УДК 069.5:581
DOI 10.29003/m672.0514-7468.2019_41_3/297-302
ЖИВЫЕ РАСТЕНИЯ КАК ФАКТОР РЕФЛЕКСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
К.А. Голиков, О.В. Мякокина, А.Л. Мазаева1
Живые растения, происходящие из различных регионов мира (Северной и Южной Америки, Африки, зарубежной Европы и Азии, Австралии, Океании и Средиземноморья) и представляющие фитохорионы высокого ранга, дополняют экспозицию отдела «Физико-географические области» Музея землеведения МГУ. Их демонстрация рассматривается в контексте концептуализации способов внедрения экологической тематики в практику образования в области охраны окружающей среды посредством применения подходов рефлексивного управления. Это позволяет расширить возможности экологического образования музейными средствами.
Ключевые слова: Музей землеведения МГУ, Ботанический сад, ботаническая составляющая экспозиции, рефлексивное управление, растения, регион, материки, части света.
Ссылка для цитирования: Голиков К.А., Мякокина О.В., Мазаева А.Л. Живые растения как фактор рефлексивного управления в музейном пространстве // Жизнь Земли. 2019. Т. 41. № 3. С. 297-302. DOI 10.29003/m672.0514-7468.2019_41_3/297-302.
Поступила 09.04.2019/Принята к публикации 03.07.2019
LIVE PLANTS AS A FACTOR OF REFLEXIVE CONTROL IN THE MUSEUM SPACE
KA. Golikov, PhD, O.V. Myakokina, A.L. Mazaeva, PhD Lomonosov Moscow State University (Earth Science Museum)
Living plants originating from different regions of the world (North and South America, Africa, foreign Europe and Asia, Australia, Oceania and the Mediterranean) and representing high-rank phytochorions, complement the exposition of the Department "Physical and geographical areas" of the MSU Earth Science Museum. The demonstration of living plants is considered in the context of conceptualization of ways to implement environmental issues in the practice of education in the field of environmental protection through the use of approaches to the interdisciplinary concept of reflexive control. The concept of reflexive control was developed in the 1960s in the domestic system-activity methodology in the framework of natural-scientific and social engineering interpretation of reflection as a technology of manipulative decisionmaking in conflict situations. In recent years, reflexive control is used in a wider range of interactions, including situations of cooperation and partnership in the theory and practice of pedagogy and education. Thus, the use of living plants in the exposition allows to expand the possibilities of ecological education by Museum means.
Keywords: Earth Science Museum, MSU, Botanical garden, botanical exposition, reflexive control.
Введение. О В экспозициях комплексных естественнонаучных музеев, каковым является Музей землеведения МГУ, природа рассматривается в её единстве и целостности, что критически важно для формирования биосферного мировоззрения и развития экологической культуры посетителей [6]. В связи с нарастающими изменениями
1 Голиков Кирилл Андреевич - к.б.н., с.н.с., [email protected]; Мякокина Ольга Викторовна - м.н.с., [email protected]; Мазаева Анжелика Львовна - к.с.-х.н., Музей землеведения МГУ.
Жизнь Земли 41(3) 2019 297-302 297
экосистем - как на региональном, так и на глобальном уровнях - особенно важными становятся не только популяризация достижений современного естествознания музейными средствами, но и концептуализация способов включения экологической тематики в практику образования в области охраны окружающей среды.
В последнее время в практике образования отмечается актуальность освоения механизмов рефлексии, в особенности - интеллектуальной и личностной [5]. При этом целенаправленное конструирование в процессе обучения идеальной модели (посредством передачи образа ситуации и её восприятия) может рассматриваться в русле междисциплинарной концепции рефлексивного управления2, разработанной в классической системно-деятельностной методологии [7]. В современных исследованиях рефлексивное управление, понимаемое как познание ситуации и принятие решения для воздействия на неё на основе её модельного представления, показано как взаимодействие когнитивной и воздействующей (активной) функций, определяющее взаимосвязь между актуальной ситуацией и мышлением субъекта [4].
Региональный аспект экспозиции Музея землеведения МГУ. Актуализация и совершенствование экспозиций Музея землеведения диктует потребность в расширении и диверсификации способов подачи информации музейными средствами [6]. В этой связи в последнее время акцент в просветительской деятельности музеев делается не только на систематические коллекции, но и на тематические экспозиции.
