Научная статья на тему 'Жизнь после рабства'

Жизнь после рабства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕСУРСОСНАБЖАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДОЛГОСРОЧНЫЙ ТАРИФ / МЕТОД ДОХОДНОСТИ ИНВЕСТИРОВАННОГО КАПИТАЛА / МЕТОД RAB / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / NETWORK ORGANIZATION / TARIFF REGULATION / LONG-TERM TARIFF / REGULATORY ASSET BASE METHOD / RAB METHOD / ENERGY EFFICACY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеленский Юрий Витальевич

В статье анализируется возможность применения метода расчета тарифов на основе долгосрочных параметров их регулирования в целях обеспечения сетевых организаций ресурсами для модернизации активов, повышения энергетической эффективности, сдерживания роста тарифов в долгосрочной перспективе. Автор предлагает конкретный механизм тарифного регулирования, сочетающий установление тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования и применение мер экономического стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIFE AFTER RABBLE-ROUSING

The article consider the potential оf tariff calculating method based on their long-term regulation parameters that can supply regional electrical network operators with resources for asset modernization and economy efficacy enhancement and also can provide tariff containment for a long-range outlook. The authors suggest the concrete tariff regulation mechanism combined tariff determination based on long-term regulation parameters with means of economy stimulation of energy-saving and economy efficacy enhancement based on statements of Federal Law No. 261-FZ of November 23, 2009.

Текст научной работы на тему «Жизнь после рабства»

Жизнь после RABства

Ю.В. Зеленский

президент некоммерческого партнерства «Прайм Актив Групп» (г. Владивосток)

Юрий Витальевич Зеленский, [email protected]

В статье продолжается обсуждение проблем тарифного регулирования ресурсоснабжающих организаций, начатое автором в материале «Метод ЯАВ - кто виноват и что делать»1.

Тарифное регулирование - цели забыты

Тарифная политика последнего времени, в первую очередь внедрение метода доходности инвестированного капитала (Метода ЯАВ) (см. [4]), должна была обеспечить, с одной стороны, достижение доступности услуг ресурсоснабжения для населения путем формирования долгосрочных тарифных планов в соответствии с долгосрочной стратегией экономического развития территории, с другой стороны, достижение устойчивого функционирования ресурсоснабжающего комплекса за счет обеспеченности оборотными средствами, высокой собираемости платежей, рентабельности деятельности организаций, стимулирования эффективной работы их менеджмента, создания условий для инвестиций в развитие комплекса.

Однако вульгаризация метода ЯАВ в первых его применениях заставила Федеральную службу по тарифам (далее - ФСТ России) в 2010 году принять решение [3] о том, что для перехода к регулированию тарифов по этому методу сетевая организация должна иметь активы остаточной стоимостью более 3 миллиардов рублей либо долю в условных единицах соответствующего субъекта Российской Федерации более 10 процентов, что лишило территориальные сетевые организации возможности применения эффективного инструментария

метода ЯАВ для модернизации активов за счет заемных средств и повышения эффективности своей деятельности. Вместо метода ЯАВ сетевым организациям был предложен метод расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций [4], который, по сути, является ничем иным, как методом «затраты плюс», расширенным на долгосрочный период регулирования.

Но упомянутые задачи у сетевых организаций остались, и их решение необходимо искать уже в новых условиях! Однако ориентация на метод долгосрочных параметров регулирования заставляет усомниться в том, что еще недавно декларируемые цели тарифного регулирования остались в приоритете. По возможностям повышения эффективности деятельности регулируемых организаций метод долгосрочных параметров при его прямолинейном применении заметно уступает методу ЯАВ, но выбора у территориальных сетевых организации уже нет. Попытаемся понять, какие же резервы для развития у них остались.

Вне зависимости от метода регулирования проблемная ситуация для территориальной сетевой организации может быть описана следующим образом.

