ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ЖИВОПИСЬ ЕЛЕНЫ ОРЛОВОЙ Княжицкая Т.В.
Княжицкая Татьяна Владимировна — кандидат искусствоведения, директор, студия онлайн образования в области искусства «Горизонтум», г. Санкт-Петербург
Аннотация: Елена Орлова - художник начала XXI века, в творчестве которой неразрывно сплелись традиции русской реалистической школы живописи, влияние импрессионизма и экспрессионистические эксперименты с цветом, формой и фактурой изображаемой действительности. В статье представлена биография художницы, дана характеристика творческого метода, на основе анализа ряда произведений выделено два стилистических направления развития ее живописного творчества.
Ключевые слова: живопись, искусство, реализм, импрессионизм, экспрессионизм.
Детство Елены Владимировны Орловой прошло в Якутии. Этот край, отделенный от европейской части России вертикалью Уральских гор, огромным пятном простирается на восточной стороне карты страны. Процесс его освоения людьми, начатый еще в глубокой древности, до сих пор далек до завершения. Эта территория всегда требовала специалистов практических профессий, помогающих людям, прежде всего, выжить в суровом климате и комфортно обустроить свое существование. Творческий потенциал многих детей, рожденных здесь в 1980 -е, получал развитие в основном в семьях и в общеобразовательных школах: «художки» и «музыкалки» были только в крупных городах. Маленькая Лена рисовала, как и многие дети, акварелью и гуашью, ее способности поддерживали родители. К 1998 году семья переехала в Череповец, и с тех пор жизнь Елены связана с Вологодским краем и неразрывно - с творческой деятельностью.
Елена Орлова - человек разносторонних интересов, но все они концентрируются вокруг искусства: изобразительного, прикладного, традиционных и компьютерных технологий. Она получила два высших образования: в 2007 закончила Череповецкий Государственный Университет по специальности «Изобразительное искусство», годом позже, заочно, Вологодский Государственный Технологический Университет по специальности «Компьютерная графика и web-дизайн». В начале самостоятельной карьеры Елена работала дизайнером по рекламе, получила опыт в фотографии и в создании иллюстраций. Ее увлечения и деятельность в различных организациях не только наполняли портфолио, но и консолидировались в навыки, которые взаимно дополняли друг друга и способствовали обогащению личности и мастерства. С 2017 года Елена Владимировна Орлова - член Союза Художников России.
49
В своей творческой практике Елена испытала многое, но с 2013 года в основном пишет картины маслом, предпочитая работать мастихином. Любовь художницы именно к этой технике живописи проявилась еще в студенчестве, когда Елена поняла, что акварель с ее стремительностью в исполнении и часто непредсказуемым результатом ей не близка, и начала методично осваивать живопись маслом, особенно внимательно экспериментируя с фактурой краски. На этом пути особенно важной для начинающей художницы была поддержка педагога - Веры Ивановны Филипповой, которая не только учила, но и «заражала» студентов особенным отношением к работе живописца, оказывала помощь и впечатляла своими по-женски мягкими творческими решениями. Поэтому закономерно, что учебные работы Елены в жанре пейзажа находятся под влиянием манеры любимого педагога. Однако в них уже есть особенное внимание к звучным цветовым контрастам, которые в полной мере проявят себя позже, в картинах 2010-х, и особенный - широкий панорамный охват пространства; чувствуются поиски в передаче «настроений» неба и в целом - стихий.
Когда в 2013 году Елена после перерыва предъявила новые картины миру, они заявили о себе как об оригинальном и интересном явлении в современной российской живописи. Явлении, которое, с одной стороны, продолжает традиции русской школы реалистической живописи, с другой - сплавляет ее с импрессионистической передачей непосредственных впечатлений и с экспрессионизмом эмоционального видения автора.
Нельзя назвать Елену Орлову в «чистом виде» реалистическим живописцем, хотя большинство ее работ созданы под впечатлением от реально существующих мест, где она пишет этюды с натуры. Окончательный результат всегда рождается в мастерской. Здесь ощущения, полученные на натуре, сплавляются с настроением и размышлениями момента, а также с необъяснимыми движениями души. Все это при помощи профессионального инструментария живописца рождает произведение искусства - тот слиток красоты, который можно воспринимать только целиком, не разъятый на части технического исполнения и словесных объяснений.
