Научная статья на тему 'Жизнь студенческих стройотрядов на строительстве Байкало-Амурской автомагистрали глазами участников'

Жизнь студенческих стройотрядов на строительстве Байкало-Амурской автомагистрали глазами участников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
БАМ / антропология советскости / история повседневности / студенческий стройотряд / советское студенчество / BAM / anthropology of Sovietness / history of everyday life / student construction team / Soviet students

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Заболотина Таисия Михайловна, Орлова Анна Юрьевна

Автор, студентка МПГУ, интервьюирует своих старших родственников «бойцов» студенческих стройотрядов на строительстве БАМа в 1970-х гг. Главная цель этого интервью взглянуть на строительство БАМа глазами студентов, прикоснуться к повседневности стройотрядов на стройке века. Информанты рассказывают о работе стройотрядов, условиях жизни в тайге, распорядке дня, организации питания, свободного времени, выстраивании личных отношений между студентами на БАМе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How the student construction teams lived while building the Baikal-Amur highway: through the eyes of the participants

The author, a student of Moscow Pedagogical State University, interviews her elder relatives “fighters” of student construction teams who built the Baikal-Amur highway (BAM) in the 1970s. The main purpose of this interview is to look at the construction of BAM through the eyes of students, to touch the everyday life of students' teams at the construction site of the century. The informants talk about the work of construction teams; living conditions in the taiga, daily routine, organization of meals, free time; building personal relationships between students at BAM.

Текст научной работы на тему «Жизнь студенческих стройотрядов на строительстве Байкало-Амурской автомагистрали глазами участников»

Elena Buchkina,

PhD in Philology, Associate Professor of the Chair of Cultural Studies,

Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University

(Moscow), ea.buchkina@mpgu.su

The Red chum as a model for literacy elimination among indigenous peoples of the Far North (based on the experience of Amalia Khazanovich)

The article is an analysis of the experience of Amalia Khazanovich, the liquidator of illiteracy among the Dolgans and Nganasans. The authors examines the methods that Amalia applied in her work in the context of the cultural policy of the USSR in the 1930s.

Keywords: cultural policy; elimination of illiteracy; red chum; library; peoples of the Far North.

Таисия Заболотина DOI 10.37492/ETN0.2023.71.2.011

Жизнь студенческих стройотрядов на строительстве Байкало-Амурской автомагистрали глазами участников

Автор, студентка МПГУ, интервьюирует своих старших родственников - «бойцов» студенческих стройотрядов на строительстве БАМа в 1970-х гг. Главная цель этого интервью - взглянуть на строительство БАМа глазами студентов, прикоснуться к повседневности стройотрядов на стройке века. Информанты рассказывают о работе стройотрядов, условиях жизни в тайге, распорядке дня, организации питания, свободного времени, выстраивании личных отношений между студентами на БАМе.

Ключевые слова: БАМ; антропология советскости; история повседневности; студенческий стройотряд; советское студенчество.

Простое учебное задание, которое дала группе студентов-первокурсников МПГУ Анна Юрьевна Орлова по предмету «Источниковедение», стало для меня еще одной возможностью узнать собственную семейную историю. Я сразу подумала о тех, чьи воспоминания

Заболотина Таисия Михайловна,

студентка факультета регионоведения и этнокультурного образования, Институт социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета (Москва), taisiazabolotina@yandex.ru

Научный руководитель: Орлова Анна Юрьевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии, Институт социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета (Москва), ugodnikova@mail.ru

очень важны и интересны, - моих старших родственниках. Это интервью - разговор с двумя участниками строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ), моими бабушкой и дедушкой, Людмилой Борисовной Заболотиной (Булгиной) и Андреем Ивановичем За-болотиным. Тогда, в 1974-1975 и 1977 гг. они были студентами Московского института инженеров транспорта (МИИТ) и принимали участие в стройке века в составе студенческих стройотрядов (ССО). Сейчас им уже за 65, они с радостью показывают старые фотографии и комсомольские билеты, рассказывают о трудностях работы и легкости молодости. Интересно наблюдать за тем, как память воспроизводит те годы. Бабушка больше рассказывает про быт и устройство лагеря. Дедушка же с удовольствием вспоминает работу на стройке и общение с товарищами. Бабушка помнит больше мелочей, дедушка -больше того, что объединяло бригаду, отряд или вообще всех студентов на БАМе. Главная цель этого интервью -взглянуть на строительство БАМа глазами студентов, прикоснуться к быту БАМа. Эти воспоминания сохранят память о 1970-х годах и позволят прикоснуться к молодежной культуре того времени. Наш разговор получился откровенным, а местами даже забавным. Меня интересовала работа в ССО в целом и их личный вклад, условиях жизни

в тайге, распорядке дня, организации питания, свободного времени, выстраивании личных отношений между студентами на БАМе.

