Научная статья на тему 'Жизненная перспектива и личностное самоопределение как компоненты профориентирования'

Жизненная перспектива и личностное самоопределение как компоненты профориентирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2670
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЦЕЛИ / ПЛАНЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / LIFE PERSPECTIVE / SELF-DETERMINATION / AIMS / PLANS / VALUE ORIENTATIONS / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Елена Лазаревна

Эта статья знакомит нас с проблемой самоопределения молодых людей. Оно частично связано с выбором специализации и будущей профессии. Жизненная перспектива и личностное самоопределение включают: цели, планы, ценностные ориентации, самореализацию. Они являются важными компонентами и регуляторами деятельности и профориентирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspective of Life and Self-Determination as Professional-Oriented Education Elements

This article deals with the problem of self-determination of young people. It is partially connected with the choice of speciality and future profession. The perspective of life and self-determination includes: aims, plans, value orientations, self-realization. They are significant elements and regulators of the activity and professional-oriented education.

Текст научной работы на тему «Жизненная перспектива и личностное самоопределение как компоненты профориентирования»

УДК 37.01: 159.9 ББК 74.00: 88

Щербакова Елена Лазаревна

преподаватель

кафедра гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин филиал Тюменского государственного университета

г.Тобольск Shcherbakova Elena Lasarevna Lecturer

Chair of General Professional and Liberal Disciplines Branch of Tyumen State University Tobolsk

Жизненная перспектива и личностное самоопределение как компоненты профориентирования Perspective of Life and Self-Determination as Professional-Oriented Education Elements

Эта статья знакомит нас с проблемой самоопределения молодых людей. Оно частично связано с выбором специализации и будущей профессии. Жизненная перспектива и личностное самоопределение включают: цели, планы, ценностные ориентации, самореализацию. Они являются важными компонентами и регуляторами деятельности и профориентирования.

This article deals with the problem of self-determination of young people. It is partially connected with the choice of speciality and future profession. The perspective of life and self-determination includes: aims, plans, value orientations, selfrealization. They are significant elements and regulators of the activity and professional-oriented education.

Ключевые слова: жизненная перспектива, личностное самоопределение, цели, планы, ценностные ориентации, самореализация.

Key words: life perspective, self-determination, aims, plans, value orientations, self-realization.

^временные реалии выдвигают высокие требования к молодежи, которая должна быть подготовлена к новым общественным, рыночным отношениям: обладать самостоятельностью, предприимчивостью, умением быстро принимать решения из множества альтернатив, быть подготовленными к встречам с трудностями в условиях конкурентной деятельности, здоровыми физически и психически. Поэтому встает необходимость определения своего места, определения, перспективы в жизни молодого человека.

Одним из важных условий прогрессивности современного развития общества является возрастание роли профориентационной работы, как регулятора человеческой деятельности. От того, как определится молодой человек с жиз-

ненным выбором, зависит его будущее существование. Этот выбор является частью жизненной перспективы личности.

Жизненная перспектива включает в себя цели и планы, ценностные ориентации, которые являются и компонентами жизненного самоопределения. Самоопределение необходимо рассматривать как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих базовых отношений, ключевых компетенций (профессионально-трудовых, нравственных, личностных), овладение которыми позволяет действовать в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях, принимать решения, адекватные своим ценностным смыслам.

Самоопределение личности - это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Его особая форма - профессиональное самоопределение [1].

Такие ученые, как Э. Эриксон, Л.И. Божович, И.С. Кон отмечают возникающие трудности у молодежи в этом возрасте:

- психологические, связанные, во-первых, с проблемой формирования перспективы, во-вторых, с особенностями личности, отсутствием потребностей самостоятельной постановки жизненных целей;

- социальные, с материальными проблемами, неясностью перспектив развития общества;

- педагогические, с несистематичностью работы и построения учебных планов.

Профессиональное самоопределение - откорректированные отношения к разным профессиональным жизненным путям, формирование умения самостоятельно определять и осуществлять свои жизненные профессиональные планы.