В региональной экспозиции природы естественнонаучного музея должны быть представлены все компоненты, характерные для того или иного ландшафта: лито-, атмо-, гидро- и биосферы [13]. В Музее землеведения ёмко продемонстрировано взаимодействие основных природных компонентов: климатических условий, почв, флоры и фауны, а также возможности их хозяйственного использования. Это достигается благодаря сочетанию графической (карты, схемы) и текстовой информации с демонстрацией натурных экспонатов. Если научная графика и текст дают характеристику природы региона в целом, его отдельных частей, а также состояния природных ресурсов, их использования и охраны, то натурные экспонаты визуализируют приспособления организмов к условиям окружающей среды.
Живые растения, в естественных условиях обитающие в различных регионах мира, включены в экспозицию зала № 24 «Материки и части света» отдела «Физико-географические области» (24 этаж) [9]. Они дополняют оригинальные натурные ботанические экспонаты, выставленные в витринах: гербарий [3], спилы древесных пород, плоды и семена растений, происходящих из Сев. и Ю. Америки, Африки, зарубежной Европы и Азии, а также Австралии, Океании и Средиземноморья (рис. 1, 2). Таким образом, в коллекции натурных ботанических материалов Музея тематически отражён ботанико-географический аспект его экспозиции [2].
Региональные флористические различия объясняются комплексом факторов: не только разнообразием геологических, орографических, почвенных и климатических условий, но также географической изоляцией, миграцией и дифференциальным вымиранием (полным или частичным) отдельных флористических комплексов или целых флор, в результате совместного действия которых возникла сложная картина современной флоры Земли.
2 Концепция рефлексивного управления была разработана в 1960-х гг. в отечественной системно-дея-тельностной методологии в рамках естественнонаучной и социотехнической трактовки рефлексии как технологии принятия манипулятивных решений в конфликтных ситуациях. В последнее время рефлексивное управление применяется в более широком спектре взаимодействий, в том числе - в ситуациях сотрудничества и партнёрства в теории и практике педагогики и образования.
Рис. 1. Акация замечательная (Acacia spectabilis A. Cunn. ex Benth.) в экспозиции Музея землеведения МГУ (отдел "Физико-географические области").
Fig. 1. Acacia spectabilis A. Cunn. ex Benth. in the exposition of Earth Science Museum (branch "Physico-geographical areas").
Рис. 2. Местонахождение акации замечательной, Австралия.
Fig. 2. Location of Acacia spectabilis, Australia.
Согласно классификации, разработанной А.Л. Тахтаджяном [12], флористическая система состоит из иерархически соподчинённых фитохорионов (единиц разного ранга): флористическое царство / подцарство / флористическая область / провинция. Так, флора суши земного шара подразделяется на шесть флористических царств: Голарктическое (охватывает Европу, северную внетропическую Африку, внетропическую Азию, почти всю Сев. Америку и подразделяется на три под-царства - Бореальное, Древнесредиземноморское и Мадреанское), Палеотропическое (охватывает тропики Старого Света кроме Австралии, включает тропические острова Тихого океана, кроме некоторых островов вдоль побережья Южной Америки, и подразделяется на пять подцарств: Африканское, Мадагаскарское, Индо-Малезийское, Полинезийское и Новокаледонское), Неотропическое (занимает южные тропические части полуостровов Калифорния и Флорида, низменности и побережья Мексики, всю Центральную Америку с Антильскими островами, большую часть Южной Америки и ряд примыкающих тропических островов), Капское (включает южную оконечность Африки от Клануильяма на западе до окрестностей Порт-Элизабет на востоке), Австралийское, Голантарктическое (охватывает Новую Зеландию, область субантарктических островов, Патагонию и острова Хуан-Фернандес).
