Научная статья на тему '\ живая Россия \ цветок в букете Оптиной пустыни'

\ живая Россия \ цветок в букете Оптиной пустыни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
109
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ живая Россия \ цветок в букете Оптиной пустыни»

\ ЖИВАЯ РОССИЯ \

Цветок в букете Оптиной пустыни

Старческое служение, которым всегда славилась Оптина пустынь, в наши дни в обители возрождалось попечением схиархимандрита Илия (Ноздрина), ныне — духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Мы беседуем с отцом Илием о преподобном Амвросии Оптинском, Промысле Божием и спасении человеческой души.

— Отец Илий, сейчас начались кощунства: поднимают руки на Святой Крест, святые иконы. Такое уже случалось в истории нашей страны в XX веке. Но были и другие события: например, 16 ноября 1988 года, через год после передачи Церкви оскверненной разрушенной Оптиной пустыни, в обители замироточили Казанская икона Божией Матери и образ прп. Амвросия Оптинского...

— У нас при возрождении церковной жизни много икон мироточило. В Клину, я помню, прямо сливал с Креста, икон росу...

На VII Вселенском соборе, созванном в 787 году в Ни-кее, святые отцы выступили в защиту иконопочитания.

Это была эпоха иконоборчества: иконы выбрасывали из храмов, уничтожали. Полагали почитание икон идолопоклонством. Но на Вселенском соборе угодники Божии утвердили иконопочитание, завершив формирование основ православного ортодоксального вероучения.

— Почему для нас, православных христиан, так важно поклонение иконам?

— В двух словах об этом не скажешь: про это написаны горы книг. Но если все-таки попытаться. Бог есть Дух. Господь Иисус Христос — Бог Сын — явился во плоти. При нашей немощи человеческой, косности, дебелости нам, чтобы истинно веровать, надо воочию видеть мир невидимый. Царствие Божие явлено нам иконами наглядно. И когда мы, веруя в Царство Пресвятой Троицы, прикладываемся к иконам, мы получаем через них Благодать, становимся причастниками Царства. Сатана,

Ольга

ОРЛОВА

К 200-летию со дня рождения преподобного Амвросия Оптинского

хотящий вместо Небесного и в противовес ему построить собственное царство на земле, уловить в него как можно больше людей, исключив тем самым их спасение, — ненавидит иконы как образы Царства Божиего здесь. Он через подвластных ему людей борется против икон, восстает на них, пытается осквернить, уничтожить.

Свидетельство того, что есть воля Божия на почитание икон, — Нерукотворный образ Спаса. В Священном Писании про него не говорится, но из Предания мы знаем, что Господь послал едесскому князю Авгарю изображение Своего лика, потому что болящий князь, чтобы исцелиться, просил Его прийти или прислать Свой образ. Это и была первая икона. Оригинал долгое время хранился в городе Едессе, потом был вывезен императором Константином Багрянородным в Константинополь, а при разграблении Византии крестоносцами в 1204 году утерян.

Для нас важно, что Сам Господь на просьбу об исцелении сотворил Свой образ и посредством его исцелил. Ми-роточение — это еще одно свидетельство, ясное указание на то, что есть благоволение Божие на почитание икон.

— А почему в Оптиной мироточили именно эти иконы — Казанская и прп. Амвросия?

— Есть множество икон Богоматери. Среди них в русском народе всегда была особо чтима Казанская икона. И Божия Матерь через этот образ неоднократно являла русскому народу Свои милости и открывала Свою волю.

Точно так же у русского народа два самых любимых святых — Прп. Сергий Радонежский и прп. Серафим Саровский. А прп. Амвросий Оптинский стал подобным им святым, наиболее близким к нам по времени своей жизни. О нем сохранилось много свидетельств, доступны его переписка, наставления. На всех, кто встречался с ним при жизни, он оказывал огромное влияние. Не каждый спасался — это зависит от воли самого человека. Встречался с ним и Лев Толстой. Но писатели в то время стремились сами быть вождями народа. «Слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14). Преподобный формировал общество своего времени, направлял его жизнь в согласии с волей Божией, ко спасению. И мы сегодня можем знакомиться с наследием прп. Амвросия, наставляться.

— Прп. Амвросий принял монашество в благодарение Богу за исцеление от болезни, а Господь ему уже в монастыре дал новую болезнь...

— Болезни, как и всякие большие и малые наши невзгоды, уготовляют нас к вечности, отрывают нас от земли, возгревают в нас ревность, молитву. Потому что в бес-скорбии мы постоянно ослабеваем в нашем стремлении к Господу. А тем, кого Господь хочет видеть рядом с Собой, предызбрал на служение спасению других, Он посылает скорби. Кого-то Господь через болезни ведет в Царствие Небесное. Другой при помощи Божией сам берет на себя подвиги скудной строгой жизни, подвизается. У прп. Амвросия особой строгости в житии не было. Но, конечно, он подвизался претерпеванием болезни ради Господа. Молился. Особых внешних подвигов на себя не брал. У всех по-разному: Господь знает устроение нашей души, телесные возможности каждого.

