В.В. Казаков
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОРИЕНТИРЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2007 г.
Рассматриваются ориентиры и направления бюджетной политики РФ, а также пути выхода из создавшихся проблем. Определены основные принципы и приоритеты бюджетной политики в 2007 г. и среднесрочной перспективе. Подробно рассмотрена бюджетная политика в области доходов, бюджетная политика в области расходов, политика в области государственного долга.
Основные направления бюджетной и налоговой политики РФ на 2007 г. сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2007 году», согласно которому бюджетная политика должна формироваться исходя из решения проблем макроэкономической сбалансированности.
Основными целями бюджетной политики в 2007 г. в среднесрочной перспективе являлись:
1. Создание условий для обеспечения сбалансированности бюджетной системы в долгосрочном периоде.
2. Продолжение политики аккумулирования конъюнктурных доходов в Стабилизационном фонде с расширением его функций в качестве «фонда будущих поколений».
3. Повышение результативности бюджетных расходов. Недопущение увеличения количества принимаемых обязательств, препятствующего сопоставлению и выбору наиболее эффективных направлений использования бюджетных средств.
4. Усиление роли среднесрочного финансового планирования.
5. Дальнейшее расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, прежде всего путем разработки и внедрения методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины.
6. Повышение качества «человеческого капитала».
7. Обеспечение прозрачности и эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд. Расширение практики проведения совместных торгов государственными и муниципальными заказчиками.
8. Совершенствование управления государственной собственностью.
9. Эффективное участие России в инициативах мирового сообщества по облегчению долгового бремени беднейших стран.
10. Реорганизация и увеличение капитализации специализированных государственных инвестиционных институтов в целях поддержки экспорта товаров и импорта технологий, долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов [1].
Проект федерального бюджета на 2007 г. и перспективного финансового плана Российской Федерации на
2007-2009 гг. рассчитывался на основе прогноза основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации и параметров прогноза на период до 2009 г., предполагающих сохранение относительно благоприятных внешних условий и активизацию внутренних факторов роста экономики.
Основным фактором экономического роста в 2007 г. было увеличение потребительского и инвестиционного
спроса, однако расширение внутреннего спроса происходило более низкими темпами.
Федеральный бюджет должен обеспечивать создание предпосылок для увеличения инвестиций в российскую экономику, создавать условия для ее устойчивого роста и повышения конкурентоспособности и решать следующие задачи:
1. Стимулирование инструментами налоговой политики позитивных структурных изменений в экономике, последовательное снижение совокупной налоговой нагрузки на бизнес.
Самый высокий уровень налогового бремени в настоящее время имеет место в секторе добычи полезных ископаемых (по итогам 2005 г. - 51,6%). Минимальный уровень налоговой нагрузки - в сельском хозяйстве (4,3%) и в социальной сфере (8,3%). В обрабатывающих производствах уровень налоговой нагрузки в 2005 г. составил 19,1%. Тем самым сокращается разрыв в инвестиционной привлекательности сырьевого и перерабатывающего секторов, что является необходимым условием для прогресса в диверсификации экономики и ухода от «голландской болезни».
2. Достижение стабильно низкого уровня инфляции.
Устойчивость национальной валюты является тем
условием, при котором экономика работает эффективно и бесперебойно. Низкая инфляция создает благоприятные условия для накопления и инвестирования средств в результате сокращения риска потери покупательной способности денег; укрепляются и получают возможность эффективно функционировать кредитные и финансовые рынки. Сохранение на протяжении последних лет высоких темпов инфляции формирует высокие инфляционные ожидания, которые носят инерционный характер, и превышение инфляцией установленных ориентиров приводит к автоматическому росту ожидаемой инфляции, сохранению высокой склонности к потреблению.
Инфляция отражает усредненную оценку индекса потребительских цен исходя из структуры расходов различных доходных групп населения. Средний рост потребительских цен за 2001-2005 гг. составил 13,4.