Для стендов экспозиции зала № 24 подбирались виды преимущественно вечнозелёных растений, характерные для соответствующих материков и частей света (табл. 1), а также относительно неприхотливые и, соответственно, широко распространённые не только в оранжереях ботанических садов, в т. ч. Ботанического сада МГУ [1, 11], но также в комнатной и садовой культуре, и потому легко узнаваемые посетителями [10]. Таким образом, знакомые многим растения в сочетании с экзотами привлекают внимание экскурсантов, расширяя и углубляя восприятие «проблемного пространства» (определяемого всеми элементами как физической, так и нефизической природы, ко-
Таблица. Распределение живых растений, представляющих различные фитохорионы (по системе А.Л. Тахтаджяна), по тематическим стендам зала № 24 «Материки и части света»
Table. Distribution of living plants representing various phytochorions (after A.L. Takhtadzhyan), according to the thematic stands of the hall "Continents and parts of the world"
Флористическое царство Голарктическое Палеотропическое Неотропическое Капское Австралийское Голантарктическое
Флористичес- Бореальное Древнесреди- Мадреанское Африкан- Мадага- Индо-Мале-
кое подцарство земноморское (Сонорское) ское скарское зииское
Средиземноморье Neríum oleander (6)
Зарубежная Hederá helix
Европа (1)
Hibiscus
Зарубежная Азия Hydrangea macrophylla (2) rosa-sinensis (16); Ficus benjamina
Северная Америка Chamae-cyparís lawsoníana (4) Yucca elephan-tipes (9)
Южная Dieffenbachia
Америка seguine
Phoenix dactylifera Sansevíe- Dracaena Chloro-
Африка ria trífascíata (П) marginata (14) phytum comosum (28)
Acacia
Австралия spectabilis (29)
Howeia
Океания forsteriana (35)
Примечания: Цифрами в скобках после названий видов растений обозначены флористические области: 1 - Циркумбореальная (Евросибирско-Канадская); 2 - Восточно-Азиатская (Японо-Китайская); 4 - Скалистых гор (Северо-Западно-Американская); 6 - Средиземноморская; 9 - Мадреанская (Сонорская); 11 - Гвинео-Конголезская; 14 - Мадагаскарская; 16 - Индокитайская; 28 - Капская; 29 - Северо-Восточно-Австралийская; 35 - Новозеландская.
торые создают проблему или способствуют ей), усиливая усвоение информации, что способствует формированию достаточного «пространства решений» [4].
Заключение. Таким образом, живые растения в экспозиции регионального раздела Музея землеведения удачно дополняют коллекции натурных ботанических экспонатов, расширяя спектр и диверсифицируя возможности ботанической составляющей его экспозиции, демонстрирующей богатство и разнообразие флоры различных регионов мира, что позволяет с успехом использовать её в учебном процессе, образовательной и просветительской деятельности Музея [8].
При этом демонстрация натурных экспонатов в сочетании с теоретическим объяснением способствует повышению эффективности усвоения освещаемой проблематики. Посредством рефлексивного восприятия осуществляется переход от непосредственной ситуации к «проблемному пространству», облегчить интерпретацию которого позволяет грамотно выстроенная музейная экспозиция. В ходе экскурсии восприятие трансформируется в знание, на основе которого возможно принятие решений.
Таким образом, использование живых растений в экспозиции Музея является наглядным способом пропаганды естественноисторических знаний по различным аспектам ботаники - не только систематической, но также географической и этнической, расширяя возможности экологического образования музейными средствами и способствуя просвещению и воспитанию посетителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ботанический сад Московского университета. 1706-2006. Первое научное ботаническое учреждение России / Под ред. В.С. Новикова, М.Г. Пименова, К.В. Киселевой, В.Е. Гохмана, А.Ю. Паршина. М.: Т-во научных изданий КМК, 2006. 268 с.
2. Голиков К.А. Ботаническая составляющая экспозиции Музея землеведения МГУ: концепция электронной базы данных // Жизнь Земли. 2018. Т. 40, № 4. С. 435-440.
3. Голиков К.А., Воронцова Е.М. К истории создания гербария Музея землеведения МГУ // Жизнь Земли. 2019. Т. 41, № 1. С. 20-26.
4. Корох А.А. Рефлексивное управление: концепции, подходы и область применения // Научные записки НГУЭУ. 2009. № 2 (https://nsuem.ru/science/ publications/science_notes/ issue. php?ELEMENT_ID=1021).
5. Кузнецова А.Я. Проблема рефлексивного управления в образовании: современный взгляд // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 138.
6. Лазарев Г.Е., Леви Л.З., Богатырева Н.А., Залогин Б.С., Кузьминская К.С., Ходецкий В.Г. Обобщение и оценка опыта работы естественно-научных и природоведческих музеев СССР по образованию в области окружающей среды // Экологическое образование музейными средствами. Международная программа ЮНЕСКО-ЮНЕП по образованию в области окружающей среды / Под ред. С.А. Ушакова, Г.Е. Лазарева, Э.К. Авдонина. М.: Внешторгиздат, 1989. С. 4-61.
7. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры (издание третье). М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. 136 с.
8. Ливеровская Т.Ю. Ботаническая тематика в Музее землеведения МГУ, возможности её развития и использования в учебном процессе // Наука в вузовском музее: материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 14-16 ноября 2017 г. М.: Музей землеведения МГУ, 2017. Ч. 1. С. 36-39.
9. Музей землеведения. Путеводитель / Под ред. А.В. Смурова, В.В. Снакина, Е.М. Лаптевой. М.: МГУ, 2010. 100 с.