За лучшими работами Елены Орловой открываются богатые концептуальные контексты. Зрительные образы, воплощенные ею на холсте, - не просто отпечаток реальности, это - уникальный механизм для размышлений, сконструированный художником, где соединилось увиденное, особенность личного взгляда и внутренней работы автора картины, а также умонастроения и идеология эпохи, в которую художник заключен обстоятельствами своего рождения. И потому процесс восприятия этой живописи превращается в дешифрацию смыслов, которая для каждого зрителя имеет свою собственную протяженность во времени и интеллектуальную глубину.
Елена отдает предпочтение жанру пейзажной живописи. Обычно это урбанистические, сельские или природные виды, в которых почти нет людей, изредка они присутствуют как стаффаж - маленькие, почти игрушечные фигурки в пассивных или созерцательных занятиях: рыбалка, прогулка, раздумья на берегу. Картины фиксируют состояние окружающего мира, переданное через впечатления или настроение художника. И именно эти две категории -непосредственные впечатления и эмоциональный строй - определяют два основных направления в творчестве Елены Орловой в 2010-е годы: импрессионистический и экспрессионистический.
К работам в духе импрессионистического реализма относятся полотна 2013 -2014 гг.: «На берегах реки», «Весна на улице Карла Маркса», «Храм в честь рождества Христова», «Ветреный день», «Весенний этюд». Для них характерен светлый, словно чисто промытый колорит, сближенные тона, природная естественность цвета. Откровенное любование красотой края, древними храмами на холмах деревень и улицами небольших городов с низкоэтажной застройкой
50
демонстрирует нам внимательный, приветливый женский взгляд автора, увлеченного передачей настроения пейзажа через гармоничные колористические сочетания на холсте.
Ко второму направлению - экспрессионистическому реализму - относятся такие работы, как «Причал», «На грозовых лугах», «Время огня», «В стране багровых ту ч», «Мое ночное одиночество» и другие. Даже названия их свидетельствуют о том, что написаны они под влиянием сильных эмоций и уже не впечатления, а переживания и размышления автора сопровождали их появление на свет.
Так, для картины «Старый причал» (2013) отправной точкой стал незамысловатый пейзаж с видом на дощатый сарай на пристани, высоко поднятой над водой. На привязи у причала сгрудились лодки, водная гладь отражает последний свет закатного солнца. Эта картина говорит с нами, используя привычные образы того мира, где родилось человечество, на языке природных стихий и камерного пространства человека: здесь есть вода и воздух, свет и тьма, тепло и уют жилья. О чем она говорит? О необъятности вселенной, о существовании грандиозной силы, перед которой каждый испытывает трепет, о свободе и свете души, о бесконечном познании и бессилии человека. В этой картине мы буквально слышим тишину закатного часа и слабый плеск волны, чувствуем уют непритязательного человеческого пространства за стенами дома, крошечного перед лицом бесконечности и именно поэтому - такого дорогого и притягательного для каждого из нас. Лиловые тучи, словно сошедшие из глубин космической пустоты, написаны как будто небрежно, угловатыми мазками, объединяя внутреннее пространство холста не только цветом, но и содержательным контекстом работы, в которой царит всеобъемлющая сила, вбирающая в себя все сущее. Пылающее окно дощатого домика на пристани манит, притягивает взгляд, оно - средоточие и смысл этой работы. Что увидит зритель в картине - зависит от его опыта, знаний, настроения и интеллектуальных усилий в конкретный момент времени. Живописное исполнение покоряет чувством меры: цветом и пятном сказано ровно столько, сколько необходимо для узнавания сюжета и сколько достаточно, чтобы развернуть его в пространстве человеческой души и шире, в онтологической картине бытия каждого зрителя.
В картине «На грозовых лугах» мы видим небо. Оно поглотило почти весь холст и, кажется, еще немного, и превратит работу в «чистую» абстракцию. Только узкая зеленая полоска в нижней части полотна с изображением одинокой лошади на лугу «держит» картину в узнаваемом пространстве природного пейзажа. Этому незначительному фрагменту реальности художник придает огромное значение, тяготеющее к максимальному обобщению смысла и даже - к символизму. С точки зрения сюжета в этой картине ничего не происходит, в ней нет персонажей, нет действующих лиц. Мы видим, как в небесах готовится представление - гроза. Оно разыграется не для многих, у него единственный зритель - оседланная лошадь. Седло на крупе дает основание предположить, что где-то рядом должен быть хозяин коня, но его нет в поле зрения, его присутствие никак не проявлено в сюжете. Один из вариантов интерпретации этой картины -одиночество и смятение перед лицом стихии, возможно - потеря себя и своих ценностей. Возможны и другие прочтения изображенного. В этой работе внимательный зритель может усмотреть разные сюжеты, затрагивающие струны каждой души, ведь актуальны они не для конкретного человека, а для всего человечества. И это именно то, что отличает настоящее искусство от искусного отражения реальности.
