Научная статья на тему 'Жизнь ученого в зеркале истории: размышления о биографии И.М. Ионенко (Рецензия: Кабытов П.С., Федорова Н.А. Профессор Иван Михайлович Ионенко: личность и время : монография / науч. ред. В.В. Кондрашин. Самара : Самар. гуманитар. акад., 2023. 144 с.)'

Жизнь ученого в зеркале истории: размышления о биографии И.М. Ионенко (Рецензия: Кабытов П.С., Федорова Н.А. Профессор Иван Михайлович Ионенко: личность и время : монография / науч. ред. В.В. Кондрашин. Самара : Самар. гуманитар. акад., 2023. 144 с.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
15
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизнь ученого в зеркале истории: размышления о биографии И.М. Ионенко (Рецензия: Кабытов П.С., Федорова Н.А. Профессор Иван Михайлович Ионенко: личность и время : монография / науч. ред. В.В. Кондрашин. Самара : Самар. гуманитар. акад., 2023. 144 с.)»

doi: 10.21685/2072-3024-2023-3-13

Жизнь ученого в зеркале истории: размышления о биографии И. М. Ионенко

В. Ю. Карнишин1, Н. Г. Карнишина2

1,2Пензенский государственный университет, Пенза, Россия 1valerykarnishin@mail.ru, 2karnishins@mail. ru

Кабытов П. С., Федорова Н. А. Профессор Иван Михайлович Ионенко: личность и время : монография / науч. ред. В. В. Кондрашин. Самара : Самар. гуманитар. акад., 2023. 144 с.

Для цитирования: Карнишин В. Ю., Карнишина Н. Г. Жизнь ученого в зеркале истории: размышления о биографии И. М. Ионенко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гумантарные науки. 2023. № 3. С. 182-188. Рец. на кн.: Кабытов П. С., Федорова Н. А. Профессор Иван Михайлович Ионенко: личность и время : монография / науч. ред. В. В. Кондрашин. Самара : Самар. гуманитар. акад., 2023. 144 с. doi: 10.21685/2072-3024-2023-3-13

The life of a scientist in the mirror of history: reflections on the biography of I.M. Ionenko

V.Yu. Karnishin1, N.G. Karnishina2

1,2Penza State University, Penza, Russia 1valerykarnishin@mail.ru, 2karnishins@mail. ru

Kabytov P.S., Fedorova N.A. Professor Ivan Mikhailovich Ionenko: personality and time : monograph / scientific ed. V.V. Kondrashin. Samara : Samara Humanitarian Academy, 2023. 144 p.

For citation: Karnishin V.Yu., Karnishina N.G. The life of a scientist in the mirror of history: reflections on the biography of I.M. Ionenko. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities. 2023;(3):182-188. A review of the book : Kabytov P.S., Fedorova N.A. Professor Ivan Mikhailovich Ionenko: personality and time : monograph / scientific ed. V.V. Kondrashin. Samara : Samara Humanitarian Academy, 2023. 144 p. (In Russ.) doi: 10.21685/2072-3024-2023-3-13

Одной из особенностей современной российской историографии является возрастающий интерес к изучению научных биографий историков. В аналитическом обзоре Ю. В. Дунаевой обращено внимание на содержание полемики вокруг проблемы «биография и история». Речь идет о существовании двух направлений. Одно из них рассматривает изменения и расширение исследовательского поля, второе - затрагивает теоретико-методологические основания, подходы и познавательные возможности биографического исследования, поиск и применение новых источников и переосмысление традиционных [1, с. 13].

© Карнишин В. Ю., Карнишина Н. Г., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Представляется аргументированным мнение А. А. Демченко, акцентирующего внимание на том, что научная биография является широким научно-документальным исследованием жизни изучаемого деятеля в связях с исторической эпохой, средой и семейной обстановкой [2, с. 52]. Читая монографию, посвященную жизненному пути известного ученого, чьи исследования, посвященные Великой российской революции и аграрной истории, сохраняют свое значение и поныне, убеждаешься в необходимости осмысления обстоятельств, определивших его движения «к высотам научной карьеры только благодаря своему трудолюбию и целеустремленности» (с. 3), как отмечает научный редактор издания В. В. Кондрашин.