Основным фактором высокой инфляции является ускоренный рост денежного предложения, опережающий рост спроса на деньги. Поэтому базовая инфляция в 20012004 гг. оставалась стабильно высокой - 10-115% в год, в
2005 г. базовая инфляция составила 8,3%. Это связано с тем, что ежегодно темпы роста денежных агрегатов существенно выше, чем предусматривается основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на очередной год. В 2002 г. прирост денежной массы прогнозировался (по верхней границе) в размере 28%, фактически - 32,4%; в 2003 г. - 26% (50,5%); в
2004 г. - 25% (35,8%); в 2005 г. - 32% (38,6%).
Экономика и денежно-кредитная сфера прежде всего по-прежнему в значительной степени зависят от динамики цен на нефть. С августа 2005 г. по август
2006 г. по мере пересмотра прогноза цен на нефть изменялись параметры денежно-кредитной и курсовой политики. Так, если при прогнозируемой цене на нефть в 2007 г. в размере 35 долл. США/бар. (дата прогноза -август 2005 г.) индекс потребительских цен прогнозировался в размере 6-7,5%, среднегодовой курс рубля к доллару США - 28,6 руб./долл. США, повышение реального эффективного курса рубля - 3,7%, то при прогнозируемой цене на нефть 61 долл. США (дата прогноза - август 2006 г.) индекс потребительских цен прогнозируется в размере 6,5-8%, среднегодовой курс рубля к доллару США - 26,5 руб./долл. США, повышение реального эффективного курса рубля - 4,8%.
Повышение прогнозируемых цен на нефть увеличивает размер дополнительных доходов экономики, не направляемых в стабилизационный фонд и используемых для финансирования расходов бюджета. Результатом проводимой бюджетной политики, направленной на использование дополнительных доходов бюджета, поступающих в результате высоких цен на нефть, стало увеличение непроцентных расходов с 14,9% ВВП в
2004 г. до 15,3% ВВП в 2005 г. и 15,4% ВВП в 2006 г. В
2007 г. непроцентные расходы федерального бюджета составили 17% ВВП.
В 2007-2009 гг. непроцентные расходы федерального бюджета увеличатся в реальном выражении на 8,4% в среднем за год, в том числе в 2007 г. - на 17,1%. При этом перспективным финансовым планом, разработанным в июне 2006 г., прирост непроцентных расходов в 2007-2009 гг. предусматривался более медленными темпами - 7% в среднем за год, в том числе в 2007 г. - 14,3%. Необходимо также принимать во внимание, что параметры федерального бюджета на
2008-2009 гг. являются ориентировочными и возможно потенциальное увеличение расходов в этот период.
Это свидетельствует о недостаточно жестком бюджетном планировании. В результате роль бюджета в качестве регулятора экономики сокращается. Ускоренными темпами растет денежное предложение, превышающее потребности экономики, что служит причиной роста цен. Это создает угрозу избыточного укрепления рубля либо выхода инфляции за установленные пределы. В этих условиях для обеспечения целевых ориентиров по инфляции Банк России, стерилизационные возможности которого ограничены необходимостью обеспечения целевых ориентиров по базовой инфляции, вынужден идти на дополнительное повышение курса рубля.
Учитывая изложенное, в целях повышения эффективности координации бюджетной и денежно -кредитной политики необходимы дополнительные механизмы, ограничивающие прирост непроцентных расходов федерального бюджета, в частности закрепление уровня расходов как долю к ВВП или установление фиксированного размера использования нефтегазовых доходов (нефтегазового трансферта) к ВВП.
Важным шагом к поддержанию макроэкономической стабильности должно стать создание фонда будущих поколений, аккумулирующего доходы бюджета, связанные с использованием невозобновляемых при-
родных ресурсов и благоприятной внешней конъюнктурой. Необходимо предусмотреть возможность инвестирования этих средств в проекты, обеспечивающие в долгосрочной перспективе достаточно высокий доход. Это позволило бы перейти к последовательному замещению в долгосрочной перспективе сокращающихся в процентах от ВВП доходов от использования природных запасов инвестиционными доходами от размещения накопленных средств.
