Научная статья на тему 'Жизнь египтян в период правления Мухаммеда Али в представлениях российского общества XIX в'

Жизнь египтян в период правления Мухаммеда Али в представлениях российского общества XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
898
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГИПЕТ / МУХАММЕД АЛИ / РЕФОРМЫ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ЕГИПТА / РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / СТРОИТЕЛЬСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФЕЛЛАХИ / УГНЕТЕНИЕ ЕГИПТЯН / РЕКРУТСКИЕ НАБОРЫ / НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ЕГИПТЕ / EGYPT / MOHAMMED ALI / REFORMS / INDUSTRIALIZATION OF EGYPT / AGRICULTURAL DEVELOPMENT / CONSTRUCTION OF MEANS OF COMMUNICATION / SOCIAL POLICY / FELLAHIN / OPPRESSION OF EGYPTIANS / RECRUITING / LOW LIVING STANDARDS / POSITION OF EGYPTIAN WOMEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петрунина Ж. В.

В предлагаемой статье исследуются мнения российских и зарубежных путешественников, высказанные о социальной политике египетского паши Мухаммеда Али. На материалах российских публикаций рассмотрены условия жизни египтян, взгляды на положение женщин в пашалыке в первой половине XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVERYDAY LIFE OF THE EGYPTIANS UNDER MOHAMMED ALI IN THE VIEWS OF THE RUSSIAN SOCIETY OF THE XIX CENTURY

The opinions of the Russian and foreign travelers about social policy of the Egyptian Pasha Mohammed Ali are analyzed in this article. The everyday life of the Egyptians, views on the position of women in Egypt in the first half of the XIX century are examined on the materials of Russian newspapers and magazines, works of travelers.

Текст научной работы на тему «Жизнь египтян в период правления Мухаммеда Али в представлениях российского общества XIX в»

УДК 930

ЖИЗНЬ ЕГИПТЯН В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ МУХАММЕДА АЛИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА XIX В.

© 2009 Ж.В. Петрунина

Амурский гуманитарно-педагогический университет, г. Комсомольск-на-Амуре

Поступила в редакцию 13.05.2008

В предлагаемой статье исследуются мнения российских и зарубежных путешественников, высказанные о социальной политике египетского паши Мухаммеда Али. На материалах российских публикаций рассмотрены условия жизни египтян, взгляды на положение женщин в пашалыке в первой половине XIX в.

Ключевые слова: Египет, Мухаммед Али, реформы, индустриализация Египта, развитие сельского хозяйства, строительство путей сообщения, социальная политика, феллахи, угнетение египтян, рекрутские наборы, низкий уровень жизни, положение женщин в Египте

В первой половине XIX в. власть в Египте была сосредоточена в руках Мухаммеда Али, основателя династии, правившей в стране до 1952 г. За этот период в пашалыке были проведены крупные реформы в четырех областях: были реорганизованы военно-морские силы, произошли изменения в промышленной и аграрной сферах, в системе образования. В Египте появились регулярные войска и национальный флот, обеспеченный собственными судами. Модернизация армии и флота напрямую была связана с индустриализацией Египта. В пашалыке возникли предприятия по основным отраслям производства в тяжелой и легкой промышленности. Было произведено перераспределение земель. По инициативе Мухаммеда Али в пашалыке стала создаваться сеть светских общеобразовательных и специальных учебных заведений, которые занимались подготовкой собственных кадров для работы в Египте. Многое было заимствовано у европейцев и проведено с их помощью. Отмеченные преобразования послужили базой для развития всех сторон жизни Египта. Увеличился рост производства сельскохозяйственных продуктов (сахарного тростника, кукурузы), поощрялось разведение плодовых и тутовых деревьев. Особое внимание уделялось культивированию хлопка. Разведение хлопка в пашалыке повлекло за собой уничтожение старой системы орошения и создание новых ирригационных сооружений. Бурное развитие получила внутренняя, а особенно внешняя торговля, в которой хлопок являлся одним из основных товаров. В период с 1816 по 1847 гг. быстро увеличивался экспорт основных продовольственных культур (пшеница, кукуруза, ячмень, бобо-

Петрунина Жанна Валерьяновна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и юриспруденции. E-mail: [email protected]

