УДК 7.038.11
Жизнь и судьба «амазонки» русского авангарда (В. Ф. Степанова)
Д. И. Ахметова,
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация
The life and fate of the "Amazon" of the Russian Avant-Garde (V. F. Stepanova)
D. I. Akhmetova,
Research Associate at Department of Fine and Decorative Art of G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, the Republic of Tatarstan, the Russian Federation
Аннотация
Русский авангард начала ХХ в. коренным образом изменил расстановку художественных сил в мировом искусстве. На авансцену выходят отечественные мастера, которые сегодня признаны как создатели новых направлений в искусстве. Всемирно признанным и одним из самых популярных направлений является конструктивизм, родоначальником которого, кроме А. Родченко, можно назвать и его жену В. Степанову: они были уникальной творческой и супружеской парой. Оба учились в Казани в художественной школе. Однако, их творчество и деятельность казанского периода малоизвестны, особенно В. Степановой. Основной целью статьи является рассмотрение раннего периода творчества одной из самых знаменитых женщин русского авангарда, а также ее влияние на жизнь и творчество А. Родченко. Задачи исследования состоят в том, чтобы на основе выявленных в Национальном архиве Республики Татарстан неизвестных документов, а также опубликованной литературы, фотодокументов из государственных и частных архивов изучить особенности учебы художницы, выявить ее круг общения в Казани, знакомство с
A. Родченко, попытаться реконструировать отдельные малоизученные страницы жизни В. Степановой в контексте всей ее деятельности и творчества. Найденные в Национальном архиве РТ документы из фонда Казанской художественной школы являются уникальными свидетельствами пребывания начинающей художницы в Казани, а также позволяют уточнить годы учебы В. Степановой, которые в литературе всегда указываются неправильно. В. Степанова - одна из «амазонок» русского авангарда, художница и дизайнер, конструктивист. Творческая деятельность
B. Степановой была многогранной и новаторской; она занималась живописью и графикой, оформлением книг и журналов, создавала одежду и орнаменты к тканям, была сценографом у В. Э. Мейерхольда. Художественное образование она получила в Казанской художественной школе в 1912-1914 гг., куда приехала вслед за своим первым мужем - начинающим архитектором Д. М. Федоровым (в 1930-е гг. - главный архитектор Казани). Познакомилась здесь со своим будущим мужем А. Родченко.
Вместе они создавали свое представление о новом искусстве. Хотя В. Степанова намеренно старалась оставаться в тени знаменитого мужа, тем не менее, она являлась самостоятельной творческой единицей, со своим оригинальным видением искусства. Ее творчество редко можно увидеть в региональных музеях, однако в Государственном музее изобразительных искусств РТ недавно появились ее работы, благодаря дару ее семьи - дочери и внука.
Abstract
The Russian Avant-Garde of the early twentieth century radically changed the correlation of artistic forces in the World Art. Local masters, who are today recognized as founders of new art movements, are coming to the foreground. Internationally recognized and one of the most popular movements is Constructionism, the founder of which, apart from A. Rodchenko can be considered his wife V. Stepanova as well: they were unique creative wedded couple. They both studied at the Kazan Art School. However, their work and activity during the Kazan period is little known, especially the one of V. Stepanova. The main purpose of the article is considering of the early period of artwork of one of the most famous women of the Russian Avant-Garde, as well as her influence on the life and art of
A. Rodchenko. The research tasks are to reveal the peculiarities of the artist's studying, her circle of contacts in Kazan and acquaintance with A. Rodchenko, and try to reconstruct certain understudied pages of life of V. Stepanova within the framework of her activities and art, based on the unknown documents found in the National Archives of the RT, as well as published literature and photographs from public and private archives. Documents from the collection of the Kazan Art School, found in the National Archives of the RT, are a unique evidence of beginning artist's staying in Kazan, which enable clarifying the years of study of V. Stepanova, being always provided incorrectly in literature. Stepanova is one of the «Amazons» of the Russian Avant-Garde, an artist, designer and constructionist. The creative activity of V. Stepanova was multifaceted and innovative; she was engaged with painting and graphic arts, design of books and magazines, created clothes and ornaments for textile fabrics, she was V. E. Meyerhold's stage designer. She got her artistic education in the Kazan Art School in 1912-1914, where she arrived following her first husband, a beginning architect D. M. Fedorov (Chief Architect of Kazan in 1930s). Here she got acquainted with her husband-to-be Alexander Rodchenko. Together they were creating their own idea of new art. Although Stepanova tried to remain in the background of her famous husband intentionally, however, she was an independent creative unit with an original vision of art. Her art can rarely be seen at regional museums, but recently her works have appeared in the State Museum of Fine Arts of Tatarstan, thanks to the gift of her family - her daughter and grandson.
