Научная статья на тему 'Жизнь людей с ограниченными возможностями в России и США'

Жизнь людей с ограниченными возможностями в России и США Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10419
867
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА / ИНВАЛИДНОСТЬ / ПОМОЩЬ / БОРЬБА / ГОСУДАРСТВО / АМЕРИКА / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куликова Анастасия Ивановна, Шамшурова Марина Юрьевна

По тому, как современное общество относится к людям с физическими недостатками, судят об общем уровне «цивилизованности» общества, страны. Решение актуальной проблемы точно не по силам общественному мнению. Для этого мало власти и воли. В последние годы жизнь инвалидов в европейских странах очень изменилась. Для них стали создаваться такие условия жизни, при которых они могут не только получать помощь, но и нести ответственность, иметь обязанности, применять свои, пусть самые небольшие, способности. Жизнь инвалидов в Европе сейчас легче и достойнее, чем жизнь инвалидов в России. Изменения, произошедшие за последние годы, во многом есть результат борьбы самих инвалидов за свои права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Куликова Анастасия Ивановна, Шамшурова Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизнь людей с ограниченными возможностями в России и США»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Полозова А.Н., Ярцева И.М. Индикативная оценка сбалансированности менеджмента//Сахар .2013. - №9. - С.17-25.

2. Саликов Ю.А., Кузьменко Н.И. Инновационный ландшафт - приоритетное условие промышленно-территориального развития / Ю.А. Саликов, Н.И. Кузьменко // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий.- 2015. - № 1 (63). - С. 204-209.

© Кузьменко Н.И., 2016

УДК 330

Куликова Анастасия Ивановна

студентка 2 курса

Факультета Социальных Коммуникаций и Филологии

ГГПИ им В.Г.Короленко г. Глазов, Российская Федерация научный руководитель: Шамшурова Марина Юрьевна,

к. п.н., доцент кафедры иностранных языков и М. П.

ГГПИ им В.Г. Короленко г. Глазов, Российская Федерация Е-mail: sinpel@mail.ru

ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РОССИИ И США

Аннотация

По тому, как современное общество относится к людям с физическими недостатками, судят об общем уровне «цивилизованности» общества, страны.

Решение актуальной проблемы точно не по силам общественному мнению. Для этого мало власти и воли. В последние годы жизнь инвалидов в европейских странах очень изменилась. Для них стали создаваться такие условия жизни, при которых они могут не только получать помощь, но и нести ответственность, иметь обязанности, применять свои, пусть самые небольшие, способности. Жизнь инвалидов в Европе сейчас легче и достойнее, чем жизнь инвалидов в России. Изменения, произошедшие за последние годы, во многом есть результат борьбы самих инвалидов за свои права.

Ключевые слова

Проблема, инвалидность, помощь, борьба, государство, Америка, Россия.

Выделяющийся во всем мире мощный процесс гуманизации общественных отношений стимулирует обострение общечеловеческого интереса к проблемам наименее социально защищенных слоев, среди которых инвалиды занимают одно из первых мест.

Разные причины ведут к потере значительной частью человечества здоровья и трудоспособности, что жестоко отражается на их материальном положении и мироощущении, порождает настроения ущемленности, ущербности и пессимизма не только у них самих, но и у окружающих. Поэтому перед обществом, осознающим свою человечность и стремящимся к ее реализации, встает проблема всесторонней помощи тем, кто в ней крайне нуждается.

В данной статье хочу поделиться с вами своим опытом общения с людьми с ограниченными возможностями, провести сравнение жизни инвалидов и отношения к ним в России и за рубежом.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Проблемы инвалидов нужно изучать для того, чтобы улучшить качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также для более комфортного нахождения их в современном обществе.

Согласно Российскому законодательству, инвалид - это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничение жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое по ведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»[1, с.1]

С инвалидностью живут сотни миллионов людей во всем мире, большая часть из них проживает в развивающихся странах. В настоящее время количество людей с инвалидностью составляет около 10% населения Земли (примерно 650 миллионов человек). По данным статистики в России на 2016 год проживает 12924 человека с ограниченными возможностями, что составляет 88,4% из общей численности инвалидов, приходящихся на 1000 человек населения. [2]

Примерно 19% жителей США имеют серьезные расстройства здоровья, несколько сот тысяч имеют статус инвалидов. Впрочем, это не исключает их из нормальной жизни. Наиболее известным инвалидом США, вероятно, может считаться Франклин Рузвельт, который болел полиомиелитом и из-за этого передвигался в коляске, что не помешало ему стать одним из величайших президентов США. Ныне в Вашингтоне установлен мемориал Рузвельту, который одновременно является памятником всем инвалидам Америки. [3]

Несмотря на то, что люди с ограниченными возможностями составляют десятую часть населения планеты, они фактически являются самой большой группой меньшинств в мире. И по прогнозам экспертов эта цифра будет постоянно расти.

