Научная статья на тему '\ живая россия \ «я всей душой тебя люблю…»'

\ живая россия \ «я всей душой тебя люблю…» Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
90
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ живая россия \ «я всей душой тебя люблю…»»

«Я всей душой тебя люблю...»

1 ноября 2011 года Государственная Дума РФ приняла закон «Об основах охраны здоровья граждан». Одним из важнейших нововведений стала статья 51, названная «неделей тишины». Женщинам, решившим сделать аборт, дается обязательный недельный срок на раздумье. В Волгограде подобному эксперименту уже пять лет.

Обремененные беременностью

Когда Александра Буренькова забеременела, ей было 37 лет. За плечами неудавшийся брак, развод, воспитание в одиночестве дочки. С другом, от которого ждала ребенка, отношения были тоже неопределенные. Побывав на приеме у гинеколога, а затем у психолога, Александра твердо решила рожать. Против выступали родственники, отговаривали «не портить жизнь» знакомые, даже терапевт, когда Александра пришла к нему с легкой формой простуды, напомнил о не юном возрасте женщины. Финал истории счастливый: у Александры и ее друга — а теперь законного мужа Геннадия — подрастает дочь Александра-младшая.

— Когда Саша родилась, мне было уже 49 лет, — вспоминает Геннадий Буреньков. — В двух предыдущих браках растут еще три дочери, у Саши от первого брака дочке 23 года, но мы рады, что у нас есть теперь маленькая Саша. Иногда на улицах меня принимают за ее дедушку, но я не смущаюсь. Наоборот, мне лестно, что

я стал отцом в почтенном возрасте.

— Когда родственники, знакомые и даже доктор отговаривали меня рожать, я, признаться, пережила нелегкие времена, — говорит Александра-старшая, — но благодаря беседе с психологом и батюшкой решилась не прерывать беременность. И сегодня мне даже страшно представить, как бы я жила, отягощенная грехом детоубийства.

Портрет среднестатистической женщины, решившейся на опасную процедуру, выглядит следующим образом: дама с высшим образованием, материально обеспеченная, с престижной работой.

Инга

ИВАНОВА

Cвященник Алексий Тарасов

— Обычно таких пациенток на убийство будущего ребенка толкает страх потерять успешную карьеру, — отмечает клинический психолог Елена Матасова. —

В моей практике был случай, когда семейная пара отказалась от будущего малыша только потому, что они уже запланировали отпуск, и ребенок не вписывался в их планы. Таких людей психологам сложно переубедить. Если горе-мама твердо решила идти до конца, ее не отговорить ни за неделю, ни за годы.

Тамару Е. не смогли отговорить от аборта ни муж, ни психолог, ни священник. Состоявшаяся как специалист (банковский служащий) и как мать (у Тамары подрастают двое детей), женщина была убеждена, что третий, незапланированный, ребенок в семье будет помехой. Тамара прервала беременность, но спустя полгода горько сожалеет о поступке.

— Для женщины аборт никогда не проходит бесследно, — говорит гинеколог Наталья Парщикова. — Многочисленные осложнения наблюдаются в большинстве случаев и носят необратимый характер, вплоть до смертельного исхода: заражение крови, перитонит, потеря крови, синдром внутрисосудистого свертывания крови, шоковое состояние, рак молочной железы и пр. Наиболее частым осложнением после искусственного аборта является бесплодие и постабортный синдром — комплекс психических осложнений, не затихающий с годами.

Боремся за каждого

Пока идея «недели тишины» всероссийского масштаба не принесла ощутимых плодов, врачи и церковь борются с проблемой самостоятельно. В Волгограде с 2007 года действует центр защиты материнства и детства при ВООО «Общество православных врачей во имя Архангела Рафаила». Здесь оказывают помощь и словом и делом: с будущими мамами беседуют священники и психологи, общаются юристы и социальные работники, собирают пожертвования для малоимущих семей. Как говорят инициаторы идеи, отследить результат у всех обратившихся женщин невозможно, но известные случаи отказа от аборта исчисляются сотнями.

— Испокон веков аборт приравнивается к детоубийству, — поясняет священник Алексий Тарасов, руководитель отдела по защите материнства и детства Волгоградской общественной организации

Жертвы необъявленной войны

По официальным данным Минздрава, ежегодно в россии совершается 1,6-1,7 млн абортов. По неофициальной статистике показатели еще выше — 4 млн случаев. Россия остается одним из лидеров по числу убийств не рожденных детей.

По мнению МИНИСТРА МИНСОЦРАЗВИ-тия ТАТЬЯНЫ Голиковой, это реальная угроза для демографии страны, население которой сокращается.

Между тем в 72 государствах аборт официально запрещен или разрешен лишь для спасения жизни будущей матери. Например, в Польше женщина не может сделать аборт по собственному желанию — нужны только медицинские показания, экономические и социальные причины из списка оснований исключены. Впрочем, и для Европы, и для России поводом прийти в абортарий зачастую является не тяжелая жизнь, а скорее тяга к легкой.