вые), которые вывозились в Мальту, Ливорно, Триест, Константинополь, Сирию. По мнению отечественного обозревателя Г. Неболсина, Египет мог стать житницей для всех стран района средиземноморья [1, С. 154]. Мухаммед Али осознавал, что для развития экономики и поднятия престижа Египта на международном уровне важно иметь надежные коммуникации. Развитие торговли способствовало началу строительства новых судоходных и сухопутных путей сообщения для того, чтобы облегчить перевозки товаров из внутренних областей пашалыка к портам и связать отдельные части Египта между собой. Немаловажной проблемой при реорганизации жизни Египта было сохранение численности населения в пашалыке. Активная внешняя политика египетского паши (экспедиция в Аравию, Судан, Грецию, борьба с Турцией за Сирию), модернизация всех сторон жизни Египта и долгосрочные проекты по его реформированию нуждались в наличии больших людских ресурсов, которые Мухаммед Али рассматривал как необходимое средство при реализации задуманного. По сведениям французского врача, соратника Мухаммеда Али, Клот-бея, работа которого была опубликована в России в 1843 г., количество проживавших в Египте в середине 1830-х гг. составило 2 890 150 человек [2, С. 130]. Стремясь поддержать и увеличить число жителей в подвластных территориях и привлечь европейцев в Египет, Мухаммед Али в комплексе преобразований Египта большое внимание уделял развитию медицины, достижения которой, наряду с научными исследованиями, были направлены преимущественно на заботу об армии и флоте. Медицинская отрасль в предыдущий период истории не являлась сферой особого внимания правителей Ближнего Востока. Поэтому деятельность Мухаммеда Али в этой области заслуживает особого одобрения. Под влиянием поли-

тических, экономических и социальных факторов в период правления Мухаммеда Али в пашалыке стали развиваться крупные города, постепенно приближавшиеся к уровню европейских.

Столь кардинальные изменения, произошедшие в Египте в первой половине XIX столетия, не могли остаться без внимания очевидцев, среди которых были и российские путешественники. Их впечатления были дополнены отечественными публикациями в центральных газетах и журналах, затрагивавшими наиболее интересные и актуальные вопросы внутренней жизни Египта периода правления Мухаммеда Али.

В российском обществе было единодушно отмечено, что все изменения в пашалыке не смогли улучшить положение египтян. Свидетели проводимых реформ, российские периодические издания единодушно подчеркивали удручающее физическое и моральное состояние населения пашалыка, которое не ощущало изменений в повседневной жизни. Российские газеты "Северная пчела" и "Санкт-Петербургские ведомости" не могли не сообщить о самом суровом угнетении жителей "сей несчастной страны", которые были не в силах "удовлетворять беспрерывно возрастающим требованиям своего ненасытного властелина" [3]. Ярким примером первых впечатлений о Египте являлось опубликованное в"Телескопе" "Письмо об Египте". В нем сообщалось: "В первые дни путешествия по Нилу виды очаровательны; но физиономия страны все одна и та же: все деревни выстроены из земли с своими пальмами и минаретами, каналы да плотины, обширные поля, покрытые жатвами, толпы феллахов в состоянии крайней нищеты" [4, С. 365].

Очевидцы отмечали бросавшуюся в глаза бедность большей части жителей пашалыка. Египтяне жили в крайне тяжелых условиях. Наиболее подробное описание положения населения дал в своем отчете российский врач-эпидемиолог А.А. Рафалович после своего путешествия по Ближнему Востоку в конце 1840-х гг. Рабочие жили обычно в обмазанных глиной и покрытых соломой хижинах. Российский путешественник отметил "везде развалившиеся хижины, тощее оборванное население", нищету, разорение, а мазанки, занимаемые семействами работников казенных фабрик Набара, показались А.А. Рафаловичу "чрезвычайно тесны, низки" и неопрятны [5, С. 372 - 373]. Не менее ужасные условия проживания были и у феллахов, жилища которых "превышают все, что можно представить себе неудобного, неопрятного, вредного для здоровья" [6, С. 486]. Землянки бедных феллахов были построены на близком расстоянии друг от друга, "сжаты как бы в безобразный ком". Более зажиточные феллахи окружали дома невысокой глиняной стеной, образуя тем самым дворик, на котором можно было бы держать ско-

тину [6, С. 496]. Как отмечал российский ученый и путешественник Е.П. Ковалевский, внутренняя обстановка домов была очень скромной: обломок пальмы служил мебелью, "рогожа из пальмовых листьев - ложем" [7, Т. 1, С. 81]. А.А. Рафалович был поражен тем, что большая часть населения Египта живет в таких домах, в которых европейский хозяин не согласился бы держать даже животных [6, С. 497].