3. Реализация приоритетных национальных проектов, направленных на модернизацию социальной сферы, в том числе в сфере здравоохранения и образования, обеспечения населения доступным и комфортным жильем. Значительный социальный эффект будет также иметь реализация национального проекта в сфере АПК.
4. Обеспечение энергетической безопасности и модернизация энергетической инфраструктуры, технологическая модернизация экономики, развитие инновационной инфраструктуры и повышение конкурентоспособности экономики прежде всего путем реализации федеральных целевых программ, направленных на развитие научных исследований, разработку и внедрение новых технологий в электронике, авиакосмическом комплексе, в сфере информатики и нанотехнологий. Преодоление отставания в развитии транспортной инфраструктуры путем реализации инфраструктурных проектов с использованием средств Инвестиционного фонда.
Реализация комплекса мер по стимулированию экономического роста предполагает повышение эффективности государственных расходов инвестиционного характера. Их объем, включая инвестиционный фонд и инвестиционную часть национальных проектов, увеличился с 2,1% ВВП в 2006 г. до 2,7% ВВП в 2007 г. в связи с запуском новых целевых программ и активизацией государственно-частного партнерства.
Эффективность инвестиционных расходов государства во многом определяется качеством целевых программ и изменением их структуры в пользу программ, направленных на развитие производственной инфраструктуры, науки и инновационной системы, новых технологий, наукоемких отраслей, таких как атомная промышленность, авиационная промышленность, космический комплекс, судостроение и электронная промышленность.
Существенным фактором активизации накопления частного капитала станет формирование финансовых институтов развития. Они включают, в частности, создаваемую Государственную корпорацию развития и систему негосударственных венчурных фондов, формирующихся при поддержке Российской венчурной компании.
В результате реализации предлагаемых мер в бюджете на 2007 г. доля бюджетных средств в инвестициях в основной капитал существенно возрасла с 17,8% в
2005 г. до 20,3% в 2006 г. и 20,6% в 2007 г.
В 2007 г. реальные (с учетом инфляции) возможно -сти бюджетной системы страны и федерального бюджета по финансовому обеспечению социальных гарантий, предоставлению бюджетных услуг, упрочению национальной безопасности, поддержке экономического роста и других функций государства и местного самоуправления возросли по сравнению с 2006 г. соответственно на 15 и 17%, а к 2009 г. возрастут на 25%.
Основная задача бюджетной политики на 2007 г. и среднесрочную перспективу - сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование этих средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства.
Таким образом, взвешенная и ответственная бюджетная политика, бюджетные правила и процедуры, обеспечивающие прозрачность, подотчетность и результативность бюджетных расходов, - необходимое условие устойчивого экономического развития и, следовательно, реализации стратегических приоритетов развития страны [2].
Бюджетная политика в области доходов
Прогнозируемый объем доходов федерального бюджета в 2007-2009 гг. в реальном выражении (с учетом инфляции) практически останется неизменным. Средний реальный рост доходов составит 0,3% в год. Доходы федерального бюджета в 2008 г. прогнозируются в размере 19,8% ВВП, в 2009 г. - 19,2% ВВП.
В ближайшие годы меры по внесению изменений в законодательство о налогах и сборах, направленные на дальнейшее снижение налогового бремени, должны в максимальной степени способствовать обеспечению высоких темпов экономического роста и увеличению инвестиционной активности. Проводимая в среднесрочной перспективе налоговая политика направлена на устранение имеющихся перекосов и необоснованных барьеров при их исчислении, а также норм, нарушающих нейтральность применения налогов и приводящих к необоснованному изъятию средств из оборота налогоплательщиков.
