Научная статья на тему 'Жизнь богаче представлений'

Жизнь богаче представлений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чумаченко Андрей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизнь богаче представлений»

Темпы прироста российского ВВП в 2007 году оказались заметно выше прогнозных оценок МЭРТ РФ и международных организаций (МВФ, Всемирный Банк, ОЭСР):

8,1% против 6-7%.

Жизнь богаче

ставленим

Андрей Чумаченко,

главный консультант, Консалтинговая группа БФИ

В ситуации сохраняющейся нестабильности в мировой финансовой системе Россия остается одной из наиболее привлекательных в инвестиционном отношении национальных экономик. С одной стороны, высокую оценку получает ее устойчивость к влиянию внешних конъюнктурных факторов, с другой — потенциал долгосрочного развития. Аккумулированный запас международных резервов (более $480 млрд.) сводит к минимуму вероятность дестабилизации платежного баланса РФ из-за оттока краткосрочного капитала. В свою очередь, сформированный механизм управления избыточными доходами бюджета от экспорта нефти служит гарантией того, что падение цен на энергоносители не приведет к резкому сжатию государственных расходов, и, в конечном итоге, внутреннего спроса.

Торможение динамики мирового ВВП (в 2008 году, как предполагается, его увеличение составит не более 3,5% против 3,8% в 2007 году) и ужесточение условий заимствования на мировых финансовых рынках в этой связи вряд ли станут катализаторами серьезного ухудшения макроэкономической ситуации в РФ. Напротив, Россия сохранит свои позиции в группе динамично развивающихся национальных экономик (таких как Индия и Китай).

Темпы прироста российского ВВП в 2007 году оказались заметно выше пред-ватительных оценок МЭРТ РФ и международных организаций (МВФ, Всемирный Банк, ОЭСР): 8,1% против 6—7%. Ускорение производственной динамики было обусловлено действием сразу нескольких факторов. Во-первых, в 2007 году сохранялась благоприятная ценовая конъюнктура для основных позиций российского товарного экспорта. В частности, цены на нефть после

некоторого снижения в I квартале 2007 года возобновили свой рост, достигнув новых рекордных значений (в январе-феврале 2008 года стоимость нефти марки Urals составляла уже около $700 за тонну). Также оставался высоким уровень цен на продукцию черной и цветной металлургии

(в частности на никель и золото), деревообрабатывающей и химической промышленности. Как следствие, объемы поступающей в страну валютной выручки продолжили свой рост: в стоимостном выражении российский товарный экспорт увеличился в 2007 году на 16,9%.

Во-вторых, ускорение темпов экономического роста можно связывать с увеличением бюджетных расходов, высокой инвестиционной активностью сектора государственных компаний, а также расширением предложения кредитных ресурсов со стороны банков, контролируемых государством.

По итогам 2007 года доходная часть Федерального бюджета была сформирована в объеме 7764,6 млрд. руб., что по отношению к ВВП составляет 23,5% против 23,4% годом ранее. Характерно, что в 2007 году в структуре бюджетных доходов заметно снизилась доля налоговых платежей нефтегазового сектора. Как результат, размер трансферта в Стабилизационный фонд РФ оказался ниже по отношению к ВВП в сравнении с 2006 годом (5,6% против 6,4%). В свою очередь, опережающими темпами увеличивались поступления от НДС и ввозных пошлин (что связано с быстрым увеличением товарного импорта). Кроме этого, заметный вклад в прирост доходной базы федерального бюджета в 2007 году внесли средства, поступившие в счет погашения налоговой задолженности НК «ЮКОС».

В соответствии с положениями Бюджетного послания Президента РФ на 2007 год, расходная политика государства приобрела более выраженный стимулирующий характер: объемы бюджетного финансирования по отношению к ВВП в этот период выросли на 2,4 процентных пункта до 18,6%. В част-

ности, существенное увеличение затронуло статьи расходов, связанные с выплатами работникам бюджетной сферы и пенсионерам, реализацией приоритетных национальных проектов.

Высокая интенсивность характеризовала динамику государственных инвестиционных расходов. Федеральным бюджетом на 2007 год было предусмотрено финансирование Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в объеме 583,82 млрд. руб. (или 1,8% от ВВП против 1,37% в 2006 году). По итогам года в рамках ФАИП фактически из федерального бюджета было выделено 360,6 млрд. руб. Тем не менее, главной причиной резкого роста государственных расходов все же стало единовременное перечисление средств в объе-

В рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) из федерального бюджета в 2007 году было выделено 360,6 млрд. рублей

ме 550 млрд. руб. в уставные капиталы корпораций развития: Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (240 млрд. руб. — за счет погашения налоговой задолженности НК «ЮКОС»), Банк развития и внешнеэкономической деятельности (180 млрд. руб. — за счет средств Стабилизационного фонда РФ), Российская корпорация нанотехнологий (130 млрд. руб. — за счет обоих упомянутых источников).