Египетские рабочие и крестьяне были крайне ограничены в пище, лишь в исключительных случаях включая в свой рацион мясо. Редкое употребление мясных продуктов было связано, во-первых, с их дороговизной (ратл, или 1[! фунта, баранины стоили в Каире 60 пар или 38 сантимов, в Мансуре - 40 пар или 25 сантимов, что было немногим больше цены в Петербурге), а во-вторых, с медицинскими причинами, поскольку убивали только больных животных "за несколько минут до издыхания" [6, С. 499]. В опубликованном в марте 1839 г. в одном из российских периодических изданий письме к президенту Лондонского Азиатского общества сэру Александру Джонсону британский капитан Меккензи писал, что Мухаммед Али забирал у феллахов "почти все, что вырастает, ... и оставляет им столько, сколько нужно для скуднейшего пропитания" [8, С. 32]. Обычная пища простых людей состояла в основном из кукурузы, поджаренной на угле, лука, бобов, фасоли, чечевицы, фиников и маслин.

Занятые на барщинных работах феллахи не получали ни заработанной платы, ни питания и должны были полностью содержать себя сами [5, С. 158]. Нехватка средств у феллахов и рабочих, тративших практически все доходы на пропитание, не позволяла им иметь даже сменный комплект одежды. Одежда египтян обоего пола была проста. Она состояла из рубашки темно-синего цвета, доходящей до колен у мужчин и до "полуголени" у женщин. Отправляясь на работу, мужчины надевали сверху шерстяной плащ. Женщины и дети зимой и летом ходили босиком, в одной и той же рубашке. Зажиточные феллахи мужского пола носили широкие ситцевые шаровары. Не имея возможности достать себе новую одежду, большая часть населения ходила в лохмотьях [6, С. 486; 8, С. 32]. Несмотря на медицинские новшества, население Египта так и оставалось "на вид болезненное, изнуренное, оборванное и весьма несчастное" [5, С. 38]. По справедливому замечанию лорда Линдсея, в Египте было большой редкостью встретить "сильного, хорошо сложенного мужчину" [9, С. 174].

Даже в таких тяжелых условиях феллахи пытались найти более "комфортное" для себя положение. А.А. Рафалович отметил, что феллахам было гораздо выгоднее "принадлежать владельцу, занимающему высший пост при вице-короле", поскольку это давало надежду защи-

титься от "едва выносимых угнетений корыстолюбивых местных властей" [5, С. 150].

Путешествовавший по Ближнему Востоку в 1846 г. российский офицер Н.В. Адленберг писал, что непомерные налоги, жестокая эксплуатация привели к обнищанию жителей и их убыли [10, С. 75 - 76]. По данным "Отечественных записок", в древности "народонаселение" Египта достигало 7 млн. человек, во время экспедиции Наполеона - 5 млн. человек, а при Мухаммеде Али количество жителей в пашалыке сократилось до 3 млн. [11, С. 18].

На плечи замученного нищетой населения ложились и постоянно возраставшие тяготы по содержанию войска. Народ подвергался жесточайшему угнетению в ходе насильственных рекрутских наборов для увеличения военно-морских сил.

Несмотря на то, что, по общему мнению очевидцев и прессы, население в Египте при Мухаммеде Али "изнемогает в нужде и в подлом рабстве", в российской печати было справедливо отмечено, что его нынешнее положение лучше, "нежели при беях" [12, С. 57].