Важнейшее значение имеют уже принятые законодательные решения по таким вопросам, как установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений, введение «инвестиционной премии» по налогу на прибыль организаций, принятие к вычету всей суммы полученных убытков, ускорение отнесения на расходы затрат на
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Важнейшее значение для бизнеса имеет и решение с 2007 г. вопроса о совершенствовании механизма применения нулевой ставки для экспортеров, предусматривающей переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам, а с 2008 г. - переход от месячного к квартальному налоговому периоду по НДС. Последнее решение приведет не только к разовому увеличению финансовых ресурсов предприятий (на сумму 260 млрд руб. в 2008 г.), но позволит заметно облегчить администрирование НДС как наиболее сложное для применения федерального налога.
Кроме того, с 2007 г. введены и другие налоговые меры по следующим направлениям:
1. Изменения в области акцизного налогообложения (изменение существующего порядка уплаты акцизов на нефтепродукты, изменение порядка применения адвалорных ставок акцизов на табачные изделия, индексация специфических ставок акцизов по большинству подакцизных товаров на 8,5%).
2. Совершенствование налогообложения при добыче нефти, направленное на стимулирование инвестиций и рост добычи нефти (установление дополнительного понижающего коэффициента для месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки, а также введение нулевой налоговой ставки на НДПИ для новых месторождений).
3. Другие меры, в том числе увеличение размеров социальных налоговых вычетов на обучение граждан и их близких родственников в образовательных учреждениях, а также на их лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации, распространение налоговой льготы по ЕСН в части неначисления налога на выплаты наемным работникам, являющимся инвалидами, на налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, разрешение учета при расчете налоговой базы по налогу на прибыль расходов на НИОКР (в том числе не давших положительных результатов) в течение одного года.
Объем выпадающих доходов федерального бюджета в 2007 г. по сравнению с 2006 г. в результате изменения налогового законодательства составил 166,7 млрд руб. (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Выпадающие доходы федерального бюджета в результате изменения налогового законодательства
Следствия изменения налогового законодательства Млрд руб. % к ВВП
Переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС экспортерами, уплаченного ими по материальным ресурсам 140,0 0,45
Уменьшение налогоплательщиками в полном размере налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму убытков, полученных ими в предшествующие годы 13,0 0,04
Установление понижающего коэффициента к налоговой ставке по НДПИ (с выработанно-стью более 80%) 25,7 0,08
Проведение активной социальной политики, повышение роли государства в стимулировании инвестиционного процесса и реализация национальных проектов потребуют в среднесрочной перспективе поддержания расходов федерального бюджета на достаточно высоком уровне. Учитывая важность обеспечения долгосрочной макроэкономической устойчивости, это делает преждевременным дальней-
шее снижение в период до 2009 г. ставок основных налогов.
В ближайшие годы необходимы скоординированное совершенствование налогового законодательства и налогового администрирования, а также активизация диалога правительства с бизнесом относительно условий, способствующих последовательному выходу бизнеса из тени. В частности, важным элементом совер-
шенствования налогового администрирования должно стать совершенствование контроля за использованием механизмов трансфертного ценообразования в целях минимизации налогообложения, а также борьба с уклонением от уплаты НДС. Меры, направленные на совершенствование налогового администрирования, также позволят снять наиболее болезненные для бизнеса вопросы, связанные с упорядочением процедур осуществления налогового контроля, повысят защищенность налогоплательщиков от неправомерных требований налоговых органов [2].
Бюджетная политика в области расходов
Бюджетная политика в 2007 г. и среднесрочной перспективе была направлена на повышение эффективности государственного управления, рост качества
и условий предоставления государственных услуг, создание условий и стимулов для развития человеческого капитала.
Непроцентные расходы федерального бюджета в 2007 г. в реальном выражении увеличились на 17,1% (несмотря на рост доходов в реальном выражении всего лишь на 4,7%) (рис. 1) и составили 17% ВВП, что на 1,6 процентного пункта ВВП выше, чем по ожидаемой оценке в 2006 г. (рис. 2).