Переход к новой схеме управления нефтегазовыми доходами федерального бюджета (установление трех основных направлений их использования — нефтегазовый трансферт, трансферты в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния) не станет препятствием для дальнейшего увеличения государственных расходов. Во-первых, накопленных на 1 января 2008 года средств Стабилизационного фонда РФ оказалось достаточно не только для формирования Резервного фонда в пределах нормативной величины (3069 млрд. руб.), но и для создания Фонда национального благосостояния в объеме 780,1 млрд. руб. Во-вторых, формальные ограничения на расходную часть бюджета (требования по величине нефтегазового трансферта и бюджетного дефицита) начинают действовать только с 2011 года. В течение переходного периода, согласно проектировкам характеристик федерального бюджета на 2008— 2010 годы, объемы нефтегазовых доходов, направляемые на текущее потребление, будут превышать уровень 3,7% к ВВП.

В-третьих, даже после 2011 года сохранится возможность формирования дефицитного бюджета (в размере 1% от ВВП), что в сравнении с нынешними условиями будет означать существенное смягчение бюджетной политики. В-четвертых, новая редакция Бюджетного кодекса не предусматривает четкой регламентации расхо-

Мировые цены на нефть в номинальном и реальном выражении (1998 год = 100)

Динамика цен на нефть и профицит федерального бюджета

80

12%

Профицит федерального бюджета к ВВП (правая шкала)

Уровень цен на нефть ($/барр.)

макроэкономика

макроэкономика

Структура источников вложений в основной капитал (млрд. руб.)

6000

30%

Средства бюджетов и внебюджетных

фондов

Заемные средства других организаций

Кредиты банков

Собственные

средства

Прочие

. Доля средств бюджетов и внебюджетных фондов

(правая шкала)

Динамика реальной заработной платы и производительности труда

дования Фонда национального благосостояния, который в случае сохранения цен на нефть на текущем уровне будет аккумулировать основной объем средств от экспорта углеводородного сырья.

Таким образом, в среднесрочной перспективе можно ожидать дальнейшего усиления влияния государства на распределение финансовых ресурсов в экономике и, в конечном счете, на динамику инвестиционного и потребительского спроса. Так, резкий скачок объемов вложений в основной капитал в 2007 году (темп прироста за период составил 21,1%), в первую очередь, связан с началом реализации крупных инфраструктурных проектов, инвестиционных программ крупных государственных компаний, а также со стимулирующими мерами по развитию рынка жилья.

При этом важным источником финансирования инвестиционной активности остаются средства, привлеченные за рубежом. В частности, несмотря на ужесточение условий для внешних заимствований во второй половине 2007 года, чистый ввоз капитала нефинансовым сектором вышел на рекордный уровень $40,9 млрд. При этом валовой объем поступивших в страну прямых иностранных инвестиций, по данным Росстата, составил $27,8 млрд., что в два раза выше значений 2006 года.

В 2007 году прирост объемов капиталовложений более чем на 75% обеспечивался динамикой инвестиций в добывающий сектор, электроэнергетику, транспорт, агропромышленный комплекс, социальную сферу, а также в покупку недвижимости. В сравнении с 2006 годом отмечалось существенное увеличение вклада в структуру инвестиционного спроса энергетики, машиностроения, торговли и деревообработки.

Расширение инвестиционного спроса в российской экономике предопределило изменения в отраслевой структуре выпуска. Так, в 2007 году опережающими темпами увеличивались объемы строительных работ (прирост на 18,2%, при этом ввод жилья вырос на 19,4%). В структуре промышленного выпуска интенсивная динамика сохранялась в производстве строительных материалов, на предприятиях черной металлургии и машиностроительного комплекса (производство строительного, металлургического и энергетического оборудования, а также сельскохозяйственной техники, железнодорожных и автомобильных транспортных средств).

На фоне быстрого увеличения инвестиционного спроса сохраняется положительная динамика потребительского рынка. Прирост оборота розничной торговли за 2007 год составил 15,2%, в то время как в 2006 году — 13,9%. Расширение потребительских расходов было связано не только с повышением уровня благосостояния населения, но и с из-

менением структуры использования денежных доходов. Благодаря развитию потребительского кредитования, снижается доля средств, которые семьи откладывают на покупку в будущем товаров длительного пользования, а значит, растет склонность к потреблению. Так, в 2007 году объем денежных доходов населения увеличился на 22,4% по сравнению с 2006 годом, при этом покупки товаров и оплата услуг возросли на 23,5%, тогда как сбережения — только на 0,5%.

Стимулирующее влияние розничного кредитования в наибольшей степени распространяется на сегменты потребительского рынка, где российские предприятия слабо представлены или просто не выдерживают конкуренцию с иностранными производителями. Как результат, увеличение оборота торговли все больше обеспечивают импортные поставки. Сейчас повышательная динамика стоимостных объемов импорта (за 2007 год расходы на импортные товары, согласно статистике платежного баланса, увеличились на 35,4%) связана, в первую очередь, с ввозом потребительских товаров: легковых автомобилей, одежды, обуви, мебели, алкогольных и безалкогольных напитков. В 2007 году в структуре

товарных ресурсов розничной торговли доля иностранной продукции составила 47% против 46% в 2006 году.

