А. Ю.Русаков
«Живая Этика» Н. Рериха и проблемы информатизации общества
В статье отражены положительные стороны использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) при обмене информацией и идеями между представителями отдельных социальных групп, разных регионов и стран.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, превращение информации в
товар
A. Y. Rusakov
«Living Ethics» of Nicolas Roеrich and the problems of society informatization
The article reflects positive sides of using information and communicative technologies at the exchange information and ideas between representatives of separate social groups, different regions and countries.
Keywords: information and communicative technologies, transformation of information to goods
На современном этапе эволюции человечество как никогда ранее остро ощущает необходимость перехода от вражды, конфронтации и разъединения к согласию, единению и сотрудничеству1. В своих религиозно-философских очерках Н. Рерих указывал на то, что во всех сферах деятельности должно преобладать нравственное начало, что человечеству необходимо стремиться к равенству всех людей независимо от пола, национальных, расовых или социальных различий. Это невозможно без диалога, без признания значения как древней и современной культуры, так культур различных народов.
Благодаря современным информационно-коммуникативным технологиям (далее по тексту ИКТ) появляется возможность беспрепятственного обмена знаками, символами, идеями между гражданами разных стран, регионов, а также между представителями отдельных социальных групп, культур, цивилизаций. Это приводит к тому, что у жителей отдаленных уголков планеты появляется реальная возможность приобщиться к мировым достижениям в сфере культуры, а главное, своевременно узнать о новых открытиях в сфере науки и техники. В то же время интенсивный информационный обмен приводит к унификации культурного пространства, к появлению противоречивого феномена массовой культуры, к феномену культурной экспансии и соответственно сопротивлению по отношению к этому виду экспансии, защите своих культурных традиций, самобытности, что порой проявляется в форме фундаменталистских тенденций.
Превращение информации в товар приводит к тому, что товарные отношения неизбежно распространяются на сферу культуры. Идет неравномерное распределение в мире научных и культурных центров. Возникает много противоречивых оценок по вопросу качества потребляемой информации2. Эта противоречивость
потребовала объяснений, что и нашло отражение в трудах современных философов. Так, Ж. Лиотар и Г. Шиллер полагали, что основной причиной появления «информационного мусора» является факт превращения информации в товар. Ж. Лиотар использует такой термин, как «перформативность». Это означает, что информацию создают, анализируют, собирают только тогда, когда она полезна. По его мнению, стремление к перформативности вызывает снижение качества информации и даже отмиранию некоторых видов высших форм информации - знаний, которые данным качеством не обладают.
Сегодня можно наблюдать сокращение финансирования сугубо гуманитарных исследований в пользу исследований практической направленности, что непосредственно связано с тенденцией превращения информации в товар. Крупные корпорации сегодня играют все большую роль в определении характера и направленности исследований. Объем так называемой корпоративной науки сегодня сопоставим с «университетской наукой», что влияет на систему высшего образования. «Университетская наука» все больше вынуждена приспосабливаться к перформативным критериям, делать упор на прикладные дисциплины (деловое администрирование, связи с общественностью, маркетинг, право, информатика) и сокращать финансирование в таких областях, как история древних цивилизаций, философия, филология и т. п.
Это ведет к тому, что гуманистические аспекты образования все меньше оказываются в центре внимания. Ж. Лиотар в связи с этим пишет, что сегодня уже «никто не ждет, что из школы выйдут более достойные граждане, из нее выходят лишь более квалифицированные люди, которые работают более производительно; единственное, что дает образование, - шанс получать большую зарплату»3. Знания, таким образом, все более включаются в систему товарных отношений. Г. Шиллер еще в далекие 1970-е годы утверждал, что при анализе социальных последствий применения «...новых информационных технологий основную проблему можно сформулировать с помощью хорошо известных понятий; нужно только спросить, кому эти технологии выгодны и в чьих руках сохраняется контроль над их применением»4.