Иван Михайлович Ионенко, чья судьба стала полем притяжения для авторов монографии - Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заведующего кафедрой российской истории Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева, доктора исторических наук, профессора Петра Серафимовича Кабытова и кандидата исторических наук, доцента Казанского федерального университета Натальи Анатольевны Федоровой, - оставил весомое научное наследие своими фундаментальными исследованиями [3-11] и добрую память не одного поколения коллег из различных регионов нашей страны. Отметим, что пристальное внимание к изучению научного творчества историков - одна из особенностей огромной работы, связанной с деятельностью П. С. Кабытова [12-16].

Структура монографии включает две части. Первая посвящена вехам жизненного пути И. М. Ионенко. Читателю, конечно же, важно понять обстоятельства, обусловившие выбор крестьянским парнем из Смоленской губернии профессии историка. Рассматривая обстоятельства «места и времени» формирования личности Ивана Михайловича, авторам удалось представить достаточно интересную характеристику среды российской глубинки, в которой рос будущий историк. Хуторское хозяйство вблизи деревни Зайцевка формировало особый мир, в котором традиции и обычаи имели свои особенности. П. С. Кабытов, в свое время обращаясь к работам А. В. Чаянова, отмечал, что в губерниях Центрально-Промышленного района аграрный кризис смягчался и в то же время отягощался промысловым отходом населения и широким развитием местных кустарных промыслов, смазывающих выделение классово-чистого промышленного пролетариата и высасывающих из деревни все стоящее выше среднего уровня [17, с. 16]. Впоследствии, как указывают авторы, И. М. Ионенко мог с полным правом утверждать, что община как традиционный институт крестьянского самоуправления укрепила свои позиции после взятия власти большевиками (с. 76).

Обучение будущего историка вначале в средней школе, а потом - в педагогическом техникуме отражало интерес к знаниям в период НЭПа, соответствуя личностным устремлениям молодого человека. Наибольшего расцвета Соболевский педтехникум, в котором учился И. М. Ионенко, достиг именно в 1920-1930-х гг. Это учебное заведение было основано земским деятелем А. Н. Поповым в 1910 г. в принадлежащем ему с. Соболево Краснин-ского уезда (ныне - Монастырщинский район) как женская учительская семинария имени О. Н. Поповой (жены А. Н. Попова, известной книгоизда-тельницы, умершей в 1906 г.). А. Н. Попов на свои средства построил для нужд семинарии шесть двухэтажных корпусов, в которых размещались

классные комнаты, библиотека, общежития, квартиры для преподавателей и технического персонала, столовая, базовая школа. При семинарии имелось учебное хозяйство и 20-гектарный сад, парковая зона с разнообразной растительностью. В педучилище работали эрудированные и квалифицированные преподаватели с университетским образованием из числа старой русской интеллигенции (А. А. Никольский, В. Н. Ильющенков, П. И. Шашков и др.). Серьезное внимание уделялось эстетическому воспитанию: существовал большой оркестр народных инструментов, драматический коллектив (в их деятельности участвовали большинство преподавателей и студентов). Регулярно устраивались концерты, литературные вечера, ставились пьесы, в основном классического репертуара, читались лекции [18]. Несколькими годами позднее выпуска группы, в которой учился И. М. Ионенко, педтехникум окончил будущий доктор исторических наук, профессор, проректор Смоленского государственного педагогического института Г. Т. Рябков.