«Общество православных врачей». — Беда в том, что при советской власти аборты были узаконены. К сожалению, из-за этого в умах людей аборт и доныне воспринимается как норма и способ разрешения возникшей проблемы. Но извлечение из женского организма не рожденного ребенка это не удаление зуба или аппендицита. Это убийство отдельно развивающейся жизни.

— Или ребенок, или работа! — Хозяин фирмы, где трудилась готовящаяся стать матерью 27-летняя волгоград-ка, был неумолим. Ситуация осложнялась и тем, что Елена У. была не замужем. Женщина уже решилась на аборт, но в женской консультации произошла встреча, которая изменила всю ее жизнь.

— Меня внимательно выслушали, обсудили сложив шуюся ситуацию и убедили, что выход есть, — вспомина ет события почти двухгодичной давности Елена.

Сегодня она счастливая мама забавного сынишки Максима. История же развивалась следующим образом. Медицинский психолог и священник, работающие в цен тре защиты материнства и детства, сумели отговорить женщину от необдуманного шага, и она сохранила ре бенка. Юрист помог составить исковое заявление в суд. Елену восстановили на работе, выплатили все полагаю щиеся пособия. Жизнь малыша была спасена, и его мама сейчас благодарна специалистам, которые отговорили ее от страшного поступка.

— Каждая женщина, размышляющая делать ли аборт, думает примерно так: «Это моя жизнь, это мое тело. Я имею право выбирать — быть или не быть моему ре бенку». Но вот что я поняла. Когда говорим о выборе, мы имеем в виду существование альтернативы, — считает волгоградский журналист Светлана Юричева, автор фильма о вреде абортов, демонстрирующегося в женских консультациях Волгограда. — Но в случае беременности выбора — быть или не быть беременной — уже нет. Жен щина уже мать, потому что ее ребенок уже существует, развивается. Единственный выбор, который она может сделать, это решить, каким образом ребенок покинет ее чрево — выйдет ли он оттуда живым во время родов или его извлекут по кускам мертвым во время аборта.

Специалисты считают, что беседу надо вести не толь ко с беременной, но и с ее окружением. По-прежнему на аборты волокут матери своих юных дочерей, не заду мываясь, что потом они могут никогда не стать бабушка ми. А вот мужья в последнее время, к счастью, все реже толкают жен на грех. Тем не менее заключительное сло во всегда остается за женщиной.

— Причины здесь не материальные, не психологиче ские, виновата духовная бедность тех женщин, которые на это идут, — комментирует проблему Николай Жар-кин, главврач волгоградского Клинического роддома №2, доктор медицинских наук, профессор. — О том, что аборт вреден для здоровья и является грехом, что это детоубийство, знают абсолютно все.

Лечить не тело, а душу

— Сотрудники «Общества православных врачей во имя Архангела Рафаила» ежемесячно проводят совместные семинары с психологами из всех девяти женских консультаций Волгограда о том, как вести работу с беременными, — продолжает рассказ о работе центра

Журналист Светлана Юричева

отец Алексий. — Из московского православного медико-просветительского центра «Жизнь» мы получаем листовки, плакаты, видео- и аудиоматериа-лы, а затем передаем их психологам, работающим в женских консультациях. Пытаемся спасти тех, кого можно спасти, достучаться до сердца.

В момент аборта жутким способом производится убийство ребенка — расчленение ножом, разрывание, всасывание вакуумным прибором, сжигание кожи и отравление соляным раствором. Известный

В христианских странах до ХХ века убийство не рожденных детей было

запрещено законом.

\ ОБЩЕСТВО \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 2 (118) 2012

107

Аборт рассматривается всеми религиями мира как убийство ребенка. в христианских странах до ХХ века убийство не рожденных детей было запрещено законом. на руси официально смертная казнь за аборт вводится с 1649 года. в Уложении, принятом при государе алексее Михайловиче, говорится так: «за погубление детей и за иные такие же злые дела живых закапывать в землю». впрочем, на руси, вплоть до прихода к власти большевиков, аборт был редким явлением по причине крайне отрицательного отношения к нему в обществе. в Уголовном кодексе россии 1832 года изгнание плода упоминалось среди видов смертоубийства. согласно «Уложению о наказаниях»

1885 года искусственный аборт карался «каторжными работами от четырех до пяти лет, лишением всех прав состояния, ссылкой в сибирь на поселение». клятва Гиппократа, категорически запрещающая врачам делать аборт, отражала общее мнение всего медицинского сообщества того времени и последующих поколений медиков. Этот важнейший, основополагающий документ, общепринятый нравственный закон медицины, которым руководствовались медики в течение многих столетий, к сожалению, был отменен советской властью. советская россия стала первой в современном мире страной, где произошла легализация аборта.