Во-первых, региональные регулирующие органы в соответствии с законодательными установками [6] ориентированы на сдерживание тарифов и стимулирование повышения энергетической эффективности деятельности организаций, поэтому для сетевой организации при любом методе ее регулирования будет согласована сумма необходимой валовой выручки (далее - НВВ) и

1 См.: Зеленский Ю. В., Кириченко Е. В. Метод ЯАВ - кто виноват и что делать // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2011. № 6.

оплаты потерь, изменяющаяся в долгосрочной перспективе по некоторой умеренной траектории, метод же регулирования при таком жестком подходе, по сути, определяет только то, за счет каких составляющих эта прогнозная сумма будет сформирована, но не может гарантировать организации бесконтрольный рост тарифа в ее пользу.

Во-вторых, вне зависимости от метода регулирования сетевая организация для обеспечения своей деятельности вынуждена нести фактические расходы и оплачивать фактические потери, которые могут оказаться меньше соответствующих показателей, утвержденных при формировании тарифа. При этом экономический эффект для организации определяется не столько достигнутым снижением расходов на операционную деятельность и оплату потерь, сколько возможностью присвоения в долгосрочной перспективе эффекта от такого снижения. Но если для организации коммунального комплекса прямо предусмотрено [7], что в течение периода действия тарифов дополнительные средства, полученные организацией в результате снижения затрат вследствие повышения эффективности ее деятельности при реализации производственной программы, остаются в распоряжении организации, то для организаций электросетевого комплекса подобных гарантированных механизмов нет [8].

В-третьих, с принятием Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) сетевые организации обязаны обеспечить снижение потерь электроэнергии при ее транспортировке и повышение энергетической эффективности электросетевой инфраструктуры. Однако хорошо известно, что основным препятствием для решения указанных задач является высокая степень изношенности оборудования территориальных сетевых организаций. В связи с этим мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, должны включать достаточно масштабную модер-

низацию инженерной системы в целом, а не только установку приборов учета передаваемой электроэнергии, что, очевидно, требует существенных инвестиций. Учитывая, что метод долгосрочных параметров регулирования не наделяет регулируемые организации инвестиционными ресурсами в необходимом объеме, возможным решением проблемы видится привлечение заемных средств.

Таким образом, в целях повышения энергоэффективности сетевой инфраструктуры территориальным сетевым организациям должен быть предложен такой механизм тарифного регулирования, который, с одной стороны, направлен на решение проблем сетевой организации, а именно:

1) обеспечивает ее необходимыми инвестиционными ресурсами для выполнения модернизации инженерной системы;

2) позволяет привлечь в этих целях заемные средства за счет того, что ясно демонстрирует кредиторам, из каких источников будет произведено погашение кредита, другими словами, остающиеся в распоряжении сетевой организации средства должны позволить в долгосрочной перспективе вернуть кредитору заемный капитал и уплатить проценты за его использование;

3) стимулирует экономическими средствами организацию к выполнению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а для этого реализация проекта модернизации активов организации должна стимулироваться остающейся в ее распоряжении некоторой чистой текущей стоимостью МРУ.

С другой стороны, исходя из смысла Закона № 261-ФЗ такой механизм должен быть направлен на сдерживание в долгосрочной перспективе роста тарифов на транспортировку электроэнергии.

При детальном изучении положений Закона № 261-ФЗ и Приказа ФСТ России № 174-э/8 [4] становятся видны принципы построения такого тарифного механизма.

Жить можно...

Механизм тарифного регулирования территориальных сетевых организаций может

быть построен на принципе сочетания регулирования в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования с возможностями экономического стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предоставляемыми Законом № 261-ФЗ.

В соответствии с пунктом 8 статьи 25 этого закона «при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, может предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению (здесь и далее выделено мной. - Ю.З.) объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств. При этом указанная экономия может быть сохранена за организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, на период не менее чем пять лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, в том числе путем установления объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) на услуги по передаче энергетических ресурсов, на уровне, соответствующем уровню, имеющемуся до проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, с учетом заданной при установлении долгосрочных тарифов динамики снижения. По истечении указанного срока цены (тарифы) на соответствующие товары, услуги должны устанавливаться с учетом полученной такими организациями экономии от проведения этих мероприятий и обеспечивать эффект для потребителей от указанной экономии, в том числе путем

снижения объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, подлежащего учету при установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче энергетических ресурсов. Порядок, методы и принципы установления цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, с учетом положений настоящей части устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)».