Когда вы ездили в составе ССО на БАМ?

Людмила Борисовна Заболотина (далее Л.Б.): Я ездила в 1974-м.

Андрей Иванович Заболотин (далее А.И.): А я, получается... в 1973-м?

Л.Б.: Скорее, в 1975-м. После 2-го курса ездили в стройотряд. Я поступила в институт в 1972-м, значит, лето после 2-го курса - это 1974 год.

А.И.: Значит, я - в 1975-м. И через год еще в 1977-м.

Л.Б.: Так и живем... В каком году мы с тобой поженились? В 1976-м?

А.И. Да, второй раз я ездил уже женатым. И привез холодильник на зарплату!

Холодильник, который купили мои бабушка и дедушка на зарплату дедушки с БАМа в 1977 году, работает спустя почти полвека.

- Где вы работали?

Л.Б.: Дедушка - в Тынде, а я - в Сковордино.

- А как вы попали в стройотряд? Участие было обязательным, как учебная практика?

Л.Б.: Нет, участие в стройотряде было необязательным. Практика у нас была отдельно, после 3-го курса.

А.И.: На БАМ отбирались лучшие, кто хорошо учился и участвовал в общественной жизни. В стройотряд ехали без «хвостов».

Л.Б.: Наверное, отбирали и по здоровью. Но нам об этом не говорили.

А.И.: Мы проходили обязательный медосмотр, нам ставили прививки.

Л.Б.: Да, я после прививки от энцефалита лежала неделю с температурой 39°.

А.И.: Количество человек в отряде было ограничено. Многие, кто хотел, не попадали на БАМ. Работа в стройотряде была хорошим заработком. К тому же стройка была престижной.

- Сколько стройотрядов было в МИИТе?

Л.Б.: Много, на каждом факультете свой стройотряд. Но на стройке мы не специализировались по своим направлениям. Все работали в одинаковых условиях.

- Как вас распределяли по бригадам?

А.И.: В основном распределяли по группам, в которых мы учились, чтобы в бригаду попали знакомые друг с другом ребята.

- Сколько было девушек?

А.И.: Девушки ездили, но их было намного меньше, конечно. В основном девчонки работали на кухне. Во второй мой приезд у нас в бригаде была всего одна

девочка, и мы освобождали ее от тяжелой работы. Она отвечала за сухпайки и отмечала часы работы.

Л.Б.: Как повезло у вас девчонкам! Я даже не щебенку, вагон с гравием разгружала!

- Кто руководил отрядом? А.И.: В отряде был командир - опытный строитель и его помощник - мастер. В каждой бригаде был свой бригадир. Они составляли совет отряда и распределяли работу. Собирался совет каждый вечер.

Еще была такая интересная вещь. Перед отъездом нам выдавали специальные памятки со списком вещей, которые необходимо было взять с собой. Помимо стандартного набора одежды, обязательными пунктами в списке были килограмм лука и чеснок. В тайге распространенная болезнь - цинга. Очень не хватало витаминов. Я помню, что ел лук там, как яблоко. Средством против комаров был одеколон «Гвоздика» или специальный крем. И на месте нам выдавали специальные костюмы «энцефалитки», в которых мы находились в лагере. Это были толстые плетеные кофта и штаны, а сверху мелкая ярко-оранжевая сеточка, чтобы было видно человека в тайге.

- В чем заключалась ваша работа в ССО?

А.И.: Первый раз я ездил простым бойцом стройотряда. Мы были квартирьерами. Это группа в 20-25 человек, которые ехали на три недели раньше основного

отряда и обустраивали лагерь. Мы расчищали поляну и ставили палатки. Строили баню и туалеты (фото 3).