Значительная часть прироста государственных непроцентных расходов направлена на повышение жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих, военнослужащих и приравненных с ним лиц, а также на повышение уровня жизни пенсионеров и других граждан, в отношении которых на федеральном уровне существуют финансовые обязательства.
Рис. 1. Доходы и непроцентные расходы федерального бюджета (реальный прирост в %)
Рис. 2. Доходы и непроцентные расходы федерального бюджета, % к ВВП
Расходы на национальную экономику в 2007 г. по сравнению с уточненной росписью на 2006 г. возрасли на 172,7 млрд руб., на национальную оборону - на 161,9 млрд руб., на национальную безопасность и пра-
воохранительную деятельность - на 124,6 млрд руб. (табл. 2). При этом расходы на национальную экономику увеличились почти на 50%, на образование - на 33,4%, на здравоохранение - на 31,5% (табл. 3).
Т а б л и ц а 2
Структура расходов федерального бюджета, млрд руб.
Строка бюджета 2006 г. 2007 г. Изменение, млрд руб.
ВСЕГО 4324,1 5463,5 1139,4
Межбюджетные трансферты, в том числе бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам 1443,7 542,1 901,6 1821,2 756,5 1064,7 377,5 214,4 163,1
Общегосударственные вопросы (без процентных расходов) 444,3 664,2 219,9
Национальная экономика 346,8 519,5 172,7
Национальная оборона 659,3 821,2 161,9
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 539,5 664,1 124,6
Образование 208,1 277,7 69,6
Здравоохранение и спорт 156,2 205,4 49,2
Культура, кинематография, СМИ 51,2 64,1 12,9
Охрана окружающей среды 6,4 7,8 1,4
ЖКХ 53,5 49,4 -4,1
Социальная политика 217,3 212,0 -5,3
Процентные расходы 197,8 156,8 -40,9
Т а б л и ц а 3
Структура расходов федерального бюджета, млрд руб.
Строка бюджета 2006 г. 2007 г. Изменение, %
ВСЕГО 4324,1 5463,5 26,3
Национальная экономика 346,8 519,5 49,8
Общегосударственные вопросы (без процентных расходов) 444,3 664,2 49,5
Образование 208,1 277,7 33,4
Здравоохранение и спорт 156,2 205,4 31,5
Межбюджетные трансферты, в том числе бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам 1443,7 542,1 901,6 1821,2 756,5 1064,7 26,1 39,5 18,1
Культура, кинематография, СМИ 51,2 64,1 25,2
Национальная оборона 659,3 821,2 24,6
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 539,5 664,1 23,1
Охрана окружающей среды 6,4 7,8 21,9
Социальная политика 217,3 212,0 -2,4
ЖКХ 53,5 49,4 -7,7
Процентные расходы 197,8 156,8 -20,7
В 2008 г. будет продолжено финансирование приоритетных национальных проектов. С учетом опыта работы за истекший период 2006-2007 гг. были уточнены отдельные параметры и механизмы проектов с целью повышения их эффективности.
При планировании работы на 2008 г. учитывались средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и средства из иных источников, направляемые на реализацию проектных мероприятий.
Совокупный объем средств, предусмотренных на финансирование национальных проектов в 2007 гг., составил с учетом гарантий 239,8 млрд руб., без учета гарантий - 206,3 млрд руб., т.е. прирост по отношению к 2006 г. - 72,6 млрд руб., или 54,3%.
Объем средств на финансирование национального проекта «Образование» в 2007 г. составил 48,9 млрд руб. (увеличение по сравнению с 2006 г. на 19,6 млрд руб.), «Здоровье» - 107,7 млрд руб. (45,1 млрд руб.), «АПК» -23,4 млрд руб. (1,5 млрд руб.), «Доступное и комфортное жилье» (без учета гарантий) - 26,3 млрд руб. (6,4 млрд руб.) (табл. 4).