Именно из этих позиций исходил Мухаммед Али в беседе с немецким писателем Пюклер-Мускау, опровергая обвинения в свой адрес в угнетении феллахов, которые происходят только из-за ложных слухов и поверхностного взгляда на вещи [13]. Общаясь с Пюклер-Мускау, египетский паша на примерах показал, что положение феллахов "гораздо лучше и гораздо безопаснее, нежели как оно было когда-либо прежде" [13]. Обрабатываемая феллахами земля принадлежала им, "конечно за известную подать", но они могли по собственному усмотрению ей распорядиться - продать или подарить другому феллаху. Упреки по поводу высоких пошлин, взимаемых правительством, также, по мнению паши, были несостоятельны. Величина подати менялась в зависимости от обстоятельств, но по установленным правилам. В среднем она доходила до пятой или шестой части первой жатвы, которых ежегодно было по две или три. Кроме того, феллахи были освобождены от косвенных налогов, лежавших на торгующем сословии. Привлечение феллахов к рас-чищению заброшенных участков земель или иным работам Мухаммед Али объяснил возникавшими обстоятельствами, требовавшими "случайных" изменений правил [13].

Однако население пашалыка относилось с большим недовольством к проводимой Мухаммедом Али политике. По прогнозам журнала "Сын Отечества", феллахи в ближайшем будущем открыто поднимутся против захватов паши, оставлявшего их в наготе, заставлявшего мерзнуть на соломе, собранной на единственном участке [14, С. 89]. Жители Египта единодушно заявляли, что "управление великого паши разорило нас", в го-

родах "остались одни калеки, слепые, хромые и немощные старики", остальная часть населения была вынуждена спасаться бегством от рекрутских наборов в армию и на фабрики [6, С. 487].

Пожалуй, наиболее справедливое мнение относительно проводимой социальной политики Мухаммеда Али высказал российский офицер, генеральный консул России в Египте в период с 1834 по 1837 гг. А.О. Дюгамель, достаточно емко и точно определивший, что "египетское управление ложилось очень тяжелым гнетом на народ, вследствие обременительных налогов и воинской повинности, с которыми он не был знаком до того времени, и вообще возбуждало против себя глубокую ненависть во всем населении. Но зато, с другой стороны, египетское управление своими строгими мерами успело водворить порядок в стране, где прежде царствовала полная анархия" [15, С. 76 - 77].

Не остался без внимания российских очевидцев и вопрос о положении женщин в Египте. Этот вопрос Е.П. Ковалевский рассмотрел с двух сторон. С одной стороны, если смотреть с европейской точки зрения, "женская половина в Египте унижена более, чем где-либо" [7, Т. 1, С. 74]. Это касалось, во-первых, вопроса вступления в брак. Женщине туземного происхождения было трудно выйти замуж за турка, поскольку последние "берут себе жен из своего круга, а чаще невольниц из гор Кавказа, из Греции, или абиссинянок" [7, Т. 1, С. 74]. Во-вторых, женщины не могли принимать участия в политической жизни.

С другой стороны, русский путешественник попытался разбить тезис французских писателей о том, что "необразованность, фанатизм и нетерпимость на востоке зависят преимущественно от отсутствия из общества женщин, их заточения, невольничества". По мнению Е.П. Ковалевского, "женщина на Востоке не невольница" [7, Т. 1, С. 75], поскольку может по собственному желанию выходить из дома, заводить знакомства. Он восхвалял внутреннюю, домашнюю жизнь восточной женщины. В гареме женщину окружает забота и богатство. Взамен она должна заботиться о муже, "вознаградить его раем домашней жизни за труды, страдания, лишения всякого рода (...)" [7, Т. 1, С. 76]. Положение женщины в семье укреплялось после рождения ребенка. Нередко в борьбе за превосходство между женщинами в гареме разгорались ссоры и раздоры, заканчивавшиеся убийством. Однако в целом на Востоке женщины избавлены от испытаний, которые переживали женщины Европы.

При этом Мухаммед Али совершенно не заботился о повышении уровня жизни населения. Как справедливо замечали "Санктпетербургские ведомости", в первой половине XIX в. в Египте "выгоды народа" не были "тесно соединены с выгодами монарха" [16]. По мнению российского

востоковеда О.И. Сенковского, Мухаммед Али все преобразования в Египте проводил "исключительно для себя, на своих землях, на собственный свой счет и для умножения своих личных доходов. Во всем Египте он один - сельский хозяин, мануфактурист и купец (...)" [17, С. 206 -207]. Оценивая итоги социально-экономического развития Египта, А.А. Рафалович считал, что пользу получали лишь Мухаммед Али, его родственники и чиновники, близкие к паше. Они, например, пользовались своим влиянием для приобретения таких прибылей от торговли, которые не могли иметь другие негоцианты [5, С. 39].