Ключевые слова
B. Ф. Степанова, А. М. Родченко, Д. М. Федоров, Казанская художественная школа, «амазонка» русского авангарда, конструктивизм, текстильный дизайн, Альфред Барр, Музей современного искусства в Нью-Йорке.
Keywords
V. F. Stepanova, A. М. Rodchenko, D. M. Fedorov, the Kazan Art School, «Amazon» of the Russian Avant-Garde, constructionism, textile design, Alfred Barr, the Museum of Modern Art in New York.
«Неистовая Степанова с нежными чувствами» - писал об известной художнице Владимир Маяковский. Варвара Федоровна Степанова - одна из
ярчайших фигур русского искусства первой половины ХХ в., «амазонка авангарда», как назвал женщин-художниц той эпохи поэт Б. Лившиц. Она была художницей, дизайнером, педагогом, а также женой выдающегося художника и фотографа Александра Родченко, что было, наверно, ее главной и великой миссией в жизни.
Варвара Степанова прошла достаточно динамичный путь от модерна к авангарду, будучи самой молодой из «амазонок». После увлечения символизмом в юности В. Степанова становится последовательным и одним из наиболее ярких представителей русского революционного авангарда 1910-1920-х гг. В 1917-1919 гг. художница увлекалась визуальной поэзией, слагая графические композиции из «заумных» строк, основанных на выразительном сочетании звуков (рукописные книги «Ртны Хомле», «Зигра ар», «Глоболкым»), а в 1919 г. иллюстрировала книгу А. Е. Крученых «Глы-Глы».
Самыми известными произведениями художницы являются серии графико-живописных композиций «Фигуры» (1919-1920) - серии условно-фигуративных работ и рукодельные, не рассчитанные на массовый тираж плакаты и коллажи. Чуть позднее важным полем авангардного эксперимента явилась ее сценография, сочетающая конструктивизм с гротеском абсурда (декорации и костюмы к пьесе «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина в театре В. Э. Мейерхольда, 1922). Степанова выступила также и как радикальный новатор текстильного дизайна, выполнив 150 рисунков для Первой ситценабивной фабрики (1924-1925), из них реализовано было 20.
В лучших своих теоретических выступлениях 1920-х гг. она отстаивала независимость нового искусства, понимая его как «чудо», которое не может быть постигнуто в узкоутилитарном, чисто функциональном смысле.
Степанову можно назвать наиболее активным художником-общественником» авангардного толка. Она служила в отделе изобразительных искусств Наркомпроса (1919-1922), сотрудничала с Институтом художественной культуры (1920-1923), преподавала в студии ИЗО Академии коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской (1920-1925) и в Высших художественно-технических мастерских (1924-1925). Как художница и художественный редактор постоянно занималась масс-медийным дизайном: в журналах «Кинофот» (1922), «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ» (1923-1927), «Советское кино», «Современная архитектура», «Смена», «Книга и революция» (1926-1932), «Советская женщина» (1945-1946). В 1933-1934 гг. была художественным редактором в Партиздате. В 1930-1950-х
В. Ф. Степанова. 1914 г. V. Е. Stepanova. 1914 г.