Приведенные положения закона могут служить базовыми принципами решения рассматриваемой проблемы и означают, что если регулируемая организация по итогам

2011 года получит экономический эффект от снижения потерь при транспортировке электроэнергии, достигнутый за счет мероприятий, затраты на реализацию которых не были учтены при установлении для нее тарифа на 2011 год, то такая организация вправе обратиться в регулирующий орган с предложением сохранить за ней с 2012 года полученную экономию путем установления на период не менее 5 лет уровня потерь электрической энергии, утвержденного на 2010 год, - уровня, имевшегося до проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В дальнейшем подобная процедура установления уровня потерь электрической энергии может быть реализована только после окончания каждого долгосрочного периода регулирования, то есть начиная с 2015 года, с 2020 года и т. д.

Рассмотрим, почему установление долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования в сочетании с сохранением на определенный период за территориальными сетевыми организациями экономии, полученной ими в результате мероприятий по сокращению потерь электроэнергии при ее передаче, в полной мере соответствует указанным задачам, которые призвано решить тарифное регулирование для повышения энергетической эффективности сетевой инфраструктуры, почему такой механизм тарифного регулирования соответствует интересам как сетевых организаций, так и потребителей и почему такой

механизм может быть согласован регулирующим органом.

Обратим внимание на то, что все связанные с модернизацией сетевого хозяйства мероприятия, включенные в инвестиционную программу сетевой организации, можно разделить на 2 группы:

1) обеспечивающие снижение потерь при транспортировке электроэнергии;

2) повышающие надежность работы оборудования и энергоснабжения потребителей, а также улучшающие качество передаваемой электроэнергии.

Целесообразно, чтобы финансирование первой группы мероприятий было обеспечено не за счет затрат, учтенных в тарифе, а за счет привлеченных сетевой организацией заемных средств, что позволит в короткие сроки провести модернизацию соответствующих элементов сетевой инфраструктуры, снизить потери электроэнергии при транспортировке и повысить энергетическую эффективность системы в целом. Для реализации такого механизма финансирования за организацией необходимо сохранить всю полученную от снижения потерь электроэнергии при транспортировке экономию путем установления соответствующего уровня потерь на период, превышающий срок окупаемости рассматриваемых инвестиций. Это даст возможность:

1) создать для организации экономические стимулы к выполнению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за счет установления уровня потерь на период, превышающий срок окупаемости;

2) обеспечить организацию инвестиционными ресурсами в необходимом объеме за счет привлечения заемных средств; последнее будет возможным по той причине, что кредиторы получат ясное представление о надежном и долгосрочном источнике, из которого будет произведено погашение кредита.

Кроме того, фиксирование уровня потерь и неучет при установлении тарифа затрат на выполнение первой группы мероприятий станут факторами сдерживания в указанный период роста тарифов на транспор-

тировку электроэнергии. По истечении же этого периода тариф на транспортировку электроэнергии будет устанавливаться уже с учетом достигнутого организацией снижения потерь электроэнергии при транспортировке, обеспечивая тем самым снижение в сопоставимых ценах тарифа и получение потребителями эффекта от выполнения первой группы мероприятий, что удовлетворяет не только интересам потребителей, но и соответствует задачам, решаемым регулирующим органом.

Финансирование второй группы мероприятий, в выполнении которых в первую очередь заинтересованы потребители, логично обеспечить за счет затрат, учтенных в тарифе, тем более, что в силу отсутствия заметного экономического эффекта от выполнения этих мероприятий другого источника финансирования, по сути, нет. При этом понятно, что выполнение мероприятий займет определенный период, длительность которого зависит от размера учитываемых в тарифе ежегодных затрат на выполнение мероприятий.