— Прп. Амвросий и келейников распекал, и рыбку кушал — то есть не очень постничал.

— Подвиг зависит от силы и свойств характера и реализуется в зависимости от обстоятельств и устроения тех, кто находится рядом. Келейники прп. Амвросия понимали, что распекает он их по делу. И он чувствовал, что они не озлобляются. Тогда для дела нужна была его строгость. Сейчас тот, кто машину водит, понимает, что если он не будет внимателен, то может легко впасть в беду, аварию устроить. Так и здесь: требовались внимание, старание, надзор. Если игумену или игумении вручены братия или сестры, то им по долгу сана и надо за пасомыми следить, чтобы все были на своих местах, подвизались, трудились.

— В свое время прп. Амвросию через старца было открыто: «Иди в Оптину. Ты там нужен». Как это определяется — в каком монастыре какой человек нужен?

— Господь провидел дальнейшую историю этой обители. Не окажись там прп. Амвросия — не на такой бы высоте была духовная жизнь в Оптиной пустыни. Как в букет цветов надо для красоты определенный цветок добавить, так и здесь. Господь все устрояет.

— А от воли самого человека зависит, где ему подвизаться?

— Конечно. Иначе, если бы от воли человека ничего не зависело, после Боговоплощения все бы стали христианами. Не осталось бы на земле ни одного язычника, атеиста, не появилось сектанта. Не было бы других вер — мусульманства, буддизма и пр. Бог Спаситель пришел, чтобы спасти всех: «всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти» (1 Тим. 2:4). Апостолов Господь позвал за Собой, Он видел их души, предрасположенные ко спасению. Но Господь зовет каждого человека. Как сказано в Откровении: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Господь ждет произволения каждого человека, чтобы с его согласия дать ему как можно большие блага. Высшие блага — духовные. Благо благ — спасение. Однако без воли

на то самого человека Господь никого не приводит в Царствие Небесное.

— Будущий святитель Игнатий (Брянчанинов) иноком тоже подвизался в Оптиной. Прп. Лев Оптинский говорил, что из него может выйти Арсений Великий. Но будущий святитель, как писал прп. Варсонофий Оптинский, не выдержал искуса, ушел из Оптиной. Это Промысел Божий или неотсечение иноком своей собственной воли?

— Промысел Божий проявление человеческой воли обращает ко спасению человека, кто любит Господа и хочет Ему послужить. Игнатий (Брянчанинов) просто пошел по другому пути. Стал архиереем, архипастырствовал на Кавказе. Занимался литературным трудом — это было его подвигом, его служением. У прп. Амвросия Оптинского был другой подвиг: поучения, назидания людей. Он принимал верующих.

— Был такой писатель Евгений Поселянин, который в юности просился у прп. Амвросия в монастырь, но старец ему запретил. «Сначала, — сказал, — окончите университет». А когда

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

Родился в 1932 году в селе Становой Колодезь Орловской области в благочестивой крестьянской семье. При крещении был наречен в честь Алексия, человека Божиего. Окончил Ленинградскую духовную семинарию, затем академию. Во время обучения митрополитом Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем Или-ан в честь одного из сорока мучеников Севастийских. Тем же Преосвященным был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. В 1966 году поступил в Псково-Печерский монастырь, где нес послушания в течение 10 лет. Решением Священного Синода от 3 марта 1976 года иеромонах Илиан был направлен нести иноческое послушание в русскую Афонскую Свято-Пантелеимонову обитель, где

вместе с другими насельниками сумел сохранить в ней монашескую жизнь, поддерж ать связь обители с русским православием и предотвратить закрытие монастыря. Нес послушание в скиту, скрытом в горных ущельях. Ему было доверено духовничество в Пантелеимо-новой обители.

В конце 1980-х направлен в качестве духовника в восстанавливающуюся после 65-летнего запустения Оптину пустынь. Здесь принял постриг в великую схиму с именем Илий в честь другого Севастийского мученика. В течение 20 лет отец Илий возрождал старческое служение, которым всегда славился монастырь. В 2009 году поселился на Патриаршем подворье Троице-Сергиевой Лавры в подмосковном поселке Переделкино. Является духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

РИА«НОВОСТИ»

\ ЖИВАЯ РОССИЯ \

по окончании университета он снова приехал за советом, отец Амвросий благословил его: «А теперь пишите в защиту веры, Церкви и народности». Потом уже спустя 20 лет прп. Варсонофий уговаривал его прийти в монастырь, но Евгений Николаевич ответил: «Поздно!»