гг. часто в сотрудничестве с А. Родченко оформляла агитационно-политические альбомы («Заветы Ленина женщинам всего мира», «Итоги первой пятилетки», «Первая Конная», «Советская авиация», «Совхозы», «25 лет Казахской ССР», «Московский метрополитен»).
В поздний период ее редакционная деятельность (в основном для издательства «Искусство») уже всецело доминировала над художественной. К сожалению, в 1940-1950-е гг. ее новаторские принципы, живое и блестящее авангардное искусство оказались под запретом. Тем не менее, В. Ф. Степанова до конца жизни была предана искусству в любых его формах, писала пейзажи.
В. Ф. Степанова была участницей многочисленных выставок: Х Государственной выставки «Беспредметное творчество и супрематизм» (Москва, 1919); выставки «0,10» (Москва, 1919); Ьй Государственной выставки искусства и науки (Казань, 1920); «5х5=25» (Москва, 1921); Международной выставки декоративных искусств и художественной промышленности в Париже в разделах: «Театр», «Искусство ткани», «Индустрия книги», «Графика» (1925).
В судьбе Варвары Федоровны значительную роль сыграл период жизни в Казани. Она родилась 10 октября 1894 г. в городе Ковно (нынешний Каунас в Литве)
Опросный лист В. Ф. Степановой в Казанской художественной школе. 1914 г. НА РТ, ф. 564, оп. 1, д. 384, л. 172.
A questionnaire of V. F. Stepanova at the Kazan art school. 1914. NA RT, fond 564, series 1, file 384, p. 172.
в семье чиновника1. Отец - Федор Иванович Степанов (1862-1939), чиновник в городской управе. Мать - Александра Ивановна Степанова (урожденная Васильева, 1874-1950), служащая. В. Степанова закончила в Гродно Мариинскую женскую гимназию с золотой медалью. 3 октября 1911 г. она посылает запрос в Казанскую художественную школу (КХШ) о программе и условиях приема. Ее гродненский адрес указан там как ул. Садовая, д. 112. Ответ ей был послан 8 октября 1911 г. На следующий год, 21 августа 1912 г., Педагогическим Советом школы под председательством заведующего Г. А. Медведева она была допущена к экзамену в головной натурный класс школы3. Это говорит о том, что она поступала, преодолев сразу несколько ступеней в начальном художественном образовании, что можно было бы объяснить домашним или гимназическим обучением рисованию. Завесу ранней биографии приоткрывает стандартный опросный лист о физическом состоянии и здоровье учащегося, заполненный ею как ученицей школы4. Он интересен тем, что его заполняли два человека, двумя разными почерками. Первой его заполнила Степанова, ее почерк известен. Второй почерк, которым были внесены исправления, предположительно может принадлежать Дмитрию Федорову, первому мужу Варвары Степановой. Она пишет, что поступила в учебное заведение «17-ти лет» (то есть на тот момент ей было 17 лет, неполных 18), сверху исправлено - «1912 года». На вопрос, в какой класс или отделение, Степанова отвечает - «во 2-ой класс», сверху исправление -1 класс. Далее в опросном листе она отвечала на вопросы о прививках и болезнях, при этом лист заполнен не полностью; на вопросы о весе, росте ответов нет, притом, что в течение учебы за физическим состоянием студентов следили. Она указала, что ранее болела корью и воспалением легких, а в 1910 г. ей была сделана ревакцинация оспы.
Несколько слов надо сказать о Дмитрии Михайловиче Федорове, поскольку именно из-за него юная В. Степанова приехала в Казань и поступила в КХШ5. Он родился в Казани в 1891 г. в семье цехового мещанина. В 1907 г. окончил школу и поступил в КХШ на архитектурное отделение. Художественную школу закончил по первому разряду в 1912 г. со званием помощника архитектора и преподавателя графических искусств в средних учебных заведениях, с правом поступления в Академию художеств.
