAL ORIENTATION TO «HAVING» AND ITS INFLUENCE ON THE FORMATION OF FANATICISM

The article examines orientation to «having» and its role in the formation of a fanatical individual. The author investigates the cause of fanaticism at the level of individual as well as the relationship between orientation to «having» and rational consciousness, which, in author’s opinion, leads to the formation and development of fanaticism. The consumer mindset is looked on as basic prerequisite for deformation of the value consciousness.

Текст научной работы на тему «Жизненная установка на обладание и ее влияние на развитие фанатизма»

Философия. Культурология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2012, № 2 (26), с. 165-169 165

УДК 165.63:141.32

ЖИЗНЕННАЯ УСТАНОВКА НА ОБЛАДАНИЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ФАНАТИЗМА1

© 2012 г. О.К. Токтоматов

Байкальский государственный университет экономики и права, Иркутск

[email protected]

Поступила в редакцию 12.05.2012

Анализируется жизненная установка на обладание и ее роль в становлении фанатичной личности. Исследуется причина возникновения фанатизма на уровне личности и взаимосвязь жизненной установки на обладание с рациональным сознанием, в совокупности приводящим к возникновению и развитию фанатизма. Рассматривается потребительский тип мышления как условие для последующей ценностной деформации сознания.

Ключевые слова: жизненная установка, потребительское общество, обладание, ценность, эгоизм, доминанта, рациональность, фанатизм, самоутверждение.

Введение: влияние ценностей потребительского общества на сознание индивида

Общество с начала ХХ века пережила массу социальных потрясений и научных революций, что не могло не сказаться на изменении ценностей: старые менялись на новые, приобретение собственности и извлечение прибыли стали приоритетными направлениями в жизни людей. Современное российское общество вступило в стадию развития рыночных отношений, а эти отношения чаще всего сопряжены с извлечением прибыли и корыстными намерениями. В связи с этим произошли изменения в общественном сознании, а именно изменились ценности. Корыстные цели стали двигателем развития человеческих отношений. И в конечном счете рыночные отношения послужили причиной формирования потребительского общества, где индивид с ценностями потребителя стал относиться к другим людям как к товару, который можно купить или продать за выгодную цену. Можно сказать, что выражение «получить максимум удовольствия» является лозунгом общества потребителей. Общечеловеческие ценности отошли на второй план, поскольку такие черты характера, как честность и справедливость, не могут ужиться с корыстью. Люди, подобно вещам, становятся средством для удовлетворения потребностей общества. Нет сомнений в том, что потребительское общество, ориентировано на обладание.

Жизненная ориентация на обладание и ее влияние на сознание

Масса людей находится под влиянием ориентации на обладание, и поэтому последняя является более распространенной по сравнению с противоположной ей ориентацией на бытие, которая заключается в желании устанавливать и развивать отношения с Другим. Жизненную ориентацию можно иначе назвать экзистенциальной установкой. Анализ жизненных ориентиров -установки на обладание и установки на бытие -представлен в работе Э. Фромма «Иметь или быть». Э. Фромм утверждал, что «обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера» [1, с. 42]. Различием между двумя этими установками является то, что в случае обладания человек является носителем ценностей потребительского общества: строятся отношения «субъект - объект», индивид воспринимает лишь объекты, не уделяя должного внимания Другим как субъектам. Сознание такого человека воспринимает все поверхностно, тогда как при экзистенциальной установке на бытие индивид учитывает глубокие связи между отдельными вещами и явлениями, признает приоритетными общечеловеческие ценности и выстраивает отношения по принципу «субъект - субъект», развивая отношения с Другими.

Надо отметить, что нашей целью является выявление особенностей развития фанатизма,

поэтому мы рассмотрим установку на обладание и ее влияние на сознание человека, не затрагивая установку на бытие появлением в XX веке экзистенциальной и персоналистской школ философии дало новый импульс изучению человека. Постараемся рассмотреть через призму этих двух школ влияние жизненной установки на развитие фанатичного типа сознания.

Плюсы и минусы установки на обладание

С одной стороны, обладание можно считать вполне нормальным способом существования, поскольку для того, чтобы жить, мы должны обладать вещами. Так, Э. Фромм отмечал, что «альтернатива «иметь или быть» противоречит здравому смыслу» [1, с. 42], поскольку обладание вещами приносит человеку удовольствие. С этой точки зрения, существование человека без обладания вещами представляется невозможным. Вещи должны как минимум удовлетворять первичные потребности человека в еде и одежде, поскольку человек чувствует себя комфортно, распоряжаясь объектами своей собственности. Итак, у человека всегда будет потребность в вещах, они дают ему возможность существовать. Подтверждением сказанному также служат слова Э. Мунье: «Не стоит резко противопоставлять обладание и бытие как две экзистенциальные позиции, между которыми необходимо выбирать» [2, с. 58].