Как указывают авторы, И. М. Ионенко, приобретя опыт руководства школой крестьянской молодежи, был командирован в 1934 г. в Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена. В книге удалось показать особенности социокультурной среды города на Неве в условиях серьезных перемен в сфере образования - возвращения к преподаванию курса истории страны. Сама аура здания на Фонтанке, в которой читали лекции Б. Д. Греков, Е. В. Тарле, В. В. Струве, формировала круг научных предпочтений и интересов. Руководителем первого научного исследования студента И. М. Ионенко был В. В. Мавродин. Уместно привести точку зрения об этом замечательном человеке одного из студентов: «Мавродин вообще к ситуациям не приспосабливался, а неуклонно предлагал в своих лекциях им самим разработанную и, можно даже сказать, им выстраданную концепцию истории Древней Руси. Кое-что в этой концепции могло претерпевать изменения, но они являлись результатами только внутренней эволюции научных представлений ученого» [19]. Конечно, реалии ленинградской жизни тех лет не отражались по известным причинам во многих опубликованных свидетельствах современников (исключением являются опубликованные только после распада СССР дневники историка А. Г. Манькова [20]).

П. С. Кабытов и Н. А. Федорова, характеризуя новый этап жизни Ивана Михайловича, отмечают его педагогические способности и бескорыстную увлеченность на новом поприще после переезда с семьей - в работе со студентами Казанского государственного педагогического института и учащимися средней образовательной школы № 19 - одной из лучших в волжском городе (с. 24).

Важной частью книги являются страницы, посвященные годам участия в Великой Отечественной войне, вместившие в себя трагедию окружения в июле 1941 г., выздоровление в эвакогоспитале на ул. Красной в г. Пензе, дальнейшую службу на фронтах 4 Ударной армии. Опубликованные впоследствии воспоминания, по мнению авторов, позволяют понять состояние бойцов и командиров РККА в первые дни и месяцы войны, особенности использования опыта историка в оперативном управлении штаба 2 Прибалтийского фронта (с. 37-40). Отметим, что свидетельства И. М. Ионенко вносят существенные дополнения в представления об особенностях операции по уничтожению Курляндской группировки [21, 22].

Возвращение к преподавательской деятельности проходило в условиях не только нехватки педагогических кадров, но и стесненности как в бытовом плане, так и в материальном. Авторами приводятся примеры, подтверждающие сложности обустройства в послевоенной Казани (с. 42-46). Одоление всех неурядиц происходило в условиях работы над кандидатской диссертацией. Небезынтересно наблюдение авторов, связанное с тем, что Иван Михайлович «выходил на практически замалчиваемую тему блока большевиков с эсерами, не вписывавшуюся в официальную концепцию сталинской историографии революции» (с. 44).

Представляет интерес анализ огромной подвижнической деятельности ученого, связанной с новациями в работе музеев, архивов, восстановлением доброй памяти реабилитированных участников событий революции и Гражданской войны (с. 49). Как подчеркивают авторы, «всю свою жизнь он доказывал и был глубоко убежден, что без правды в исторической науке не может быть правды в обществе» (с. 50). Эта убежденность отразилась в многогранной издательской деятельности (с. 50-53). Введенные в научный оборот документы стали востребованными историками как в Поволжье, так и в СССР и за рубежом. Переход И. М. Ионенко на работу в Казанский государственный университет определил новую главу в биографии ученого. Речь шла как об адаптации в новую образовательную среду, так и о работе в научном совете АН СССР по комплексной проблеме «История Великой Октябрьской социалистической революции» во главе с академиком И. И. Минцем [23]. Результаты кропотливой и целеустремленной работы по изучению феномена солдатского движения в тыловых гарнизонах, как отмечают П. С. Кабытов и Н. А. Федорова, отразили применение ученым комплексного подхода с максимальным учетом всех его составляющих (с. 63). При этом был существенно расширен диапазон представлений о сущности Советов в условиях революции, взаимодействии структур политических партий, противоборстве вокруг национальных формирований на съездах военнослужащих-мусульман (с. 63-65). Бесспорно, что научное творчество И. М. Ионенко в данный период стало маркером перемен в советской исторической науке (даже с учетом роли нормативной идеологии, оказывавшей воздействие на тематику и содержание исследований, что отразилось, в частности, в препонах, созданных при подготовке публикации Л. Н. Гумилева не без участия ряда историков) (с. 74).