Одновременно с учебой в школе, в 1909-1912 гг., Д. Федоров работал производителем работ и проектировщиком у весьма востребованного казанского архитектора В. А. Трифонова. Примерно в 1914 г. он уехал из Казани, возможно, в Кострому, потом в Москву6. За ним в 1914 г. последовала Варвара Степанова, проучившись в КХШ только два года и не закончив обучение.
Однако не первый муж - Д. Федоров - определил судьбу Варвары Степановой. В Казани она познакомилась с вольнослушателем КХШ - Александром Родченко7. Надо сказать, что сам Родченко мог общаться с Дмитрием Федоровым до знакомства В. Степановой. Так, в ведомости за март 1912 г. за работы в фигурном классе встречаются фамилии, как Родченко, так и Федорова, хотя они учились на разных отделениях, но встречались в общих классах на занятиях8. Можно отметить, у Родченко в этой ведомости были оценки «2» и «3», а у Федорова - «1» (это места за работы - от «1» до «3», вместо оценок). Напротив фамилии Федорова стоит пометка «переведен», очевидно, в следующий класс (специальность). Также, в дневнике Родченко в 1912 г. появляется красноречивая запись от 24 августа:
Родченко А. Портрет Варвары Степановой. 1914 г. Музей личных коллекций - Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. A. Rodchenko. Portrait оf Varvara Stepanova. 1914, Museum of private collections - the Pushkin State Museum of Fine Arts.
«Был на постройке у Федорова. Он купил готовальню за 15 рублей и еще мелочь какую-то... Значит, он бросил пить.. ,»9. А уже в записи через год, в августе 1913 г., Родченко отмечает: «Как странно, что Варя такая грустная.»10. В февральском письме 1915 г. Степанова вспоминала, как будучи в Казани, они с «Митей» и «Наташей»11 были в гостях у Родченко: «В тот вечер ты поцеловал меня, мы пили с тобой на брудершафт»12.
Отношения складывались постепенно, но неумолимо. Весной 1914 г. Варвара пишет записку: «Шура, у Вас хотела спросить насчет работы. Темпера у
13
меня что-то не выходит»13.
Потом она уехала, возможно, за мужем. Жила в Костроме и Москве. В Москве работала бухгалтером, секретарем-машинистом на фабрике металлических изделий В. Збука. Неопределенность положения мучила, а любовь окрыляла. В переписке Родченко и Степановой раскрылся весь спектр чувств влюбленных -от эйфории до тревоги и постоянных душевных переживаний. В этих отношениях все было непросто. Она - замужем, он - свободен, но беден, и, понимая сложность своего материального и социального положения, постоянно напоминал ей об этом. Призывал стать самостоятельной, чтобы решить все проблемы в этом любовном треугольнике. Они переписывались два года, приезжали друг к другу14.
В Москве Варвара посещала частные студии К. Юона и М. Леблана. Творчество Степановой до революции малоизвестно; как художница она ярко проявилась уже после нее, поэтому говорить о влиянии Казани на творчество Степановой сложно. Ясно лишь: она не избежала увлечения стилем модерн, и это
сказалось на ее замечательном колористическом таланте, ясности, логичности построения произведений, что стало заметным уже в середине 1910-х гг. В стенах казанской школы она и ее будущий муж - оба были настроены на одну романтическую волну. Они придумали друг другу прозвища, подписывая послания, Александр звал ее «Нагуаттой», Варвара его - «Анти». Родченко писал: Пусть томно льется по залам странным,
Сбиваясь в грезу, скользя как сон, Мой вальс старинный, мой вальс пьянящий, Мой вальс, сплетенный из бледных роз...
Степанова отвечала: «Я видела тебя королем необъятного царства, где в бездне загорались твои желания. И мне показалось, что я не знаю всей тайны твоей души. И никогда не узнаю...»