Переход к активной бюджетной политике, предполагающей увеличение расходов на социальные цели, а также благоприятные условия сбыта для российских предприятий способствовали поддержанию высоких темпов роста заработной платы: в реальном выражении ставки оплаты труда в 2007 году возросли на 16,2% (в 2006 году прирост составлял 14,3%). Конъюнктура российского рынка труда свидетельствует о том, что по целому ряду направлений экономической деятельности сохраняется дефицит людских ресурсов. Численность экономически активного населения в РФ увеличилась до 75,2 млн. человек в 2007 году, а уровень безработицы достиг рекордно низкого за последние десять лет уровня — 6,1%. Сегодня активно привлекают работников строительство, торговля, сфера бытовых услуг, общественное питание, финансовые организации, государственное управление. При этом заметная доля в приросте числа занятых принадлежит предприятиям малого бизнеса.

Таким образом, российская экономика сохраняет структурные особенности, харак-

терные для большей части стран-экспорте-ров энергоресурсов, где финансовые и трудовые ресурсы сосредоточены в сферах экономики, ориентированных на внутренний рынок и не имеющих конкурентов — иностранных производителей. В условиях быстрого расширения внутреннего спроса они могут значительную часть своих затрат переносить на потребителя, корректируя цены реализации. Как следствие, в экономике уже длительное время поддерживается разрыв между темпами роста реальной заработной платы и производительностью труда.

Как фактор, способный негативно повлиять на перспективы российской экономики, необходимо рассматривать сохраняющийся высокий инфляционный фон.

Темпы прироста потребительских цен по итогам 2007 года заметно превысили верхнюю границу целевого диапазона, определенного «Основными направлениями денежно-кредитной политики» и составили 11,9%. В сентябре — октябре 2007 года резко подорожали отдельные виды социально значимых продовольственных товаров (молоко, яйца, растительное и сливочное масло, сыр, хлебобулочные изделия), составляющие основу потребительской корзины россиян. В связи с инфляцией Правительство РФ приняло экстренные меры. В частности, в октябре 2007 года было достигнуто соглашение между производителями продовольственных товаров и сетевыми торговыми компаниями о стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продуктов до февраля 2008 года.

Наблюдаемый всплеск инфляции в значительной степени обусловлен ростом цен на продовольствие в мире, а также высоким уровнем монополизации локальных потребительских рынков. В то же время он указывает на двойственность целей проводимой денежной политики. Очевидно, что в 2007 году для органов денежного регулирования приоритетной задачей стало стимулирование экономики и поддержание устойчивости финансового сектора, а не противодействие

усиливающемуся инфляционному давлению. Рублевые интервенции Банка России, стремившегося не допустить существенного укрепления рубля, оставались основным источником предложения ликвидных ресурсов в экономике.

Кроме этого, в условиях дестабилизации мирового финансового рынка во второй половине 2007 года ЦБ РФ постарался в полном объеме удовлетворить спрос на ликвидность со стороны кредитных организаций, существенно расширив объемы предоставляемого рефинансирования. В частности, за август—декабрь 2007 года суммарный оборот по операциям прямого РЕПО составил около 7,4 трлн. руб., а объем предоставленных кредитов овернайт превысил 85 млрд. руб. Для сравнения, за первую половину 2007 года кредитными организациями было привлечено от Банка России 304,7 млрд. руб. по операциям прямого РЕПО и 5,3 млрд. руб. по кредитам овернайт.

Чтобы повысить доступность ликвидных средств для коммерческих банков, было принято решение изменить требования к ценным бумагам, формирующим лом-

В среднесрочной перспективе можно ожидать дальнейшего усиления влияния государства на распределение финансовых ресурсов в экономике

бардный список Банка России. С 5 октября 2007 года в список включены ценные бумаги эмитентов, которым присвоен рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте как минимум одним из иностранных рейтинговых агентств — на уровне не ниже «В+» по классификации рейтинговых агентств Standard & Poor's или Fitch Ratings, либо «В1» по классификации рейтингового агентства Moody's Investors Service.

Кроме этого, Банком России были на три месяца снижены нормативы обязательных резервов: по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в рублях — с 4 до 3%, по обязательствам перед банками-нерезидентами, а также по иным обязательствам кредитных организаций — с 4,5 до 3,5%.

Сохранение в среднесрочной перспективе повышательной динамики внутреннего спроса, стимулируемого государственными расходами, будет способствовать заметному сжатию счета текущих операций (формирование его отрицательного сальдо возможно уже в 2010 году) и, как следствие, обесценению рубля в номинальном выражении. В этих условиях подходы к регулированию денежной сферы могут быть пересмотрены, и целевые показатели роста потребительских цен будут выступать в качестве единственной приоритетной задачи Банка России. Переход к новой модели денежной политики означает, в числе прочего, быстрое расширение использования инструментов управления ликвидностью и постепенное сокращение присутствия Банка России на внутреннем валютном рынке. Ш

Целевые ориентиры Банка России по динамике потребительских цен на среднесрочную перспективу

15%

12%

9%

6%

3%

январь 2005 январь 2006 январь 2007 январь 2008 январь 2009

Индекс потребительских цен Базовый индекс потребительских цен

макроэкономика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.