Научная статья на тему '«Живое» слово в свете современных когнитивных исследований (к юбилею Александры Александровны Залевской)'

«Живое» слово в свете современных когнитивных исследований (к юбилею Александры Александровны Залевской) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
187
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / НЕЙРОЛИНГВИСТИКА / СЛОВО / МЕНТАЛЬНЫЙ ЛЕКСИКОН / НЕЙРОННАЯ СЕТЬ / МОЗГ / ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ / LANGUAGE / NEUROLINGUISTICS / WORD / MENTAL LEXICON / NEURAL NETWORK / BRAIN / LONG-TERM MEMORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Арутюнян Вардан Геворгович

Рассматриваются основные положения, связанные с природой и структурой слова, функционирующего в психике человека. Разграничиваются понятия слова как достояния индивида («живого» слова) и слова, представленного в словаре («искусственного» слова). Делается вывод о принципиальной разности ментального лексикона и словаря как лексикографической единицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The “living” word in the light of modern cognitive studies (Dedicated to the anniversary of Alexandra Zalevskaya)

This article considers the key provisions relating to the nature and structure of the word in human mental space. The author distinguishes between the word as an asset of an individual (the “living” word) and the word as found in a dictionary. It is concluded that there is a dramatic difference between the mental lexicon and a dictionary as a lexicographic unit.

Текст научной работы на тему ««Живое» слово в свете современных когнитивных исследований (к юбилею Александры Александровны Залевской)»

УДК 81.23

Вардан Арутюнян

(Калининград)

«ЖИВОЕ» СЛОВО В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОГНИТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (К юбилею Александры Александровны Залевской)

Рассматриваются основные положения, связанные с природой и структурой слова, функционирующего в психике человека. Разграничиваются понятия слова как достояния индивида («живого» слова) и слова, представленного в словаре («искусственного» слова). Делается вывод о принципиальной разности ментального лексикона и словаря как лексикографической единицы.

Ключевые слова: язык, нейролингвистика, слово, ментальный лексикон, нейронная сеть, мозг, долговременная память.

£~7=7' сихолингвистические исследования слова как достояния У/ индивида, то есть «живого» слова, функционирующего в — V психико-когнитивном пространстве человека, впервые в отечественной науке были начаты Александрой Александровной Залевской, основателем Тверской психолингвистической школы. С 60-х годов XX века ею, а затем и ее учениками (а сейчас — и учениками ее учеников) разрабатываются концепции организации ментального лексикона в связи с центральной ролью слова во всех языковых процессах. Так, к настоящему времени сформированы теории организации ментального лексикона [3; 7; 9], идентификации слова1 [6; 15], функциониро-

© Арутюнян В., 2014

1 Важно отметить, что представители Тверской психолингвистической школы различают понятия «идентификация слова» и «лексический доступ» (последнее используется в англоязычной научной литературе).

В. Арутюнян

вания иноязычного слова в сознании индивида [4; 16], специфики ядра ментального лексикона [10 — 13]; рассмотрены вопросы проекции текста [2; 14] и пр.

Проблема исследования ментального лексикона в настоящее время в связи с развитием когнитивной науки стала одной из самых актуальных в психо- и нейролингвистике. Связано это прежде всего с тем, что стала очевидной несостоятельность изучения языка и речи методами только лишь традиционной лингвистики: необходим широкий междисциплинарный охват. Исследователи справедливо отмечают, что поскольку «речевая организация — явление психофизиологическое, а результаты переработки и упорядочения речевого опыта хранятся в памяти человека и используются в его речемыслительной деятельности, мы неизбежно приходим к выводу, что относительная полнота описания специфики лексикона может быть обеспечена только при условии оперирования данными из области физиологии и психологии памяти, мышления и речи... Таким образом, становится очевидным, что исследование лексикона человека должно быть междисциплинарным, требующим объединения усилий представителей широкого круга наук» [8, с. 36—37].

Исследования, выполненные в рамках Тверской психолингвистической школы, позволили взглянуть на природу и сущность слова и, собственно, ментального лексикона с определенных позиций. Прежде всего была подчеркнута мысль о том, что «живое» слово, функционирующее в психике человека, не тождественно лексеме, данной в словаре: «. необходимо различать научное описание слова и реальное функционирование последнего; иначе говоря, живое слово отличается от продукта логико-рационального "засушивания" слова, тем самым лишенного "запахов", "вкуса", "красок" и т. д.» [5, с. 54]». Иными словами, когда мы рассматриваем слово как единицу словаря, мы имеем дело с искусственным конструктом, вырванным из общего психико-когнитивного пространства человека. В связи с этим необходимо представить несколько наиболее значимых положений, развиваемых представителями Тверской психолингвистической школы: они играют роль своеобразных аксиом в современной психолингвистике:

• все психические феномены являются продуктом функционирования головного мозга;

• все психические функции (язык, память, внимание и пр.) онтологически не существуют как обособленные феномены, а представляют собой единый сложный когнитивный континуум;

«Живое» слово в свете современных когнитивных исследований

• все психические функции опираются на специфику организации нейронной сети, то есть устроены таким же образом, что и мозг (иными словами, ментальное пространство человека выстраивается как сложная сеть).