Л.Б.: А нас возили в баню в город каждую неделю, везде было по-разному.

А.И.: Палатки были довольно большие - на 20 человек. Ставили специальный помост из бревен, чтобы сырость не шла, потом помост накрывали брезентом, на который ставили кровати. Наш стройотряд был прикреплен к строительному тресту в Тынде. Они выдавали нам палатки и кровати. И обеспечивали питанием.

Л.Б.: А мы зарабатывали сами на еду, покупали на деньги из зарплаты.

- Получается, строительный трест отвечал за строительство определенного участка магистрали и обеспечивал это строительство?

А.И.: Да. В летний период они нанимали студенческие стройотряды. Для студентов это был очень хороший заработок. Трест организовывал жилье, студенты работали.

Л.Б.: А я поехала в отряд бойцом и работала на кухне. На этой фотографии (фото 4) я варю макароны. Был случай, когда моих старших подруг -девчонок, которые работали уже на кафедре в институте -поймали с выпивкой. И в наказание отправили разгружать вагоны гравия. А я была рядом, поэтому нас отправили вместе. Было очень тяжело. Тогда я была очень худой и слабой. Когда я ложилась спать, у меня сводило руки. А наутро невозможно было разогнуть пальцы.

- Сколько длилась работа в ССО?

А.И.: Два месяца летом. Первый раз я ездил даже на три месяца, потому что вначале был квартирьером. Потом мы занимались строительством водопропускных сооружений. У нас была одна большая железобетонная труба, строительством которой занималась отдельная бригада (фото 5). Нас распределили на строительство

■. л.-..

Фото 5

этой сложной трубы, потому что в нашей бригаде было три опытных строителя. А мы - обычные бойцы - были у них на подхвате. Другие бригады занимались строительством труб из гофрированного железа. Эти трубы состояли из сегментов, которые соединялись болтами. Мы ездили по трассе, нам указывали, где по проекту должны быть водоотводные трубы, и там мы собирали их. Работали вне зависимости от погодных условий.

- Расскажите о распорядке дня.

А.И.: Подъем был рано. Час отводился на умывание и завтрак. На кухне были повара, они вставали раньше и готовили на весь отряд (120 человек).

Л.Б.: Нас поднимали в шесть утра, а вас - в семь.

А.И: Потом за нами приезжал транспорт. У нас был один автобус и две грузовые машины «Урал». У каждой бригады был свой объект. Мы, например, занимались строительством этой большой трубы около месяца. А потом ездили помогать другим бригадам. В обед, по-моему, нам давали сухпаек. Приезжали в лагерь только к ужину.

- Как далеко вы ездили по трассе?

А.И.: Это зависело оттого, где нужно было работать. Наш лагерь стоял в 10 км от Тынды, а ездили мы по трассе и вправо, и влево на расстояние не более 50 км. Дороги там были разбитые, поездка занимала час, а то и два.

- Как был обустроен лагерь?

Л.Б.: У нас было восемь палаток. Одна командирская, маленькая, одна девчачья. Днем обязательно поднимали углы брезента палаток, чтобы проветривать. За этим следил врач в отряде. Вокруг лагеря мальчики даже поставили заборчик (фото 6).

- Чем именно занимались ССО?

А.И.: У нас были бетонные работы, подготовка бетонных оснований для труб. При строительстве боль-

<и ш

со

к

Ц шой трубы бетонные работы состояли в завязке арма-

турных каркасов, установке опалубки и заливке бетоном. Опалубка - это деревянные щиты, которые были формой для заливки бетона. Такие конструкции назывались железобетонным монолитом.

Были работы по монтажу труб. Трубы были диаметром около 1,2 м и состояли из трех сегментов. Мы собирали сегменты в кольца. Каждая труба представляла собой два-три слоя таких колец. Труба обшивалась гидроизоляцией, потом засыпалась сверху землей, и уже сверху клали железнодорожное полотно. Трубы шли поперек дороги.

Были работы по строительству складов, ангаров для хранения всего, что обеспечивало жизнь и строительство БАМа (фото 7). Собирали металлические каркасы и обшивали деревом. Помню, у нас была площадка, где мы строили пять ангаров. И последний ангар мы собирали буквально в день отъезда, когда были уже на чемоданах, потому что не успевали. На это строительство вызвались только добровольцы.