Ему было около 40. На 61-м году жизни писатель был расстрелян, а ныне прославлен в лике новомучеников.

Батюшка, как определяется, когда человек должен прийти в монастырь?

— Как захочет, так и приходит. Господь, конечно, призывает. И промышляет, и Сам устрояет все определенным образом. Но здесь еще важно, готов ли сам человек услышать, понять призыв Божий. А это зависит от того, насколько чисто человек живет, ревностно ли он молится, подвизается ли, — все очень взаимосвязано. Насколько жизнь человека молитвенна, духовна еще в миру, настолько ясно ему открывается Провидение Бо-жие о нем. И так, откликаясь на зов Божий, человек приходит в монастырь, если чувствует, что душа его к этому расположена. А у Евгения Поселянина, значит, устроение души было иным. Господь его спас иначе.

— Предположим, человеку дан литературный талант, а он пойдет в монастырь, где у него не будет возможности писать. Не окажется ли это зарыванием таланта, пусть и в эту эдемскую землю послушания и монастырских трудов?

— В Оптиной был такой писатель Константин Леонтьев. Он тоже в свое время, как и прп. Амвросий, давал

Архимандрит Алипий (Воронов), настоятель Псково-Печерского монастыря, говорил:«Мне не нужны ученые монахи, мне нужны простые монахи».

В течение более 30лет, изо дня в день, старец Амвросий совершал свой подвиг.

обет принять монашество. Он заболел, увидел икону Матери Божией, которую ему подарили афонские монахи, и пообещал Богородице, что, если выздоровеет, станет монахом. Через два часа после этого обещания ему стало легче. Как поправился, он сразу же поехал на Афон, но афонские схимники отговорили его от пострига. Некоторое время он жил при Оптине в отдельном доме. Общался со старцем Амвросием. В конце жизни принял тайный постриг. Всю жизнь он оставался в миру, писал. Господь так устраивает, что, если слово нужно для назидания Церкви, народа Божия, Он дает возможность человеку писать, где бы он ни находился. Будущему прп. Иоанну Дама-скину, когда он был послушником в Лавре Саввы Освященного, его старец запретил писать, но потом старцу явилась Матерь Божия и повелела снять запрет. Так что и в монастыре можно писать. Особенно много трудились на этом поприще монахи в первые века христианства, когда было много ересей: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Близкие по времени жизни к харизматическому веку первохристианства, они имели особые дарования от Бога и смогли их преумножить, проявить в служении Церкви Христовой словом.

Можно и в миру — литературным, научным трудом — послужить Господу и спасению многих. Какие гениальные историки были у нас: Василий Осипович Ключевский, Сергей Михайлович Соловьев! Они трудились на ниве истории России, выявляли симфонию пути нашего народа и Церкви Христовой. Василию Васильевичу Болотову, который преподавал историю Древней Церкви в Санкт-Петербургской духовной академии еще до революции, от Бога были даны исследовательский, преподавательский таланты. Но он приложил свое усердие, развивая, умножая их. Знал языки, досконально исследовал историю. Много изучал, писал — это было его призвание. Отстаивал догматические основы православного вероучения.

Господь старается дать человеку возможность, чтобы он принес как можно больше пользы на поприще служения спасению — ближних и своему собственному.

Оптинское старчество

Бывали периоды в истории России, когда жизнь как будто начинала схлопываться. Тогда Господь посылал тех, кто своей молитвой расправлял мироздание. Так произошло в конце XVIII века, когда старец-афонит Паисий (Величковский) возродил Иисусову молитву на Руси. Свой наибольший множественный плод она принесла в Оптиной пустыне — дотоле малоизвестном монастыре на Калужской земле. «Сподобился я видеть отблеск Рая», — писал один из Оптинских старцев младшей плеяды прп. Варсонофий

Оптинский. За этим отраженным Светом Божественного бытия ехали в Оптину на протяжении XIX и в начале XX века со всей России и из-за рубежа. Старцы имели особый харизматический дар руководить души при водительстве Духа Святого ко спасению и врачевать их от страстей. Это тайноводство сострадательной и жертвенной любви, когда пороки и падения приходящих старцы принимают за свои, падшую волю истерзанного грехом человека принимают в свою волю и, претерпевая крест за просящих, исцеляют их Духом Святым. В Оптиной окормляли

(от слова «кормчий») и духоводили старцы Лев, Моисей, Анатолий, Варсонофий, Нектарий и др. Действовали они в духе соборности и глубочайшей церковности, свободной от соблазнов сектантства и псевдообщинности, но и среди них особой любовью народа выделялся взаимно любвеобильный старец Амвросий. Оптин-ское старчество притягивало творческие и научные силы. Не угождая учености и одаренности, старцы, тем не менее, не принижали роли интеллектуальной аристократии, направляя ее согласно воле Божией на служение Церкви и народу.