В своих экспрессионистических по духу работах Елена Орлова выражает эмоциональные переживания сильными цветовыми контрастами, чистым до прозрачности цветом, преувеличенной, по сравнению с природной, окраской
предметов. В этих работах каждый зритель найдет свое духовное измерение и свое разнообразие смыслов.
Елена Орлова находит вдохновение не только в видах природы, но и в творчестве других людей. Об этом свидетельствует картина «Холодные ночи печальных видений», созданная по мотивам стихотворения Николая Рубцова «Повесть о первой любви». Эмпатия - вчувствование и глубокое переживание творчества других людей, ценный и мало распространенный дар среди творческих натур, часто погруженных в собственные эмоции и фантазии. Факты биографии поэта, служившего матросом на северном флоте, стали для него поводом написания стихотворения, в котором лирический герой страдает от одиночества и покинувшего его любви. Елена Орлова создает живописный отклик на стихотворение поэта, добавляя глубины личного пространства и расширяя тему переживаниями уже собственной души.
В этой картине, мрачной своим кобальтовым безмолвием, настроение балансирует на грани отчаянья и надежды, а тема одиночества, носителем который стал маленький по сравнению с величием гор и ледяного моря кораблик, смешивается с восторгом от замершей красоты этого края.
Еще одна работа, посвященная одиночеству, - «Последний вагон». Сгорбленный мужчина, словно придавленный грузом раздумий, показан в тускло -голубой световой дымке внутри мрачного пространства вагона метро. Уныние ровных линий перспективы, вдоль которых выстроились окна и скамейки, усиливают впечатление тоскливого состояния героя картины. Цветом, линией, пятном, всем композиционным строем автор образно демонстрирует переживания своего персонажа. Одним, но очень мощным живописным знаком художник оставляет ему и нам, людям по другую сторону рамы, надежду на преодоление трудностей и возможность обновления. Этот знак мы видим в цвете - чуть потускневшем, но горячем цвете одежды героя, который выступает здесь как символ человеческой души, способной сопротивляться невзгодам, пока она жива.
В творчестве Елены Орловой параллельно теме одиночества и растерянности человека откровенно звучит и радость бытия. «Время огня» - одна из лучших работ художницы, картина, уже получившая множество наград на выставках. Индустриальная тема традиционно рассматривается изобразительным искусством в двух измерениях: положительном, когда заводы и фабрики представляются благом, несущим пользу человечеству, и отрицательном, когда внимание фокусируется на последствиях индустриализации для природы и человека. Елена Орлова предлагает свою интерпретацию этого сюжета. «Время огня» - это изображение завода, собирательный образ крупного предприятия. Его прототипом стал Череповецкий металлургический комбинат. Нет на картине ни коробок строений, ни людей за работой, только - высокие трубы, из которых вырывается дым, мешаясь с облаками, и закатное солнце добавляет природного огня в это почти сверхъестественное зрелище. Безграничные вселенские запасы энергии люди превращают в необходимейшие предметы, без которых невозможно представить современную жизнь. Трубы завода становятся образом, противоположным их настоящему назначению - избавляться от отработанных газов. Они - проводники вселенского огня: от энергетических запасов планеты - к людям. И унылая лиловая пустошь перед заводом не вызывает порицания за небрежное использование. Эта зона воспринимается как необходимый барьер, отграничивающий зону опасной стихии от пространства человеческой слабости.
Этой же теме посвящена картина «В стране багровых туч», в которой мы видим завод не снаружи, а изнутри, будто находясь среди гигантских цистерн и трубопроводов. Завод выступает в со-творческом акте с силами природы и всего космоса, он становится передатчиком изначальной и бесконечной вселенской энергии, доставляя ее по трубам и артериям промышленного механизма и
52
трансформируя в те удобства, которыми может пользоваться каждый человек. Рельсы железнодорожных путей указывают путь из пространства картины - прямо к людям по другую сторону рамы.
Размышления о человеке и человечестве, зашифрованные в живописных работах Елены Орловой, соответствуют умонастроениям нашей эпохи, времени постмодернизма [1, с. 113], когда разнообразие онтологических концепций вводит в заблуждение даже знатоков, а художникам остается только уповать на собственное здравомыслие и интуитивное прозрение истинных законов бытия.
Список литературы
1. Княжицкая Т.В. «Интеллектуальный авангард» Рината Шазама // «Academy». № 12 (27), 2017. С. 111-114.