Ж. Бодрийяр напротив полагает, что поскольку современная культура - это культура знаков, вопросы значения и качества информации нужно искать не в социальном пространстве, а в мире самих знаков. Автор ставшего столь распространенным термина «симулякр» считает, что мы уже безвозвратно канули в пучине мировой символики. Если такие философы как Ю. Хабермас считали, что с помощью правильной коммуникации (дискурса, диалога и других трансакций) мы сможем выправить ситуацию со знаками, сделаем их более аутентичными, то для Ж. Бодрийяра это уже не имеет смысла. По мнению философа, отсутствие аутентичности у знака это его родовой признак, знаки не выражают действительности, они ее симулируют.
Несмотря на различия подходов Ж. Лиотара и Г. Шиллера с подходом Ж. Бо-дрийяра их объединяет тот факт, что информационный продукт далеко не всегда несет семантический смысл, по крайней мере, тот, который был официально декларирован.
Техническое развитие средств связи и обработки информации оказывает значительное влияние на экономику, политику и культуру. Новые возможности, которые получают ИКТ благодаря новым техническим нововведениям, пробуждают оптимизм и, одновременно, тревогу у современных исследователей. Настороженность в прогнозах связана с тем, что усиление мощи технической составляющей информационно-коммуника-тивного воздействия далеко не всегда сопряжено с гуманистическими принципами и может быть обращено не только во благо, но и во вред человеку.
Здесь многое зависит как от субъектов информационно-коммуникативного воздействия, так и от характера социальных отношений, между этими субъектами. Деятельность субъектов информирования в современном мире в конечном счете будет определяться социальными факторами.
Необходимо учитывать тот факт, что новое качество информационно-коммуникативных и социальных технологий не только не лишает их возможностей формировать идеологию, но еще и усиливает эти возможности. Особенно при такой информационной онтологии, когда социальная реальность фактически тождественна информации.
Новые информационно-коммуникативные технологии создают уникальные возможности прямого диалога между людьми практически вне зависимости от ситуации и их физического местонахождения. Но информационно-коммуникативные технологии могут не только облегчать коммуникацию, но и вследствие своей инструментальной природы ее затруднять. Симуляционные информационно-коммуникативные технологии несут потенциал способный разрушить многие конститутивные элементы в традиционной структуре человеческого опыта, поставить его под контроль, а в перспективе и вовсе заменить его. Это в свою очередь может привести к изменению глубинных механизмов, формирующих самосознание человека. Поэтому в современном мире бурного развития информационно-коммуникативных технологий, методов информационного воздействия возникает необходимость углубления понимания философского принципа гуманизма. Онтологическим основанием принципа гуманизма была и будет сознательная способность человека руководить своими действиями, потребностями и поступками, быть ответственным за них, и любая деятельность в сфере информационных коммуникаций не должна ограничивать эти основания.
В «Учении Живой Этики» культура трактуется как самоорганизующаяся система духа, которая связана с духовной составляющей человека. Значение наследия Н. Рериха в современном мире состоит в утверждении невозможности совершен-
ствования без искоренения невежества, эгоизма (во всех его видах), без утверждения и развития самоотверженности и терпимости в отношениях между людьми.
Примечания
1 Статья развивает идеи, опубликованные ранее: Русаков А. Ю. Проблемы современной культуры в информационном обществе // Вестник СПбГУКИ. 2011. № 3. С. 106-108.
2 См.: Русаков А. Ю. Социальные конфликты постиндустриального общества // Свободная мысль. 2008. № 5 (1588), май. С. 97-107; Его же. Социальные последствия симбиоза информационно-коммуникативных и социальных технологий // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Философия. 2008. Вып. 3, дек. С. 226-235; Его же. Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на трансформацию социальных отношений // Наука. Философия. Общество: V Рос. филос. конгресс, Новосибирск, 25-28 авг. 2009 г.: материалы: в 3 т. / Рос. филос. о-во; Администрация Новосиб. обл.; Новосиб гос. ун-т; Ин-т философии и права СО РАН. Новосибирск: Параллель, 2009. Т. 1. С. 349-350.
3 Lyotard J. F. Political Writings. New York: UCL Press, 1993. P. 6.
4 Schiller H. The Mind Managers. Boston: Beacon, 1973. P. 175.