10. Сааков С.Г. Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними. Л: Наука, 1983. С. 196-197.
11. Списки растений Ботанического сада Московского университета «Аптекарский огород» / Под ред. А.Ю. Паршина. М.: ПОЛТЕКС, 2001. 88 с.
12. Тахтаджян А.Л. Флористическое деление суши // Жизнь растений. В 6 т. Т. 1. Введение. Бактерии и актиномицеты. М.: Просвещение, 1974. С. 117-153.
13. Ушаков С.А., Леви Л.З., Фёдоров В.М., Зуб А.Т. Методические рекомендации по использованию музейных средств для образования в области охраны окружающей среды // Экологическое образование музейными средствами. Международная программа ЮНЕСКО-ЮНЕП по образованию в области окружающей среды / Под ред. С.А. Ушакова, Г.Е. Лазарева, Э.К. Авдонина. М.: Внешторгиздат, 1989. С. 62-90.
REFERENCES
1. Novikov V.S., Pimenov M.G., Kiseleva K.V., Gokhman V.E., Parshin A.Yu. (eds.). Botanical garden of Moscow University. 1706-2006. The first scientific Botanical institution in Russia. 268 p. (Moscow: KMK, 2006) (in Russian).
2. Golikov K.A. Botanical component of the exposition of the MSU Earth Science Museum: the concept of an electronic database. Zhizn' Zemli. 40 (4), 435-440 (2018) (in Russian).
3. Golikov K.A., Vorontsova E.M. On the study of the Herbarium of the MSU Earth Science Museum. Zhizn' Zemli. 41 (1), 20-26 (2019) (in Russian).
4. Korokh A.A. Reflexive control: concepts, approaches and applications. Nauchnye zapiski NGUEU. 2 (2009) (https://nsuem.ru/science/ publications/science_notes/ issue.php?ELEMENT_ ID=1021) (in Russian).
5. Kuznetsova A.Ya. The problem of reflexive control in education: modern view. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 4, 138 (2017) (URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=26634) (in Russian).
6. Lazarev G.E., Levi L.Z., Bogatyreva N.A., Zalogin B.S., Kuz'minskaya K.S., Khodetskij V.G. Review. Generalization and evaluation of the experience of natural science and natural history museums ofthe USSR on education in the field ofenvironment. Ekologicheskoe obrazovanie muzejnymi sredstvami. Mezhdunarodnaya programma YUNESKO-YUNEP po obrazovaniyu v oblasti okruzhayushchej sredy [Ecological education by Museum means. UNESCO-UNEP international environmental education program]. P. 4-61 (M.: Vneshtorgizdat, 1989) (in Russian).
7. Lefevr V.A. Conflicting structures (3-d ed.). 136 р. (Moscow: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2000) (in Russian).
8. Liverovskaya T.Yu. Botanical theme in the MSU Earth Science Museum, the possibility of its development and use in the educational process. Nauka v vuzovskom muzee: Materialy' Vserossijskoj nauchnoj konferencii. Moskva, 2017. [Science at the University Museum: proceedings of the all-Russian scientific conference. Moscow, November 14-16, 2017]. 1. P. 36-39. (Moscow: Muzej zemlevedeniya MGU, 2017) (in Russian).
9. Smurov A.V., Snakin V.V., Lapteva E.M. (eds.). The Earth Science Museum. Guide. 100 p. (Moscow: MGU, 2010) (in Russian).
10. Saakov S.G. Greenhouse and houseplants and care for them. P. 196-197 (Leningrad: Nauka, 1983) (in Russian).
11. Parshin A.Yu (ed.). Enumeratio plantarum Horti Botanici Universitatis Mosquensis. 88 p. (Moscow: POLTEKS, 2001) (in Russian).
12. Takhtadzhyan A.L. Floristic division of the land. Zhizn' rastenij [The Life of plants]. 1. Vvedenie. Bakterii i aktinomicety [Introduction. Bacteria and actinomycetes]. P. 117-153 (Moscow: Prosveshchenie, 1974) (in Russian).
13. Ushakov S.A., Levi L.Z., Fedorov V.M., Zub A.T. Methodological recommendations on the use of Museum tools for education in the field of environmental protection. Ekologicheskoe obrazovanie muzejnymi sredstvami. Mezhdunarodnaya programma YUNESKO-YUNEP po obrazovaniyu v oblasti okruzhayushchej sredy [Ecological education by Museum means. UNESCO-UNEP international environmental education program]. P. 62-90 (Moscow: Vneshtorgizdat, 1989) (in Russian).