Был особый вид работ - добровольческие. В Тынде резко континентальный климат -днем еще ничего, а ночью было достаточно холодно. Дожди там - не то, что у нас, - ливни. Добровольцев собирали, когда нужно было срочно что-то доделать, привести объект в порядок. Такая работа поощрялась материально. Каждому бойцу-добровольцу начислялись баллы дополнительно к основным рабочим часам. В соответствии с этим уже в Москве после работы высчитывалась зарплата.

Во второй мой приезд мы занимались укреплением опор мостов. Мосты были построены до нас, стояли пролетные сооружения. Каждая опора окружалась конусом из земли, чтобы мост не сполз во время дождя. Наша задача была - замостить этот конус специальным камнем, как современной плиткой. Это были доломиты, кремний, сланец или известняк. Камень этот добывался американскими или японскими машинами -катерпиллерами [ Caterpillar Inc. - американский производитель строительной и горнодобывающей техники. - Т.З.] (фото 8).

В Советском Союзе таких машин не было. Эти же ка-терпиллеры на каменоломнях дробили камень до таких размеров, чтобы глыбы можно было перетаскивать. Остальную работу с камнем мы делали вручную: грузили в машины в карьере, разгружали около мостов, укладывали на укрепление. В итоге должно было получиться ровное сооружение, удерживающее опору моста. Я был уже мастером. Эта должность не подразумевает строи-

Фото 8

сЛ

/шь £>.-"• у?

Фото 9

тельную работу. Я руководил строительством - подписывал наряды, принимал работу.

Л.Б.: А наш отряд строил подъездные пути к БАМу (фото 9). Сначала делали насыпь, клали шпалы, потом прибивали к ним рельсы -этот процесс назывался рихтовка. Получалось сначала криво, мальчики это выравнивали. А потом была шпало-подбойка - щебенку загоняли под шпалы и утрамбовывали отбойным молотком. Для работы на кухне назначались повара, обычно три человека из отряда. Они освобождались от работы на стройке и весь день готовили еду. У поваров был помощник - дежурный (дневальный), который помогал

набирать воду, разжигать плиту, носить тяжелые кастрюли и мог помогать чистить картошку. Дневальный выбирался по очереди из каждой бригады. А еще у поваров был 12-часовой рабочий день, в то время как строителям ставили 8-часовой. Разнообразие в продуктах было небольшое - картошка, тушенка, каши, макароны.

Позже была организована выездная бригада. Мы ездили в разные точки и помогали другим ребятам. Я ездила в качестве повара, готовила на костре (фото 10). Чем ребята в этой бригаде занимались - даже не знаю... Но эта работа оплачивалась лучше, чем работа в обычных бригадах. У меня был помощник - таскал ведра и дрова, разжигал костер. Вот он на фотографии - либо ведра носит, либо на гитаре играет. Это был кто-то из местных, не из нашего отряда.

- А как проходили выходные?

А.И.: Выходной был только в воскресенье, а еще когда проходили какие-то мероприятия. Например, у нас была Спартакиада, тогда всех освободили от ра-

боты. А мы сами в выходные организовывали другие спортивные соревнования (фото 11). Ходили в тайгу, гуляли, ловили рыбу. В тайге много маленьких озер. Те, кто на стройку ездил не первый раз, привозили с собой сети, и по выходным мы проверяли сетями озеро, которое было неподалеку. И ловили довольно много рыбы! Вечером были танцы под музыку с магнитофона и песни под гитару. Но в основном после работы все ложились спать.

Фото 11

Была у нас агитбригада, в которую мне предложили вступить (фото 12). Мы ездили по трассе и выступали с песенными, танцевальными и юмористическими номерами перед другими отрядами, а в выходные - репетировали. Выступали по приглашениям, тогда нас снимали с работы. В агитбригаде был руководитель, он и решал, когда мы репетируем, когда и куда едем выступать. Как и все, он состоял в строительной бригаде и работал.

