Научная статья на тему 'Жизнь во имя науки. Памяти Л.В. Бороздиной'

Жизнь во имя науки. Памяти Л.В. Бороздиной Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Б С. Братусь

Лидия Васильевна БОРОЗДИНА (31.03.1941– 5.10.2015) – доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, действительный член НьюЙоркской академии наук. Автор более 100 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизнь во имя науки. Памяти Л.В. Бороздиной»

[ Психология личности ] Национальный психологический журнал

National Psychological Journal

http://npsyj.ru

Лидия Васильевна БОРОЗДИНА

(31.03.1941- 5.10.2015) -

доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, действительный член Нью-Йоркской академии наук. Автор более 100 научных работ.

Жизнь во имя науки

Памяти Л.В. Бороздиной

Вспоминая об ученом, посвятившем себя науке, мы нередко говорим «Его жизнь до конца отдана химии, или биологии, или математике». Это является, конечно, метафорой, ибо жизнь, при ближайшем рассмотрении, была отдана еще многому, что находится помимо научных занятий - любви, дружбе, семье, личным пристрастиям, словом, тому, что наполняет любую жизнь, которую, согласно пословице «Прожить - не поле перейти».

Профессор Лидия Васильевна Бороздина (31.03.1941-05.10.2015) относилась к тем редким людям, для которых служение в ее научной области (в психологии), служение Московскому Университету, факультету психологии, родной кафедре общей психологии, действительно, составляло, особенно с годами, не просто значимое, даже основное, но поистине «все». Ее суждения, оценки, поступки, пристрастия, были пронизаны, определены этим служением. Она жила долгие годы (после смерти матери) одна и всецело отдавала себя преподаванию, руководству дипломными и аспирантскими работами, фундаментальным исследованиям в области самооценки, уровня притязаний, характера и личности. Отношения к своим подопечным - курсовикам, дипломникам, аспирантам - были отношениями строгой и любящей матери: она много требовала, строго контролировала, но и создавала все условия для роста, она опекала и ревностно защищала. Затронуть интересы ее дипломника или диссертанта значило навлечь на себя всю силу научного и личного гнева и возмущения. Это выглядело далеко не всегда справедливо, но всегда искренне, страстно и безоглядно - никакие авторитеты, должностные положения и приятельские связи не спасали тогда от ее острого и беспощадного оппонирования. При этом «остыв», она могла признавать перегибы в оценках. Вообще, при всей внутренней пристрастности и научной ревности («Платон мне друг, но истина дороже!») она очень ясно, четко, контрастно видела и оценивала коллег, бескомпромиссно взвешивала их личностные и научные качества. Дутые фигуры в науке ее, понятным образом, не любили и побаивались, поскольку она в толпе по разным основаниям молчащих могла, подобно андерсоновскому мальчику громко воскликнуть, что король то - голый.

Перед последним учебным годом (последним в ее жизни) она настояла - как всегда решительно и твердо - чтобы ее учебная нагрузка была полностью отодвинута на второй (весенний) семестру, поскольку она должна срочно закончить свою книгу о последних (ее группы, ее научной школы) исследованиях самооценки и уровня притязаний... Она умерла одна в своей квартире, видимо, скоропостижно. На столе осталась законченная, готовая к печати рукопись книги... Завещание так и не обнаружено. Родственников - тоже. Смерть на кафедре. Жизнь, отданная до конца Университету...

В нынешнем мире навязчивой регламентации всей научной и учебной деятельности с бесконечными поквартальными рейтингами, обязательствами, «дорожными картами», коэффициентами и другими количественными показателями как оценить, на каких весах взвесить такую жизнь? И что важнее для судьбы и славы Московского Университета - погоня за очередным показателем или пример подобного Служения? Оставим эти вопросы для читателя риторическими.

Заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова,

профессор Б.С. Братусь

Borozdina Lidia V. (2015). The concept of personality and character based on the activity theory of A. Leontiev. National Psychological Journal, 4,3-12.

Бороздина Л.В. Концепция личности и характера, основанная на теории деятельности А.Н. Леонтьева // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - С. 3-12.

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2015 © Russian Psychological Society, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.