Обладание - это связь между индивидом и вещью, при котором окружающие объекты становятся неотъемлемыми частями Я, поэтому все, что принадлежит индивиду, характеризует его. Однако нельзя не отметить негативное последствие экзистенциальной установки на обладание: хотя с помощью установки на обладание уходит одиночество и пассивное существование [2, с. 58], платой за это является рабство у вещей.

Обладание идеей

Философ Г. Марсель, глубоко изучив экзистенциальные установки человека, пришел к выводу, что понятие «обладание» гораздо шире, чем можно представить на первый взгляд, и оно распространяется не только на окружающие вещи, но и на псевдособственность, которую составляют идеи и мнения [3, с. 145]. До этого мы рассматривали обладание вещами. Обладание идеей приносит более тонкое и сильное чувство удовлетворения, чем удовлетворение от облада-

ния просто объектом внешнего мира. Г. Марсель в работе «Быть и иметь» говорит, что «чем больше начинает человек рассуждать об идеях или убеждениях, как о чем-то ему принадлежащем, - и гордиться, может быть бессознательно, как гордятся конюшней или оранжереей, - тем больше эти идеи стремятся оказывать на него тираническое влияние; здесь-то и заложена основа фанатизма во всех его формах» [3, с. 145]. Из этого следует, что жизненная ориентация на обладание пагубна для человека, насколько бы естественной она ни была для социума. Сознание становится пленником идеи или убеждения, а рабское сознание отрицает свободу. Обладание идеей становится целью, вместо того чтобы быть средством возвышения человека. Идея перестает жить в человеке, как только появляется желание обладать ею.

Доминанта

В данном контексте достаточно интересной представляется работа А.А. Ухтомского, который называет жизненную ориентацию «доминантой». По его мнению, в зависимости от того, какая доминанта преобладает, можно прогнозировать поведение человека.

Так, например, когда доминантой является обладание, «человек может всю жизнь прожить, и так и не увидеть вокруг себя лиц человеческих, а видеть вокруг себя одни только вещи» [4, с. 317]. Сознание человека, ориентированного на обладание, меняет представление о другом, «овеществляя» его: человек не рассматривается более в качестве субъекта, но становится только объектом. Очевидно, что доминанта обладания упрощает восприятие окружающей действительности. В этом случае отпадает необходимость учитывать интересы другой личности: индивид перестает восприниматься как живая, изменяющаяся в каждый момент своей жизни личность, с которой нужно договариваться, тратя свое время.

А.А. Ухтомский отмечает немаловажный момент, когда описывает человека с доминантой обладания: «Он может быть культурным и очень образованным, но это лишь внешний лоск» [4, с. 318]. Обладание выступает своего рода маской, под которой скрывается слабый и трусливый человек, не желающий брать ответственность при столкновениями со сложностями человеческих отношений. Такая маска, представляющая собой совокупность ценностей человека-потребителя, искажает воспринимаемую действительность. Доминанта как «руководящий стержень» [4, с. 373] стоит между человеком и переживаемой реальностью, прелом-

ляя действительность. Иными словами, в таком случае существует иллюзорное восприятие окружающего мира и своего места в нем. Так или иначе человек всегда стремится общаться с другим, но из-за иллюзии он постоянно общается со своим «я»: находясь в замкнутом пространстве своего эгоизма, человек так и не познает ни мир, ни других. Измениться он может лишь «с того момента, когда однажды откроется человеку, что значит, что есть вне его равноценное ему лицо человека, он сам начнет преображаться в человека» [4, с. 319].

Существует большая разница между тем, чтобы быть человеком, и тем, чтобы обладать представлением о человеке. В первом случае личность живет отношениями, вовлекаясь в те ценности, которые обеспечивают полноценное развитие человеческих отношений, во втором случае - только подражает. Подражание неразрывно связано с искаженным восприятием действительности: пожалуй, подражание связано с завистью, не позволяющей проявить всю полноту человеческих качеств, не позволяющей раскрыть свое уникальное Я. Наше мнение совпадает с мнением А.А. Ухтомского, считающего, что нужно стараться воспитать в себе доминанты безраздельного внимания к другому, к alter ego [4, с. 363]. Кроме того, именно рационалистические мысли служат основанием для доминанты на обладание. При отношениях с другими личностями человек руководствуется совестью, при обладании - ratio рассчитывает варианты наиболее выгодного поведения [4, с. 363].