Согласно пункту 11 приказа ФСТ России [4] указанные затраты не могут превышать 12 процентов от НВВ организации. Учитывая, что вторая группа мероприятий является лишь частью инвестиционной программы организации, можно полагать, что для их выполнения в приемлемый период в тарифе можно учесть затраты даже в меньшем объеме, чем 12 процентов от НВВ, что также станет фактором сдерживания в указанный период роста тарифов на транспортировку электроэнергии. По нашим предварительным расчетам, при уровне затрат 8-9 процентов от НВВ только в первый год после перехода на долгосрочное тарифное регулирование будет наблюдаться рост тарифа на 14-16 процентов, но затем этот рост не будет превышать 5 процентов в год.

Не все так просто

Приведенная концепция позволяет выработать общий подход к созданию долгосрочных условий для повышения энергетической эффективности и модернизации сетевого хозяйства городов, однако для

применения его на практике требуется детализация всей процедуры. В этом плане становится крайне важным разъяснение ряда вопросов, ответы на которые ни приказ ФСТ России [4], ни Закон № 261-ФЗ прямо не содержат.

Методологические вопросы

1. Что понимается под установлением объема потерь электроэнергии при ее передаче на уровне, соответствующем уровню, имеющемуся до проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности? Другими словами, что именно фиксируется - объем потерь в абсолютном или в относительном выражении, установленном на тот период? В статье 25 Закона № 261-ФЗ нет четких указаний на этот счет.

2. Что означает формулировка «с учетом заданной при установлении долгосрочных тарифов динамики снижения»? К чему это относится - к снижению объема потерь или к снижению тарифа в целом за счет ежегодного снижения необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей? Дело в том, что в Приказе ФСТ России [4] никаких требований к снижению уровня потерь не предъявлено, а единственный коэффициент (Х - индекс эффективности подконтрольных расходов), влияющий на снижение тарифа, определяет снижение уровня операционных расходов. В вязи с этим возникает вопрос: установление объема (уровня) потерь подразумевает фиксацию определенной величины и ее сохранение на весь расчетный период или же установление объема (уровня) потерь на каждый год расчетного периода задается с определенной динамикой снижения?

3. Как пояснялось, если организация по итогам 2011 года получила экономический эффект от снижения потерь при транспортировке электроэнергии за счет мероприятий, затраты на реализацию которых не были учтены в тарифе 2011 года, то для нее с 2012 года может быть установлен уровень потерь, утвержденный на 2010 год. Однако определить показатель снижения потерь по итогам 2011 года и обратиться в регулирующий орган с предложением закрепить за

ней уровень потерь 2010 года организация сможет лишь в начале 2012 года, тогда как тариф на 2012 год будет для нее установлен еще в 2011 году. Означает ли это, что в случае принятия решения о закреплении за организацией с 2012 года уровня потерь 2010 года тариф 2012 года обязательно должен быть пересмотрен?

4. Если принято решение о закреплении за организацией с 2012 года уровня потерь 2010 года, то будет ли сохранен за организацией экономический эффект, полученный ею в 2011 году за счет выполнения мероприятий, профинансированных из собственных средств? В пункте 8 статьи 25 Закона от № 261-ФЗ судьба экономического эффекта, полученного организацией в 2011 году от снижения потерь, не определена.

5. Экономия может быть сохранена за организацией на период не менее чем 5 лет, однако способ определения такого периода не приведен. Кроме того, по истечении указанного периода тариф на транспортировку электроэнергии должен устанавливаться с учетом достигнутого снижения потерь электроэнергии при транспортировке. Если период сохранения экономии заканчивается в предпоследний год долгосрочного периода регулирования и по окончании периода сохранения экономии организация вновь за счет собственных средств в течение года выполнит мероприятия по снижению потерь, то тогда тот же уровень потерь может быть сохранен за ней начиная со следующего долгосрочного периода регулирования еще не менее чем на 5 лет. Возникают вопросы: на какой период следует устанавливать сохранение объема потерь и может ли этот период занимать несколько долгосрочных периодов регулирования?

Организационные вопросы

1. В какой срок в течение, например,

2012 года организация должна обратиться в регулирующий орган с заявкой сохранить за ней экономию от снижения потерь электроэнергии путем закрепления уровня потерь 2010 года на период с 2012 года?