По вопросу об изменениях в Египте особую позицию занимал Е.П. Ковалевский. Он выступил в защиту политики, проводимой египетским пашой. Е.П. Ковалевский указал на необоснованность обвинений в адрес Мухаммеда Али. "Мег-мет-Али получил Египет с 2 500 000 и оставил его в 5 000 000 жителей, - так показала ныне окончившаяся ревизия. На него нападают особенно за угнетение народа чрезвычайными налогами. ...сбор собственно с народа не велик, важны несправедливости, которые допускают местные власти, но уж конечно Мегмет-Али не развил, а по мере возможности, старался прекратить их" [7, Т. 2, С. 167]. Русский ученый одним из первых попытался дать положительную характеристику результатам преобразований Мухаммеда Али.

Таким образом, в первой половине XIX в. Египет постепенно втягивался в круг мировых экономических и культурных процессов, претендуя при этом на проведение самостоятельной политики. Однако, как было отмечено в российском обществе, основная часть населения пашалыка оказалась не готова к восприятию новых тенденций в развитии Египта, испытывая трудности материального и морального характера. Все сферы жизни в пашалыке были подчинены контролю со стороны властей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. /Неболсин Григорий/. Статистическое обозрение внешней торговли России Григория Неболсина. Ч. 1. СПб.: В типографии департамента внешней торговли. 1850.

2. Клот-бей. Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии. Ч. 1. СПб.: Тип. Штаба Отд. корпуса внутренней стражи. 1843.

3. Северная пчела. 1832. № 158. 12 июля; Санкт-Петербургские ведомости. 1840. № 185. 17 августа.

4. Письмо об Египте // Телескоп. 1834. Т. 23.

5. Рафалович А.А. Путешествие по Нижнему Египту и внутренним областям Дельты. СПб.: Типография Я. Трея, 1850.

6. Рафалович А.А. Записки русского врача, отправленного на Восток // Журнал министерства внутренних дел. 1847. Сентябрь.

7. /Ковалевский Е.П./. Путешествие во внутреннюю Африку Е. Ковалевского. Т. 1 - 2. СПб.: Тип. Э. Пра-ца, 1849.

8. Нынешнее состояние Аравии и Египта (письмо английского капитана Меккензи к сиру Александру Джонсону, президенту Лондонского Азиатского общества) // Хмыровская коллекция. Африка. Т.1. Вырезка 41.

9. Записки лорда Линдсея о Палестине и судьбе европейского народа // Сын Отечества. 1839. 7 октября.

10. /Адленберг Н./. Из Рима в Иерусалим. Сочинения графа Николая Адленберга. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1853.

11. Знаменитые современники: Султан Абдул-Меджид, Мехмед-Али и Оттон // Отечественные записки. 1841. Т. XIX. № 11.

12. Мегемет-Али, Паша Египетский // Вестник Европы. 1826. Май. № 9. С. 57.

13. Северная пчела. 1839. № 259. 15 ноября; Санкт-Петербургские ведомости. 1839. № 289. 19 декабря.

14. Сын Отечества. 1838. Т. 3. № 5 - 6.

15. /Дюгамель А.О./. Автобиография Александра Осиповича Дюгамеля. М.: Унив. тип., 1885.

16. Санкт-Петербургские ведомости. 1840. № 186. 18 августа.

17. Сенковский О.И. Собрание сочинений Сенковского (Барона Брамбелиуса). Т. I. СПб.: Типография Акад. Наук, 1858 - 1859.

EVERYDAY LIFE OF THE EGYPTIANS UNDER MOHAMMED ALI IN THE VIEWS OF THE RUSSIAN SOCIETY OF THE XIX CENTURY

© 2009 J.V. Petrunina

Amur State Humanitarian-Pedagogical University, Komsomolsk-na-Amure

The opinions of the Russian and foreign travelers about social policy of the Egyptian Pasha Mohammed Ali are analyzed in this article. The everyday life of the Egyptians, views on the position of women in Egypt in the first half of the XIX century are examined on the materials of Russian newspapers and magazines, works of travelers.

Key words: Egypt, Mohammed Ali, reforms, industrialization of Egypt, agricultural development, construction of means of communication, social policy, fellahin, oppression of Egyptians, recruiting, low living standards, position of Egyptian women.

Janna Petrunina, Associate Professor, History and Law Department. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.