Таким был их мир, отличный от обыденного.
В 1915 г. он напишет ей: «Странно. Как я переменился после встречи с тобой. Сколько сделал красивого. Живя с тобой, я чувствую, что еще много сделаю красивого и никогда не остановлюсь на пути к красоте... Мне кажется, что тебя-то я искал, а все было не то, не то... Разве нужно быть только красивой, страстной и влюбленной! Как этого мало. А ты... ты та, которую можно без устали любить. Почему я не видел тогда твоей тихой души!
Знаешь ли ты, что сама душа влюблена в тебя, смотри, какая она стала радостная и все поет о тебе так нежно, так властительно!.. Хочется все делать новые чудеса, чтобы восхищение не покидало твою голову. Вот опять я посадил в свою душу невиданные семена, из которых вырастут и напоят тебя ароматом очарованные цветы. Люби бездонно, и я до бесконечности буду нов и изобретателен... Я силой своего извращенного, странного ума заставлю тебе служить призраки, а волей почти волшебника вызову тени умерших... Я сделаю вещи, которым не будет названия и их очарованию не будет конца.»15.
Именно ей первой А. Родченко напишет в 1915 г. о том, что, наконец, нашел идею своего творчества: «Теперь я занялся графикой, но в ней нет человеческих лиц, в них нет ничего. В ней мое будущее. Я нынче сотворил чудовищные вещи. Я буду соперником Пикассо в обладании дьявола. И посмотришь.»16. В это время он создал в Казани свои «Линейно-циркульные композиции», первые конструктивистские опыты.
Надо сказать, что в те годы новые идеи рождались стремительно, зафиксировать свое главенство в том или ином художественном направлении старались многие. Позже Родченко начнут обвинять, что он создавал свой конструктивизм под влиянием К. Малевича, ведь когда в 1916 г. молодой художник перебрался в Москву, Малевич уже создал свой знаменитый «Черный квадрат» (1915). Многие полагали, что все уже было придумано, а Родченко подхватил и только развил идеи беспредметного искусства. Однако, Степанова горячо защищала мужа: «Родченко, не зная никакого супрематизма-квадрата, в глухой Казани, не предполагая и существования Малевича, делает графики, которые имеют квадратные формы»17. И это справедливо, ведь к беспредметным формам он пришел путем личной творческой эволюции, хотя бесспорно - эти идеи тогда просто носились в воздухе, такое было время.
В 1916 г. А. Родченко покидает Казань навсегда, чтобы, наконец, соединиться с Варварой Степановой и начать новую жизнь в искусстве. Знакомится с
Leningrad branch of the state publishing house. 1924. Reconstruction by V. A. Rodchenko. 1965. the Pushkin State Museum of Fine Arts.
ный плакат для ленинградского отделения Госиздата. 1924 г. Реконструкция
1965 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
А. Родченко. Реклам-
Advertising poster for
В. А. Родченко.
A. Rodchenko.
Татлиным, Малевичем, Кандинским. Без всякой натяжки можно сказать, Казань, когда-то подарившая миру Лобачевского и его неевклидову геометрию, подарила миру и художника Родченко, и его конструктивизм.
И все же, для самой этой пары Казань значила нечто особенное. В 1925 г. Александр Родченко выехал в Париж для работы над оформлением советского раздела Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности. Находясь вдали от дома, он бесконечно скучал по своей семье -недавно родившейся дочке Варваре, жене и матери: «Твой Котька сидит в новой фуфайке и смотрится в зеркало, и говорит: "Чтоб, когда приеду, ты развелась с Ф[едоровым] и носила свою фамилию". Мне кажется, что я вновь влюбляюсь в тебя, вновь вспомнил тебя в Казани... Милая, милая! Твой Анти»18.