Реализация мероприятий в области образования в 2007 г. и в среднесрочной перспективе была направлена
на повышение качества и доступности образования, развитие системы непрерывного профессионального образования, формирование эффективного рынка образовательных услуг, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, а также переход на принципы подушевого финансирования при реализации образовательных программ.
Т а б л и ц а 4 Финансирование национальных проектов, млрд руб.
Проект 2006 г. 2007 г.
Образование 29,3 48,9
Здравоохранение 62,6 107,7
АПК 21,9 23,4
Доступное и комфортное жилье 19,9 26,3
Итого 133,7 206,3
Реализация государственной политики по указанным направлениям позволит создать условия для повышения качества «человеческого капитала». Ожидается рост численности детей в дошкольных образовательных учреждениях - с 4542,6 тыс. человек в 2005 г. до 5097,1 тыс. человек в 2009 г., прием в образовательные учреждения начального профессионального образования в 2009 г. может составить 849,6-873,9 тыс. человек, против 778 тыс. чело-
век в 2005 г., увеличение численности студентов к 2009 г. составит 1,7-2,6% по сравнению с 2005 г.
Политика в сфере здравоохранения в 2007-2009 гг. направлена на улучшение состояния здоровья населения путем улучшения доступности и качества медицинской помощи, профилактики заболеваний за счет создания условий предоставления медицинских услуг, соответствующих потребностям населения и современному уровню развития медицинской науки и технологий.
Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения будет решаться путем усиления профилактической направленности здравоохранения, переориентации части объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап, оздоровления и коррекции выявленных изменений в состоянии здоровья населения, широкого внедрения стационарозамещающих технологий и расширения спектра медицинских услуг.
Обеспеченность местами в дневных стационарах возрастет с 13,9 мест на 10 тыс. населения в 2005 г. до 17,5-17,7 в 2009 г., обеспеченность участковыми вра-чами-терапевтами возрастет к 2009 г. по сравнению с
2005 г. на 14,3%, врачами-педиатрами - на 6%, врачами общей практики - в 2 раза. Обеспеченность средним медицинским персоналом в системе здравоохранения в целом возрастет на 13,5%.
В рамках реализации Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. предусматривается увеличение размеров пособий по материнству и детству (пособий по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и пособий женщинам при постановке на учет в ранние сроки беременности). На реализацию этих мероприятий (без учета расходов на предоставление базового материнского капитала) будет направлено 32,3 млрд руб.
В 2007-2009 гг. будут также реализованы федеральные целевые программы «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями на 2007-2011 гг.» (в составе 9 подпрограмм: «Сахарный диабет», «Туберкулез», «Анти-ВИЧ/СПИД», «Онкология», «Инфекции, передаваемые половым путем», «Вирусные гепатиты», «Развитие психиатрической помощи», «Вакцинопрофи-лактика», «Артериальная гипертония»), «Дети России (на 2007-2010 гг.)», а также ведомственные и региональные целевые программы, что позволит направить финансовые ресурсы на решение наиболее значимых проблем здравоохранения, связанных с улучшением состояния здоровья населения.
Повышение доходов бюджетников, оплачиваемых по ЕТС, в реальном выражении не менее, чем в полтора раза, заложено в расчетах расходов федерального бюджета и достигло уже в 2007 г., с учетом произведенной индексации 2005 г., двух индексаций 2006 г. (с мая - в
1,15 раза, с 1 октября - в 1,11 раза) и индексации 2007 г. с 1 сентября в 1,15 раза.
Расходы федерального бюджета на 2007 г. предусматривались с соответствующим досчетом для финансового обеспечения решения Президента Российской Федерации об индексации должностных окладов судей с 1 июля 2006 г. на 32% и с 1 января 2007 г. на 7,5%.
В проекте федерального бюджета на 2007 г. были предусмотрены ассигнования в сумме 4178,5 млн руб.