Мы выпускали стенгазеты и боевые листки в связи с какими-то успехами. В отряде была редколлегия. Рисовали на ватманах красками, придумывали эмблемы и на-

звания для отряда и бригады. Целые конкурсы проводились на лучшее название и эмблему. К концу работы в стройотряде наши куртки преображались: на них появлялись эмблемы и новые значки, которыми мы все обменивались.

Л.Б.: А у нас был заместитель командира отряда по культурной работе - комиссар. И еще одна очень важная вещь. В стройотряде был обязательный сухой закон. Если ловили с алкоголем, выгоняли из отряда в Москву за свой счет. Что молодежь сама себе может организовать? Только выпить. Поэтому все активности были, наверное, запланированы руководством, но мы об этом не знали. Весь инвентарь для спорта, канцелярию для газет надо же было кому-то привезти. Я играла в шахматы в свободное время (фото 13). Я была кандидатом в мастера спорта, но никому об этом не говорила. Все мальчишки хотели меня обыграть, но никто так и не смог.

Город, где я работала, Сковордино, находится рядом с границей с Китаем. И когда мы выбирались в город

в баню, девчонки шли в магазины и покупали себе качественные китайские вещи: зонтики, туфельки. - Расскажи подробнее о Спартакиаде. А.И.: Когда в Тынде было очень много отрядов, решили организовать Спартакиаду между всеми отря-

дами. Участвовали ребята не только из нашего института. Организовывал соревнования комсомольский штаб стройки. Были соревнования по футболу, волейболу и легкой атлетике.

- Дружили ли вы с ребятами разных возрастов?

А.И.: Конечно. Отряды у нас были разновозрастные,

хоть и почти все были второкурсниками. Кто-то уже отслужил в армии, кто-то позже поступил в институт, поэтому все были разного возраста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- В стройотряде складывались пары?

А.И.: Было у нас две парочки на стройотряд. Одни поженились даже, но они встречались еще до стройотряда. Были и у других ребят попытки. Но меня это не интересовало, потому что мы уже встречались с бабушкой в это время. А второй раз я ездил уже женатым.

Л.Б.: Молодежь же! Что делать? Конечно, влюбляться!

Фото 17

С?исок иллюст@аций:

Фото 1 - ССО «Вант-75». Фото 2 - Бабушка на стройке. Фото 3 - Бабушка в лагере ССО. Фото 4 - Бабушка на кухне.

Фото 5 - Строительная бригада на фоне железобетонной трубы.

Фото 6 - Лагерь ССО.

Фото 7 - Студенты на строительстве склада. Фото 8 - Дедушка на фоне машины Са1егрШег, с помощью которой добывался облицовочный камень для опор мостов.

Фото 9 - Железная дорога до рихтовки.

Фото 10 - Бабушка готовит обед для выездной бригады.

Фото 11 - Лагерь ССО. Соревнования по настольному

теннису.

Фото 12 - Агитбригада ССО. Фото 13 - Игра в шахматы. Фото 14 - Спартакиада между ССО.

Фото 15 - Студенты в лагере ССО.

Фото 16 - Строительство железной дороги.

Фото 17 - Бабушка готовит еду на костре для рабочих

выездной бригады.

Фото 18 - Дедушка (слева) с руководителем агитбригады ССО (справа).

Фото 19 - Строительная бригада на строительстве железобетонной трубы. Фото 20 - Студент на стройке. Фото 21 - Ужин в лагере ССО. Фото 22 - Студенты в лагере ССО. Фото из семейного архива А.И. и Л.Б. Заболотиных.

Taisiya Zabolotina,

Student of the Faculty of Regional Studies and Ethnocultural Education,

Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University

(Moscow), taisiazabolotina@yandex.ru

Supervisor: Anna Orlova,

PhD in History, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), ugodnikova@mail.ru

How the student construction teams lived while building the Baikal-Amur highway: through the eyes of the participants

The author, a student of Moscow Pedagogical State University, interviews her elder relatives - "fighters" of student construction teams who built the Baikal-Amur highway (BAM) in the 1970s. The main purpose of this interview is to look at the construction of BAM through the eyes of students, to touch the everyday life of students' teams at the construction site of the century. The informants talk about the work of construction teams; living conditions in the taiga, daily routine, organization of meals, free time; building personal relationships between students at BAM.

Keywords: BAM; anthropology of Sovietness; history of everyday life; student construction team; Soviet students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.