2. Каков порядок сохранения за организацией рассматриваемой экономии?

3. Каковы перечень и содержание документов, предоставляемых в регулирующий орган при заявке сохранения за организацией полученной экономии от снижения потерь электроэнергии при ее транспортировке?

4. Условием сохранения за организацией экономии от снижения потерь является финансирование организацией мероприятий, обеспечивающих такое снижение за счет собственных средств, однако законом не указано, как организация должна доказать факт финансирования мероприятий, обеспечивающих снижение потерь, из собственных средств.

Но вариант есть!

Закон не предусматривает обязательность сохранения за организацией полученной ею экономии от снижения потерь, и решение по этому вопросу принимает регулирующий орган. В связи с этим представляется важным, чтобы регулирующие органы заранее высказали свое отношение к предложенному подходу, так как только после этого возможна его успешная реализация.

Полагаю, что возможные ответы на приведенные вопросы могут быть следующие.

1. Период сохранения для организации уровня потерь может не совпадать с долгосрочным периодом регулирования и сроком инвестиционной программы, при этом он может быть распространен на несколько долгосрочных периодов регулирования:

• согласно статье 5 приказа ФСТ России № 174-э/8 [4] первый период регулирования - не менее 3 лет (ожидается, что такой период и будет установлен);

• в соответствии с письмом ФСТ России от 12 мая 2010 года [5] «для территориальных сетевых организаций, в отношении которых планируется регулирование в форме установления

долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций ... программы должны представляться на срок, равный продолжительности первого долгосрочного периода регулирования», то есть на 3 года;

• сохранение уровня потерь возможно на период не менее чем 5 лет, то есть первый такой период не может совпасть с первым долгосрочным периодом регулирования.

Учитывая сказанное и то, что сроки окупаемости инвестиций в инфраструктурные проекты достаточно длительные, а также понимая, что предлагаемая процедура финансирования мероприятий по снижению потерь электроэнергии при транспортировке предполагает привлечение заемных средств, представляется целесообразным устанавливать длительность периода сохранения для организации уровня потерь не меньше срока окупаемости инвестиций, что в большинстве случаев потребует распространения этого периода на несколько долгосрочных периодов регулирования.

Заключительные положения пункта 8 статьи 25 Закона № 261-ФЗ отсылают нас к законодательству Российской Федерации о государственном регулировании тарифов2, в котором, правда, не содержится порядок применения метода долгосрочных параметров регулирования. По аналогии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации [9] можно предположить, что регулирующий орган на основе предварительно согласованных с ними организацией мероприятий по снижению потерь электроэнергии при транспортировке обязан в течение 2 лет после окончания срока окупаемости расходов на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень потерь, учтенных при регулировании тарифов на период, предшествующий сокращению потерь.

2 Такими законодательными актами являются Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 и Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2.

Вот почему видится разумным устанавливать длительность периода сохранения для организации уровня потерь на срок окупаемости мероприятий по снижению потерь электроэнергии при транспортировке плюс 2 года, но не менее чем 5 лет. Срок окупаемости определяется расчетным путем.

2. Фиксирование объема потерь в абсолютном или в относительном выражении (в процентах) влияет на то, какова будет продолжительность периода окупаемости мероприятий по снижению потерь электроэнергии при транспортировке и, следовательно, определяет период сохранения для организации уровня потерь. При согласовании сохранения за организацией экономии, полученной от снижения потерь, в регулирующий орган должны представляться расчеты с учетом фиксирования объема потерь как в абсолютной, так и в относительной величине для того, чтобы регулирующий орган мог ясно представлять себе последствия предлагаемой процедуры. Целесообразным представляется выбор такого варианта, который приводит к меньшему периоду окупаемости мероприятий по снижению потерь электроэнергии при транспортировке, что связано в первую очередь с необходимостью привлечения заемных средств к финансированию указанных мероприятий и, соответственно, учета интересов кредиторов в отношении сокращения срока возврата кредитов.