Среди инвалидов можно выделить три группы: а) пенсионеры, получающие пенсию по возрасту; б) инвалиды, получающие пенсию по инвалидности; в) работающие лица трудоспособного возраста, не являющиеся получателями пенсий и пособий.

Рост инвалидности, с которым мы сегодня сталкиваемся, можно назвать ростом «накопленной» инвалидности. Снижение шансов трудоустройства, ненадежность случайных заработков не могут не подталкивать граждан, имеющих основания для получения инвалидности, регистрировать инвалидность. Чтобы выжить в таких условиях, они прибегают к аккумуляции всех доступных источников доходов, в том числе системы социального обеспечения.

Инвалидность, так или иначе определяемая, знакома каждому обществу, и каждое государство, сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям, формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

В течение последних тридцати лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования политики в отношении инвалидов. Правительства различных стран разрабатывают подходы к решению проблем этой социальной группы, оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованном инвалидам[3].

Люди с ограниченными возможностями тоже люди. Они такие же, как и мы, только с ограничениями. Проблема таких людей, их адаптации в обществе, взаимодействия и отношения является сегодня актуальной и очень серьезной. Проблема непринятия обществом людей с ограниченными возможностями, пожалуй, самая худшая черта человечества. Мы, россияне, не можем с гордостью сказать, что прилагаем все усилия для благоустроенной жизни людей с ограниченными возможностями. Интересно, как живут инвалиды за рубежом? Как государство относится к ним? А самое главное, общество? Планируя своё исследование, прежде всего я изучила Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», исследовала данные СМИ, искала информацию в сети Интернет, и, самое главное, общалась с людьми с ограниченными возможностями.

В древние времена в России люди с ограниченными возможностями занимали самую низшую ступень населения. Их считали обузой, прослойкой, не приносящей пользу. Их уделом было никчёмное существование и вымирание. Постепенно отношение к инвалидам менялось в лучшую сторону.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Для инвалидов в России выделяются денежные средства для строительства реабилитационных центров, выплачиваются пособия, назначаются льготы. Но главной проблемой по-прежнему остается духовное развитие этих людей, моральная поддержка.

Семья Петровых Наталья и Александр переехали из России в Америку ещё в 2014 году. У дочери Марии ДЦП. Через год после переезда, пообщавшись с Натальей, на меня нахлынула волна эмоций и удивления! Представьте мое изумление. Год назад унылая женщина, не получившая поддержки и понимания со стороны общества, с ребёнком-инвалидом переехала в США. Сейчас она совсем другой человек. Я увидела прекрасную добрую «американку», довольную Марию, которая сидела в инвалидном кресле. «Америка - настоящий рай для инвалидов. На каждом шагу со стороны общества чувствуется уважение и понимание. Стоило только подойти к дороге, как все машины, словно давние наши друзья, сразу же останавливались, любезно предлагая перейти дорогу. Такое внимание редко где встретишь.

Американские специалисты для облегчения передвижения предлагают освоить кресло-коляску с электроприводом. Чудо! Город весь как будто был покрыт «паутиной» съездов и пандусов. Мимо проезжают автобусы, оборудованные подъемниками для инвалидов. Кругом синеют, как «светлячки», знаки «Инвалид на коляске», показывая и обозначая места для парковок автомобилей инвалидов.

В пути встречаются американцы, так же независимо передвигающихся на колясках. Никто из прохожих не обращает негативного внимания, и это очень нравится.

Медицинское обслуживание в США очень дорогое, и даже не всем работающим оно по карману. Но инвалиды получают его практически полностью. Все врачи-специалисты приезжают по вызову домой при первом звонке. Если же нет возможности, то в пункт осмотра выдвигаются сами. Почему бы и нет? Есть специальные пандусы, автобусы, такси, дорожки для инвалидов, даже спортивные стадионы оборудованы под инвалидные кресла. В каждом парке такси, от 20 до 40 микроавтобусов, оборудованных подъемниками. Люди с ограниченными возможностями получают специальные купоны для пользования такси.