на увеличение стипендиального обеспечения учащихся и студентов в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, исходя из размера стипендии, повышенного в 1,5 раза с 1 сентября 2007 г.
В 2007 г. увеличились расходы федерального бюджета на национальную оборону, правоохранительную деятельность и безопасность государства - на 286,5 млрд руб. Значительная часть прироста приходится на финансирование Вооруженных сил Российской Федерации, включающее расходы на текущее содержание и обеспечение, а также закупку и ремонт вооружения и военной техники в целях обеспечения Государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа.
Реализация мероприятий в рамках модернизации военной организации государства позволит: продолжить работу по созданию основ системы противодействия терроризму в России, развернуть полномасштабные работы по созданию пограничной инфраструктуры на новых участках государственной границы Российской Федерации и осуществить первоочередные мероприятия по обустройству других участков государственной границы; изменить условия расквартирования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, повысить привлекательность военной службы по контракту; продолжить создание объектов по уничтожению химического оружия в целях обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации. Расходы федерального бюджета по разделам «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в 2007 г. увеличатся на 22,7%.
Размер денежного довольствия военнослужащим, предусмотренный в проекте федерального бюджета на 2007 г. определен с учетом положений Федерального закона от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» и других нормативных правовых актов, определяющих особенности формирования денежного содержания и денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Наряду с этим в расчетах к бюджету учтено увеличение денежного довольствия военнослужащим и приравненным к ним лицам в 2007 г. с 1 января - в 1,1 раза и с 1 ноября - в
1,15 раза, т.е. опережающими темпами по сравнению с прогнозируемым на 2007 г. темпом инфляции.
Кроме этого, в проекте федерального бюджета на 2007 г. учитывались средства для обеспечения выплат, зависящих от окладов денежного содержания, которые также были увеличены в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащим и приравненным к ним лицам. К ним относятся прежде всего выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости, выплаты единовременного пособия в случае гибели (смерти) военнослужащего и в случае досрочного увольнения с военной службы в связи с признанием его негодными к военной службе, а также выплаты по обязательному государственному личному страхованию военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Расходы на национальную экономику увеличились в 2007 г. на 172,7 млрд руб., или 49,8%. Наиболее значимыми направлениями расходов в этой сфере являются:
1. Обеспечение в агропромышленной сфере доступности и адресного характера мер государственной поддержки, расширение ее форм, внедрение современных технологий, дальнейшее развитие кредитования, в том числе ипотечного, сельскохозстрахования и иных механизмов, стимулирующих деловую активность граждан и повышение уровня жизни на селе, развитие лизинга сельскохозяйственных машин и оборудования.
2. Определение объемов, механизмов и сроков необходимой бюджетной поддержки в целях ликвидации перекрестного субсидирования в сфере электроснабжения и железнодорожных перевозок.
3. Выделение средств на развитие индустрии нанотехнологий и создание элементной базы.
Реализация национального проекта в сфере развития АПК (23,4 млрд руб.) строится по трем основным направлениям: ускоренное развитие животноводства, стимули-
рование развития малых форм хозяйствования в АПК и обеспечение жильем молодых специалистов и их семей на селе. Данный национальный проект позволит существенно снизить уровень бедности на селе и привлечь в аграрный сектор молодых специалистов, а также повысит продовольственную безопасность страны и конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства.
Существенно возросла инвестиционная составляющая федерального бюджета. Расходы инвестиционного характера увеличены в 2007 г. до 696,4 млрд руб.
На реализацию 48 федеральных целевых программ в федеральном бюджете на 2007 г. предусматривалось 505 млрд руб.
В 2006 г. на финансирование 50 федеральных целевых программ предусматривалось 375 млрд руб.