Жизненное самоопределение неразрывно связано с жизненными целями, планами, ценностными ориентациями.

Рассмотрим подробнее жизненные цели, планы, ценностные ориентации.

Жизненные цели и планы имеют достаточно определенную предметную очерченность, могут быть выражены в конкретных событиях жизненного пути. Жизненные планы являются средствами осуществления жизненных целей.

В эмпирических исследованиях в качестве жизненных планов, событий, как правило, рассматриваются принятия решений о поступлении в вуз, вступлении в брак, повышение в должности и т.д., а в качестве жизненных целей -некоторые достаточно абстрактные ориентиры: хорошая работа, материальная обеспеченность, счастливая семейная жизнь и т.д. При этом предполагается, что по принятии решения последовательная реализация конкретных событий -планов, по мнению самого человека, в конечном счете, приведет его к осуществлению соответствующих жизненных целей. Например, хорошая работа будет следствием принятия решения поступления и окончания в конкретные сроки учебного заведения, а счастливая семейная жизнь наступит по принятию решения вступления в брак, рождения детей и т.д. Такая картина будущего, разумеется, вполне может быть представлена в сознании людей. Однако содержательная и хронологическая неопределенность целей (если это действительно цели) в таком случае предопределяет и недостаточность для их достижения соответствующих жизненных планов. Так, можно четко определить для себя уровень образования и принять решение о месте работы в будущем, однако, даже будучи реализованными в ожидаемые сроки, эти планы не обязательно приведут к осуществлению такой «жизненной цели», как «хорошая работа».

Следовательно, чтобы план приводил к цели, сама цель должна быть предметно определена, а сроки ее реализации должны быть согласованы со сроком осуществления предшествующего ей плана.

Планируя свое будущее, намечая конкретные события - планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, выбирает те из них, которые наиболее тесно связаны с его доминирующими потребностями. Предметы этих потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями. Избирательная направленность на эти ценности отражается в иерархии ценностных ориентаций личности, кото-

рые выполняют регулятивную функцию. Как отмечает Е.И. Головаха [2], если намеченные цели достигнуты и утрачивают побудительную силу, ценностные ориентации стимулируют к постановке новых целей. Этот механизм действует при устойчивой структуре ценностного сознания человека, когда у него сформирована достаточно четкая иерархия ценностных ориентаций и он может с уверенностью сказать, что главное для него, например, творческая работа, затем - семейное счастье, полноценный досуг, здоровье и т.д. Тогда создаются предпосылки для согласования жизненных целей с приоритетами ценностных ориентаций.

Б.Г.Ананьев [3] в своих трудах указывает на потенциал развития профессиональных способностей, на удовлетворенность трудом и профессией. По мнению ученого, характер связи личности с профессией определяет и потенциал ее движения в будущем, и удовлетворенность в настоящем, и перспективу, и ретроспективу личности. Мы согласны с мнением ученого.

Е.Ю.Пряжникова [4] отмечает, что по мере своего развития и творческой реализации профессиональное и жизненное самоопределение сближаются, взаимопроникая друг в друга. Одной из наиболее распространенных является ситуация выбора профессии, когда из тысяч профессий нужно выбрать одну, наиболее соответствующую склонностям и способностям, определить учебное заведение, конкретную специальность, согласовать свой выбор с планами и ожиданиями в различных сферах жизни. И если жизненные цели определены неадекватно - их содержание не связано с выбором профессии, а сроки реализации иллюзорны, - это будет иметь существенные последствия для всего дальнейшего жизненного пути человека.

Следовательно, профессиональное самоопределение учащихся - откорректированные отношения к разным профессиональным жизненным путям, формирование умения самостоятельно определять и осуществлять свои жизненные профессиональные планы. А самоопределение - это процесс, в котором учащийся сам проектирует и строит свой жизненный путь.