3. Сохранение уровня потерь на весь расчетный период или изменение этой величины с определенной динамикой снижения также влияет на продолжительность периода окупаемости мероприятий по снижению потерь электроэнергии при транспортировке и определяет период сохранения для организации уровня потерь. Целесообразно сохранять уровень потерь на весь расчетный период (срок окупаемости плюс 2 года), что также позволит сократить срок окупаемости мероприятий по снижению потерь электроэнергии при транспортировке и создаст приемлемые условия для привлечения заемных средств к финансированию таких мероприятий. В дальнейшем расходы на оплату технологических потерь электроэнергии ежегодно корректируются

исключительно в соответствии с изменением стоимости этих потерь (по аналогии с пунктом 64 постановления Правительства Российской Федерации [9]).

4. Из пункта 8 статьи 25 Закона № 261-ФЗ однозначно следует, что даже если тариф первого года того периода, на который закрепляется уровень потерь, был ранее установлен, то при принятии решения о сохранении за организацией экономии, достигнутой от реализации мероприятий по снижению потерь при транспортировке электроэнергии, уровень потерь для рассматриваемого года должен быть пересмотрен. Следовательно, должен быть пересмотрен и тариф первого того периода, на который закрепляется уровень потерь.

5. Сохранение за организацией экономического эффекта, полученного в год, предшествующий периоду, на который закрепляется уровень потерь, представляется вполне очевидным, поскольку эффект получен от мероприятий, профинансированных за счет собственных средств организации, а точнее, за счет заемных средств, требующих возврата.

6. Срок обращения организации в регулирующий орган в целях применения процедуры сохранения объема потерь, например с 2012 года на уровне 2010 года, должен соответствовать стандартно установленным законодательством Российской Федерации срокам подачи документов в регулирующий орган в целях установления регулируемых тарифов. Однако учитывая, что процедура сохранения объема потерь на уровне, имевшемся до проведения мероприятий по энергосбережению, требует тщательного выполнения расчетов и подготовки различных документов, является новой и в деталях не регламентированной, представляется важным, чтобы для применения процедуры был предоставлен максимально возможный срок для обращения организации в регулирующий орган, а также учтена вероятность внесения корректировок в расчетные схемы и подаваемые на согласование документы.

7. Порядок сохранения за организацией экономии, полученной от снижения потерь, установлен пунктом 6 статьи 25 За-

кона № 261-ФЗ, где указано, что «в целях закрепления долгосрочных параметров, учтенных при установлении долгосрочных тарифов, между органом государственной власти, органом местного самоуправления, осуществляющими функции в области регулирования тарифов, и организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности, заключается соглашение, определяющее права и обязанности сторон». В соглашении организации должно быть гарантировано сохранение объема потерь на уровне, имевшемся до проведения мероприятий по энергосбережению, что позволит ей привлечь заемные средства. Кредиторы же должны быть уверены, что достигнутая в ходе реализации этих мероприятий, профинансированных за счет заемных средств, экономия гарантированно останется в распоряжении организации в течение установленного периода.

8. По итогам установления фактических данных о полученной экономии по результатам выполненных мероприятий организация должна обратиться в регулирующий орган с заявлением о сохранении за ней экономии, достигнутой в результате реализации мероприятий по снижению потерь электроэнергии при транспортировке, профинансированных из собственных средств, путем закрепления уровня потерь электроэнергии, имевшегося до проведения мероприятий. К заявлению необходимо приложить следующие документы:

• расчет срока окупаемости мероприятий по снижению потерь электроэнергии при транспортировке с учетом фиксирования объема потерь как в абсолютной, так и в относительной величинах, а также расчет для обоих случаев получаемого организацией экономического эффекта за период окупаемости инвестиций плюс 2 года;

• инвестиционная программа организации с указанием реализуемых мероприятий и источников их финансирования в течение всего периода, на который закрепляется уровень потерь;

• проект программы энергоэффективности, являющейся частью инвестиционной программы организации,

в которой указаны реализуемые мероприятия и источники их финансирования в течение всего периода, на который закрепляется уровень потерь;

• расчет прогнозной динамики изменения регулируемого тарифа на услуги по передаче электроэнергии, устанавливаемого для регулируемой организации на основе долгосрочных параметров регулирования в течение периода, на который закрепляется уровень потерь.