Авторы отмечают особенности научной школы, созданной в Казанском государственном университете, сопряженные с высокой требовательностью и воспитанием высоких профессиональных и человеческих качеств.

Актуальным видится и внимание авторов к роли И. М. Ионенко в патриотическом воспитании молодежи (с. 77-80). Учебный процесс, активная поисковая деятельность вовлекали в новые сферы постижения величия подвига в Великой Отечественной войне, что, бесспорно, было важным на фоне проблем в духовной жизни советского общества. Составной частью книги являются воспоминания об ученом, авторами которых стали коллеги и друзья: доктора исторических наук, профессора И. Р. Тагиров, Р. К. Валеев, В. Н. Данилов, Т. И. Славко, М. И. Роднов, кандидаты исторических наук, доценты В. Ф. Телишев, Л. Г. Краева, Р. Б. Гайнетдинов, В. Ф. Иванова, журналист В. А. Бормотов.

Судьба Ивана Михайловича Ионенко отражает верность долгу стране и

науке. Отрадно, что издание монографии вносит существенный вклад в изучение особенностей развития отечественной исторической науки.

Список литературы

1. Дунаева Ю. В. Историческая биография: Современные подходы и методы исследования : сб. обзоров и реф. М. : ИНИОН РАН, 2011. 173 с.

2. Демченко А. А. Научная биография писателя как тип литературоведческого исследования // Известия Саратовского университета. Сер.: Филология. Журналистика. 2014. Т. 14, № 3. С. 52-61.

3. Ионенко И. М. Крестьянство Среднего Поволжья накануне Великого октября (По материалам Казанской губернии). Казань : Таткнигоиздат, 1957. 266 с.

4. Ионенко И. М. Революционная борьба и национально-демократическое движение солдатских масс Поволжья и Приуралья накануне Великого Октября : дис. ... д-ра ист. наук : в 2 т. Казань, 1966. 1054 с.

5. Ионенко И. М. Солдатские массы в Октябрьской революции: по материалам Поволжья и Урала. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1982. 151 с.

6. Революционная борьба крестьян Казанской губернии накануне Октября : сб. док. и материалов / сост. Н. М. Силаева ; под науч. ред. И. М. Ионенко. Казань : Таткнигоиздат, 1958. 824 с.

7. Ионенко И. М., Тагиров И. Р. Октябрь в Казани. Казань : Таткнигоиздат, 1967. 272 с.

8. Октябрь в Поволжье / И. М. Ионенко, К. Я. Наякшин, Э. Э. Герштейн [и др.] ; отв. ред. В. К. Медведев. Саратов : Приволжское кн. изд-во, 1967. 612 с.

9. Документы по истории Октября в Татарии / сост.: Л. В. Горохова, Н. М. Силаева ; под науч. ред. И. М. Ионенко. Казань : Татарское книжное. изд-во, 1973. 212 с.

10. Ионенко И. М. Солдатские массы в Октябрьской революции: по материалам Поволжья и Урала. Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1982. 151 с.

11. Ионенко И. М. Нам жить и помнить (Записки штабного офицера). О боевом пути 4-й Ударной армии. Казань : [Б.и.], 1988. 188 с.

12. Балашов Г. В., Дубман Э. Л., Кабытов П. С. Ефрем Игнатьевич Медведев. Человек, ученый, педагог : монография. Самара : Самарский ун-т, 2006. 175 с.

13. Кабытов П. С. Судьба-Эпоха: автобиография историка. Самара : Изд-во Самарский университет, 2008. 352 с.

14. Кабытов П. С. Сквозь «лихие» и «нулевые»: Воспоминания. Самара : Изд-во Самарский университет, 2012. 288 с.