Жизненное самоопределение имеет общие связи с личностным. На основе анализа работ Л.И. Божович, А.В. Петровского, И.С. Кона и других установлено, что основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем: 1) потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире; 2) личностное самоопределение ориентировано на будущее; 3) личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему. Кроме того, мы особо отмечали выделенную Л.И. Божович «дву-плановость» личностного самоопределения, заключающуюся, с одной стороны, в конкретном определении своей будущей профессии, с другой - неконкретные поиски смысла своего существования.

По данному вопросу заслуживает внимание модель структурных составляющих личностного самоопределения, разработанная М.П.Гинзбургом, который применяет термин « жизненное поле личности» и определяет его как совокупность индивидуальных ценностей и смыслов пространства реального дейст-вования - актуального и потенциального охватывающего прошлое, настоящее и будущее [5]. Модель отражена на рис. 1.

Здесь прошлое понимается как опыт, будущее - как проект, а настоящее -как действенность. В целом же жизненное поле личности автором представлено как пересечение двух плоскостей - пространственно-смысловой (существование ценностей и смыслов) и пространственно-временной (поле реального дей-ствования - актуального и потенциального).

Функция психологического настоящего - саморазвитие, включающее в себя самопознание и самореализацию. Причем самопознание относится к ценностно - смысловой, а самореализация - к пространственно - временной плоскости. В качестве структурных компонентов психологического настоящего в модели выделяют ценностно - смысловое ядро (как поле осуществления самопознания) и самореализацию.

Компоненты личностного самоопределения отражаются через показатель «плотность», где на позитивном полюсе ценностно - смысловое ядро характе-

ризуется как плотное (ценностно- насыщенное), а на негативном - как разряженное (ценностно- пустое). Необходимо заметить, что, присвоение ценностей и их осмысление - процесс активный, во многом определяющий успешность самоопределения. Значит, успешное самоопределение характеризуется наличием достаточно широкого спектра личностно значимых позитивных ценностей, а неуспешное - их узким спектром.

Структурные составляющие личностного самоопределения и функциональные связи между ними Обеспечивает или подрывает. Задает как осмысленное, определенное и структурированное или бессмысленное, неопределенное, аморфное.

Психологическое настоящее Функция: саморазвития (самопознание и самореализация)___________________

1 Ценностно-смысловое ядро Функция: самопознание

а) Плотность: плотное - разреженное б) Экзистенциальная ориентация: экзистенциально экзистенциально ориентированное - не ориентированное

II. Самореализация Функция: самореализация

а) Пространство самореализации: широкое - ограниченное

б) Характер самореализации: творческий - репродуктивный

Психологическое будущее Функция: обеспечение смысловой и временной перспективы

I. Смысловое будущее Функция: обеспечение смысловой перспективы

а) Валентность: притягательное - отталкивающее

б) Определенность:

определенное - неопределенное

II. Временное будущее Функция: обеспечение временной перспективы

а) Структурированность: структурированное - аморфное

б) Протяженность:

Мотивирует и придает ценность или обессмысливает и обесценивает.

Продолжает и развертывает, либо опровергает и отрицает, либо компенсирует.

Рис.1. Структурные составляющие личностного самоопределения и функциональные связи между ними

«Экзистенциальная ориентация» является второй существенной характеристикой формирующего самоопределения. М. Гинзбург утверждает, что наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение свидетельствуют об активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие - о его искажении.

Вторым компонентом психологического настоящего является самореализация. В анализируемой нами модели в качестве первого основного параметра, характеризующего самореализацию, выделяется пространство, характеризующееся на позитивном полюсе как широкое (широта областей самореализации), на негативном - как ограниченное (узость областей самореализации).

Успешная самореализация подразумевает наличие собственной активности, проявление своей индивидуальности, т.е. творческого начала. В качестве второго основного параметра, характеризующего самореализацию, в модели выделяется такой ее характер, который на позитивном полюсе характеризуется как творческий, а на негативном - репродуктивный.