В другом письме из Парижа Родченко с нетерпением пишет: «Я хочу пойти с тобой в загс и записаться!»19. Расписаться они смогли только в 1942 г. в эвакуации в Молотове (Перми), поскольку первый муж долго не давал В. Степановой развода. Собственно, это была сложная тема для всех троих, поэтому подробности бракоразводного процесса не известны.
Через десятилетие о Варваре Степановой напишет молодой американский искусствовед Альфред Барр, в канун нового 1928-го г. приехавший в Москву. В скором будущем - первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке. Его очень интересовала живопись русских авангардистов (в Америке был страшный дефицит художников, особенно, новейших направлений, а Россия тогда была в авангарде), и один из самых «нужных» ему объектов был как раз Родченко. Однако, Родченко к тому времени живопись не интересовала, он увлеченно занимался фотографией и дизайном, поэтому к визиту Барра отнесся с неудовольствием, он просто мешал ему работать (Родченко всю жизнь был трудоголиком). Хотя Барр предпочел на этом не концентрироваться, вот что он писал: «Оба (Родченко
и Степанова. - Д. А.) говорили только по-русски, но оба - блистательные, многогранные художники. Р[одченко] показал нам ужасающее разнообразие всего - супрематистские картины (им предшествуют наиболее ранние геометрические вещи из всех, что я видел - 1915 год, сделанные с помощью циркуля) - гравюры на дереве, на линолеуме, плакаты, книжки, фотографии, кино-декорации. Он не писал картин с 1922-го года, посвящая себя фотографическим искусствам, в которых он мастер. Жена Р[одченко] - художественный редактор в "Кино". Я договорился о том, что мне предоставят фотографии работ Родченко для статьи»20. Через две недели А. Барр снова появился в доме Родченко. Как он пишет: «Я заготовил для него список вопросов. Он отвечал на них довольно раздраженно, настаивая на том, что прошлое навевает на него безмерную скуку, и что он даже не может вспомнить, когда написал то или это. К счастью, Степанова (помощница Мейерхольда), его потрясающая жена, очень нам помогла. Она также отобрала фотоснимки его картин и обещает выслать другие снимки его кинодекораций, фотомонтажей, фотографий, конструкций. О'К (Мэй О'Каллахан - переводчица. - Д. А.) была очень терпелива, но ей досаждала манера Родченко дуться»21. Вот так с работами А. Родченко познакомились американские специалисты. Помощь «потрясающей» жены В. Степановой стала именно тем мостиком, который помог популяризовать работы Родченко на Западе, поскольку именно она не отмахнулась от Барра, предоставив все материалы. Для Родченко все это было неинтересно. Тем не менее, именно тогда он стал частью мирового искусства, и сегодня в современном Музее современного искусства в Нью-Йорке регулярно проходят его выставки, на сегодняшний день - почти 60 (это чуть меньше, чем у К. Малевича и Эль Лисицкого)22. Этот музей обладает весьма обширной коллекцией работ А. Родченко и В. Степановой, которые наряду с В. Кандинским, К. Малевичем, М. Шагалом, Эль Лисицким являются одними из самых знаменитых и востребованных русских художников в мире.
Необходимо отдать дань благодарности Варваре Степановой, как отдавали ей дань многие, и в первую очередь сам Александр Родченко. «Неистовая» Степанова первой из этой замечательной пары вошла в круг русских авангардистов и ввела в него Родченко, который к тому времени нашел уже свой путь в искусстве, но
В. Ф. Степанова с дочерью Варварой.
1897-1898 гг. г. Ковно. V. F. Stepanova with her daughter Varvara. 1897-1898. Kovno town.