Учиться направляют в обычную школу. Здесь сегодня уже никто не оспаривает педагогический смысл совместного обучения. Считается, что для развития детей-инвалидов и здоровых детей лучше, если они занимаются в общей школе: у здоровых детей развивается социальная совесть, а дети-инвалиды учатся жить в мире так называемых нормальных людей. Дети, которые по различным причинам не в состоянии заниматься в общеобразовательной школе, обеспечиваются особым обучением. При этом вся семья обеспечивается специальной педагогической помощью, помогает персонал школы, эксперт и врач, обследовавший ребенка.

К сожалению, люди устроены так, что если они не знают, как можно жить хорошо, то они и не стремиться к этому хорошему».

С сожалением нужно вспомнить о тысячах российских инвалидов, которые из-за недоступности своих городов пожизненно сидят в своих квартирах.

До 1975г. в США ситуация по доступности жилой среды для инвалидов практически не отличалась от России. С принятием в 1975г. «Закона об инвалидах» в Америке все круто изменилось. Началось грандиозное движение самих инвалидов против дискриминации. Большую роль в этом сыграли суды, которые всякий раз строго наказывали того, кто не желал выполнять «Закон об инвалидах». Специально созданные бригады строителей-подрядчиков по всем штатам Америки стали делать съезды и пандусы, день за днем улучшая доступность американских городов для инвалидов.

Также можно спросить: зачем мне нужно читать о жизни инвалидов в других странах? У нас совсем другие проблемы, политика, другая жизнь.

Это не правильно. Боль, страдание, мужество и терпение человека одни и те же по всему свету. Большинство инвалидов в массе своей унижены и забиты! Многим еще предстоит понять, что только активность, сплоченность в борьбе за свои права могут кардинально изменить их положение. Нигде благополучие инвалидов не пришло само собой. За него боролись и письмами, и выступлениями, и митингами протеста.

Борьба шла по двум направлениям: за право иметь равные условия и возможности с другими людьми и за право на развитие врожденных способностей личности.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

В Америке более 200 общественных организаций, где люди отстаивают свои права и интересы, считают, что лишенные права выбора, каким транспортом пользоваться - личным или городским, люди с инвалидностью попали тем самым под дискриминацию со стороны общества. Каждая компания имеет в арсенале доступные автобусы и такси, готовые обслужить группу или отдельного человека. Поэтому основной спор идет о метро, рейсовых автобусах, трамваях.

Если же ребенка-инвалида воспитывает семья, это поощряется государством (множество Американских семей усыновляют детей инвалидов с России). [5]

Родители обязательно решают вопросы об обучении ребенка либо в закрытом интернате, где основной акцент делается на физиотерапию, либо в обычной школе. Школы совместного обучения - норма жизни в Америке, но только наиболее прогрессивные родители отдают своих детей в такие школы, обеспечивая тем самым их независимое будущее. В общих школах дети с инвалидностью набираются большого опыта и лучше адаптируются в обществе. Они заканчивают колледжи, университеты, получают работу.

В стране очень популярна и развита система волонтерства - работа по душе, по свободному графику, без денежного вознаграждения. Пенсионеры и инвалиды идут в волонтеры, чтобы чувствовать себя, свою активность в общественной жизни, а также школьники и студенты, чтобы приобрести опыт и уверенность.

С 90-х годов многие общественные организации инвалидов стали пропагандировать философию независимой жизни инвалидов. Более того, экономически выгоднее, чтобы инвалид жил самостоятельно вне интерната, при необходимости имея личного помощника, чьи услуги оплачивало бы государство, решая при этом и проблему занятости населения.

Главная задача организаций инвалидов заключается в том, чтобы предоставить инвалидам необходимую информацию о правах, о средствах реабилитации, жилье, учебе, работе, доступном отдыхе. Формируются группы поддержки, в которых учат инвалидов отстаивать свои права.

Очень популярны акции прямого реагирования на случаи дискриминации инвалида: например, если не пропустили инвалида в дорогой супермаркет или престижный кинотеатр, на следующий же день у дверей этого заведения может состояться акция протеста с привлечением прессы. В этих случаях действует правило, что любая негативная информация уже есть антиреклама, влекущая убытки. Вот так инвалиды отстаивают свои права.[5]

В Международный год инвалида законом "О дискриминации инвалидов" был принят новый стандарт по строительству частного жилья. С 2000 года все дома в Америке проектируются и строятся с требованиями инвалидов. Такая планировка жилья обходится государству дорого, но другого выхода нет.

Самое главное в Америке то, что каждый человек боится нарушить Закон об американцах-инвалидах и делает все возможное, чтобы обеспечить им достойную жизнь. Однако и в этой благополучной стране не решены все проблемы инвалидов. Одной из проблем является стремление государственной системы социальной помощи к изолированию инвалидов в специальные школы, специальные интернаты, центры дневного пребывания. Здесь создаются тепличные условия, что приводит к иждивенчеству и беспомощности людей с ограниченными возможностями.