Иллюзию, покрывающую сознание человека, можно сравнить с зеркалом, отражающим натуру личности в ее отношениях с другими людьми. Если видеть лишь отрицательные черты характера других, не замечая положительные, возникает желание изменить людей, общество в целом, но никогда не возникает желания меняться самому. Интересно то, что истинный -ценностный - разум в первую очередь помогает человеку увидеть проблему внутри себя. Так, в большинстве случаев фанатики считают себя особенными, святыми, выполняющими особую миссию спасения других. Без сомнений, такое мировоззрение является основанием социально негативных действий. Пожалуй, только культура, постепенно возвышающая личность, учит пользоваться таким инструментом сознания, как «ratio», а не попадать под его влияние.

Расчетливость в отношениях и подражание, рассматриваемые через призму ценностного подхода, теснейшим образом связаны с эгоизмом, из чего можно сделать вывод, что доминанта обладания продиктована эгоизмом.

Объективация сознания

Работа Н.А. Бердяева «О рабстве и свободе человека» раскрывает механизм влияния материи на сознание человека. Порабощение человеческого сознания, которое в первую очередь происходит под влиянием материи, выраженной в форме объектов внешнего мира, есть результат ориентации человека на обладание. Философ отмечает, что под давлением материи сознание начинает объективироваться [5, с. 111]. Но что же является главной причиной объективации: материальные объекты, ориентация на обладание или что-то иное, лежащее в основании такой ориентации? По утверждению

Н.А. Бердяева, «эгоцентрик находится во власти объективации, которую хочет превратить в орудие самоутверждения, и это самое зависимое существо, находящееся в вечном рабстве» [5, с. 153]. Эгоцентризм заставляет человека окружать себя вещами, все время думать о них и в результате становиться рабом вещей, стараясь с их помощью самоутвердиться. Эгоизм и его крайнее проявление эгоцентризм являются причиной объективации сознания, приводящей к отчужденности от других.

При объективации сознание становится рабом ratio и формируется другой мир, внутри которого существует эгоистическое «я». Объективация есть возникновение экстериоризиро-ванного «не-я», вместо «ты», внутренне существующего [6, с. 194]. Через отказ от эгоцентризма должен произойти выход к другому на основе личностного подхода, в котором присутствует отношение к «ты», а не к «оно».

Самоутверждение через идею

Интересен тот момент, что фанатизм есть результат самоутверждения эгоцентрика через идею [5, с. 154], при этом совершенно неважно то, ложная эта идея или истинная. Стремление самоутвердиться через возвышение своего «Я» над другими мы определяем как эгоизм. Для эгоизма характерно утверждение абсолютности одной идеи на фоне пренебрежения другими идеями. В интерпретации П.А. Флоренского закон тождества «Я=Я» приобретает следующее прочтение: «вне себя Я ненавидит всякое Я, ибо для него оно - не-Я, и, ненавидя, стремится исключить его из сферы бытия» [7, с. 51]. Все, что подобно или удобно «Я» и не равняется не-Я, сознание эгоиста воспринимает за «истину», а все, что не равно Я и подобно или удобно не-Я, он игнорирует как ложное. Эгоист, как и фанатик, позиционирует себя как «Я!», принимая

лишь то, что схоже с ним или не противоречит его идее. В результате этого все, что окружает его (объекты и субъекты), становится частью его отрицательного «Я», что, конечно, сказывается на отношениях с другими «Я».

Само-тождественное, по словам П.А. Флоренского, есть рассудочное. Ограниченный рассудок способен воспринимать только слова, относящиеся к Я, а по отношению ко всему не-Я он словно вешает ярлык незначительности. Рассудочное, по нашему мнению, как раз и характеризуется в качестве рационального. «Ratio» становится узурпатором сознания, а не его служебным инструментом, что приводит к деформации сознания: теперь «критичность» разума направлена не на сохранение и защиту ценного для становления «Я», но на оценивание ситуации, в которой все должно сохранить «Я» прежним. В этом случае сознание человека привязано к прошлому и тому настоящему, которое поддерживает так называемую «зону комфорта» «Я»; при этом у него отсутствует желание ценить опыт прошлого, изменять себя в настоящем и этим ценить жизнь и предоставляемые ею возможности.