Исследования, ведущиеся в рамках Тверской психолингвистической школы, соотносятся с современными концепциями развития когнитивной науки, а именно с коннекционистскими и сетевыми подходами к организации психико-когнитивного пространства человека. В последние годы в когнитивной науке появилась тенденция описывать ментальное поле как «когнитом», строящийся на специфической структуре «коннектома».

Коннектом — это полное описание элементов и связей между ними в нервной системы организма. Исследователи подчеркивают, что «для того чтобы понять функционирование сети, необходимо знать ее элементы и их взаимосвязи друг с другом... Мы предлагаем называть этот набор данных "коннектомом" и считаем, что он имеет фундаментальную важность в когнитивной нейронауке и нейропсихологии» [17, p. 0245]. Известно, что с 2009 года в США стартовал Human Con-nectome Project, конечной целью которого является описание коннектома человека. Когнитом же можно трактовать как «полную систему субъективного опыта, сформированную у организма в процессе эволюции, развития и познании» [1, с. 26]. Более того, когнитом имеет «зернистую» структуру, состоит из «когнитивных частиц, когов» [1, с. 27].

Психолингвистическая теория слова, разрабатываемая А. А. Залев-ской и представителями Тверской психолингвистической школы, способна внести значительный вклад в теорию когнитома. Исходя из того, что «живое» слово — часть общей организации мозга, человеческого интеллекта, его памяти, ученые, работающие в рамках Тверской психолингвистической школы, фактически снимают методологический барьер искусственного членения психики на составные компоненты (язык, память, внимание и пр.) и переходят к целостному описанию ментального пространства человека.

Таким образом, Тверская психолингвистическая школа, основанная Александрой Александровной Залевской, работает в русле современных тенденций когнитивной науки, внося неоценимый вклад в общие когнитивные исследования.

Александра Александровна Залевская 26 сентября 2014 года отметила свой 85-летний юбилей. В этом же году вышли две ее книги по психолингвистическим проблемам функционирования слова в ментальном лексиконе:

В. Арутюнян

«Что там - за словом?» (Москва) и «Interfacial Theory of Word Meaning» (London). Мы желаем уважаемой Александре Александровне крепкого здоровья и дальнейших научных достижений и разработок, которые оказали огромное влияние на становление моих научных взглядов и позиций. С юбилеем и огромное Вам спасибо!

Список литературы

1. Анохин К. В. Когнитом: в поисках общей теории когнитивной науки // Шестая международная конференция по когнитивной науке : тез. докл. Калининград, 2014. С. 26-28.

2. Арутюнян В. Г. Мозг и язык: междисциплинарный подход к ментальному лексикону : монография. Калининград, 2014.

3. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М., 1999.

4. Залевская А. А. Вопросы теории двуязычия. Тверь, 2009.

5. Залевская А. А. «Живое слово» и интерфейсная теория значения // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Филология». 2013. № 24, вып. 5. С. 54-61.

6. Залевская А. А. Идентификация слова: процесс и продукт // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Филология». 2011. №28, вып. 4. С. 190-203.

7. Залевская А. А. Индивидуальное знание: специфика и принципы функционирования. Тверь, 1992.

8. Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст. Избранные труды. М., 2005.

9. Залевская А. А. Слово в лексиконе человека. Психолингвистическое исследование. Воронеж, 1990.

10. Золотова Н. О. Единицы ядра лексикона как опоры при обучении иностранному языку // Процесс обучения и воспитания: содержание и методы реализации : материалы научно-методической конференции. Тверь, 2002. Ч. 2. С. 372-381.

11. Золотова Н. О. Роль единиц лексикона индивида в понимании текста // Языковое сознание и образ мира : тезисы докладов XII Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1997. С. 69.

12. Золотова Н. О. Роль единиц ядра ментального лексикона в процессах овладения иноязычной лексикой // Лингводидактические проблемы обучения иностранным языкам в школе и вузе : материалы межрегиональной конференции. Белгород, 2003. Вып. 3. С. 243 - 246.

13. Золотова Н. О. Специфика и функции единиц ядра ментального лексикона ребенка // Психолингвистические проблемы детской речи : материалы конференции. Череповец, 2000. С. 27-28.

14. Рафикова Н. В. Психолингвистическое исследование процессов понимания текста : монография. Тверь, 1999.

«Живое» слово в свете современных когнитивных исследований

15. Сазонова Т. Ю. Моделирование процессов идентификации слова человеком: психолингвистический подход : монография. Тверь, 2000.

16. Саркисова Э. В. Модели ментального лексикона билингва // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Филология». 2012. № 10, вып. 2. С. 200-207.

17. Sporns O., Tononi G., Kotter R. The Human Connectome: A Structural Description of the Human Brain // PLoS Computational Biology. 2005. Vol. 1, iss. 4. P. 0245-0251.

£

Vardan Arutynyan

THE "LIVING" WORD IN THE LIGHT OF MODERN COGNITIVE STUDIES (Dedicated to the anniversary of Alexandra Zalevskaya)

This article considers the key provisions relating to the nature and structure of the word in human mental space. The author distinguishes between the word as an asset of an individual (the "living" word) and the word as found in a dictionary. It is concluded that there is a dramatic difference between the mental lexicon and a dictionary as a lexicographic unit.

Key words: language, neurolinguistics, word, mental lexicon, neural network, brain, long-term memory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.