РИА.НОВОСТИ»

РИА.НОВОСТИ»

— Прп. Амвросий считал, что принявшему великий образ монашеский должно избегать мирской заботливости, умерщвлять себя для мира и мирских. А сейчас в обителях в силу разных причин приходится очень много заботиться о материальном, так что и сил на молитву не остается.

— Монахи, конечно, должны обеспечивать себе материальный минимум существования. Раз человеку дано тело, нужно трудиться. Но не до такой степени. Просто наши современные монастыри не получили эстафеты от старых обителей с духовной традицией и отлаженным внешним порядком. И наши игумены и игумении еще не набрались опыта монашеской жизни, правильных ее понятий. Сейчас многие обители только отстраиваются, в них поднимается хозяйство. Надо много трудиться. Где-то, конечно, чересчур увлекаются материальной стороной в ущерб собственно монашескому назначению. Начальствующие злоупотребляют своей властью.

— Как возродить русские монастыри, чтобы они достигли уровня Оптиной времен ее расцвета?

— Если бы не прп. Амвросий — Оптина не возродилась бы так быстро и в наши дни. Я был сегодня там на литургии. Обитель восстановлена на подобающем уровне. Хотя после разорений в годы советской власти в качестве примера устроения монашеской жизни скорее можно было бы привести Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Сейчас мир меняется, люди стали совсем другие. Не сравнить с теми, кто шел в монастырь раньше. Простоты сейчас нет. Отец Алипий (Воронов), настоятель Псково-Печерского монастыря, говорил: «Мне не нужны ученые монахи, мне нужны простые монахи». А сейчас придет: «Я получил высшее образование», — и считает уже, что ему не под стать жизнь простого монаха. Ему бы уже надо быть начальствующим.

— Прп. Амвросий в свое время радовался, что не постриг свою маму, говорил: «Она бы могла спутаться и никуда бы не попала («ни в мирския, ни в монахини»)». Как так?

— Это что-то не совсем правильное. Если бы она стала монахиней, она взяла бы на себя больший подвиг, прежде всего молитвенный. Митрополит Никодим (Ротов) говорил: раз монах взял на себя обеты, он чувствует обязанность подвизаться. Как и любой человек, мама прп. Амвросия, если бы сознательно приняла монашество, исполняла бы

Сейчас многие обители только отстраиваются, в них поднимается хозяйство. Надо много трудиться. Где-то, конечно, чересчур увлекаются материальной стороной в ущерб собственно монашескому назначению.

Правило вместо того, чтобы заняться чем-то мирским. Монах вместо суетного развлечения и заботы о тленном больше старается быть в храме, на богослужениях. Другое дело, если некогда семейные люди не могут мысленно расстаться с супругом — постоянно думают, не впадет ли он там в тяжкие грехи.

— У прп. Амвросия мама на 15 лет пережила его отца, умерла в 75. Она так же, как и сам прп. Амвросий, всю жизнь была очень больна. «Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом», — говорил прп. Макарий Оптинский. Может быть, поэтому прп. Амвросий и не стал постригать мать.

— Это другое дело. А сейчас от алкоголизма, наркомании люди и в миру нормальной семейной жизнью жить не могут, но и когда уходит кто-то в монастырь, близкие думают, не сопьется ли он окончательно. И так мучаются: ни рыба ни мясо. А надо спасаться и своей молитвой спасать родных. Неслучайно в монастырях не сразу постригают, а дают человеку возможность побыть несколько лет послушником.

— Как себя внутреннего сделать монахом?

— Жить по Евангелию. Подвизаться так, как Господь заповедал. Для монахов не написано особого Евангелия. Вся наша православная догматика и монашеские уставы Восточной Церкви нацелены на воплощение в жизни новозаветного пути. Насколько человек исполняет в своей жизни евангельский идеал, настолько он приближается к Богу. Если человек приходит в монастырь, то всем строем монашеской жизни он направляется на усовершенствование в духе евангельской истины. В миру человек расположен к тому, чтобы поспать подольше, полакомиться пищей (печется о том, чтобы она не просто поддерживала телесные силы, а была как можно более вкусной), планирует отдых получше, разменивая на это все свои силы, всю жизнь. Монах чувствует свою ответственность перед Богом. Раз стал монахом — угождаешь не себе, а Господу.

— Отец Илий, а кому Господь дает крест старческого служения?

— Без воли человека Господь никого ни к какому подвигу не понуждает. Господь ведает душу каждого человека и направляет его на то служение, где он проявит богоданные качества своей души, принесет более плода. И всякую розгу, творящую плод, Бог очищает, чтобы более принесла плода (см. Ин. 15:2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.