Рационализация сознания

Мы привели различные примеры того, как при жизненной установке на обладание индивид устремлен на получение выгоды в той или иной форме. Индивид с жизненной установкой на обладание является носителем ценностей потребительского общества, где личная выгода и получение удовольствия являются приоритетными направлениями в его деятельности. Человек с жизненной установкой на обладание перестает искать истину и начинает, например, работать ради экономического процветания. Такая личность, по словам Э. Фромма, имеет «рыночную ориентацию» [8, с. 464] - озабоченность успехом и эффективностью экономического развития без должного внимания к внутреннему самосовершенствованию. С изменением ценностей меняются ориентиры, к которым стремится человек: в обоих случаях разум служит средством, но при ориентации на обладание сознание рационализируется, т.е. ориентирами становятся материальные ценности и выгода, которая просчитывается разумом. Разум начинает приводить доводы в пользу того, чтобы обосновать разумность, практичность, прагматичность и полезность той или оной деятельности. Если в случае ориентации на бытие человек опирался на незыблемые ценности, такие как ценность человеческой жизни, свобода и равенство всех

людей, то при установке на обладание ценностью является собственное благополучие. Возможно такое, что человек начинает выдавать ложное за истинное: например, человек может казаться патриотом или религиозным, но делается это с целью получения определенных выгод. Э. Фромм описывает подобные случаи «рационализации», когда с целью сокрыть истинный мотив и представить себя в выгодном свете, ложное выдается за истинное [9, с. 84]. Рационализация сознания и жизненная ориентация на обладание характерны для фанатизма, так как фанатик не понимает ни ценности человеческих отношений (социальный фанатизм), ни сути религии (религиозный фанатизм). Более того, в силу своих корыстных мотивов он эксплуатирует других и религию и стремится достичь внешнего успеха. Религия души, являющаяся сугубо личным выбором, ставит целью совершенствование души, а не эксплуатацию других или увеличение материального благосостояния и качества жизни человека.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Во-первых, жизненная установка на обладание может стать основанием для появления и развития фанатичного типа сознания. Во-вторых, доминанта формируется, исходя из ценностей, которыми живет человек, и если ценностями являются окружающие нас объекты, а не отношения, то возможна ценностная деформация и рационализация сознания, являющегося основанием фанатизма. Напротив, доминанта, содержанием которой являются общечеловеческие ценности, направленная на то, чтобы быть человеком, а не подражать, должна стать основополагающей для развития здорового общества. И в-третьих, последствием стремления человека самоутвердиться посредством идеи и вещей является объективация сознания и его рабство у идеи или вещей, также являющиеся основанием фанатичного типа сознания.

Примечание

1. Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ (проект № 11-33 -00111 а2 «Междисциплинарное исследование социокультурных механизмов преемственности ценностей»).

Список литературы

1. Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни / Пер. с англ.; предисловие П.С. Гуревича. М.: Айрис-пресс, 2004. 384 с.

2. Мунье Э. Персонализм / Пер. с фр. и примеч. И.С. Вдовина. М.: Искусство, 1992. 143 с.

3. Марсель Г. Опыт конкретной философии / Пер. с фр. В.П. Большакова и В.П. Визгина; общ. ред., послесл. и примеч. В.П. Визгина. М.: Республика, 2004. 224 с.

4. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб.: Антер, 2002. 448 с.

5. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. 316 с.

6. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря / Сост. и послесл. П.В. Алексеева; подгот. текста и прим. Р.К. Медведевой. М.: Республика, 1995. 383 с.

7. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. М.: АСТ, 2003. 640 с.

8. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя / Пер. с англ. Д.Н. Дудинский; худ. обл. М.В. Драко. Мн.: Попурри, 2000. 672 с.

9. Фромм Э. Психоанализ и религия / Пер. с англ. А. Дванова. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. 153 с.

EXISTENTIAL ORIENTATION TO «HAVING» AND ITS INFLUENCE ON THE FORMATION OF FANATICISM

O.K. Toktomatov

The article examines orientation to «having» and its role in the formation of a fanatical individual. The author investigates the cause of fanaticism at the level of individual as well as the relationship between orientation to «having» and rational consciousness, which, in author’s opinion, leads to the formation and development of fanaticism. The consumer mindset is looked on as basic prerequisite for deformation of the value consciousness.

Keywords: existential orientation, consumer society, «having», value, selfishness, rationality, fanaticism, selfassertion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.