15. Кабытов П. С., Дубман Э. Л. С. Ф. Платонов и Самара: историк и память. Самара : Самарский университет, 2015. 89 с.

16. Кабытов П. С. Жизнь и творчество профессора Григория Алексеевича Герасименко. Саратов : Техно-Декор, 2016. 135 с.

17. Кабытов П. С. Русское крестьянство в начале XX в. Самара : Изд-во Самарский университет, 1999. 156 с.

18. Соболевское педагогическое училище (1910 г.). П. С. Стародвонцев // Культурное наследие земли Смоленской. ЦЯЬ: https://nasledie.admin-smolensk.ru/obrazovanie/ monastyrschina-uchebnye-zavedeniya/sobolevskoe-pedagogicheskoe-uchilische-1910-g-p-s-starodvorcev/

19. Азбелев С. Н. Воспоминания о В. В. Мавродине // Проблемы отечественной истории: Источники, историография, исследования : сб. науч. ст. СПб. ; Киев ; Минск, 2008. С. 13-15.

20. Маньков А. Г. Дневники тридцатых годов. СПб. : Европейский дом, 2001. 318 с.

21. Вишняков И. А. На крутых виражах. М. : Воениздат, 1973. 223 с.

22. Автономов П. В Курляндском котле (Повесть о парашютистах-партизанах). М. : Воениздат, 1955. 168 с.

23. Памяти Исаака Израилевича Минца : сб. ст. М. : Собрание, 2007. 744 с.

References

1. Dunaeva Yu.V. Istoricheskaya biografiya: Sovremennye podkhody i metody issledo-vaniya: sb. obzorov i ref. = Historical biography: Modern approaches and research methods: collected revies and reports. Moscow: INION RAN, 2011:173. (In Russ.)

2. Demchenko A.A. Scientific biography of a writer as a type of literary research. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Ser.: Filologiya. Zhurnalistika = Proceedings of Samara University. Series: Philology, Journalism. 2014;14(3):52-61. (In Russ.)

3. Ionenko I.M. Krest'yanstvo Srednego Povolzh'ya nakanune Velikogo oktyabrya (Po ma-terialam Kazanskoy gubernii) = The peasantry of the Middle Volga region on the eve of the Great October (by the materials of Kazan province). Kazan': Tatknigoizdat, 1957:266. (In Russ.)

4. Ionenko I.M. Revolutionary struggle and national democratic movement of the soldier masses of the Volga and Ural regions on the eve of the Great October Revolution. DSc dissertation: v 2 t. Kazan', 1966;1054.

5. Ionenko I.M. Soldatskie massy v Oktyabr'skoy revolyutsii: po materialam Povolzh'ya i Urala = Soldiers' masses in the October Revolution: based on the materials of the Volga region and the Urals. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 1982:151. (In Russ.)

6. Silaeva N.M. (comp.). Revolyutsionnaya bor'ba krest'yan Kazanskoy gubernii nakanune Oktyabrya: sb. dok. i materialov = The revolutionary struggle of the peasants of the Kazan province on the eve of October: collected reports and materials. Kazan': Tatknigoizdat, 1958:824. (In Russ.)

7. Ionenko I.M., Tagirov I.R. Oktyabr' v Kazani = October and Kazan. Kazan': Tatknigoizdat, 1967:272. (In Russ.)

8. Ionenko I.M., Nayakshin K.Ya., Gershteyn E.E. et al. Oktyabr' vPovolzh'e = October in the Volga region. Saratov: Privolzhskoe kn. izd-vo, 1967:612.

9. Gorokhova L.V., Silaeva N.M. (comps.). Dokumenty po istorii Oktyabrya v Tatarii = Documents on the history of October in Tatarstan. Kazan': Tatarskoe knizhnoe. izd-vo, 1973:212. (In Russ.)

10. Ionenko I.M. Soldatskie massy v Oktyabr'skoy revolyutsii: po materialam Povolzh'ya i Urala = Soldier masses in the October Revolution: based on materials from the Volga region and the Urals. Kazan': Izd-vo Kazanskogo un-ta, 1982:151. (In Russ.)