Говоря о функциях психологического будущего, М. Гинзбург отметил роль смысловой и временной перспективы личности. Так автор разделил смысловое будущее (личностное проецирование себя в будущем) и временное будущее (собственно планирование). «Видение себя в будущем подразумевает представление о том, что человек будет ценить в будущем, что будет делать его жизнь осмысленной - это ценностная проекция будущего» [5,с. 49].Следовательно, смысловое будущее будет характеризоваться с одной стороны - ценностной насыщенностью, с другой - ценностной пустотой.

Эмоциональная окрашенность или активность является второй характеристикой смыслового будущего, которое характеризуется на позитивном полюсе

- как эмоционально привлекающее, на негативном - эмоционально угрожающее. Ученый объединил характеристики ценностей насыщенности, эмоциональной привлекательности и активности в показатель - «валентность» эмоционального будущего.

Если говорить о выборе профессии, то это будет означать проецирование в будущее. Следовательно, выбор профессии существенным образом характеризует смысловое будущее. Выбор конкретной профессии (или профессионального направления) делает смысловое будущее определенным. Этот параметр автор отразил в своей модели. Сюда же автор относит устойчивость выбора и тот факт, что профессиональная деятельность может выступать для молодого чело-

века как деятельность, позволяющая развить свои способности, реализовать себя и принести пользу людям, или всего лишь как средство, позволяющее удовлетворить иные потребности.

При рассмотрении функции временного будущего, необходимо отметить, что оно заключается в обеспечении временной перспективы. Временная перспектива представляет собой видение своего будущего во времени, или собственно планирование. Составление планов определенным образом упорядочивает будущее, которое может быть представлено как последовательность достижения ряда целей. Отсутствие планов ведет к непрогнозируемому будущему. Поэтому, существенной характеристикой временного будущего является то, выступает ли оно планируемым или случайным.

Наличие жизненного плана представляет собой последовательный ряд целей. Важным здесь является еще тот факт, как человек будет достигать эти цели, какими средствами. Таким образом, важной характеристикой временного будущего является организованность, т.е. обеспеченность целей средствами их достижения. Параметры планируемости и организованности в модели объединены показателем « структурированность».

Второй показатель, характеризующий временное будущее, являет собой его « протяженность» (на позитивном полюсе - долговременное, на негативном

- кратковременное).

Рассмотрев структурные составляющие жизненной перспективы и личностного самоопределения личности, в зависимости от того, в каких структурных компонентах отмечаются нарушения, можно осуществлять корректирующие действия в процессе профориентационной деятельности и работы с учащимися.

Жизненную перспективу в контексте структурных составляющих личностного самоопределения следует рассматривать как целостную картину будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни, определяясь и принимая то или иное решение.

Ценностные ориентации, жизненные цели и планы составляют ядро как жизненной перспективы так и личностного самоопределения, участвуют в жизненном и профессиональном выборе человека.

Следовательно, ключевым моментом в исследовании жизненной перспективы человека и личностного самоопределения должны стать те конкретные цели и планы, с помощью которых он намерен воплотить в действительность свои жизненные ценности, самоопределиться.

Библиографический список

1. Климов У .А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.512с.

2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.- Киев: 1998.326с.

3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Высшее образова-ние,1977.237с.

4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация.- М.: Академия, 2005.496c.

5. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994.№3. С. 43-52.

Bibliography

1. Ananyev, B.G. About the Problems of Modern Human Knowledge. - M.: Higher Education, 1977. - 237 p.

2. Ginsburg, M.R. Psychological Content of Self-Determination // The Questions of Psychology. - 1994. - №3. - P.43-52.

3. Golovakha, E.I. The Perspective of Life and Professional Self-Determination of the Young People. - Kiev, 1998. - 326 p.

4. Klimov, U.A. Psychology of Professional Self-Determination.- Rostov-on-Don: Phoenix, 1996. - 512 p.

5. Pryazhnikova, E. Yu., Pryazhnikov, N.S. Professional-Oriented Education. -M.: Academy, 2005.- 496 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.