Отношение Российского государства к людям с ограниченными возможностями стало меняться к лучшему лишь начиная с 60-х гг., когда инвалидам были впервые гарантированы бесплатная медицинская помощь и образование, а для некоторых категорий даже возможность трудиться. В 1979 г. в СССР был официально введен статус «ребенка-инвалида» (до этого инвалидность определялась как «снижение или утрата общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы» и на детей, соответственно, не распространялась). Наконец, позже, в 1995 г. Госдума приняла закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который хоть и немного, но соответствует мировым стандартам. Многие пункты этого закона до сих пор, увы, остаются только намерениями.[1, с.17]

Соответствующим образом менялось и отношение к инвалидам в обществе. Люди начали постепенно привыкать к тому, что вокруг них живут люди с другим строением тела и/или мозга, и учиться воспринимать их в качестве таких же граждан. Тем не менее стереотип о том, что инвалиды не являются нормальной частью

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

социума, сохраняется и поныне. Особенно это касается инвалидов по рождению: детей с разнообразными синдромами, ДЦП, аутизмом и пр. (Психологически это легко объяснимо: потерять руку или ногу в результате несчастного случая может каждый, поэтому такие инвалиды меньше воспринимаются как «иные», а вот поставить себя на место человека с врожденной аномалией гораздо труднее — нам, родившимся здоровыми. Но это не промах государства, а самих людей, будущих родителей. Россия хоть и далеко не первая в статистике употребления алкоголя и других потребляемых вредных веществ подростками, но всё же это играет значительную роль в продолжении здорового будущего.

Можно много говорить о жизни американских инвалидов, о внимательном отношении общества к их проблемам, но самое главное: нам хорошо было бы у них поучиться технологии защиты прав, и тогда совместными усилиями мы добьемся того, чего уже давно добились американские инвалиды.

Необходимо создавать как можно больше сообществ для инвалидов, чтобы у них была возможность общаться с себе подобными, нельзя допускать, чтобы они замыкались в себе и четырех стенах своей комнаты. Очень важно дать понять подрастающем поколению, что люди с ограниченными возможностями- не только аномалия природы и окружающей среды, но и неправильный, вредный образ жизни, который ведут сами люди- всё это отражается в будущем.

Но если уж так случилось, то инвалидность не повод ставить на себе крест и отказываться от всех радостей жизни! Главное, чтобы человек был крепок морально и духовно, полон решимости и воли к жизни, что гораздо важнее. Внутренние преобразования не проходят за один день, это процесс на много лет. Для того чтобы ситуация изменилась полностью, нужно, чтобы выросло новое поколение. Но для этого необходимо, как минимум, чтобы родители, которые сейчас учат своих детей, понимали, что их отношение к инвалидам неправильно, что это — их дефект.

Что самое важное в жизни каждого человека с ограниченными возможностями? Наверное, большинство ответит на этот вопрос: условия для комфортного существования. Это, безусловно, важно, но, на мой взгляд, гораздо важнее найти на своём пути достаточное количество отзывчивых людей. Всё зависит от нас самих!

Список использованной литературы:

1. ФЗ № 181 от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гл. I, ст.1.

2. Положение инвалидов: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс], http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#, - статья в Интернете.

3. Егорова Н.И. Франклин Делано Рузвельт - биография

4. [Электронный ресурс], - http://to-name.ru/biography/franklin-ruzvelt.htm, - статья в Интернете.

5. Подобед, М.А. Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов. Москва, 2004. С. 17-19

6. Менделеева Дарья Как живут русские дети-инвалиды в США?

7. [Электронный ресурс], - http://www.pravmir.ru/deti-invalidy-v-amerike-i-v-rossii/,- статья в Интернете. References:

1. The Federal law № 181 dated 24.11.1995 "On social protection of disabled in Russian Federation" Chapter I, article 1.

2. The situation of persons with disabilities: Federal state statistics service [Electronic resource], -http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#, - article in the Internet.

3. Egorova N. And. Franklin Delano Roosevelt - biography [Electronic resource], -http://to-name.ru/biography/franklin-ruzvelt.htm - article in the Internet.

4. Podobed, M. A. Social services elderly citizens and the disabled. Moscow, 2004. S. 17-19

5. Mendeleev Daria As the home of the Russian children with disabilities in the United States? [Electronic resource], -http://www.pravmir.ru/deti-invalidy-v-amerike-i-v-rossii/ article in the Internet.

© Куликова А. И., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.