11. Ionenko I.M. Nam zhit' i pomnit' (Zapiski shtabnogo ofitsera). O boevom puti 4-y Udar-noy armii = We must live and remember (Notes of a staff officer). On the combat path of the 4th Shock Army. Kazan': [B.i.], 1988:188. (In Russ.)

12. Balashov G.V., Dubman E.L., Kabytov P.S. Efrem Ignat'evich Medvedev. Chelovek, uchenyy, pedagog: monografiya = Efrem Ignatievich Medvedev. Man, scientist, teacher: monograph. Samara: Samarskiy un-t, 2006:175. (In Russ.)

13. Kabytov P.S. Sud'ba-Epokha: avtobiografiya istorika = Fate-Epoch: autobiography of a historian. Samara: Izd-vo Samarskiy universitet, 2008:352. (In Russ.)

14. Kabytov P.S. Skvoz' «likhie» i «nulevye»: Vospominaniya = Through the "likhiye" and "nulevye": Memories. Samara: Samarskiy universitet, 2012:288. (In Russ.)

15. Kabytov P.S., Dubman E.L. S.F. Platonov i Samara: istorik i pamyat' = Platonov and Samara: historian and memory. Samara: Samarskiy universitet, 2015:89. (In Russ.)

16. Kabytov P.S. Zhizn' i tvorchestvo professora Grigoriya Alekseevicha Gerasimenko = The life and work of Professor Grigory Alekseevich Gerasimenko. Saratov: Tekhno-Dekor, 2016:135. (In Russ.)

17. Kabytov P.S. Russkoe krest'yanstvo v nachale XX v. = Russian peasantry at the beginning of the 20th century. Samara: Samarskiy universitet, 1999:156. (In Russ.)

18. Sobolev Pedagogical School (1910). P.S. Starodvontsev. Kul'turnoe nasledie zemli Smo-lenskoy = Cultural heritage of the land of Smolensk. (In Russ.). Available at: https://nasledie. admin-smolensk.ru/obrazovanie/monastyrschina-uchebnye-zavedeniya/sobolevskoe-pedago gicheskoe-uchilische-1910-g-p-s-starodvorcev/

19. Azbelev S.N. Memories of V.V. Mavrodina. Problemy otechestvennoy istorii: Istochniki, istoriografiya, issledovaniya: sb. nauch. st. = Problems of Russian history: Sources, historiography, researched: collected articles. Saint Petersburg; Kiev; Minsk, 2008:13-15. (In Russ.)

20. Man'kov A.G. Dnevniki tridtsatykh godov = Diaries of the Thirties. Saint Petersburg: Evropeyskiy dom, 2001:318. (In Russ.)

21. Vishnyakov I.A. Na krutykh virazhakh = On sharp turns. Moscow: Voenizdat, 1973:223. (In Russ.)

22. Avtonomov P. V Kurlyandskom kotle (Povest' o parashyutistakh-partizanakh) = In the Courland Cauldron (The Tale of Paratroopers-Partisans). Moscow: Voenizdat, 1955:168. (In Russ.)

23. Pamyati Isaaka Izrailevicha Mintsa: sb. st. = In memory of Isaac Izrailevich Mints: collected articles. Moscow: Sobranie, 2007:744. (In Russ.)

Информация об авторах / Information about the authors

Валерий Юрьевич Карнишин

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Отечества, государства и права, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

Valeriy Yu. Karnishin Doctor of historical sciences, professor, head of the subdepartment of the history of Russia, state and law, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

E-mail: valerykarnishin@mail.ru

Наталья Геннадьевна Карнишина доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории Отечества, государства и права, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: karnishins@mail.ru

Natalia G. Karnishina Doctor of historical sciences, professor, professor of the sub-department of the history of Russia, state and law, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 15.07.2023

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 11.08.2023 Принята к публикации / Accepted 29.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.