В качестве подтверждения факта финансирования организацией из собственных средств мероприятий, обеспечивших по итогам года, предшествующего периоду, на который закрепляется уровень потерь, снижение потерь электроэнергии при транспортировке, к заявлению могут быть приложены:

• документы с утвержденной организацией НВВ, из которых следует, что финансирование мероприятий из тарифа в регулируемом году, предшествующем периоду, на который закрепляется уровень потерь, не предусматривалось;

• утвержденные на год, предшествующий периоду, на который закрепляется уровень потерь, инвестиционная программа и программа энергоэффективности, в которых указаны реализуемые мероприятия и источники их финансирования;

• заключение самой организации о том, что полученный эффект снижения потерь электроэнергии достигнут по результатам проведения мероприятий, финансируемых из собственных средств, с указанием этих мероприятий и расчетом полученного эффекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеленский Ю. В., Кириченко Е. В. Метод ЯАВ - кто виноват и что делать // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2011. № 6.

2. Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного

капитала : приказ Федеральной службы по тарифам от 26 июня 2008 года № 231-э.

3. Об утверждении Порядка согласования Федеральной службой по тарифам предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов, касающихся перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, а также решений о продлении срока действия первого трехлетнего долгосрочного периода регулирования : приказ Федеральной службы по тарифам от 18 августа 2010 года № 183-э/1.

4. Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций : приказ Федеральной службы по тарифам от 29 июля 2010 года № 174-э/8.

5. О представлении тарифных заявок на электрическую энергию : письмо Федеральной службы по тарифам от 12 мая 2010

года № ЕП-4053/12.

6. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ.

7. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса : Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ.

8. Об электроэнергетике : Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ.

9. Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109.

10. Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке : утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* * *

Окончание. Начало на с. 44

спора о правах на недвижимое имущество по иску заинтересованного лица о признании (восстановлении) права залога. При этом в качестве ответчиков привлекаются залогодатель, а также лицо, за которым в ЕГРП в момент рассмотрения дела зарегистрировано недвижимое имущество, ранее обремененное ипотекой. Для восстановления регистрационной записи суду необходимо исследовать добросовестность приобретателя, действительность сделки купли-продажи, наличие согласия приобретателя на обременение его имущества по чужим долгам. Кроме того, указал ВАС РФ, восстановление регистрационной записи, залогодателем по которой будет значиться гр-н Коломинский, не являющийся собственником заложенного имущества, незаконно, так как противоречит статье 335 Гражданского кодекса Российской Федерации.

III. Продажа строений, возведенных застройщиком на арендуемом земельном участке, влечет перемену лиц на стороне арендатора: права и обязанности по договору аренды переходят на новых собственников строений (Министерство имущественных отношений Московской области (/Э общество «Подмосковье-Строй». Дело № А41-14506/09. ВАС № 1721/11)

Между Министерством имущественных отношений Московской области (далее - Министерство) и обществом «Подмосковье-Строй» (далее - общество) был заключен договор аренды земельного участка. Впоследствии общество построило на земельном участке несколько зданий и продало их третьим лицам. Полагая договор аренды действующим, Министерство обратилось в суд с иском к обществу о взыскании задолженности по арендной плате.

Суд первой инстанции иск удовлетворил, с чем не согласились суды апелляционной и кассационной инстанций. В своих постановлениях они указали, что в соответствии со статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Кроме того, суды сослались на пункт 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 24 марта 2005 года № 11, в соответствии с которым с момента регистрации перехода права собственности на здания новый собственник признается фактическим землепользователем участка, несмотря на отсутствие оформления арендных отношений в виде договора аренды между собственником земли и новым собственником недвижимости. Таким образом, решили суды, взыскание арендной платы с застройщика противозаконно, поскольку последний прекратил пользование земельным участком. Указанные доводы были также поддержаны Президиумом ВАС РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.