жил в провинции, где не было места авангардному искусству, да и сам он не был востребован. Родченко периодически предлагал свои картины в Москву на выставки, которые отвергались, что приводило его в отчаяние. Однако, долгожданное соединение с В. Степановой в Москве в 1916 г., знакомство с художниками В. Кандинским (на квартире которого они какое-то время жили), В. Татлиным, К. Малевичем, О. Розановой дает ему возможность стремительно, на равных войти в круг лидеров авангарда. Впереди его ждали полтора десятилетия расцвета, а потом - тяжкого забвения в 1940-1950-е гг. Степанова и Родченко были востребованы, но не как создатели нового художественного направления, а как профессионалы в области полиграфического оформления. Тяжелый удар ждал эту пару в 1951 г., когда после перерегистрации членов Союза художников А. Родченко получил извещение о том, что он исключен. После настойчивых хлопот В. Степановой, уже тяжело больной гипертонией, А. Родченко в 1952 г. был восстановлен в членстве Союза. За восстановление самой Степановой в Московский союз художников хлопотала ее дочь Варвара. Увы, в эти годы силы и энергии этой удивительной женщины уходили на борьбу с чиновниками, а не на творчество. Она пережила мужа всего лишь на полтора года, ее не стало 20 мая 1958 г.
Потомки семьи А. Родченко и В. Степановой не забывают о Казани. В Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан сформировался фонд из работ этих художников: живописи, графики и фотографии. - всего 25 предметов. Дочь Варвара около тридцати лет назад подарила ксилографию В. Степановой из серии «Чарли Чаплин» (1922), а в 2016 г. внук А. Н. Лаврентьев преподнес в дар музею работы В. Степановой -графический эскиз костюма Ванички для спектакля «Смерть Тарелкина» в театре В. Э. Мейерхольда (1922) и живописный пейзаж (1946). Произведения В. Степановой редко встречаются в собраниях региональных музеев, поэтому особую ценность приобретает наличие их в музее Казани.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. НА РТ, ф. 564, оп. 1, д. 384, л. 172.
2. Там же, д. 340, л. 316.
3. Там же, д. 353, л. 18.
4. Там же, л. 172.
5. Когда и почему родилась их семья, сейчас трудно сказать, но на момент поступления в Казанскую художественную школу В. Степанова и Д. Федоров были мужем и женой.
6. После революции в 1919 г. Д. Федоров вернулся в Казань вместе со своим бывшим соучеником, в те времена заведующим КХШ Ф. П. Гавриловым, принял деятельное участие в реформировании школы в Свободные государственные художественные мастерские. Член союза «Подсолнечник» и графического коллектива «Всадник», сотрудник издательства «Витрины поэтов», издававшего малотиражную иллюстрированную авторскую книгу. В Казани, как архитектором, им созданы парадная лестница, соединяющая верхний клинический сад университета с Ленинским садом. Построена по конкурсному проекту архитектора Ф. Гаврилова и Д. Федорова в 1924 г. Также он спроектировал такие сооружения как «Дом чекистов» (ул. К. Маркса, 23) в 1934 г. на месте Покровской церкви. В 1936 г. по проекту Федорова построены два одинаковых пятиэтажных жилых дома на улице К. Маркса,
57. Сам он жил в соседнем доме по улице К. Маркса, 59 корпус 2. С 1936 по 1939 г. был главным архитектором Казани.
7. Родченко Александр Михайлович (23.11(05.12).1891, Санкт-Петербург - 03.12.1956, Москва). Русский советский художник, дизайнер и фотограф, один из лидеров русского авангарда первой половины ХХ в. Учился в Казанской художественной школе (1910-1914) у Н. И. Фешина, в 1914 г. поступил в московское Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, однако вскоре вернулся в Казань, где жил до 1916 г. Авангардные поиски Родченко развивались в русле станковой живописи и графики. Неустанные эксперименты привели его к первым «Линейно-циркульным композициям» (1915). Восторженно встретив революцию, служил в Коллегии по делам изобразительных искусств Наркомпроса (1918-1921), был одним из самых активных членов «Левого фронта искусств» (ЛЕФ). Был замечательным художником книги, реформировал стилистику мебели, одежды, рекламы и промграфики, а также киноплаката, обновил язык фотографии. Внес также выдающийся вклад в авангардную сценографию. В 1926-1928 гг. работал в кинематографе как художник-постановщик. В 1930-е гг. творчество мастера как бы раздваивается. С одной стороны, он занимается прочно встроенной в программу соцреализма агитпропагандой. С другой - стремится сохранить внутреннюю свободу, символом которой для него с середины 1930-х гг. служат образы цирка. В 1940-е гг., оставаясь апологетом «неофициального искусства», Родченко пишет серию «декоративных композиций» в духе абстрактного экспрессионизма, которые сегодня все еще мало известны.