Федеральные целевые программы направлены на решение проблем по 5 основным направлениям:
1. Развитие инфраструктуры - 12 программ, в том числе: «Модернизация транспортной инфраструктуры (2002-2010 годы)», «Культура России (2006-2010 годы)», «Жилище» на 20022010 гг., «Государственная граница (2003-2010 годы)», «Социальное развитие села до
2010 года», «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» и др.
2. Новое поколение - 5 программ, в том числе «Дети России» на 2007-2010 гг., «Русский язык (2006-2010 годы)», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 20062015 годы» и др.
3. Безопасность жизнедеятельности и сохранения окружающей среды - 11 программ, в том числе: «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы»; «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», «Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-2010 годы», «Развитие уголовно-исполнительной системы (20072016 годы)», «Развитие судебной системы на 2007-2011 годы» и др.
4. Наука, инновации и передовые технологии - 12 программ, в том числе: Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы, «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-
2007 годы)», «Глобальная навигационная система», «Национальная технологическая база на 2007-2011 годы», «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 20072010 годы и на перспективу до 2015 года», «Электронная Россия (2002-2010 годы)» и др.
5. Региональный паритет - 8 программ, в том числе: «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», «Юг России», «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)», «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 и последующие годы)» и др.
267 млрд руб. 15 млрд руб.
64 млрд руб.
118 млрд руб.
41 млрд руб.
Общими факторами формирования бюджетных расходов являются увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, денежного содержания государственных служащих, должностных окладов судей, стипендий, надбавок за ученые степени, существенный рост ассигнований на реализацию приоритетных национальных проектов, демографической программы, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы [2].
Политика в области государственного долга
Политика в области государственного долга Российской Федерации на 2007 г. формировалась с учетом одобренной в апреле 2006 г. Правительством Российской Федерации Долговой стратегии на 2007-2009 гг., предусматривающей:
- уменьшение абсолютных и относительных размеров государственного внешнего долга Российской Фе-
дерации путем его замещения внутренними заимствованиями;
- сохранение и развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
- использование инструментов долговой политики, в частности государственных гарантий, для ускорения темпов социально-экономического развития страны;
- использование инструментов долговой политики при проведении денежно-кредитной политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.
В области внутренних заимствований проведение долговой политики в 2007 г. исходило из целей сохранения и развития рынка государственных ценных бумаг. В этом отношении ключевыми задачами стали повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной дюрации и доходности на рынке государственных ценных бумаг.
Программа внутренних заимствований на 2007 г. разработана с учетом возможного спроса на государственные ценные бумаги со стороны различных категорий инвесторов и предусматривает положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке, не приводящее к увеличению процентных ставок.
Незначительный рост доходности по рублевым инструментам может быть вызван внешними по отношению к рынку государственного долга факторами: колебание курса рубля к иностранным валютам, изменение объемов валютных резервов, корректировка цены на нефть, рост процентных ставок на долговых рынках за рубежом и т. д.
Умеренный объем внутренних заимствований федерального бюджета не вытесняет инвестиции, необходимые для роста экономики.
В сфере внешних заимствований основными принципами долговой политики в 2007 г. являются:
- отсутствие заимствований на международных рынках капитала;
- завершение и ускоренная реализация большинства действующих проектов с международными финансовыми организациями с ограничением принятия обязательств по новым займам;
- полный отказ от привлечения новых кредитов правительств иностранных государств.
В результате уже в 2008 г. объем внутреннего долга превысит размер внешних обязательств, а совокупный объем государственного долга сократится с 9% ВВП на конец 2006 г. до 8,3% ВВП на конец 2007 г. и 7,5% на конец 2009 г., при этом уже в 2008 г. объем внутреннего долга превысит размер внешних обязательств [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.05.2006 «О бюджетной политики в 2007 году» // Консультант Плюс
[Электрон. ресурс]: Справочная правовая система. - Версия Проф. М.: ЗАО Консультант Плюс, 2006.
2. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2007 год. Режим доступа: Ийр^/'л^'М .minfin.ru
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 1 ноября 2007 г.