врач Бернард Натансон в 1983 году первым снял документальный фильм об аборте. На этих кадрах с помощью УЗИ видно, как мечется ребенок в утробе матери, пытаясь спрятаться от смертельного орудия, прикосновение к которому означает — смерть, но пощады нет ни от матери, ни от врача. Отчетливо видна оборона ребенка, его беспокойное метание, напоминающее рыбу, пойманную в сети, четко видно, как инструмент отсек маленькую ручку, но самое страшное, что он еще жив, его ротик открыт в безмолвном крике от немыслимой боли, еще одно движение инструмента пришлось на ножку ребенка, но он еще жив! Через несколько минут его сердце навсегда было остановлено.

— С точки зрения эмбриологии жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия, то есть с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток. В это время образуется уникальный генетический код. Через 20 дней после зачатия начинает биться сердце, спустя месяц появляются оформленные конечности. У не рожденного ребенка фиксируются активность мозга, сердца, отпечатки пальцев и другие признаки, характерные для взрослого человека и определяющие индивидуальность личности. Кровь ребенка не смешивается с кровью матери. Доказано также то, что не рожденный ребенок чувствует боль. Одним словом, внутри женщины растет человек, личность, которая имеет право на жизнь, — говорит Лилия Вероянц, гинеколог, заведующая женской консультацией №6 г. Волгограда. — Как врач, я обязана делать мини-аборты женщинам, пришедшим на операцию. Но бывали случаи, когда уже в самый последний момент будущая мамочка, слушая эту информацию, принимала решение оставить ребенка.

Удержать на краю

За первые два года работы центра — в 2007 и 2008 годах — отказались избавиться от своих малышей 418 будущих мам. Но особо актуальной работа защиты материнства и детства стала в нынешнее кризисное время, когда число абортов, увы, возросло. По словам психологов, все больше слу-

Надежда ЯКОВЛЕВА,

замдиректора Волгоградского муниципального учреждения социально-психологической помощи и поддержки молодежи «Социум»

чаев, когда женщина, готовящаяся родить, прерывает беременность из-за того, что супруг теряет работу, или из-за иных чисто экономических причин.

Но и здесь специалисты не теряются. При центре организован фонд помощи мамочкам — обмен детскими вещами, предметами обихода.

— Беременным должны оказывать комплексную помощь, — считает Надежда Яковлева, замдиректора Волгоградского муниципального учреждения социально-психологической помощи и поддержки молодежи «Социум». — В нашем центре с теми, кто идет на аборт, работают психологи, юристы, соцработники. Мы составляем для беременной перспективный план, работаем с педагогами, приглашаем их к себе и объясняем, как они должны беседовать с ученицами вечерних школ. Конечно, необходимо работать еще и с окружением. Не всегда девушка хочет отказаться от ребенка, но на эту процедуру ее толкают родители или молодой человек.

«Социум» — это уже вторая волгоградская организация, в чьи планы входит работа с беременными.

— Если бы на свет рождались только запланированные дети, многих из нас сегодня не было бы, — продолжает Надежда Яковлева. — Даже запланированная беременность может стать нежеланной, например, из-за ухудшения здоровья матери или изменившейся экономической ситуации, как сегодня в России. И напротив, беременность, которая вначале была нежеланной, может привести к рождению любимого ребенка. Известно, что между восьмой и 14-й неделями беременности женщина испытывает

депрессию, вызванную физиологическими и социальными причинами, способность женщины принимать разумные решения в этот период резко снижается. Решение об аборте она должна принять до 12 недель, в самый неблагоприятный период беременности — в состоянии депрессии. Поэтому близким особенно необходимо поддержать в этот период женщину своей любовью и теплотой, чтобы уберечь ее от роковой ошибки.

Сегодня уже сложно подсчитать, сколько здоровых малышей увидели свет благодаря комплексной работе врачей, психологов и священников Волгограда. Но это и не так важно. Главное — то, что благодаря людскому неравнодушию и вовремя сказанному доброму слову в мире стало больше счастливых людей.

Елена

Вознесенская,

гинеколог, депутат Волгоградской городской Думы:

«Плюс поправки в том, что не на одного гинеколога ложится эта работа — подключаются психологи, юристы. такая мера способна сократить число абортов. ведь что может объяснить гинеколог? он может объяснить, к каким отрицатель-

ным последствиям для здоровья ведет аборт. Бесплодие и заболевания не так уж и редки после прерывания беременности. зачастую с женщиной нужно работать чисто психологически. но еще необходимо проводить преобразования на государственном уровне — улучшать социальную поддержку материнства. Если мы хотим переломить демографическую ситуацию, мы должны женщин поощрять — выделять приличные материальные пособия, обеспечивать молодые семьи жильем».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.