8. НА РТ, ф. 564, оп. 1, д. 345, л. 35.
9. Родченко А. М. Опыты для будущего. Дневники. Статьи. Письма. Записки. - М.: Грантъ, 1996. - С. 29.
10. Там же. - С 31.
11. Подбельская Наталья, ученица Казанской художественной школы, модель Н. И. Фешина.
12. Степанова В. Ф. «Человек не может жить без чуда». - М.: Изд-во «Сфера», 1994. -С. 20.
13. Там же. - С. 12.
14. Последний адрес А. Родченко в Казани - Собачий переулок, дом А. М. Орловой (ул. Некрасова, 37, ныне не существует). В нем до войны продолжала жить семья его брата Василия.
15. Родченко А. М. Опыты для будущего... - С. 32.
16. Там же. - С. 45.
17. Степанова В. Ф. Указ. соч. - С. 48.
18. Родченко А. М. В Париже. Из писем домой. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. - С. 41.
19. Там же. - С. 29.
20. Московский дневник Альфреда Барра. 1927-1928 / Открытая левая. Культура, статьи. Электронный ресурс. Режим доступа: http://openleft.ru/?p=2437 (дата обращения 10.12.2016).
21. Там же.
22. The Museum of Modern Art. Электронный ресурс. Режим доступа: https:// www.moma.org/artists/4975?=undefined&page=1&direction=fwd (дата обращения 10.12.2016).
Список литературы
Родченко А. М. Опыты для будущего. Дневники. Статьи. Письма. Записки. - М.: Грантъ, 1996. - 416 с.
Родченко А. М. В Париже. Из писем домой. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. - 136 с. Степанова В. Ф. «Человек не может жить без чуда». - М.: Изд-во «Сфера», 1994. -304 с.
References
Rodchenko A. М. Opiti dlya budushchego. Dnevniki. Statyi. Pis'ma. Zapiski [Experiments for the future. Diaries. Article. Letters. Notes. In Russ.]. Moscow, Grant риЬ1., 1996, 416 р.
Rodchenko A. М. VParizhe. Izpisem domoy [In Paris. From letters home. In Russ.]. Moscow, Ad Marginem Press р^Г, 2014, 136 р.
Stepanova V. F. "Chelovek ne mozhet zhit' bez chuda" [ "A person cannot live without a miracle." In Russ.]. Moscow, Publishing house "Sphere " р^Г, 1994, 304 р.
Иллюстрации, кроме указанного, предоставлены автором статьи. Illustrations other than the mentioned are provided by the author.
Сведения об авторах
Ахметова Дина Ирековна, старший научный сотрудник отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, e-mail: [email protected].
About the author
Dina I. Akhmetovа, Senior Research Associate at Department of Fine and Decorative Arts of G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, e-mail: [email protected].
В редакцию статья поступила 23.12.2016 г., опубликована:
Ахметова Д. И. Жизнь и судьба «амазонки» русского авангарда (В. Ф. Степанова) // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2017. - № 3/4. - С. 182-193.
Submitted on 23.12.2016, published:
Akhmetova D. I. Zhizn' i sud'ba "amazonki" russkogo avangarda (V. F. Stepanova) [The life and fate of the "Amazon" of the Russian Avant-Garde (V. F. Stepanova). In Russ.]. IN: Gasyrlar avazy-Eho vekov, 2017, no. 3/4, pp. 182-193.